Почему нельзя рисовать людей в исламе?

Рисовать – значит ли придавать образ?!

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

– отношение Шариата к рисованию вообще;

– отношение Шариата к рисованию портретов;

– и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки.

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар.

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву» (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать» (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа» (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы, также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ» (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении!» (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа» (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)!» (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения!» (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб)» (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты, маликиты, ханбалиты.

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной…».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.

В Исламе запрещено рисовать не только Аллаха, но также пророков, людей, и животных. Их не только нельзя рисовать, но и запрещено держать их изображения в доме. По мнению Ислама, пытаясь изображать людей и животных, человек пытается уподобиться самому Аллаху, который все это и создал. Такие деяния являются большим грехом, который наказуем.

На это счет есть высказывания пророка Мухаммада. Приходивший к нему ангел не мог войти в дом, потому, что у дверей были скульптуры и занавес с изображением людей. Он повелел ему обезглавить скульптуры, превратив их в подобие дерева, и разрезать занавеску на два коврика. Это нужно было сделать с той целью, чтобы никто из смертных не пытался быть похожим на Аллаха, который и сотворил сей мир. То есть, по мнению Ислама, человек не должен изображать то, что не создавал.

Что же происходит на самом деле?

Мусульманам не запрещено смотреть телевизор, посещать кинотеатр, фотографировать. Получается, что все это идет в разрез с существующим запретом. По этому поводу между религиоведами идут ожесточенные споры. Суть их заключается в разных подходах к хараму. По мнению одних представителей, запрет касается только скульптур и картин. Сторонники альтернативного мнения считают, что харам касается всех изображений: картин, скульптур, фотографий, рисунков, видеоизображений. Хотя, если считать, что те же фотографии являются простой копией реальных объектов, то запрет к ним не относится. Иное дело, картины, на которых изображены вымышленные художником объекты. К их созданию он явно приложил свою руку. Вот такого рода деятельность харам запрещает. Если же к их числу отнести и фотографии, то мусульмане не могли бы иметь паспорта, что в современном мире недопустимо.

Согласно Исламу, изображая живых существ, человек пытается перенять их качества, а значит, будет поклоняться уже не Аллаху, а этим изображениям. То, есть, это прямой путь к идолопоклонству, что является большим грехом. Человек забывает о Боге, и становится просто безумным. Согласно существующим хагесам, такая деятельность приведет к наказанию того, кто этим занимается. Кроме того, создавая изображение живых существ, человек пытается стать их творцом. Но ведь он не Бог, и этого делать не может. Такого рода деятельность ведет к целому ряду других грехов. У человека появляется искушение рисовать обнаженных женщин и мужчин, что категорически запрещено Исламом.

Чтобы понять суть запрета, достаточно вникнуть в слова Аллаха, которые приводятся в хадисах Мухаммада: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду».

Впрочем, Ислам никогда не запрещал мусульманам заниматься творчеством. Художникам разрешено изображать все, что не противоречит законам Ислама. Так, например, обнаженных людей нельзя рисовать, а все остальное можно, за исключением религиозных объектов. Так, например, поступают шииты. Сунниты же считают, что изображение живых существ недопустимо, так как является большим грехом.

Об изображении живых существ

Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от изображения животных и людей.

عن ابن عباس رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: من صور صورة في الدنيا كلف يوم القيامة أن ينفخ فيها الروح وليس بنافخ

البخاري 5963 ومسلم 2110

Передается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

«От того, кто сделает изображение в этом мире, в Судный день потребуют оживить изображенное. Между тем, что он не является одушевляющим».

В своей книге «Фатх Аль-Муин» Зайнуддин Аль-Малибари пишет следующее:

«К запретным действиям относится изображение животного, которое содержит то, без чего оно не может существовать, даже если у животного нет подобия , типа лошади с крыльями или птицы с лицом человека, будь то на крыше, стене или занавесах с целью украшения либо на одежде, подушке, потому что они подобны идолам.

ولا يحرم أيضا تصوير حيوان بلا رأس خلافا للمتولي

(ج 1\ص492)

«Однако дозволено изготавливать куклы, потому что Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла ими возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это передается в хадисе от Муслима под № 2440. Мудрость этого в том, чтобы научить их делу воспитания.

Не запрещается также рисовать животных без головы (или в несовместимом с жизнью образе), хотя имам аль-Мутавали имеет противоположное мнение»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Большинство ученых шафиитского мазхаба считает, что рисование (или ваяние) силуэтов живых существ полноценными, как они бытуют в природе, запретно.

А что касается изображения природы (деревьев, гор, городов) или живых существ в несовместимом для жизни образе или ваяния игрушек, кукол для детей, то это не запрещено.

Отдел фетв, Муфтият РД

Время намаза

Вопрос: Является ли харамом рисовать портреты пророков (алейхисселам), ученых ислама (рахметуллахи алейх), а также портреты неверных и животных?

Ответ: Проявляя уважение или высмеивая, изображать людей и животных считается харамом, является большим грехом.

Как говорится в Хадиси шарифах:

«Будет страдать тот кто рисует изображение любого живого существа, в День Воскрешения ему будет приказано оживить его.» (Муслим)

«Любому, кто рисует изображение в этом мире, в День Воскрешения будет приказано оживить его и он никогда не будет способен сделать это.» (Насаи)

«Кто нарисует изображение любого живого существа, подвергнется наиболее суровому наказанию в день Воскресенья.» (Бухари)

«В день Воскресения наиболее суровому наказанию перед Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться в творении Аллаху тааля!» (Бухари, Муслим)

«О Али, уничтожь изображения и идолов.» (Муслим)

«Уничтожьте попавшую в вашу руку изображение любого живого существа.» (Муслим)

«Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения живого, где есть человек в состояний джунуб.» (Абу Дауд, Насаи, Ибн Хиббан)

«Ангелы не заходят в помещение, где находится собака и изображение живого (людей или животных.» (Муслим)

Ангел Джабраил (алейхиссалям) сказал: «Мы не входим в помещение, где находится собака и рисунок с изображением живого (людей или животных).» (Бухари, Табарани)

«Всевышний Аллах послал меня как Милость для миров, повелев уничтожить изображения живого, их монументы, статуи, и музыкальные инструменты.» (Абу Нуайм)

«Каждый рисующий изображения будет в огне, и каждому сделанному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду.» (Бухари, Муслим)

«Расулюллах проклинает нарисовавшего изображение любого живого существа.» (Бухари)

В религию Исы (алейхиселам) были внесены; философская точка зрения Платона и идолопоклонничество Римлян, в результате чего люди находили своих богов в изображениях а также в скульптурах, веря в такие качества как вечное присутствие, совершать все что желают, убивать, воскрешать, исцелять, знать неизвестное человеку. Изображения и скульптуры, в которые верят таким образом являются идолами. Это означает придание Аллаху сотоварищей. Проявлять уважение означает поклонятся. Поклонятся им, означает Ширк

Допускается рисовать при необходимости

Допустимо хранить рисунки в закрытом виде. Изображения для документов, паспорта и других необходимостей допустимо хранить закрытом месте.

В религии Ислам, изображения и статуэтки которые могут стать причиной высмеивания людей, поклонения живым существам а также способствующие бесстыдству и что может стать причиной разлучения супругов, является харамом.

К дозволенным изображениям относятся: Анатомические части тела живых существ, растений, а также разные картинки в сфере физики, химии, астрономии и архитектуры.

В сфере науки и технологии приказывается зарисовывать и извлекать пользу.

В религии Ислам как и в других вещах, рисование также разделено на две части: приносящий пользу и наносящий вред.

Приказано то что может быть полезно и запрещено то что может навредить. (С.Абадийа)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ РАСУЛУЛЛАХА

Вопрос: Правильно ли раздавать изображения могилы Расулуллаха?

Ответ: Нет, не правильно. Чтобы сохранилось погребение Пророка дверь от могильного сооружения закрыли кирпичной стеной. Запрещено даже фотографировать. Разрешается только снаружи, где совершается паломничество.

Изображения представленные как погребения Расулуллаха, а также внутренняя часть могильного сооружения, выдуманы.

Люди с плохими намерениями или невежды, старое изображение погребения хазрати Джаляладдина Руми в Конье или другие изображения распространяют среди народа, как погребение Расулуллаха.

ФОТОГРАФИЯ И ПОРТРЕТ

Вопрос: Фотографировать и писать картину, есть ли различие?

Ответ: Да, это две разные вещи. Фотографировать – это запечатление ускользающей реальности, и это разрешается. Писать картину человека или животного, если это крайне необходимо, не допустимо.

ПРОФЕССИЯ ФОТОГРАФ

Вопрос: Допустима ли профессия фотографа

Ответ: Так как не пишет картину, допустимо. Но фотографировать харам, не допустимо.

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

Вопрос: Допускается ли писать предположительный портрет пророков (алейхисселам), сподвижников, например хазрати Умара (рахметуллахи алейх) или хазрати Али (рахметуллахи алейх)?

Ответ: Нет, недопустимо.

Миниатюра

Вопрос: Относятся ли миниатюрные изображения к картинам?

Ответ: Да.

СКУЛЬПТУРА И КАРТИНА

Вопрос: Разрешалось ли в доисламских истинных религиях писать картины и изготавливать скульптуры?

Ответ: Да, разрешалось. Как поясняется в одном из аятов:

«Они работали для него все, что он хотел: дворцы, статуи, блюда, подобные водоемам, котлы, подобные горам. Приноси, о семейство Давида, благодарность. Как мало признательных в числе рабов Моих.» (Саба,13)

Тут изваяния (из меди и стекла) как изображения относились к пророкам и ученым. По этому поводу наш Пророк говорил: «Если из их числа умирал один из благочестивых людей, у его могилы возводили мечеть и внутрь ставили его изображения.» Задача заключалась в том, если человек вспомнит совершаемое ими поклонение, то он еще больше поддастся поклонению.

Такое положения показывает что в те времена писать картину являлось мубахом. В религии Мухаммеда (алейхисселам) стал насх (решение отменили), писать картины а также ваять скульптуры запретили. (тафсир Куртуби)

Писать картину

Шейх-ул-ислам Мустафа Сабри коротко пояснил о рисовании:

Наша религия запрещает рисовать живые существа без необходимости.

В хадиси шарифе говорится:

«В день Воскресения наиболее суровому наказанию подвергнется: 1)Убивший пророка. 2)Убиенный пророком. 3)Убивший одного из родителей. 4)Изображающие живые существа. 5) Ученые которые не пользуются своими знаниями.»

«В день Воскресения появится из Огня шея на которой будет голова с двумя страшными глазами с очень чувствительными ушами и голосом словно молния которая скажет: «Я обязан наказывать три группы людей: 1) Упрямого тирана. 2) Взывающего к другому кроме Аллаха. 3) Рисовавших изображения.»

«Место рисующего изображения, в Аду. В этом месте, от каждого изображения будет создано существо и будет истязать его.»

«В Киямате тем кто писал изображения скажут «Оживите свои рисунки» и они будут получать наказания.»

«Ангелы милосердия не входят в помещение с собакой и рисунком.»

«Того кто нарисовал живого, будут наказывать до тех пор пока он не оживит свой рисунок.»

Разъяснение: Конечно ему невозможно будет оживить изображение, и наказание будет длится вечно. Здесь говорится вечно в значений – очень долгого времени. (Если он мусульманин, то после получения наказаний войдет в Рай.)

«В день Воскресенья наиболее суровому наказанию перед Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в сотворении. Всевышний Аллах говорит: Нет никого вероломнее и не знающего пределов кроме того кто стремится создать то что создано Мной.»

Разъяснение: Нельзя говорить: »Ни один художник не рисует картины целью подражать Всевышнему Аллаху в его творениях. И поэтому этот хадис не имеет к ним отношения.» Потому что и наш пророк знает что ни у кого из художников нет возможности соревноваться в сотворении с Аллахом. Но с каким бы намерением не делал свои действия художник, это понимают как, сотворение и попытка создания на этом уровне.

Рисунок ничего не поймет, если люди годами будут поклонятся изображению живого или мертвого. Рисовать преступников или же тех кто в будущем собирается совершить преступление, так как это вынужденная необходимость не будет грехом, здесь опираются на следующее решение «Вынужденная необходимость превращает грех в мубах».

Ошибочно такое мнение: «Будет полезно увековечить полезную деятельность исторических личностей в картинах, помятниках чтобы помнили их и вспоминали с уважением, чтобы послужило примером для будущих поколений.» Кроме этого Ислам запрещает подобное потому что это пустая и бесполезная трата средств. Потому что вместо скульптур, от имени этих личностей лучше сделать благотворительность или другие хорошие дела и пользы будет больше для всех. И кроме этого, благости будут более уместы и существеннее для этих людей, и с точки зрения памяти об этих людях и с точки зрения уважения к этим людям. А с неживых картинок и скульптур нет ни малейшей пользы чтобы от них можно было бы получать какое то назидание.

От того что хазрати Умару не установлен памятник не нанесет ни малейшего вреда проделанному им ценнейшему труду. Установление скульптуры пророку не является проявленным к нему уважением а как раз наоборот самое грубое и хамское к нему отношение. Невозможно не сожалеть смотря на висящие на стенах изображения Исы (алейхиссалям).

С дворца Кисры завоеванного во времена правления хазрати Умара, в качестве трофея был взят ценнейший ковер который мог быть продан за миллионы а может и за миллиарды. По приказу халифа, ковер был разрезан на кусочки и роздан солдатам участвовашим в войне. Может будут те кого возмутит этот случай. Но если хорошо подумать то данный поступок был достоин хазрати Умара. Такое должно было произойти среди народа который стал обладателем новой религий для того чтобы они не увлекались украшениями и тратами характерные женщинам. Для Умара который считал этот мир ничем, подобные вещи не имели никакого значения. Если бы от подобного великолепия была польза этому предводителю, то государство Кисры не было бы разрушено.

Красивые картины с природным пейзажем не являются для людей предметом важной необходимостью. Но находятся люди которые готовы за них отдать миллионы. Но ведь эти деньги могли осчастливить многих бедняков.

Некоторые думают что запрет на рисование и вывешивание картин живых существ запретно потому что это может поспособствовать идолопоклонству. Это похоже на следующее »В наше время не осталось глупых людей поклоняющихся рисункам и изваяниям. Я не поклоняюсь рисункам.» которые таким образом сами выносят фетвы. Это похоже на следующее когда говорят что мол »алкоголь запрещен потому что оно пьянит. Я пью мало чтобы не быть пьяным.» В любой ситуации слуга, который исполняет так как было приказано, намного лучше слуги который ищет причину и выводит свое решение.

Если самый глупый и самый неграмотный слуга на приказ большого ученого скажет »Наверное наш хозяин имел ввиду следующее» то это может привести к самым печальным последствиям. Не подлежит сравнению взаимоотношение между людьми с взаимоотношением Всевышнего Аллаха с пророком (алейхасселам). Поэтому не может для себя решить что такое-то постановление вынесено потому-то и потому-то. Запрет на рисование не ограничивается тем что было сказано выше. Есть много других причин. Браться за поиск скрытых смыслов Ислама не является делом таких слабых людей как мы. Вмешиваться в такие высокие дела считается взятием на себя непосильной ноши.

ГАЗЕТА И ПАКЕТ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

Вопрос: В книге С.Абадийа говорится: »Также как является запретным вешать изображения, также запретно и вешать изображения со святыми.» Хочу сказать что мой отец прочитанные газеты кладет на стол чтобы было выше пояса. И мать вешает на вешалку пластиковые пакеты с изображением живых. Являются ли эти действие харамом?

Ответ: Вешать изображение и вешать пакет с изображениями не одно и тоже. Проявляя уважение, вешают портреты людей. Газеты и пакеты кладут на верх, чтобы не мешалось под ногами. Считать харамом повешенные пакеты и лежащие на столе газеты, неверно.

Ангелы милости не будут заходить в помещение, что изображения будут на полу или будут висеть где повыше. Перед совершением намаза, нужно закрыть все имеющие изображения. Потому что намаз будет макрухом, если при намазе изображения с живыми существами на бумаге, ткани, на стене, будут на голове, впереди, слева, справа. Макрух облегчается, если при чтении намаза, изображения будут в задней стене от человека, или на потолке. Не будет макрухом, в том случае, если изображения с живыми существами будут на то том месте, куда человек ступает ногами, куда садится и на что прислоняются. Но в такое помещение не войдут ангелы милости. Следуя из этого, после прочтения газеты, следует положить их в закрытое место, нельзя оставлять в открытом месте изображения.

Что говорил пророк Мухаммед?

Об этом запрете говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Например, Абу Хурайра свидетельствует о таких его словах: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» Другое высказывание Мухаммеда, переданное Ибн Аббасом: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду».

Пророк утверждал, что в день Страшного Суда такие люди будут наказаны: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”».

Ислам запрещает не только изображать, но и держать дома изображения людей и животных. Вот рассказ одной из жен пророка Мухаммеда – Аиши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: “О Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!”»

По свидетельству того же Абу Хурайры, Мухаммед рассказывал следующее: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир

ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк. Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил:

“Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”».

Рисунки, фотографии, видео – дозволено ли это в Исламе?

Вопрос:

Я хотел бы узнать, какова позиция шейха Мухаммада ибн Адама относительно фотографий. Я знаю, что ученые разошлись в этом вопросе, однако недавно я увидел фотографию шейха на одном из сайтов. Он придерживается мнения, что это разрешено?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Есть несколько вопросов, связанных с созданием изображений (тасвир), поэтому будет правильно разобрать каждый из этих вопросов по отдельности в свете Шариата.

1) Рисование картин с людьми и животными

Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил рисовать одушевленные предметы.

Например:

Наш господин Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил хранить в доме картины и создавать их («Сунан» Тирмизи, № 1749).

Наш господин Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Ангелы (милости) не входят в дом, в котором есть собака или картина» («Сахих» аль-Бухари, № 5609).

На основе этих и многих других похожих хадисов большинство классических ученых считает, что рисование (карандашами, красками и т. д.) запретно и греховно. Они полагают, что «создание изображений» (тасвир) людей и животных было явно запрещено Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и, следовательно, это грех. Передается, что только имам Малик (да смилуется на ним Аллах) имел иное мнение по этому вопросу.

В одном из рассказов передается, что имам Малик (да смилуется над ним Аллах) – в отличие от трех других имамов и большинства других муджтахидов – полагал, что запретны только такие изображения, которые имеют три измерения и у которых есть тело, такие как статуи и скульптуры. Изображение, у которого нет тела и которое не отбрасывает тень, он считал не запретным, а порицаемым. Сюда относятся рисунки на бумаге, ткани или другом материале. Таково одно из двух мнений, передаваемых от имама Малика, в то время как второе его мнение совпадает с мнением большинства классических ученых.

Большинство классических ученых считало, что в хадисах не разграничиваются трехмерное изображение и двухмерное. Хадисы, в которых указано на разрешенность не-трехмерных плоских изображений, повествуют об изображениях, на которых нет людей и животных (см. «Аль-Мугни», 7/7 и «Такмиля фатх аль-мульхим», 4/155).

Таким образом, достоверное и известное мнение классических факихов заключается в том, что создавать изображения запрещено, будь то рисунок или скульптура. Этого мнения придерживаются ученые трех основных мазхабов (ханафитский, шафиитский и ханбалитский), а также это одно из двух мнений, передаваемых от имама Малика (да смилуется над ним Аллах). Будет правильно обратиться к ученому-маликиту, чтобы он разъяснил, на какое мнение в маликитском мазхабе можно опираться (муфта бихи). И следует отстраняться от изображений людей и животных.

2) Фотография

Если брать одно из двух вышеописанных мнений имама Малика, то не возникает вопроса, разрешены ли фотографии, поскольку, согласно этому мнению, рисунки людей и животных на бумаге или ткани разрешены, значит, фотографии также будут разрешены.

Однако, если мы говорим об известном мнении большинства классических ученых, то встает вопрос, считать ли фотографии людей и животных запретными изображениями, о которых говорится во множестве хадисов. Когда классические ученые обсуждали, каково решение относительно создания изображений, фотографии еще не существовало, поэтому мы не найдем мнения относительно фотографий в их книгах. Следовательно, современным ученым надо самим решить, относится ли решение о запрете изображений к фотографиям.

И современные ученые разошлись в этом вопросе:

1) Большая часть индо-пакистанских ученых и некоторые арабские ученые считают, что фотографии людей и животных запрещены по той же причине, по которой запрещено создание изображений (тасвир) в общем. Они полагают, что решение не меняется из-за того, что поменялся инструмент, при помощи которого создается изображение. Неважно, произведен образ при помощи кисти или камеры, – если изображен человек или животное, то изображение по-прежнему запретно. Этого мнения придерживаются муфтий Таки Усмани и большинство других моих учителей. Безусловно, это более безопасное и, возможно, сильное мнение.

2) Второе мнение по этому вопросу, которого придерживаются большинство арабских ученых (всех четырех мазхабов) и некоторые ученые в Индо-Пакистане, заключается в том, что есть разница между фотографиями и запрещенными изображениями (тасвир). Шейх Мухаммад Бахыт аль-Мути’и Египта, ученый 20-го века, известный своими знаниями и богобоязненностью, написал целый трактат под названием «Аль-Джаваб аль-Шафи фи ибахат сурат аль-фотографи», в котором защищал мнение о дозволенности фотографий. В основе его защиты лежит мысль, что образы запрещены, потому что (согласно словам хадиса) это бросает вызов Аллаху в создании одушевленной материи. Однако в работе с фотокамерой фотограф не производит образ сам, своим воображением. Поэтому фотография не бросает вызов Аллаху. Это просто отражение живых существ, уже созданных Всевышним Аллахом.

Таковы два мнения современных ученых по этому вопросу. И с той, и с другой стороны – великие ученые, знающие, мудрые и богобоязненные. Будет неправильно критиковать кого-то за следование любому из этих двух мнений. Здесь имеет место истинное и законное научное расхождение. Это не тот вопрос, в котором нужно осуждать того, кто придерживается иного мнения, и нужно уважать право других совершить свой выбор.

Если вы спрашиваете мое личное мнение, то, во-первых, я ни в коей мере не имею право следовать «личному» мнению по этому вопросу. Я следую за своим учителями и учусь у них. Мои учителя в Великобритании и на субконтиненте запрещают фотографии, а мои учителя-арабы разрешают. Я следую мнению моих учителей, которые запрещают фотографии, поскольку это более безопасно. Однако я глубоко уважают мнение (и практику) тех, кто дозволяет фото.

Я сам никогда не позирую для фотографии, если только нет крайней нужды, то есть, например, когда требуется фото на паспорт или другого документа. Если меня просят сфотографироваться, я вежливо отказываюсь. Вместе с тем, если кто-то фотографирует в моем присутствии, я не буду запрещать ему фотографировать меня. Поэтому, если вы видите мою фотографию, то, скорее всего, это потому что я находился в таком месте, где люди фотографировали. Мое последнее фото, о котором вы говорите, было сделано именно в такой ситуации. Я знал, что там фотографируют и что меня тоже могут сфотографировать, но не позировал для фото. Надеюсь, что понятно объяснил!

3) Прямой эфир

Муфтий Таки Усмани (да сохранит его Аллах) и многие другие ученые постановили, что видеоизображение в прямом эфире не подпадает под решение о создании изображений (тасвир). Изображение – это нечто постоянное и статичное, в то время как образ, передаваемый в прямом эфире, изменяется, поэтому его нельзя назвать изображением в буквальном смысле слова. Прямой эфир – это отражение реального образа, подобно отражению в зеркале.

Поэтому, если мы видим образы людей или животных, передаваемые в прямом эфире, это не считается запретным изображением. Разрешается передавать некое событие в прямом эфире и смотреть такие передачи – при условии, что содержание передачи дозволено (халяль) (Такрир Тирмизи, 2/351).

4) Видеозапись

Согласно мнению шейха Таки Усмани, видео, записанное на пленку или DVD, также не считается изображением. На видеопленке образ собирается по частям, которые в определенном порядке проигрываются, чтобы мы увидели запись. Поэтому невозможно увидеть картинку на пленке, если не проигрываешь ее (там же).

Таким образом, если некое дозволенное действие, например, урок шариатского ученого, будет записано на пленку и затем просмотрено, то это будет дозволено, иншаАллах.

Заметьте, что это ни в коей мере не относится напрямую к просмотру телевидения. Просмотр телепередач и хранение дома телевизора – это другие вопросы, требующие отдельного рассмотрения. Всем известно, как много вреда наносится уже самим фактом наличия телевизора в доме. Но наш ответ касается исключительно дозволенности просмотра халяльных изображений в прямом эфире или на пленке/DVD.

Шейх Таки Усмани (да сохранит его Аллах) подытожил в своей фетве:

«Образы, появляющиеся в прямом эфире или в записанных на пленку телепередачах, не считаются в буквальном смысле слова изображениями, упомянутыми в хадисах, если только они не напечатаны на бумаге или на другом материале. Однако мусульманам не рекомендуется иметь дома телевизор – главным образом потому, что большинство программ, передаваемых телевизионными каналами, содержат запретные вещи» (взято с сайта «Аль-Баляг», http://www.albalagh.net/qa/video_chips.shtml)

А Всевышний Аллах знает лучше.

Мухаммад ибн Адам

Даруль Ифтаа

Лестер, Великобритания

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Почему распространено утверждение, что в Исламе запрещено рисовать людей, хотя существовала иранская миниатюра?

Ильяс Эгембердиев 65 8 месяцев назад мусульманин; интроверт Пользователю можно задать вопрос

Почему распространено утверждение, что в Исламе запрещено рисовать людей..?

Потому что есть достоверные хадисы о запрещении изображать живых существ:

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, тех, кто создаёт эти изображения, в День воскресения подвергнут мучениям и им будет сказано: «Оживите то, что вы создали!»(Аль-Бухари; Муслим)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на свою кладовку (сахва) тонкую занавеску, на которой были изображения, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел (эту занавеску), цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении!»
(Аиша сказала):
И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку (или: …две подушки). (Аль-Бухари; Муслим)

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду».
Ибн Аббас сказал:
Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа. (Аль-Бухари; Муслим)

Здесь Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обращается к человеку, который сказал ему, что может зарабатывать на жизнь, только создавая изображения, так как ничего больше делать не умеет.

Сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не (сможет сделать этого никогда)!» (Аль-Бухари; Муслим)

Имеется ввиду, что такой человек будет подвергаться мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт дух в созданное им изображение.

Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения!»(Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Аллах Всевышний сказал: «А кто более несправедлив, чем (человек), попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно или пусть создадут они ячменное зерно!»(Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ангелы не входят в (такой) дом, где есть собака или изображение. (Аль-Бухари; Муслим)

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) Джибриль пообещал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что придёт к нему, но (надолго) задержался. Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стало тяжко (от затянувшегося ожидания), он вышел (из дома), встретил Джибриля (снаружи) и пожаловался ему (на это, а) он сказал: «Поистине, мы не входим в (такой) дом, где есть собака или изображение!» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Джибриль, мир ему, пообещал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился.
(Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала:
В руке (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) был посох, и он отбросил его в сторону со словами: «Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!», — а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: «Когда вошла эта собака?!» Я сказала: «Клянусь Аллахом, я (ничего) не знала о ней!» И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибриль, мир ему, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему):»Ты обещал мне, и я сидел(, ожидая) тебя, а ты не пришёл ко мне!» (На это Джибриль сказал); «Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение!» (Муслим)

Сообщается, что Абу-т-Таййах Хаййан бин Хусайн сказал:
(Однажды) Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует? (Нужно) чтобы не оставлял ты ни одного изображения, не стерев его, и (не оставлял) ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)». (Муслим)

…хотя существовала иранская миниатюра?

Иранская миниатюра существует потому, что там шиизм.

Немного о шиитах:

Они не признают первых трех праведных халифов. А Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, первого праведного халифа, они даже проклинают. То есть, они проклинают человека, который является лучшим мусульманином после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует; они проклинают человека, которого Всевышний Аллах обрадовал Раем ещё при его жизни; они проклинают человека, которого любил и уважал любимый и уважаемый ими ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.

Они возвеличивают и боготворят своих духовных лидеров и наставников, наделяя их качествами, присущими только Всевышнему Аллаху. То есть, они видят в своих духовных лидерах и наставниках сотоварищей Всевышнему Аллаху. А придавание сотоварищей Аллаху — это самый тяжкий грех в Исламе. Настолько тяжкий, что оно даже выводит человека из Ислама.

Думаете, таких людей могут остановить достоверные хадисы о запрещении изображать живых существ?..(Вопрос риторический).

Ильяс Эгембердиевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 5 -3

Изображения Мухаммеда

Допустимость изображения Мухаммеда, одного из пророков в исламе, всегда была и продолжает оставаться объектом споров и критики в истории этой религии. Устные и письменные описания разрешены всеми течениями ислама, но по поводу допустимости рисованных изображений общего мнения нет. В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, а в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на изображение.

Большинство суннитов считают, что следует запретить все изображения пророков ислама, и особенно нетерпимы к изображениям Мухаммеда, в основном это продиктовано боязнью идолопоклонства. В шиизме изображения Мухаммада весьма нередки, несмотря на то, что богословы всегда выступали против них. Многие мусульмане, придерживающиеся жёстких ограничений, считают недопустимыми любые изображения Мухаммеда, включая те, что были сделаны иноверцами.

Учёные также спорят по вопросу того, являются ли изображения Мухаммеда исламским искусством. Они встречаются в сборниках стихов и книгах по истории, включая религиозные; Коран никогда не иллюстрируют, так как согласно исламской традиции изображения не должны быть предметом поклонения, хотя учёные сходятся во мнении, что подобные картины имели «духовный элемент» и иногда использовались в неформальных церемониях, например в праздновании дня мираджа. На многих изображениях лицо Мухаммеда скрыто тканью, на других он показан символически в виде пламени. На рисунках, созданных до XIV века, зачастую показано его лицо. Тем не менее, изображения пророка были редки в любую эпоху, появляясь почти исключительно в персидских и других миниатюрах, иллюстрирующих книги. Основным массовым искусством в исламе являлась и продолжает оставаться каллиграфия.

Истоки

У некоторых крупных религий были периоды иконоборства, когда под запрет попадали те или иные изображения. В иудаизме одна из Десяти заповедей запрещает изображения «того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Византийской империи было два периода иконоборчества: в VIII и IX веках. В это время изображения святых были запрещены, в церквях могли находиться только христианские кресты. В новейшее время различные группы протестантов участвовали в спорах о допустимости икон святых. В целом разногласия вызывает вопрос, не становится ли изображение важнее того, что оно собственно изображает. В одних хадисах содержится прямой запрет на изображения живых существ, в других к таким изображениям относятся спокойно, но нигде не одобряют их. Из-за этого большинство мусульман избегает изображений Мухаммеда и других пророков ислама, к примеру, Исы и Мусы.

Изображение Мухаммеда в исламской литературе

В хадисах и других литературных произведениях раннеисламского периода имеются описания портретов Мухаммеда. Абу Ханифа ад-Динавари, Ибн аль-Факих, Ибн Вахшия и Абу Нуайм аль-Исфахани рассказывают историю о том, как византийский император Ираклий I принимает двоих жителей Мекки. Он показывает им сундук с отделениями, в каждом из которых хранится по портрету пророка, в том числе портрет Мухаммеда. Садид ад-Дин аль-Казаруни рассказывает такую же историю о посещении мекканцами короля Китая. Ибн Вахшия и Абу Нуайм рассказывают ещё одну историю, в которой мекканский купец, поехавший в Сирию, посещает христианский монастырь, где хранится несколько скульптур и картин, изображающих пророков и святых. Там же он видит портреты Мухаммеда и Абу Бакра, не опознанных христианами. В истории XI века говорится о том, как Мухаммед позировал придворному художнику сасанидского шахиншаха Кавада II. Каваду портрет настолько понравился, что он хранил его под подушкой.

Позднее Макризи записал историю о том, как правитель Египта Мукаукис встречается с послом Мухаммеда и просит посла описать внешность пророка. Сравнив описание с изображением неизвестного пророка, Мукаукис обнаруживает, что на изображении действительно Мухаммед.

В китайской легенде XVII века император Китая приглашает Мухаммеда ко двору, но Мухаммед в ответ присылает свой портрет, который настолько очаровывает императора, что он принимает ислам. После этого портрет, выполнивший свою миссию, исчезает.

Изображения и описания, созданные мусульманами

Словесные описания

См. также: Хилья

Один из самых ранних источников, книга Ибн Сад аль-Багдади «Большая книга разрядов», приводит множество словесных описаний Мухаммеда. Одно из них, приписываемое Али ибн Абу Талибу, сообщает, что он был среднего роста, с тёмными волнистыми волосами и длинными ресницами, близко растущими бровями, блестящим лбом, крупным черепом, красноватой кожей, широкими плечами и мясистыми ногами и ладонями. От шеи до пупка у него росли волосы.

Атар Хусейн приводит другое описание в книге «Послание Мухаммеда». Согласно Хусейну, Мухаммед был чуть выше среднего роста, крепкого телосложения и мускулист. У него были длинные пальцы, длинные волнистые волосы и густая борода, в которой на момент смерти было 17 седых волосков. Мухаммед описывается как очень привлекательный. Он ходил в быстром темпе, с тростью, и всегда старался быть занятым. Не говорил понапрасну, всегда по делу, не был эмоционален. Обычно носил чистые рубаху, штаны, шарф на плечах и тюрбан.

Со времён Османской империи описания Мухаммеда каллиграфически выписывали в хильи, обычно в обрамлении сложных узоров. Зачастую хильи включали в муракки и книги, а также помещали в рамки и украшали ими дома. Традицию создавать хильи приписывают османскому каллиграфу Хафизу Осману. В них никогда не содержится изображений пророка, даже стилизованных и символических.

  • Хильи
  • Хафиз Осман

  • Хафиз Осман

  • Хафиз Осман

  • Мехмед Тахир Эфенди

  • Казаскер Мустафа Иззет Эфенди

  • Казаскер Мустафа Иззет Эфенди

  • Хилья, нанесённая на лепестки розы, XVIII век

Каллиграфические изображения

Наиболее часто встречающаяся в исламском искусстве форма изображения Мухаммеда — каллиграфическое написание его имени, разновидность монограммы круглой формы, зачастую в декорированной рамке. В подавляющем большинстве случаев изображается на арабском языке, может включать повторяющиеся формы, гоноративы, благословения и другие фразы, а также их сокращения. Встречаются также амбиграммы и частые отсылки к розе, символу Мухаммеда.

Наиболее сложные варианты исполнения связаны с исламской традицией записи имён Аллаха и к оттоманским туграм.

  • Каллиграфическое изображение имени Мухаммеда, нанесённое на стену мечети турецкого города Эдирне

  • Каллиграфия, содержащая имена Аллаха, Мухаммеда и первых его четырёх последователей — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Турция, XVIII век

  • Симметричное каллиграфическое написание имени Мухаммеда

  • Амбиграмма: слово «Мухаммед» (محمد) вверх ногами читается как «Али» (علي)

  • Геометрическое четырёхкратное начертание имени Мухаммеда, выполненное куфическим почерком, часто используется как орнамент в исламской архитектуре

  • Куфическая надпись из медресе аль-Абу Инания, содержит текст «благословенный Мухаммед» (بركة محمد)

  • Купол мечети с цитатами из Корана и куфическими написаниями имён Аллаха и Мухаммеда

Метафорические изображения

Мухаммед, изображённый с закрытым лицом (иллюстрация Сиери Неби, XVI век) Наступление Мухаммеда и его спутников на Мекку, в сопровождении ангелов-мукаррабун. Лицо Мухаммеда завуалировано (иллюстрация Сиери Неби, XVI век)

На протяжении всей исламской истории изображения Мухаммеда были редки, хотя их существует значительное количество, в основном в виде иллюстраций к манускриптам. Первые изображения также были иллюстрациями, в книгах с персидскими миниатюрами. Книга «Варка и Гулшах», хранящаяся в библиотеке Топкапы, содержит наиболее ранние из известных изображений пророка. Книга создана до или во время Монгольского завоевания Анатолии в 1240-х. Несмотря на то, что до нынешних времён дошло мало ранних изображений живых существ, изобразительное искусство было давним традиционным ремеслом в исламских землях с VIII века, к примеру, оно процветало в Аббасидском халифате.

Грубер провёл анализ изображений от подробных, демонстрирующих тело и лицо, в XIII—XV веках до более абстрактных в XVI—XIX веках. Переходная разновидность, появившаяся в начале XIII века, содержит изображение Мухаммеда без лица, вместо этого на лице написано «О, Мухаммед!» или аналогичная надпись. Возможно, такие изображения имеют отношение к суфизму. Иногда надпись позже закрывалась вуалью или изображением лица, чтобы художник оставался богобоязненным, но другие могли увидеть лицо. Согласно Груберу, многие подобные изображения позже подверглись порче — лица были стёрты или соскобленны, так как мнения о допустимости подобных изображений изменились.

Имеется несколько дошедших до нас персидских манускриптов периода господства монголов, включая Марзубаннаму 1299 года. Оставшиеся памятники минувших поколений Аль-Бируни содержит 25 изображений, на пяти из которых Мухаммед, включая две завершающих. На одной из последних иллюстраций изображены Мухаммед и Али ибн Абу Талиб в традиционной суннитской интерпретации. Согласно Кристиане Грубер, имеются и другие иллюстрации в книгах, пропагандирующих суннизм, в частности, несколько работ, посвящённых мираджу начала XIV века, хотя некоторые другие историки датируют эти картины джаларидским периодом.

Также изображения Мухаммеда находятся в персидских работах династий Тимуридов и Сефевидов, а также в османском искусстве вплоть до XVII века и дальше. Вероятно, наиболее детальные иллюстрации к жизни Мухаммеда находятся в копии биографии Сиери Неби, завершённой в 1595 году и заказанной султаном Османской империи Мурадом III для сына, будущего Мехмеда III. В этой книге более 800 иллюстраций. Одна из самых часто встречающихся сцен с Мухаммедом — это мирадж; с XV по XX век в Персии и Турции появляется бесчисленное множество произведений на этот сюжет. Данные изображения также используются для празднования годовщины мираджа в 27-й день месяца раджаб. Пересказ этого чуда имел религиозный смысл, и хотя проще найти описания празднований XVIII и XIX веков, имеются упоминающие его манускрипты значительно более раннего времени.

Самые ранние изображения Мухаммеда иногда не содержат ореола пламени, а первые ореолы были круглыми, как христианские нимбы. Позже появляется ореол в виде пламени, охватывающего голову пророка или его целиком, даже зачастую скрывая его тело. Если тело Мухаммеда при этом видно, то лицо может быть закрыто; такой тип ореола появился с начала правления Сефевидов was done out of reverence and respect..

Томас Арнольд (1864—1930), ранний историк исламского искусства, утверждал, что в исламских странах живопись никогда так не была столь используема в религии, как в буддизме и христианстве. Мечети никогда не украшали картинами и росписями, никогда не демонстрировали иллюстративный материал при прозелитизме и в религиозном обучении. Соответственно, не существовало школ религиозной живописи, как в христианстве.

Изображения Мухаммеда во многих странах Ближнего Востока запрещены. К примеру, в 1963 году доклад о хадже гражданина Турции был запрещён в Пакистане, так как содержал репродукции миниатюр, на которых находилось лицо Мухаммеда.

  • Мухаммед получает первое откровение от ангела Джибраила (манускрипт «Джами ат-таварих» Рашида ад-Дина, 1307, период Ильханидов)

  • Мухаммед уничтожает идолов в Каабе (персидская миниатюра, Кашмир, обнар. 1808)

  • Мухаммед повторно устанавливает Чёрный камень в 605 году (миниатюра из «Джами ат-таварих» Рашида ад-Дина, ок. 1315, период Ильханидов)

  • Мухаммед во время Прощального паломничества. (анонимная иллюстрация «Памятников минувших поколений» Аль-Бируни, османская копия XVII века ильханидской рукописи XIV века, Эдинбургский кодекс)

  • Омоложенный Мухаммед въезжает в Джаннат (рай), где его встречают гурии (персидский манускрипт, XV век)

Современный Иран

Несмотря на запрет, в Иране изображения Мухаммеда встречаются. Шииты не столь нетерпимы к ним, как сунниты, и на иранских открытках и плакатах их можно встретить.

С конца 1990-х годов востоковедами были обнаружены различные напечатанные в Иране изображения Мухаммеда в виде подростка в тюрбане. У этих картин есть несколько вариантов, все они либо содержат отсылку на легенду о происхождении изображения и эпизод в жизни Мухаммеда, либо просто надпись «Мухаммед, посланник божий». Некоторые версии приписывают изображение Бахире, христианскому монаху, встретившему молодого Мухаммеда в Сирии. Таким образом создатели картины дистанцируются от неё и показывают, что ничего дурного не сделали.

Основой таких картин стала фотография молодого тунисца, сделанная немцами Ленертом и Ландроком в 1905 или 1906 году. Это фото появлялось на открытках и в печати до 1921 года. Данное изображение было популярно в Иране как диковина.

Кино

  • См. также Фильмы о Мухаммеде

Фильмов о Мухаммеде очень мало. Фильм «Мухаммед — посланник Бога» 1976 года не показывает внешность ни Мухаммеда, ни многих членов его семьи. Когда требовалось показать, что Мухаммед присутствует в сцене, камера демонстрировала обзор с его местоположения. О фильме каирским университетом Аль-Азхар и Шиитским советом Ливан было выпущено две известные фетвы, осуждающие демонстрацию жён Мухаммеда.

В 1926 году в Египте ожидался выход фильма о ранних годах исламской истории. Узнав об этом, университет Аль-Азхар выпустил фетву, напоминающую общественности о запрете изображения Мухаммеда и членов его семьи. Король Ахмед Фуад I отправил актёру Ю́суфу Вахби́ предупреждение, угрожая депортацией и отзывом гражданства.

Некоторые современные шиитские учёные занимают мягкую позицию по отношению к изображениям Мухаммеда и членов его семьи, Ахль аль-Байт. В фетве иракца Али Систани, шиитского марджа ат-таклида, говорится о том, что Мухаммеда разрешено изображать даже в фильмах и на телевидении, если это изображение сделано с уважением. Религиозный мультфильм «Мухаммед: последний пророк» был выпущен в США в 2004 году.

Изображения, выполненные немусульманами

Изображение Мухаммеда на здании Верховного суда США

Изображения Мухаммеда были очень редки до появления печатного пресса. Мухаммед изображён на нескольких средневековых картинах, обычно в неприглядной манере, зачастую на его изображение влияло краткое упоминание в «Божественной комедии». Иногда Мухаммеда рисовали среди других «влиятельных людей», один из примеров такого изображения хранится в здании Верховного суда США. Оно создано в 1935 году, и также содержит портреты Хаммурапи, Моисея, Конфуция и других. В 1997 году его изображение вызвало полемику, в результате которой в туристическую литературу были внесены изменения: теперь изображение описано как «выполненная с добрыми намерениями попытка выразить уважение Мухаммеду», которая «не имеет отношения к его внешности». В 1955 году по запросу послов из Индонезии, Пакистана и Египта из здания суда в Нью-Йорке была убрана статуя Мухаммеда.

Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Мухаммеда в ад со вспоротым животом:

Не так дыряв, утратив дно, ушат,
Как здесь нутро у одного зияло
От самых губ дотуда, где смердят:
Копна кишок между колен свисала,
Виднелось сердце с мерзостной мошной,
Где съеденное переходит в кало.
Несчастный, взглядом встретившись со мной,
Разверз руками грудь, от крови влажен,
И молвил так: «Смотри на образ мой!
Смотри, как Магомет обезображен!
Передо мной, стеня, идет Али,
Ему весь череп надвое рассажен».

— Перевод М. Л. Лозинского. Данте Алигьери. Божественная комедия. — Правда, 1982.

Эта сцена часто изображается на иллюстрациях. Мухаммед находится на фреске XV века «Страшный суд» Джованни да Модены, которая расположена в базилике Сан-Петронио в Болонье и на картинах таких художников как Сальвадор Дали, Огюст Роден, Уильям Блейк и Гюстав Доре.

  • Европейские изображения Мухаммеда
  • Ранний Ренессанс, по мотивам «Божественной комедии».

  • Портрет Мухаммеда в виде «восточного мужчины», 1683.

  • Портрет на раннем издании 1719.

  • Иллюстрация из книги «Жизнь Магомета», 1699

  • Иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк, 1827.

  • Гюстав Доре, «Мухаммед страдает в Аду». 1861.

  • Григорий Гагарин, «Проповедь Магомета». 1840—1850.

Конфликты в XXI веке

Картина 1847 года, изображающая откровение Мухаммеда, опубликованная в «Шпигеле» в 1999 году

Начало XXI века было ознаменовано несколькими прениями об изображениях Мухаммеда, как в контексте карикатур, фильмов и мультфильмов, так и в отношении исторических картин.

В декабре 1999 года немецкий новостной журнал Der Spiegel опубликовал на одной странице изображения «апостолов морали» — Мухаммеда, Иисуса, Конфуция и Иммануила Канта. В течение следующих недель редакция получила множество писем с протестами, петициями и угрозами из-за публикации портрета Мухаммеда. Турецкий канал Show TV показал телефонный номер редактора, которому с тех пор ежедневно поступали звонки. Надим Эльяс, глава совета мусульман Германии, сказал, что «изображение не следовало печатать, чтобы не расстраивать верующих». Он рекомендовал закрасить лицо Пророка белым. В июне 2001 года Шпигель опубликовал изображение Мухаммеда с закрашенным лицом на главной странице. Картина 1847 года была опубликована ранее, в 1998 году, в особом выпуске, посвящённом исламу, и не вызвала проблем в тот раз.

В 2002 году полиция Италии сообщила о том, что ею был предотвращён теракт в Болонье: исламский террорист собирался взорвать базилику, где находится фреска с изображением Мухаммеда.

Карикатуры

Основная статья: Карикатурный скандал (2005—2006)

В 2005 году датская газета опубликовала несколько карикатур, на многих из которых был изображён Мухаммед. В конце 2005 и начале 2006 датские мусульмане устроили несколько акций протеста и широко распространили информацию о скандале. Согласно профессору исламской истории Чикагского университета Джону Вудсу, мусульман разозлили не только сами изображения, но и намёки на то, что Мухаммед поддерживал терроризм. 12 февраля 2008 датская полиция арестовала троих мужчин, вовлечённых в заговор с целью убийства автора одного из комиксов Курта Вестергора.

В эпизоде реалити-шоу 30 Days 2005 года под названием «Мусульмане и Америка» Мухаммед был изображён дважды в мультфильме, объясняющем суть исламской веры. В следующем году известный провокационными выпусками комедийный мультфильм Южный парк, ранее изображавший Мухаммеда супергероем и показывавший Мухаммеда в открывающем фрагменте, сатирически изобразил карикатурный скандал. В эпизоде «Мультипликационные войны, часть II» предполагалось показать Мухаммеда, передающего Питеру Гриффину лососевый шлем. Однако канал Comedy Central, которому принадлежит мультфильм, отклонил данную сцену, и вместо этого создатели мультфильма высмеяли двойные стандарты канала, который одобрил сцену дефекации Иисуса на флаг США, но отклонил сцену, оскорбляющую мусульман.

Скандал вокруг карикатур Ларса Вилкса начался в июле 2007 года, когда шведский художник Ларс Вилкс выпустил карикатуры, на которых Мухаммед был изображён в виде бездомной собаки. Несколько картинных галерей в Швеции отказались демонстрировать эти изображения, ссылаясь на страх насильственной реакции. Скандал привлёк к себе международное внимание, после того как газета из Эребру Nerikes Allehanda напечатала 18 августа одно из изображений на передовице о самоцензуре и свободе вероисповедания. Хотя некоторые газеты уже публиковали эти карикатуры, данная публикация привела к протестам шведских мусульман, а также официального порицания правительств Ирана, Пакистана, Афганистана, Египта и Иордании, а также международной конференции Организации исламского сотрудничества.

Ещё один скандал, прошедший в 2007 году, был вызван арестом бангладешского художника Арифура Рахмана за «неуважение к Мухаммеду». Правительство конфисковало тираж бенгальской газеты Prothom Alo, в которой были опубликованы карикатуры следующего содержания: мальчик, держащий на руках кошку, говорит со стариком. Старик спрашивает, как зовут мальчика, и тот отвечает: «Бабу». Старик попрекает мальчика за то, что тот не упомянул имя Мухаммеда прежде своего, а затем показывает пальцем на кошку и спрашивает, как её зовут, на что мальчик отвечает: «Мухаммед, кошка». Карикатура вызвала бурю в Бангладеш, местные исламисты требовали казнить Рахмана за богохульство. Группы людей сжигали экземпляры газеты. В Бангладеш нет закона о богохульстве, хотя радикальные исламисты и требовали его ввести. В итоге Арифур отсидел четыре месяца в тюрьме и был назван узником совести организацией Международная амнистия.

Википедия

В 2008 году несколько мусульман протестовали против включения изображений Мухаммеда в статью «Мухаммед» Английской Википедии. Онлайн-петиция за удаление изображений собрала 450 000 подписей с декабря 2007 по февраль 2008. В петиции отмечается репродукция османского манускрипта XVII, изображающая Мухаммеда, когда тот запрещал добавлять 13-й месяц к лунному году (наси). Джереми Хензелл-Томас, колумнист журнала «The American Muslim», назвал петицию «даром тем, кто ищет возможности дискредитировать ислам и посмеяться над мусульманами».

Википедия отказалась удалять изображения, в сообществе обсуждали возможность создания инструмента, который бы позволил посетителям выбрать, хотят ли они видеть эти изображения; в результате обсуждения было решено отвергнуть данное предложение. На особой подстранице находится список часто задаваемых на эту тему вопросов и ответов, где указано, что Википедия не цензурирует материал в угоду одной из групп людей.

Метрополитен-музей

Метрополитен-музей подтвердил в январе 2010 года газете New York Post, что он удалил из экспозиции все изображения, на которых находился Мухаммед, из-за угроз со стороны консервативных мусульман. Действия музея подверглись критике за чрезмерную политкорректность, как и переименование «Галереи примитивного искусства» в «Искусство Африки, Океании, Северной и Южной Америк», а «Исламской галереи» в «Арабскую, турецкую, иранскую, центральноазиатскую и южноазиатскую».

Давайте нарисуем Мухаммеда

  • Основная статья: Everybody Draw Mohammed Day

Протестом против угроз художникам стала акция «Everybody Draw Mohammed Day» (день, когда все нарисуют Мухаммеда). Начавшись из-за действий Comedy Central, запретившего эпизод Южного парка, позже получил международную поддержку. 20 апреля 2010 года в Интернете появился плакат, сопровождавшийся текстом, призывавшим нарисовать Мухаммеда 20 мая 2010 года в качестве акции против ограничения свободы слова.

Charlie Hebdo

Основная статья: Террористический акт в редакции Charlie Hebdo

Офис французского сатирического издания Charlie Hebdo 2 ноября 2010 года подвергся атаке зажигательным снарядом, а кроме того сайт газеты был взломан. Эти действия последовали в ответ на обещание выпустить специальный номер с Мухаммедом в качестве «главного редактора». В сентябре 2012 журнал опубликовал несколько карикатур на Мухаммеда, на некоторых из них он был изображён голым.

7 января 2015 года группой террористов произведено нападение на офис издания, в результате чего погибло 12 человек и ранено 11.

> Примечания > Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *