План занятий с ребенком 5 лет

Если мы посмотрим словарь Ожегова, то увидим значение слова «расписание» — график, …последовательность чего-либо. Открывая свой детский центр, разумеется, надо представлять хотя бы примерно, как распределить, и в какой последовательности, все те занятия в сетке недели, которые вы запланировали.

Какой составить график этих занятий? Составить расписание несложно, тем более, что оно может быть поначалу подвижно. На опыте собственного детского клуба, а также наблюдая за другими центрами развития, можно с уверенностью сказать, что в начале учебного года составляется более-менее примерное расписание, на которое ориентируются клиенты, но в ходе года оно частично преобразуется. Именно частично! Например, вы запланировали на 10 утра занятия для годовалых детей, а третий день подряд звонят или заходят мамы двухлетних детей, которым очень удобно заниматься именно в 10 утра. Тогда мы (и другие центры поступают также!), ставим, конечно, на 10 утра занятия для двухлетних, а занятия для годовалых перемещаем на другое время. Следует отметить, что подобная «подвижность» характерна для молодого, ещё не устоявшегося, детского клуба. Чем больше клуб «живёт», тем больше он приобретает постоянных клиентов, привыкающих к режиму клуба и тем менее подвижным становится расписание. Группы в сентябре заполняются быстрее, а многие места на занятия остаются проплаченными ещё с лета, ведь клиенты боятся потерять своё «место» в таком замечательном клубе.

Размышляя о расписании, прежде всего, следует определиться с режимом работы клуба. Во сколько будут начинаться первые занятия и во сколько заканчиваться последние? В Москве многие клубы работают с 9.00 до 20.00. в будние дни и до 15-16.00 в выходные. Вы ориентируйтесь по своему региону. Также обдумайте длительность занятий. Если у вас в клубе будут отдельные «курсы», то лучше остановиться на стандарте – 45 минут занятие, 15 минут перерыв. За 15 минут помещение успеет проветриться, а педагог подготовиться к следующему занятию.

Заметим, что говоря о расписании, мы больше ссылаемся на модель собственного клуба (см.статью «Модели детского клуба») и, соответственно, будем приводить примеры такого расписания, когда клуб предлагает разные «курсы», а не комплекс занятий сразу для одного возраста. Хотя, все принципы без исключения, перечисленные ниже, подойдут и ко всем описанным моделям.

Вот теперь, собственно, и поговорим о принципах составления расписания. Их можно выделить шесть: возрастной принцип, принцип посещаемости детьми разных занятий, принцип частоты посещаемости занятий в неделю, принцип учёта занятости родителей, принцип соответствия личному графику педагогов и принцип отсутствия пустоты. Давайте подробно остановимся на каждом из принципов.

Возрастной принцип. Это один из самых существенных принципов, который влияет на составление расписания. Представьте, что мы по неопытности составим такой утренний график на понедельник:

9.00 – подготовка к школе 6 лет

10.00 – рисование – 7 лет

11. 00 – эстрадные танцы – 6 -8лет

12.00 – и т.д.

Кто к нам придёт? Никто! Или, в лучшем случае, один человек за целый месяц или даже за три месяца!

Здесь мы намеренно привели пример совершенно абсурдного расписания, но именно так станет понятен для вас возрастной принцип составления расписания. Где все 6-летки в 9 утра? 99% — на завтраке в садике! Хотят ли их родители, чтобы они готовились к школе? Разумеется! Но только после садика! А поставить 7-леток на 10 утра – полный абсурд, поскольку все дети, по определению, в это время уже сидят за партами в школе, ведь второй школьной смены у нас в стране уже нет…Таким образом, нам становится понятно, что в утреннее время лучше ставить занятия для детей, явно не посещающих детский сад и школу. Это однозначно возраст 1 год и 2 года. Трёхлетних детей родители часто отдают уже в детский сад (у многих это связано с окончанием отпуска по уходу за ребёнком), поэтому им времени в утреннем расписании надо оставить чуть меньше. Но всё же оставляем достаточно – многие мамы жалеют трёхлеток и дают ещё годик своему ребёнку остаться на домашнем режиме, не отдавая их в детский сад. Ещё меньше времени оставляем для 4-5- летних детей — их будем совсем немного, поскольку детский сад в сознании родителей чётко ассоциируется с социализацией ребёнка и практически всё большинство родителей считает просто необходимым хоть на какое-то время, но отдать ребёнка в садик.

Таким образом, становится ясно, что в утреннее время «ставим малышей» и все занятия для них (комплексные, музыка, танцы, лепка и т.д.), а в послеобеденное время – возраст от 4-х лет и выше, включая младших школьников. Ставить ли на вечер малышей? Да. Но времени на эти группы оставьте совсем немного – к вам придут те дети, родители которых явно заинтересованы в развитии своего ребёнка и могут привести его после садика. Также вечером могут прийти малыши, которые утром сидят с бабушкой или няней, и проживающие в отдалении от вашего клуба, но зато вечером их могут привезти родители на машине. Малышей вечером, также будет не очень много, как и пятилетних утром – до школы ещё очень далеко и родители мало мотивированы на подготовку к школе, но вот на творческие занятия приведут вечером охотно.

С утренним временем и с послеобеденным определились. А что обед? Пустой? Не совсем. Обеденное время, а именно с 13.00 до 16.00 – самое малозаполненное в клубах. Это время, когда не толпится народ в прихожей и есть свободные места на диване в холле. Малыши сладко спят в своих кроватках, а дети постарше ещё в детском саду. Но обед тоже должен «работать». Для кого же мы будем предлагать обеденное время? Спектр не такой уж и маленький: занятия для годовалых малышей, которые спят 2 раза в день и обед для них является временем бодрствования. Раз. Занятия для младших школьников (ин.яз., помощь в домашних заданиях – «продлёнка», танцы и т.д.). Два. Занятия с логопедом – они чрезвычайно востребованы в последние годы и на них всегда стоит очередь. Три. Индивидуальные занятия с детьми разного возраста. Четыре. Занятия для детей 2-3-х лет, которые поздно (часов в 12-13) просыпаются, а таких немало! Пять. Таким образом, обеденное время, для многих клубов «мёртвое» время, вам тоже будет приносить свой доход.

Время, которое больше всего требуется спросом — 11:00 и 18:00. Что вы на это время поставите – думайте сами. Но группы будут однозначно заполнены.

Принцип посещаемости разных занятий. А это что за принцип? Многие родители готовы приводить ребёнка на несколько разных «курсов» в ваш детский клуб. Давайте их пожалеем, и не будем заставлять приходить в клуб все 5 или 6 дней в неделю и по несколько раз за день! Иначе скоро начнётся аллергия на клуб и на все его занятия сначала у взрослых, а затем уже и у детей. Или наоборот. Для профилактики аллергии необходимо составить расписание таким образом, чтобы занятия для одного возраста следовали друг за другом. Например, в понедельник, на 16.00 – вокал для детей 5- 6 лет, а на 17.00 – подготовка к школе для детей этого же возраста. Или во вторник, на 17.00 – английский для детей 3-4 лет, а на 18.00 – театральная студия. В перерыве между занятиями ребёнок сможет отдохнуть. Учёт этого принципа самым положительным образом скажется и на вашем доходе – родители детей постарше с охотой оставляют детей на развитие сразу на несколько часов. Выстраивая последовательность занятий, следует не забывать о возрастных особенностях детей: для дошкольников от 3-х лет можно ставить подряд несколько занятий, но этого ни в коем случае нельзя делать для годовалых малышей — они просто не выдержат такой нагрузки. Для наших самых маленьких клиентов, наоборот, нужно расположить занятия таким образом, чтобы они проходили в разные дни, тем самым распределяя нагрузку (например, комплексное развитие в понедельник, среду и пятницу, а музыка — по вторникам и четвергам). Также, не стоит подряд ставить сразу несколько интеллектуальных занятий для одного возраста – например, английский язык, подготовку к школе и шахматы. Дети не железные! Родители станут испытывать к клубу больше доверия, когда будут понимать, что вы заботитесь не только о развитии, но и о здоровье своих подопечных.

Принцип частоты посещаемости занятий в неделю. Этот принцип гласит о том, что составляя расписание, вы обязательно должны задуматься о том, сколько раз в неделю дети будут приходить к вам в клуб на выбранный курс. Например, английский язык будет у вас 1 раз в неделю, или 2 раза? А может 3 или 4? А один раз приходить можно, если вы поставите двухразовые занятия в неделю? Думая о частоте занятий, учитывайте специфику самих занятий. Так, комплексное развитие, подготовку к школе можно ставить 2-3 раза в неделю. Детей, родители которых захотят приходить 1 раз в неделю на подобные занятия, смело записывайте в одну из групп с 3-х разовым посещением – так в этой группе останется место для того, кто будет приходить 2 раза в неделю. Английский язык, танцы, чтение, шахматы, театральная студия – это всё курсы, которые частить не стоит – ставьте их 2 раза в неделю. Одного раза в неделю для данных курсов будет недостаточно, поскольку не выработаются даже элементарные навыки и родители не увидят результат занятий. А вот творчество – изо, лепку, бисероплетение, декоративно-прикладное искусство и т.д. можно оставить и по одному разу в неделю. Родители, которые выбирают именно творческие занятия, охотно будут приводить ребёнка на все эти занятия в разные дни и будут очень довольны, любуясь поделками и рисунками своего малыша.

Для трехразовых занятий удобно выделить такие дни недели, как понедельник, среда и пятница, чтобы были разумные перерывы между занятиями. А двухразовые занятия можно ставить более вариативно: вторник и четверг, понедельник и пятница и т.д.

Принцип учёта занятости родителей. Данный принцип призывает нас ставить развивающие занятия не только по будним дням, но и по выходным, ведь многие родители по объективным причинам не могут привести ребёнка в будние дни, но с охотой воспользуются такой возможностью в субботу и в воскресенье. Расписание в выходные дни надо составить так, чтобы, во-первых, присутствовали все возрастные группы, а, во-вторых, занятия были интеллектуального и творческого характера. В расписании по выходным дням достойно займут своё место как подготовка к школе, так и изо, а также танцы, музыка и другие занятия. По опыту можно сказать, что активнее всегда посещается суббота, чем воскресенье. И если в субботу вы ещё можете поставить вечерние занятия, то вечер воскресенья лучше оставить свободным. Вы можете поэкспериментировать со своим расписанием и может так случиться, что именно в вашем регионе выходные дни будут востребованы с утра до вечера, но многие клубы Москвы в воскресенье устраивают полноценный выходной день, поскольку затраты на администратора и педагогов несопоставимы с получаемым доходом в этот день. Москвичи сильно устают за будние дни, все силы съедают пробки и время, проведённое в дороге на работу и с неё, поэтому выходные дни для жителя Москвы – это возможность дать восстановиться организму и подготовиться к новой действительно трудовой неделе. Большинство родителей-москвичей просто не готовы морально и физически посвятить оба выходных ещё одной «обязательной программе». Но те родители, которые думают о развитии своих детей и сильно загружены в будние дни, всё-таки обязательно приведут вам своего ребёнка в субботу, оставляя себе законное право на неспешное воскресенье. Продумывая расписание на выходные, помните, что многие школьники учатся по субботам до обеда, а значит, танцы, рисование и т.д. для детей данного возраста лучше поставить после обеда.

Принцип соответствия личному графику педагогов. Этот принцип мы неслучайно расположили в конце списка. Многие директора клубов гордо воскликнут: «Я смогу найти себе педагога под моё расписание! Ещё не хватало, чтобы я подстраивала расписание под кого-то…». Но в жизни всё бывает по-другому. Очень часто оказывается, что ты нашёл замечательного педагога, но он может вести занятия только по вторникам и пятницам. Приходиться подстраиваться и ставить занятия именно в эти дни. Но прежде, чем сразу соглашаться на график, предлагаемый педагогом, надо тщательно взвесить все плюсы и минусы подобного расписания, поскольку должны учитываться все вышеперечисленные принципы. Говоря об учёте личного графика педагога, мы имеем ввиду лишь небольшие изменения, которые могут произойти в вашем расписании, но материальный урон для клуба недопустим. Например, наша художница, которая ведёт в клубе рисование, может приезжать к нам только в среду и нам не составляет труда учесть её пожелания и ставить рисование именно на среду вечером, распределяя другие занятия уже в остальные дни недели. Или театральная студия у нас ведётся из года в год именно по вторникам и четвергам, поскольку в остальные дни недели наша замечательная и любимая актриса занята в театре. Если вам симпатичен ваш педагог и особого труда не составляет учесть его личные предпочтения в расписании, то обязательно учитывайте!

Принцип отсутствия пустоты. Это последний принцип, о котором бы нам хотелось сказать. Возьмите карандаш, чистый лист бумаги и сделайте таблицу. По вертикали расположите строки с указанием времени занятий, а по горизонтали — столбцы с указанием дней недели. Заполняйте расписание занятиями. Пустых клеток быть у вас не должно. Детский клуб – это замечательный, открытый и гуманный бизнес. Но это всё-таки бизнес. Запомните главный принцип – помещение должно работать! А значит, пустого помещения у вас быть не должно, как не должно быть и пустых клеток в расписании. Думайте, анализируйте и ещё раз думайте по какой цене и какие занятия вы поставите в свои пустые клетки.

Удачи вам в составлении эффективного и «рабочего» расписания!

Расписание для детей 4-5 лет

Анастасия Шевченко
Бизнес-тренер
Методист детского эко-клуба Умничка
Оставить заявку на консультацию

Оля, было очень интересно прочитать твой пост. Сколько смотрю ленту в основном о занятиях пишут с детками до 3 лет, а о 5 летках мало я находила. Вы молодцы, много охватываете. Моему Илье тоже 5 лет. Напишу чем мы занимаемся. Сейчас лето, многое не успеваем, но все равно. 1. Чтение. Стараемся каждый день заниматься, но бывает забудем или лень, или я на работе. Занимаемся по Букварику и еще двум пособиям.Остальные темы я чередую, получается где-то раз в неделю. Сейчас лето, Илья не очень хочет заниматься. Получается в день 2 странички: одна это чтение, а вторая что-то другое из ниже перечисленного. 2. Математика. Тоже по пособию. Учимся считать, запоминаем цифры, соотношения количества с цифрой, начали изучать состав числа.3. Память. Мемори, запоминаем картинки, потом переворачиваем и называем по памяти. Еще мне нравится игра «У меня в большой сумке…» один человек говорит эту фразу и называет какой-то предмет, второй повторяет, что он назвал и называет что-то свое и т.д. Еще стихи можно учить, но у нас с этим слабо, Илья не любит, но я иногда уговариваю.4. Прописи. Пока простые только, обводилки, дорожки. К написанию букв и цифр еще не переходили. Илья пишет буквы печатные и цифры, но как ему удобно не всегда правильно. Вообще в последнее время он поостыл к прописям, не очень любит, и вырезать не любит, если что-то нужно меня просит.5. Развитие речи. Тоже по пособию занимаемся. Еще у меня подборка игр есть, но я за них только сейчас вспомнила, нужно поиграть.6. Общество. Эту категорию я так назвала, потому что наше пособие так и называется. Сюда входит: правила поведения в транспорте, в гостях, правила дорожного движения, правила гигиены, здоровья, понятия о семье, тело человека, правила безопасности, Родина, другие страны и т.д.7. Логика. Тоже по пособию.8. Природоведение. Тут все понятно.9. Творчество. Лепка, аппликации, рисование. Здесь у нас что-то в последнее время глухо. Мало что делаем, надеюсь, потому что лето. Илья почти все время на улице, его мало что сейчас интересует. Получается что-то делать не чаще одного раза в неделю, а то и реже.10. Эксперименты. Тоже не часто. Хотя Илье очень нравится. Думала, что летом будем чаще делать, а получилось наоборот. Весной где-то раз в неделю делали, а сейчас 1-2 раза в месяц.11. География. Пока только в планах у меня. Мыслей много, давно собираюсь, но никак не воплощу. Наверное, уже как похолодает получится.12. Тематические занятия. Я раньше проводила, когда Иле было около 2 лет. Хочу снова начать, сейчас готовлю про динозавров. Может хоть 1 раз в неделю будет получаться.13. Физическое развитие. Тоже хочу приучить и себя и сына к утренней зарядке. Уже несколько раз пробовали, но к моему стыду на долго нас не хватает. Илья сейчас, пока лето, много двигается. С друзьями на улице почти весь день, бегают, лазят по бревнам, по деревьям уже начинают. На велосипеде сейчас мало катается, только когда идем куда-то вместе, без меня боится, нужно чтоб я рядом была. Купили ролики, но тоже не часто получается, сначала нравилось, а теперь поднадоело ему.Английским с ним не занимаюсь, боюсь, что у меня не получится. Хотим записать на занятия. На днях пойду узнавать, вроде у нас в английскую школу с 5 лет берут. Еще хотели в спортивную секцию, но у нас в городе все секции с 6 лет. Я расстроилась, конечно, но что поделаешь, будем еще год ждать.Вроде все. Извини, что так много накатала. Просто хочется поделится с единомышленницей, а то никому это не интересно).

Планы занятий для средней группы

Занятие 1

Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Работа по сказке «Колобок». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и назвать ее персонажей. Ребенок называет героя сказки, например мишку, и берет его. Воспитатель говорит: «Саша, ты будешь мишкой». Аналогичная работа проводится с остальными персонажами сказки. При этом педагог подчеркивает, что каждый герой называется определенным словом.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим». Воспитатель читает стихотворение.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Дидактическая игра «Детский мир». Дети называют слова, обозначающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы малыши получают фишки, которые потом складывают в общую корзинку Воспитатель хвалит детей за то, как много разных слов они назвали.

Игра «Кого встретили в лесу?». Педагог предлагает вспомнить «волшебный лес и сказочную поляну», где они когда-то встретили оленя и зайчика. Дети изображают животных (см. занятие 8, младшая группа).

Воспитатель обращает внимание малышей на выразительность движений: олень ходит гордо и важно, высоко поднимая ноги; у зайчика ушки напряжены или сложены, когда он трусливо прячется и т. п.

Занятие 2

Программное содержание. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Предметные картинки, изображающие зверей, птиц, рыб, корзинка, фишки-призы, зеркало.

Ход занятия

Дидактическая игра «Зоопарк». Дети называют животных, которые живут в зоопарке. За правильный ответ малыши получают фишки. Детям, которые не могут справиться с заданием, педагог предлагает картинки с изображением знакомых животных, которые они должны назвать. В ходе игры воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово»: «Таня сказала слово «бегемот», а Вова сказал слово «попугай»…»

В конце игры все фишки складываются в корзинку.

Чтение стихотворения А. Барто «Игра в слова».

Скажи погромче

Слово «гром» —

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат!» —

И сразу мыши

Зашуршат.

Скажи:

«Кукушка на суку» —

Тебе послышится:

«Ку-ку».

А скажешь слово

«Листопад» —

И листья падают,

Летят.

Воспитатель обобщает: «Любое слово можно сказать и тихо, и громко».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель предлагает детям «пойти в лес погулять». В лесу они встречают зайца. Педагог говорит: «Это ушки зайчика» (показывает указательный и средний пальцы, поднятые вверх, остальные пальцы сжаты). Зайчик скачет по дорожке: прыг-скок, ушками хлоп-хлоп». (Имитирует это движение пальцами.) Ребята повторяют движение несколько раз.

Дети идут дальше и встречают оленя. Малыши поднимают руки над головой, ладони раскрыты, пальцы напряжены. Если это движение не получается, воспитатель предлагает ребятам посмотреть в зеркало, друг на друга и сравнить, у кого рога лучше. Можно также попросить детей имитировать походку оленя. Олень ходит важно, высоко поднимая ноги, гордо поворачивая голову в разные стороны.

Ребята выходят на поляну и встречают черепаху. Изображая черепаху, каждый ребенок сжимает пальцы руки в кулак, а большой палец отводит в сторону. Дети то прячут пальцы, то снова показывают. (Таким же образом можно изобразить змею: большой палец выставить из-под сжатого кулачка и двигать им, как головой змеи.)

Занятие 3

Программное содержание. Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Корзинка, фишки-призы, мяч.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Шибаева «Всему название дано…».

Всему название дано —

И зверю, и предмету,

Вещей полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

О твердом камне Говорит

И слово твердое «Гранит».

А для вещей,

Что мягче всех,

Слова помягче:

«Пух, мох, мех».

Дидактическая игра «Магазин». Дети называют предметы и игрушки, которые хотят купить. За каждый правильный ответ они получают фишки-призы. Потом складывают их в корзинку.

«Вот как много слов вы назвали! – говорит воспитатель. – Все они звучат по-разному, но некоторые – похожи».

Игра «Назови пару». Дети образуют круг. Воспитатель встает в центр круга, называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово, близкое по звучанию, и возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, мишка – шишка, речка – печка, печка – свечка, пол – стол, рак – мак, Маша-растеряша и т. д.

В этой игре вместо мяча можно использовать «волшебную палочку».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель просит детей вспомнить черепаху (см. занятие 2, средняя группа) и изобразить ее с помощью рук. Если есть солнце, можно показать ребятам теневой театр.

Занятие 4

Программное содержание. Расширение представлений о словах. Знакомство с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Ход занятия

Чтение стихотворения Г. Сатира «Ли-мон».

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

«Ли-мон» —

Сразу станет кисло.

Измерение протяженности слов. Воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами. (Термин «слог» не употребляется.)

Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и др. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

Работа с пособием «Звуковые часы» (рис. 9). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами.

Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

Дидактическая игра «Назови вкусные слова». Дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в нее фишки, которые дает воспитатель за каждое правильно названное слово.

Игра «Яблонька». Дети встают в круг, и воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения. Дети повторяют действия вслед за педагогом.

У дороги яблонька стоит. (Руки сплетены над головой.)

На ветке яблочко висит. (Запястья вместе, ладони слегка разведены, пальцы немного сжаты.)

Сильно ветку я потряс, (Дети двигают сплетенными над головой руками вперед-назад.)

Вот и яблочко у нас. (Руки перед собой, запястья соединены, пальцы «держат » яблоко.)

В сладко яблочко вопьюсь, (Дети показывают, как едят яблоко.)

Ой, какой приятный вкус! (Поглаживают ладошкой по животу.)

Игра повторяется несколько раз.

Рис. 9

Занятие 5

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук». Закрепление знаний о протяженности слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, желудя и др. (7–9 шт., в названиях 5–6 из них есть звук ж), мелкие игрушки или фишки, зеркало.

Ход занятия

Чтение стихотворения Г. Виеру:

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Игра «Жуки прилетели». «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат: «Ж-ж-ж-ж», – говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки (дети повторяют движения и звукоподражания). – Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку). Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук ж сначала громко, потом все тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?» (Ж-ж-ж .) Воспитатель предлагает произнести слово жуки, интонационно выделяя звук ж. (Звук ж произносится без призвука гласного звука.)

Игра «Найди картину». Педагог выставляет на фланелеграф картинки. Дети поочередно находят картинки, в названиях которых есть звук ж, называют слова и интонационно выделяют звук ж.

Игра «Телеграф». Воспитатель объясняет ребятам правила работы телеграфа и предлагает отправить телеграмму. Педагог называет несколько одно-, двух– и трехсложных слов, а дети «передают их по телеграфу» (отхлопывают, отстукивают количество слогов в них). Для того чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки или фишки в соответствии с количеством слогов в слове.

Игра «Яблонька». Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение про яблоньку (см. занятие 4, средняя группа). При этом дети внимательно смотрят друг на друга или в зеркало.

Занятие 6

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Веер, фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ш :

ЛягуШка-попрыгуШка —

Глазки на макуШке,

Прячьтесь от лягуШки

Комары да муШки.

Педагог спрашивает у детей, какой звук чаще других повторялся в стихотворении. Дети произносят слова со звуком ш, интонационно выделяя его: лягуШка, попрыгуШка, макуШка, муШка.

Игра «Ветер-ветерок». Воспитатель выясняет у ребят, какую песенку поет ветер. (Ш-ш-ui.) Когда педагог говорит: «Дует сильный ветер», – дети произносят звук ui громко; а когда он произносит: «Дует слабый ветер», – ребята произносят звук ui тихо.

Игра «Назови слова со звуком ш». Дети называют слова, например: мишка, кошка, малыш, шум, шишка и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов нош-ка, лошка, ёш, нош и т. д.).

Игра «Веер». Воспитатель показывает детям веер, рассказывает, для чего он нужен, демонстрирует, как им пользоваться. Потом предлагает детям быстро соединить выпрямленные напряженные пальчики на обеих руках (начиная с мизинца) – получится веер.

Занятие 7

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка; корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Чтение скороговорки. Воспитатель произносит скороговорку:

Два Щенка Щека к Щеке

Щиплют Щетку в уголке.

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в скороговорке, называют его и произносят скороговорку 3–4 раза, интонационно выделяя звук щ.

Игра «Назови слова со звуком щ». Дети называют слова, например: щи, щавель, щипцы, щука, роща, щегол и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину

Игра «Слова-друзья». Педагог выставляет на фланелеграф картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка. Дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока-белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк и т. п.

Игра «Бабочки». Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек и полететь на «сказочную полянку». Дети поднимают руки над головой, кисти рук прижимают наружной стороной друг к другу и свободно двигают пальчиками, как крыльями.

Занятие 8

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения.

Цып – Цып – Цыплятки,

Есть водиЦа в кадке.

Кто меня боится (боиЦа)

Тем не дам водиЦы.

Вот бегут Цыплятки,

Не боятся (бояЦа) Натки!

Возле кадки блюдЦе,

Все они напьются (напьюЦа).

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ц. Затем называют слова со звуком ц.

Игра «Назови слова со звуком ц». Дети называют слова, например: цапля, цирк, царевна, птица, копытце, цок-цок и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые затем складывают в корзину.

Игра «Отгадай загадку». Педагог предлагает детям с помощью знакомых движений, характерных звуков, интонаций, жестов изобразить какое-нибудь животное или сказочного персонажа. Дети по очереди загадывают загадки, а остальные ребята отгадывают их.

Организуя эту игру, можно соорудить сцену, зрительный зал, раздать детям билеты.

Занятие 9

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ч.

Черепаха, не скуЧая,

Час сидит за Чашкой Чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ч. Затем называют слова со звуком ч.

Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайник, чучело, чашки, черный, червяк, ночь, качели, коричневый и др.

Игра «Улей». Дети держат руки перед собой и сжимают пальцы в кулачки, изображая улей. Затем «выпускают пчел по одной», отгибая пальчики, начиная с мизинца. При этом дети изображают, как жужжат пчелы. Потом ребята загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца («пчелы собираются в домики-ульи»). Упражнение выполняется на обеих руках.

Занятие 10

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Игра «Большой и маленький мячики». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что еще есть маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (съ-сь-съ). Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», – дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Маленький мяч», – ребята произносят: «Сь-сь-сь».

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. «Звук с звучит твердо, это «старший братец», а звук сь произносится нежно, мягко, это —»младший братец»». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать такие фигурки:

Синий цвет

Зеленый цвет

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звуки сись.

Села мышка в уголок,

Съела бублика куСок.

Г. Виеру

Игра «Назови слова со звуками с и съ». Дети называют слова (сок, сорока, семь, сам, бусы, нос, лось, Люся, серьги, сосна и др.), а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца»), когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком съ. Потом фишки складываются в корзинку

Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.

Занятие 11

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

«Прогулка в лес». Воспитатель вместе с детьми «отправляется» в лес на прогулку послушать, какие звуки живут в нем (шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы, рычат звери, жужжат жуки и т. д.).

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик.

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки зизь похожи, но между ними есть и отличие: «Маленький комарик поет свою песенку нежно, мягко: «Зь-зь-зь», а большой комар – жестко, твердо: «З-з-з»». Воспитатель предлагает ребятам спеть песенку большого и маленького комаров.

Игра «Расставь картинки». «У каждого ребенка по 2–3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. На фланелеграфе изображения большого и маленького комариков (можно условные изображения). Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук з , поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь , расположить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Игра «Назови слова со звуками з и зь». Дети называют слова, а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку рядом с большим комаром, когда ребята называют слово со звуком з , и рядом с маленьким комариком – когда они произносят слово со звуком зъ. Потом фишки складываются в корзинку.

Занятие 12

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.

Ход занятия Чтение отрывка из стихотворения «Ручеек» Л. Квитко (перевод Е. Благининой). Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук к:

Козочка Копытцами —

БрыК-брыК!

Хорошо напиться бы:

Прыг (К) – прыг (К).

Дети определяют звук, который чаще других повторяется в стихотворении (звук к ), называют слова с этим звуком. Воспитатель объясняет, что звук к звучит твердо – это «старший братец». Затем просит назвать «младшего братца», который звучит мягко. (Звук кь.)

Игра «Магазин». Дети «покупают» продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую корзину (колбаса, молоко, конфеты, шоколад, камбала и др.) и продукты со звуком кь , которые складывают в маленькую корзинку (кефир, сосиски, кильки, кекс, сардельки и др.).

Упражнение «Волны». Ребята располагают сплетенные в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма можно прочитать отрывок из стихотворения С. Маршака «Кораблик»:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Занятие 13

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.

Ход занятия

Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает 4–5 детям встать в ряд у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что и в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак— звук м, в слове лес— звук ль.

Педагог раздает детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и др.) и просит определить первые звуки в их названиях.

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребенку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твердый звук) и возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребенка.

Игра «Телеграф». Дети называют слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и измеряют их протяженность.

Упражнение «Волны». См. занятие 12, средняя группа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Календарно-тематическое планирование в ДОУ по ФГОС.

Примерное календарно-тематическое планирование работы воспитателя составлено с учётом ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), соответствует основным принципам дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и т.д.

Тематические недели, представленные в плане, разработаны на основе ПООП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комароваой, М.А. Васильевой, реализуются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей разностороннее развитие ребенка.

Примерное календарно-тематическое планирование в ДОУ по ФГОС представлено в двух вариантах, предполагающих индивидуальную работу с детьми и реализацию образовательных проектов в разных возрастных группах.

Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.

Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.

1 младшая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в 1 младшей группе (2-3 года).

2 младшая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день во 2 младшей группе (3-4 года).

Средняя группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в средней группе (4-5 лет).

Младшая разновозрастная группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в младшей разновозрастной группе (3-5 лет).

Старшая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в старшей группе (5-6 лет).

Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в подготовительной группе (6-7 лет).

Старшая разновозрастная группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в старшей разновозрастной группе (5-7 лет).

Рабочие программы для ДОУ по ФГОС

Рабочие программы для всех возрастных групп детского сада разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г).

В структуру рабочей программы входят: целевой, содержательный и организационный разделы. В ней отражены принципы построения образовательного процесса, содержание психоло-педагогической работы по образовательным областям в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 2016 года.

В рабочих программах выделены разделы, которые педагоги заполняют самостоятельно, опираясь на анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребности детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Рабочие программы

Рабочие программы для разных групп ДОУ в соответствии с ФГОС по образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 2016 года.

Перспективное планирование работы в ДОУ по ФГОС

Перспективный план работы с детьми в разных возрастных группах составлен на основан примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», соответствует требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного учреждения. В плане отражены основные задачи, которые педагог решает в рамках тематической недели, раскрыта работа с родителями на весь учебный год.

План на лето (ЛОК), перспективное планирование работы в летний период в разных возрастных группах представляет собой распределение различных видов детской деятельности по образовательным областям в соответствии с темой недели. Комплексно-тематическое планирование работы позволяет учитывать требование ФГОС, основные образовательные принципы и индивидуальность каждого ребёнка.

Перспективное планирование

Комлексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» в разных возрастных группах.

ЛОК

Комплексно-тематическое планирование работы в летний период в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» в разных возрастных группах.

Календарный план в логопедической разновозрастной группе по ФГОС

Ежедневное планирование работы в логопедической группе основано на примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) под редакцией Н.В. Нищевой, предполагает работу по лексическим темам по образовательным областям, рекомендованным ФГОС ДО. В плане отражена совместная работа воспитателя и специалистов, содержание логочаса во второй половине дня в соответствии с лексическими темами, различные совместные мероприятия с детьми 5-6 и 6-7 лет, посещающих разновозрастную логопедическую группу ДОУ.

Логопедическая группа

Календарно-тематическое планирование по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) под редакцией Н.В. Нищевой в логопедической разновозрастной группе (5-7 лет).

Для того, чтобы связаться с нами, Вы можете написать нам на почту: info@kalendarnyiplan.ru. Позвонить на бесплатный номер 8 (800) 201 24 83. Приём звонков ведётся: c 08:00 до 17:00 по МСК
Ответы на часто задаваемые вопросы, Вы найдёте на странице «Связаться с нами».

Внимание!

Любое копирование и распространение данного контента запрещено. Несанкционированное копирование и использование текста влечет за собой юридическую ответственность:

  • гражданско-правовую ответственность за нарушение авторских прав в соответствии со статьями ГК РФ №№ 1252 («Защита исключительных прав»), 1253 («Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав»);
  • административную ответственность за нарушение авторских прав в соответствии со статьей Кодекса об административных правонарушениях № 7.12 («Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»);
  • уголовная ответственность за нарушение авторских прав в соответствии со статьей УК РФ №146 («Нарушение авторских и смежных прав»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *