Почему ребенок перестал гулить?

О нормальном речевом развитии ребенка

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взросло¬го, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно по казать ребенка отори¬ноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой» , «басёй», «маикий» , «касий».

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки , , , , использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук . Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникно¬вению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки , , почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рас¬сказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся. ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматиче¬ских ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор бытует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь.

Будьте внимательны!

Признаки нарушения речевого развития очевидны если:

  • К концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением.

  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, и не прислушивается к музыке.

  • К 7-ми месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтения мелодичным погремушкам.

  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

  • К концу 10-то месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

  • К 1 году 4 месяцам он не адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа».

  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

  • К 2 годам ребёнок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях.

  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

  • В 4 года не знает название цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказывать ни одно стихотворения.

/Е.Н. Краузе «Логопедия» СПб, Корона кринт/

наверх>>>

После появления малыша на свет его родители с нетерпением ждут проявление новых умений. Когда дети начинают агукать? Если вначале сказать такое долгожданное слово как «мама» он не может, то агукать малютка начинает достаточно быстро.

Когда младенцу еще не исполнилось месяца, от него можно услышать только плачь, без выделения слезной жидкости и кряхтение. И только после 6 недели он начинает издавать звуки. Как правило, это гласные, поскольку их произносить легче. Однако взрослые люди слышат его первую тренировку разговора как агуканье, так как произношения является гортанным.

Что значит «агу»

Когда младенец начинает гулить и агукать, то он образом разговаривает вначале сам с собой. Перед этим ребенок внимательно прислушивается к посторонним источникам звучания, и активно старается повторить. Немного позднее ребенок уже начинает применять агуканье в качестве разговора со своими игрушками или взрослыми людьми. В этот период можно отметить, что малютка активно издает звуки под любимую мелодию. Создается впечатление, как будто он подпевает.

Когда крохе исполняется 5 месяцев, а у некоторых это происходит уже в 4 месяца, к гласным звукам присоединяются некоторые согласные. Легче всего малышу произносить их губами, поэтому первыми согласными являются б, п, м. По мере роста и развития речи, а также формировании нервной систем первый лепет превращается в слова, состоящие из повторяющихся слогов.

По сути, процесс агукания можно определить, как важное действие для дальнейшего формирование речевого аппарата. Обучить поэтому ребенка специально невозможно. Но развитие речи можно ускорить, обучив малыша общению с окружающим его миром.

Что должен уметь ребёнок в 3 месяца

В 3 месяца ребёнок уже должен уметь достаточно много – он становится всё более активным физически и эмоционально, чем, конечно, несказанно радует своих родителей.

  • Физическое развитие в этом возрасте позволяет карапузу уверенно чувствовать себя в положении «лёжа на животе». Он умеет приподнимать своё тельце, перенося часть веса на руки и самостоятельно держать голову. Если мама поддерживает малыша под руки, в вертикальном положении он уже упирается ножками, согнутыми в коленках.
  • Активно развивается хватательный рефлекс малыша – он уже может на протяжении нескольких секунд держать игрушки и крепко держит маму за пальчики, за волосы, уши и яркие, заметный украшения – серьги, заколки, обращающие на себя внимание бусы.
  • В возрасте 3 месяцев малыш начинает познавать радость осознанного общения: он понимает, что на его плач и смех близкие люди реагируют по-разному, а потому он сознательно налаживает контакт с окружающим миром, часа тренируясь гулить и подражать другим звукам.

Как помочь малышу

  1. Как можно чаще и больше общаться со своим ребенком. Лучше всего, если мама или отец будут сопровождать любые свои действия объяснениями. Разговаривать следует во время проведения гигиенических процедур, кормления, игры. Обращение к ребенку должна быть мягким, ласковым, и не содержать отрицательных эмоций.
  2. Когда ребенок начинает повторять первые звуки и слова, маме следует сделать то же самое, но при этом добавлять новые. Так как у детей очень хорошо развито подражание, то они обязательно будут стараться повторить звук. Хорошо, если между малышом и мамой будут возникать диалоги, понятные пока только им двоим.
  3. Во время общения положительный результат даст одновременное поглаживание и легкий массаж ладошек. Дело в том, что в этом месте находятся определенные точки, которые напрямую связаны с центральной нервной системой, и отвечают за развитие речи. По этой же причине игры, где участвуют пальчики ребенка, не только развивают мелкую моторику, но и помогают малютке быстрее научиться правильно разговаривать.
  4. Некоторые мамы при общении со своим малышом предпочитают сюсюкать, или коверкать слова. Этого делать ни в коем случае нельзя. Очень хорошо способствует развитию речи чтение специальных детских стихов, потешек и пословиц.

Какие могут быть проблемы

Во сколько дети начинают агукать? Никогда не следует забывать, что каждый малыш является индивидуальностью. По этой причине не каждый из них начинают агукать в конце первого месяца своей жизни, так как это вопрос этого обучения является сугубо личным. Если наблюдать за детьми, то становится заметно, что для одного из них уже через три недели возникают желания сказать свои первые звуки. А другой может оказаться молчуном по своей природе, и начнет разговаривать несколько позднее даже общепринятых сроков.

Сильное волнение возникают у мамы, если ребенок в 3 месяца перестал агукать. Это не считается патологией, поскольку иногда подготовка малыша к следующей ступени развития речи сопровождается перерывом. Нужно понимать, что потом все вернется обратно, но при этом обязательно добавится что-нибудь новое в виде смеха или писка. В ряде случаев временное затишье у малыша может быть вызвано внутренним заболеванием, или таким внешним фактором, как стресс.

Когда ребенок в возрасте восьми месяцев продолжает молчать, то с данной проблемой следует обратиться к своему педиатру. Нельзя исключить, что в этой ситуации у малютки есть некоторые проблемы со стороны развития нервной системы, или нарушения слуха. Чаще всего врач при такой ситуации порекомендует проконсультироваться с отоларингологом или детским неврологом, который хорошо знает, когда начинает агукать ребенок, и сделает все для того чтобы выявить причину и назначить лечение.

Если малыш начал агукать вовремя, следом говорить отдельные слоги, а затем и слова, то это свидетельствует о его нормальном развитии, как в физиологическом, так и в эмоциональном плане.

Первый месяц жизни новорожденного малыша заполнен круглосуточным уходом за его тельцем, долгим кормлением, тревожным бдением мамочки за его режимом. Однако на втором месяце родители уже приступают к педагогическому процессу развития крохи и тут же задаются вопросом «А когда ребенок начинает агукать?».

Действительно, после 5-6 недель новорожденный малыш вдруг принимается издавать гортанные звуки, произнося некоторые гласные, и маме уже не терпится поскорее начать общаться со своим чадом.

Первые звуки можно услышать уже в 1,5 месяца. Это будут гласные «а», «о», «у», принимаемые многими взрослыми за всеми любимое детское слово «агу».

Первое время младенец тренирует новый навык наедине с самим собой. Он размахивает ручками, дергает ножками и в такт своим движениям произносит новые звуки. Малыш в таком возрасте любое движение воспринимает как объект наблюдения, поэтому ему порой бывает достаточно собственных резких взмахов, чтобы начать веселую беседу с промелькнувшим предметом.

Не Гулит (не лепечет) в 5,5 месяцев – Littleone 2009-2012

Просмотр полной версии : Не Гулит (не лепечет) в 5,5 месяцев
Natalys79

14.01.2010, 22:11

Девочки, очень переживаю. Доченьке 5,5 месяцев, вот недавно она научилась визжать как маленький тарзанчик, пускает пузыри, но не произносит звуки типа: аааааа, ооооо, уууууу и т.д и уж тем более слоги. Месяца в три-четыре гулила, но потом перестала. Еще доча не смеется, только улыбается и как бы взвизгивает, когда радуется.

У кого так было?

Может, у нее период такой? Если гулила раньше, то, скорее всего, снова начнет. Моя болтушка и веселушка, но это темперамент.

14.01.2010, 22:32

Может, у нее период такой? Если гулила раньше, то, скорее всего, снова начнет. Моя болтушка и веселушка, но это темперамент.

А моя, видимо, не болтушка и не веселушка . Но меня как-то это настораживает. Только и читаю на форму, что детки в этом возрасте давно под песенки подпевают, говорят па-па-ма-ма пусть даже и не осознанно, а моя молчит.

В. Редная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *