8 июля, если вдруг кто забыл в делах и заботах, в России отмечают День семьи, любви и верности.
Этот отечественный праздник семейных ценностей родился из истории Русской Православной Церкви: на рубеже XII и XIII веков жили на Руси супруги, чья жизнь в любви и верности стала преданием, а умерли они, как в сказке: в один день.
Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских уже не одно столетие Церковь празднует именно 8 июля – или 25 июня по старому стилю.
Накануне этой даты Оnline47 попробовал узнать секреты счастливой семейной жизни и спросить совета, как это счастье сохранить на всю жизнь.
Тайна бисера
Недавний молодежный форум «Ладога» в Ленинградской области собрал вместе самых разных молодых людей со всего Северо-Западного региона. Была там и Яна Сенькина, руководитель пресс-службы Выборгской епархии.
Так вот, те, кто оказывался с ней рядом, когда она по телефону разговаривала с мужем, точно знал: это – семья счастливая, потому что общались они даже по телефону так, как будто недавно совсем поженились.
Как удается сохранить бережность и свежесть отношений в православной семье?
Сама Яна считает, что любовь в семье остается яркой из-за традиции совместного делания.
Вот просто: традиция совместного делания дел.
«У меня муж – вокалист. Так вот он учит меня петь и играть на гитаре, и раз в неделю мы стараемся вместе попеть и поиграть. А еще я ему помогаю готовиться к выступлениям – а он помогает мне, когда, к примеру, нужно срочно подготовить справку».
И еще один нюанс: Яна вышивает бисером – и иконы вышивает, и композиции… А муж ее все-таки этого не делает. Но зато любит, когда Яна просто рядом сидит и вышивает. Говорит, что это очень успокаивает.
А как же сложности?
Проверено веками
Диакон Арсений Гуцу – молодой муж и отец. Что он, как глава семьи считает очень важным для того, чтобы семья была счастливой и крепкой – на всю жизнь?
«Утром у всех дела: все в разное время встают, но вот вечером… Вечером нужно обязательно собраться всем вместе – с супругой, с ребеночком, попить чай… У нас в семье всегда так было – хотя бы на ужин собирались все вместе. Это очень укрепляет семью – проверено веками».
Из семейного архива Арсения Гуцу
Отец диакон поясняет:
«В Церкви есть Таинство Евхаристии – Причастия. Это, по сути, тоже самое: когда вся семья большая собирается за большим единым столом.
У нас православная семья, и я сам вырос в православной семье. Поэтому мы стараемся вечером хотя бы немножко, но вместе помолиться. И Вечернее Правило чтобы было обязательно совместным».
Кстати, по секрету: мы знаем, что диакон Арсений Гуцу сделает сегодня. Он сам сказал:
«На День семьи, любви и верности обязательно надо принести домой цветы, поблагодарить жену и увидеть ее улыбку».
Верую † Православие/ВК
Предупреждение о биче
С иереем Максимом Мартыненко, штатным клириком храма Святителя Николая Чудотворца в поселке Рощино, мы тоже поговорили накануне Дня семьи, любви и верности. Отца Максима мы спросили, о чем бы он хотел сказать молодым супругам в День Памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских?
И он сказал про бич нашего времени:
«Мне кажется, когда речь идет об этом празднике, безусловно нужно напоминать людям о том, что бич нашего времени — это занятость. Человек крутится как белка в колесе, пытаясь заработать, пытаясь успеть больше сделать каких-то дел, и при этом забывает, что рядом есть родные близкие люди, которые нуждаются в заботе, которые нуждаются во внимании.
Верую † Православие/ВК
Когда этого внимания не хватает, когда муж забывает о жене или жена о муже, неправильно расставляя приоритеты, то возникают в семье проблемы, конфликты, ссоры, непонимание.
Супруга не видит супруга, дети не видят родителей, все это в итоге выливается в разброд. Поэтому вне зависимости от того, сколько существует семья, то ли она молодая, то ли уже 20 лет вместе прожили, нужно уделять внимание друг другу.
Нужно уметь выслушать, уметь чем-то поделиться, стараться вместе и решить какие-то проблемы, и радоваться тоже вместе.
Нужно больше быть вместе. Тогда будет больше радости и счастья».
Верую † Православие/ВК
Наставление отца
Протоиерей Роман Гуцу, благочинный Всеволожского округа Выборгской епархии, читателям Оnline47 дал свой совет и наставление:
«Супругам желаю всегда относиться друг ко другу с уважением, никогда не повышать друг на друга голос и опережать друг друга в делании добрых дел.
А сделав самостоятельно и свободно выбор своей спутницы или спутника жизни, желаю Вам относиться к своим семейным обязанностям как к кресту и послушанию, которые вручил Вам Бог».
Наталья Старичкова
Все мы люди, существа в принципе парные.
С начала времен мы ищем себе вторую половинку, и тем не менее до сих пор нет четкого ответа как ее правильно выбрать и главное как сохранить отношения!
В свое время я прочел замечательную книгу Читтапада «Духовное развитие в паре» которую я рекомендую к прочтению всем и каждому.
Книга простым языком и без лишнего наплыва религиозности объясняет законы по которым строятся отношения между мужчиной и женщиной!
Сегодня друг прислал мне одну статейку как раз на эту тему.
На самом деле в этой статье рассказывается о том же о чем и в книге Читтапада, но информация сжата на 2 листа.
Хочу поделиться этой информацией с вами. Надеюсь это поможет кому-то разобраться в своих отношениях с партнером…
Хочу сразу предупредить, что статья написана с уклоном в восточную, а именно в индуистскую философию, и в ней применяются индуистские термины. Но это вовсе не значит, что эти законы применимы только к индусам, это общечеловеческие законы, и в принципе, изменив термины, их можно применить к любой культуре!
К сожалению автор стати мне не известен, но я думаю он будет не против распространения этой информации в сети!!!
Отношения между мужчиной и женщиной подчиняются всем тем же законам природы, которые есть «непреложные законы природы». Слово закон здесь надо понимать очень просто. А именно как ЗАКОН. Это значит что всегда так и никак иначе. Нарушить закон нельзя. Мы ему подчиняемся, поскольку являемся частью этого мира.
По своему неразумению и своему неведению люди пытаются нарушить закон. Но нарушить можно только закон, который мы сами придумали. Например, не платить налоги. Или превышать скорость на дороге. Но как следствие, если нас застукали за вдавливанием педали газа в пол или застукали, при подписании зарплатой ведомости в 1500р на собственной яхте за 1 500 000 $ нас накажут. Но могут и не застукать. Могут. Это от не совершенства соблюдения за выполнением закона. Иногда законы такие, что их нельзя не нарушить. Это от не совершенства законотворчества. Люди вообще не очень совершенны в своем поведении.
А Бог совершенен. И его Законы тоже совершенны и нарушение их ведет неминуемо к наказанию. Чуть раньше или чуть позже.
И так. МЭ и ЖЭ. Это по сути две противоположности в любой философской или религиозной или эзотерической системе. Это Инь и Ян. Это Шива и Шакти.
Отношения между Шивой и Шакти просты и сложны одновременно. Но они всегда едины, по сути. Все попытки их изменения ведут к катастрофе, катаклизмам, грому и молниям и в итоге к возврату. Потому что эти отношения и есть ЗАКОН.
В мире может появляться сколько угодно течений, мод, направлений, можно говорить миллионы слов, писать в газетах, говорить с экрана об отношениях между Мэ и Жэ. Можно обсуждать современные и высмеивать или ужасаться и критиковать отношения старые. Это не меняет Закона, по которому эти отношения должны строиться. Если они строятся иначе, то это ведет к разрушению отношений. То есть выбор на самом деле не велик. Давайте посчитаем, состоятельные кроты )))
1. Развивать отношения по закону.
2. Развивать отношения иначе, чем по закону и разрушить их.
3. ..тут в принципе мысль останавливается…
Это ведь не сложно для понимания. Это просто как 1 и 0
1-есть контакт
0-нет контакта
1-отношения существуют
0-отношения разрушаются
Все остальные вариации это есть переходные процессы между началом и разрушением отношений. Да они могут длиться несколько месяцев и даже несколько лет. Но итог один — если не по закону, то они разрушатся.
Если люди физически продолжают приводить свои тела в один и тот же небольшой объем пространства ограниченный стенами и называемый ими дом или квартира, то это вовсе не значит, что эти люди продолжают жить вместе. Их тела продолжают посещать один и тот же объем ограниченный стенами и осуществлять при этом коммуникации разного рода. Например, звуковой обмен информацией. Иногда осуществляют физический контакт в виде соприкосновения телами непосредственно или через посредство других физических предметов (скалка, утюг, сковородка). Это кому как повезет…
Так каков же закон? А закон прост.
Мэ Это ритм.
Жэ это музыка.
Мужчина выделяет энергию, он двигатель. Женщина это импульс, это искра, которая есть первичный толчок.
Мужчина служит Богу. Женщина служит Богу через мужчину.
Единственная задача женщины в этом мире это служить мужчине. Все остальное она получает через него.
Она должна активизировать мужчину. Мужчина должен контролировать женщину. Женщина это Хаос, неуправляемый сумбур, это вспышка, это взрыв, это ядерная реакция. Мужчина это спокойствие упорядоченность, стабильность. Это реактор, в котором ядерная реакция протекает равномерно.
Женщина не знает границ, мужчина их устанавливает. Женщина не знает предела, мужчина его указывает или создает если надо. Женщина нуждается в контроле иначе она вспыхнет и исчезнет, как влюбленность, как термоядерный взрыв в космосе. Мужчина нуждается в женщине ибо он использует ее энергию без которой он недвижим, статичен, замкнут.
Основу музыки составляет ритм. Мелодия рождается вокруг ритма, даже если нет барабана, есть ритм, на который опирается мелодия. Прежде чем изменится, мелодия изменится ритм. Мелодия может побудить ритм измениться, но мелодия не может измениться раньше ритма. Подумайте над этим. Это не сразу может быть можно понять, но это так.
То, что я говорю — это не патриархат. Это Закон. В жизни вне семьи женщина может быть кем угодно. Генералом, Наполеоном, Банкиром, олигархом, начальником, президентом… нет ничего что бы ей запрещено было достигать. Но в семье она служит мужчине. В семье для нее мужчина это Бог. Потому что она все, что необходимо получает от Бога через мужчину.
Это одна сторона медали. Мужчина должен хранить и контролировать женщину. Он должен служить Богу и отдавать все, что необходимо женщине. Мужчина более эмоционален и сентиментален чем женщина. Это на уровне природы вещей, а не на уровне проявления эмоций. Мужчина более гибок, женщина склонна к консерватизму и придерживается средней линии. Это связано с ее функцией продолжения рода. Она просто не может себе позволить отступить в сторону, чтобы поменяться. Она хранительница потомства.
Контролировать это не значит следить за женой или звонить каждый час с вопросом ты где дорогая? Что за люди говорят у тебя в трубке рядом? Совсем не то. Но мужчина должен контролировать всяческие всплески эмоций. Вести себя так чтобы их не было. Да в том числе покупать подарки и цветы, дарить материальное, ибо женщина существо материалистическое. Духовное — удел мужчины.
Но Мэ не должен позволять взять верх материальному над духовным. Он не должен дать Жэ управлять собой. Не всегда хорошо уступать. Потому что таким образом Шакти начинает командовать Шивой, что совершенно не допустимо по ЗАКОНУ. Итог как правило печален. Шива шоркает Шакти по голове трезубцем, Шакти покидает Шиву, Шива превращается в труп, а Шакти исчезает, растворяется.
Контролировать это не значит бить, и силой принуждать. Иначе Шакти покинет Шиву. Шива превратится в труп, а Шакти исчезнет. Но это уметь настаивать на своем. Да, иногда надо и кулаком стукнуть по столу и повысить голос. Если Жэ слишком разошлась. Мужчина создавая семью принимает на себя ответственность и определенные обязанности. Они простые. Нужно где жить, что есть. То есть нужны деньги. Обязательно нужно внимание в той ее форме, которая нужна конкретно взятой Жэ. Все Жэ разные. Одной достаточно авто и денег на покупки и она любит и служит и служит и служит и…
Другой важнее цветы, третьей признание супруга в обществе, четвертой чтобы уютно и камин и чтобы слова ласковые и киска на коленях, пятой дети, шестой уважение родителей, шестой кроме секса ничего не надо…. мы все разные так же как и мужчины. Я утрирую конечно. На деле имеется некая смесь всего этого в разных пропорциях.
Если женщине интересен Бог, нет проблем, но это по большому счету не ее дело. Она может даже в Бога не верить, но служа мужчине она будет получать от Бога все что получала бы страстно верующая женщина.
Женщина может верить, может заниматься религиозными практиками, но не в ущерб служению мужу если он есть.
А теперь часто встречающаяся ситуация во многих семьях. Жена начинает зарабатывать больше мужа. Часто это ведет к установлению диктата в семье со стороны жены. Это не правильно. Мужчина не должен зарабатывать больше. Он должен зарабатывать не меньше чем чтобы прокормить семью и детей. У всех разные запросы. Это понятно. Не должно быть голода. Остальное это уже проявления личного эго. Если кто-то считает что питаться кашей не модно, а надо кушать крабов, то это вполне оспариваемо. Все разговоры о том, что модно или устарело характерны больше для женщин. Дело мужчины обеспечить красную рыбу, новинки моды и авто в соответствии со своими возможностями. Но если он не может купить новенький БМВ, а жена может, то это не повод жене пытаться поставить мужчину ниже себя или подняться выше изменив положение ЗАКОНА. Есть деньги — покупаю БМВ. Приходя в семью — служу мужу. Если Мужчина при этом начинает садиться на шею — это так же не правильно. Он не может жить за счет. Но меньшая зарплата не есть повод изменить Закон.
Другой пример. Жена сидит с детьми дома, муж зарабатывает. Зарабатывает много. И все равно скандалы. Это значит, что Мэ не знает что именно нужно данной Шакти. Ей не деньги нужны. Ей может быть нужна самореализация, занятость чем-то, быть причастной к какому-то делу. Не каждая из нас готова сидеть всю жизнь дома с детьми. Не каждая из нас готова сидеть с детьми даже 2-3 года. Есть прирожденные домохозяйки. Есть активные деловые женщины, есть творческие натуры, которым надо выразить себя. Если нет выхода творческой энергии, то она начинает вырываться в виде скандалов. А поскольку придраться по серьезному не к чему (мужчина порядочный — не напивается, денег зпрабатывает, по девочкам не носится, с детями возится), то такие причины находятся. То есть выдумываются. Женщина легко себе может придумать все что угодно. Не снял трубку значит сидел в ресторане с любовницей. Заинтересовался Суфийской живописью — значит любовница мусульманка. Бросил курить — значит попал в секту какую-то.
Задача мужчины контролировать ситуацию. Понять что надо, что не так. Задача женщины понять, что ей надо. Иногда женщина бесится или капризничает только потому что мужчина настолько мягок, что никогда не сердится, не повышает голос, всегда уговаривает, успокаивает. В данном случае женщина на подсознательном уровне ждет контроля и управления. То есть более жесткой позиции. Когда Шакти не видит границ, она разрастается и увеличивается и в конце концов всегда возникает вопрос «А где же Шива?» Я такая громадная а мной никто не управляет…видимо Шивы то и нету. Это не Шива (не Мэ) это ошибка…а я уже замужем за ним…и тут паника еще сильнее и это начало цепной реакции.
Поэтому очень часто проблему решает четкая жесткая позиция мужа. Рота подъем! Равняйсь — смирррна! Отставить разговоры, собирать чемоданы — идем в поход в горы. 45 секунд, время пошло. Или что-то в этом роде. Нужна встряска. Но не злобная.
Не надо забывать и про то, что Шива разрушитель. Он не злой, но то что не сообразно Закону он разрушает. Это задача мужчины разрушать то, что не сообразно Закону.
Выходя замуж женщина оказывается ЗА МУЖЕМ. Или она за мужем или она нигде. Тогда можно сразу сказать друг другу до свидания и не рушить мозги взаимно. Каждый из пары Мэ и Жэ делает свое дело, каждый несет ответственность. Все течения феминизма, приверженцы патриархата — не вписываются в эту схему никак. Они ВНЕ ЗАКОНА. ВСЕ что ВНЕ ЗАКОНА созданного Богом и Природой будет Законом же уничтожено. Это удел Шивы.
В мире есть только один закон — это закон Человечности» «Это закон Любви» Весь мир держится на Любви Бога к нам людям. Если Бог перестанет хоть на мгновение нас любить, Мир разрушится.
Любовь нас сближает. Когда мы нарушаем Закон, Закон начинает нас разъединять. Некоторое время силы любви еще сдерживают силы разрывающие нас. Но если мы не одумываемся и продолжаем нарушать Закон, то Закон все же возьмет верх потому что силы любви ослабнут. Ведь Силы, притягивающие нас и раздирающие имеют один корень. Это одна и та же сила но с разным знаком. В соответствии с Законом — любовь. Против — неприязнь, ненависть, раздражение… Если одного убыло, то другого прибыло. И это тоже Закон.
Ревность — это страх потерять. Потерять потому что МОЕ. А когда говорят МОЕ это ЭГОИЗМ. Мы можем сказать Мой дорогой или моя дорогая, но надо понимать, что на самом деле в мире нет ничего нашего по большому счету. Все это не наше. Все это Бога. Государство и никто не может отнять право собственности…. Но Бог может просто забрать жизнь и все права собственности будут неуместны. Это как пример… Бог может забрать здоровье и все права собственности просто не нужны будут… нужны будут лекарства.
Мы вспоминаем об этом только когда становятся нужны лекарства. Мы спорим о том кто прав, обвиняем друг друга. А лучше если поискать причину в себе и может быть поделиться с супругом или супругой?
Служить мужу это не унижение. Это подвигать его на действия приносящие радость всем. Контролировать жену это не вседозволенность, это внимательное наблюдение и регулировка реакции дающей всем энергию созидать и дарить радость. Это сложное равновесие пока оно не понятно.
Содержание
- Что есть любовь?
- О любви к врагам
- i) «Любовь долготерпит» (1 Коринфянам 14:4)
- ii) «Любовь милосердствует» (1 Коринфянам 14:4)
- iii) «Любовь не завидует» (1 Коринфянам 14:4)
- iv) «Любовь не превозносится» (1 Коринфянам 14:4)
- v) «Любовь не гордится» (1 Коринфянам 14:4)
- vi) «Любовь не бесчинствует» (1 Коринфянам 14:5)
- vii) «Любовь не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)
- viii) «Любовь не раздражается» (1 Коринфянам 14:5)
- ix) «Любовь не мыслит зла»(1 Коринфянам 14:5)
- x) «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Коринфянам 14:6)
- xi) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)
- xii) «Любовь всему верит» (1 Коринфянам 14:7)
- xiii) «Любовь всего надеется» (1 Коринфянам 14:7)
- xiv) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)
Что есть любовь?
Священное Писание свидетельствует:
«Бог есть любовь» (1Ин. 4,16).
Святитель Григорий Богослов (память (25.1/7.2/.389):
«Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1Ин. 4,8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени».
(Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286).
Преподобный Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021):
«Любовь есть не имя, но божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская».
(Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).
Священномученик Игнатий Богоносец (20.12/2.1/.117)
«Послание к Траллийцам»: «… Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа».
(«Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288).
Епископ Антоний (Храповицкий), позже митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей †28.7.1936):
«Веровать во Христа значит веровать в «любовь», чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею».
Немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, Майстер Экхарт (ок.1260-ок.1328):
«Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4,16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».
Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений».
(Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201).
Спаситель:
В ответ на вопрос фарисея:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).
Апостол Павел:
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3,14).
Преподобный Максим Исповедник (21.1/3.2/.662):
«Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ; будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей она ведёт и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага.
«…» Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца…».
(«Творения преподобного Максима Исповедника книга 1 «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с.147).
Преподобный Иоанн Лествичник (30.3/12.4/.649):
«Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние».
(«Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jordаnville, N.Y., 1963, с.250).
Преподобный авва Фелассий (†660):
«ОДНА ЛЮБОВЬ сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии».
(«Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.313).
Спаситель:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35).
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (30.4. /13.5/1867):
«Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (Мф. 10,34,35,36)».
(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.121).
Преподобный Силуан Афонский (11.9/24/.1938):
«Блаженна душа, любящая брата своего, ибо БРАТ НАШ ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ /так выделено в цитируемом источнике – составитель/. Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живёт Дух Господень, и даёт ей мир и радость, и она плачет за весь мир».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.335).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (20.12.1908/2.1.1909):
«Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш – Бог любви; Царство Его – Царство любви; из любви к нам Он не пощадил Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас (Ср. Рим. 8,32). И ты – выражай везде любовь, дома – на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобой в церкви Вечери любви). В церкви – везде символы любви (Кресты, крестное знамение, святые угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощённая Любовь. На небе и на земле – везде любовь. Она безпредельна как безпределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Ещё ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.215).
Апостол Иоанн Богослов:
«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1Ин. 3,14,15).
Преподобный Ефрем Сирин (28.1/10.2/.373-379):
«Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, ТОТ ВРАГ ХРИСТУ. «…» В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу…».
(Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с.7).
Преподобный Силуан Афонский:
«Дух Святый есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святый на земле, в душах любящих Бога. «…»
Но хотя я и любил молиться, однако грехов не избежал. Но Господь же не помянул моих грехов и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ спаслась и была в Царстве Небесном, и видела славу Господню, и наслаждалась любовью Божиею».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.252).
О любви к врагам
Спаситель:
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5,43-45);
***
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,31-36).
Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её.
На Кресте:
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35).
Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос
«как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия».
(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnyille, N.Y., с.238).
А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет:
«После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа».
(Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).
Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407):
«Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем…».
(Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79).
Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов):
«Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему».
(«Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).
Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»:
«Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь».
(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).
Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:
«Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны».
(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156).
Святитель Симеон Фессалоникийский († сентябрь 1429) в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет:
«Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих.
И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы – рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, – ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)».
(Журнал «Альфа и омега» 2004, №3(41), с.122-123).
Преподобный Силуан Афонский:
«Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.
Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир.
Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?
Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой ВСЕХ ЖАЛКО. /Подобным образом выделено в цитируемом источнике – составитель/. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.256).
Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):
«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения».
(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.236).
Протоиерей Валериан Кречетов воспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове):
«Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, чего нужно опасаться более всего, что самое страшное для нас, а батюшка ответил: «Нелюбви». – «И в Церкви?» – «И в Церкви». «А что посоветуете?» – «Любвеобильности ко всему».
(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).
Святитель Василий Кинешемский (31.7/13/.8.1945):
«Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения, как бы далеко не ушли они от Христовой истины».
(Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321).
Преподобный Антоний Великий (17/30/.1.356):
«Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения».
(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.58).
Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (†1947):
«…часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.
И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего – всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается.
К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей. внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою».
(Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с.277).
В «Литургии галльской и испано-готфской» читаем о любви Божией:
«…и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горьним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен, что не лишаешь присутствия Своего и преисподнюю».
(«Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.82).
Преподобный Силуан Афонский:
«Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.341).
Преподобный Исаак Сирин:
«И что есть сердце милующее? …Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред /Сирийский вариант: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47)/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».
(«Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).
Преподобный Силуан Афонский:
«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.340).
Г-н Дроситис Панатиотис, почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует:
«Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов. Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол, тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства».
(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530-531).
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский:
«Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.
Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».
(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.125-126).
Геронтисса Гавриилия:
«Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся».
Преподобный Силуан Афонский:
«Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.319).
Протоиерей Валериан Кречетов вспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове):
«Батюшка всячески предостерегал от проявлений нелюбви. Когда я рассказывал о перенесении мощей святителя Афанасия Сахарова, о том, как мощи несли по тому пути, по которому владыку водили на допрос в монастырь, то сказал, что теперь святитель Афанасий со славою воцарился и пребывает там, в монастыре, а те, кто его мучили, – в аду. Батюшка заметил мне, что не надо было так говорить».
(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).
Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):
«Горе нам, что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне!»
(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.326).
Житие преподобного Паисия Великого (19.6/2.7/.†Yв):
«… После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонено было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:
– «О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меня и теперь перешедшему ко врагам – окаянном муже, который некогда был иноком, а теперь стал евреем? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?»
Старец на это сказал Господу:
– «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, – я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему».
На сию молитву Господь сказал ему:
– «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных; посему, не скорби: просимое дастся тебе».
(«Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443).
Преподобный Макарий Великий (19/1.2/.1.390-391).
«В Древнем патерике говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? – отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий – духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду».
(«Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).
Старец Паисий Святогорец (†12.7.1994):
«Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай.
Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».
Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей» /»я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3)/ – писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам».
(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.537).
Иеромонах Дионисий (Игнат):
«Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира».
«Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.
Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг – Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума»
(Сайт «Православие.Ru» Публикация «Священники и архиереи должны быть словно солнце. Поучения старца Дионисия (Игната)» 22.08.2012).
Составитель: Иерей Николай Лызлов
В 1 Послании к Коринфянам 13:4-7 нам дается наиболее подробное описание того, чем является любовь и чем она не является. Мы читаем:
1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Ниже мы постараемся более подробно рассмотреть каждое из качеств, что свойственно любви, а что — нет.
i) «Любовь долготерпит» (1 Коринфянам 14:4)
Выражение «долготерпит» является греческим глаголом «makrothumeo», состоящего из слова «macros», что означает «долго», и «thumos», что означает «гнев», «ярость». Другими словами, «makrothumeo» означает «быть медленным на гнев»1 и является антонимом к слову «вспыльчивый». «Makrothumeo», скорее, более употребляется по отношению к людям, чем к ситуациям. Для передачи значения «быть терпеливым в каких-либо ситуациях» существует другое греческое слово, которое используется далее в том же самом отрывке 1 Послания к Коринфянам. Поэтому любви свойственно не моментальное раздражение (или вспыльчивость) по отношению к людям, а терпение.
ii) «Любовь милосердствует» (1 Коринфянам 14:4)
Другим свойством, характеризующим любовь, является то, что она милосердствует. Греческим эквивалентом слова «милосердствует» является глагол «chresteuomai», который используется только в Новом Завете. Однако, он используется лишь несколько раз в двух других формах. Одна – это прилагательное «chrestos», в то время как другая – существительное «chrestotes». «Chrestos» означает «добрый, мягкий, благосклонный, милостивый; благодеятельный, несмотря на неблагодарность». Соответственно, «chresteuomai» означает являть себя «chrestos» т.е., быть добрым, хорошим, милостивым, несмотря на возможную неблагодарность, оказанную взамен.
iii) «Любовь не завидует» (1 Коринфянам 14:4)
Слово «завидует», которое употребляется в данном отрывке, — греческий глагол «zeloo». Соответствующее ему существительное – «zelos». Слова «Zeloo» и «zelos» оба используются в положительном и отрицательном смыслах. В положительном смысле они используются со значением «усердие», «рвение». Так, например, в 1 Коринфянам 14:1 нас призывают достигать любви и ревновать о духовных дарах. Однако, чаще всего «zelos» и zeloo» используются в отрицательном смысле. В этом смысле «zelos» означает «зависть», «ревность». В Иакова 3:14-16 разъясняются последствия ревности и ее источник:
Иакова 3:14-16
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».
Источником зависти и ревности является плоть, ветхая природа (см. также Галатам 5:20). Под влиянием зависти вы радуетесь, когда я страдаю, и страдаете, когда я радуюсь — совершенная противоположность тому, что заповедует Слово Божье (1 Коринфянам 12:26). И наоборот, так как любовь не завидует, когда вы любите, вы радуетесь, когда радуюсь я, и страдаете вместе со мной, когда я страдаю.
iv) «Любовь не превозносится» (1 Коринфянам 14:4)
Слово, переведенное здесь как «превозносится», — греческий глагол «perpereuomai», означающий «выставлять себя хвастуном или бахвалом». Это такое поведение, когда постоянно говорят: «Я делал, у меня есть, я совершил… и т. д.». Такой человек очень часто употребляет слово «я». Будучи верующими, мы иногда поступаем также. Мы говорим: «Я делал для Господа это и это…», «я так много молился», «я так много времени провел сегодня, изучая Библию», » я знаю из Библии то и то…», имея в виду: «я более значим, чем ты, так как ты, скорее всего, не «так много» сделал». Но когда мы любим по-настоящему, мы не хвалимся, ибо сознаем, что нет ничего, что бы отличало нас от любого другого брата или сестры в теле Христовом. Как говорится в 1 Коринфянам 4:7:
1 Коринфянам 4:7
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»
Все, что у нас есть, было дано нам Господом. Это не наши достижения. Поэтому у нас нет права хвалиться чем-либо или кем-либо, кроме Господа. В 1 Коринфянам 1:31 нам говорится:
1 Коринфянам 1:31
«ХВАЛЯЩИЙСЯ ХВАЛИСЬ ГОСПОДОМ».
Поэтому, будем ли мы хвалиться собственными способностями, значимостью или даже посвящением? Если любим, мы не будем этого делать. Потому что, если мы любим, то будем хвалиться Господом и только Им одним.
v) «Любовь не гордится» (1 Коринфянам 14:4)
Еще одно свойство, не присущее любви, — это гордость. Греческим эквивалентом слова «гордиться» является глагол «fusioo», что буквально означает «надуваться, раздуваться, вспучиваться». В Новом Завете он используется семь раз, шесть из которых в 1 Послании Коринфянам2. Во всех этих случаях он используется в метафорическом смысле со значением гордости. Характерное употребление данного слова встречается в 1 Коринфянам 8:1, где мы читаем:
1 Коринфянам 8:1-3
«О идоложертвенных мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает , а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него».
Умственное знание надмевает. Мы изучаем Библию не с тем, чтобы приобрести знание для ума, но чтобы познать Бога, Который открывает Себя в Нем. Как сказано в 1 Иоанна 4:8: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Без любви мы не познаем Бога, даже если будем знать все Писание. Более того, если умственное знание останется лишь умственным знанием и не будет сопровождаться любовью, это приведет к надменности, гордости, что полностью противоположно качествам любви.
vi) «Любовь не бесчинствует» (1 Коринфянам 14:5)
Еще одно свойство, которым любовь не обладает, это «бесчинство». Слово «бесчинствовать» является греческим глаголом «aschemoneo», что означает «поступать неподобающим образом… действовать аморально» Так, например, в Римлянам 1:27 греховное гомосексуальное поведение названо «aschemosune» (производное от «aschemoneo»). Поэтому, любовь не поступает аморально или непристойно, и когда наблюдается подобное поведение, оно имеет лишь один источник: ветхого человека.
vii) «Любовь не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)
Еще немного о том, как любовь не поступает – она не ищет своего. Выражение «своего» соответствует греческому притяжательному местоимению «eautou». В Библии всего лишь несколько мест, которые наставляют нас не искать своего. В Римлянам 15:1-3 говорится:
Римлянам 15:1-3
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня».
Также 1 Коринфянам 10:23-24:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый другого».
Когда мы наполнены любовью, мы не ищем того, чтобы угождать себе, ставя себя во главу угла (индивидуализм). Напротив, служа Богу в любви, мы ищем того, чтобы угождать другим, благословлять их. Так поступал Иисус. Он служил Богу в любви и не искал того, чтобы угождать себе. Поэтому Он пошел на Крест. Как сказано в Филиппийцам 2:7-11:
Филиппийцам 2:7-11
«…но уничижил Себя Самого , приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Из-за Своей любви к нам Иисус отдал все, всю свою жизнь и пошел за нас на Крест. Но был ли Его поступок напрасным и потерпел ли Он лично поражение? НЕТ. Наоборот, из-за того, что ОН совершил, Бог ПРОСЛАВИЛ Его. Подобно и мы, когда любим, то откладываем собственные, личные интересы и отдаем свой приоритет и внимание Богу и своим братьям и сестрам во Христе. Здесь необходимо пояснить: когда я говорю о «личных интересах», я не имею в виду личные обязательства или то, что является частью нашей жизни и о чем мы должны заботиться. Наоборот, я говорю, скорее, о том, когда мы тратим собственное время на личные предприятия и хобби, которые не приносят славу Богу, а лишь потакают плоти, ветхому человеку.
Отдавая приоритет не себе, а Богу и Его народу, мы, в результате, не потерпим поражение, но получим большую награду здесь и на небесах. Как сказал Христос в Иоанна 12:25-26:
Иоанна 12:25-26
«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».
Также в Марка 10:29-30
«Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ, среди гонений, ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, А В ВЕКЕ ГРЯДУЩЕМ жизни вечной».
Какие из известных вам вложений приносят НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ того, что было затрачено? Кроме того, когда мы перестаем искать своего и начинаем искать Божьего и стараться ради блага других братьев и сестер в теле Христовом, – других я не знаю. В завершение этой части хочу добавить: мы или становимся индивидуалистами, потакая плоти и ее интересам, и теряем все, или любим и, вместо того, чтобы прежде позаботиться о себе, мы заботимся о Боге и о других верующих в теле Христовом. В этом случае мы получим взамен «во сто крат более» плюс честь от Самого Бога.
viii) «Любовь не раздражается» (1 Коринфянам 14:5)
Слово, переведенное как «раздражается», соответствует греческому глаголу «paroxuno», что буквально означает «заострять путем трения; затачивать; обострять; подстрекать; раздражать». Ему соответствует существительное «paroxusmos», от которого в русском языке было заимствовано слово «пароксизм»3. Как явствует, раздражение и гнев не могут никоим образом сосуществовать одновременно с искренней любовью, ибо они ей противоположны.
ix) «Любовь не мыслит зла»(1 Коринфянам 14:5)
Слово «мыслит» здесь является эквивалентом греческого глагола «logizomai», что означает «рассматривать, принимать в расчет». В буквальном смысле оно означает: «вычислять в разуме; заниматься размышлениями и подсчетами»4. Более точный перевод приводится в русском переводе Нового Завета «Слово Жизни», где написано: «…не помнит зла», т.е. быстро и навсегда забывает то зло, которое ей, возможно, причинили. Иногда люди в мире годами строят планы, как бы отомстить кому-то, кто им навредил. Но когда мы живем, облекшись в новую природу, когда пребываем в любви, тогда мы не помним причиненного нам зла и забываем его.
x) «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Коринфянам 14:6)
Слово «неправда» соответствует греческому слову «adikia». Оно имеет следующее значение: «то, что не соответствует правильному; чего не должно быть; то, чего не должно быть в результате открывшейся истины; следовательно, являющееся злом, неправедностью». Все, выступающее против истины, является неправедностью. И, поскольку мы знаем из Иоанна 17:17, что истина – это Слово Божье, все, что противится этому Слову, есть «adikia», неправедность. Так, согласно данному отрывку, любовь радуется истине, Слову Божьему, а не тому, что противится Ему и является неправедностью.
xi) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)
Слово «переносит» является греческим глаголом «stego». Характерное употребление этого слова мы встречаем в 1 Коринфянам 9:12, где написано о том, как Павел и Его собратья, несмотря на свои великие полномочия, предпочли не пользоваться своим правом «жить от благовествования» (1 Коринфянам 9:14): «…но все переносим , дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Коринфянам 9:12). Они переносили все ради Евангелия Христова, и мотивом их была любовь, потому что любовь все терпит, все переносит.
xii) «Любовь всему верит» (1 Коринфянам 14:7)
Слово «верит» является греческим глаголом «pisteuo», который в Новом Завете встречается 246 раз. По-библейски, верить означает верить тому, что Бог открыл в Своем Слове или через проявления Своего Духа5 (что, однако, должно быть в соответствии с написанным Божьим Словом). Поэтому любовь верит всему, что говорит Бог и в Своем Слове, и через проявления Духа.
xiii) «Любовь всего надеется» (1 Коринфянам 14:7)
Еще одно качество любви, о котором говорится нам в Слове Божьем, — это, что, что любовь на все надеется. И опять, выражение «всего» должно рассматриваться в более широком контексте Божьего Слова. С надеждой, как и с верой, точкой отсчета для «всего», является то, о чем говорится в Писании. Поэтому любовь надеется на все, что определено Богом в качестве будущей реальности, то, на что мы должны надеяться. Конечно же, самым очевидным из всего этого является пришествие нашего Господа Иисуса Христа.
xiv) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)
И наконец, мы узнали, что любовь «все» переносит. Слово «переносит» здесь является эквивалентом глагола «hupomeno». Его значение подобно значению глагола «makrothumeo» («долготерпеть»), который мы изучили ранее. Различие между ними в том, что если «hupomeno» передает реакцию кого-либо на какие-либо обстоятельства, означая «выносливость», «стойкость в трудностях», то «makrothumeo» передает чью-либо реакцию на людей, означая «терпимость и снисходительность к ошибкам и даже раздражению других, без того, чтобы отплатить им тем же6». Поэтому любовь, помимо терпеливого отношения к людям («makrothumeo»), очень терпелива к обстоятельствам («hupomeno»). Она терпеливо ждет и в трудностях не ослабевает.
В завершение данной статьи, давайте опять прочтем из 1 Послания Коринфянам 13:4-7:
1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И, как говорится нам в Колоссянам 3:12-14:
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего в любовь, которая есть совокупность совершенства».
Анастасиос Kиoyлaxoглoy
Примечания
1. См.: E.W.Bullinger: «A critical lexicon and concordance to the English and Greek New Testament», Zondervan Publishing House, Grand Rapids, 1975, p. 464. Все определения, встречающиеся в этом исследовании, приводятся из данного источника, за исключением особо обозначенных случаев.
2. Он встречается в I Коринфянам 4:6, 18, 19, 5:2, 8:1, 13:4, и во II Коринфянам 2:18
3. «Пароксизм» — приступ, припадок болезни, или сильной страсти – прим. пер.
Любовь – это главное чувство на свете. Она является фундаментом мироздания. Вспомним слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). В свою очередь святой первоверховный апостол Павел писал: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).
Фактически сотворение Господом мира, Ангельского и материального, и человека в нем есть актом Божественной любви. Всевышний не нуждался ни в нас, людях, ни в мире, но Он пожелал поделиться с нами тою любовью, которую имел в Самом Себе, и сотворил мир.
До грехопадения первые люди в раю пребывали в общении любви с Господом. Они зримо и непосредственно общались со своим Создателем. И это была чистая и святая любовь.
После грехопадения святых праотцев Адама и Евы понятие любви приобрело искаженные формы. К нему примешались страсти и грех. Человеческое сердце, в котором щедро бил источник Божественной любви, замутился. Чистая родниковая вода превратилась в болотную грязную жижу.
Человечество почти утратило правильное понимание любви. Потребовались усилия десятков поколений ветхозаветных пророков, водимых благодатью Святого Духа, а также вочеловечение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и установление им Церкви для того, чтобы ослепшее человечество снова отыскало путь к Любви.
Фактически вся православная аскетика, все православное делание и священников, и монахов, и мирян направлены на то, чтобы с помощью молитвы, поста, приобщения к Таинствам Церкви, возделывания у себя добродетелей (смирения, покаяния, милосердия, терпения и т. д.), через творение Господу и ближним добрых дел прийти к вершине Православия – стать проводником Божественной любви. Нужно понять, что любовь – это вершина непростой крутой и опасной горы под названием «Жизнь». И на эту вершину не прыгнешь с разбегу. Но надо терпеливо и долго совершать трудный подъем, в котором будет все: и падения, и царапания об острые скалы да колючие кустарники, и радость достижения намеченных целей, и ледяные холодные ветра со снегом, но и ласковое солнышко с прекрасными и прозрачными горными видами. А в конце пути как награда нас ждет любовь.
Повторюсь: в нас же, находящихся в начале пути, понятие любви искажено грехом, или, выражаясь современным языком, эгоизмом. К этому нас также подталкивает и индустрия поп-культуры с ее развлечениями и культом секса.
Какие же признаки истинной любви?
Господь нам их открыл.
И первый из них – жертвенность. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна (15:13). Это жертвование собой, своими силами, талантами, временем ради того, чтобы принести благо другому человеку.
Второй признак – бесстрастность. Отсутствие похоти или иного греховного корыстного мотива, когда к другому человеку относишься только как к объекту удовлетворения своих желаний.
Третий – всеобщность. Снова обратимся к Первому соборному Посланию святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Богаˮ, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (4:20). А кто такой «брат мой»? Это все люди, живущие на земле. Без исключения. Индикатором-показателем того, есть ли в нас истинная Божественная любовь, может служить наше отношение к врагам или к людям, к которым испытываем неприязнь. Любим ли мы их? Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:43–48).
По этому поводу священномученик XX столетия Григорий Шлиссельбургский писал о том, что, конечно же, легко любить с оттенком эгоизма и торгово-экономических отношений типа «ты мне, я тебе»: любить ребенка, который на тебя похож; друга, которого ты хвалишь и поддерживаешь, потому что он хвалит и поддерживает тебя; начальника, от которого зависишь, красивую женщину, которой хочешь обладать, и т. д. Но любить врага или неприятного тебе человека – вот высшее проявление любви, настоящий подвиг. Ведь недруг не гладит тебя по головке, скорее наоборот. Но в то же время он так же, как и ты, храм Божий, образ и подобие Божье.
Четвертый, пожалуй, самый главный признак истинной любви – «Богоцентричность». В прекрасном и очень полезном духовном труде «Добротолюбие» приводится следующий геометрический пример. Жизнь человека представляется в виде круга. Центр круга – это Бог. Это обязательное условие на все времена. Все радиусы (поступки, действия) человеческой жизни должны проходить через центр, т. е. служить Богу и освящаться им. Тогда жизнь человека будет полноценной, гармоничной, правильной. Вспомним две заповеди, на которых «утверждается весь закон и пророки»: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф. 22:37–40). То есть истинная любовь всегда берет свое начало в страхе Божием и в любви к Нему.
Нужно поговорить также о неразделенной любви. Мне кажется, что это духовная и эмоциональная болезнь, которую в своем возрасте и в своем роде переживало большинство людей. В сердцевине неразделенной любви – грех человекоугодия, идолопоклонства, когда Бог, мир, остальные люди отходят на второй план, а на пьедестал поставляется человек, страсть к которому испытываешь.
Очень точно описал состояние неразделенной любви Иосиф Бродский в стихотворении «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря»: «Я любил тебя больше ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих». Под «Самого» имеется в виду Бог. То есть в страсти под названием «неразделенная любовь» такой эмоциональный градус накала, который возносит объект обожания выше всего на свете. И именно потому Господь не дает этой страсти реализоваться в реальности. Вспомним роман великого психолога русской литературы Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Рогожин испытывал к Настасье Филипповне чувство неразделенной любви. В конце романа она бросилась к нему в объятия. И чем все это закончилось? Он ее убил.
В Дании или Голландии в конце прошлого века было страшное убийство. Студент-японец настолько влюбился в свою подругу – белокурую датчанку, что убил ее и съел. Он мотивировал это тем, что должен был иметь внутри себя свою любимую целиком. Конечно, это патология. Но она показывает, насколько опасно и разрушительно чувство неразделенной любви. Это очень сильная страсть, подогреваемая эгоизмом и желанием обладать, толкающая человека часто на безумные поступки. Довольно большой процент самоубийств связан именно с чувством неразделенной любви. Вспомним классический ее пример из романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания молодого Вертера», где все заканчивается очень трагично: из-за неразделенной любви Вертер убивает себя.
Эгоизм синдрома неразделенной любви выражается в первую очередь в том, что человек любит выдуманный им образ, а не реально существующего человека из плоти и крови. Такой человек уподобляется мифическому Пигмалиону, изваявшему в своей фантазии скульптуру Галатеи, в воображении оживившему ее и поклоняющемуся ей, культивируя внутри себя опасную страсть, которая может взорваться с большой угрозой как для человека, так и для окружающих.
Причем такой человек уже одной ногой не живет в реальности, но бродит в лабиринте, созданном из его фантазий и вожделений, все более погружаясь в пучину химер да страстей, удаляясь от реальности и в первую очередь от Бога.
Что же можно посоветовать человеку, который хочет обрести с Божьей помощью свою вторую половинку и путешествует по жизни, как по храму из разбитых сердец, как пел в одной из своих песен Виктор Цой?
Мне кажется, очень полезной в этом смысле является 24-я глава ветхозаветной Книги Бытие. Она повествует о том, как святый праотец Авраам и верный слуга его Елеазар искали невесту для святого Исаака.
Все началось с молитвы и благословения. Потом Авраам призвал поклясться Елеазару, что он найдет невесту его сыну только из того народа, который соблюдает заповеди Божии. Далее верный раб отправился в путешествие. Его караван дошел до города Харран (ныне территория южной Турции), где возле колодезя, из которого поили верблюдов, Елеазар остановился и помолился Богу о том, чтобы Тот послал его господину хорошую невесту. Затем стал ждать и наблюдать за девушками. Пришла Ревекка и напоила не только Елеазара, но и его верблюдов. Представьте себе, сколько ей пришлось потратить на это труда! Ведь верблюд, прошедший долго по пустыне, пьет очень много. Во время одного эксперимента верблюд за десять минут выпил около 103 литров воды! Но трудолюбивая и милосердная девушка напоила и странников, и верблюдов. А потом после предложения замужества на следующий день безоговорочно пошла за Елеазаром к своему будущему мужу Исааку, которого до этого никогда не видела. И именно от этого брака через много десятков поколений родился Господь наш Иисус Христос.
Чему учит нас эта ветхозаветная история? Она открывает каждому ищущему свою вторую половинку сердцу путь к ее нахождению, который одновременно является и путем избавления от горечи неразделенной любви.
Молитва и упование на Бога. Просьба к Нему об обретении спутника (спутницы) жизни. Его поиск под благословением Божиим. Поиск не эмоционально-эротический, но вдумчивый и трезвомыслящий. Как святой Авраам и Елеазар искали невесту? Нужно, чтобы она старалась жить по заповедям Божиим, исповедовала их. Следует, чтобы она была кроткой и милосердной, способной откликнуться на беду или проблемы ближнего. Фигурально выражаясь, чтобы она желала напоить и тебя, и твоих верблюдов. Важно, чтобы она была готова к этому прекрасному, но и тяжкому труду по созданию семьи. И тогда происходит это удивительное и священное чудо брака. Ведь приглядимся к Ревекке. Она бросает дом, родителей и идет с почти незнакомым ей человеком за сотни километров для того, чтобы выйти замуж за другого вообще неизвестного ей юношу Исаака.
Но она это делает. Почему?
Зов Божий.
Надо, чтобы мы все свои земные дела, включая и поиск второй половинки, решали через обращение к Богу. И если радиус нашей жизни будет устремлен к Всевышнему как к центру, тогда Он обязательно, если это будет нам полезно, даст именно того спутника жизни, который станет не очередным объектом получения наслаждения, но сотрудником для стяжания Царствия Небесного.