«Школа России» — программа, ориентированная на доступность знаний
Обучение в школе — одна из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и физиологическом плане.
На сегодняшний день система образования располагает множеством программ, направленных на развитие интеллектуального потенциала школьников. Они, безусловно, способствуют развитию многих качеств личности, но не все учащиеся легко усваивают знания, обучаясь по этим программам, так как дети обладают разными способностями и психологическими особенностями.
Традиционные программы учитывают возможности каждого школьника. Поэтому среди тех, кто по ним обучался много учёных в различных областях науки, замечательных педагогов и других знаменитых людей. Замечено, что по программе «Школа России» могут обучаться все.
С первых дней в школе перед учеником ставится целый ряд проблем, не связанных непосредственно с его опытом, решение которых требует от него максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В этот период ученики нуждаются в помощи не только учителя, но и родителей. Следует отметить, что преимущество программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы. Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала. Родителям первоклассников был задан вопрос: «Почему вы для обучения вашего ребёнка выбрали программу «Школа России». 80% из них ответили: «Потому, что уверены, сможем помочь своему ребёнку учиться в школе».
Содержание образовательной функции обучения состоит из совокупности знаний, умений и навыков, зафиксированных в учебных программах по предметам. Авторские развивающие программы, требуют очень строго соблюдения методических рекомендаций их создателей, тогда как программа «Школа России» предполагает творческий подход учителя к процессу обучения. Ею предусматривается и вариативность, и использование элементов технологий связанных с техническим и информационным прогрессами. Работая по этой программе, учитель находится в условиях, при которых он легко может осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Кроме того, она, как ни какая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков. Методически данная программа хорошо укомплектована. Например, кроме учебного комплекта и методических разработок автором курса «Окружающий мир» А.А. Плешаковым и его коллегами созданы книги, содержащие дополнительную информацию для изучения растительного и животного мира планеты (Атлас-определитель «От земли до неба» изд. «Просвещение» Москва — 2006 г.).
Отличительной особенностью учебников по русскому языку и математики является последовательность изучаемого материала. Учебник чтения для младших школьников «Родная речь» (составители Голованова М. .В., Горецкий В.Г. и Климанова Л. Ф.) даёт возможность не только формировать навыки чтения, но и развивать у учащихся литературные способности. Курс литературного чтения позволяет учителю решить ряд задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживая героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать литературные способности;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
- обеспечить глубокое понимание содержания произведений;
- расширять кругозор детей через чтение произведений;
- работать с различными типами текстов.
Программа «Школа России» позволяет реализовать принцип успешного обучения, что на сегодня является особо значимым.
Хотелось бы пожелать всем, кто создавал эту программу, тем кто трудится в издательстве «Просвещение», учителям, работающим по программе творческих успехов.
Нешпор И.И. – учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Бийска