Прикорм по ВОЗ

Содержание

Обзор

По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию. Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет.

Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:

  • раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
  • исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; и
  • введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.

Однако многие дети грудного возраста и других возрастных групп не получают оптимального питания; так, например, в среднем, лишь 36% детей в возрасте до 6 месяцев находится на исключительном грудном вскармливании.

Доработаны рекомендации, отвечающие потребностям детей грудного возраста, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В настоящее время благодаря антиретровирусным препаратам эти дети могут находиться на исключительном грудном вскармливании до шести месяцев и продолжать находиться на грудном вскармливании, по меньшей мере, до 12 месяцев при значительном снижении риска передачи ВИЧ.

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Прикорм

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

  • продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;
  • проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);
  • практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;
  • начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;
  • постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;
  • увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;
  • по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и
  • увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.

Кормление в исключительно трудных условиях

Семьям и детям, находящимся в трудных условиях, требуются особое внимание и практическая поддержка. По возможности, матери и дети грудного возраста должны оставаться вместе и получать поддержку, необходимую им для обеспечения наиболее подходящего кормления в данных условиях. Грудное вскармливание остается наиболее предпочтительным вариантом кормления детей почти во всех трудных ситуациях, например, таких как:

  • дети с низкой массой тела или преждевременно рожденные дети;
  • ВИЧ-инфицированные матери;
  • матери подросткового возраста;
  • дети грудного и раннего возраста с недостаточностью питания;
  • семьи, страдающие от последствий сложных чрезвычайных ситуаций.

ВИЧ и кормление детей грудного возраста

Грудное вскармливание, особенно раннее и исключительное грудное вскармливание, является одним из самых эффективных способов улучшения показателей выживаемости детей грудного возраста. Хотя ВИЧ может передаваться от матери ребенку во время беременности, родов, а также с грудным молоком, фактические данные о ВИЧ и кормлении детей грудного возраста свидетельствуют о том, что антиретровирусные препараты (АРВ), предоставляемые ВИЧ-инфицированной матери, могут значительно снизить риск передачи ВИЧ при грудном вскармливании, а также улучшить ее здоровье.
В настоящее время ВОЗ рекомендует всем людям с ВИЧ, включая беременных женщин и кормящих матерей с ВИЧ, пожизненно принимать АРВ, начиная с того момента, когда они впервые узнали о своем инфекционном статусе.
Матерям, живущим в районах с высокими уровнями заболеваемости и смертности в результате диареи, пневмонии и недостаточности питания, в которых грудное вскармливание поддерживается национальными органами здравоохранения, следует осуществлять исключительное грудное вскармливание своих детей в течение 6 месяцев, а затем вводить надлежащий прикорм и продолжать грудное вскармливание, как минимум, в течение первого года жизни ребенка.
Вопросы и ответы о ВИЧ и грудном вскармливании

Деятельность ВОЗ

ВОЗ полна решимости оказывать поддержку странам в области выполнения и мониторинга «Комплексного плана осуществления деятельности в области питания матерей и детей грудного и раннего возраста», одобренного государствами-членами в мае 2012 года. План содержит шесть целей, одной из которых является повышение к 2025 году показателей исключительного грудного вскармливания в течение первых шести месяцев, по меньшей мере, до 50%. Виды деятельности, которые будут способствовать достижению этой цели, изложены в «Глобальной стратегии по кормлению детей грудного и раннего возраста», целями которой являются защита, продвижение и поддержка надлежащего кормления детей грудного и раннего возраста.
ЮНИСЕФ и ВОЗ учредили Глобальное сообщество по грудному вскармливанию в целях обеспечения политической, правовой, финансовой и общественной поддержки для грудного вскармливания. Сообщество объединяет исполнителей и доноров, представляющих правительства, благотворительные учреждения, международные организации и гражданское общество. Общей концепцией Сообщества является обеспечение мира, в котором все матери получают техническую, финансовую, эмоциональную и общественную поддержку, необходимую им для осуществления грудного вскармливания.

ВОЗ сформировала Сеть по глобальному мониторингу и поддержке осуществления Международного свода правил сбыта заменителей грудного молока и последующих соответствующих резолюций ВАЗ под названием NetCode. Ее целью является защита и продвижение грудного вскармливания путем недопущения ненадлежащей торговли заменителями грудного молока. В частности, NetCode создает потенциал государств-членов и гражданского общества для укрепления национального законодательства в отношении Свода правил, непрерывного мониторинга его соблюдения и принятия мер в отношении любых нарушений.

Кроме того, ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали курсы по подготовке работников здравоохранения в области оказания квалифицированной поддержки кормящим матерям, содействия им в решении проблем и контроле за развитием детей с тем, чтобы они могли своевременно выявлять риск недостаточности питания или избыточного веса/ожирения.

ВОЗ предоставляет простое, согласованное и практически осуществимое руководство для стран в целях укрепления и поддержки улучшенного кормления детей грудного возраста ВИЧ-инфицированными матерями для предотвращения передачи инфекции от матери ребенку, обеспечения надлежащего питания детей и защиты здоровья матерей.
Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока

Библиография

Прикорм нужно вводить постепенно, внимательно прислушиваясь к потребностям малыша. Не считая строгих возрастных ограничений, это главный принцип в рекомендациях ВОЗ по прикорму на искусственном и грудном вскармливании. Из интервью с московским врачом-педиатром Екатериной Андреевной Яковлевой вы узнаете о том, когда, по каким правилам и какие продукты вводить в рацион грудного ребенка в первый прикорм согласно международным нормам.

— Екатерина Андреевна, российские врачи и мамы прислушиваются к рекомендациям по введению прикорма у грудничков, предложенным ВОЗ. Простыми словами, что это за учреждение?

— Всемирная организация здравоохранения — центральный орган здравоохранения во всем мире. Здесь разрабатывают международные рекомендации в области охраны здоровья, устанавливают стандарты и правила для государств. Сотрудники ВОЗ систематизируют накопленные учеными знания и проводят анализ мировых исследований, на основании которых создают различные рекомендации, в том числе по питанию детей первого года жизни.

Поскольку ВОЗ является законодателем всех правил здравоохранения, а его рекомендации — высшей инстанцией, в России также их придерживаются.

— В чем особенности введения прикорма по ВОЗ?

— Процесс знакомства малыша со «взрослой» пищей можно подразделить на педагогический и педиатрический прикорм.

Педагогический прикорм: Педиатрический прикорм:
грудничку с учетом пищевой заинтересованности предлагают попробовать микродозу продукта. Для этого за завтраком/ранним обедом родители берут полугодовалого малыша за стол и в микрообъеме угощают тем, что он попросит. подразумевает поэтапный ввод густой и твердой пищи по определенной схеме — сначала вводятся овощи, потом каши в конкретном количестве.

ВОЗ склоняется к систематизации введения продуктов, что позволяет отследить индивидуальные реакции. Если аллергику при педагогическом прикорме одновременно дать несколько продуктов, то будет достаточно тяжело отследить, на что возникла реакция. Определенная схема предусматривает временной промежуток, что упрощает диагностику высыпаний и покраснения щек (в сутки дается один продукт, и реакция отслеживается на протяжении 3—5 дней, потом вводится другой продукт и фиксируется реакция на него).

— Что еще важно в рекомендациях ВОЗ по прикорму?

— Пищевой интерес и ориентация на то, сколько ребенок хочет съесть, а не на определенное количество пищи. Малыш хочет съесть две ложки — значит, пусть съест две ложки. Настаивать на большем не надо, потому что в первый год основная задача — привить здоровое пищевое поведение: чтобы ребенок сам хотел кушать, без мультиков, сказок и уговоров съесть хотя бы кусочек, и чтобы его питание было максимально разнообразным.

— Предписания/рекомендации ВОЗ по введению прикорма достаточно гибки для разных стран. Но есть общепринятые нормы ВОЗ по прикорму до года. Рассмотрим основные вопросы мам и пап.

Введение прикорма по рекомендациям ВОЗ — месяц

Новая пища назначается не раньше 6 месяцев.

С чего начать — список овощей и каш

Строгих указаний нет: многое зависит от национальных особенностей. В РФ в детском рационе вначале появляются зеленые овощи (цветная капуста — брокколи — кабачок) либо безглютеновые каши (гречневая — рисовая — кукурузная).

Объем прикорма

До 12 месяцев разовое количество еды определяется развитостью интереса к пище у ребенка — от одной ложки до возрастной нормы. Главное — регулярно предлагать что-то новое, стараться организовать все так, чтобы у ребенка возникло желание поесть.

Как вводить прикорм по правилам ВОЗ

Любое новое блюдо лучше давать на завтрак, для того чтобы не упустить реакцию. Аллергический ответ возникает как через 20 минут, так и в течение нескольких часов после приема нового продукта.

Чем нельзя прикармливать

Строгих ограничений нет. ВОЗ не рекомендует для детей до года цельное молоко.

Общие рекомендации ВОЗ по питанию детей до года

Дети не должны получать копченое, жареное, сладкое, полуфабрикаты, продукты с глутаматом натрия, фастфуд. Необходимо ограничивать белый сахар минимум до двух лет.

— Екатерина Андреевна, еще один критерий ВОЗ: прикорм при искусственном вскармливании и при грудном вскармливании. На что здесь важно обратить внимание?

— В современной педиатрии прикорм детей на грудном вскармливании не отличается от прикорма детей на искусственном вскармливании, поскольку в настоящее время смеси являются адаптированными и содержат все необходимые для младенца макро- и микронутриенты. Дополнительный более ранний ввод прикорма не имеет смысла: ребенок получает достаточно питательных веществ из адаптированной смеси.

Адаптированность молочной смеси по правилам ВОЗ основана на содержании белка, то есть количество белка в смеси должно быть ниже, чем в цельном молоке.

  • белок в грудном молоке — примерно 1,2 г/100 мл;
  • норма белка для смеси по рекомендациям ВОЗ — 1,4—1,6 г/100 мл;
  • белок в смеси МАМАКО® Premium — 1,35 г/100 мл, то есть оно еще более приближено к грудному молоку.

— Порядок ввода овощей в прикорм имеет значение?

— Овощи назначаются обычно всем детям, в особенности пухленьким и имеющим проблемы с дефекацией. Начинать с зеленых или с цветных овощей, особой разницы нет. Так, допустим, в Европе абсолютно спокойно применяют тыкву. Но с точки зрения здравого смысла следует предпочесть гипоаллергенные зеленые овощи — они нейтральны по вкусовым качествам в отличие от сладковатой тыквы, моркови. Когда ребенок распробует что-то сладкое, маловероятно, что потом он заинтересуется брокколи или цветной капустой.

— Каши для первого прикорма — с какой начать?

— Каши более калорийны, поэтому в качестве первого продукта назначаются реже и обычно детям, у которых прибавки веса — по нижней границе нормы. Первыми рекомендуют вводить каши без глютена.

— Как меняется прикорм по месяцам по рекомендациям ВОЗ — его дневная норма, разовый объем?

— Прикорм начинается с небольшой порции — одной или половины чайной ложечки. Дальше в течение нескольких дней количество одного продукта увеличивается до объема, который хочет съесть ребенок. Сейчас ВОЗ и отечественные специалисты не поддерживают гонку за строгим объемом. Сколько ребенок съест, столько ему и нужно. Но чтобы поощрять ребенка, сначала необходимо давать прикорм, а потом грудь либо бутылочку.

— Существует ли у ВОЗ общая схема введения прикорма? Чем таблица прикорма ВОЗ по месяцам отличается от национальных педиатрических рекомендаций на этапе назначения прикорма российским детям?

— ВОЗ декларирует введение прикорма с момента достижения ребенком 6-месячного возраста. Наша национальная программа по введению прикорма обозначает «коридор» в 4—6 месяцев. Здесь есть важное «но». Педиатры при назначении прикорма обращают внимание не столько на биологический возраст (количество недель и месяцев), сколько на состояние и индивидуальные особенности малышей, признаки их готовности к прикорму. Такие признаки могут возникнуть раньше, но, как правило, не ранее 5–5,5 месяцев. Особо характерных признаков два:

  1. Пищевой интерес — младенец увлеченно следит за пищей, которую едят взрослые, с удовольствием ест, а не играет с тем, что дают попробовать.
  2. Угасание рефлекса выталкивания языком пищи у грудничка первого полугодия жизни — оно свидетельствует о способности малыша потреблять более твердую пищу, нежели грудное молоко или молочная смесь.

При введении продуктов прикорма правильнее ориентироваться на критерии зрелости ребенка.

— Почему важно планомерно прикармливать малыша и нельзя прикармливать его на собственное усмотрение? Чем может обернуться нарушение правил введения прикорма для ребенка?

— Составление таблиц прикорма опирается на степень зрелости желудочно-кишечного тракта. Ребенок рождается с незрелыми органами пищеварения и не в состоянии переваривать никакие продукты, кроме грудного молока и молочных смесей. К 4—6 месяцам желудочно-кишечный тракт начинает постепенно созревать, понижается кислотность желудка, начинают выделяться пищеварительные ферменты для переваривания некоторых групп продуктов. Все схемы основаны на более щадящем приучении желудочно-кишечного тракта ребенка к новой пище.

Беспорядочное введение большого количества разных продуктов чревато отдаленными последствиями для пищеварительной системы в виде недостаточностей, проблем с поджелудочной железой, аллергии. К сожалению, сейчас очень велик процент детей-аллергиков — на искусственном вскармливании масштабной проблемой становится аллергия на белок коровьего молока. Именно поэтому важно придерживаться схемы и не давать малышу со стола все подряд.

По рекомендациям ВОЗ, прикорм на грудном вскармливании не отличается от прикорма на искусственном вскармливании и в среднем начинается с шести месяцев с небольшими возрастными отклонениями в зависимости от зрелости ребенка. На искусственном вскармливании дети больше соблюдают режим питания, поскольку прикорм им дают так же, как и смесь, по часам. Признаки готовности к знакомству с новой пищей, мнение вашего педиатра и общепринятые рекомендации — главное, на что следует ориентироваться при введении прикорма грудному ребенку. Врач-педиатр
Екатерина Андреевна Яковлева

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Это значит, что указанная таблица – всего лишь один из возможных сценариев. Его можно изменять под потребности ребенка и возможности семьи. При этом стоит придерживаться некоторых рекомендаций Всемирной организации здравоохранения:

  • Прикорм вводят, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Начинают всегда с половины чайной ложки продукта и за неделю доводят объем порции до рекомендованного по возрасту:

овощные пюре и каши до 8 месяцев – 166 грамм, с 8 месяцев – 180 гр., с 9 месяцев до года – 200 гр.

фруктовые пюре до 8 месяцев – 70 грамм, с 8 месяцев – 80 гр., с 9 месяцев до года – 100 гр.

мясо до 8 месяцев – 30 грамм, с 8 месяцев – 50 гр., с 9 месяцев до года – 70 гр.

  • Сначала вводят белые или зеленые овощи и фрукты, безглютеновые каши и постное мясо. После 8 месяцев можно начинать вводить фрукты и овощи ярких цветов, полужирное мясо и каши с глютеном (если ребенок хорошо усваивает продукты и не склонен к аллергии).
  • До 8 месяцев ребенка кормят пюре и густыми кашами. После 8 месяцев ему дают пищу с небольшими кусочками, чтобы он мог их разжевывать, брать руками. После 9 месяцев прикорм дают три раза в день (вводится ужин). Можно делать пару перекусов между приемами пищи, если ребенок хочет.
  • Каждый малыш испытывает чувство насыщения по-разному и будет съедать ровно столько твердой пищи, сколько ему требуется. Не стоит гнаться за точными цифрами, если ребенок нормально набирает вес.
Корректируем план первого прикорма

Если вы кормите малыша грудью, одновременно с введением твердой пищи начинайте его допаивать чистой водой или морсами.
Если ребенок медленно набирает килограммы, сначала в его рацион вводятся каши, и только потом овощи.
Если малыш страдает от запоров, ему не стоит давать рис и лучше пораньше ввести в его меню пюре из чернослива. Дети могут медленнее приспосабливаться к новым объемам пищи. Тогда введение нового продукта можно растянуть на 10 и даже 14 дней.
Если у ребенка возникает аллергия на один из продуктов прикорма, его нужно заменить следующим по списку (например, кролика на индейку или гречку на рис). Если малыш отказывается от прикорма, стоит отложить его введение на несколько дней, а потом попробовать снова. Давайте каждый раз ребенку столько пюре, каши или сока, сколько он соглашается есть. По мере взросления он естественным образом начнет употреблять больше пищи.

Важно: Подробнее о введении фруктов читайте .

Чем разнообразить детский рацион после 90 дней прикорма?

Схема введения новых продуктов остается прежней – с половины чайной ложки порция постепенно увеличивается до максимального объема, рекомендованного по возрасту. К кашам добавляется овсянка и мультизлаковая. Когда ребенку исполнится год, можно предложить ему манку.
К овощам добавляется сначала картошка, потом морковка, свекла, помидоры, свежие огурцы и белокочанная капуста (до года ее вводят небольшими количествами в качестве дополнительного ингредиента для супов и пюре).

К фруктам в виде пюре с 8 месяцев можно добавить персики, абрикосы, банан и сливу.

Мясные пюре и котлеты на пару можно делать из нежирной говядины и баранины, курицы, постной свинины, ягненка. Раньше трех лет ребенку не стоит давать бульоны на мясе.

Рыбу дают малышу после 12 месяцев небольшими порциями один или два раза в неделю (вместо мяса). Максимальная разовая порция – 30-60 грамм. Начинайте с нежирной рыбы: минтая, речного окуня, камбалы или трески.

Кисломолочные продукты (йогурт без добавок, кефир, ряженку, снежок, сыр) можно давать ребенку с 8 месяцев. Максимальная разовая порция – 200 грамм.

Творог лучше давать после 12 месяцев по 50 грамм.

Цельное молоко вводится в рацион с 9 месяцев в качестве основы для каш. В чистом виде не рекомендуется давать молоко раньше года.

Яйца вводят аккуратно с 12 месяцев. До двух лет разовая порция желтка составляет 0,5 гр. Яйцами малыша стоит кормить не чаще двух раз в неделю.

Хлеб, печенья и макароны можно вводить с 8 месяцев исключительно ради разнообразия. Сначала в день дают по 5 грамм хлеба, макарон или сухариков. После 9 месяцев порцию увеличивают до 10-15 грамм.

Из бобовых с 10 месяцев можно давать зеленый горошек и стручковую фасоль. Остальные бобовые в рацион ребенка лучше вводить после двух лет.

Важно! Ребенку до года нельзя давать цельное молоко, яйца, мед, чаи (в том числе травяные) и шоколад. Соки тоже лучше ввести в детский рацион после 12 месяцев.

Какие вопросы о первом прикорме у вас остались? Задавайте их в комментариях, мы обязательно вам ответим!

Капли от колик «Коли Крокодил»

Коли Крокодил» https://www.colicrocodile.ru/ не является лекарством или БАДом. Это диетическое профилактическое питание, которое благоприятно влияет на пищеварительную и нервную систему малыша.

Капли изготовлены в Израиле, где уже более 20 лет успешно используют их двойную формулу. Она давно доказала свою эффективность и заслужила широкое признание у родителей по всему миру.

Средство обладает приятным вкусом, а значит, ребенок не будет от него отказываться.

«Коли Крокодил» подойдет не только грудничку, но и маме. Его успокаивающее действие поможет справиться со стрессом и подарит спокойствие всей семье.

Данная статья представляет собой обобщенный анализ двух подходов к вводу прикорма и вскармливанию грудных детей до года: Российского НИИ питания РАМН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Также в анализе были учтены мнения некоторых уважаемых педиатров нашей страны (Е. Комаровский, Я.Яковлев и др.)

ТАБЛИЦЫ ВВОДА ПРИКОРМА — это всего лишь инструмент, и чтобы они не стали «гранатой», сначала нужно выучить инструкцию по обращению с ними.

На этой странице есть:
PDF файл с таблицей (календарём) ввода прикорма и 2 видео, первое о том, как успешно пользоваться таблицами, а во втором подробно раскрыты основные принципы прикорма.

Таблица ввода прикорма на первые 6 недель — скачать PDF файл.
Настоятельно рекомендую прочитать полностью эту статью и посмотреть 2 видео.

Два главных принципа ввода прикорма

Основное, что нужно держать в уме перед тем, как «засучить рукава»

  • Прикорм вводится для подготовки к общему столу (то есть малыш должен научиться есть сам)
  • Прикорм необходим для формирования правильного пищевого поведения

Именно это наиболее важно из всего многообразия поводов начать вводить прикорм. Конечно, есть исключения по линии здоровья, но мы с вами говорим о стандартной ситуации.

Поскольку первый этап ввода прикорма — это именно подготовка, ни одно кормление грудью в этот период (по ВОЗ до 1 года) не должно убираться или замещаться продуктами прикорма.

И второй вывод необходимо всегда ставить во главу угла именно пищевое поведение. Никаких мультиков, беготни с ложкой за ребёнком и тем более насилия и шантажа.
Да, на первом этапе вы запихаете ложку, это несложно. Гораздо сложнее будет переучивать 1,5 годовалого ребёнка кушать самостоятельно или, что ещё хуже, формировать пищевой интерес с нуля, если ребенок так и не начнёт питаться правильно или пойдёт в отказ от еды (это крайний случай).

Скажу словами доктора Комаровского «Голодный ребёнок ест, а усталый спит». Это отражает суть правильно сформированного пищевого поведения: хочется кушать — кушаю. Конечно, это более характерно для ребёнка постарше, когда пройдены все этапы прикорма. А правильная тактика в самом начале — это залог успешной реализации этого правила в дальнейшем.

Итак, убираем весь мусор из головы (в том числе навязанный педиатрами, работающими по советским методичкам) и переходим к тактике первого прикорма.

Сроки начала ввода прикорма ребёнка

Кода вводить прикорм? Частично об этом я уже писала в общей статье. Здесь буду руководствоваться именно заявленной выше методичкой ВОЗ. Чёрным по белому там написано.

«Началом ввода прикорма следует считать возраст 6 месяцев, причём не начало, а конец 6 месяцев или 26 недель»
Важно знать основные показатели готовности к прикорму отличные от возраста.

Не начало 6 месяцев, а именно достижение ребенком возраста 6 полных месяцев. Поэтому если ваш педиатр вам в очередной раз распишет прикорм с 4 месяцев без серьёзных на то медицинских оснований, можете улыбаться и держать распечатку из этой методички в кармане. Некритический недобор веса сюда не относится. Это очень сложная тема, о ней надо говорить отдельно. Минимум 125 грамм в неделю младенцы должны набирать на ГВ, а не 700-800-800… в месяц как в их таблицах, советских времен.

Дорогие мамочки, выдыхаем. У вас есть целый месяц с 6 до 7, чтобы начать вводить прикорм. Совершенно не обязательно это делать на 21-22-ой неделе (стр. 220 рекомендаций ВОЗ, глава 8).

Позже 8 месяцев лучше не затягивать, так как это уже будет касаться развития определённых навыков жевательных, развития восприятия вкуса, а не только неспособности молока обеспечить все потребности резко растущего организма в микро- и макроэлементах.

Плюс к 7 месяцам в общем случае развитие нервной системы позволяет ребенку освоить следующие навыки:

  • кусание и жевание
  • очищение ложки губами
  • боковые движения языка
  • перемещение пищи к зубам

Всё это говорит о способности ребёнка к возрасту 7 мес. пробовать пищу кусочками, а не только в виде пюре. Начинать нужно с микродоз, об этом более подробно в общей статье https://www.mama-nika.ru/estestvennyj-prikorm-ili-kak-ne-sojti-s-uma-ot-norm-i-rekomendatsij/ .
Почему-то консультанты по прикорму, по крайней мере, которые встречались мне, не заостряют на этом внимания на сроке в неделях. Мне кажется это очень зря, так как такой люфт позволит мамочке спокойно определить степень готовности малыша к вводу прикорма. А это также очень важно для формирования правильного пищевого поведения.

Слишком ранний прикорм может негативно сказаться на формировании правильного пищевого интереса. Неготовность ребёнка, в свою очередь, может повлечь за собой нервозность мамы так как ребёнок будет отказываться от прикорма, или ЖКТ даст сбой, далее уговоры, танцы с бубнами и так по нарастающей. Только всё это проблему не решит. Это уже следствие.

Важно, определить насколько готов именно ваш ребёнок к прикорму. Не готов — перенесите начало на 6.5 — 6.7 месяцев. Это не критично.

2 явных признака готовности к вводу прикорма

  • Готовность ЖКТ
  • Готовность нервной системы (пищевой интерес)

Статью в которой я рассказываю о том, как понять о том что ЖКТ созрел и появился пищевой интерес — я присылаю в рамках курса «Прикорм с умом» https://www.mama-nika.ru/kurs-prikorm-s-umom/
Если Вы не хотите, или не можете по каким либо причинам пройти курс «Прикорм с умом» — дублирую ссылку тут. Статья по ссылке откроется в новом окне, если Вы её еще не читали — прочитайте и возвращайтесь назад https://www.mama-nika.ru/otkuda-beretsya-mama-v-stresse-razbor-sluchaya-iz-praktiki/

Пример проявления пищевого интереса. Ребенок не просто взял ложку — а «тянется» к еде.

Размер порции первого прикорма

Ваш педиатр с очень большой долей вероятности вам распишет, что нужно доводить размер порции до 200 грамм. На подготовительном этапе это совершенно необязательно! Вы же помните, ни одно кормление грудью (смесью) не подменяется. Это утверждение также берет свои корни из педиатрических таблиц, где ребенок в 6 месяцев за сутки должен потреблять 1 литр пищи. Делим это на 5 приёмов — получаем 200 миллилитров
Но речь идёт о грудном молоке (смеси). Вы кормите ребёнка грудью по требованию (если смесь, то по граммам, но также не меняя график до прикорма). Соответственно, данная рекомендация не имеет веса до того момента, пока вы не начнете заменять одно кормление на прикорм, а это точно не первый этап. Если конечно вы не решили завязать с грудным пораньше. Я говорю о тех мамах, кто планирует кормить минимум до года (даже не до 2, как сейчас рекомендуют консультанты по ВОЗ, хотя в методичке не всё так строго и по обоюдному желанию мамы и малыша).

Миф — Начинать с баночного пюре

Этот миф активно прививают всё те же педиатры (не все, нам встречались), пугая мам пестицидами в покупных кабачках. В рекомендациях ВОЗ четко прописано:

«В идеале грудные дети должны питаться тем же, чем питается вся семья»

Речь идёт о здоровой пище без соли, сахара и приправ, свойственной территории проживания, а не картошке фри и бургерах. Поэтому если мама готовит общий стол, все приправы вводятся после того, как отложена порция грудничка. Далее порция малыша доводится до нужной консистенции.

«Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны выбирать подходящие продукты и готовить их таким образом, чтобы максимально повысить их пищевую ценность»

Например, если это овощи, то «на пару» предпочтительнее, чем варка. Поэтому если у вас есть время и желание, и уж тем более если есть доступ к натуральному хозяйству, блендер и пароварка вам в руки.
Главное, прочитайте основные рекомендации по приготовлению пищи, если будете готовить сами. А если решили остановиться на баночном, проведите анализ продуктовых рядов в ваших магазинах, выберите наиболее качественное без крахмала, муки и прочих удивительно ненужных компонентов и закупайтесь согласно схеме прикорма.
Однако, в тех же рекомендациях ВОЗ говорится, что если вы выбрали промышленные банки всё равно нужно давать пищу с общего стола, «чтобы приучить ребёнка к большему разнообразию вкусовых ощущений и структур». Опять же пища кусочками должна вводиться с 7 мес., а в однокомпонентном овощном пюре пища будет в виде пюре без кусочков. Поэтому готовить по крайней мере овощи всё равно придётся для микродоз.

Основные правила первого этапа ввода прикорма на первые шесть недель

Прикорм нового продукта вводится в первой половине дня, как правило на завтрак. Постепенно! Увеличивается размер порции от 1/2 ч.л. до 150 — 200 гр. максимум в течение 7 дней. Некоторые современные педиатры рекомендуют удлинить этот период на первом этапе до 10 — 14 дней. Жестких требований нет, поэтому наблюдайте за самочувствием ребёнка после ввода новой пищи, за его настроением и аппетитом в целом.
Если вам для адаптации к новому продукту потребуется больше 7 дней, просто растяните предложенную схему прикорма на больший период с корректировкой количества вводимого продукта.
Помним ! На этапе ввода максимум тот, сколько захочет съесть ребёнок (хоть даже 2-3 ст. ложки), но не более 150 — 200 гр.
И здесь нужно отметить, что 200 грамм каши или овощей ребенок должен употреблять в 9 — 12 мес. по методическим рекомендациям РАМН (а именно, «Научный центр здоровья детей РАМН» ГУ «НИИ Питания РАМН, 2010 г.)

В 6 мес. Размер порции — 150 гр.
В 7 мес. — 170 гр.

Поэтому ваш максимум тот, с какого месяца вы вводите прикорм, а не 200 грамм

Новая пища вводится только после полного усвоения старой. В случае, если какой-то продукт был отвергнут, убираем его совсем, и вводим новый также по схеме. К отвергнутому продукту возвращаемся не ранее 14 дней. Может потребоваться несколько подходов для распробования. Это абсолютно нормально. Ребенок растет, ферментов становится больше, вкусы меняются (Др. Комаровский). Возможен и полный отказ от поедания, например, брокколи. Ничего страшного, есть ещё много других вкусов. Уберите брокколи совсем до перехода на общий стол. Потом будете методом интереса и любознательности привлекать внимание уже подросшего малыша, с упоением поедая ту самую брокколи из своей тарелки и причмокивая. Это будет гораздо позже. А сейчас не имеет основополагающего значения.
Усвоенные продукты постепенно смещаются на обед, далее на ужин.
Время приёмов пищи в схеме взято условно! Вы можете сдвигать общее время на 1-2 часа под ваш график сна и бодрствования. Желательно , чтобы сохранялся режим приема пищи в выбранное вами время. Если завтрак в 10:00, значит всегда в 10:00 +/-10 мин. Режим с самого начала поможет вам сформировать понимание времени приёмов пищи. И в дальнейшем ребенку будет легче контролировать аппетит. То есть аппетит будет приходить примерно к обеду, ужину, а не «когда хочу».
Помните! «Кусочничество» в течение дня — плохая привычка и ваш путь к термину «малоежка».
Не гонитесь за объёмами на первом этапе ввода прикорма! Дословно из методички ВОЗ: «Цель на начальном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка есть с ложки…Научиться навыкам употребления пищи и получать удовольствие от новых вкусов»
«Через НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ грудной ребенок должен принимать небольшое (а не 200 грамм!) количество продуктов, выбранных из широкого разнообразного ассортимента, 1-2 раза в день»
Это значит, что нет никакой необходимости судорожно доводить объёмы новой пищи до полной порции 150 — 200 грамм!! При условии, что вы продолжаете кормить по требованию, и грудное молоко остается приоритетным до года (то есть завершения всех этапов ввода прикорма и перехода на обычный общий стол). Если вы кормите смесью, на этом этапе вы также кормите в обычном режиме. Не заменяя ни одного кормления прикармливаемой пищей.

Традиционно ввод прикорма начинается с каш или овощей

Дословно из рекомендаций ВОЗ:
«К числу положительных примеров можно отнести хлебные злаки, исключая пшеницу, такие как сваренный дома и размятый рис, мягкая густая каша из традиционных злаковых продуктов и пюре из овощей и фруктов»
Заметьте, ВОЗ не запрещает ввод фруктов сразу, как это рекомендуют современные консультанты по прикорму. Достаточно открыть любой чат, где тут и там будет мелькать «фрукты после мяса». Такое мнение существует в виду того, что ребёнок может привыкнуть к сладким яблочкам и отказаться есть брокколи. Оно не лишено здравого смысла.
Поэтому с целью минимизации возможного риска отказа от овощей, в схеме я буду руководствоваться их рекомендацией. Тем более что фрукты не является основным приемом пищи, а служат для разнообразия вкусов и как лакомство.
Если вы захотите вводить фрукты раньше, например, умеренно-сладкие сезонные яблоки. Ниже размер порции в граммах также по месяцам от РАМН. Однако помните, яблоки и груши также необходимо первое время запекать, т.к. в сыром виде они несут достаточно большую нагрузку на ЖКТ. Также фрукты мы вводим именно сезонные, никаких манго, бананов или маракуй и пр. и приготовленные правильно.
6 мес. — 60 гр / 7 мес. — 70 гр.
Все продукты вводятся без добавления соли, сахара и приправ. Заметьте, в рекомендациях ВОЗ для первого прикорма хороши как каши, так и овощи.
В российской педиатрической практике есть такой опыт: Ребенок «маловесный» — начинайте с каш; проблемы со стулом — с овощей.
С одной стороны, это утверждение не лишено смысла, так как калорийность каш действительно выше грудного молока и овощей. Однако, мы уже выяснили, что на первом этапе ввода прикорма нет утвержденного размера порции
Если ребенок будет съедать свои 150 грамм каши, то да. А если будет съедать 30-50 граммов на протяжении 3-5 недель и не больше, данные рекомендации лишены логического смысла.
Впрочем, как и понятие «маловесный» сейчас настолько размыто. Совершенно нормально развивающийся ребёнок небольших по комплекции мамы и папы никогда не войдет в нормы таблиц педиатров, которые писались ещё в советское время для детей на смесях, и совершенно устарели
Современных педиатры больших городов уже натерли мозоль про это. Но и там, а что уж говорить о глубинках, эти страшные 600-800-800 граммов набора стоят у мам перед глазами.
К слову, наш ребенок тоже первые 4 мес. набирал по нижней границе около 550 — 600 граммов в месяц, а в 4 и 5 выполнил двойную норму и только на грудном молоке. Наш педиатр, хотя и работает в частной клинике и на хорошем счету в отзывах, а тоже настаивала на прикорме с 4 мес. Я отказалась. И, напротив, передвинула прикорм на 6,5 мес., когда малыш начал активно проявлять пищевой интерес.

Поэтому думайте сами — решайте сами. Это только ваша ответственность. Через год — два ваши визиты к педиатру станут гораздо реже, и ей, по большому счету, будет всё равно, что вы там едите, у неё очередь за дверью и 17 минут на прием.

Можно долго дискутировать на тему, почему большинство педиатров до сих пор так работают, на этот вопрос уже давно очень хорошо ответил сам доктор Комаровский в своей книге «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников», глава «Взаимоотношения с участковым педиатром» http://www.komarovskiy.net/knigi/vzaimootnosheniya-s-uchastkovym-pediatrom.html Очень отрезвляет и чётко показывает, чей это ребенок.

Поэтому давайте уже отстанем от педиатров, не всем везет найти своего даже платного хорошего доктора, поэтому будем образовываться сами и ходить к педиатру по вопросам медицинским, более узким и с конкретными вопросами, заранее выписав их на бумажку. А уж с едой мы как-нибудь разберемся сами.

И завершающее. Если ваш ребёнок ест с аппетитом, хорошо усваивает новые вкусы, готов есть больше, вы пройдёте первый этап за 6 — 8 недель.А может случится так, что ребенок ни в какую не захочет есть сначала одно, потом другое. Тогда подготовительный этап ввода прикорма может затянуться и это не критично.
Главное, сохранять спокойствие и самообладание, искать с ребёнком вкусы, которые ему понравятся, чтобы сформировать ко второму этапу ☝️ основу блюд, с которыми вы будете экспериментировать дальше. Второй этап начинается с ввода мяса и фруктов (выше я указала почему). И к его завершению вы уже получите миксы: мясо — овощи, каша — фрукты. Это мы рассмотрим в другой статье.

Когда нельзя начинать ввод прикорма младенцу

  • Ребенок недомогает, режутся зубки
  • Предстоит прививка
  • Предстоит стрессовая ситуация для ребенка, о которой вы знаете (поездка, большое количество людей дома или поход в гости, поход в поликлинику и пр.)

В этих случаях лучше сохранить для ребёнка максимально привычные условия и минимизировать стресс. Так как мы помним, что главная еда на этапе ввода прикорма — это грудное молоко, сохранить интерес к которому важнее.

Схема и таблица первого этапа ввода прикорма ребенку на 6 недель — на основе рекомендаций ВОЗ и РАМН

Схема на два варианта начала прикорма: овощи и каши

Схема ввода прикорма с овощей (первыми вводим овощи)

  • Сначала вводятся наиболее гипоаллергенные овощи: кабачок — капуста цветная — брокколи
  • Каши без глютена: гречка, рис, кукуруза
  • Граммы стоят условно, пропорционально дням ввода и максимальному размеру порции (первый день всегда 0,5 чайной ложки)

Первая неделя

Вводим наиболее гипоаллергенный овощ — кабачок

Вторая неделя

Поскольку традиционно на завтрак подаётся каша, овощи плавно переводятся на обед. На первом этапе ввода овощей, смотрите, как удобнее вам. Или давать два вида овощей на завтрак. Или сразу разделять на завтрак — обед. Я бы разделила, чтобы лучше контролировать реакцию ЖКТ и аллергию

Третья неделя

Аналогично второй недели, на завтрак вместо цветной капусты — брокколи, на обед кабачок или цветная капуста (чередуются, если оба были усвоены, если нет, тот продукт, что усвоен)

Четвертая неделя

Вводим каши в последовательности гречка — рис — кукурузная крупа на завтрак. На обед едим любые овощи из уже введенных в размере вашего максимума (кабачок, капуста или их миксы). После усвоения каш добавляем в них растительное масло К концу этого периода ребенку предлагается прикорм 2 раза в день в его максимальном объёме (150 грамм на 1 порцию)

Пятая неделя

С учётом того, что в рекомендациях РАМН каши всегда предлагаются на утро, готовим утром 2 вида каш. Овощи остаются на обед в размере вашей «полной порции» (150 – 170 грамм)

Шестая неделя

Далее по аналогии вводится на завтрак кукурузная каша. И на завтрак же остается рис и гречка поочередно. Также уменьшающимся объёмом по мере увеличения кукурузной каши. Обед без изменений — овощи в размере вашей «полной порции» (150 — 170 грамм на 1 порцию)

Непонятно? Я тоже решила что все как то сложно, и поэтому все свела в одну таблицу. Ниже ссылка что бы её скачать.

Таблица ввода прикорма на первые 6 недель

Вот тут ниже изображение с таблицей, если на него кликнуть — то Вы сможете скачать PDF файл с таблицей ввода прикорма на первые 6 недель. В ней есть и граммовки и все более наглядно Скачать PDF файл — Схема и таблица ввода прикорма ребёнку на первые 6 недель — на основе рекомендаций ВОЗ.
Эта таблица может стать для Вас примерным планом введения прикорма. Так же в ней есть свободные ячейки, в которые Вы можете поставить даты и получить календарь ввода прикорма.

После того как Вы пройдете эти 6 недель — первый этап прикорма можно считать завершенным. Оставшиеся овощи либо вы возможно замените на первом этапе, например, если не пойдёт что-то из первой тройки, или введете постепенно на втором этапе уже с мясом и фруктами. Так будет даже лучше так как они более аллергенны.

Как успешно использовать таблицы ввода прикорма. Смотреть 29 минут

В готовую кашу и пюре можно добавлять для вкуса немного грудного молока (или смеси), как я писала ранее. ☝️Не готовить! Не забывайте добавлять растительное масло. К концу первого этапа объем растительного масла составит около 3 грамм. Более подробная информация по этапам ввода продуктов и количества в таблице ниже. Она нам также пригодится для 2-4 этапов.

Далее наступает второй этап введения прикорма. О его особенностях я расскажу в отдельной статье также на основе рекомендаций ВОЗ и РАМН.

Схема ввода прикорма с каш

Сначала вводятся каши без глютена и без молока. Это важно с целью минимизации риска развития аллергии на глютен и белок коровьего молока. Про глютен и «с чем его едят» есть подробная статья на сайте. Без глютена — это гречка, рис, кукуруза (как крупа). На первом этапе этих вкусов ребенку достаточно.

Чтобы получить схему для ввода прикорма с каш вам нужно просто поменять в «схеме ввода прикорма с овощей» (выше в этом материале) местами последовательно все каши с овощами. То есть сначала ставим гречка вместо кабачка, далее рис вместо цв.капусты — кукурузная каша вместо брокколи. Затем идут овощи кабачок — цветная капуста — брокколи. Граммовки остаются без изменений.

Важные нюансы во время введения прикорма

  • Обязательно отслеживайте состояние ребёнка и его реакции на ввод новых продуктов. В этом вам может здорово помочь пищевой дневник. Так вы сможете понимать, что и когда вы дали, если увидите аллергию или проблемы со стулом, или изменение общего состояния. Когда бОльшая часть продуктов уже будет введена, вы сможете от него отказаться.
  • С началом ввода прикорма начинайте предлагать воду, если ребёнок находится на грудном вскармливании без допаивания. На этом этапе нет обязательной нормы. Сколько выпьет, столько выпьет. Воду лучше предлагать сырую очищенную или детскую, не кипяченую. Как говорит доктор Комаровский: «кипяченой воды в природе не существует».

Что давать вперед грудь или прикорм?

На стр. 229 главы 8 рекомендаций ВОЗ четко написано:

«Пищу следует предлагать после кормления грудью, во избежание замены грудного молока прикормом»

В то же время консультанты говорят , напротив, «запивать прикорм грудным молоком». Опять несостыковка.

Логично, что запивать не очень вкусный пока прикорм малышу было бы удобнее. Педиатр Яков Яковлев пишет примерно об этом же и считает, что не каждый захочет после молока какой-то прикорм и в этом вопросе нужно подходить индивидуально. После 6 мес. риск снижения лактации не велик.

Грудное вскармливание остается основным источником питания малыша до года. Если конечно вы не решили по каким-то причинам завершить его раньше. Тогда вы переходите не на прикорм, а на смесь и даёте её по графику и в объёмах уже согласно возрасту.

Заменять кормление будет возможно после завершения всех этапов ввода продуктов, а именно после года. Ребёнок переходит на общий стол, а грудное молоко остаётся приятным бонусом до той поры, пока это приносит обоюдное удовольствие маме и ребенку. Вообще ВОЗ рекомендует оставлять грудное вскармливание до 2 лет. Российская наука не столь категорична.

Главное и самое важное правило ввода прикорма!

  • Прикорм не вводится насильно! Если вы видите, ребенок категорически не ест предложенное, плюется, истерит (не просто выталкивает языком, а даже не пытается распробовать), как бы ни настаивали бабушки, педиатр, муж и даже соседка, у которой ребёнок в 6 мес. уже ел печеное яблоко, ☝️ оставьте эту затею минимум на неделю — а то и две. Никакого насилия, запихивания, ещё хуже удерживания за столом. Это показатель того, что именно для вашего малыша время ещё не пришло.
  • Формируйте первый пищевой интерес! Присаживайте на колени, когда сами кушаете, показывайте еду, ложки, тарелки. Пускай всё трогает. Просто уберите с зоны доступа всё опасное, острое, горячее или ценное и дорогое. Детки так быстро учатся, что вы и не заметите, как малыш сам или сама возьмет ложку. Даже, если вы не запомните ничего из написанного выше, этот пункт самый важный. Понимание того, что всему свое время, сбережет ваши нервы. А для малыша важнее спокойная и ласковая мама, чем набитый по устаревшим правилам живот.

Перечитав кучу литературы, дойдя до самой сути этой, казалось бы, самой житейской темы, лишь один вопрос остался в моей голове. Почему наши учёные умы от академии наук и представители педиатрии в большинстве своём (тут я привожу сугубо личный опыт, кого встречала и читала я сама) так активно настаивают на раннем вводе прикорма. Если уже доктор Комаровский публично рассказал всей стране, что «это пережиток прошлого и дань традиции».

Если сейчас есть возможность маме питаться правильно, принимать качественные витамины и минералы, детские смеси адаптированы, зачем эта спешка? Зачем травмировать неподготовленный ЖКТ, что станет возможной причиной расстройства не только животика малыша, но и маминых нервов.

Единственный ответ, который пришел мне в голову: а не лоббистские ли это интересы производителей детского питания на уровне правительства. Или может это способ скорее адаптировать ребёнка к детскому саду, где надо есть всё, что в тарелке и нет времени экспериментировать со вкусами? Раньше поест, раньше мамочка выйдет на работу и станет трудиться на благо государства, нести налоги в казну. Сначала скупать баночки производителей питания, потом зарабатывать на новые. А ребёнок в садике, государство обеспечивает ему место в социум, если повезет. Если нет, у мамы и папы будет стимул заработать на частный садик. Конечно, это совсем не заявленная тема, но так далеко ушли мои аналитические мысли.

Возможно, у вас появятся тоже интересные соображения на этот счёт. Поделитесь, давайте подискутируем тут. И отстанем от наших детей. Вы и я успеем наготовиться блинов и котлет через годик другой. Давайте сейчас будем грамотными, будем читать инструкции и методички разных уважаемых организаций, собирать мнения разных уважаемых педиатров, а не слепо верить тому, кого нам выдало государство на нашем участке. Как говорит, известный всем доктор, медицина у нас бесплатная, соответственно и подход к уходу и лечению на эту же сумму.

Любите детей — кормите грудью!

Этот материал создан на основе рекомендаций ВОЗ «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста»

Если Вы не зашли на страницу с описанием курс «Прикорм с умом» https://www.mama-nika.ru/kurs-prikorm-s-umom/
Посмотрите видео «ПРИНЦИПЫ ВВОДА ПРИКОРМА, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАССТРОЙСТВА ЖКТ»
Это видео поможет вам уложить в голове раз и навсегда «А что же такое прикорм», и понять, подходит ли Вам этот курс и стоит ли покупать его полную версию!

Первый урок курса «Прикорм с умом»

Если ты прочитала статью полностью и посмотрела все видео на этой странице — это реальный повод гордиться собой! Ниже кнопки со ссылками на мои социальные сети, там тоже есть информация о прикорме

Этот вопрос часто мучает молодых родителей. Подсказки из древности могут дать ответ.

Я никогда не собиралась кормить грудью тоддлера, который уже может выразить свое желание поесть полным предложением. Во время беременности я мечтала наладить грудное вскармливание и кормить ребенка до общепринятого срока. Отказываться от грудного вскармливания раньше казалось мне чем-то странным.

Но что значит «общепринятый срок» кормления грудью?

Американская академия педиатрии и Всемирная организация здравоохранения предлагают кормить ребенка только грудным молоком в течение первого полугодия его жизни. После этого рекомендуется вводить прикорм, который дополняет грудное молоко. Академия педиатрии рекомендует кормить грудью до года, но ВОЗ идет дальше и говорит о кормлении до двух лет и старше.

Однако хорошо бы вспомнить, что человек, несмотря на все гаджеты и советы из интернета, животное, млекопитающее, живущее по общим законам биологии. С тех пор, как млекопитающие появились 200 миллионов лет назад, они придумали бесчисленное множество способов кормить своих детей: под водой, вверх ногами, по дюжине за раз. У ехидны — яичного млекопитающего, похожего на ежа с длинной мордой, — вообще нет сосков. Она выливает молоко прямо из «пятнышек» на коже живота в брюшную сумку, где находится малыш.

Что такое «нормально»?

Оказывается, обычная человеческая мать — довольно странный вид млекопитающих. Она вынуждена принимать решения, основываясь не только на биологии и инстинктах, но также на социальных нормах и предрассудках. По сравнению с нашими ближайшими «родственниками», шимпанзе и орангутанами, уникальность человека как вида не столько в том, как мы кормим грудью, сколько в том, как мы прекращаем это делать.

Отлучение от груди — «по зубам»

Я без проблем кормила дочь грудью. В детстве она громко выражала недовольство многими вещами, но всегда любила молоко. Этот энтузиазм не угас и после одного года.

Я кормила ее на пении, на сквош-корте по окончании колледжа и в самолетах рядом с незнакомцами. Мы продолжали в том же духе более двух лет. Тем временем, многие из моих друзей начали отлучать от груди своих детей в возрасте одного года.

Дэниел Селлен, доктор философии, антрополог из Университета Торонто, рассказал, что такая продолжительность грудного вскармливания для моей группы сверстников могла показаться необычной.

Однако, во многих частях мира для матерей совершенно нормально открыто кормить ребенка, которому 2 или 3 года. В США около 16% мам продолжают кормить грудью детей в полтора года, а более продолжительное кормление чаще встречается в определенных районах страны, где, как правило, живут более высокообразованные люди и действуют более мощные системы социальной поддержки грудного вскармливания.

В исследовании, опубликованном в «Журнале питания» в 2001 году, доктор Селлен проанализировал данные о способах и времени отлучения от груди детей в 97 современных и исторических культурах. В результате стало известно, что традиции отлучения от груди у разных народов очень отличаются. К примеру, тибетцы начала 20-го века прекращали грудное вскармливание детей в возрасте от 10 до 12 месяцев, а индейцы арапахо в конце 30-х годов кормили грудью четыре года и дольше. Получается, что в среднем матери прекращали кормить грудью, когда их детям было около 2,5 лет.

Но чтобы лучше понять, почему люди отлучают детей от груди в наше время, полезно взглянуть на наших предков и нечеловеческих родственников-приматов. Такой подход может дать нам подсказки, «касающиеся всего пути нашего развития», — говорит Таня Смит, доктор, биологический антрополог Университета Гриффита в Австралии.

В последнее десятилетие исследователи смогли больше узнать о возрасте отлучения от груди наших исторических предков, используя анализ зубов. В организме растущих людей и животных каждый день, начиная с рождения, тонкими слоями откладываются «зубные ткани», как кольца деревьев. Эти слои содержат точную запись нашего потребления молока.

В одном исследовании, опубликованном в 2017 году, доктор Смит и ее коллеги проанализировали зубы диких орангутанов, чье кормление на деревьях трудно наблюдать. Они обнаружили, что обезьяны питались грудным молоком в течение восьми и более лет. А шимпанзе — наши самые близкие биологические родственники — не отлучают ребенка от груди, пока ему не исполнится 4—5 лет.

Но пока обезьяны кормят грудью дольше, чем люди, неандертальцы (наши вымершие двоюродные братья), возможно, отлучали детей от груди примерно так же, как современные люди.

В 2018 году в результате исследования зуба неандертальца доктор Смит и ее коллеги обнаружили доказательство постепенного отлучения человека от груди в возрасте 2.5 лет.

Другими словами, отлучение от груди, возможно, было важным шагом в эволюции человека.

Нет единого времени, когда «пора»

Мы играли на языке жестов ребенка, начиная примерно с 9 месяцев, и первым и любимым знаком моей дочери было «молоко». Смущает, что знак молока — «сжать руку» так, как будто доишь корову. В 18 месяцев ей нравилось подносить куклу к моей груди, издавать легкий чмокающий звук, а потом говорить «Спасибо!» К 22 месяцам она научилась говорить «мама». У нас было так:

Она: (Сжимает руку).

Я: «Хочешь молока в чашке?»

Она: «Нет, мамочка». (Лезет мне под рубашку)

Все было странно? Да, немного.

Мередит Броквей, доктор философии, доктор медицинских наук, медсестра и доктор наук, изучающая клиническое использование грудного молока в Университете Манитобы, сказала, что моя история обычна. По ее опыту, большинство мам, кормящих грудью, не планировали делать это так долго. И это совершенно обычно — чувствовать, что тебя за это судят.

После того, как ВОЗ опубликовала свою рекомендацию кормить грудью до двух или более лет в 2003 году, доктор Брокуэй заметила, что некоторые из ее коллег-медсестер были действительно ошарашены предложением кормить грудью так долго.

Обеспокоенная таким негативным отношением, доктор Броквей решила узнать больше об общественном осуждении, которое часто «прилагается» к длительному кормлению грудью. В 2016 году она и ее соавтор опубликовали обзор исследований об опыте мам, которые кормили грудью в течение последнего года, и обнаружили, что они «чувствуют осуждение и вынуждены скрываться». Некоторые матери держали в секрете свое грудное вскармливание даже от своих партнеров.

Доктор Броквей сказала, что каждая мать и ребенок должны договориться о времени отлучения от груди.

«С биологической точки зрения нет единого подходящего возраста для отлучения от груди», — говорит Кэти Хинде, доктор философии, эволюционный антрополог из Университета штата Аризона, которая изучает лактацию.

В исследовании 2015 года доктор Хинде и ее соавторы искали последствия отлучения от груди детей разных возрастов.

Они сравнили 231 ребенка в Танзании, которые кормились грудью в течение двух и более лет, с 84 детьми, которых отлучили от груди раньше. С точки зрения роста и иммунной функции две группы были практически одинаковыми.

Хотя это исследование не выявило каких-либо конкретных преимуществ грудного вскармливания после двух лет, оно также не пришло к выводу, что долго кормить — бессмысленно. Возможно, между ребенком и матерью существует скрытый биологический сигнал, который определяет готовность ребенка к отлучению от груди тогда, когда он достиг определенного уровня развития, не зависящего от возраста. Результаты исследования только показывают, что выбор каждой матери в этом исследовании привел их к почти одинаковому результату.

Отлучение от груди

Я не хотела отлучать мою дочь от груди до тех пор, пока она не будет готова. Но после ее второго дня рождения я перестала предлагать ей молоко по утрам. В 28 месяцев она несколько дней подряд вообще не брала грудь, но затем начала просить молоко во время сна. Я позволила ей попробовать, но она нахмурилась, когда сосала: казалось, у нее ничего не выходит. Я сказала ей, что молоко могло исчезнуть.

Она села. «Я просто выпила все это!» — сказала она с удивлением. Потом она пошла спать и больше не просила грудь.

Мы отлучили ребенка от груди тогда, когда ей было действительно «пора», но не всем мамам так повезло. Структуры наших обществ делают длительное грудное вскармливание редким явлением. Женщины должны работать. Некоторые проходят через осуждение при уходе за малышом на публике, а других судят за то, что они вообще не кормят грудью.

Но доктор Селлен утверждает, что по сравнению с нашими родственниками-млекопитающими, наша способность отлучаться от матери в более раннем возрасте могла стать ключом к эволюции и успеху человеческой расы.

В отличие от мам орангутанов, шимпанзе или горилл, которые должны делать все сами, по словам доктора Хинде, древние человеческие мамы получали помощь от родственников — отцов, бабушек, братьев и сестер.

По мере того, как мы уменьшили время кормления грудью и начали делить обязанности по уходу за детьми, младенцы стали «проще доставаться» своим матерям. В такой ситуации у одной мамы могло рождаться больше детей.

А с точки зрения эволюции, более молодой вид — это более успешный вид. «У людей рождалось больше детей, которые были близки друг к другу и выживали вдвоем чаще, чем другие дикие обезьяны», — сказал доктор Селлен. Сотни тысяч лет назад эта разница, возможно, дала нашему виду основу для процветания. Сегодня люди — главные обезьяны планеты, независимо от того, как мы кормим своих детей.

Грудное вскармливание делает нас млекопитающими, но отлучение от груди — это часть того, что делает нас людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *