Ребенок 1 год не говорит

Что делать в этом случае? Как помочь ребенку заговорить? Стоит ли подождать и когда бить тревогу? На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ» Наталья Курысь.

Наталья Курысь, логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ». Фото: Виктория ПОЛЯКОВА

– Чтобы проследить развитие речи у ребенка, специалисты советуют ориентироваться на нормы, хотя при этом соглашаются с тем, что эти «стандарты» определены давно, не совсем подходят современным детям и не учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Так ли это?

Реклама

– Современные дети начинают говорить позже и имеют больше проблем с развитием речи, это факт. Конечно, нормы развития речи изменились, но не сильно. Основные какими были, такими и остались. Так, например, в 2-3 месяца у ребенка должно появиться гуление: это гласные звуки «о», «а», «у» в сочетании с согласной «г» (например, «агу», «гу»). Затем к 6-7 месяцам гуление переходит в лепет – неосознанное повторение слогов («бабаба», «папапа», «бум», «бам», «ам» и т. д.), но это еще не слова.

К 6 месяцам малыш должен реагировать на свое имя и тон, с которым родители к нему обращаются, эмоционально показывать, что он чувствует. В некоторых источниках пишут, что до года малыш должен иметь в активном запасе несколько слов, однако, судя по моей практике, главное, чтобы первое слово появилось до года, а до полутора лет в активном словарном запасе насчитывалось до 20 слов.

Также раньше, лет 15 назад, считалось, что словосочетания и простые предложения без предлогов и согласований («мама, дай», «мама, ам») должны появиться к полутора годам. Но сейчас эта норма отодвинулась – ребенку дается время до 1 года и 8 месяцев, чтобы он сформировал простое предложение.

Реклама

Важно не только то, что произносит ребенок, но и может ли он следовать простым инструкциям, понимает ли обращенную речь, реагирует ли на свое имя. На все это нужно обращать внимание.

– Как помочь ребенку заговорить?

– Говорить с ним как можно больше. Век современных технологий привел к тому, что люди в принципе меньше общаются, в том числе и с детьми. Нужно стараться все рассказывать и показывать малышу, почаще бывать на улице, озвучивать происходящее, даже если вам кажется, что ребенок еще вас не понимает.

Родители должны стимулировать гуление и лепет, эмоционально поощрять любые попытки малыша произносить звуки. Пусть мама проследит за тем, чтобы при общении с ребенком у нее была хорошая артикуляционная подача: слова нужно произносить четко и при этом трогать губки малыша, чтобы он видел рот мамы и пытался повторять за ней.

Некоторые советуют не сюсюкать с ребенком, однако в раннем возрасте это можно делать, чтобы поддержать лепетную речь. К полутора годам излишнее сюсюканье вредит, нужно стараться говорить с ребенком на более «взрослом» языке, не искажать названия предметов.

Даже если ребенок еще не говорит, он все равно накапливает пассивный словарный запас. Советую мамам петь малышу песенки, читать стишки и потешки. Ведь «коза рогатая» и «гули-гули» пришли к нам от наших бабушек и предыдущих поколений не просто так, все это – простые, но очень важные упражнения развития речи. Читайте детям сказки, а потом задавайте вопросы (кто там был, что делал и т. д.). Если ребенок не отвечает, ответьте сами. Не сомневайтесь, он все впитывает и запоминает.

Реклама Логопед советует как можно больше общаться с ребенком: петь ему песенки, читать сказки и стишки. Фото: Виктория ПОЛЯКОВА

– Если ребенок молчит, к кому нужно обратиться? Достаточно ли помощи логопеда?

– Искать причину нужно в комплексе, так как зачастую задержка развития речи – проблема не только логопедическая. Во-первых, нужно смотреть, нет ли вопросов со стороны неврологии: вовремя ли ребенок начал сидеть, ползать, ходить. Если малыш «опаздывает», нужно обратиться к детскому неврологу и чем раньше, тем лучше. Затем посетить ЛОР-врача и сурдолога, чтобы проверить, хорошо ли ребенок слышит. К сожалению, все чаще бывает, что причина именно в этом: ребенок плохо слышит или не слышит совсем. Но если малыш в полгода не реагирует на имя, звуки и тон обращения, нужно проверить слух.

Также стоит обратить внимание на слюноотделение: если оно обильное, это может быть нехорошим знаком и предпосылкой к дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы). Необходимо проверить ротовую полость ребенка: мешают заговорить короткая уздечка языка, расщелины неба, аденоиды и другие патологии.

Существует и внутренний фактор задержки речевого развития – ребенок может не хотеть говорить. Нужно обратиться к детскому психологу, чтобы проверить задержку психических функций. Стоит учитывать и биологический анамнез (как проходила беременность, роды), не сбрасывать со счетов и наследственный фактор (в каком возрасте заговорили родители и другие дети в семье).

Педагог-дефектолог: «Мы с родителями – родня на всю жизнь»

– Допустим, родители заметили, что речь ребенка запаздывает или не развивается совсем, чем может помочь логопед на раннем этапе?

– Занятия с логопедом в раннем возрасте (до года) не очень продуктивны в силу того, что внимание ребенка еще рассеяно и не может концентрироваться надолго. Однако обратиться за консультацией однозначно стоит. Логопед посоветует, что родители могут делать дома самостоятельно. Домашние занятия могут во многом исправить ситуацию, ведь родители имеют возможность «подловить» ребенка в то время, когда у него хорошее настроение, он сыт и бодр, готов к нескольким минутам занятий.

Логопед проконсультирует вас и подскажет, как использовать наглядный материал (предметные, а затем и сюжетные картинки), как проводить артикуляционную гимнастику, логоритмику (упражнения и игры на основе сочетания музыки, движения и слова).

Нередко бывает и такое, что ребенок не хочет заниматься с мамой, не реагирует на ее попытки чему-то его обучить, так как попросту не воспринимает ее как учителя. Тогда занятия с логопедом – единственный способ простимулировать развитие речи ребенка.

– Говорят, что речь ребенка находится на кончиках пальцев. Специалисты советуют развивать общую и мелкую моторику рук. Это действительно стимулирует развитие речи?

– Действительно, определенная связь между мелкой моторикой руки и развитием речи есть. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Однако на практике мы нередко видим обратное: есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, но прекрасно говорят, а есть такие, которые с легкостью управляются с любыми мелкими предметами, но при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

Развитие моторики – это важный, но не ключевой фактор. Однако точно можно сказать: если пальчики работают хорошо, это указывает на то, что тяжелых речевых нарушений нет.

– Как должны проходить занятия с логопедом? С какой периодичностью? Можно ли надеяться на быстрый результат?

– Все зависит от логопедического заключения. Но в среднем занятия с логопедом необходимо проводить 2-3 раза в неделю и при этом заниматься с ребенком дома, чтобы отрабатывать и закреплять навыки.

Многие логопеды практикуют занятия за закрытыми дверями. Но я считаю, что это не совсем правильно. Если требуется коррекция легких нарушений, то мама может посидеть за дверью, ее присутствие необязательно. Но при тяжелых речевых нарушениях родители должны присутствовать на занятиях и тоже учиться, потому как такая коррекция требует ежедневных занятий, а с логопедом заниматься каждый день вряд ли получится. Это должна быть совместная работа и общие усилия, тогда занятия будут эффективны. Но в любом случае при тяжелых нарушениях (алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи) на скорый результат надеяться не стоит. До первых побед на речевом фронте может пройти и полгода, и год, и больше… К этому нужно быть готовым.

– Каждый хоть раз слышал истории о том, как «сын подруги соседки тети Кати» молчал до 4 лет, а потом резко заговорил. Действительно ли бывают такие случаи? Может, родителям стоит расслабиться и оставить молчуна в покое?

– Бывают случаи, когда можно подождать. Например, четырехлетний ребенок не произносит звук «р». До пяти лет можно подождать при условии, что все остальные звуки есть. При дизартрии стертой формы и при общем недоразвитии речи заниматься нужно обязательно уже с 3-4 лет. Лучше спохватиться заранее.

Я встречала в своей практике детей, которые молчали до трех лет, а потом резко заговорили. Ребенок может накапливать пассивный словарный запас, прекрасно вас понимать, но в силу характера или по каким-то своим личным причинам, из-за внутреннего протеста, понятного только ему самому, не хотеть говорить. Вот таких детей может неожиданно «прорвать». Но, опять-таки, исходя из своей практики, я бы советовала не надеяться на чудо. Наблюдайте за ребенком – понимает ли он обращенную речь, выполняет ли простые инструкции, есть ли хотя бы какие-то слова. В возрасте 3 лет ведущую роль в развитии речи играет общение со сверстниками, поэтому, если ребенок пошел в детский сад и спустя полгода так и не заговорил, лучше не теряйте время – проконсультируйтесь с логопедом.

Мы открываем рубрику «Вопрос недели», в которой будем выбирать самый интересный из ваших вопросов и отвечать на него. Вы можете писать свои вопросы в комментариях под еженедельным постом в социальных сетях. Обратите внимание, что ответы носят консультационный характер и не могут заменить личную консультацию специалиста. Поехали!

Сегодняшний вопрос: «Здравствуйте. Моему ребенку 1,9. Говорит 10 слов, но для коммуникации использует редко. Подскажите, что делать? Какие пособия приобрести?»

В целом, 10 слов в активном словаре может быть вариантом нормы в этом возрасте. Поэтому мы бы рекомендовали вам сконцентрироваться на оценке состояния речевых предпосылок малыша. Это поможет понять, стоит ли вам «бить во все колокола» или можно спокойно ждать, пока малыш подрастет. Подумайте, общается ли ребенок, используя доречевые средства: взгляд, жесты, мимику? Комфортно ли ему в своем теле? Ловок ли он? Повторяет ли действия окружающих? Понимает ли обращенную к нему речь?

Если на все эти вопросы вы не задумываясь ответили «ДА», мы посоветуем вам продолжать обогащать пассивный словарный запас малыша, развивать его двигательную сферу и ждать так называемого «лексического взрыва» — момента, когда ребенок начнет стихийно употреблять всё новые и новые слова.
Если же вы увидите недоразвитие на уровне предпосылок речи, мы настоятельно рекомендуем вам показать малыша специалисту.

Давайте разбираться. Как оценить развитие предпосылок речевого развития у малыша?

Проверьте, общается ли ребенок, используя доречевые средства?

Прежде всего, стоит вспомнить, что речь – это инструмент для общения. А общаемся мы не только с помощью слов, еще используя неречевые средства: взгляд, жесты, мимику, движения, картинки. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – сохранна ли у ребенка коммуникативная сфера. То есть общается ли он с помощью неречевых средств.
Как он просит вас о чем-то? Может быть, показывает на то, что хочет, пальцем или обозначает желаемое жестами? Показывает картинку в надежде получить то, что на ней изображено? Смотрит то на вожделенный объект, то на вас, и побуждает вас достать желаемое? Зовет вас и показывает, чего хочет? Когда он произносит 10 слов, которые есть в активном словаре, зачем он это делает? Чтобы получить объект, который называет? Обычный ребенок в течение получаса просит множество раз. Понаблюдайте за вашим малышом. Чего он хочет прямо сейчас? Как он просит вас о желаемом?

Привлекает ли ребенок ваше внимание к тому, что его заинтересовало? Обычно в таких случаях малыш показывает на что-то впечатляющее взглядом и/или рукой, переводит взгляд на вас и ждет вашей реакции. А когда вы показываете ему что-то важное и интересное, он отслеживает, на что именно вы обратили его внимание и эмоционально реагирует на это. Умение устанавливать совместное внимание – основопологающий компонент общения.
Понаблюдайте за вашим ребенком. Следит ли он за вашим взглядом, жестами, смотрит ли в глаза, когда вы показываете ему что-нибудь интересное? Как часто он привлекает ваше внимание к интересному: словом ли, взглядом или жестом – не важно.
Делает ли ребенок что-нибудь вместе с вами? Способность к кооперативной, совместной деятельности – еще одна составляющая процесса коммуникации. Например, мама берет кружок от пирамидки, а малыш, не дожидаясь просьбы, подставляет штырек, чтобы надеть колечко. Или вы несете посуду на кухню, а малыш, видя это, открывает вам дверь. Все это — примеры кооперaтивного мышления.
Включите это видео. Обратите внимание, эксперементатор не просит малыша помочь ему. Каждый раз идея помочь взрослому приходит к ребенку изнутри, когда малыш понимает, что собеседник не справляется с ситуацией. Тогда карапуз оценивает ситуацию, определяет проблему и помогает взрослому ее решить. Проведите аналогичные пробы с вашим малышом. Оцените, понимает ли он, что вам нужна помощь? Как часто он оказывает ее?

Оцените, как ребенок владеет своим телом?

Второе, о чем нужно помнить, что общение — это взаимодействие двух людей. Главный инструмент, с помощью которого мы устанавливаем контакт с окружающими – наше тело.

Важно понять, комфортно ли ребенку в своем теле, нет ли у него трудностей с обработкой и приемом информации от органов чувств? Чтобы понять это, можно пройти опросник и определить, есть ли у карапуза сенсорные симптомы, которые сигналят об особых потребностях ребенка.
Оцените, оответсвует ли его сенсомоторное развитие норме? В этом поможет таблица из книги Эрнста Кипхарда, которая называется «Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет».
Нет ли у ребенка сложностей с управлением своим телом, может ли он повторить за вами разные движения по просьбе? Повторяет ли он за другими разные действия с предметами? Может причмокнуть ртом, высунуть язык или повторить по просьбе другое артикуляционное действие? А какой-нибудь звук или слог? Последовательность из нескольких разных слогов? Например му-ка? Или ды-ня?

Оцените, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.

Оценить словарный запас ребенока этого возраста поможет книга Ольги Громовой, которая называется «Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. Рекомендации, игры, упражнения».
Оценить понимание фразовой речи помогут простые пробы. Чтобы их провести, разговаривайте с малышом небольшими предложениями, которые состоят из 2-3 слов, раз от раза меняя порядок слов в предложении и заменяя одно слово другим. Например, попросите: «Дай ложку». А чуть позже скажите: «Положи ложку». Следом дайте инструкцию: «Отнеси ложку папе». И в конце: «Отнеси книжку папе». Старайтесь не использовать жесты, когда говорите — они служат подсказками малышу. Также лучше не смотреть на предмет, о котором идет речь, чтобы ребенок мог ориетироваться исключительно на речь. Постепенно усложняйте предложения. Если ребенок выполняет инструкции, состоящие из 3-4 слов, значит понимание речи у него соответствует возрасту.

Подведем итог.

Вам стоит проконсультироваться с психологом и сконцентрироваться на выработке мотивов для общения, если:

  • Ребенок не просит вас совсем или просит только криком, или просит крайне редко.
  • О не устанавливает совместное внимание и не оказывает помощь партнеру по игре, если это необходимо.

Если сенсомоторная сфера ребенка тоже запаздывает в развитии, стоит проконсультироваться со специалистом по сенсорной интеграции.
Если малышу сложно подражать вашим действиям, он имеет скудный словарный запас, плохо понимает обращенную речь, стоит показаться логопеду.
👍👍В том случае, если логопеды в вашем городе не работает с малышами вашего возраста, вы всегда можете взять скайп-консультацию у нашего специалиста, получить план действий и начать развивать вашего малыша.

🎬 Если ребенок по вашим наблюдениям совсем не использует слова и фразы, чтобы попросить вас о чем-то, то вы можете приобрети практикум «Формирование понимания речи через ее использование».
🎬Если карапуз повторяет за вами действия, игры, движения, но не повторяет звуки, слоги и слова – вам поможет практикум «Формирование моторной стороны речи неговорящих детей».
Из него вы узнаете, как в форме игры, без давления и слез научить малыша произносить слова и фразы.
📕Что еще почитать?
С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Т.В. Ермолова, О.Е. Смирнова «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст».
Джинн Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
Желаем успеха вам и вашему малышу!
Если вы боитесь потерять статью на просторах интернета, или у вас есть друзья, которым тоже есть, о чем спросить наших специалистов, поделитесь этой публикацией в социальных сетях.

Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!

А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.

Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.

Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.

Физические параметры малыша в год и девять месяцев

Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:

  • у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
  • у девочек – от 84 до 90,5 см.

Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.

Окружность головы:

  • у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
  • у девочек – от 46 до 50 см.

Окружность груди:

  • у девочек – от 48 до 54 см,
  • у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.

Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.

Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!

Что умеет делать малыш?

Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:

  1. Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
  2. Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
  3. Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
  4. Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
  5. Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
  6. Убирать за собой игрушки.
  7. Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).

Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.

Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.

Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.

В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.

Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых.

Особенности психоэмоциональной сферы

Они проявляются в поведении ребенка:

  • малыш, который умеет не только ходить, но и бегать, вдруг начинает часто «проситься на ручки»;
  • проявляет необычную требовательность к мелочам – пьет только из определенной чашки или ест только выбранную им еду;
  • избирательно относится к выбору игрушек, собственной одежды или обуви;
  • требует от родителей ежевечернего чтения сказки (иногда – одной и той же) – все это лишь консервативное желание стабильности и ощущение защиты и контроля для ребенка.

Родителям необходимо использовать такие особенности малыша грамотно – выполняя его просьбы, можно обеспечить ребенку ощущение стабильности и уверенности.

Обратите внимание! Потакать откровенным капризам ребенка, особенно основанным на желании что-то приобрести, не стоит – такое поведение взрослых укрепляет в малыше уверенность в ложном всемогуществе и возможность манипулировать взрослыми.

Ребенок в этом возрасте эмоционален, активен, всегда находится в состоянии какой – либо деятельности.

При положительных оценках его действий хорошо настроен и стремится выполнять все просьбы взрослых. При неудачах расстраивается и быстро отказывается от выполнения любых действий.

Часто упрямится, капризничает и настаивает на своем, но легко «переключается» (при грамотной попытке старших отвлечь внимание малыша на другое действие или предмет).

Речевые способности

Малыш способен воспринимать и произносить короткие рассказы (без показа действий), связанные с его действиями, отвечая на вопросы об этих событиях.

Знает, показывает и называет части тела и детали лица.

Словарный запас малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев обычно состоит из 50 слов. Но встречаются дети, которые знают до 200-300 слов.

Важно! Развитие каждого ребенка индивидуально. Если ваш малыш еще не знает столько слов, не отчаивайтесь. И вы скоро все освоите!

Ребенок активно произносит предложения из 3-4 слов (при общении, констатациях или просьбах); повторяет простые четверостишия, подпевает знакомые песни; умеет описывать то, что видит рядом с собой и называть предметы и действия по картинкам.

Но фразы ребенка еще не оформлены правильно, часто он может называть себя в третьем лице.

В 1 год и 10 месяцев малыш способен заменить облегченные слова на правильные, может дать словесную оценку не только самому себе, но и окружающему миру, знает и правильно употребляет слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и т.п.

Интеллект

  • В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
  • Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
  • Ориентируется в контрастных величинах.
  • Определяет 3-4 цвета.
  • Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
  • Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
  • Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
  • Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.

В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.

Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.

Рацион питания

Примерное меню малыша в этом возрасте должно обязательно содержать определенные продукты:

  1. Каши необходимо готовить вязкие, в них можно добавлять кусочки овощей или фруктов (как вареных, так и сырых). В каши без молока можно положить вареное мясо.
  2. Яйца и рыбу — яйца малыш должен есть не реже трех раз в неделю, их необходимо чередовать с рыбой или продуктами из нее.
  3. Мясо.
  4. Овощи и фрукты свежие — фрукты и овощи – каждый день, можно готовить пюре из отварных овощей, а также добавлять в рацион сухофрукты.
  5. Обязательно, молочные продукты – молоко в чистом виде давать ребенку следует гораздо меньше – оно способно спровоцировать значительные проблемы с пищеварением. Из молочных продуктов лучше всего ребенку подходят: кефир, йогурт, сыр и творог.

Меню малыша обязательно должно быть разнообразным, а рецепты приготовления блюд и их подача – интересными.

Например, ребенку можно приготовить бутерброды, как у взрослых: на тончайшие ломтики хлеба можно выложить тоненькие пластины отварного мяса (курицы, индейки или говядины) и украсить такие бутерброды овощами.

Можно сделать «овощные канапэ» — нарезать разные овощи (можно и сырые, и вареные), нанизать их в различном сочетании на специальные палочки и украсить зеленью.

Важно! Желательно привлекать малыша к приготовлению блюд и сервировке стола – так развивается не только эстетический вкус у ребенка, но и навыки правильного питания.

Особенности гигиены и ухода

Особенности ухода за ребенком в этом возрасте и правила гигиены включают в себя соблюдение навыков аккуратности и чистоплотности, направленные на укрепление его здоровья и профилактику различных заболеваний.

Главное – содержать в чистоте тело малыша, все его вещи, игрушки и, по возможности, все что его окружает.

Важное внимание необходимо уделять кожным покровам ребенка, поскольку кожа у малыша очень нежная и легко повреждается.

Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов.

Купать ребенка необходимо не менее 2-х раз в неделю, стричь ногти и волосы – по мере необходимости, используя специальные инструменты.

Взрослые, ухаживающие за малышом, также обязаны соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своего здоровья и вести правильный образ жизни.

Соблюдение правил гигиены поможет не только сохранить здоровье, но и привить ему необходимые навыки – главное – это личный пример взрослых!

Режим дня и сна

В этом возрасте продолжительность дневного сна малышей сокращается до 2-х часов. Один сеанс дневного сна – тоже норма, но некоторые спят больше одного раза – все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей маленького организма.

Ребенок спит ночью по 10-12 часов, причем в этом возрасте он уже умеет спать самостоятельно, отдельно от родителей.

Обратите внимание! Часто проблемой ночного сна у малышей в возрасте 1,5-2 лет становятся неоднократные ночные пробуждения – в таких случаях ребенка необходимо приучать засыпать самостоятельно, чтобы он не звал и не будил взрослых.

Занятия с малышом

Занятия с малышом очень важны:

  • Игры – основное внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; отлично подходит рисование фломастерами или пальчиками (с помощью безопасных красок). Ребенок с удовольствием играет со взрослыми, или самостоятельно, а вот игры со сверстниками еще не все малыши воспринимают положительно.

  • Игрушки, конечно же, в первую очередь, должны быть безопасными. Основное предпочтение необходимо отдавать пазлам, конструкторам с большим количеством объемных деталей и игрушкам, участвующим в сюжетно-ролевых играх. Для этого хорошо подойдут куклы, которых можно одевать в наряды или костюмы супер героев с соответствующими атрибутами.

  • Песни – на сегодняшний день существует большой выбор музыкальных произведений и песенок, которые малыши слушают с удовольствием. Возраст ребенка и его развитие позволяет не только слушать такие песенки, но и подпевать им.
  • Мультики для детей в возрасте 22 месяца должны быть короткими, яркими и музыкальными. Очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком – развивающие и обучающие мультики способны дать малышу более гармоничное развитие.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 11 месяцев.

Полезное видео

Предлагаем вам также посмотреть данное видео по теме:

Советы родителям

Малыши в возрасте 1 года и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Для того, чтобы кроха развивался правильно и гармонично, необходимо уделять ему как можно больше внимания – хотя ребенок достаточно быстро растет, познавая окружающий мир, нужно направлять его развитие.

— Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами, только когда идут в садик?

— Да, это влияние социальной среды – ребенку приходится пользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушку попросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкивает ребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса. Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.

— Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два, и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?

— Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и к тому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет за собой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первых вопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения, долго ли он сосал соску.

— Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?

— Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовых приборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нет реакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листком бумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к нему речь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительные обследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования, например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказом Министерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всех детей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух. Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируется родителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи у малыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет или если у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования и исключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. На сегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованы большинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слуха малышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить эти проблемы.

— Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарная имплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции они догоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущем проблемы?

— Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы, но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются с малышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистов говорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячному ребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей с большой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только после определенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родители отмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, с которой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девять месяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутая фразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжает заниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведена операция, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников, может пойти учиться в хорошую, сильную школу.

— Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?

— Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрасте были речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска по возникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтому нарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе они обязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.

— Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеет читать до школы? Лучше научить?

— Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особенно с задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннее обучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма в школе.

— У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком, чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?

— Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобы их ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучением иностранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведь все дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу «запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой, развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучение рассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы с усвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемого фонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что, кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое и фонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которые ставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный. Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, его родители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы он дал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речи ребенка.

Оксана Елисеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *