Почему ребенок грызет ручку?

Проблема не только в том, что «поедание» пишущей канцелярии — признак стресса, но и в том, что ручки и карандаши, скорее всего, не очень чистые и не предназначены для того, чтобы находиться у ребёнка во рту. О том, как действовать, если в пенале у младшеклассника — сплошные огрызки, рассказала психолог Татьяна Соколова.

Вопрос. Сын пошёл в первый класс, и это какой-то ужас. Учится он на пятёрки, но постоянно нервничает и буквально сгрызает все письменные принадлежности. Совершенно непонятно, почему он это делает; сам он ответить на этот вопрос не может. Как его отучить?

Ответ. Если ребёнок грызёт ручки и карандаши, это значит, что он испытывает эмоциональную нагрузку и ему необходимо помочь успокоить нервную систему. Ругать его за подобные действия не стоит: это только усилит стресс и усугубит проблему.

В младшем школьном возрасте у ребёнка очень много задач, и он испытывает не только интеллектуальные, но и эмоциональные нагрузки. Ему нужно адаптироваться к новому социальному окружению, к роли ученика, установить отношения и дружбу в коллективе. Нужно привыкнуть к изменившимся взаимоотношениям в семье. С началом школьной жизни очень часто между ребёнком и родителями встают домашние задания, которые, конечно же, приводят к изменению структуры взаимодействия «родитель — ребёнок».

В период адаптации к школьной жизни у ребёнка даже в самой благополучной ситуации есть много поводов для перенапряжения. Ситуация усложняется, если есть дополнительные источники стресса: например, рождение младших братьев или сестёр, переезд, конфликтные отношения между родителями, чрезмерно строгий и критикующий учитель.

Для того чтобы помочь ребёнку успокоить нервную систему, необходимо в первую очередь проанализировать своё эмоциональное состояние. Нельзя забывать, что состояние родителя напрямую влияет на состояние ребёнка: дети прекрасно умеют считывать наши эмоции. Вам будет очень трудно помочь ему сбросить стресс, если сами вы находитесь в постоянном напряжении.

Решать вопрос с ручками и карандашами можно двумя путями. Первый подход — это набор конкретных действий. Например, вы можете надевать на карандаши и ручки специальные накладки — мягкие ластики, не подходящие для жевания, мазать кончики карандашей и ручек горькой мазью. Аналогичными способами можно отучить ребёнка грызть ногти.

Второй подход — более глубокий. Вы должны понимать, что даже если вам удастся отучить грызть ручки и карандаши, то внутреннее напряжение будет искать другой выход. Если вы хотите выяснить причину, то вам необходимо остановиться и проанализировать ситуацию. В помощь родителям, желающим научить ребёнка расслабляться и снижать стресс, — различные медитации и техники релаксации для детей. В этом может помочь книга Элин Снель «Я спокоен и внимателен, как лягушонок», метод прогрессивной релаксации по Джекобсону, а также различные дыхательные практики.

Важно выделять ребёнку время на свободную активность, когда над ним не висят уроки или домашние дела, время для «ничегонеделания» и восстановления сил.

Отличная терапия — искренний разговор с ребёнком. Но только тот, в результате которого вы не становитесь человеком, читающим нотации или раздражающимся от слабости ребёнка. Это должна быть именно поддерживающая доверительная беседа.

Если ситуация усугубляется и ребёнок сгрызает карандаши, что называется, до основания, есть смысл обратиться с этим вопросом к психологу и получить более точечные рекомендации, которые подойдут именно вам.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Почему ребенок жует майку?

Жевание одежды является проявлением сосательного рефлекса – самого первого рефлекса ребенка и самого устойчивого. Ребенок начинает сосать пальчик еще в утробе матери, с потребностью сосать он появляется на свет. Для него оно всегда связано с состоянием удовлетворения, комфорта, покоя, благоприятной ситуации. Сосание успокаивает младенца, придает ему чувство уверенности и защищенности.

Жевание майки, как и сосание соски в ситуации, когда она уже отсутствует, также является защитной реакцией мозга малыша на какой-то раздражитель, будь то тревога, стресс, или невнимание, одиночество, обида, дискомфорт или усталость.

Со временем сосательный рефлекс должен уходить. Не исчезнувший вовремя сосательный рефлекс говорит о функциональной несформированности коры. Ее определенные функции к определенному моменту жизни ребенка остались неразвитыми, и проявлением этой незрелости является привычка сосать одежду.

Жевание майки является одним из видов стереотипий – невротических навязчивых состояний, когда однотипное повторяющееся движение является нехарактерным ответом на обыденную ситуацию. Любое проявление навязчивости должно вызывать у родителей как минимум настороженность. Так как оно может быть, как самостоятельным симптомом какого-то легко корректируемого неврологического расстройства, так и симптомом более тяжелых заболеваний, например, аутизма. И в этом случае речь уже идти не просто о невротическом расстройстве, а о невротическом состоянии, которое является вторичным проявлением основного заболевания. Связь ребенка, страдающего аутизмом, с внешним миром разрушена, и для него такая стереотипия (как и раскачивания, например) является элементом успокоения и нивелирования дискомфорта, который он испытывает со стороны внешнего мира.

Такой симптом не стоит оставлять без внимания. В любом случае стоит обратиться к неврологу. Большинство навязчивых состояний компенсируется, налаживаются корко-подкорковые отношения, функциональная зрелость коры головного мозга развивается. И самое главное – не упустить время. Проблема заключается в том, что несформированность коры может позже проявится каким-либо неврологическим нарушением – задержками речевого и психоречевого, психомоторного развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или другими нарушениями. Своевременно выявленная проблема и подключенная коррекционная терапия помогут избежать в дальнейшем более тяжелых нарушений, когда механизм цепных реакций будет запущен.

Когда малыш грызет погремушки, родители не переживают: у него режутся зубки. Если же, став чуть старше, он принимается за ногти, ручки и карандаши, мама начинает волноваться: «С ним надо что-то делать!” Психологи утверждают: что-то делать надо не с ребенком, а с атмосферой, в которой он находится.

Так называемая «грызучесть” – это, к сожалению, не вредная привычка, как часто думают родители, а навязчивое действие, являющееся проявлением детского невроза.

Такими вредными привычками родители по незнанию считают выдергивание волос и ресниц, привычку грызть ногти, царапать свое лицо, трясти ногой, теребить ухо. Но на самом деле эти и другие подобные действия – признак того, что ребенок находится в состоянии стресса и нуждается в помощи.

Ругать его абсолютно бесполезно. Дело в том, что ребенок грызет предметы не произвольно. Это позволяет ему снять напряжение, в котором он постоянно находится. Необходимо найти причину этого напряжения и устранить ее.

Например, малыш может тяжело переживать развод родителей или конфликты между ними, дискомфортно чувствовать себя в садике, не найти понимания с одноклассниками в школе…

Когда ребенок грызет ногти или разные предметы, его тело избавляется от излишнего напряжения, то есть для него это необходимые действия. Жесткий запрет приведет к еще большей невротизации: из-за страха ребенок может перестать грызть все подряд, но например, начнет заикаться. При этом проблема только усугубиться, травма усилится.

Поэтому важно устранить причину, а не следствие, обеспечить чаду спокойствие и комфорт дома, в саду или школе. Спокойные родители, гармония между ними – залог психологического здоровья ребенка. А наказания и запреты только замкнут круг детского невроза.

Среди множества вопросов о методах, способах и нюансах воспитания детей, одним из них является о том, как отучить ребенка грызть карандаши и ручки. Для начала нужно разобраться в причинах появления такой вредной привычки.

Почему ребенок грызет ручки и карандаши

В том, что ребенок грызет ногти или ручки нет ничего хорошего, родители понимают. В таких предметах множество различных микробов, бактерий, паразитов. К тому же это может привести к попаданию посторонних предметов внутрь организма. Небезопасными являются материалы, из которых изготовлены школьные предметы.

Перед тем как отучить грызть ручки нужно разобраться с причиной возникновения проблемы иначе она может привести к таким последствиям:

  • появление трещин и сколов на зубной эмали, которые ведут к повышенной чувствительности зубов к температурным перепадам;
  • стирание эмали и преждевременное появление кариеса;
  • травмирование десен и слизистой оболочки.

Причинами грызть письменные принадлежности и ручки могут быть несколько. Прежде всего, это стресс, через который проходит ребенок в период адаптации в новом коллективе. По мнению психологов, в большей степени такому стрессу подвержены дети, которые не посещали детский садик и проходили подготовку к школе в домашних условиях.

Но даже ели откинуть эстетическую составляющую, привычка грызть карандаши и ручки не отвлекает от проблемы, а наоборот рассеивает внимание малыша.

Для многих деток грызть кончики ручек – это способ избавления от скуки, от которой взрослые избавляются путем рисования различных абстракций, кругов, квадратов или цветов.

Невроз и тревожность как симптом

Дети, которые не были подготовлены к школе, чаще всего страдают неврозом или тревожностью. Это может проявляться в различных моментах поведения: ребенок кусает карандаши, шморгает носом, часто моргает. Толчков к развитию такого поведения может быть множество от смен учителя и воздействия коллектива до сложностей в обучении. Эмоциональная нагрузка чаще всего возникает из-за необходимости адаптации в новой социальной роли. Также толчком к появлению нервного напряжения могут быть не школьные аспекты, а такие как:

  • появление в семье младшего брата или сестры;
  • переезды и смена жительства семьи;
  • проблемы общения с родителями.

Существуют различные методы приведения в порядок нервной системы ребенка, но прежде всего, нужно анализировать свое состояние. Дети являются лакмусовой бумагой эмоционального состояния взрослых.

Читайте еще: Как отучить ребенка курить

Медицинские нюансы привычки

Прежде чем стараться отучить от вредной привычки сгрызать карандаши и ручки, родителям стоит знать о медицинских вопросах таких действий. Когда люди пытаются засунуть в рот посторонний предмет это может свидетельствовать об элементарном голоде или жажде. В таком случае поможет контроль над питанием в школьной столовой.

Такое занятие также может указывать на проблемы с пищеварительным трактом и сбоях в его работе. Жевание помогает снять спазмы и снизить боль в животе.

Как отучить

Перед тем как отучить грызть ручки, первым делом нужно понаблюдать за свои дитем и проанализировать где именно он это делает: только в школе, дома. Ели в большей степени это происходит только в школе, можно постараться снизить уровень нагрузки, помочь справиться с домашним заданием.

Бороться с такой ситуацией помогает общение, взрослые должны рассказать о своей любви к ребенку, он еще раз почувствует себя любимым, что придаст больше уверенности в себе. Только внимание и ласка могут сделать человека более сильным, верящим в себя и почувствовать главным. Нельзя кричать и ругаться из-за такой привычки, это может только усугубить ситуацию.

В домашних условиях можно предпринять такие действия:

  • покупать красивые ручки, которые малышу будет жалко портить. Это может быть что-то с изображением или в форме любимых героев;
  • хорошо себя зарекомендовал способ в виде нанесения специального лака, который создает неприятный привкус во рту;
  • использовать небольшую хитрость и предложить поменять одну вредную привычку на другую. К примеру, теребить мочку уха. Подобными действиями будут заняты руки, а энергетические точки, которые расположены на мочке и отвечают за концентрацию внимания, получат дополнительную стимуляцию.

Не лишним будет визит к педиатру, который сможет подобрать эффективные седативные средства.

Что советую психологи

Психологи не сходятся в едином мнении, почему дети грызут ручки и выделяют несколько возможных причин, на которые стоит обратить внимание. Это может быть попытка сосредоточиться, к примеру, задуматься над информацией, услышанной в классе.

Ответом может быть поиск причин в подсознании. Дети начинают сгрызать предметы, когда не могут выразить свои негативные эмоции и чувства. В таком случае малейшие факторы подталкивают его к таким действиям.

Читайте еще: Как отучить ребенка есть козявки

Психологи говорят о том, что детские проблемы можно решить путем укрепления доверительных отношений со своим чадом. Для этого можно использовать различные способы: стоит проводить больше времени с ребенком, читать с ним, играть в игры, гулять на природе в любое время в году, делать вместе домашние задания, общаться на интересующие темы, показать, как сильно вы его любите.

Чем чаще такие действия происходят, тем легче ребенку удается социализироваться в обществе и тем скорее это принесет необходимые плоды.

Избавиться от привычки может помочь своеобразная придуманная игра. Можно договориться, что сын или дочка должны говорить определенное слово, как только начнет грызть ручку. Ему будет очень интересно наблюдать и подмечать за собой, что даст возможность таким образом не один раз осознать повторяющие действия.

Впечатлительных детей отучают от подобных действий серьезными разговорами. Можно показать картинки гельминтов и микробов с медицинского сайта, которые появляются в организме, как следствие попадания грязи.

Только анализ причин поведения поможет избавиться от вредных привычек маленького человека. Если никакие способы не помогают, а ситуация только усугубляется, нужно обратиться к детскому психологу для оказания помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *