Препараты для речи у детей

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Я частично рассказывала нашу историю в разных отзывах на лекарства, которые назначали сыну в тот или иной момент и в этом отзыве на таблетки «Пантокальцин» мне захотелось объединить всё в одну кучу, что бы не забыть самой. Может, это окажется полезным и вам.

Вот наша история и наш многострадальный опыт.

—————————————————-С чего начинается ЗРР?————————————————

ЗРР — это задержка развития речи. О нём говорят много, но — разное. Кому-то ЗРР ставят чуть ли не с 1 года, другие врачи склоняются к тому, что такой диагноз до 3х или даже 5ти лет не ставят. Сколько врачей — столько и мнений. А что делать маме, когда она начинает понимать, что её ребёнок не дорастает до некоторых норм?

Главный совет — помнить, что не все дети одинаковые. Каждый ребёнок включает уникальный набор генов, которые он взял у своих родителей. Зачастую именно на это нужно обратить внимание: какими были вы сами в возрасте вашего ребёнка?

Мой сын родился крепеньким малышом с двойным обвитием. Роды длились всего 6,5 часов с момента отхождения вод — это хорошо для меня, но плохо — для ребёнка. Первый месяц мы стояли на контроле у невролога, но потом нас сняли с учёта: малыш рос здоровеньким, опережая в физическом развитии сверстников.

В период с 1 года до 2х лет в словарном запасе сына добавилось максимум 15 слов. И это не потому, что ребёнком никто не занимался. Но он упорно молчал. Свекровь всё чаще начала говорить, что не нужно было ему соску давать сосать (к слову, сосал он её в период с 6 месяцев до 1,3 лет) — из-за этого и все проблемы. Но я-то понимала, что дело не в этом, а в особенностях развития конкретно моего ребёнка. Моя мама молчала, но однажды позвонила и дала данные хорошего детского невролога: мол, сходи, хуже не будет.

————————————————-Начало борьбы————————————————————

Сыночку было 1 год и 10 месяцев, когда мы попали на приём к неврологу. О ней действительно ходили и ходят очень хорошие отзывы — специалист она, безусловно, один из лучших в нашем городе Омске. Полистав Крошину карточку из поликлинике, которую я прихватила с собой, она сделала вывод, что возможна задержка в развитии кроется в скорых родах и лёгкой степени гипоксии из-за двойного обвития. Конечно, это не точно, но кто скажет вернее?

Диагноз её был однозначен — ЗРР. В назначении помимо общего и логопедического массажей были такие лекарства, как «Пантогам», «Актовегин», «Церебролизин».

Давать лекарства я, честно, побоялась. Начала с массажей: общий делали в больнице у массажиста, а логопедический — сама, насмотревшись видео на ю-тубе. На профессиональный логопедический массаж не было ни денег, ни времени. Да и не знала я где его можно было делать, где искать логопеда.

Когда сыночку исполнилось 2 года, а сдвигов в речи не наступало, я купила сироп «Пантогам» и таблетки «Актовегин». О нашей реакции на них можно прочитать по ссылкам:

  • Пантогам: Помогает ли при ЗРР?
  • Таблетки Актовегин. Наш опыт приёма.

Скажу вкратце, что «Пантогам» мы пить не стали, а вот «Актовегин» допили. Спустя 2 месяца после окончания приёма словарный запас сына вырос примерно на 15 слов: сынок наконец-то стал подражать всем звукам животных (да, мы до 2х лет говорили только как киса «мяй-мяй» и собачка «а-а!») от лягушки до медведя. Появились такие слова, как: я, ты, да, мой, стой.

Одновременно с этим я открыла для сына полезность таких витаминов, как банальный рыбий жир:

  • Детский рыбий жир Omegamarine
  • Детский рыбий жир «Кусалочка»

—————————————————Второй этап—————————————————————

Постепенно сынок начинал говорить больше и больше, но к концу лета я поняла, что снова количество новых слов уменьшается. Решилась проставить уколы «Церебролизин», которые нам назначали ещё тогда. Купила их и? Мне было страшно колоть маленькую попочку. Безумно. Поэтому за подтверждением своих действий я обратилась к неврологу из поликлиники.

Та одобрила инициативу и вкупе к уколам прописала ещё и таблетки «Пантокальцин». Я насторожилась. Ведь в состав этих таблеток входит то же действующее вещество, что и в «Пантогам», который нам не пошёл. Но в Интеренете я наткнулась на хорошую статью, где разъяснялись такие разные реакции на одно и тоже вещество: дело в том, что помимо действующих веществ есть и сопутствующие — вот именно на них чаще всего и происходит реакция.

Таблетки Пантокальцин

А главное вещество «Пантокальцине» было одно — гопантеновая кислота, которая по сути является ни чем иным, как сильным ноотропным средством, благоприятно воздействующим на мозг и нервные окончания. Это, конечно, я значительно сократила список «полезных дел», на которые способна гопантеновая кислота. Помимо описанного добавлю только одно: «Пантакальцин» усиливает действие других лекарственных средств, таких как «Церебролизин». Именно поэтому ставить уколы и пить таблетки нужно в одно время, это пойдёт только на пользу.

Курс уколов — 10 дней. Таблеток — 2 месяца.

Таблетки Пантокальцин

«Пантокальцин» прописали нам пить 2 раза в день по 1 таблетке. Их можно раскрошить, но мой сын съедает таблетку целиком, не всегда запивая её водой. Вот способы применения этих таблеток из Инструкции:

Таблетки Пантокальцин

Впечатление от «Пантокальцина»:

Начали мы их пить в середине августа (сыну было ровно 2 года и 8 месяцев). На сон сына они влияние не оказали, даже если я давала очередную таблетку сыну прямо перед дневных сном.

Сынок у меня из очень активных малышей, но не гиперактивных — в этом тоже ничего не поменялось. Единственное, что я ещё жду от этих таблеток — что они позволят ему побыстрее адаптироваться к детскому саду, в который мы пошли буквально вчера.

Пока новые словарные открытия радуют меня больше, чем его ))) Но главное — не останавливаться на достигнутом. Особенно сейчас, когда сынок оказался в коллективе, надуюсь он станет говорить всё чаще и чаще, становясь примером и моей маленькой гордостью )))

Одновременно даю сыну ещё один бад, похожий на рыбий жир:

  • БАД ChildLife Pure DHA Chewable (Чистая докозагексаеновая кислота в жевательном виде)

Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.

Энцефабол – препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.

Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность.

Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.

Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.

Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.

Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.

Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.

Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.

Виды лекарств для развития речи

В комплексной реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами, кроме логотерапевтических, педагогических и психологических коррекционных мероприятий, значительную роль играет медикаментозная терапия, используемая на всех этапах. Она должна быть патогенетически обоснованной, дифференцированной в каждом конкретном случае, строго индивидуальной для больного.

Для восстановительного лечения используются следующие группы лекарственных препаратов:

  • дегидратационные;
  • нейрометаболические церебропротекторы;
  • рассасывающие средства;
  • ангиопротекторы;
  • витаминные средства и их аналоги;
  • противосудорожные препараты;
  • средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции;
  • гепатопротекторы.

Выбор медикаментозного средства связан с учетом его общего и элективного действия, обращенного к дифференцированно оцененным особенностям состояния пациента. Использование элективных возможностей каждого препарата из этой группы создает возможности для выбора индивидуальной терапии. При назначении психотропных средств следует учитывать не только их психофармакологическую терапевтическую активность, но и возможность побочных реакций. В связи с этим на всех этапах применения данной группы препаратов необходимы динамичность, учет всего комплекса лечебных воздействий и строго индивидуальный подход.

Витамины…

Лучший источник уже «готовых» витаминов (таких как А, витамины группы В, С, Е и других), а также провитаминов (например, каротина, который в организме превращается в витамин А) -это натуральные пищевые продукты. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок ежедневно получал только самую полезную еду.

Продуманный рацион

Хорошо, если вы всегда очень серьезно относитесь к составлению меню для ребенка и всех членов вашей семьи. Если вы в любое время года не представляете себе обед без салата из овощей, борщ без свежей зелени, а белому батону предпочитаете ржаной или цельнозерновои хлеб, то не сомневайтесь: вы питаетесь правильно. Только надо помнить, что рацион должен быть сбалансированным. Очень полезную телячью печень можно употреблять не более одного раза в неделю. Шпинат диетологи тоже не советуют готовить каждый день. И таких примеров множество. У вашего малыша все в порядке с гемоглобином? И проблемы с пищеварением нам не знакомы? Отлично! Тогда просто поддерживайте здоровье ребенка с помощью полезных продуктов.

СЫР. Кисломолочные продукты нужно употреблять каждый день. Кефир, йогурт, творог, сыр способствуют укреплению иммунитета, обогащают организм витаминами А, В2 и микроэлементами. А еще это хорошая профилактика дисбактериоза.

МЯСО. Ни из одного продукта питания малыш не получит такого количества животного белка, нужного набора аминокислот и железа, как из мяса. Запомните: ребенок не должен быть вегетарианцем! ! Регулярно давайте малышу нежирное диетическое мясо: кролика, индейку, телятину или говядину.

ЯЙЦА. В зимнее время года ребенку необходимо восполнять недостаток витамина D, ведь солнце выглядывает пока еще редко. Найдите продукты, богатые этим витамином. В желтке куриного яйца содержится то, что нужно крохе. Если у него нет аллергии на яйца, давайте по одному желтку в день, если ему уже исполнился год.

МАСЛО. Достаточно всего 3-5 г сливочного и растительного масла в день, чтобы обеспечить организм малыша витаминами A, D, Е, моно- и поли ненасыщенными жирными кислотами. Они помогают его росту и развитию, защищают от микробов и инфекционных заболеваний. Малышу нужно давать сливочное (с содержанием жиров не менее 72,5 %) и растительное (оливковое, кукурузное, подсолнечное, соевое) масло. Добавляйте их в каши, салаты, первые блюда.

СВЕКЛА. Круглый год этот овощ не утрачивает своих полезных свойств. Свекла содержит витамины (С, Вр В2, РР), микроэлементы (железо, калий), пектины. ! Давайте крохе свеклу в сыром, в вареном и печеном виде. Она полезна для работы сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

КАПУСТА. Существует много разновидностей капусты: белокочанная, красная, цветная, брюссельская, пекинская, брокколи. И каждая из них хороша по-своему. В ее составе много углеводов, минеральных солей, витаминов и клетчатки. ! Старайтесь давать ребенку капусту в сыром виде — так от нее больше пользы.

ОРЕХИ. В этом лакомстве содержится много незаменимых полиненасыщенных жирных и аминокислот. ! Минеральные соли плюс витамины (А, Е, С и группы В) — поистине звездный состав! Такие компоненты очень важны для развития крохи. Однако помните, что давать орехи можно детям не ранее 3-летнего возраста, а детям-аллергикам и вовсе не стоит.

МАНДАРИНЫ. Цитрусовые — ценный источник каротина, витамина С, органических кислот. Все они улучшают пищеварение, обладают бактерицидным и противовоспалительным действием. А кроме того, они сладкие и вкусные.

КИВИ. Считается, что в состав этих фруктов входит очень большое количество витамина С (один плод содержит суточную норму). ! Маленьким детям нежелательно давать плод вместе с косточками. Аккуратно убирайте их.

КАЛИНА. Целебная ягода восполняет потребность детского организма в натуральных сахарах, провитамине А и микроэлементах.

ХУРМА. Фрукт с терпким вкусом славится сочетанием витаминов А, С и микроэлементов: йода, железа, марганца и калия. К тому же плод эффективен при кашле и простуде. Хурма полезна для полноценной работы щитовидной железы.

Русский для иностранцев — онлайн упражнения на постановку звуков

Русский для иностранцев — онлайн упражнения на постановку звуков

Русский для иностранцев — онлайн упражнения на постановку звуков

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.

Когда назначают лекарства?

Как правило, препараты выписывает невролог или невропатолог после тщательного обследования (КТ, ЭЭГ и др.), в ходе которого были выявлены те или иные патологии центральной нервной системы, возникшие в результате ранее перенесенных тяжелых инфекций или травм, повышенного внутричерепного давления и других причин.
Основные показания к медикаментозному лечению:

  • Ребенок не вступает в эмоциональный контакт с людьми.
  • Для его поведения характерны частые вспышки агрессии, неуправляемость, истерики, «дикие» выходки, гиперактивность.
  • Он не понимает обращенную к нему речь.
  • У малыша плохая память, скудный словарный запас, он невнимателен и рассеян.
  • Читайте также: Метод песочной терапии

  • Избегает общества сверстников.
  • Есть серьезные проблемы с произношением звуков из-за поражения ЦНС.
  • Ребенок заметно отстает в речевом развитии от своих говорящих сверстников.

Медикаментозная терапия необходима, прежде всего, для того, чтобы:

  • обеспечить нервные клетки речевых зон полноценным питанием,
  • улучшить мозговое кровообращение,
  • нормализовать передачу нервных импульсов,
  • скорректировать поведение (например, при СДВГ),

то есть они «запускают» работу нервной системы в нужном направлении.

Что такое ноотропы и зачем они нужны?

При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:

  • препараты йода;
  • витамины группы В;
  • глицин;
  • L-каротин.

Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.

Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.

Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:

  • повышение умственной работоспособности;
  • регулировка обменных процессов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • нормализация защитного торможения в ЦНС.

В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.

Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.

Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.

Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.

Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.

Помогут ли одни лекарства?

Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.

Читайте также: Нейропсихолог, психолог и логопед-дефектолог – к кому обратиться?

Занятия с логопедом или дефектологом направлены на:

  • постановку звуков и введение их в речь;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи – построение связного высказывания, умение составить небольшой рассказ по
  • картинке, чтение, изложить свои мысли, описать ощущения и т. д.

Таким образом, медикаментозное лечение следует обязательно сочетать с занятиями у логопеда и дома. Процесс коррекции речевого и психоречевого развития должен быть всесторонним и непрерывным, только в этом случае можно добиться хороших результатов.

Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?

Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *