Отзывы о покупке франшизы

Что такое франчайзинг

Это такой вид сотрудничества, при котором одна сторона (франчайзор) передает второй (франчайзи) право на реализацию своих товаров и услуг или производство продукции под торговой маркой франчайзора.

Франчайзи выплачивает паушальный взнос и роялти владельцу бизнеса, а тот, в свою очередь, полностью контролирует деятельность партнера, диктует ему свои условия, разрешает использовать свои технологии и наработки, разрабатывает бизнес-план развития, в некоторых случаях – поставляет товары для продажи.

В нашей стране история франчайзинга началась только в конце 80-х-начале 90-х годов с компании по производству и продаже мороженого «Баскин Робинс». За рубежом же опыт покупки франшиз насчитывает не одно десятилетие. Это один из самых распространенных видов расширения бизнеса для перспективных компаний.

В России самыми успешными направлениями во франчайзинге стали:

  • продажа продуктов питания;
  • организация точек общественного питания;
  • продажа товаров повседневного спроса: недорогие бренды одежды и обуви, мебели, стройматериалов и т. д.;
  • оказание услуг: медицинских, юридических, сфере развлечений и т. д.

Гораздо меньшим успехом и спросом пользуется франчайзинг производственных компаний, развитие которых предполагает знание сложных технологических процессов, требует дополнительные расходы на материалы и другие ресурсы производства, а также наличия квалифицированного персонала.

В чем преимущество покупки франшизы

У франчайзинга очень много достоинств, особенно для людей, которые делают в бизнесе первые шаги.

Рассмотрим подробнее основные преимущества франшизы:

  1. Покупая франшизу, вам не нужно беспокоиться о раскручивании своего дела – вы приобретаете готовый бренд со своей историей, раскрученным именем, целевой аудиторией.
  2. Вам не нужно думать о том, где приобретать сырье для производства продукции, какие технологии использовать, как составить бизнес-план, какое оборудование потребуется для открытия торгового зала, медицинского центра и т. д.
  3. Франчайзор активно участвует в ведении бизнеса, оказывает консультационные, маркетинговые и тренинговые услуги.
  4. Вам не нужно тратить деньги на рекламу – рекламную кампанию осуществляет франчайзор, который напрямую заинтересован в раскручивании продуктов фирмы.
  5. При покупке вы платите строго определенную сумму, которая рассчитана точнейшим образом экономистами, хорошо разбирающимися в бизнес-процессах.
  6. Вам не нужно искать партнеров для своего бизнеса – франчайзор предоставляет вам возможность сотрудничества со своими партнерами.

Приобретение бизнеса по франшизе позволяет окупить все затраты уже через полтора года ведения дела, что, безусловно, является еще одним плюсом такого вида деловых отношений. Вот список самых успешных франшиз 2017 года.

Какие трудности могут ожидать владельца франшизы

Как и у любого явления, есть у франчайзинга и свои недостатки. Прежде чем пускаться в свободное плавание, нужно узнать обо всех подводных камнях, которые ожидают вас на пути. Отзывы о франшизе у наших предпринимателей очень противоречивые, и для негативного опыта тоже есть основания.

Одним из главных препятствий может стать отсутствие стартового капитала для первоначального взноса. Зачастую, паушальный взнос обходится дороже, чем вложение средств в собственное дело. К тому же выплатой паушального взноса дело не ограничивается – регулярно нужно платить роялти.

Еще один недостаток, который отмечают в своих отзывах о франшизе некоторые предприниматели, вытекает, как ни странно, из достоинств. Постоянный контроль со стороны владельца бизнеса может ограничивать самостоятельность франчайзи. Это связано с жесткими условиями договора, требующими полного соблюдения всех требований к качеству товаров и обслуживания.

Независимо от того, как идут у вас дела, выйти за рамки бизнес-плана будет невозможно. Для амбициозных предпринимателей это может стать большой проблемой.

Репутация вашего бизнеса будет зависеть от того, какая она у франчайзора. Поэтому, при выборе компании, нужно постараться получить о ней полную информацию, прежде чем соглашаться на покупку франшизы или выбирать всемирно известную компанию, такую как Zara или Carl’s Jr.

Еще одним существенным минусом такого типа бизнес-проектов можно считать то, что в нашей стране нет пока никаких законодательных норм, регулирующих эти отношения.

Отзывы о франшизах

Несмотря на продолжающийся кризис и некоторые недостатки, которые нельзя игнорировать, начинающие бизнесмены продолжают интересоваться франшизой, отзывы о ней можно найти в Интернете или попробовать поискать знакомых, которые имеют подобный опыт.

Вот, к примеру, личный опыт молодой женщины, долго искавшей для себя интересное дело:

«Я долго искала, чем бы таким заняться. Проблема была еще и в том, что ничего в бизнесе не понимала, и очень боялась прогореть. Мне посоветовали побольше узнать про франчайзинг. Эта мысль мне показалась интересной. Как и любая женщина, я с удовольствием посещаю магазины одежды, чем-то подобным хотелось заниматься и самой. С идеями своими обратилась в ассоциацию франчайзинга. Там мне помогли подобрать несколько подходящих вариантов, из которых я через несколько дней выбрала для покупки франшизы одну из компаний. Очень переживала, как все пойдет. Но мне помогли подготовить помещение, обучить персонал и вообще постоянно направляли и подсказывали, как вести дело. К тому же у компании уже известное на рынке имя, хорошо зарекомендовавшее себя. Вложение денег окупилось у меня уже через месяц. Я обеими руками за франчайзинг: выбирайте его, если у вас нет опыта в бизнесе, вы точно не пожалеете об этом!»

Очень много положительных отзывов о франшизе различных сетей общественного питания. Чем раскрученнее бренд, тем больше прибыли у партнеров компании. Поэтому, выбирая для себя это направление, задумывайтесь о том, чтобы покупать франшизу у известных, хорошо зарекомендовавших себя франчайзоров.

Вот, например, реальный отзыв о сети ресторанов быстрого питания Subway:

«Если у тебя нет никакого опыта в бизнесе, да и жизненного еще не хватает, в кармане пусто, но амбиции не дают спокойно спать по ночам, то смело выбирайте франчайзинг. Я рискнула, купила франшизу у Subway, и уже через полгода открыла вторую точку, а затем и несколько ресторанов в соседних городах. Subway отлично помогает справляться с первыми сложностями, направляет и очень строго контролирует все процессы. Для тех, кто привык работать и ответственно относиться к делу, – это лучший выбор. Вы приобретаете неоценимый опыт, и уже через несколько месяцев сможете окупить все расходы».

Очень большой популярностью пользуются франшизы в сфере детского досуга, а также спортивного или музыкально-эстетического обучения. Франшизы спортивных и танцевальных клубов позволяют очень многим реализовать свои мечты не только о бизнесе, но и проявить свои творческие, педагогические и интеллектуальные способности.

«В моем городе совсем мало спортивных секций, где с удовольствием могли бы заниматься дети. Проанализировав все доступные в этом направлении франшизы, отзывы о них, я выбрала для себя футбольный клуб «Юниор», и ничуть не пожалела об этом. Перед открытием школы все вопросы, в том числе и юридические, кадровые, мне помогла решить фирма. И по сей день ни одни мой вопрос не остается без внимания. В школе занимается постоянно около 40 детей. За несколько месяцев мы полностью окупили все затраты на покупку самой франшизы, инвентаря, затрат на рекламу. Очень довольны школой дети и их родители».

Однако есть и отрицательные мнения. Очень часто это связано с тем, что люди покупают франшизу у компаний, о которых мало что известно в регионе. Из-за этого гораздо сложнее привлечь клиентов, требуется грамотное проведение рекламных акций, многое зависит и от самого человека, владеющего бизнесом:

«Моя подруга приобретала заграницей товары одного очень известного в этой стране бренда. Ей нравилось качество одежды и цена. Она решила купить их франшизу и открыть магазин у себя в городе. Однако здесь никто ничего не слышал о таком бренде и, несмотря на хороший товар, поддержку управляющей компании, бизнес не пошел. Поэтому не стоит связываться с неизвестными брендами – лучше идти уже по проторенной дорожке и купить франшизу у известной прибыльной компании».

Отзывы о франшизах и реальные истории людей часто содержат дельные советы и предупреждения. Многие, имеющие такой опыт, советуют обращать внимание на то, в чем будут выражаться роялти.

Если по соглашению франчайзор получает процент от дохода, то он будет лично заинтересован в росте и развитии вашей компании, станет способствовать этому, направлять вас и контролировать работу очень строго. Если же сумма выплаты фиксированная, то, скорее всего, управляющая компания не будет заниматься продвижением вашего бизнеса.

Узнать о рисках франчайзинга конкретной компании можно, пообщавшись с другими предпринимателями — владельцами франшизы; отзывы их и мнение стоит внимательно изучить. Обычно эту информацию легко найти. Это поможет решить, стоит ли приобретать франшизу или подождать и поискать другую.

«Такую рекламу я бы себе не сделал», или Как я купил франшизу Pedant.ru

«До покупки франшизы у меня было ИП, своя команда, которая занималась монтажом локально-вычислительных сетей. Я курировал все проекты и работы. На текущий момент этим уже не занимаюсь».

«Изначально я работал управляющим сервисного центра на компанию Pedant. В какой-то момент Роман Персиянов всем объявил о смене политики компании, переходе на франшизу и возможности выкупать действующие филиалы.

Я понял: либо „купят“ меня вместе с сервисом, либо его выкуплю я, если говорить образно. Это послужило толчком к покупке франшизы.

В тот момент я не задумывался о прочих франшизах и направлениях, другие варианты даже не обсуждались. Я доверился и не прогадал. К тому же, точка была хорошо развита, поэтому сомнений в правильности выбора не возникло».

Выбор франшизы. «Моя супруга — бухгалтер. Все таблицы и документы с показателями филиала, которые мне прислали, изучила она. Со всем происходящим в центре и в данной сфере я был знаком, т. к. являлся управляющим. Можно сказать, она оценила всю бумажную сферу, а я знал этот бизнес изнутри. Все это в совокупности помогло с окончательным решением. Оно было принято за два-три дня».

Переговоры. «Изучать меня франчайзеру не имело смысла, потому что я уже был знаком с компанией очень близко. Обо мне говорили мой труд и опыт. По этой же причине мне не нужно было изучать компанию. Отзывы о франшизе Pedant. ru мне не потребовались. Повторюсь, документы и систему работы мы уже проанализировали. Оставалось только действовать и начинать менять свою жизнь».

Какие вопросы надо задать франчайзеру. «Первое — спросите про срок окупаемости вложений. Для меня это важная цифра, именно от нее потенциальному предпринимателю стоит отталкиваться. Ну и, конечно, доказательства предоставляемых цифр.

Второе — узнайте о необходимых материалах и оборудовании, в нашем случае — запчастях. Обязательно нужно уточнить, есть ли стартовый пакет и на какой период он рассчитан. Нужно понимать, сколько есть времени на поиск поставщиков.

Третье — всегда рассчитывайте и на себя в том числе, а не только на франчайзера. Уточните у действующих франчайзи, все ли так гладко, как преподносит франчайзер. В случае с Pedant.ru могу сказать, что 90% предоставленной информации уже подтверждено собственным опытом, 10% — погрешность, которая не столь велика».

Запуск. «Все переговоры и оформление документов заняли около недели. В связи с тем, что сервис был действующий, никаких доработок он не требовал. Оборудование, запчасти — все было в наличии. Поэтому мы оформили переход с ООО на ИП и на следующий день уже работали в штатном режиме.

Буквально три недели назад я открыл вторую точку в виде островка в торговом центре. В нем процесс подготовки занял около месяца, но это было связано с ожиданием поставки островка».

Проблемы. «Опираясь на свой опыт, я бы выделил две основные проблемы: найти качественный персонал и хорошую аренду. Благо, с первым пунктом проблем не было, но вот с поиском аренды для второй точки пришлось помучаться.

Я работаю в арендованных помещениях. Если вернуть время назад, я бы место первой точки, возможно, рассмотрел бы по-другому. Может и здесь же, но просторнее. У меня всего 20 кв. метров и, грубо говоря, сервис „трещит“ порой при большом потоке клиентов. Но с другой стороны, клиентопоток на данный момент здесь хороший за счет рекламы и репутации, которую мы наработали за все время. Но здесь нет очень большой проходимости.

А вот уже во втором сервисе я провел работу над ошибками и подобрал проходимое место. Саму аренду я искал очень долго, около полугода. В нашем городе с этим большие проблемы. Педант в этом плане очень помог, для меня нашли это место, я съездил посмотреть, замерил проходимость и решил заезжать. И не прогадал, потому что, пока собирали островок, готовились к запуску, люди уже подходили и спрашивали: „Ну что, когда уже можно принести телефон на ремонт?“

Я раньше даже не понимал, что такое франчайзинг. Сейчас уже это все в прошлом, есть осознание „как это“ и „с чем едят“. Я стал понимать, что франшиза — это работать на себя с некими „но“, но эти некие моменты окупаются и оправдывают себя.

О приобретении франшизы я не жалею. Мне многие говорят: „А что ты сам не запустишься, все бы у тебя пошло“, — но я знаю, что сам бы я себе такую рекламу не сделал и таким потоком клиентов себя бы не обеспечил».

Выученные уроки. «Я вынес для себя один момент: очень важно иметь профессиональных сотрудников, которые будут понимать тебя, быть на одной волне. Чтобы знали, за что они получают деньги, и чтобы им было комфортно работать с тобой. Их задача — качественная услуга, а моя — создать условия, чтобы это все выполнялось. Тогда бизнес будет успешен.

Мне очень повезло, и проблем с кадрами у меня не возникло. Сейчас у меня в первом сервисе работают три сотрудника, а во втором — два. И все являются компетентными специалистами».

Советы франчайзи. «Самое главное в бизнесе в сфере услуг — высокое качество обслуживания. Лично я всегда слежу за показателем NPS своих сотрудников и сразу реагирую, если он упал.

Клиент, которому понравилось всё, придет вновь и приведет еще своих знакомых, родных. В совокупности эти люди создадут репутацию вашему бизнесу, которая является залогом успеха. Поэтому изначально нужно подумать о персонале. Стартовать нужно сразу качественно.

Когда я открывал и первую, и вторую точку, страх, конечно, присутствовал. Но могу сказать, что первый сервис уже окупился, хотя я точных цифр не считаю. Я знаю, что каждый месяц работаю в плюс, учитывая первое время работы, и это отлично. Сейчас в планах раскачать второй сервис, а уже дальше, если возможно, и третий открою».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *