Пальчиковая гимнастика вышли пальчики гулять

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи


ПОДЕЛИТЬСЯ
Дорогие читатели! Продолжаем беседу о развитии мелкой моторики малыша.
Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.
* * *
«ШАЛУН»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому — не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«ПО ГРИБЫ»
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
«ПАСТУШОК»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток (можно произносить имя вашего малыша)
Кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа. * * *
Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением.
«ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«СТУЛ»
(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
«СТОЛ»
(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
«ЛОДКА»
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
«ПАРОХОД»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
«КОЗА»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«ЖУК»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит. * * *
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом.
Тема следующей статьи — Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет
См. также:
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 21 октября 2005 г.
Комментарии к статье
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет
21.10.2005, 16:13
natasha
spasibo! 30.01.2006, 15:35
Анна
Спасибо за очень нужные моему ребенку упражнения со стихами. А можно будет написать об этом поподробнее. 11.05.2006, 13:38
Валя
Огромное спасибо, за нужные советы в развитии ребенка. 25.09.2006, 10:18
Ольга
Это интересно и тихи замечательные соответствующие возрвсту ребенка. Хорошо бы, еще добавить информацию о массаже рук. 02.11.2006, 05:41
Наталья
Здорово! Жаль только,что я не могу никак увлечь своего малыша такими играми: вырывает руку и убегает. Он предпочитает бег и прыжки. 22.11.2006, 21:38
Инна
Моей дочке 1,5 года. Посоветуйте помимо пальчиковых игр что-то другое, а то моя фантазия скоро иссякнет, нужны новые игры. Мы рисуем цв.карандашами, восковыми мелками, красками (кисточкой, ватной палочкой, пальчиками, ладошками), рвем пластилин, прилепляем его на картон, потом в него вдавливаем различные предметы (бусины, семечки, пуговки), работаем со шнуровкой, собираем мягкую мозаику, просовываем фигурки в отверстия, переливаем воду. У ребёнка начинает пропадать интерес, а чем-то новым и необычным она с радостью готова заниматься. Пожалуйста подскажите. 12.12.2006, 20:27
Елена
Спасибо за советы, обязательно попробуем.
20.12.2006, 11:12
Оксана Сергеевна
Ответ Инне.
Попробуйте прописи для малышей.Серия «Каляки»,»Лапки-царапки»,»Елки-моталки»,вышедшие в издательстве «Карапуз».
Многие малыши с удовольствием пребирают крупу(горох и фасоль, гречка и рис).
можно добавить эспандер. 02.01.2007, 22:56
Ирина
спасибо, моему сыночку 1,2 года ему нравяться игры с ручками посоветуйте как приусить ребенка к рисованию пробывали и пальсиковыми красками и восковыми мелками ему не нравится 11.01.2007, 19:15
Оксана сергеевна
Ответ Ирине.
Попробуйте рисовать на стене(к сиене прикрепите очень большой лист ватмана. Многим малышам нравится рисовать на «запотевших» стеклах,зеркалах.
Для красок Ваш малыш еще намного маловат и отсутствие интереса к рисованию вполне нормально и объяснимо возрастом. 08.06.2007, 11:04
Влада
Замечательные игры с пальчиками, интересно,подобрано в соответствии с возрастом,но моего ребенка 1год 9 мес. сложно увлечь этим занятием, он быстро отвлекается, как заинтересовать ребенка? 21.09.2007, 16:48
Swetlana
Большое человеческое спасибо! (замечательные идеи, рифмы, игры — спасибо за подельчивость нужной и полезной информацией) 20.06.2008, 13:53
Соня
Спасибо! 16.01.2009, 21:20
Анжелика
Спасибо большое,за интересные игры давно искала пальчиковые игры,очень хороший сайт много от сюда черпаю для сынули!!! 02.02.2009, 16:02
Наташа
Очень полезные и интересные упражнения, которые развивают не только моторику, но и речь (ребенок повторяет слова). 10.12.2009, 10:18

анастасия
огромное спасибо. очень интересный материал. 22.01.2010, 19:30
Нина Давыдова
Спасибо! Вот это НАХОДКА!!! 16.02.2010, 14:34
Людмила
Полезная статья, интересные стихи. В дополнение хочу посоветовать совмещать с методикой детские жесты. Развитие колоссальное )))
Автору спасибо 27.03.2010, 14:07
Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка)
Оксане Сергеевне:
Большое спасибо!! По опыту знаю — чем чаще меняешь игры — тем интереснее малышу, так что за разнообразие СПАСИБО.
Инне и ее дочке(1.5 лет):
Еще мы с сыночком любим рисовать крупой так: На распечатанной раскраске или собственноручном рисунке-контуре намазываем определенные участки рисунка клеем, засыпаем крупой(греча,рис,кукурузная,чечевица)или цветной посыпкой для торта, ссыпаем лишнее в мисочку и повторяем операции с другим участком рисунка. Получается картина. Можно даже не все так засыпать, а только фрагменты рисунка — будет объемная картина. Так еще можно «рисовать» крупой на самоклеящейся пленке (которую продают для обклейки мебели). Предварительно пленку приклейте на картон клейкой стороной вверх — на нее будете сыпать с малышом. Можно сыпать через трафареты заготовленные вами — получится четкий рисунок. Я использую и торговые пластиковые трафареты. Да, еще: для удобства работы с самоклейкой лучше наклеить на нее по контуру рамку из картона, чтобы можно было держать руками и не прилипать. А если использовать гофрированный картон и вклеить внутрь петелечку — будет настоящая картинка — можно и галерею устроить. На такой заготовке-картинке с самоклейкой мы разыгрываем сказки (вырезала из порванных и пожёванных сыночком книжечек картонные изображения героев — дед, баба, репка и т.д. и т.п.). Очень удобно малышу самому приклеивать и отклеивать героев по ходу сказки. Разыгрываем так и сказки собственного сочинения из имеющихся в наличии героев. 27.03.2010, 14:07
Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка)
Инне и ее дочке(1.5 лет):
Да, еще есть интересное для моего Тимошика (может и Вам пригодится): очень ему понравилось рисовать толстыми фломастерами на водной основе по стенке, обклееной самоклейкой. Причем в одну руку даю ему фломастер, в другую сам требует влажную тряпку. Увлекает процесс и рисования и стирания рисунка. Влажной тряпкой такие рисунки вытираются без труда. Потом за малышом еще протрете тряпкой повлажней — и мольберт снова готов для следующего раза!!!
Еще быстросделанная игра: рисуете и вырезаете из картона белочку и грибы. В грибах делаете дыроколом дырки и раскидываете их по полу. Предлагаете малышу помочь белочке заготовить на зиму грибы — найти их, надеть на шнурок. Тут и ориентация в пространстве, мелкая моторика при шнуровке, изучение цвета — если грибы будут разноцветные. Можно так сделать кота-рыбака и рыбок, ежика и яблоки — всё на вашу фантазию и умение! Тимошику (2 года и 2 мес.)очень понравилось. А времени на изготовление игры потратила 10 мин. 27.03.2010, 14:08
Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка)
Инне и ее дочке(1.5 лет):
Да, еще есть интересное для моего Тимошика (может и Вам пригодится): очень ему понравилось на той же стенке, обклееной самоклейкой приклеивать вырезанные мной заранее фигуры из бархатной самоклеящейся бумаги. Она приятная для малыша на ощупь, плотная — ему удобно клеить, правда достаточно дорогая. Опять же — мелкая моторика, изучение цветов, фигур, счет, развитие фантазии — он сам составляет рисунок (клеит лучики к солнышку, крышу домику, окошко, приклеивает глазки лапки и т.д. и т.п.) И на самоклейку можно одни и те же фигурки прилеплять и отлеплять несколько раз (от бумаги уже не оторвешь). Так что,если пожертвуете кусочком стены и оклеите его самоклейкой — то не пожалеете — игровое поле многофункциональное! Мне удалось найти симпатичную самоклейку — салатового цвета в ромашках, так что интерьер не сильно пострадал. 14.08.2010, 00:09

диля
спасибо,очень интересно — мы попробуем!моей доче2г2мес, но развитие на 1 год.ЗПМР.мелкая моторика совсем не работает. 24.03.2011, 09:31
светлана

ДОРОГА

Пальчиковая гимнастика:

Шуршат по дорогам (гладят руками по столу)

Весёлые шины, (хлопают в ладоши)

Спешат по дорогам (берут в руки воображаемый руль,

Машины, машины. крутят его)

В кузове важные (сжимают и разжимают пальцы)

Срочные грузы –

Цемент и железо, (сгибают по очереди пальчики)

Пальчиковая игровая гимнастика «Светофор»

Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор.

Дети произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши (отхлопывают слоги).

У него больших три глаза,
Не горят они все разом.

Показывают три пальца

Если красный загорелся,
То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре

И машины пропустить.

Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг.
Качают головой.
«Крутят рули».

Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.

Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг.

Глаз зелёный загорелся –
Стоп, машины, мы идём!

Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым.

Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.

Маршируют по помещению, ритмично произнося текст.

Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор.

Произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши (отхлопывают слоги).

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево — вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх — вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

В. Волнина

ТОК

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру нам,

Чтоб работали приборы,

поочерёдно стучат пальчиками одной руки о пальчики другой руки

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос,

загибают пальцы одновременно на обеих руках

Ток энергию несет.

стучат кулаком одной руки о кулак другой

Пальчиковая игра «Песок»:

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.

Коля лепит колобок, — имитация лепки.

А Иринка теремок — сделать «крышу» из рук.

Люба лепит разных рыб, — имитация движения рыб.

Ну а Вера – белый гриб — сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Пальчиковая гимнастика «Фиалка».

На солнечной опушке Дети стоят.

Фиалка расцвела – Руками изображают цветок.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла. Цветок над головой.

В траве она хоронится Взмахом рук показывают вниз.

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится Наклоняются и «берут цветочек».

И бережно возьмет.

Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение соотносить действия со словами.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются; затем производятся плавным покачиванием кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, образно форму цветка, производятся покачивания «полевкой» цветка.

Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать

Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Пальчиковая гимнастика «Стол»

У стола четыре ножки. Левый кулачок ставится на стол.

Сверху крышка, как ладошка. Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.

Пальчиковая гимнастика «Кирюшкина кроватка»

Вот Кирюшкина кроватка, руки в стороны,

Чтобы спал Кирюшка сладко, приседают, ладошки под ушко

Чтоб во сне он подрастал, — медленно поднимается

Чтоб большим скорее стал. – на носочки, руки вверх.

СОВУШКА-СОВА
Совушка-сова (руки положить на голову, покачать головой) —
Большая голова.
На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону),
Головой вертела.
Во траву свалилася (уронить руки на колени),
В яму провалилася. Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища.

БЕГЕМОТ
Бегемот (изобразить бегемота: положить одна на другую ладони, слегка округлив и расположив их в горизонтальной плоскости (рис. 17а)
Разинул рот —
Раскрыть ладони, изображая пасть бегемота; руки не разъединяются только в области запястий (рис. 17б).
Булки просит бегемот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *