Программа гармония

Программа «Гармония»

ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Программа «Гармония» (ФГОС НОО 2009г.)

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

В настоящее время ведется работа по созданию УМК по английскому языку, изобразительному искусству и музыке.
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план. Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

Программа Гармония отзывы:

УМК «Гармония» очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. По их мнению программа развивает мышление, логику, грамотность.
Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач. Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу «Школа России».
Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти). Большое внимание уделено фонетике в 1-ом классе. Транскрипции сбивают детей с толку, сказываются на грамотности. Другой особенностью являются поиски «опасных мест при письме», которые выделяются самыми разнообразными способами (черточки, точки), печатание слов с «окошком» вместо «опасных мест» с последующим заполнением этого «окошка». Авторы учебника предлагают детям при диктанте сначала записывать предложение схематически (черточками) с выделением «опасных мест», затем над черточками писать слова слоговыми дугами и только потом записать предложение словами. (Пример диктанта приведен в разделе «Поурочное планирование»). Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы «переключиться» на традиционный подход к изучению русского языка.
Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.

Читать по теме:

Программа «Гармония» (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Анализ УМК 1 классами

1.Образовательная система «Гармония» представлена системой учебников (заключение Российской академии образования № 01-5/7д-801 от 25.10.2011г. стр.1, стр.2):

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

2. В учебниках реализуется деятельностный подход :

  • планирование своих действий, осознанно их выполнять, осуществление самоконтроля (итоговый и пошаговый), самооценка.

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

  • организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Этому служат, имеющиеся в учебниках алгоритмы для работы над различными видами деятельности; памятки для обучения какому-либо действию; описание последовательности работы и др.

3.Имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

Учебники содержат вопросы проблемного характера, предполагающие высказывание обучающимися противоположных точек зрения, поэтому на уроках возникают дискуссии, требующие поиска детьми аргументов (в тексте, в жизненном опыте) для обоснования собственной точки зрения. Вопросы к текстам постоянно сопровождаются подвопросами «Почему?», заданиями «Поясни свое мнение», что предполагает поиск обучающимися аргументов в изучаемых текстах.

4. Структура учебников обеспечивает индивидуальную, групповую, парную, коллективную формы организации УД. Методический аппарат учебников (например, чтения) содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает индивидуальную работу обучающихся (словесное, музыкальное и графическое рисование, составление плана текста, все виды пересказа и др.), групповую деятельность (напр., игра «Радиотеатр», игра «Театр»), а также коллективную, фронтальную формы выполнения заданий (беседа, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой…). На обеспечение индивидуальной работы кроме учебников направлены имеющиеся в данном комплекте рабочие тетради и тесты.

5. Система разнообразных форм организации УД:

Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. Непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

6. Например, УМК по чтению обеспечивает выполнение предметных результатов, поскольку содержит упражнения, вопросы и задания, направленные на формирование всех необходимых компонентов читательской самостоятельности. В нем есть специальные упражнения и задания для формирования навыка чтения (осознанности, правильности, беглости и выразительности чтения); умений работы с различными по жанрам художественными и познавательными текстами (анализ содержания и образных средств языка, выделение главного и второстепенного, составление плана и различных видов пересказа, выделение ключевых слов и мн. др.); умения ориентироваться в мире книг (работа с обложкой, титульным листом, прикнижной аннотацией, каталогом и т.п.). Достижение метапредметных результатов обеспечено самой сущностью учебного предмета, поскольку чтение, являясь одним из видов речевой деятельности, представляет собой ведущий способ сбора и освоения информации, в том числе и при использовании компьютерных технологий. Кроме обучения различным видам чтения (творческому, ознакомительному, поисковому, просмотровому, изучающему), в учебнике предусмотрены задания, формирующие различные способы обработки информации, например:

7. В УМК учтены личностные и социальные интересы современных детей. Это выражается в подборе учебного материала. Материалы, составляющие учебник, соответствуют возрастным возможностям обучающихся, с интересом читаются ими. Этому способствует разнообразная тематика, охватывающая различные аспекты внутреннего мира детей и современной им действительности.

8. Подробный методический аппарат учебников содержит вопросы и задания не только обучающего характера; часть из них используется учителями для оценки достижений обучающихся. Кроме того, оцениванию результатов обучения способствует применение на уроках рабочих тетрадей, входящих в данный УМК. В тетрадях, помимо текущих заданий, позволяющих проверять качество усвоения учебного материала, имеются проверочные работы к изученным разделам.

Наиболее эффективны для прослеживания динамики личных тестовые задания, входящие в УМК. Они составлены для каждого года обучения и снабжены методическим приложением для учителя, содержащим не только ответы на тесты, но также систему оценивания, соответствующую разным этапам формирования самостоятельности учащихся. Здесь же имеются «Листы контроля», заполнив которые учитель увидит картину всего класса в целом по наиболее существенным параметрам обучения.

9. 1) Личностные.

б) Нравственно-этические. («Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»? – 3кл., «Можно ли согласиться со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?; «Что остается на Земле после людей?» — 3 кл.)

в) Самопознание и самоопределение. («Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом» — 3 кл.; «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?» — 3кл.; «Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с тобой происходили неприятности?» — 3 кл.; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?» — 4 кл.)

2) Регулятивные.

а) Целеполагание, планирование. («Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?» – 2–4 классы)

в) Контроль (волевая саморегуляция). («Что ты делаешь, когда на душе плохо? Как ты выходишь из этого состояния?» — 4 кл.; «Составь план той части, которая посвящена князю Владимиру. Постарайся не упустить ничего важного» — 4 кл.)

г) Коррекция. («Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование) – 2, 3 кл.; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана» — 4 кл.)

д) Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет). («Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого» — 2, 3, 4 кл.; «Перечитай текст и отметь то новое, что ты узнал о деревьях русского леса» — 4 кл., «Перечитай статью и отметь то, что тебе непонятно» — 4 кл.)

3) Общепознавательные.

а) Общеучебные. («Найди и прочитай, почему мы зовем Россию — отечеством, — родиной, — матерью» — 2 кл.; «Перечитай текст и на полях отметь одной вертикальной чертой те фрагменты, в которых описывается Зевс, двумя вертикальными чертами описание Олимпа» — 4 кл.; «Из статьи, рассказывающей о ели, выбери опорные слова (подчеркни их в тексте или выпиши). Перескажи статью о ели по опорным словам» — 4 кл.; «Выбери из текста и прочитай только то, что относится к теме «Космос и животные» — 4 кл.; «Кратко перескажи. При подготовке к пересказу пользуйся памяткой…» — 4 кл. и т.д.)

б) Логические. («Что объединяет две последние сказки?» — 2 кл.; «Что Сент-Экзюпери считает в людях важным, а что – нет?»; «Почему автор так серьезно отнесся к проблеме баобабов? Не подразумаевает ли он под баобабами нечто важное, имеющее отношение к человеку? Что именно?»; «В следующей части сказки прочитай о путешествиях Маленького принца и подумай, чем отличается каждый из обитателей астероидов» — 4 кл.)

4) Коммуникативные.

а) Планирование учебного сотрудничества. («Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию» — 3, 4 кл.; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими» — 4 кл.; «Выпиши непонятные слова из этого текста на отдельные карточки и, по мере узнавания их смысла, заполняй эти карточки. На одном из уроков поделись с одноклассниками собранным материалом» — 4 кл.)

б) Постановка вопросов. («Поставь вопросы к статье. Для этого: — перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; — сформулируй вопросы; — задай вопросы одноклассникам» — 4 кл.; «Придумай вопросы на тему: «Что из чего». Если можешь – отвечай на них. Много ответов ты найдешь в познавательной литературе» — 4 кл.)

в) Построение речевых высказываний. («Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку) – 1 кл., «Придумай продолжение этой истории» — 2, 3 кл.; «Придумай сказку по подобной сюжетной схеме» — 3 кл., «Придумай другую сказочную историю с персонажами этой сказки» — 3 кл.; «Подготовь сообщения об Олимпе и Зевсе» — 4 кл., «Найди описание скафандра. Представь, что ты учитель и должен интересно и понятно рассказать ученикам о скафандре. Подготовься и расскажи» — 4 кл.)

г) Лидерство и согласование действий с партнером. («Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр» («Театр») – 2–4 классы)

10. Детям предлагаются задания на поиск информации, стимулируется их обращение к познавательной литературе, регулярно даются задания на поиск материалов по определенным параметрам. Методическим аппаратом учебников и рабочих тетрадей, начиная с 1 класса, предусмотрено обучение учащихся ориентировке в мире книг по обложкам, титульному листу, оглавлениям, аннотациям. Во 2 классе этому посвящен специальный раздел «В мире книг», где закладываются основы читательской самостоятельности. Учебники содержат алгоритмы и памятки, в опоре на которые учащиеся могут самостоятельно осваивать определенные программой способы учебных действий.

11. Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, регулярно встречающиеся в учебнике и в рабочей тетради, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки». Чтобы учащиеся приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь …?», «Согласен ли ты с мнением? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил?», «Оцени своё выступление: что получилось, а что нет? Что оказалось трудным?», «Нравится ли тебе твоё сочинение? Чем именно? Что хотелось бы переделать?» и т.п. Формированию действия контроля (самоконтроля) способствует использование входящих в данный УМК тестов. Сборник тестов для каждого года облучения начинается со статистического листа «Мои результаты», который заполняется в течение учебного года по мере прохождения тестирования.

12. Главное средство мотивации УМК по чтению – содержащиеся в нем интересные, близкие детям произведения и посильные задания. В учебниках имеются пословицы, формирующие мотивацию («Книга – лучший друг», «Ученье – свет, а неученье – тьма» — 1 кл., «Учение – путь к умению», «Чтение — вот лучшее учение» — 2 кл. и т.п.). В учебниках находится много произведений на тему школы, обучения. Вопросы и задания направлены на создание мотивации к чтению, обучению, например: «Назови свою любимую книгу. Чем она тебе нравится?» (1 кл.); «Для кого и для чего учишься ты?» (2 кл., после рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится»).

13. Методический аппарат учебников содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает групповую деятельность. Кроме того, в рамках учебного сотрудничества проводятся беседы, конкурсы, работа с выставками, обсуждение творческих работ учащихся. Социальному развитию детей способствует чтение и обсуждение поучительных сказок, басен, рассказов на тему дружбы и товарищества (Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Росин «Друзья познаются в беде», Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Рыцари» и мн. др.), знакомство с повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и с рядом других произведений соответствующей тематики.

14. Достаточное количество разнообразных творческих заданий, входящих в учебник, содержат задания, стимулирующие творчество учащихся. На страницах учебника имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?»; и т.п.

Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении в учебники введен значок, который обозначает задания факультативного характера, предназначенные для хорошо подготовленных учащихся. Они выполняются по желанию. Обеспечению индивидуальной работы с учащимися способствуют входящие в данный УМК рабочие тетради и тесты.

15. Нет.

16. В математике недостаточно заданий на отработку ЗУН.

17. Не изменились, т.к. данный УМК был изначально составлен под требования, которые позднее были прописаны в ФГОС.

Дата: 28 мая 2016 Елена Алешина Рубрика: Школьная жизнь

Начальная школа — период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.

Суть образовательной программы «Гармония»

Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.

С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:

  • научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
  • развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
  • помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
  • подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
  • создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
  • воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
  • укрепить физическое здоровье учащихся.

Портфолио используется для оценки успехов ученика

В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.

Плюсы и минусы системы для начальной школы

Образовательная программа «Гармония» может быть выбрана за счёт многих положительных моментов, присущих этой системе:

  • развитие и обучение школьника чаще всего происходит при решении проблемных заданий;
  • много дополнительных материалов, помогающих детям в процессе учёбы;
  • усвоение знаний идёт одновременно с процессом развития личности учащегося начальной школы, индивидуальный и дифференцированный подход обязателен в этой системе;
  • грамотно выстроенный процесс обучения помогает ребёнку установить гармоничные взаимоотношения с учителем и сверстниками;
  • отличная методологическая база, созданная с учётом современных информационных технологий — учебно-методические комплекты сопровождаются электронными версиями учебников, различными приложениями и так далее;
  • дополнительные материалы также помогают родителям самим заниматься с детьми;
  • образовательная программа сочетает в себе традиционные способы обучения с новаторскими

Конечно, не обходится и без отрицательных моментов, среди которых можно выделить такие:

  • желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в класс, образовательный процесс в котором будет строиться по системе «Гармония»;
  • отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
  • нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
  • небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
  • несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
  • сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе.

    Многие родители жалуются на то, что делать задания с ребёнком по УМК «Гармония» очень трудно

Применение системы в младших классах

Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:

  • в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
  • перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
  • на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
  • вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи — обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
  • школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
  • повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)

Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:

  • при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
  • система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
  • критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые — непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
  • детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.

Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей. Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.

Групповые обсуждения на уроках — важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»

Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.

Примерная структура занятия

Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:

  1. Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
  2. Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
  3. Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать. Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
  4. Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
  5. Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
  6. Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
  7. Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.

Мнения об образовательной программе

Программа обучения в начальной школе «Гармония» воспринимается учителями и родителями неоднозначно. Вот какие мнения можно найти в интернете.

Отзывы учителей

Большинство учителей, выбравших программу «Гармония» для работы, результатами учеников довольно

Работаю по программе «Гармония» шестой год, впечатления самые лучшие. Великолепный русский язык, система которого позволяет развивать орфографическую зоркость, грамотность, устную и письменную речь детей. Не знаю, почему говорят, что дети не пишут. Это не так, в системе предусмотрены блоки уроков по развитию речи, например, написание диктантов разного вида, дети сами составляют тексты. Математика тоже очень хорошая и формирует прекрасные вычислительные навыки, задачи дети решают при помощи моделирования или составления опорных схем. Я работала по разным программам и выбор для себя сделала. А то, что нет преемственности со средней школой, это проблема не только «Гармонии», но и других программ: даже если у УМК есть завершённая линия, это не значит, что предметники станут по ней работать.

Елена Ковалёва

Кто-то за «Гармонию», а кто-то против, кому-то учиться тяжело, а кому-то легко – это нормально. Главное, чтобы учитель понимал, чему учить и как. Я работаю по «Гармонии» больше десяти лет, и она мне нравится, хотя первый раз, когда рассматривала комплект, думала, как вы, что это ужас. Потому что воспитывалась по другой, советской системе — на, готовое получи и выучи, а зачем и что оно даёт — неизвестно. И когда, прийдя домой, многий материал я не понимала, сидела сама разбиралась. Поверю, что многие дети могут скучать, а некоторые не могут понять (хотя во многих случаях просто не хотят). Все разные и способности отличаются, но есть учитель, который знает своих учеников, он должен готовить материал как для сильных, так и для слабых учащихся. Программа «Гармония» рассчитана на детей, а не на взрослых с уже сформированными взглядами и знаниями, чей мозг не всегда пускает то, что расходится с присущими нормами и правилами. Когда дети слышат от родителей, что изучают они бред и знания не получают, они совершенно перестают учиться.

Ирина Проценко

Отзывы родителей

Мой ребёнок в этом году выпустился из начальной школы, программа «Гармония». Начну с хорошего: литературное чтение. Интересные творческие задания, разнообразные уроки идут блоками. Есть, правда, несколько неудачных произведений, сложных для понимания даже взрослым. Но в общем мне понравилось, да и ребёнку тоже. Окружающий мир — очень интересный учебник. Сама с удовольствием читала. Но не стоило бы так глубоко вдаваться в некоторые вещи на данном этапе обучения, всему своё время. Теперь о грустном. Математика — напрочь отсутствует отработка навыков. Вся основная работа происходит в рабочих тетрадях, где надо просто вставить нужный ответ. В учебнике отсутствует описательная часть (как надо выполнять то или иное действие). Если пропустил урок, то самостоятельно его изучить нельзя. Много лишнего, а важные элементы, наоборот, отодвинуты. Вычисления в столбик дети проходят только в конце третьего класса. Зато основы геометрии учат уже в первом и к четвёртому успешно их забывают. Таблицу умножения осваивают между вторым и третьим классом. Нет чёткой записи условий задач. И самое ужасное в «Гармонии» — русский язык. В нём нет правил, а те, которые появились к четвёртому классу, не надо учить. Как вам название урока – » в глаголах»? Оказывается, это написание -тся и -ться. Когда-то я была в шоке от гуляющего на просторах интернета детского сочинения про «йожика, который здох». Думала, что очередной прикол, пока не увидела этого «йожика» в тетради сына. А заодно и «деревя», которые «качаюца», «йаблаки», «йа», «листя» и прочее. К первому классу сын пришёл читающий, различающий звуки и буквы. Но пока учился по «Гармонии», они слились воедино. Пишет только транскрипцией. Мониторинг в конце первого года обучения показал деградацию по всем предметам. В четвёртом классе огромные пробелы в русском языке. С трудом пришлось переучивать основные понятия — части речи и их определения, основные орфограммы.

Татьяна

Ужасная программа! У нас третий класс. Задания вводят в ступор и ребёнка, и меня, особенно по русскому языку. Например, сегодня: прочти текст, в первый столбик выпиши слова с «окошками» (в тексте пропущены буквы на месте орфограмм), во втором объясни выбор буквы, в третий выпиши слова с правильным написанием. Где вы видели ребёнка начальной школы, чтобы со своим почерком он умудрился на одной странице уместить три столбика? По-моему, большинство детей пишет достаточно крупно. В результате получается ТАКОЙ текст, в котором ни дети, ни учитель не ориентируются. Уроки делаем очень долго. И всегда проблема с написанием. Очень долго думаем, как должно выглядеть правильно сделанное задание. У моего ребёнка проблема следующая: понять, что же от неё хотят в итоге. Если ей объяснишь, всё выполняется молниеносно. Вот только на контрольной учитель не утруждается объяснять задания.

Тата

А нам повезло с учителем. Дочь закончила четвёртый класс и поступила в лицей. Учились по программе «Гармония». С русским языком вообще никаких проблем не было. В первом классе я тоже удивлялась транскрипциям, йотированным звукам и так далее, но потом с удивлением обнаружила, что дочь очень грамотно пишет. А в пятом классе, когда дети на первых уроках стали изучать транскрипции, у неё одной из класса проблем не было. Педагог спросил: «Что, наверное, «Гармония» в школе была?». Надо отдать должное первой учительнице, на уроках математики мы пользовались не только учебниками данной программы, но и «Школой России». Английский тоже в тандеме с другой программой. Во втором классе почему-то окружающий мир стали изучать по Плешакову, но тут же вернулись к «Гармонии». А учебники по чтению вообще замечательные. Уроки с дочкой я не делала, она в школе всё понимала, а если я и пыталась помочь, то осознавала, что оказываю медвежью услугу, только путала больше. Вывод: всё зависит от учителя, как он преподносит материал, и учебники тут ни при чём. Итоговые контрольные даже слабые дети писали на четвёрки. В результате в классе шесть отличников и много хорошистов. Я боялась, что оценки завышены, но очередной год показал: и лицейскую программу мы тянем не хуже.

Наталья

Учебно-методический комплект «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.

  • Елена Алешина

Из истории образовательного комплекта «Гармония»

Н.Б. Истомина, д.п.н., профессор

Образовательная система «Гармония» вошла в школьную практику в 2000 году, в связи с проведением широкомасштабного эксперимента по модернизации начального образования, объявленного Министерством просвещения.

Авторами учебников образовательной системы «Гармония» были преподаватели кафедры теории и методики начального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Авторы учебников русского языка – к.п.н., профессор Соловейчик Марина Сергеевна и к.п.н., доцент Кузьменко Надежда Сергеевна.

Автор учебников литературного чтения – к.п.н., доцент Кубасова Ольга Владимировна.

Автор учебников по математике – (учебник математики использовался в школьной практике с 1993-94 года) Истомина Наталия Борисовна – руководитель образовательной системы «Гармония», д.п.н. профессор.

Автор учебников по окружающему миру – к.п.н., доцент Поглазова Ольга Тихоновна.

Автор учебников по трудовому обучению – д.п.н., профессор Конышева Наталья Михайловна.

С внедрения образовательной системы «Гармония» в школьную практику прошло 20 лет. Это срок немалый. Самым знаковым событием этого периода было введение в образовательное пространство страны ФГОС НОО. Все авторы положительно отнеслись к этому документу, так как существовавшие в это время учебники образовательной системы «Гармония» в целом отвечали требованиям Стандарта. Но при этом все мы были готовы скорректировать терминологию нашей концепции в соответствии с требованиями Стандарта, а также учебники по всем учебным предметам.

Хотя следует заметить, что отношение к требованиям Стандарта среди учителей и авторов других вариативных учебников было различным.

Одни педагоги считали требования стандарта завышенными и выдвигали в связи с этим возможные пути их изменения.

Другая группа методистов и учителей подвергала сомнению необходимость и возможность формирования у младших школьников универсальных учебных действий (метапредметных умений) на традиционном содержании учебных дисциплин. Помимо этого развернулась широкая дискуссия на тему: что важнее формирование метаумений или знаний по предмету. В связи с этим были даже предложения заменить начальный курс математики на начальный курс «Информатика и математика» на основании мнения о том, что у информатики как учебной дисциплины больше возможностей для формирования у младших метаумений.

С точки зрения ещё одной группы педагогов, формирование предметных и метапредметных умений следует осуществлять в их взаимосвязи. Именно такой позиции придерживались авторы учебников образовательной системы «Гармония», поэтому система заданий в каждом из учебников и соответствующих рабочих тетрадях реализует идею взаимосвязанного формирования у младших школьников предметных и метапредметных умений.

В связи с введением ФГОС НОО авторы постоянно работали по совершенствованию своих учебников в соответствии с изменившимися требованиями.

Авторами учебников образовательной системы «Гармония» велась также большая научная работа со студентами и аспирантами по методическим проблемам начального обучения. Более 30 кандидатских диссертаций по методике математики, методике русского языка, методике трудового обучения были защищены на содержании учебников образовательного комплекта «Гармония» и реализованных в них методических подходах к обучению младших школьников.

В связи с введением ФГОС, во многих школах стали внедряться в практику по несколько УМК, иногда в одной школе было по 3 и более комплектов.

К сожалению, ситуация в современной начальной школе складывается сегодня таким образом, что учитель лишён возможности выбирать образовательную систему и учебники, по которым хотел бы и мог работать. Сегодня учитель учит так, как направляют его директивные указания и имеющиеся в школьной библиотеке фонды. В этой связи некоторые школы, давно и эффективно работавшие по образовательной системе «Гармония», вынуждены были перейти на работу по другим учебникам. (Я всё-таки надеюсь, что это была инициатива не учителей и даже не директоров школ).

Так, учителя, работающие с 1994 года по моей математике, либо уходили из школы, либо вынуждены были работать по тем учебникам, которые выбирала администрация. Конечно, поработав по «Гармонии», учителя обогатились методическим опытом нового качества, и им даже казалось, что они продолжают работать по той же системе, пользуясь уже другими учебниками…. Многие педагоги, поняв концепцию, идею и содержание УМК «Гармония», ощутив эффективность и результативность обучения по этой системе, уже не желали работать иначе. Некоторые из них по-прежнему используют на своих уроках интересные задания, реализуют проверенные ими методические решения, но оттого, что это осуществляется бессистемно, резко снижаются результаты обучения и нивелируются важные идеи. В последние годы учителя, не желая «уходить от «Гармонии», используют учебники, которые когда-то были закуплены школой.

Сегодня образовательная система «Гармония» возвращается в школы на новом витке развития, когда большинство учителей могут осознанно выбирать программу и учебники для своей работы. Методическая концепция, заложенная в ОС «Гармония», не утратила своей актуальности, поэтому учебники остаются современными и интересными для учителей и школьников.

Из истории образовательного комплекта «Гармония» Наталья Борисовна Истомина, д.п.н., профессор, руководитель образовательной системы «Гармония»

ПИСЬМО О «ГАРМОНИИ» (отзыв учителя об образовательной системе «Гармония») Эльмира Николаевна Каткова, учитель начальных классов, Москва

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ГАРМОНИЯ» (отзыв учителя начальных классов) Петрова Светлана Ивановна школа №12 имени Героя России А. Ю. Ширяева, г. Псков

УЧИТЕЛЯ О «ГАРМОНИИ». КРАТКИЕ ОТЗЫВЫ

Работаю по учебникам математики Н. Б. Истоминой с 1994 года. У учеников появляется интерес к математике, а учитель овладевает новыми методическими приемами … Учебники помогают учителю «увидеть» ученика и понять, как организовать его деятельность. Спасибо за учебники и методические рекомендации! Спасибо за частицу души, которой вы поделились с нами!

Наталья Игоревна Столярова, Воронеж, МБОУ Гимназия УВК №1

Работаю по чудесной системе «Гармония» уже 10 лет. Передаём сердечный привет и огромную благодарность за созданную систему учебников всему авторскому коллективу ОС «Гармония».

Юлия Андреевна Клевченя, Москва, ГБОУ 996, ЮАО

Спасибо большое за методический комплект, который помогает воспитать думающего ученика!

Оксана Масальская, Новосибирск, МБОУ № 17

Задания подобраны в логическом порядке. Очень интересно. Всё доступным языком.

Валентина Нарышкина. ГОУ ЛНР «Перевальская гимназия №1»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *