Почему ребенок во сне кричит?

Журнал уже писал об эпилепсии — психическом заболевании, которым страдают от 0,8 до 1,2% людей (см. «Наука и жизнь» № 11, 1995 г.). Болезнь эта обычно начинается рано и неблагоприятно влияет на мозг, что приводит к задержке его развития и инвалидности. Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

Если ВДРУГ спокойный сон вашего малыша сменился на истеричный плач по ночам (чаще всего, ребенка сложно разбудить и привести в чувство), то родителям стоит обратить внимание на несколько возможных причин подобного «ночного» поведения.

И заодно помочь своему ребенку пережить этот период:

  • Знать, как вести себя родителям НОЧЬЮ
  • Знать, что хорошо ребенку ДНЕМ

Если вы думаете, что эта проблема – только Ваша, то глубоко заблуждаетесь. На данный момент врачи и психологи констатируют массовые обращения по этому поводу (а вот наши мамы, а уж, тем более, бабушки мучились с подобным намного реже).

Конечно, можно смахнуть все на ночные кошмары (и отчасти так оно и есть), однако кошмары – не причина, а уже следствие.

Когда ребенок (да и взрослый) получает сильный стресс или живет в состоянии стресса (т.е. постоянного нервного напряжения), то бессознательное пытается отреагировать это состояние, в т.ч. и в ночных кошмарах.

Статья длинная (несколько постов), а у вас, может, ночь близится, так что я сразу напишу, как правильно реагировать на ночной плач (истерику) вашего малыша. А утром, на свежую голову, дочитаете и причины, и дневные действия.

ВНИМАНИЕ! Когда ребенок начинает плакать во сне (резко кричать), ни в коем случае не будите его, чтобы успокоить.

От вас требуется БЫТЬ РЯДОМ с ребенком и следить, чтобы он не ударился, если начинает ползти или двигаться. Многие знают, что если берут малыша на руки, то ребенок брыкается, вырывается, выгибается, как натянутая струна. Т.е. его реакция на ваши успокоения – прямо противоположная.

ПОЖАЛУЙСТА, поймите (и постарайтесь не злиться и не раздражаться – этим вы только усугубляете ситуацию): ваш ребенок в этот момент сильно дезориентирован.

Даже если вам кажется, что он проснулся, он находится под действием ночного кошмара, и ваши попытки его успокоить – просто продолжение ужаса, который разворачивается в его голове. Он может резко кричать, сопротивляться вам – и только потому, что не может отличить сон от реальности.

Мозг ребенка (в отличие от мозга взрослого) не может быстро переключиться СРАЗУ после пробуждения. Ему требуется время, чтобы понять: происходящее нереально, рядом – мама, и все уже хорошо.

Итак, ВАШЕ поведение НОЧЬЮ:

  • вы присутствуете рядом
  • охраняете ребенка от повреждений-падений
  • попробуйте тихо напевать колыбельную (под которую он обычно засыпал малышом)
  • или тихо и речитативно читать молитву
  • или тихо, мягко, нежно звать ребенка по имени (не изменяя интонации, сохраняя один и тот же ритм)
  • или тихо-мягко говорить: «Мама – рядом, мы – вместе, мама – рядом, мы – вместе…»

ВАЖНО! Каждый ребенок – уникален (и его кошмар – тоже). Поэтому если вы видите, что ваш напев, молитва, обращение по имени влияет в худшую сторону (крик усиливается), то делайте все это МОЛЧА – ПРО СЕБЯ. Зовите и успокаивайте душу ребенка, а она вас услышит и без слов. С личностью будем разбираться днем.

Когда ребенок начнет успокаиваться, приходить в себя, лягте рядом, побудьте с ним, пока он спокойно не заснет.

А утром – бегом к компьютеру, чтобы изучить ПРИЧИНЫ, найти подходящую к вам ситуацию, исправить положение и СПАТЬ СПОКОЙНО.

Нарушения сна чрезвычайно распространены и доставляют большие трудности ухаживающим за ребенком взрослым.

Факторы, влияющие на возникновение расстройства сна:

  • психотравмирующие факторы: конфликты в семье в вечерние часы, переживание ребенком резкого испуга, боязни остаться одному, страх одиночества (покинутости), нарушение эмоциональной привязанности между матерью и ребенком;
  • наследственно обусловленные особенности темперамента детей, т.е. индивидуально сформированные закономерности процессов засыпания, пробуждения, глубины и длительности сна;
  • возрастной фактор: чем меньше ребенок, тем чаще у него будут развиваться расстройства сна; хронические соматические заболевания;
  • наличие в истории развития ребенка (анамнезе) патологии беременности и родов, т.е. перинатальное поражение центральной нервной системы.

Внутренние раздражители

Часто малыш плачет ночью, потому что его беспокоят ночные страхи. Но он быстро успокаивается, как только вы к нему подойдете. Такое поведение типично для детей, которых боятся избаловать и поэтому не ласкают, не берут на руки. Криком, плачем, на который вы реагируете, ребенок компенсирует недостаток внимания к себе, «борется» за вашу любовь.

Если малыш ночью все-таки просыпается, плачет или зовет вас, нет смысла медлить – лучше подойти к нему сразу.

Создайте малышу минимальные удобства: выньте его из конверта, дайте что-нибудь попить. Ему намного приятнее просыпаться в освещенной комнате, с игрушками под рукой. Если у вас есть старшие дети, то иногда они могут составить компанию малышу. Такие утренние игры – залог крепкой и постоянной любви в семье между детьми.

Ребенку нужно отдыхать утром и после обеда. Но если он не уснет, а примется играть, не расстраивайтесь. Он все равно отдыхает.

Основные положения, необходимые для формирования адекватного режима сна:

1. Соблюдение определенной последовательности мероприятий при укладывании ребенка спать («ритуала» отхода ко сну). Ритуал отхода ко сну включает в себя: купание ребенка, чтение книги, выключение света при оставленном включенном ночнике, пение колыбельной песни, поглаживание ребенка по голове, рукам, туловищу («материнский массаж»).

2. Для новорожденного и ребенка первых месяцев жизни необходимо использование купания. Известно, что при монотонном движении младенец успокаивается и быстро засыпает. Для этих целей ребенка укладывают в люльку, которую можно раскачивать из стороны в сторону. Кровати на колесах используются для более старших детей и для укачивания непригодны.

3. Пение колыбельных песен. Успокаивающее действие оказывает ритм колыбельной, а также многообразие шипящих и свистящих звуков. Монотонная, ритмическая структура речи успокаивает малыша, помогает ему уснуть. Спокойная речь, нежность близкого человека успокаивают, вселяют в малыша чувство уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

4. Исключение повышенной активности ребенка перед сном, предпочтение тихих и спокойных занятий.

5. Установление режима сна, предусматривающего утреннее пробуждение в одно и то же время, включая выходные дни.

6. Разумное отношение к дневному сну. Длительный дневной сон не является обязательным для детей. После 8-месячного возраста многие дети вообще не нуждаются в дневном сне. В возрасте 3 месяцев и старше суточный сон ребенка составляет в среднем 14 часов. Желательно, чтобы основная часть этого времени приходилась на ночные часы. Если имеется длительный дневной сон, то, скорее всего, ночной сон будет укорачиваться, сопровождаясь многочисленными побуждениями.

7. Исключение ночных пробуждений. Большинство детей после 6-ти месячного возраста спят всю ночь. После полугода необходимо исключить ночное кормление грудью, из рожка, питье воды. Даже спящий ребенок способен обучаться привычным стереотипам поведения с одного-двух раз. Если мать во время пробуждения берет ребенка на руки или в собственную постель, такой младенец вряд ли в последующем будет спать всю ночь.

8. Не следует при пробуждении ребенка ночью подходить к его кровати и брать его на руки. Помните, что «укачать» младенца можно на расстоянии, используя ласковый голос, колыбельные песни.

9. Укладывание ребенка в кровать должно происходить в максимально возможных комфортных условиях с минимальным уровнем шума и света и при привычной температуре. Сон младенца при включенном телевизоре, радио и т.д. недопустим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *