Предмет орксэ 4

Уважаемые родители!

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 № 1089″ и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312» в учебный план IV класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа).

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

— «Основы православной культуры»; — «Основы исламской культуры»; — «Основы буддийской культуры»;

— «Основы иудейской культуры»; — «Основы мировых религиозных культур»; — «Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Документы:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 №086-96 «О методических рекомендациях»

2. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

3. Регламент выбора в образовательном учреждении родителями обучающихся одного из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей : «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Письмо комитета по образованию от 30.01.2017 №03-28-554/18-0-0 «Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ»

ДОКУМЕНТЫ ГБОУ СОШ №13

1. Заявление о выборе модуля ОРКСЭ здесь

2. Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ГБОУ СОШ №13

Полезные ссылки (в помощь родителям)

1. презентация: смотреть

2. сайт поддержки ОРКСЭ http://orkce.apkpro.ru/

Информация о преподавании в 4-х классах ГБОУ СОШ № 13 комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2018-2019 учебном году

По выбору родителей (законных представителей) учащиеся 4 классов 2018-2019 учебном году изучают следующие модули курса ОРКСЭ:

— Основы мировых религиозных культур; — Основы светской этики; — Основы православной культуры.

Преподавание курса ОРКСЭ ведется с использованием учебников, входящих в Федеральный перечень на 2018/2019 учебный год:

— Шемшурина А. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

— Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.

Когда ввели предмет ОРКСЭ

В школах с 1 сентября 2012 года для всех учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений введен предмет — ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Многие родители спрашивают что это за предмет? Что он изучает и почему родителям нужно выбирать определенный модуль.

Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13

Какие модули включает курс ОРКСЭ?

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Этот предмет изучается в количестве 34 часов в год — 1 урок в неделю.

Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?

Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.

Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.

Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.

Данный документ четко регламентирует:

При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.

Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.

Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.

Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.

В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.

Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.

Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.

Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:

  • что ваш ребенок будет сидеть в коридоре, пока остальные будут изучать другой модуль,
  • этот модуль сложный и ребенок его не поймет,
  • у нас нет учебных пособий по данному модулю,
  • у нас учителя еще не преподавали этот модуль,
  • у нас вот такая — религия, а вы против всех идете и так далее.

Если вы, уважаемые родители, считаете, что для вашего ребенка будет интересен курс этики или мировых религий, или буддизма, ислама или др. — не переживайте и не давайте себя ввести в заблуждение. Закон дает вам право выбора и вы смело можете им воспользоваться.

Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ

  • Светский характер.
  • Культурологический подход.
  • Преобладание воспитательного аспекта

Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

Кто должен вести курс ОРКСЭ

Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?

В муниципальных общеобразовательных учреждениях однозначно — нет. Уроки ведут светские учителя с необходимой квалификацией.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.

Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.

ВАЖНО! Обязательное условие — неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?

Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

Ставят ли оценки по ОРКСЭ?

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.

Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?

Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.

До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?

Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Личное, социальное, медицинское и экономическое образование (PSHE) — это школьный предмет в Англии, который направлен на развитие знаний, навыков и качеств, необходимых для сохранения здоровья и безопасности детей и молодежи, а также для их подготовки к жизни и работе. Образование PSHE определяется школьной инспекцией Ofsted как запланированная программа, призванная помочь детям и молодым людям в полной мере развиваться как личности и как члены семьи и социально-экономических сообществ. Его цель — вооружить молодых людей знаниями, пониманием, отношением и практическими навыками, чтобы жить здоровой, безопасной, продуктивной и ответственной жизнью.

Департамент образования (DfE) заявляет, что «все школы должны предусмотреть PSHE, опираясь на передовой опыт» и что образование PSHE является «важной и необходимой частью образования всех учеников».

Доказано, что обучение PSHE не только поддерживает здоровье, отношения и благополучие учеников, но и способствует их академической успеваемости. Обзор образовательных программ PSHE, проведенный Министерством образования (DfE), выявил ряд положительных результатов, в том числе улучшение отношения к здоровью, способность справляться с личными трудностями и улучшение поведения.

В Уэльсе сопоставимым элементом темы государственной школьной программы является личное и социальное образование (PSE). В Ирландии (ROI) это социальное, личностное и санитарное просвещение (SPHE). Он также известен как PSHEE (личное, социальное, медицинское и экономическое образование), PSED (личное, социальное и эмоциональное развитие) и PSHCE (личное, социальное, медицинское и гражданское образование).

Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Многие школы включились в реализацию проекта по изучению данной предметной области на уровнях начального и основного общего образования. Главная особенность курса — наличие в его структуре компонента «духовная культура», который не раскрывается в составе привычных образовательных областей, таких как «Обществознание», «История», «Искусство», «Филология». Курс может включать в себя такие предметы как: «Православная культура», «Исламская культура», «Буддийская культура», «Иудейская культура», «Мировые религиозные культуры», «Основы светской этики», которые интегрирует знания разных предметных областей — истории, обществознания, теологии, музыкального и изобразительного искусства и литературы. В задачи данных курсов также входит воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам, свободам, религиозным чувствам человека, любви к окружающей природе, родине, семье. Также есть учебный предмет «Истоки», который представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его — феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Целью курса является освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения социокультурного опыта. Каким образом данные предметы сочетаются со светским характером обучения? Возможно ли, обязать обучающегося посещать в обязательном порядке курс «Православная культура», если у обучающегося другое вероисповедание?

Нормативно-правовая база по данному вопросу следующая:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87).

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п.18.3.1).

Принцип светского характера государства закреплен в Конституции Российской Федерации: «Российское государство — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» также установлено, что государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п.4 ст.2).

Положения в данных нормативных актах означают, что религиозные организации отделены от государства, образование в государственных и муниципальных образовательных организациях имеет светский характер, а обязательное религиозное образование является недопустимым. Изучаемый в рамках школьной программы предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не является религиозным образованием, а имеет культурологическую направленность «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Преподавание светской этики можно рассматривать как преподавание учебного предмета, альтернативного учебным предметам, направленным на получение обучающимися знаний «о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)».

Право выбора между указанными выше предметами — за родителями (законными представителями) обучающихся. Стоит помнить, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Стоит отметить, что ни религиозное образование, ни изучение основ религиозной культуры (культур) в государственных и муниципальных образовательных организациях не является обязательным и не может быть обязательным.

В связи с этим каждая школа проводит для родителей целый комплекс мероприятий по изучению ими основ курса, знакомства с педагогами, которые преподают предмет. Если родители против изучения детьми какого-либо курса, то школа может предоставить родителям альтернативный курс или предмет по духовно-нравственному воспитанию. В примечании к ФГОС начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов. Такие вопросы решаются администрацией учебного заведения совместно с администрацией школы.

Одним из сложных вопросов в данном случае является — оценивание результатов изучения курса. Специфика предмета такова, что личностные результаты обучающихся гораздо важнее предметных и метапредметных. Но как педагогу оценивать текущие результаты усвоения курса, чтобы своевременно корректировать учебную траекторию? На какие критерии опираться? Как выявить наиболее успешные методы и формы работы по предмету при изучении конкретных тем, с конкретными учащимися?

Говоря о системе оценивания текущих результатов обучения, необходимо помнить, что она предусматривает оценку познавательной деятельности учащихся. Здесь и проходит тонкая грань, которую легко перейти: нельзя оценивать мировоззренческие позиции и установки, личный опыт учащихся.

Существует целый комплекс видов деятельности детей на уроке, которые помогают учителю оценить динамику каждого ученика:

  • усвоение фактического, исторического материала;
  • активность на уроках;
  • участие в обсуждении проблем при групповой и парной работе;
  • работы, выполняемые учащимся в ходе обучения (творческие, письменные работы, все виды работы с текстом, подборка информационных, иллюстративных материалов, составление словаря терминов, ведение тетради);
  • факт и качество выполнения домашнего задания;
  • участие во внеурочной деятельности.

Ученики нередко отмечают сложность восприятия программного материала. Для кого-то он является абсолютно новым, для кого-то оторванным от их обыденного представления о мире и человеке. Поэтому на уроках педагоги должны постараться донести значимость и актуальность православного вероучения не только для наших далеких предков, но и для современного ребенка. Разговор на таком особом уроке должен строиться на доступном для детей языке.

Стоящая перед семьей и школой задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна и должна быть реализована школой в полном объеме.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.09.2016
  • Все консультации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *