Расскажи об одежде

Жил-был на свете маленький гном по имени Тимм Пикси.

Однажды, сматывая в клубочек тонкую нить паутинки в колючих кустах ежевики, он порвал свой красивый костюм.

Придя домой, Тимми попытался зашить дырку, но ничего не получалось, заплатка была на самом видном месте – на спине, и это было ужасно некрасиво.

– Сам я, конечно, не буду видеть эту дырку, – утешал себя Тимм, – но что подумают люди? Я думаю, что мне необходимо сшить новый костюм.

И бедняжка гном поспешил к портному.

– Доброе утро, Тимм! – сказал портной. – Чем я могу тебе помочь?

– Я хочу, чтобы Вы сшили мне новый костюм, такой же красивый, как этот, – ответил Тимм. – Мой старый костюм был очень удобный и теплый, у него были большие карманы, в которых можно было носить все, что захочется. Я хочу, чтобы вы сшили мне такой же.

– Хорошо, – согласился портной. Он снял с Тимма мерки и все записал в свою портновскую книжечку.

– Только я бы хотел, – сказал на прощание Тимм, – чтобы Вы сделали его из зеленого сукна.

– Хорошо, к завтрашнему дню костюм будет готов.

Портной отрезал кусок изумрудного полотна и уже собирался начать шить, как Тимм крикнул со двора:

– Я думаю, что голубой цвет пойдет мне больше.

– Но ведь я уже отрезал зеленый материал, – удивился портной.

– Ничего, – ответил Тимм, – ведь костюм буду носить я, и поэтому я заказываю материал, а я хочу, чтобы он был голубого цвета.

Пожав плечами, портной уже собирался отрезать голубой ткани, как Тимм закричал:

– Пожалуй, сделайте его красным!

– Ты уверен в этом? – с сомнением спросил терпеливый портной.

– Да, конечно же, – ответил Тимм, но уже через несколько минут сказал, что костюм будет лучше сделать желтого цвета.

Через десять минут Тимм решил, что костюм нужно сшить из синей ткани, затем из фиолетовой.

– Но так какого же цвета ты хочешь костюм? – потерял терпение портной.

Он выложил перед Тиммом ткани всех цветов и предложил:

– Выбирай!

– Но что же мне делать? Мне нравятся все цвета, и так трудно выбрать один, – ответил Тимми.

– Тогда отправляйся домой, я сам выберу хороший цвет.

По дороге домой и всю ночь Тимми, не сомкнув глаз, думал, какой же цвет выберет ему портной. Едва рассвело, он стоял уже под дверью мастера.

Ему пришлось ждать несколько часов. Портной знал, что Тимми ждет его за дверью, но не торопился его впускать. Сначала он позавтракал, потом помыл пол и навел везде порядок.

Ровно в девять часов он впустил Тимми в дом.

– Ну как, готово? Какого он цвета? О, я надеюсь, вы выбрали самый лучший цвет, – подпрыгивая от нетерпения то и дело, спрашивал Тимми.

Портной провел его в комнату и показал костюм. Тимм схватил его и принялся рассматривать. Он был в восхищении от нового костюма.

– Ну как, я выбрал нужный цвет? – засмеялся портной.

– Да, да! – радовался Тимм.

– Вы самый умный портной на свете.

– Попробуй, примерь, – посоветовал польщенный портной.

Тимм примерил новый костюм, и тот пришелся ему в самый раз.

Какого же цвета был новый костюм Тимма?

Умный портной взял по кусочку каждой ткани и сшил Тимму костюм из всех цветов радуги.

> Одежда. Часть 1. Задания и игры для детей с 3-4 лет

Задание 7. Учимся говорить без ошибок – слова «надевать» и «одевать». Играем и запоминаем!

Частая речевая ошибка детей – неправильное употребление слов «одеть» и «надеть». Правило здесь такое: «ОДЕТЬ» мы говорим, если кого-то одеваем (одеваем сына на прогулку, одеваем куклу. мишку, малыша, больного). Одеваем мы всегда во что-то — в пальто, в плащ. А «НАдеть» говорится, когда мы «НА – деваем» НА себя — на руки, на ноги. Поэтому правильно будет говорить «надел брюки (на себя)», но «одела куклу на прогулку».

Запоминать это правило не нужно. Нужно просто поиграть с ребенком в речевые игры, и он сам легко и играючи его запомнит и больше не будет ошибаться. Ну и конечно, в бытовом общении нужно следить за правильным употреблением этих слов (пример для сравнения: «Ты уже надел свитер? Молодец!» «Ты уже одел мишку? Отлично! Тогда мишка может с нами пойти гулять»)

Давайте начнем играть!

Прочитайте малышу фрагмент из стихотворения Елены Благининой.

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка…

Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Кого мама одевала? Как она одела дочку?

Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. Вы будете как будто ОДЕВАТЬ мишку или зайку на прогулку (показывать жестами эти действия), а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, во что Вы ОДЕВАЕТЕ игрушку. Например, покажите что Вы будто одеваете свитер (свитера нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я его одела?». Можно показать жестом, как Вы одели Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре будет всегда использоваться слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела мишку?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я его в куртку не одевала. Я одела его во что-то другое, но похожее на куртку. Ну как, отгадаешь?» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу, и он не будет ошибаться.

Лучше запомнить употребление слова «одеть» поможет и этот маленький стишок для малышей.

Игра со словом «надеть».

Когда малыш в первой игре будет всегда правильно называть действие («одеть» куклу, мишку, зайку — во что? одеть в шубу, в пальто, в платье, в шорты), можно перейти ко второй игре – со словом «надеть».

Показывайте, как Вы что-то на себя надеваете, а малыш догадывается, что за действие Вы показали – «Мама, ты пальто надела?» — «Нет, не пальто. А вот что… (загадочным голосом и повторяем жест)». – «Ты шубу надела? – «Нет, не шубу. Я шубу не надевала. Я совсем другую одежду надела на себя (еще раз повторяем жест)» и т.д. Потом меняемся ролями – ребенок показывает, что за предмет одежды он надел на себя (загадывает нам загадку). А мы отгадываем.

Некоторые дети хотят не показывать жестом, а реально начать надевать на себя одежду в этой игре. Пусть надевают! Это ничуть не помешает! А даже внесет интригу. Встаньте спиной к ребенку, закройте глаза (можно завязать глаза платочком) и начните догадываться, что в этот момент времени на себя надевает Ваш малыш: «Ты надеваешь колготки? Нет? Тогда ты надеваешь шорты? Тоже нет. Ммммм. Может быть, ты надеваешь комбинезон?» и т.д. Естественная насыщенность этой игры словом «надеваешь», интерес к игре ребенка приводят к тому, что это слово и ситуация его правильного употребления запоминается очень просто и быстро. И в дальнейшем никаких проблем с правильным употреблением слов «одеть» и «надеть» у ребенка не будет! И не нужны будут скучные повторения этих слов в упражнениях, ведь в жизни всё запоминается естественно, легко и просто!

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу
Новую одёжку:
Шубу, брюки и пальто,
Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу
Варежки связала.
Их узорами она
Долго украшала.

Нитка весело бежит,
Таня вышивает.
На неё малыш глядит,
Головой кивает.

Шьёт Танюша малышу
И не знает скуки.
Все про Таню говорят:
«Золотые руки». ( А.Валасина)

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки. А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт. Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? ( Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Задание 10. Улыбнемся вместе!

А в завершении я хочу улыбнуться вместе с вами и предлагаю прочитать веселый рассказ , в котором одежда играет ведущую роль.

Покажите малышу картинку. «Умеет ли этот мальчик сам одеваться? Почему? Что он сделал неправильно? А что может случиться с мальчиком или девочкой, которые не умеют сами одеваться? Послушай историю про мальчика, который не умел одеваться сам».

«Глупая история». М. Зощенко.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:
— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:
— Это что за новости! Почему ты падаешь?
Петя говорит:
— Не знаю, почему, но немножко падаю.
Доктор говорит маме:
— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:
— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.
И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.
Доктор удивился и говорит:
— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
— А я знаю, почему у вас Петя падает.
Доктор говорит:
— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
Коля говорит:
— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
Тут все заахали и заохали.
Петя говорит:
— Это меня мама одевала.
Доктор говорит:
— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
Мама говорит:
— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
Коля говорит:
— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
Петя говорит:
— Теперь я тоже буду сам одеваться.
Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.
Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

А вот еще одна смешинка из Санкт-Петербурга — тоже об одежде. Присылайте Ваши смешинки на конкурс «Смешинки на «Родной тропинке».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты. Сейчас встанет тот, у кого красная юбка! И т. д.

Воспитатель: А сейчас отгадайте -ка загадки. И если правильно отгадаете загадки, то на доске появится картинка – отгадка.

1. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (Варежки)

2. Рукава длинней, чем руки,

Значит, вы одели (Брюки)

3. Чтоб зимой не мерзла Люба

Мама ей купила … (Шубу)

4. Их зимой на голове

Не бывает сразу две. (Шапка)

5. Пушистый, как кошка,

Вот только бывает

Колючий немножко. (шарф)

Воспитатель: А как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Отгадайте загадку о том, о чём мы с вами будем сейчас разговаривать.

Как избавиться от скуки? —

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет?

Дети: платье

Воспитатель: Правильно. А какие бывают платья?

Дети: Разные.

Воспитатель: Бывают повседневные или нарядные. Они бывают летние, зимние, бывают платья с короткими рукавами и с длинными. Платья бывают детские и взрослые.

Посмотрите, какую одежду носили раньше в старину (показ слайдов).

Воспитатель: 1 слайд-рубаха.

Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские — короткие, женские — длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка — калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс.

2 слайд- порты

На Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги.

3 слайд- лапти.

Повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка — липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

4 слайд- сарафан.

Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса — всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.

5 слайд- шапка-колпак, валеная шапка с козырьком.

В будничные дни носили шапку — колпак, а в праздники — валяную шапку с козырьком и цветком.

Физкультминутка.

Вот заходит Мойдодыр,

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир.

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита.

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит.

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят.

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет –

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет.

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Воспитатель: Давайте попробуем вместе составить рассказ про платье. Для этого к нам пойдут две девочки, которые в платьях. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Из этих ответов у нас получится рассказ.

1. Какое платье вам больше всего понравилось?

2. Из чего платье сшито?

3. Какого цвета это платье?

4. Какие рукава у этого платья длинные или короткие?

5. Какие детали есть у платья? (воротник, оборочки; пояс)

6. Это платье обычное или нарядное?

7. Откуда у девочки может быть такое платье? (купили в магазине детской одежды, подарили, сшили)

8. Куда можно пойти в таком платье? (в детский сад, в гости, на праздник)

Воспитатель: Давайте повторим, какой рассказ о платье у нас получился?

Это детское платье. Оно сшито из материала. Оно жёлтое. У платья короткие рукава (длинные рукава). Оно украшено жёлтым поясом (воротничком). Это платье нарядное (повседневное). Платье купили в магазине «Детский мир»(детском магазине). В нём можно пойти в гости, на праздник в детском саду или просто ходить в детский сад и на улицу.

Воспитатель: Сейчас вы сами попробуете рассказать об одежде. Вам поможет вот эта схема (дети составляют описательные рассказы об одежде).

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? Про что составляли рассказы? Что больше всего понравилось? Что нового узнали про одежду?

Сказка о непослушной одежде

Родители часто говорили сыну:
– Митя, вешай одежду на место, не разбрасывай по углам и диванам.
Но он все равно разбрасывал, потому что придешь с улицы – а дома жарко. И потом, надо же скорее во что-нибудь поиграть! Поэтому куртку мальчик бросал на стоящий в коридоре велосипед, ботинки оставлял посреди коридора, штаны – на тумбочке, рубашку – на кресле.
– Я не успеваю! – отвечал Митя. – Я потом положу на место.
Но забывал.
Тогда одежда обиделась на неаккуратного мальчика. И однажды, когда он собрался на улицу, одеться у него не получилось. Рубашка не захотела заправляться в штаны, у штанов не застегивалась молния, у ботинок оказались такие узлы на шнурках, что их невозможно было развязать. А куртка вообще заявила:
– Я грязная, меня твой велосипед запачкал. В таком виде я отказываюсь выходить во двор и показываться людям!
Застегнулась на все кнопочки и гордо замолчала.
Митя растерялся.
– Да я же просто не успеваю…
– Рассказывай это маме с папой, – хмыкнули рубашка, штаны и ботинки. – Мы знаем: тебе просто все равно. Для тебя неважно, как мы с тобой выглядим.
– Мне важно, очень важно! – пролепетал мальчик, которому очень хотелось выйти во двор, пока погода хорошая. – Я больше не буду. То есть, я буду все делать правильно, честное слово!
Что ж, одежда согласилась поверить и снова стала послушной. Родители удивлялись, почему сын сделался таким аккуратным: вешает одежду на плечики в шкаф и даже ботинки протирает…
А все дело в том, что если уж ты дал честное слово – надо его держать.
…….

Проект «Одежда» старшая группа

МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»

ПРОЕКТ » ОДЕЖДА»

Старшая группа ТНР «Радуга»

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск – Уральский

ВИД ПРОЕКТА: творческий, информационный, краткосрочный, групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитатели, дети старшей группы, родители.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели.

ЦЕЛЬ: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей об одежде.

ЗАДАЧИ:

— Формировать представления детей об одежде, её видах, частях;

— Формировать представления детей об истории происхождения одежды;

— Развивать речь детей, расширять словарный запас;

— Закреплять умение детей работать со схемами;

— Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;

— Учить детей ухаживать за своей одеждой;

— Воспитывать бережное отношение к одежде;

— Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

— Сбор информации об одежде;

— Рассказ воспитателей о видах одежды;

— Рисование одежды;

— Разучивание стихов об одежде;

— Статья в родительский уголок «Одеваемся по погоде»;

— Составление списка художественной литературы по теме;

— Подборка игр.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

НОД:

1. Развитие речи: «Ателье», «Загадки, пословицы и поговорки об одежде»;

2. Окружающий мир: «Кофты и кафтаны», «Русский костюм»;

3. Природное окружение: «Одежда животных»;

4. Рисование: «Расписные ткани», «Рисуем одежду для куклы»;

5. Лепка: (Барельеф) «Русский сарафан»;

6. Аппликация: «Новое платье для куклы».

Беседы, рассказы:

«Особенности покрытия тела животных», «Как появилась одежда», «Одежда будущего», «Народные костюмы», «У меня новая одежда», «Одежда на кухне и природе».

Рассматривание альбомов:

«Одежда», «Народные костюмы», «Виды тканей», «Спортивная одежда», «Одежда служб спасения».

Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «В мастерской модельера», «Дом модели».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Хорошо — плохо», «Угадай-ка», «Лоскуточки в мешочке», «Мужская или женская одежда», «Зимняя или летняя», «Одежда или обувь», «Найди и назови», «История моды», «Костюмы народов мира», «Профессии», «Этикет для малышей».

Чтение художественной литературы:

1. Русская народная сказка «Золотое веретено»,

2. В. Осеева «Волшебная иголочка»,

3. Н. Носов «Заплатка»,

4. Е. Благинина «Научу одеваться и братца»,

5. Л. Чарская «Большая стирка»,

6. Казахская сказка «Чудесная сказка»,

7. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,

8. З. Воскресенская «На кончике нити»,

9. Е. Благинина «Шинель»,

10. З. Александрова «Сарафанчик»,

11. В. Орлов «Портниха»,

12. А. Барто «Сто одёжек,

13. В. Зайцев «Я одеваться сам могу»,

14. Н. Саконская «Снежный ком»,

15. В. Лившиц «Валины перчатки»,

16. «Сказка про то, как одежда обиделась».

Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Как одевать ребёнка дома и на улице», «Одежда для прогулок», памятка «Соответствие одежды сезону», рекомендации по теме «Одежда».

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП:

— Изготовление дидактической игры «Одень куклу по сезону» (одежда из фетра);

— Составление альбома «Одежда»;

— Рисование плоскостной куклы и одежды к ней;

— Развлечение «Осеннее дефеле».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— Сформированы представления детей об истории происхождения одежды, её видах, частях;

— Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;

— Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

Рисование «Расписные ткани»

Лепка «Русский сарафан»

Аппликация «Новое платье для куклы»

Дидактическая игра «Одень куклу по сезону» (из фетра)

Оригами «Рубашка»

История возникновения одежды

Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, наматываемые на область ягодиц.

Верх обыкновенно оставался неукрытым. Но даже и такую юбку из цветов можно было назвать первым аналогом одежды.

Так, первое возникновение одежды можно отнести к времени появления первого человека – примерно 35 тысяч лет назад.
Цель одежды была самая разная. Помимо эстетической, нужно было еще и закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных. Наконец, немалую роль играло возникновение одежды и в плане украшения.

Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.

Долгое время житель Земли украшал себя одеждой, но забывал про ноги. Охотясь за животными, первопоселенцы, не имея другой возможности, да и, наверное, не задумываясь, наступали на землю, траву, камни совершенно голыми ступнями. С самого раннего детства их кожа на ступнях привыкала к такому обращению, массажу, в результате чего становилась все грубее, как бы выполняя роль обуви.

Возникновение одежды можно связать и с другими видами последней. К примеру, желая защититься от насекомых и других вредоносных тварей, древние представители охотно смазывались глиной, грязью. Находя в этом определенный толк, смазки начинали преображаться. Появлялись растительные масла и жиры натурального происхождения. Благодаря такой находке представитель хомосапиенс начал украшать себя, расписывать кожу разными цветами. Множественные узоры на лице, спине, груди, руках и ногах были походи на современные татуировки и выполняли кроме эстетической функции защитную. Разукрасив себя в зеленый цвет, можно без боязни начинать охоту в сочных зарослях. Обмазав себя грязью, – вести нападение в горных массивах.

Вскоре в ход для украшения пошли дары живой природы, а именно, были использованы зубы буйволов в качестве подвесок, браслетов, кости. Затем шкуры убитых животных кроме функции напольных покрытий начинают использоваться в качестве одежды. Изначально целиковые шкуры крепились на плечи, затем из полотен отрывались куски нужного размера.
Завязки делались из стеблей растений, лиан, а также волос, которые сплетались между собой, создавая прочный материал. С помощью орудий колющего характера в полотне возделывались отверстия, в которые крепились ленты. Такого рода одежда с легкостью могла держаться, не сваливаясь во время бега или ходьбы. Чуть позднее в ход пошли тонкие кости – прототипы игл и волосы – нить. Сшивались разные куски полотнища, образовывая все более сложные детали одежды.

Такие знаки непосредственно являлись символами своей эпохи. Одни племена использовали свои украшения, узоры, обозначая тем самым разность народов. Благодаря возникновению одежды такого типа можно было судить о культурных традициях прошлого.

Конспект занятия

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

для детей старшей группы.

Цели и задачи:

  • Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;

  • уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви;

  • развивать умение классифицировать;

  • учить образовывать и использовать множественное число существительных;

  • формировать правильное употребление родительного падежа единственного и множественного числа;

  • учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными;

  • учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

  • учить правильно использовать предлог без;

  • формировать умение согласовывать слова в предложении;

  • развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику;

  • формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.

Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов,картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, фломастеры для каждого ребенка, мяч, магнитная доска.

ХОД НОД:

  1. Чтение стихов об одежде и обуви. Беседа.

Педагог читает детям зарифмованные текстыи задает вопросы по их содержанию.

Одежда

Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

Что такое одежда?

Какие предметы одежды вы знаете еще?

Для чего человеку нужна одежда?

Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это одежда?

Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)

Какие еще головные уборы вы знаете?

Для чего нужны человеку головные уборы?

Какие головные уборы носят мужчины? (женщины)?

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она..

Обувь всякая важна.

Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)

Для чего нужна обувь человеку?

Какую обувь еще вы можете назвать?

Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь?

Какую обувь носят мужчины? (женщины, дети)?

Как надо ухаживать за обувью? Почему? Чем моют, чистят обувь?

2. Классификация.Упражнение «Мой, моя, мое, мои».

Предложить детям разложить предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов на три колонки «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Рассмотреть с детьми одежду на предметных картинках и назвать ее со словами «мой», «моя», «мое», «мои».

3. Упражнение «Подбери словечко и повтори».

У Вани рубашка, у мальчиков …, а в магазине много …

У Маши кофта, у девочек …, а в магазине много …

У мамы платье, у женщин …, а в магазине много …

У папы пальто, у мужчин …, а в магазине много …

Какой обуви много в обувном магазине? (В обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т.д.).)

4. Чтение сказки «История — загадка»

Педагог читает детям сказку и задает вопросы по содержанию.

В некотором царстве,

В славном государстве

Жил да был Не Знаю Кто,

Ел и пил не знаю Что.

Вот пошел Не Знаю Кто

Покупать себе пальто.

Примерял все, примерял,

Ничего не подобрал.

А на улице мороз,

Заморозит он до слез.

И Не Знаю Кто простыл.

А болеть он не любил.

Быстро забежал в аптеку

И купил себе таблетку.

Два горчичника купил,

Капли в нос не позабыл.

Выпил и лежит, болеет,

От чего-то все потеет.

Майку и носки меняет,

Шарфом горло согревает.

Всю неделю он лечился —

Так серьезно простудился.

Наконец-то можно встать,

Где-то, как-то погулять.

А на улице весна,

За зимой пришла она.

Что-то все бежит, журчит

И куда-то все спешит.

Кто-то звонко так поет

И кричит: «Весна идет!»

Что-то землю согревает

И лучами всех ласкает.

Вот Не Знаю Кто гуляет

И воробышков считает.

Бойко шлепает по лужам —

К вечеру опять простужен.

Насморк, голова болит,

Кто-то лечится, лежит.

Все на улице гуляют,

Ну а Кто-то все скучает.

Надо было одеваться,

По погоде обуваться,

Чтоб на улице гулять

И день целый не лежать!

Кто мог жить в некотором царстве-государстве?

Почему он заболел?

Что он купил себе в аптеке, когда заболел?

Что бежит и журчит весной?

Кто начинает петь весной?

Что согревает лучами землю?

Почему Не Знаю Кто опять простудился?

Что значит — одеваться по погоде?

Как одежда помогает человеку сохранить здоровье?

— Давайте поможем герою сказки Не Знаю Кто и научим его правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы по сезону (времени года).

5. Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»

Педагог предлагает детям одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.

Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Осенью? Весной?

Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?

Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?

Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?

6. Дидактическое упражнение. «Что будет, если…»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то…». Поощряется оригинальность ответов.

  • Что будет, если летом носить меховую шапку?

  • Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

  • Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

  • Что будет, если в жару не надеть панамы?

  • Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

  • Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

Физкультминутка.


Мы зимой гуляли — шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли — плащи надевали,

Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали — лужицы считали.
Летом мы гуляли — шорты надевали,
Летом мы гуляли — платья надевали.

Прыгают.

По лугу ходили — бабочек ловили.

Имитируют ловлю бабочек.

7. Дидактическая игра «Ателье» и «Сапожная мастерская»

Раздать детям картинки, с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и предложить отремонтировать одежду и обувь.

Упражнение «Без чего?».
Предложить детям рассмотреть картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, и ответить на вопросы:
-Без чего этот ботинок (сапог, туфля)? (Этот ботинок без подошвы. Эта туфля без каблука. И т.д.)

— Что это? Без чего платье (рубашка)? (Платье (рубашка) без рукавов (воротника, пуговиц, карманов, манжет).)

Упражнение «Починим обувь, отремонтируем одежду»

— Кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)

— Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.)
-Где мы починим обувь? (Мы починим обувь в обувной мастерской.)

— Кто чинит обувь в обувной мастерской?

— Как сапожник чинит обувь? (Сапожник прибивает каблуки. Сапожник приклеивает подошвы. Сапожник вшивает молнии. Сапожник пришивает ремешки и помпоны.)
Раздать детям фломастеры и предложить дорисовать недостающие детали одежды и обуви.

По окончании работы спросить детей, что они сделали.(Я пришил рукав к платью (рубашке).И т.д.)

8. Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»

Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.

Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь.

Педагог хвалит и благодарит детей.

Пословицы и поговорки об одежде

  • По одежке протягивай ножки.

  • По одежке встречают, по уму провожают.

  • Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.

  • Вырядился как шут горохрвый.

  • Без порток, а в шляпе.

  • Одет хуже огородного пугала.

  • Салоп на меху, а рыльце в пуху.

  • Один салопчик да и тот подбит ветром.

  • Курочку не накормишь, а девушку не нарядишь.

  • Два обеда враз не съешь и два платья не наденешь.

  • Сапоги с одной ноги, да и те без подметок.

  • Тяжелы барские обноски.

  • Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.

  • Наряди пень в ясный день, так и он хорош.

  • Имеет доху на рыбьем меху.

  • Нечем грешное тело прикрыть.

  • Не одежда красит человека, а человек одежду.

  • Ни рожи, ни кожи, да в богатой одёже.

  • Соболья шуба впереди себе двери открывает.

  • Коль зашла пола за полу, так и зашла, а не зашла — не натянешь.

  • Не дорого дан, не больно и жаль.

  • Как принарядился, так и возгордился.

  • Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо.

  • Ношено — переношено и брошено.

  • Платье новое да заплаты старые.

  • Портниха подгадит, утюг разгладит.

  • Сапожник без сапог, портной без порток.

  • Достались от жилетки рукава.

  • Неладно скроен, да крепко сшит.

  • Укоротишь — не воротишь.

  • Гол, как сокол.

  • Одежда лучше новая, а друг — старый.

Стихи об одежде

ОДЕЖДА
Панталоны, фрак, жилет –
Этих слов сегодня нет.
А любой одежды вид
Называется «прикид».
ГАЛСТУК
Как повяжешь галстук – береги его,
На него не капай сдуру ничего.
И хоть цветом с знаменем он не одного,
У Версаче дорого слупят за него.
ПИДЖАК
Он снял решительно пиджак наброшенный,
Хотя прохожий зверски дрался, как назло.
Давно разыскивал пиджак хороший он,
И, наконец, ему сегодня повезло.
ПЛАТЬЕ
Пошила платье белое, когда весна пришла,
А лавочка, где села я, окрашена была.
Не любят скромной классики работники бригад
И дарят нам неистовый пятнистый авангард.
БРЮКИ
Не кладите в брючки ручки,
Это неинтеллигентно.
Можно сунуть ручки в брючки,
Но в чужие. Незаметно.
ЮБКА
Синенькая юбочка,
Черт-те что в косе.
Любочка под юбочку
Приглашает всех.
МАКИНТОШ
Как удобен макинтош был и хорош,
Что по праздникам он с шиком надевал.
Дал он Жоре подержать свой макинтош
И с тех пор его он больше не видал.

Дидактические игры

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Задание. Рекомендуется:

обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;

совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? — Моя.

Это чьи перчатки? — Мои.

Это чей шарф? — Мой.

Это чье пальто? — Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя — шапка …;

мой — шарф …;

мои — сапоги … .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф…

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных): перчатка — …; носок — ….шарф — шарфы; шапка — …;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка — шапочка; сапоги — …; пальто — …; куртка — …; кепка — … .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная … .

Сапоги (какие?) — коричневы, новые, резиновые, красивые … .

Шарф (какой?) — ….

Пальто (какое?) — .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — шерстяная;

перчатки из кожи — кожаные… .

Задание 13. Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог … пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки … пять шапок; одно пальто, два пальто … пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду — от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу — соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 — с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 — одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 — с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 — с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 — без нее.

3 платья гладких, 1 — с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 — в клеточку.

3 платья нарядных, 1 — без отделок.

3 юбки на лямках, 1 — без них.

3 юбки длинные, 1 — короткая.

3 юбки в складку, 1 — прямая.

3 фартука с карманами, 1 — без карманов.

3 платья летних, 1 — зимнее.

3 платья детских, 1 — взрослое.

3 взрослых платья, 1 — детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

3 зимних пальто, 1 — плащ.

3 летних пальто, 1 — шуба.

Кофта, куртка, свитер и юбка.

3 детали одежды, 1 — платье.

Панама, шапка, шляпа и платок.

Сапоги, ботинки, валенки и тапочки.

3 вида обуви на каблуке, 1 — без каблука.

3 вида детских туфель, 1 — взрослые.

3вида обуви зимней, 1 — летней.

3детей обутых, 1 — босиком.

3детей без обуви, 1 — обутый.

3детей в головных уборах, 1 — без головного убора.

3детей в меховых шапках, 1 — в панаме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *