Пасека на колесах

Содержание

Как сделать своими руками или выбрать готовую пасеку на колесах?

Многие пчеловоды, особенно начинающие, искренне удивляются тому, что, сколько бы они ни старались, количество мёда, которое удаётся получить за сезон с одного улья, оказывается весьма скромным, а пчелиные семьи — слабыми и неплодовитыми. Секрет состоит в том, что для получения по-настоящему большой мёдопродуктивности пчёлам нужно обеспечивать кочёвку. Обо всех тонкостях этого процесса, в том числе способах изготовления передвижной пасеки своими руками, рассказано в данном обзоре.

Особенности кочевой пасеки

Как известно, пчёлы производят мёд из нектара и пыльцы определённых растений, называемых медоносами. Наиболее активный сбор сырья для будущего мёда происходит в период, когда медоносы цветут. Однако это время обычно быстро проходит, и насекомым приходится срочно искать новое место для «охоты», причём не всегда такие поиски бывают достаточно успешны. По этой причине количество мёда, которое удаётся получить с одного улья, всегда сильно зависит от места размещения пасеки и конкретных погодных условий, сложившихся в том или ином сезоне. Поскольку такая неопределённость и плохая прогнозируемость становится серьёзной проблемой для любого, кто рассматривает реализацию мёда как серьёзный источник постоянного дохода, возникает необходимость поиска способов повлиять на показатели мёдопродуктивности и, конечно, постараться их повысить. Именно таким решением и является кочевая пасека.

Например, в селе Кривоносово к концу апреля зацвела медуница, а уже через месяц этот процесс полностью завершился. При этом, пасечник хорошо знает, что буквально в 20 км от этого места, в деревне Кривошапкино, есть обширные луга с одуванчиком, зацветающим как раз во второй половине мая. Двигаясь таким образом от одного цветущего медоноса к другому, пчеловод предоставляет своим «подопечным» возможность активного и, главное, непрерывного сбора нектара на протяжении нескольких месяцев подряд.

Важно! Существуют специальные календари цветения медоносных растений, актуальные для различных регионов. Например, в средней полосе европейской части России грамотно организованная кочёвка пчёл позволяет начинать медосбор в середине апреля и заканчивать в конце июля, а в Украине этот период и вовсе может длиться с марта по сентябрь включительно.

Ещё одной причиной высокой продуктивности кочевой пасеки является то, что пчёлы в этом случае подвозятся максимально близко к месту произрастания медоносов, а, значит, тратят намного меньше энергии на весь процесс сбора нектара, чем это бывает при стационарном обустройстве ульев. Не успевшая устать пчела возвращается в гнездо с полным взятком, в то время как при длительном перелёте значительную часть добычи насекомое съедает, чтобы поддержать собственные силы.

Что необходимо для успешной кочевой пасеки?

Конечно, для того чтобы пасеку можно было перемещать на значительные расстояния, прежде всего необходим транспорт. Совсем не обязательно, чтобы это был грузовой автомобиль или фургон. Для небольшого количества ульев вполне можно ограничиться прицепом. Как и при «оседлом» пчеловодстве, для передвижной пасеки необходимы ульи. В принципе, особых отличий в обустройстве стационарных и передвижных домиков нет. Но обычно для перевозок используются более современные модульные конструкции, состоящие из соединённых между собой однотипных ячеек-ульев. Главным преимуществом таких пчелопавильонов является компактность и устойчивость при транспортировке. Таким образом, поскольку никаких особенных сложностей в организации кочевой пасеки, в общем, нет, такой способ пчеловодства с успехом применяют даже мелкие фермеры и частные бортники.

Важно! Подсчитано: для того чтобы кочевая пасека окупилась, один улей должен приносить не менее 5 кг мёда. Для сравнения: средняя продуктивность стационарного улья — примерно 2 кг мёда.

Тонкости кочёвки пчёл

Тем не менее перевозка живого груза всегда связана с некоторыми тонкостями. Прежде всего необходимо поинтересоваться действующими на данной территории государственными правилами, регламентирующими этот процесс, в противном случае из-за отсутствия необходимых документов перевозчик может быть привлечён к ответственности и не только заплатить крупный штраф, но и потерять своё имущество. Кроме того, пчёлы очень подвержены стрессам и тяжело переносят транспортировку, поэтому долгая тряска по бездорожью может оказаться пагубной для семьи. С другой стороны, вблизи от автострад с хорошим покрытием стоянки для ульев тоже организовывать нельзя: по-настоящему качественный мёд можно получить только на экологически чистых плантациях.

Правильная постановка ульев

Во время кочевья очень важно руководствоваться несколькими основополагающими правилами:

  1. Дистанция между местом стоянки и ближайшей плантацией, на которой произрастают медоносы, должна быть минимальной, но в любом случае не может быть дольше 2 км.
  2. На пути к медоносу или в непосредственной близости от улья обязательно должен находиться источник воды — ручей, озеро или другой водоём.
  3. Прежде чем делать стоянку, следует убедиться в том, не располагаются ли неподалёку другие пасеки (кочевые или стационарные) и, в случае наличия таковых, отъехать минимум на 3 км от ближайшего «конкурента».
  4. Независимо от того, будут ли ульи извлекаться из платформы или останутся внутри неё, располагать их нужно в тени и в защищённом от ветра месте.
  5. При намерении извлечь ульи из транспортного средства следует заранее позаботиться о том, чтобы к месту их размещения можно было легко подъехать не только для разгрузки, но и для последующей погрузки модуля на платформу (для этого важно убедиться в отсутствии риска того, что через некоторое время подъезд окажется закрыт или загорожен).

Знаете ли вы? Пчела в поисках пищи способна проделать путь длиной в 8 км и затем безошибочно отыскать дорогу к дому, двигаясь при этом со скоростью примерно 0,5 км в минуту.

Хорошая ориентация в пространстве и выносливость насекомых не должны обманывать пасечника. Во-первых, после длительного путешествия насекомое полностью выбивается из сил, и его последующая производительность резко снижается. Во-вторых, на дальние расстояния пчёлы могут вылетать только в хорошо знакомой местности, досконально изученной каждой из них «с юности» (первый вылет у молодой пчелы всегда бывает ознакомительным, выполненным с целью «рекогносцировки»). Для кочевой пасеки принципиально важно, чтобы медоносы находились в непосредственной близости к улью.

Причины создания пчеловодами передвижных домиков

Главная причина создания кочевых пасек, — это, конечно, продление периода медосбора и обеспечение пчёл полноценным кормом, который на постоянной основе далеко не всегда есть в пределах доступности насекомого при его стационарном содержании (это расстояние традиционно рассчитывается как площадь в радиусе 3 км от улья).

Иногда, впрочем, перевозка пчёл с места на место обусловливается и вынужденными обстоятельствами, такими, например, как:

  • несогласие соседей по участку на близость пасеки, что может порождать серьёзные конфликты;
  • наличие аллергии на пчелиный яд у кого-то из членов семьи, делающей контакт с пчёлами по-настоящему опасным;
  • слишком высокая конкуренция между пчеловодами в рамках одного и того же участка;
  • массовое применение пестицидов и других опасных химических веществ на полях или объектах, расположенных в радиусе охоты пчёл, что не только отрицательно сказывается на качестве мёда, но и может привести к полной гибели семьи.

Знаете ли вы? Кочевое пчеловодство практиковали ещё в Древнем Египте. Правда, в качестве транспорта в то время использовались плоты, а роль дороги выполняла главная водная артерия страны — река Нил.

Преимущества и недостатки таких ульев

Всё, что уже было сказано о передвижных пасеках, позволяет выделить как преимущества, так и недостатки подобного кочевого пчеловодства.

  • В частности, к безусловным плюсам метода следует отнести:
  • очень высокие показатели медосбора, в том числе за счёт значительного увеличения периода активной работы пчёл (по сравнению со стационарной пасекой, продуктивность может быть в десять раз выше);
  • возможность получения мёда разных сортов, что также делает бизнес более эффективным;
  • значительное улучшение силы пчелиных семей, повышение их плодовитости (мёд, приготовленный из пыльцы одних и тех же растений, менее питателен для насекомых, чем разносортный и полифлёрный);
  • отсутствие прямой зависимости от погодных условий, препятствующих медосбору с конкретного медоноса в конкретный период времени (рабочую территорию для пчёл всегда можно поменять);
  • возможность влиять на чистоту (монофлёрный или полифлёрный) и качество (экологичность) конечного продукта, грамотно подбирая медоносы в процессе переездов.

Модули для мобильных пасек просты в изготовлении и обслуживании, устойчивы, долговечны и компактны.

  • Что касается минусов кочевого бортничества, то они тоже очевидны:
  • несопоставимо более высокие производственные затраты (передвижение пчёл вслед за цветущими медоносами требует огромного количества времени, усилий и финансовых вложений, при этом проведывать ульи наездами раз в неделю, как это бывает в стационарном пчеловодстве, в данном случае не получится);
  • отсутствие комфортных условий для сопровождающего модуль лица (необходимость спать в машине или в палатке, питаться всухомятку и т. п.);
  • необходимость оформления дополнительных документов, необходимых для проведения перевозки живого груза (перечень таких документов и строгость требований зависит от конкретной страны);
  • более строгие требования к прочности и устойчивости ульев, риск повреждения конструкции и травмирования её обитателей во время транспортировки;
  • сложность в выборе мест для стоянки (частная собственность, конкурирующие пасеки, охраняемые территории, отсутствующий подъезд к подходящему участку и т. п.);
  • необходимость в наличии намного более глубоких знаний относительно устройства ульев (при необходимости их срочного ремонта в полевых условиях), геолокации, растениях, подходящих для сбора нектара и времени их цветения, а также других вопросов, требующих мгновенного реагирования на месте;
  • опасность потери части рабочих особей, не сумевших сориентироваться на незнакомой местности и погибших в поисках дороги домой;
  • необходимость принятия мер для охраны размещённых на открытой местности модулей;
  • повышенный риск отравления пчёл и производимого ими мёда пестицидами, используемыми при обработке полей (постоянно перемещаясь, пасечник зачастую не имеет возможности получить достоверную и актуальную информацию о подобных мероприятиях);
  • блуждание пчёл и смешивание семей — характерно для любого модульного улья, но при кочёвках проявляется особенно сильно.

Важно! В передвижных пасеках практически никогда не бывает слабых семей — все особи активны, полноценны и одинаково сильны.

Как сделать своими руками передвижную пасеку?

Конечно, многокорпусный кочевой модуль, потратив небольшое количество времени, можно приобрести в готовом виде и затем просто установить его на любой платформе с раздвижным рядом. Однако фабричная передвижная пасека стоит дорого и не всегда подходит под имеющийся в распоряжении пчеловода транспорт.

С другой стороны, применив не так уж много сил и смекалки, подобного рода конструкцию вполне реально изготовить своими руками, сделав её при этом оптимальной по размерам, весу и другим важнейшим параметрам. Первое и самое главное, что нужно определить для себя перед началом работы, — это способ транспортировки будущей пасеки. Если не рассматривать всерьёз перспективы перевоза пчёл лошадьми на самодельных телегах, как это делали в старину, проще всего использовать для этой цели обычный прицеп, автомобильный или даже тракторный (например, 2 ПТС4). Практика показывает, что таким образом, при помощи легкового авто можно вполне комфортно перевозить ульи и модули, рассчитанные на полтора десятка пчелосемей и даже более.

Если прицеп бортовой, то борта для удобства иногда снимают, а на платформе к деревянному настилу при помощи бортов прикручивают две направляющие планки. Определившись с платформой, можно приступать к изготовлению самого модуля.

Знаете ли вы? Лошадиный пот действует на пчёл как раздражающий фактор, поэтому, выпущенные из улья, навьюченного на кобылку, озлобленные насекомые непременно набрасываются на ни в чём не повинное животное и яростно его жалят. Эту особенность хорошо знали наши предки и всегда уводили лошадь подальше, прежде чем выпустить перевозимых на ней пчёл.

Учитывая, что конструкция должна быть мобильной, главным критерием при выборе основного материала для её производства должен быть небольшой вес. С этой точки зрения, оптимальный вариант — пенополистирол. Работать с ним тоже несложно, поэтому многие пасечники отдают предпочтение именно этому варианту.

Инструменты и материалы

Для изготовления передвижного модуля понадобится:

  • листы экструзионного белого пенополистирола (ЭПС) толщиной не менее 30 мм (в отличие от обычного, благодаря закрытым ячейкам намного прочнее, меньше поглощает влагу, и, что особенно важно, обладает более низкой теплопроводностью, что обеспечит дополнительную защиту пчёл как от зимних холодов, так и от летней жары, особенно опасной во время перевозки);
  • листы древесноволокнистой плиты (ДВП) или фанеры;
  • металлические уголки 45×45 мм;
  • деревянный брус 60×70 мм;
  • оцинкованное железо или другой утяжеляющий материал для изготовления поддона;
  • жидкие гвозди или клей;
  • саморезы;
  • фасадная акриловая краска разных цветов.

Набор инструментов включает в себя всего лишь:

  • острый нож;
  • рулетку или обычную линейку;
  • уровень;
  • карандаш или фломастер для нанесения разметки;
  • наждачную бумагу для обработки краёв пенополистирола.

Важно! Максимальный вес одного улья из пенополистирола составляет около 1,5 кг, причём в таком домике без труда размещается десяток рамок. На прицеп к легковому автомобилю можно установить до 30 полноценных ульев.

Чертежи

Общая конструкция мобильной пасеки может выглядеть примерно так:

Как видно из рисунка, пчеловод может разместить своё рабочее место в центре (вариант «в») либо в передней части платформы (вариант «а»). Вид сверху (рисунок «б») показывает последовательность размещения остальных частей пасеки (справа налево): медогонка, разделочный стол, сиденье, шкаф для хранения инструментов и запасных рамок, модули с ульями, расположенные в один либо в два яруса.

Сам улей можно изготовить, следуя такому чертежу:

Сборка пасеки

Последовательность действий при изготовлении улья для кочевой пасеки:

  1. Выполнить разметку нужных деталей на листах пенополистирола и ДВП, не забывая оставить допуски для швов с каждой стороны (минимум 5 мм).
  2. Острым ножом вырезать заготовки.
  3. Выполнить притирку заготовок из ДВП и пенополистирола.
  4. При помощи наждачной бумаги, наклеенной на лист фанеры, отшлифовать стенки улья.
  5. Из деревянных брусьев изготовить каркас шириной 11 мм и глубиной 20 мм, установить его на заднюю стенку улья в качестве фальцев (бесфальцевые ульи для кочевого использования подходят плохо).
  6. Склеить или скрепить жидкими гвоздями все детали домика.
  7. Дождавшись, пока клей просохнет, сделать опору для рам из узких полосок фанеры.
  8. Покрасить наружные стенки улья акриловой фасадной краской.
  9. Из оцинкованного железа изготовить поддон нужных размеров и установить в него улей для смещения центра тяжести в нижнюю часть (эта предосторожность убережёт модуль от переворачивания в процессе транспортировки).

Важно! Пчёлы, перевозимые с открытыми лётками, жалят гораздо реже, чем это бывает в случаях, когда на время перевозки выходы из ульев закрывают.

Как погрузить улей на прицеп?

Для того чтобы модуль из ульев можно было перевозить, определённую подготовительную работу нужно провести и с прицепом.

Делается это так:

  1. Изготовить каркас из деревянных досок и установить его на платформу (если прицеп не бортовой, а в виде будки, такая конструкция не нужна).
  2. При помощи листов ДВП или фанеры, а также металлических уголков и саморезов прикрепить внутри каркаса полки для размещения ульев (в один или в два яруса).
  3. При помощи тщательной разметки вырезать в стенах или бортах прицепа отверстия, совпадающие с лётками ульев, которые будут размещаться на платформе.
  4. По центру между стеллажами обязательно следует предусмотреть свободное пространство для прохода.
  5. Расставить ульи на полках и надёжно закрепить их, чтобы в процессе движения конструкция не рассыпалась.

Как правильно расставить ульи

Расставлять ульи всегда нужно на одинаковом расстоянии друг от друга. Предпочтительным вариантом считается конструкция модуля в один ярус. Двухэтажные конструкции используются пчеловодами вынужденно, в целях экономии пространства, но более высокие нагромождения совершенно точно недопустимы. Проблема состоит в том, что в природе пчёлы живут в индивидуальных, расположенных отдельно друг от друга гнёздах, а не в многокорпусных павильонах.

Поэтому, обладая способностью легко ориентироваться в пространстве и находить дорогу к «дому», пчела очень часто теряется, видя перед собой множество совершенно одинаковых с виду лёток и, произвольно выбирая любую из них, с большой долей вероятности попадает в чужую семью (на обычной пасеке такой ситуации почти никогда не возникает, но вот для модульного, тем более передвижного, варианта она весьма характерна).

Узнайте подробнее о типах пчелиных ульев.

Подобное смешивание семей считается довольно большой проблемой по многим причинам. Так, ульи после возвращения пчёл со взятком заполняются неравномерно — в крайних происходит нагромождение насекомых, центральные остаются пустыми (особенно это явление характерно для неблагоприятных погодных условий, когда, гонимые дождём и ветром насекомые спешно влетают в ближайшее находящееся на их пути гнездо).

Помимо этого, при проведении селекционной работы опытные пчеловоды всегда стараются соединять сильные семьи с сильными, а слабые со слабыми, таким образом, в каждой семье состояние её членов всегда должно быть примерно равным, в то время как при смешивании семей это правило нарушается. Наконец, залёт пчелы не в свою семью регулярно приводит к тому, что «непрошенная гостья» сталкивается с противодействием со стороны пчёл-сторожей, не впускающих в гнездо чужака с незнакомым запахом. В результате переполненная взятком пчела устраивает драку, иногда заканчивающуюся даже гибелью одного из участников, но даже без таких серьёзных потерь пагубно сказывающуюся на общих показателях мёдопроизводства. А вот если дорогой ошибается матка, последствия бывают ещё более плачевными: заблудшую ожидает верная смерть, а её осиротевшая семья с большой вероятностью также погибает.

В определённом смысле воспрепятствовать блужданию пчёл может покраска ульев в разные цвета, что обычно и делают пчеловоды, но всё равно лучший способ сохранить семьи — это расположить домики таким образом, чтобы они находились строго параллельно цветочным плантациям, а не перпендикулярно и не вертикально.

Читайте также о прицепах для перевозки пчёл.

Советы опытных пчеловодов

Для того чтобы передвижная пасека стала по-настоящему прибыльным предприятием и оправдала все связанные с её обслуживанием неудобства, опытные пчеловоды рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Выезжать на новое место нужно с таким расчётом, чтобы пчёлы могли вылететь на «охоту» утром, как можно раньше.
  2. Желательно, чтобы дорога проходила в ночное, вечернее или утреннее время, во всяком случае, нужно исключить движение под палящим солнцем, это может привести к значительному ослаблению и даже гибели пчёл.
  3. Перед началом движения всегда нужно очень тщательно проверять надёжность креплений ульев к платформе.
  4. При наличии возможности, особенно в случаях когда движение проходит по просёлочным или некачественным дорогам, перед транспортировкой желательно провести выкачку мёда из ульев, в противном случае увеличивается риск повреждения сот. Если такой возможности нет, следует подложить под ульи подушки, ветки или другие смягчающие прокладки для дополнительной амортизации.
  5. Предпочтительно, чтобы во время перевозки пчёлы оставались голодными, это предотвратить возникновение поноса и засорение ульев экскрементами.
  6. Расстояние между стоянками всегда должно быть достаточно большим, чтобы после вылета на «охоту», пчёлы не вернулись на прежнее место нахождения улья (для страховки желательно отъезжать не менее чем на 10 км). С другой стороны, слишком долгие переезды и резкая смена окружающей обстановки может вызвать у семьи такой сильный стресс, что производство мёда прекратится вовсе.
  7. Как ни странно, перевозить пчёл лучше с открытыми лётками, так они испытывают меньший стресс и, кроме того, обеспечивается вентиляция в улье.
  8. Ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять лётки закрытыми во время остановок или стоянок.

Кочевое пчеловодство — бизнес очень хлопотный и затратный, но тем не менее только таким способом можно добиться высоких показателей производства мёда. Изготовить передвижную пасеку можно без особого труда своими руками, используя при этом лёгкие и недорогие материалы, после чего, имея в своём распоряжении обычный легковой автомобиль с прицепом, пасечник получает возможность перемещать ульи в места активного цветения медоносных растений и таким образом значительно увеличивать как период активного медосбора, так и качество конечного продукта.

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Многие пчеловоды, которые только начинают заниматься разведением пчелиных семей и сбором меда, пытаются для себя решить, как лучше организовать этот процесс. Существуют два основных варианта.

Первый – это стационарная пасека в которой домики для пчел все время находятся на одном и том же участке. Второй вариант – кочевая, в этом случае ульи за сезон перемещаются с места на место от одного до нескольких раз для того, чтобы обеспечить доступ пчел к цветоносам и тем самым обеспечить полноценный сбор меда.

Плюсы и минусы

Почему некоторые пасечники выбирают кочевой способ ведения своего хозяйства? Дело в том, что когда вокруг сформированы достаточно мощные посадки деревьев и кустарников, являющихся полноценными медоносами – это не всегда дает возможность полностью расслабиться. Ведь неблагоприятные погодные условия, такие как туманы, обильные осадки, резкие похолодания и град, могут существенно уменьшить количество цвета.

Насекомым будет не хватать того, что имеется в ближайшей доступности. В этом случае даже те пчеловоды, которые занимаются стационарным разведением насекомых, вынуждены организовывать временное кочевое пчеловодство.

Но многие осознанно выбирают именно этот способ, благодаря его определенным преимуществам, среди которых стоит особо выделить:

  • Кочевка с пчелами позволяет пасечнику получить мед того или иного вида. Ведь всегда можно выбрать, куда вывезти улики. К тому же, именно этот способ позволяет собрать большее количество меда.
  • При правильном подходе можно получить монофлерный тип меда. Например, гречишный, который пользуется большим спросом у потребителей.
  • К тому же, ответственные пчеловоды организуют кочевую пасеку таким образом, что сводят к минимуму вероятность сбора меда с медоносов, обработанных пестицидами или другими вредными химическими препаратами.
  • Количество ульев в этом случае практически ничем не ограничено. Ну разве что, только тем транспортом, которые имеется в распоряжении. Многие опытные пасечники обзаводятся не просто крупным автомобилем, а настоящим грузовиком, что позволяет поставить сбор и продажу меда на более масштабное производство.
  • Ни на одном хорошем стационарном месте невозможно получить больше двух видов меда. Тогда как при организации выезда ульев, можно получить около 3 сортов.

Но несмотря на кажущиеся сплошные преимущества кочевой пасеки, все же у нее существуют и свои собственные и минусы:

  • Для пчеловода сбор и откачка меда будут менее удобными. Ведь при кочевой пасеке отсутствует специальное помещение, где со всеми удобствами можно осуществить процесс забора меда.
  • Пасечник-кочевник лишен всех удобств, так как нужно оставаться определенное время со своими насекомыми.
  • Человек вынужден отрываться также от другого возможного хозяйства. Этим вынуждены заниматься либо другие члены семьи, либо приходится отказываться от огорода, сада, разведения кур, уток и другой живности. Так как на это просто физически не хватает времени.
  • На диких просторах у переносной пасеки будут кружится и другие насекомые, которые мешают процессу медосбора и усложняют для пасечника откачку.
  • Очень важный и существенный момент – это лишние финансовые затраты. Ведь необходима для кочевой пасеки организовать автотранспорт. У легковой машины должен быть оборудован прицеп. На прицепе необходимо организовать комфортную и безопасную перевозку всех ульев.
  • Для тех, кто разводит достаточно большое количество насекомых, придется организовывать процесс переезда при помощи грузового транспорта.

Подбор места

Кочевка пчел – ответственное мероприятие, требующее тщательного анализа массы факторов. Одним из ключевых является правильно подобранное место.

Здесь для начинающих можно рекомендовать следующие правила:

  • Необходимо осмотреть тщательно местность и убедиться в том, что в округе находится большое количество медоносных растений. Причем, период их цветения должен быть ранним.
  • Быть уверенным, что в непосредственной близости не располагаются другие пасеки.
  • Если выбирается лесистая местность для перевозки пчел, то стоит предпочитать лиственные леса. В смешанных – гораздо меньше медоносных растений.
  • Для пасеки выбирать холмистую местность и устанавливать домики как можно выше. Стараться избегать равнинной местности, как впрочем и плоскогорий.
  • Исключить протекание рядом реки и озера, особенно в случаях, когда медоносы располагаются на другом берегу. При порывах сильного ветра пчелы могут гибнуть в воде. Но при этом учесть, что водоем все-таки необходим. Он должен располагаться немного в стороне.
  • Также исключить тот факт, что рядом с передвижной пасекой будут находиться загруженные автострады, предприятия по переработке сахара или какие-либо другие производственные мощности. Это может привести к гибели пчелиной семьи.
  • Также учесть благоприятные климатические и погодные условия и микроклимат. Избегать мест с повышенной сыростью, где наблюдаются постоянные сквозняки. Правда, и постоянное место под солнцепеком тоже не является благоприятным.

Транспорт для перевозки

Кочевка пчел – хлопотное мероприятие, требующее от хозяина правильной организации и некоторых затрат, как финансовых, так и с точки зрение вложенных усилий. Самым важным моментом является правильно организованный транспорт – без него этот процесс невозможен.

Для организации масштабного производства меда потребуется грузовой транспорт. Но нужно учесть, если общая масса ульев превышает 750 кг, то придется получать права категории Е. В противном случае пасечника вынужден переоборудовать свое транспортное средство, чтобы иметь все законные права управлять им с правами категории С.

Для тех, кто живет в деревнях, можно использовать трактор. Но придется получить определенное удостоверение.

Некоторые предпочитают пользоваться услугами сторонних компаний, правда, это не всегда удобно.

Именно по этой причине, чаще всего, пасечники стараются организовать пасеку на колесах своими руками. Это необходимо планировать заранее, так как требуется соорудить не только правильный прицеп с ограждением, но и получить соответствующие права.

Но именно такая передвижная пасека, выполненное своими руками позволит пчеловоду не только довести ульи до нужного места, но и организовать максимально комфортное времяпрепровождение для самого владельца насекомых. Ведь это раньше предки пользовались телегами, а теперь правильно организованный прицеп для пчелиных домиков, может предусматривать и место для самого пасечника, в котором он проведет определенный промежуток времени с определенным комфортом.

Инвентарь

Помимо самого транспорта, необходимо учесть наличие специального инвентаря для кочевки ульев:

  • Для формирования определенного уровня вентиляции используют кочевую сетку.
  • Для фиксации домиков используют скреп.
  • Строп-сеть необходима для организации навеса.
  • Непосредственно сама кочевая будка. При ее небольших габаритах можно использовать УАЗ для транспортировки к месту кормления насекомых.
  • Брусы для соединения домиков между собой.

Так же необходим весь тот инвентарь, который используется и на стационарных пасеках.

Подготовка к перевозке

Перед перевозкой необходимо провести следующие манипуляции:

  • Укрепить рамки внутри конструкции домика.
  • Обеспечить неподвижное состояние ульев во время транспортировки. Для этого используют специальные виды рамок.
  • Во время переезда с места на место рамки с медом извлекают.
  • После процесса сбора меда семью перевозят в гнезде, где присутствует мед.

Перевозка

Пчеловодством для кочевого метода рекомендованы следующие правила:

  • Транспортировку осуществлять в ночное время суток, так как насекомые находятся в сонном состоянии.
  • Температура в это время суток становится ниже, поэтому риск плавления сот уменьшается.
  • Уровень загруженности дорог ночью уменьшается.
  • Шум и раздражающие факторы для насекомых так же минимизируются.
  • К тому же, перевозить улья рекомендуется ранней весной. В это время масса домика незначительна, так как в нем отсутствует большое количество меда.
  • Не рекомендуется транспортировка более чем 2 суток.

Первый облет

Чаще всего, пчелы начинают медосбор после первого ознакомительного облета. Он совершается на второй день после приезда уликов на место выставления.

Особенности и нюансы

Необходимо учесть следующие тонкости в технике перевозки ульев:

  • Необходимо не только крепить надежно домики, но и не допускать их удара друг о друга.
  • Проверить изделия на целостность.
  • Если планируется такой тип пчеловождения, то заранее позаботиться о том, чтобы ульи были выполнены из легких материалов, например, пенополистирола.
  • Не следует перевозить насекомых более чем на 30 км.

Если учесть все данные особенности и тонкости такого типа пчеловождения, то можно с успехом собирать качественный урожай меда ежегодно.

Каждый пасечник рано или поздно задумывается о том, чтобы сделать свою пасеку на колесах. С помощью такой пасеки можно перевозить своих пчелок поближе к медоносным растениям, а они в свою очередь отблагодарят своего хозяина высоким медосбором.

Что должно входить в пасеку на колесах

Если предполагается кочевка пчел, то специализированный прицеп просто необходим. Для того чтобы транспортировать пасеку и обеспечить ей безопасное положение, потребуется уделить внимание надежности конструкции. Да и условия для самого пчеловода также должны быть продуманы. Таким образом, пасека, на колесах должна одновременно служить транспортным средством для ульев и жилым помещением для пасечника.

Кочевка предусматривает перемещение пасеки от одного цветущего растения медоноса к другому. Таким образом, пасечник обеспечивает регулярное снабжение пчел пищей. Способность кочевать дает возможность подвести пчел к медоносам.

Выбираем прицеп или телегу для пасеки

Для передвижной пасеки подойдет тракторный прицеп, либо от грузового автомобиля. Если пасека еще не слишком большая, подойдет и обычный автомобильный прицеп на двух осях. Какой бы из прицепов ни был выбран, ему необходимо обеспечить плавный ход. Для этого потребуется отрегулировать колесные рессоры и если есть необходимость — применить коромысла.

Если же в качестве базы для пасеки будет использоваться малотоннажный автомобильный прицеп, нужно предпринять действия для уменьшения его веса.

Место для пчеловода на передвижной пасеке

Жилое помещение должно иметь вид бытовки и располагаться на передней оси. Пасеку обустраивают на задней оси. Самое необходимое в бытовке это полка, используемая как спальное место и стол. Выполнить их лучше откидными, в таком виде они не будут занимать много места. Откинув стол и кровать, свободное пространство можно использовать для транспортировки инвентаря или запасных ульев.

Специальные платформы для передвижной пасеки

Иногда могут быть телеги оснащены специальными платформами, которые по прибытии на место кочевки могут раздвигаться в разные стороны. Если нужно будет вновь отправиться в путь, платформы сдвигаются и фиксируются. На такой пасечной телеге можно разместить примерно 12 рамочных ульев или 54 двухкорпусных.

Передвижные телеги для ульев больших размеров

В малотоннажный автомобильный прицеп вместится около пяти ульев. Если же пасека насчитывает большее число ульев, тогда потребуется пасечная телега большего размера. На них улья размещают в несколько рядов.

Но наибольшее количество ульев можно транспортировать на автомобильном тягаче с «кунгом». Потребуется только тщательно закрепить улья, чтобы избежать их поломки или смещения во время движения. Устанавливать улья нужно рамками по направлению вдоль дороги.

Украинский заводской прицеп «Ось» «Пасека 24», одновременно может поместить 24 улья. Прицеп является облегченным вариантом и у него только один ряд может выдвигаться. У такого прицепа размеры 2050*4800 см, торсионная ось спарена, а допустимая грузоподъемность 2 тонны. Недостатком такой телеги пчеловода является ее открытость и отсутствия места для обустройства для жилья самого пчеловода.

Более дорогостоящий вариант, но и более удобный — павильон. Это та же телега, но оснащенная крышей и оградительной решеткой. Выдвигающихся платформ они, как правило, не имеют, но имеют свои преимущества в виде защиты от осадков и от чужого проникновения в улья. Если же павильон имеет закрытую конструкцию, то в таких условиях улья могут и зимовать и без проблем поддерживать необходимую температуру. Закрытые павильоны могут быть уставлены обычными ульями, имеющими отверстия для вылета пчел, а могут быть с выдвигающимися кассетами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *