Применение вышивки

Вышивка прихваток – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Ведь своими руками вы создаете не просто вещь для практического применения на кухне, но и добавляете уюта помещению, в котором обычная женщина проводит довольно много своего времени.

А ведь такие милые мелочи, как прихватки, полотенца, салфеточки, скатерти, не только служат украшением, но и способны вносить разнообразие, если сделать разные их комплекты (вышитые, вязанные, с аппликацией, и в разных оттенках, гармонирующих с кухней) и периодически их менять.

Предлагаю сделать Вам мини-комплект из двух стильных прихваток, которые украсят любую кухню. А если вдруг не подходят представленные цвета самих прихваток или вышивки, Вы всегда можете подобрать свои, которые будут гармонировать лучше именно с Вашей кухней.

Для комплекта вам понадобятся:

  • Канва (14 ячеек на 2,5 см) для вышивания – 10 × 22 см
  • Х/б ткань в полоску и клетку – по 44 × 22 см
  • Мулине Anchor (цвета указаны на схеме) или на Ваш выбор – по одному мотку
  • 2 детали утеплителя – 22 × 22 см
  • 2 сатиновые ленты красного и синего цвета – по 95 см
  • Иголка для вышивания

Для начала нужно вышить на канве мотивы по схемам крестиком мулине в 2 нити, затем обрезать излишки ткани и красиво оформить края швом «зигзаг» или от руки.

Из полосатой и клетчатой ткани нужно вырезать по 2 квадрата размером 22 × 22 см. Потом скроить 2 детали из утеплителя такого же размера и обтачать прихватки сатиновой лентой, пристрочив предварительно к лицевой стороне прихваток канву с вышивкой.

Схемы для вышивки прихваток

Вышивка прихваток – источник: «Оформляем кухни. Вышивка» О. Климова, НИОЛА-ПРЕСС, 2008 г.

Элементы этих вышивок можно также использовать для вышивки салфеток или полотенец.

Наиболее простым и часто встречающимся приемом вышивания является крест. Крестиком легко научиться вышивать, даже не имея первоначальных навыков. Нужно определиться с рисунком, который хотите получить, найти его узор или схему.

Для начинающего вышивальщика легче найти канву с нанесенным на нее рисунком, или набор для вышивания, в который входят и канва с рисунком и нити, и даже игла.

Ткани, на которых можно вышивать, делятся на обычные и специальные. К специальным тканям относят канву, ткань с крупным рисунком в клетку.

У канвы бывает несколько разновидностей:

  • по цвету: белая, черная, красная, мраморная.
  • по материалу изготовления: тканевая канва — льняная, хлопчатобумажная, — пластиковая, изготовленная из винила, жесткая и не требует пялец, работу можно вырезать по контуру рисунка, отступив от края на одну клетку.
  • по назначению: для вышивания ковров, гобеленов, подушек, — страмин, — для картин, панно, обычных вышивок – канва хлопчатобумажная, — для поделок, открыток, украшений – пластиковая канва.

Рассчитать необходимое количество ткани или канвы просто, если размеры клеток на схеме и на ткани (канве) совпадают, то кусок ткани должен быть на 5 см со всех сторон больше схемы для удобства закрепления в пяльцах, и необходимости, впоследствии, оформлять работу в рамку. Основу для вышивки выбирают или подходящей по цвету с рисунком работы или контрастного цвета.

Вышивка крестом – стежки

Основные стежки вышивки крестиком:

  • Крест. Сначала выполняются стежки в одну сторону слева направо, при этом нить идет из левого нижнего угла в верхний правый угол. Вышивка делается построчно, а не одним крестиком. Затем, в обратном порядке справа налево из нижнего правого угла в левый верхний угол. Необходимо запомнить, как именно ложатся у вас стежки, и всю работу выполнять также, то есть все верхние стежки должны иметь одно направление по всей вышивке.
  • Полукрест. Стежок, из составляющей половину крестика, то есть ряд стежков идет в одну сторону, назад строчка не возвращается. Таким полукрестиком крепится бисер к основе. Для того чтобы заполнить всю клетку и не было видно основы, нитки придется брать более толстые, чем при вышивке крестиком. Полукрестом вышивают тени на картинах. Еще этот шов называют гобеленовым.
  • Шов 3/4 креста. Применяется для вышивания округлых деталей — крон деревьев, куполов церквей, и.т.д. Выполняется следующим образом: в одну сторону выполняется полукрест полный, а в другую – только до пересечения с уже существующей нитью.
  • Строчечный стежок. Стежок за иголку или строчечный применяется, когда нужно обвести, подчеркнуть контур всего рисунка или отдельного его фрагмента. Техник выполнения стежка всего два: — по клеткам, когда длина стежка равна длине клетки, — по клеткам, округляя квадратный рисунок. Используется для прорисовки лепестков цветка, листьев, изогнутых стеблей.
  • Шов 1/4 креста. Выполняется 1\2 часть стежка от нижнего угла до центра или из любого угла до центра.
  • Стежок Французский узелок.

Новичкам проще купить набор для вышивания, где описано: как начать работу, и как ее завершить. В любом случае на канве или ткани необходимо найти середину и середину отметить на схеме вышивки. Начинать следует от этих отметок. Воткнув иглу в ткань, оставьте нить длиной 6-8 см для закрепления ее на изнаночной стороне, такой же длины нить оставьте после окончания нити. Потом эти концы можно аккуратно закрепить, чтобы на обратной стороне не было узлов, и не торчали лишние нити. От центра следует начать вышивку и шить отдельными фрагментами. Вышивку можно отложить на некоторое время, и продолжить под настроение.

В настоящее время, в век компьютеров, легко найти рисунок и применив программу, перевести его в схему, подобрать мулине и вышить. Если не хочется изучать программы самостоятельно, то легко найти в интернете людей, которые легко и просто сделают это за вас. Распечатанную схему останется только перенести на ткань и вышить.

Вышивка крестом – некоторые секреты

При вышивании крестиком надо обратить внимание на несколько моментов: на соответствие толщины и фактуры нитей толщине и размеру клеток основы, цветовому сочетанию рисунка цвету нитей и основы, размер пяльцев должен быть больше рисунка, натяжение основы должно быть равномерным во всех направлениях. Стежки должны быть равномерными и не стягивать ткань, готовое изделие лучше не гладить, а отпаривать, изнанка нe должна быть в узелках, рамка для оформления работы должна гармонировать с темой и цветом рисунка.

Готовую работу можно оставить в пяльцах, придумать обрамление самостоятельно, оформить вышивку в готовые рамки или отнести в багетную мастерскую, где профессионал оформит вашу работу в рамку с креплением. Выбирать вам. Любой вариант смотрится замечательно.

Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал — подзоры, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Начиная с 8—9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Как нарядно узорочье севернорусских вышитых полотенец!

Встреча весны. Вышивка. Русский Север, 19 в.

Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.

Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды (в виде плетенки), растительных элементов, а также солнечные символы.

Посмотри, как решены фигуры женщины и всадниц на конях— у них угловатые тела, огромные кисти рук, странной формы головы. Ведь это не просто изображение, а знаки орнамента. Обрати внимание на то, как украшены поверхности этих фигур шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полос ‘ми, а также на удивительную согласованность цвета.

Взгляни, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки — здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображенных по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками. Они как бы усиливают содержание образа, подчеркивают его особый смысл.

Полотенце с вышивкой и кружевом (слева)
«Солнечная колесница». Фрагмент полотенца. Русский Север, 19 в. (справа)

Пава и березки, вышитые на крае настилальника. 19 в.

Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев.

А известно ли тебе, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах? С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Полотенце. Русский Север, 18 в.

Фрагмент подзора с древом жизни и птицей. Русский Север, 19 в.

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

«Солнцеворот». Фрагмент вышивки полотенца. Тульская губ., 20 в.

Обрати внимание, как линия-шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительный контур орла, как швы-узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая ее в нарядное узорочье. Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.

Орел. Фрагмент подзора. Русский Север, 19 в.

Посмотри, как разрослось в узорах вышивки древо жизни и как по-разному решается этот образ!

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ — барсов, львов, единорогов.

Барсы. Наплечник женской рубахи. Русский Север, 19 в.

С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов! От этой красоты просто невозможно отвести глаза! Сам барс выглядит совершенно не злобным, а скорее сказочным, добродушным существом.

Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Древо жизни. Фрагмент полотенца. Петербургская губ., 19 в.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни.

Детские работы. Гуашь, бумажное кружево

Задание

Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополни его орнаментальными рядами, которые выстрой из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птичек, растительных элементов. Работу можно выполнить восковыми мелками и акварелью, а также фломастерами, тонкой кистью. Из тонкой бумаги вырежи нарядные «кружева» и укрась ими свое полотенушко.

Вопросы

  1. В чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?
  2. Попытайся раскрыть особенности художественного языка вышивки на конкретных примерах. Какую роль играют линия-шов, шов-узор в крестьянской вышивке?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *