Пазлы чем полезны

Известно, что пазлы являются одним из лучших способов обучить ребенка и воспитать у него определенные качества, но кто сказал, что они совсем бесполезны для взрослых? Пазлы – это не только развлечение, но и отличный способ саморазвития, поэтому взрослые охотно охватывают этот вид досуга, стремясь и получить удовольствие от кропотливой и тщательной работы, и развить определенные навыки.
Самое главное достоинство работы с пазлом – он служит в качестве отличного «антидепрессанта», позволяющего быстро и эффективно избавиться от стресса. Монотонная работа по подбору элементов, кропотливое сравнение различных кусочков и постоянное использование воображения способны эффективно переключить внимание и отвлечь любого от текущих проблем. Более того, человек, сконцентрировавшийся на сборе картинки, учится аккуратности и логическому мышлению, вот почему многие взрослые намеренно покупают крупные пазлы (от 500 кусочков) для того, чтобы заставить себя стать терпеливее.
Еще одно достоинство этой увлекательной игры – развитие пространственного мышления. Это необходимо прежде всего студентам и школьникам, которые проходят геометрию, а также взрослым, работающим в отраслях, где эти знания могут пригодиться (например, в строительстве или архитектурной сфере). Кусочки пазла нужно не только подставлять в картинку, но и мысленно представлять их в разных ракурсах, и это служит великолепной тренировкой.
Другая причина, по которой взрослые охотно покупают пазлы, — развитие собственных талантов. Многие люди стремятся иметь хобби, но не каждый может делать что-то своими руками или отличается творческим подходом к вещам. Однако при сборке пазла не нужно что-то придумывать или изобретать – требуется лишь внимание, спокойствие и серьезное отношение, и можно у себя дома выстроить настоящие пирамиды из картонных кусочков, Эйфелеву башню из пластиковых фрагментов или даже целый глобус с указанием стран и городов. Для этих целей служат специальные 3D-пазлы, которые только недавно стали по-настоящему модными, и которые мало пригодны для детей в силу сложности их сборки. Результат не заставит себя долго ждать: такая красота отлично впишется в любой интерьер и может стать также великолепным подарком, который будет для одариваемого особенно ценным, ведь «собиратель» пазла вложил в свое детище всю душу.

Наконец, еще одна причина, которая заставляет взрослых собирать пазлы, — отличный способ провести время с семьей или друзьями. Общие усилия по собиранию сложной и строптивой картинки объединяют даже больше, чем подвижные игры, и каждый, кто уже понял, насколько заразительны пазлы, ни за что не откажется от них впредь. Это действительно прекрасный способ развлечься и обрести душевный комфорт на долгое время, ведь не зря же говорят, что умение интуитивно чувствовать, какой фрагмент вам нужен именно сейчас, сродни талантам гения, знающего, какая деталь в это самое мгновение способна изменить мир.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

В наше время развивающие занятия с ребенком начинаются практически с самого его рождения, а многие мамы, будучи беременными, ходят на музыкальные концерты или изучают иностранные языки в надежде, что они привьют чувства языка или ритма своему малышу. Поэтому возрастное ограничение в применении каких-то игрушек или развивающих пособий кажется весьма странным. Дети взрослеют и их игрушки усложняются вместе с ними, и основное правило при игре с ребенком – это необходимость выбрать адекватный возрасту материал.

Пазлы – это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Это очень распространенное заблуждение! Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

Развивающие игры в возрасте от 1 до 12 месяцев. В этот период ребенок исследует окружающую среду с помощью зрения, слуха, осязания, а также через эмоциональный контакт. Он может смотреть на то, как взрослый собирает головоломки и пазлы, изучать отдельные детали пазлов, а радость взрослых будет вдохновлять любопытство малышей, их желание играть с пазлами.

Развивающие игры в возрасте от 12 месяцев до 18 месяцев. Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы — разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Благодаря манипуляциям с частями предметов ребенок осваивает основные пространственные характеристики положения частей пазлов относительно друг друга. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению.

Развивающие игры в возрасте от 18 месяцев до 36 месяцев. В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается тонкая моторика пальцев и рук.

Развивающие игры в возрасте от 4 лет до 8 лет. Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления.Развивающие игры в возрасте от 10 лет. Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Первые пазлы должны быть максимально простыми: от двух до четырех крупных деталей. Желательно, чтобы эти детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче, поскольку крепления у пазлов часто бывают. Материал пазла также имеет значение. Если это бумага или картон, то они должен быть достаточно толстыми и плотными. Бумажные пазлы лучше предварительно наклеить на толстый картон. Если материал сделан из дерева, то на боковых срезах не должно быть зазубрин. Детали во всех случаях должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным.Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты пазлов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Если для самых маленьких детей подходят хорошо знакомые, яркие предметы, то для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше — пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита, классификация животных и растений, материков и их особенностей. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

•Развитие мелкой моторики, координации движений. Поскольку пазл состоит из достаточно мелких деталей, необходимость соотносить части предметов, управляться с маленькими частями картинки развивает моторику пальцев и руку малыша, его движения становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев поможет малышу быстро научиться писать, избавит его от проблем с почерком и речью.

• Тренировка способности увидеть задачу с разных сторон, способность принимать комплексные сложные решения, развитие логического мышления. Для правильной сборки пазлов необходимо учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и конечный результат работы. Всё это позволит ребенку в будущем выбирать заранее стратегию решения той или иной задачи.

• Развитие воображения, пространственного мышления, фантазии, внимания, памяти. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать, а во время сборки пазла постоянно удерживать этот образ в памяти.

• Развитие способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи взрослых. Полная свобода в выборе стратегии поведения при сборе картинок позволит ребенку поверить в свои силы, самостоятельность, что впоследствии поможет ему самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях. Итак, использование пазлов в качестве развивающей игрушки для ребенка можно практиковать с самых первых дней под пристальным вниманием родителей. Если родители смогут привить интерес у своего малыша к этой замечательной игре, то впоследствии ребенок сможет не только добиться значительного прогресса в своём развитии, но и у всей семьи появится новая интересная игра, которой всегда можно посвятить тихие совместные семейные вечера.

Екатерина Левикова, детский психолог, консультант семейного центра «Ого-Город», холдинга «Мир детства».

Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления. Сегодня прилавки детских магазинов пестрят различными конструкторами, настольными играми, мозаиками, наборами для творчества. Но особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.

Пазлы придутся по вкусу как малышам и деткам постарше, так и взрослым, ведь не зря они на протяжении многих лет пользуются такой популярностью. К тому же, составление картинок – это не только приятное и занятное времяпровождение, но и очень полезное развивающее занятие.

Чем полезны занятия с пазлами?

Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.

Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:

  • выбор глазами подходящей детальки;
  • удерживание небольших частичек в руках;
  • выкладывание деталей на соответствующее место.

Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.

В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.

Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:

  • форму элемента;
  • размер детальки;
  • цветовую гамму части картины;
  • общую картину.

Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.

Как подобрать пазлы для ребенка

Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:

  1. Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.

Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.

  1. Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
  2. Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.

Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.

Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Особенности выбора

Перед покупкой любой набора для складывания, как и любой другой игрушки, следует обратить внимание на производителя и удостовериться в высоком качестве и соответствии всем нормам. Не забудьте поинтересоваться у продавца сертификатом качества предложенной продукции, убедитесь в том, что в производстве игрушки не использовались токсичные вещества.

Прежде чем предложить малышу пазл, попробуйте самостоятельно сложить несколько деталек и проверить, легко ли они соединяются друг с другом. Ведь если элементы будут соединяться с трудом, то малыш очень скоро потеряет интерес к игре.

Совет! Если пазлы изготовлены из картона, то для увеличения их срока годности вы можете покрыть детальки лаком либо обклеить сверху прозрачным скотчем.

Пазлы — увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.

Занимательной вам игры и веселого времяпровождения!

Мне нравится 1 Похожие посты

В этом месте позволю себе немного отвлечься для пояснения, что как такового кабинета там и нет, все рабочее пространство организовано по принципу «open office», то есть и сотрудники, и руководители сидят в одном большом помещении с невысокими перегородками. Кстати, тематика картины тоже какая-то патриотическая, связанная с компанией. Вот такая, типа, нематериальная мотивация.

Удивило в этой истории то, что собирать пазлы приходило от силы процентов десять списочного состава, некоторые заходили только посмотреть, как собирают другие, с сожалением отмечая собственную несостоятельность в этом вопросе.

Уже тогда мне стало любопытно, почему собирать пазлы могут далеко не все, и можно ли этому научиться.

И снова немного отвлекусь, чтобы пояснить кое-что. Дело в том, что мой исследовательский интерес вызывает только сборка больших картин, от 1000 элементов, и возраст собирателей за ювенильными пределами, то есть это должна быть половозрелая особь любого пола.
Поскольку очевидно, что коробку с 50 пазлами и рисунком из сказки соберет «не только взрослый, но даже карапуз».

Многолетние наблюдения за собственной семьей, друзьями и знакомыми подсказали, что труднее всего собирать пазлы тем, у кого доминирует левое, логическое полушарие. Такие люди воспринимают только целый объект, в то время как людям с сильно развитым правым, абстрактным, творческим полушарием достаточно небольшого фрагмента. Именно правое полушарие позволяет выстроить ту цепочку, по которой каждая деталь найдет свое место в общей картине.

Реклама

Конечно, доминирование какого-то полушария не означает, что, например, человек с развитым логическим полушарием не может рассуждать и мыслить абстрактными, пространственными категориями. Может. Какое-то время. Но потом потребует привести конкретные примеры на любое событие и связать все в логическую последовательность.

Так что, если вам с трудом дается сборка пазлов, не отчаивайтесь — скорее всего, у вас тоже доминирует левое полушарие, умение собирать пазлы на 70% определяется развитием пространственного мышления и способностями к синтезу, то есть к созданию целого из частей.

Но ведь остается еще 30%, которые могут компенсировать «пагубное» влияние левого полушария! Труд, труд, еще раз труд плюс ряд подсказок помогут любому желающему стать профессиональным пазлоукладчиком.

Безусловно, не только пространственное мышление определяет умение складывать большие картины из пазлов. Обязательно требуются внимательность, методичность, усидчивость, а уж сколько настойчивости и терпения потребуется, чтобы завершить начатое! Какая иногда накатывает ярость, когда невозможно не только понять, откуда эта деталь, но даже где у нее «голова», а где (простите мой французский!) «попа». Только и остается говорить: «Спокойно, Ипполит, спокойно».

И еще одно, заключительное отступление. Позволю себе не принимать во внимание, что на сборку пазлов требуется довольно много свободного времени, и предлагаю исходить из аксиомы, что на любимые занятия время всегда находится. Другое дело, что кто-то предпочитает это время посвятить дивану, виски, горным лыжам или йоге, а кто-то лучше будет корпеть картиной из пазлов.

Последние наблюдения показывает, что особый кайф от сборки больших пазлов испытывают закоренелые перфекционисты, ведь идеальное совпадение правильно найденных фрагментов, соединенных в единое целое, дают ощущение полного совершенства — состояния, к которому стремится любой уважающий себя перфекционист. А это ни с чем не сравнимое чувство — провести ладонью по полностью собранной картине, ощутить всю причудливость формы деталей! Словом, ради такого состояния многие готовы безвылазно сидеть над этой головоломкой, стремясь во что бы то ни стало поставить последний пазл.

Самое приятное, что собирать большие пазлы еще и полезно. Как минимум тем, что во время увлеченного соединения частей в целое очень активно тренируются и развиваются все перечисленные качества, столь необходимые и в других областях жизни, на работе в том числе. А это значит, что ваша профессиональная ценность растет с каждым собранным фрагментом.

По окончании работы вы непременно почувствуете, что стали сильнее, терпимее, умнее, а восхищение окружающих подарит вам дополнительный повод гордиться собой!

Теги: спонсоры, творческая мысль, самосовершенствование, развитие способностей, личностный рост, психотерапия, развлечения, досуг, хобби, характер

Как выбрать хорошую игрушку для ребенка?

Этот вопрос часто задают себе родители. Конкуренция высока, но, несмотря на это, дети будут счастливы получить… пазлы. Пазлы являются одной из старейших обучающих игр, созданных для детей, популярность головоломки по-прежнему остается высокой.

Складывание пазлов является одним из немногих видов деятельности, который будет для ребенка как приятен, так и полезен. Пазл представляет собой вид развлечения, игры, которая заключается в складывании большого изображения из мелких элементов, имеющих определенную форму. Дети играют для развлечения и удовольствия, а также возможности узнать что-то новое, что влияет на их воображение и восприятие. В течение многих лет пазлы занимают высокое место в рейтинге любимых игрушек как у малышей, так и у детей старшего возраста и даже взрослых.

В чем же их феномен?

Малыши до 3-х лет будут в восторге от пазлов, которые состоят из 2-х, 3-х, 4-х и более очень красочных больших элементов. Пазл представляет собой головоломку, которая поддерживает развитие интеллекта и логики у ребенка, а также развивает его мелкую моторику.

Пазлы развивают в ребенке настойчивость, умение сосредоточиться и планировать свою собственную деятельность. Головоломка в процессе игры тренирует точность движений и навыки проектирования.

Очень важно, чтобы сложность пазла соответствовала возрасту и навыкам малыша. Часто родители совершают ошибку покупая пазлы ”на вырост” или пытаются научить слишком маленьких детей складывать сложные изображения с большим количеством элементов, потому что родителям они кажутся достаточно простыми.

Знакомство ребенка с пазлами следует начать с головоломок с крупными элементами. При покупке первых пазлов следует обратить внимание на то, чтобы изображения были четкими. Цвета первых пазлов должны быть определенными, понятными ребенку, а представленные элементы имели четкие контуры.

Годовалому ребенку лучше всего начинать с двухэлементных пазлов, поскольку ему еще может быть тяжело складывать головоломку из 3-х или 4-х элементов, даже если он давно с легкостью сам сортирует предметы по форме. В дальнейшем, по мере развития навыков, когда 3-х и 4-элементные пазлы перестают быть проблемой, мы можем постепенно увеличивать уровень сложности и предлагать ребенку пазлы, состоящие из 6-9 элементов и более. Бывает, что дети начинают интересоваться пазлами только в школьном возрасте — тогда вы можете покупать более сложные головоломки, но начинать в любом случае необходимо с простых и понятных изображений. Со сложными картинами, состоящими из 1000 и более элементов, лучше подождать.

Что дают ребенку пазлы?

В первую очередь естественное стимулирование развития мозга. Дети, которые рано познакомились с пазлами, тренируют концентрацию и терпеливость, которые будут полезны позже в школе. Также ребенок развивает уверенность в своих собственных силах, особенно если справляется с пазлом самостоятельно, без особой помощи со стороны взрослых.

Складывание пазлов — это отличная тренировка памяти, которая в дополнение учит распознаванию форм, образов и развивает логическое мышление — соответствующие детали головоломки должны совпадать и ребенок должен обращать внимание на эту связь. Не надо волноваться, если ваш малыш совершенно не интересуется головоломкой, и даже злится и плачет, когда вы предлагаете ему это занятие, существует множество других образовательных игр, на которые он будет реагировать, а возможно вы выбрали слишком сложную головоломку или ребенку не нравится изображение.

Важно хотя бы попытаться показать, как интересно может быть собирать пазл. Малыш может складывать пазлы вместе со своими родителями или другими детьми. Помните, что не желательно давать детям разного возраста складывать одни и те же пазлы вместе! Младший ребенок может почувствовать разочарование, из-за того, что не успевает за старшим, который будет мгновенно складывать простые пазлы, а к сложным даже не подпустит малыша, т.к. захочет справиться с ними сам. Лучше, когда дети одного возраста вместе складывают пазл, или старшие помогают младшим, тогда «взрослый» брат или сестра будет помогать малышу, а не играть вместо него.

В настоящее время на рынке можно найти огромный выбор различных пазлов. Подбирая пазл, обращайте внимание на то, подходит ли он по возрасту, таким образом у вас есть шанс заинтересовать ребенка на долгое время. Если дети будут регулярно, с интересом собирать пазлы, позже они также быстро научатся различать буквы и цифры.

Складывание пазлов готовит к обучению чтению и письму, потому что для этих действий используются одинаковые процессы восприятия: способность анализировать и визуальный анализ-синтез. Игра с пазлами напрямую связана с областями, ответственными за наблюдательность, способность различать формы, координацию анализаторов (глаз и рук). Это особенно важно для детей, подверженных риску дислексии или при выявленных расстройствах этого профиля, которые проявляются, в частности в виде: дисграфии (путают подобные по начертанию буквы), зеркальном написании букв, проблем с пространственной ориентацией (спутанность левой и правой сторон), расстройства концентрации внимания и координации глаз и рук. Пазлы повышают возможности концентрации ребенка, влияют на творческий потенциал и способность логически мыслить и ассоциировать.

Головоломка позволяет ребенку участвовать в самостоятельной или групповой игре. Общее развлечение младших и старших детей учит их сотрудничеству посредством выполнения задач и достижения общих целей. Время, проведенное с детьми при совместном складывании пазлов принесет ощутимую пользу — малыши будут лучше подготовлены к исследованию мира, а старшие дети будут развивать воображение, социальные навыки и свои творческие способности. Это идеальный способ провести свободное время. Пазлы рекомендуются для всех, независимо от возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *