Ребенок 2 8 не разговаривает

Всякий ребёнок развивается в своём собственном индивидуальном ритме, поэтому совершенно неудивительно, что один малыш способен в три года выдавать яркие перлы, другой же трёхлетка отмалчивается. Однако в логопедии и коррекционной педагогике всё же существуют определённые нормативы и инструментарии, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития, выявить факторы задержки речевого развития. Прежде чем приступить к формированию и совершенствованию речи у детей, важно понять, почему трёхлетний ребёнок не говорит и что стало причиной подобного молчания.

Этапы речевого развития

Процесс формирования речевых навыков начинается с новорождённости, идёт непрерывно и завершается в среднем к пяти-семи годам, дальше происходит активное совершенствование всех основных сторон речи. Важнейший, сенситивный период речевого развития включает временной промежуток с годика до трёх-четырёх лет, когда происходит пополнение пассивного и активного словаря, а ребёнок понимает основные принципы родного языка.

В целом же специалисты выделяют несколько этапов в становлении речевых умений:

  1. Подготовительный. Этот период начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается приблизительно до 12 месяцев. Плача и крича, младенец тренирует органы дыхания и голосовые связки. Следующий шаг – подражание взрослым через воспроизведение звуков (гуление), которые затем преобразуются в слоги (лепетная речь).
  2. Преддошкольный. С годика до трёх лет происходит своеобразный «взрыв» в овладении речевыми навыками – резко растёт словарь, ребёнок пользуется речью для коммуникации, складывая фразы из нескольких слов. Безусловно, поначалу дети большинство речевых конструкций произносят неправильно, но ближе к трём годам произношение начинает становиться всё более отчётливым.
  3. Дошкольный. С трёх до семи лет продолжается существенное увеличение словарного запаса, развивается связная речь. Ребёнок теперь описывает событие в хронологическом порядке. Произношение звуков приходит в норму, пропадают так называемые детские словечки. Речь дошкольника напоминает язык взрослого человека, к 7 годам малыш начинает не просто рассказывать, а делиться собственными переживаниями и воспоминаниями.
  4. Школьный. Как следует из названия, длится этап с семи до 17 лет. Главную роль в этом временном отрезке играет школьное обучение. Ребёнок активно усваивает грамматику родного языка, учится писать и говорить правильно.

Конечно, такое разделение считается достаточно условным, поскольку становление речи не имеет чётких временных границ. Однако подобная этапность позволяет понять важность становления речевых умений в раннем и дошкольном возрасте, так как именно в первые этапы закладывается языковая база, которая в дальнейшем будет только пополняться.

Задержанное речевое развитие

Чаще всего «неговорящим» трёхлетним детям медико-психолого-педагогическая комиссия ставит диагноз «задержка развития речи» (ЗРР). Ключевым словом в этом понятии является именно «задержка», которая подразумевает определённое отставание, а не нарушение в формировании речи. Под ЗРР понимают качественное и количественное недоразвитие словаря, низкий уровень сформированности экспрессивного языка и отсутствие у малыша связных предложений.

Чаще всего отставание в формировании речевых умений связано с задержкой в созревании особых участков коры больших полушарий, недоразвитием артикуляционного аппарата или сенсорной депривацией. Последний нюанс, кстати, возможно отметить к концу периода новорождённости, когда ребёнок должен сосредотачиваться на голосе значимого взрослого человека. Если малыш не поворачивает головку в сторону звуков, можно предположить наличие проблем со слухом.

В большинстве случаев задержка речи – преходящее психофизиологическое явление. Обычно подобный диагноз специалисты снимают, когда ребятишкам исполняется 5 лет, так как в этом возрасте они по многим параметрам приближаются к уровню развития своих ровесников.

Почему ребёнок не разговаривает в 3 года

Если трёхлетний малыш «отмалчивается», не нужно паниковать и делать далеко идущие выводы, однако и отмахиваться от проблемы также не следует. Необходимо отыскать конкретную причину, которая чаще всего скрывается или в анатомо-физиологических особенностях речевого аппарата, или в психосоциальных факторах развития ребёнка.

Физиологические факторы

Причиной того, что трёхлетний ребёнок плохо говорит или вообще предпочитает молчать, часто становится повреждение или недоразвитие языковых областей в головном мозге и задержанное развитие периферического артикуляционного аппарата.

Провоцирующими факторами подобных нарушений и задержек являются:

  • кислородное голодание плода в материнской утробе, возникшее вследствие хронических заболеваний матери, нарушения плацентарного кровотока, осложнённого протекания беременности;
  • внутриутробные инфекции, среди которых самыми опасными считают краснуху, скарлатину, вирус гриппа;
  • резус-конфликт, при котором наблюдается несовместимость резус-факторов у «отрицательной» мамы и «положительного» малыша;
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • употребление психоактивных веществ в период вынашивания малыша (никотин, алкоголь, наркотики);
  • самостоятельный приём медикаментов, опасных для формирующейся нервной системы плода (некоторые антибактериальные средства, антидепрессанты);
  • генетическая предрасположенность, которая подразумевает передачу от родителей к детям особенностей строения артикуляционного аппарата и темпов созревания речевых зон;
  • неблагоприятное протекание родового процесса, во время которого происходят травмирование ребёнка, асфиксия из-за обвития шеи малыша пуповиной;
  • заболевания, которые перенёс младенец в первые месяцы жизни, к примеру, менингит, травмы головного мозга, аденоиды и воспаление среднего уха, повреждения челюстного аппарата;
  • глухота, тянущая за собой задержку развития речевых навыков.

Психосоциальные факторы

В отличие от предыдущих (внутренних) причин задержанного речевого развития, психосоциальные (внешние) факторы связаны с условиями проживания ребёнка и особенностями его воспитания. К недоразвитию речи могут привести:

  • гиперопека в семье, когда у ребёнка пропадает стимул к общению, поскольку каждый его каприз удовлетворяется по первому же знаку;
  • речевая депривация, при которой малыш лишён нормального общения с близкими людьми (сюда относят и раннее увлечение всевозможными гаджетами);
  • отказ от речи вследствие глубокого психологического потрясения (испуга) или длительного стрессового состояния (развод родителей, частые конфликты в семье).

Обычно вышеперечисленные вредоносные факторы сочетаются, ещё более усугубляя ситуацию. Поскольку ранний возраст – сенситивный период в становлении речи, то почти каждое тяжёлое заболевание может осложнить формирование речевых навыков. Кроме того, само недоразвитие речи «паровозиком» тянет за собой задержку в формировании прочих психических процессов.

Что предпринять

Если малыш в три года не говорит, следует обязательно уточнить причину подобной ситуации, пройдя полное медико-педагогическое обследование. Родителям следует показать ребёнка следующим специалистам:

  • детский врач – он проведёт первоначальный осмотр и выпишет направление к другим докторам;
  • невролог – определит, нет ли у ребёнка неврологических отклонений;
  • отоларинголог – обследует состояние слухового аппарата;
  • логопед – оценит уровень формирования речевых умений;
  • психолог – установит соответствие развитие малыша нормативным возрастным показателям и определит наличие фобий, прочих психологических особенностей.

Если диагноз ЗРР подтвердится, специалисты предложат родителям комплексное решение этой проблемы, которое включает медикаментозные, психолого-педагогические и коррекционные методики.

В некоторых ситуациях врачи выписывают детям ноотропы, которые в народе называют «говорунчиками», к примеру, Кортексин. Они призваны активизировать речевые зоны и ускорить формирование языковых умений. Однако не все медики согласны с таким подходом, в частности доктор Комаровский выступает против повсеместного использования «таблеток для мозга».

Обязательны и педагогические методы борьбы с речевой задержкой. Так, специалисты рекомендуют планомерно и последовательно развивать у ребёнка тонкую моторику через массаж, пальчиковую гимнастику, игры с различными материалами (глина, пластилин, песок, крупы, солёное тесто).

Крайне важна своевременная логопедическая помощь, виды которой зависят от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Чаще всего логопеды используют артикуляционную гимнастику, логомассаж, логоритмику и занятия на расширение пассивного и активного словарика.

И всё же особую роль в речевом развитии ребёнка играют именно родители. Если малыш не говорит в 3 годика, маме и папе не следует дожидаться, когда правильная и грамотная речь появится сама собой. Нужно правильно организовать развивающую среду в домашних условиях, регулярно заниматься с крохой пальчиковыми играми, подталкивать его к общению, только делать это ненавязчиво и в игровой форме.

Что делать если ребенок не говорит? Часть 1 (дети с 2-3 лет)

Что нужно делать, если ребенок не говорит? Вашему ребенку исполнилось 2-3 года а он не говорит или произносит только отдельные звуки и слова, у Вас появились подозрения на задержку речевого развития? Не нужно бояться идти к врачу, чем раньше будут выявлены причины задержки речевого развития, и чем раньше Вашему ребенку будет оказана помощь, тем благоприятнее будет результат. Ища ответы на форумах и в социальных сетях, вы только теряете время.

К какому врачу обращаться, если ребенок в 2-3 года не говорит?

Определить если у ребенка задержка речевого развития (ЗРР) можно только после проведения комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, логопеда и психолога. Заключение ЗРР только у одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а, следовательно, не дает возможности адекватно ее устранить.

Не говорящий ребенок на приеме у невролога

Существует часть родителей, которые панически боятся врачей и если логопед рекомендует им обратиться врачу, а тем более к невропатологу, предпочитают «пропасть и на долго». Логопед направляет к врачу не для того, чтобы выставить вердикт или признать ребенка больным, а для того чтобы комплексно оценить развитие малыша и выбрать оптимальные методы коррекции.

На приеме детский невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития.

Неврологический осмотр включает в себя:

· Осмотр формы и размера головы ребенка;

· Обследование чувствительной и двигательной сферы;

· Обследование врожденных рефлексов;

· Врач смотрит на отсутствие или наличие патологических рефлексов, исследует способность к координации движений.

Если необходимо врач может так же назначить дополнительные обследования:

Электроэнцефалография (ЭКГ) –это запись биоэлектрической активности коры головного мозга. На основе этого обследования можно определить функциональную зрелость мозга в соответствии с возрастными нормами, выявить наличие общемозговых и очаговых изменений. Тем не менее результаты ЭКГ не является критерием для постановки диагноза, так как нет каких либо определенных изменений ЭКГ, которые бы четко указывали на патологию речевых центров. ЭКГ это вспомогательный метод для постановки диагноза.

Компьютерная томография (КТ) – это метод послойного исследования тканей мозга. Недостатки этого метода: то что он производится с помощью рентгеновского излучения и имеет ограниченные возможности для исследования вещества головного мозга.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – в основе метода лежит эффект ядерно-магнитного резонанса. Суть этого эффекта состоит в воздействии магнитного поля на протоны ядер водорода, который является основным компонентом тканей мозга. МРТ позволяет получить четкое контрастное изображение и является более чувствительным методом, чем КТ. Чем более мощное поле способен генерировать МР – аппарат, тем более четким будет изображение.

Функциональное МРТ – этот метод позволяет регистрировать повышение кровотока в определенных областях мозга в результате выполнения специальных заданий. При помощи фМРТ возможно оценить степень активизации речевых центров при разговоре, письме, чтении.

Доплеросонография – при помощи этого метода возможно измерить скорость кровотока внутри сосудов.

Дуплексное сканирование шейных артерий – этот метод не только определяет скорость кровотока внутри сосудов, но и определяет состояние его стенки.

Хочу отметить, что значимость этих методов, для диагностики именно речевой задержки не очень высока. Данные исследования могут приобретать значение лишь при локальных повреждениях, пороках развития и нарушений кровотока в области речевых центров.

На других исторических методах, таких как реоэнцефалография и эхо-энцефалоскопия, останавливаться не буду, так как их информативность весьма сомнительная и в мировой практике эти методы практически не применяются.

После проведенного обследования невролог может назначить лечение уже с 1 года, если рано выявлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Не говорящий ребенок на приеме у логопеда

Логопедическое обследование включает в себя:

· Обследование состояния артикуляционного аппарата ребенка – логопед проверяет состояние прикуса, подъязычной уздечки; смотрит на состояние и движения губ, языка, мягкого неба.

· Обследование понимания речи ребенком

· Обследование самостоятельной речи

· Обследование звукопроизношения

· Обследование фонематического слуха – логопед смотрит, может ли ребенок на слух различать схожие по звучанию звуки речи.

· Краткое обследование психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Не говорящий ребенок на приеме у психолога

Психолог смотрит и определяет степень интеллектуального развития ребенка. Обследует состояние внимания, памяти и мышление и определяет предпосылки развития речи.

Психолог оценивает:

· Состояние эмоционально волевой сферы – умение ребенка управлять и контролировать свои эмоции;

· Оценивает, пространственно-конструктивный праксис – способность запомнить и воспроизвести какое-либо действие, например: нарисовать и вылепить, что либо;

· Оценивает, владеет ли ребенок навыками самообслуживания – умеет ли ребенок сам мыть руки и одеваться;

· Смотрит на то как ребенок умеет играть, как взаимодействует со взрослыми и детьми.

Мифы о задержке речевого развития

Родители, сравнивая своего молчуна двух летнего молчуна с говорящими сверстниками, могут услышать много «добрых» успокоительных советов от бабушек, соседей, знакомых. Часто начинают искать советов на форумах и в интернете и не спешат обращаться к специалистам. Давайте поговорим о том, какие мифы о задержке речевого развития Вы можете услышать.

Миф 1: Мальчики начинают говорить позже девочек – считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, якобы потому, что речевой центр головного мозга у них развивается медленней. На самом деле речевой центр мальчиков хоть и имеет чуть-чуть меньший объем, чем у девочек, но этот факт никак не сказывается на темпах речевого развития. Начиная говорить – девочки употребляют больше существительных, мальчики – говорят больше глаголов. Начало речи у мальчиков чаще, чем у девочек начинается с разговора «на своем языке». Мальчики могут быть менее многословными, чем девочки и употребляют меньшее количество «лишних» слов.

Миф 2: В семье кто-то из родственников начал говорить после двух, после трех лет – этот аргумент никак не является поводом для самоуспокоения, а скорее есть тревожным сигналом. Из поколения в поколение тенденция к задержке речевого развития может накапливаться и усугубляться.

Миф 3: Пойдет в садик там начнет говорить – Какой бы не был хороший детский сад индивидуально там воспитатели заниматься развитием речи вашего ребенка не будут, помимо вашего ребенка в группе еще 15-20, а то и больше детей. И надеяться на детский сад есть непростительной ошибкой.

Миф 4: Придет время сам заговорит – а время все идет и идет, а ребенок все не говорит и не говорит. Родители все ждут, что малыш, не произносивший в свои два, два с половиной года ни слова в три вдруг сам начнет говорить предложениями. Такое происходит крайне редко, на самом деле речь развивается поэтапно. Скачек в речевом развитии происходит после того как с ребенком начали заниматься.

Миф 5: Он у нас умный все понимает, но говорить не хочет – Родители отсутствие речи у ребенка объясняют ленью и особенностями характера. Если ребенок в два, два с половиной года не говорит слово мама, а общается со взрослыми при помощи жестов и если ему что-то нужно тянет руки, кричит и издает какой-то звук, то это не лень и особенность характера, а наличие у ребенка задержки речевого развития.

Так если Вы заподозрили у ребенка наличие задержки речевого развитие, не слушайте добрых советчиков и бабушек у подъезда, а обратитесь к специалистам. Обследование ребенка с подозрением на задержку речевого развития должно быть комплексным у невролога, логопеда и психолога. И не важно к кому вы обратитесь в первую очередь. Помните, чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем эффективнее она будет.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития осваивают речь позже, чем дети без проблем в речевом развитии, и развивается она медленней.

Бытует мнение, что к логопеду нужно обращаться после 5 лет, но если у ребенка есть задержка речевого развития, то в 5 лет время будет безвозвратно упущено. Примерно до 5 лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь и полное формирование речевой функции.

Чем опасна задержка речевого развития?

Отставание от возрастной нормы формирования речи в раннем возрасте приводит к искаженному не правильному формированию речевой функции в будущем, одни нарушения тянут за собой другие более грубые нарушения. Дети с ЗРР в очень большой степени подвержены: негативизму к речевому общению, трудностям адаптации в детском коллективе, своеобразной вторичной задержке познавательной деятельности, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.

Какие же нарушения могут сформироваться из задержки речевого развития

1. Общее недоразвитие речи.

2. Неправильное звукопроизношение и нарушение фонематического слуха.

3. Трудности усвоения письма и чтения, а как в следствии отставание по школьной программе, не желание учиться.

Причины задержки речевого развития:

1. Невостребованность речи. Ребенок растет в среде постоянной заботы мама и все члены семьи готовы всегда выполнять все желания и требования ребенка. Малыш в такой семье очень активно использует прием крика и плача, активно использует мимику и жесты для достижения желаемого, а взрослые всегда угадывают и сделаю все, чтобы ребенок не плакал. Или же наоборот, с ребенком говорят мало и общение сводиться к простому бытовому обслуживанию. В первом случае речь не формируется, потому что говорить незачем, а во втором, потому что не с кем. Такие задержки речевого развития называются вызванные социальными причинами.

2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Такая задержка речевого развития обычно обусловлена генетически.

3. Заболевания или поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутри утробно, во время родов или в первые 2 года жизни ребенка).

4. Нарушения слуха, при котором возникают проблемы с воспроизведением слов.

Очень часто задержку речевого развития диагностируют, когда речь должна быть уже развита и время для коррекции этого состояния много упущено, а именно после 3 лет. Поэтому внимание развитию речи ребенка нужно уделять с самого раннего возраста, особенно когда для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, травмы головного мозга во время родов, неврологические заболевания).

Кто ставит диагноз задержка речевого развития?

Диагноз «ЗРР, задержка речевого развития» ставиться только на основании заключений комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, логопеда и психолога. Заключение ЗРР только у одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а следовательно не дает возможности адекватно ее устранить.

На что нужно обратить внимание? Когда обращаться к специалистам?

1. Ребенок не произносит звуки в первые 8 месяцев своей жизни. Если ребенок упорно молчит в этот период – это причина обратиться к неврологу.

2. В 10 -14 мес. не понимает обращенных к нему слов, не оборачивается, когда к нему обращаются, если спросить «где?» не поворачивает голову в сторону постоянных предметов домашние обстановки, а для привлечение к себе внимания использует плачь – это повод обратиться к детскому неврологу.

3. В 14-18 мес. ребенок не различает на слух предметы из окружающей обстановки и не показывает их на картинке, не показывает глазки, носик на себе и на игрушке.

4. В 1,5 – 2 года не выполняет простейшие инструкции взрослого такие как: «Подними мячик и дай мне», «Возьми красный мяч и положи на стул».

5. В 2-3 года ребенок не говорит простые предложения вида «Мама, пойдем гулять», «Мама дай». Отсутствие фразовой речи в 2,5 года, а именно когда ребенок не может составить из слов простое предложение, говорит о задержке речевого развития.

6. В 3-4 года ребенок не произносит предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения типа: «Папа пошел на работу», «Мячик лежит под стулом». Много звуков ребенок произносит не правильно.

Что делать если ребенок не говорит? Часть 2

Выполняя эти простые рекомендации Вы сможете помочь своему ребенку осваивать речь.

По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм, даже развивающих. Очень не желательно, когда ребенок играет в свои игры, а рядом работает телевизор.

· Во время игры с малышом посвятите все свое внимание ему.

· Читайте ребенку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание любимых сказок вместе с вами.

· Избегайте искаженных слов, не сюсюкайте, говорите правильно. В первое время можно использовать звукоподражание, при этом говорите, например: «Это кошка. Кошка говорит – Мяу».

· Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы во время общение Ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как Вы говорите.

· Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда когда читаете ребенку.

· Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет.

· Не говорите быстро, говорите простые фразы и короткие инструкции для того чтобы ребенок смог понять то, что Вы сказали.

· Возьмите за правило рассказывать все, что Вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете Вы сами и другие члены семьи. Для своих слов используйте простые, понятные ребенку слова.

· Повторяйте знакомые ребенку слова и расширяйте словарь ребенка, добавляя несколько новых простых слов ежедневно. Повторяйте новые слова в конкретной ситуации по нескольку раз, это поможет малышу быстрее запомнить слово.

· Когда о чем-то просите ребенка, используйте простые инструкции. Например: «Дай куклу», «Брось мяч».

· Используйте слова, которые обозначают последовательность действий, например: «сначала», «после», «затем», «в конце».

· Рассказывайте ребенку о место нахождении предметов, например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги.

· Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены. Это поможет ребенку классифицировать предметы, расширит его пассивный словарь.

· Развивайте мелкую моторику ребенка для этого: чтение потешек и коротких детских стишков сопровождайте движениями, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику.

· И главное любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить.

Суровые советские нормы требовали от годовалого малыша, чтобы он уверенно произносил как минимум десять слов. А иначе не возьмут в космонавты. Сегодня мировая статистика изменилась. Многие дети только начинают разговаривать в два или три года. В такой ситуации родителям, особенно молодым, трудно сохранить устойчивость, не поддаться страху и самообвинениям. О том, каково выдержать прессинг окружающих, когда твой ребенок молчит, почему норма не должна быть жестоким хлыстом и как речь связана с работой мозга, мы поговорили с минчанкой Анастасией и детским неврологом Натальей Макаровой. Продолжаем развеивать наши страхи в совместном цикле с «ЛОДЭ».

«Почему наша Варя не говорит: «Баба, дай блин»?»

Анастасии 30 лет, она руководитель на одном из государственных предприятий. Появление дочери было для нее с мужем очень желанным. Но когда девочка не заговорила, родители оказались в ловушке тревоги и сомнений.

— Впервые я стала тревожиться, сравнивая свою старшую дочь, Вареньку, с малышами такого же возраста на детской площадке. Примерно в два года у ребенка обычно уже есть уверенное «мама», «папа», «баба», «дай»… А Варя не говорила. Конечно, у нее были звуки: «а-а-а», «м-м-м». Мы с мужем рассуждали так: всему свое время, не нужно торопить события, пускай позже, но Варя заговорит. Я скачивала из интернета специальные игры для развития речи, занималась с малышкой сама.

Почти в три года дочка пошла в ясельную группу в садик, а там все дети — ее сверстники — говорили «привет», «дай», «красный», «синий». Произносили элементарные слова. А Варя не говорила. Она показывала пальчиком и топала ножкой (улыбается. — Прим. Onliner). Могла сказать «ма» вместо «мама», а в обществе же считается, что нужны определенные слова в определенном количестве. Так положено — и точка!

Мы ходили в развивающие кружки и частные логопедические центры. В одном из них нам поставили диагноз — «общее недоразвитие речи первой степени» (ОНР). Сказали, мол, уже поздно, вашему ребенку три года, куда вы смотрели, что вы за родители!

Когда ты сидишь в декретном, круг общения резко сужается. Разговариваешь либо с такими же мамочками на детской площадке, либо с родителями, родственниками. И если у бабушки на работе есть подружка, внучке которой, не дай бог, столько же лет, сколько и твоему ребенку, и она уже говорит: «Баба, дай блин!» — это все! Начинаются звонки и стенания: «Почему наша Варя не говорит: «Баба, дай блин»?!» Естественно, сама начинаешь пугаться, гуглишь в интернете «ребенок не говорит». И что же ты видишь? Курсы по чтению с пеленок, английский — с двух месяцев, различать цвета — чуть ли не в первую неделю… Если в два годика ребенок не говорит длинными предложениями — все пропало… И главный вывод: происходящее — вина родителей. Они чуть ли не преступники.

Мы, естественно, ходили к логопеду в государственную поликлинику. Он тоже сказал: «Ах, целых три года, кошмар, уже поздно!» — и отправил нас в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Московского района. Вообще, какая-то паника у нас в стране вокруг этого возраста. В три года ребенок должен быть настолько самостоятельным! Просто космонавтом каким-то!

Итак, пришли мы в Центр раннего вмешательства на консультацию. Там сидят логопед и невролог, которые видят мою дочь впервые в жизни всего пару минут. Варе три года, напомню. И они, значит, говорят: «Женщина, и вы только сейчас к нам приходите? Что ж вы за мать! Куда смотрели!» А у меня ребенок не говорит: «Мама, дай пить» или «Я хочу яблоко», но бегает, ходит, улыбается, обнимается, смеется, взаимодействует с людьми. Захочет попить — ручкой покажет. То есть с логикой все в абсолютном порядке. Поэтому паники у меня не было. Но тут я пришла, напротив сидят три врача, они же умные люди, образованные, как им не верить? «Вы понимаете, что ваша дочь никогда не заговорит? Надо срочно действовать!» И что Варе в итоге назначают? Месяц лечебной физкультуры и одно-единственное занятие с логопедом. Походили мы туда месяц и плюнули.

В садике мне говорили, что Варя хорошо себя ведет, идет на контакт с детьми, понимает воспитателей, но не разговаривает. Были звуки «а-а-а», «ы-ы-ы», «м-м-м». Первое слово, которое она четко стала произносить, — «еще». Стали появляться отдельные слова, но связной речи (например, «дайте мне пить» или «хочу одеться») не было.

Ох, куда мы только не ходили, чего только не делали! И логопедические кружки, и развивающие центры, и «учим читать до трех лет»… Нам советовали: «Пока ребенок отчетливо не произнесет: «Дай пить!», не давайте ему воды». Представьте, доченька стоит у вас в ножках, плачет, тянется ручкой к бутылке с водой, а вы такой: «Нет!» Ну зачем такая жестокость? В конце концов мы нашли частного логопеда, который приезжал к нам на дом дважды в неделю. Платили примерно $10 по курсу за одно занятие. Нам очень повезло со специалистом, я думаю, именно она запустила Варюше речь. В спокойной домашней обстановке они рисовали, лепили, параллельно старались разговориться. Еще мы оплатили курс логопедического массажа. Ведь считается, что если ребенок плохо говорит, то у него слабо развиты мышцы языка и щек. Как люди поднимают гантели, чтобы руки были сильными, так и здесь нужно тренировать язык.

Логопед, которая приходила к нам домой, не соглашалась с тем, что у Вари «общее недоразвитие речи». «У вашей дочери слишком хорошо развита логика», — повторяла она.

Когда Варе было 3,5 года, мы ходили еще к одному специалисту — логопеду, который обнаружил, что у дочери неправильный прикус. «У вас же уздечка короткая! Срочно нужно ее разрезать, иначе девочка не сможет заговорить! И вообще, уже поздно!» Зачем такое насилие над ребенком — целая операция? Она же маленькая! Я не всегда соглашалась с врачами, которые ставили мне в укор, мол, я плохая мать, и требовали, чтобы мой ребенок говорил, как все. Но в этот раз мы сразу записались к опытному хирургу. В Республиканском центре челюстно-лицевой хирургии такая очередь, ждали целый месяц. Наконец пришли на прием. Доктор посмотрел Варю и говорит: «Нормальная у вас уздечка. Я хирург, я-то могу ее разрезать, но зачем? Прежде чем молочные зубы не выпадут и не вырастут новые, вообще не нужно ничего трогать». Спасибо ему за человечный подход! Ведь когда ты молодой родитель и впервые в жизни с этим сталкиваешься, то сложно сохранить устойчивость. Три врача скажут тебе: «Караул! Беда! Мать, из-за вас ребенок жить нормально не сможет!» — и ты начинаешь паниковать, читать о худших вариантах в интернете — и все. Плачь, рыдай, это конец. Мы решили не резать уздечку и больше к тому логопеду не ходили.

В конце учебного года в садике составили список деток, которым рекомендовали обратиться в центр коррекции и развития речи. Мы туда тоже, естественно, попали. Потому что Варя что? Варя не говорит. Да, уже сказала «мама», «папа», «дай», но другие дети целые стихотворения на утренниках рассказывают. И вот нам дали направление на комиссию в этот центр. Туда сейчас, по статистике, половину детей отправляют. Это был очень негативный опыт! Сначала нужно пройти медкомиссию — всех врачей плюс логопеда, психоневролога, психиатра. Приходишь с абсолютно нормальным ребенком, который просто не может говорить, а тебе с порога: «Давайте паспорт, мы ставим вас на учет!» Ни «здравствуйте», ни «как зовут ребенка», ни «сколько ему лет»… Если ты пришел — все, значит, есть какие-то психологические отклонения. Такое безразличие со стороны некоторых врачей ранит родителей.

На комиссии определяют, может ли твой ребенок идти в садик в общую группу с детьми, или же ему нужна специализированная группа. Каждые 15 минут — новая запись. С ребенком разговаривают максимум десять минут. Представьте, малышка (Варе не было еще и четырех) приходит вместе с мамой в незнакомое помещение к двум незнакомым тетям, которые с угрюмыми лицами сидят напротив и задают вопросы, на которые даже взрослый не всегда знает ответ. Причем требуют какой-то бюрократической дотошности. Например, положили перед Варей два желудя. Спрашивают: «Что это?» Она отвечает: «Орешки!» — «Неправильно!» Им нужно, чтобы ребенок сказал не просто «желуди», а произнес фразу: «Это два желудя». Показывают картинку, на которой нарисованы вилка с ложкой, говорят: «Скажи мне». Что сказать? Я, взрослая мама, сидела рядом и не знала ответа на все вопросы. Или Варя, например, увидела куклу на полке, пошла с ней играть, а нужно было в это время составлять башенку из кубиков. Обычное детское поведение. Но там очень сильно нагнетают. Я понимаю, у них работа, сотни детей каждый день… Но что можно понять про маленького человечка, которого ты видишь всего десять минут? Из пальца высосать информацию?.. Из-за того, что в каком-то частном центре нам один раз когда-то поставили «общее недоразвитие речи», они просто брали и переписывали диагноз, не думая. «Вам позарез нужен логопедический сад, самый строгий и закрытый! Надо спасать ребенка!»

В общем, дали направление в логопедический садик. Из нашего опыта, это медаль с двумя сторонами. С одной стороны, в таком садике ежедневно проводятся занятия с логопедами — и это здорово. С другой стороны, в группе могут оказаться дети с очень тяжелыми нарушениями, в том числе с неконтролируемой агрессией. Это стоит учитывать. Через некоторое время преподаватель в логопедическом садике посоветовала нам, мягко говоря, «бежать оттуда».

В четыре с половиной года Варя начала говорить предложениями, читала стихи на утренниках — делала все то, что ждали от нее в три. И куда делась уздечка под языком, которую нужно было «срочно резать»? Ребенок просто начал говорить — и все. Словарный запас сразу стал большим. Оказалось, она помнила все, что мы ей читали и говорили. Все это было у нее в голове, и теперь она смогла произносить вслух.

Сейчас, в пять с половиной, Варя ничем не отличается от сверстников. Разве что плохо выговаривает букву «р». Но «р» ставят перед школой, и в первом классе многие детки испытывают трудности с этой буквой. Диагноз «общее недоразвитие речи» нам сняли, оставили «задержку речевого развития» — это более легкая форма, не нужно никаких специализированных садиков и групп. Так что мы вернулись в обычный сад.

Можно было и раньше предположить, что ребенок заговорит, просто с опозданием. Муж у меня вообще не переживал: «Я поздно заговорил, ты — тоже, вот и Варя повторит наш путь». Но ведь общество считает, что все должно быть иначе!

— Как проявляется прессинг со стороны окружающих?

— Если все вокруг твердят, что с твоим ребенком что-то не так, ты сам начинаешь сомневаться. Нет, я не сомневалась, что моя Варя заговорит. Но я боялась сделать недостаточно. В такой ситуации рождается ощущение вины, чувство, что ты плохая мать и как-то неправильно воспитываешь ребенка. Не зря же вокруг так много кружков, занятий, частных логопедов… Как будто, если ты не воспользуешься их услугами, у тебя ничего не выйдет.

На мой взгляд, в нашем обществе и в нашей манере воспитания детей слишком много сравнения. Сначала на детской площадке, потом — в садике, в школе — с отличниками-одноклассниками… Я думаю, что это в корне неверно. Увидеть ценность и значимость своего ребенка без сравнения с другими — вот что важно.

В отношении своей младшей дочери, Катюши (у них полтора года разницы с Варей), я уже не повторила таких ошибок, не пошла по пути напряжения и давления. Катя, например, начала ходить не в год, как положено, а в год и три. И заговорила позже, как и ее сестра. Но здесь я сознательно не водила ребенка на какие-то комиссии, не созывала врачей, чтобы услышать от них: «Паника! Караул!»

— Исходя из вашего горького опыта, как врачам следует разговаривать с родителями, чтобы не травмировать их?

— Я убеждена, что не стоит определять диагноз в первую же секунду. За один неправильный ответ (малыш показал круг вместо квадратика) сразу ставить крест на ребенке? Ни в коем случае!

Важно усовершенствовать работу центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ведь через них проходит очень много детей. Почему бы, например, не направлять специалистов из таких центров прямо в садики? Чтобы они проводили диагностику в привычной для детей, безопасной обстановке, наблюдали, как малыши взаимодействуют друг с другом. А не вытягивали маленького человека, закидывали непонятно куда и набрасывались с вопросами.

Со стороны поликлиники и государственных учреждений у нас очень сильное давление, мол, если ты немедленно чего-то не сделаешь, то ребенок пропадет! Опоздаешь! Слишком много запугивания вместо адекватной поддержки. Хотя есть и врачи с другим подходом. Хирург, о котором я говорила. Таким людям хочется сказать искреннее спасибо.

— Знаете, ваша преданность девочкам вызывает много уважения.

— Спасибо, конечно. Но мне все равно трудно избавиться от мысли, что я плохая мать.

«У меня сотни маленьких пациентов, которые не говорят, — и все случаи разные!»

Наталья Макарова — детский невролог высшей категории медицинского центра «ЛОДЭ», а еще — мама троих детей. Она на собственном опыте прошла все сложности ситуации, когда ребенок не говорит в положенный срок.

— Что такое «задержка речевого развития»? Например, ребенок в два года говорит только «мама», «папа», «дай» — это проблема или нет?

— Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до трех-четырех лет. Между тем эта формулировка гораздо шире и включает широкий спектр расстройств развития речи, имеющих разные причины, в том числе неврологические.

Очень важен период от первого года жизни до трех-пяти лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи — повод для обращения к специалистам (детскому неврологу, оториноларингологу, детскому психиатру, логопеду, психологу). Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, и речи в том числе, лучше всего поддаются коррекции.

Если в два года ребенок говорит «мама», «папа», «дай» — это не всегда свидетельствует о серьезных нарушениях. Многие дети в таком возрасте молчат или говорят единичные слова.

Так исторически сложилось, что из всего многообразия разделов моей специальности меня увлекла именно детская поведенческая неврология. Отчасти, думаю, и потому, что у нас многодетная семья. Многое пропустила через себя как мама. Молчащий в два года старший сын и шевелящиеся от ужаса волосы: «Как же такое могло случиться!» А в два года и четыре месяца сын уже рассказывал наизусть «Сказку о рыбаке и рыбке». Мы с мужем с облегчением выдохнули, конечно. Затем дочь, которая до трех лет переложила свою речевую коммуникацию на плечи брата-близнеца. Он был не против, а ей хватало указательного пальчика. К трем с половиной годам все наладилось.

Так вот, возвращаемся к «мама» и «дай» в два года. Каждый день ко мне на прием приходят пять-семь человек с похожей проблемой. Все истории начинаются одинаково: «Доктор, помогите, в два года ребенок не говорит!» Абсолютно всем родителям я задаю один и тот же вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли ощущение, что ребенок вас не понимает? Или понимает не полностью? Или не слышит?» Если родители отвечают: «Нет, все понимает, но молчит, как партизан!», это одна история. Просишь ребенка принести мячик, а он несет кубики — это вторая история. Третий вариант — у ребенка проблемы со слухом, врожденные или приобретенные. Из-за этого страдает восприятие речи, или оно невозможно. И так далее…

Или, допустим, родители жалуются: «Говорю сыну: «Собери игрушки». А он не понимает!» — «Может, просто не хочет? А если предложите что-то приятное?» — «Сразу понимает. Говорю: «Хочешь конфетку?», он тут же бежит».

Нет практически ни одного приема, когда родители не сказали бы: «Проблема не только в том, что наш ребенок не говорит. В глаза не смотрит, указательного жеста нет…» Тогда это уже не сфера невролога. Нужно идти к детскому психиатру, дефектологу, логопеду и т. д.

— Очертите нам, пожалуйста, границы нормы. В два месяца малыш должен произносить отдельные звуки, в три — гулить… А что дальше?

— Скажу сразу, что нет одинаковых детей. У меня сотни маленьких пациентов, которые не говорят, — и все случаи разные! Я против клише. Потому что мозг — это «предмет темный, исследованию не подлежит», как говорил герой «Формулы любви». Резервы головного мозга уникальны!

Что такое среднестатистическая норма? Для простоты восприятия неврологи выставили своего рода «маячки». В три месяца ребенок должен держать голову (может и в три недели, может в месяц или в два, но в три месяца — обязан) и начать гулить. Шесть месяцев — переворот со спины на живот, соответственно, появляется лепетная речь — какие-то слоги («ба», «ма», «ла»). Это начатки речи. Десять месяцев — начало вертикализации, малыш пытается стать на ноги, и здесь появляются первые слова, так называемые фонемы. Например, «би» — машинка, «ма» — мама и т. д. Фонемы и полноценная человеческая речь — это разные вещи.

По современным мировым суждениям ребенок должен в год говорить три слова или понятные для окружающих фонемы.

— Эти нормы как-то меняются с течением времени? Скажем, тридцать лет назад и сегодня?

— Совершенно верно, меняются. Ведь советских докторов (а я из их числа) действительно учили немножко по-другому. В СССР было принято так: годовалый малыш должен говорить десять слов, фонем или имитаций звуков животных. Честно сказать, достаточно долго именно на эту норму и опирались.

Но статистика — вещь упрямая. Это сбор данных тысяч, миллионов людей: кто, что и как говорит. Взяли среднестатистический показатель и выяснилось, что десять слов в год сейчас говорит редкий малыш. Почему? Специалисты в поведенческой неврологии стали задаваться этим вопросом.

В прошлом году я была на Балтийском конгрессе по детской неврологии — это серьезный симпозиум, где собираются все корифеи, чьи книги мы читаем, на чьем опыте учимся, к чьему мнению прислушиваемся. Так вот, обсуждали вопрос: почему было десять слов, а стало — три? Серьезные ученые вспомнили о том, что детей-то раньше отдавали в детский сад в год. Из микросоциума — в макросоциум. В год ребенок уже был социализирован. Поэтому появлялась речевая мотивация. Раннее введение прикормов — соответственно, жевание. А это прекрасная тренировка речевого аппарата. Подгузников не было. Раннее формирование навыков опрятности наверняка тоже влияло на развитие коммуникации и речевой функции.

Когда я по привычке еще пыталась считать десять слов у годовалого ребенка, не получалось практически никогда… Несколько лет назад мировые стандарты поменялись. Чтобы люди не расстраивались, наверное (смеется. — Прим. Onliner).

— Важно, чтобы норма не стала жестоким хлыстом, правда?

— Совершенно верно. Сейчас все поменялось и в акушерстве, и в выхаживании деток… Как-то так исторически сложилось, что ко мне приходит много недоношенных детей, деток из близнецов. Я их очень люблю, потому что у меня самой двойняшки. А двойни и тройни часто бывают маловесными. «Как же будет дальше складываться их жизнь?» — волнуются родители. У меня есть пациенты, которые родились весом в 500, 600, 700 граммов. Еще 15—20 лет назад прогноз для полноценной жизни таких детей был близок к нулю. Практически всегда такой малыш имел тяжелую неврологическую патологию. А сейчас — нет. Эти детки прекрасно идут в школу, учатся и т. д. Более того, у многих из них и не было речевых проблем. Возможно, потому, что, когда доктора боролись за их жизнь, выхаживали, сформировались дополнительные синаптические связи.

Так что скажу вам со всей ответственностью: если ребенок недоношенный, это абсолютно не означает, что в будущем его ждут какие-то серьезные проблемы.

И наоборот. Вроде идеальная беременность, отсутствие осложнений, прекрасные роды, а в три-четыре года — серьезные речевые нарушения. Так тоже бывает достаточно часто.

— То есть никаких гарантий нет?

— Именно. Анатомически центр моторной речи не очень удачно расположен — на границе кровоснабжения двух артерий. Если что-то идет не так — травма в родах, обвитие пуповиной, острая кислородная недостаточность, внутриутробная инфекция и т. д. — он страдает. В большей или меньшей степени. А дальше включается нейропластичность — кому как повезет.

— Из-за чего еще дети молчат, в чем причина?

— Если говорить о неврологической проблеме, то на первое место выходит перинатальная патология — гипоксия плода, инфекции. То, что происходит в дородовом периоде.

Затем — родовая травма, которую, увы, никто не отменял. Все виды острой нехватки кислорода, тугое обвитие пуповиной, например.

Очень большое значение имеют первые несколько месяцев жизни. Травмы головы, тяжелые инфекции могут привести к повреждению головного мозга и, соответственно, в будущем повлиять на развитие речи.

Что касается более доброкачественной задержки речи, здесь имеет значение наследственность, особенно у мальчиков. Это описано в литературе. Если в роду по мужской линии многие поздно заговорили, то ребенок тоже начнет разговаривать, скажем, не в три года, а в четыре. Например, в семье три мальчика. И каждый начинает говорить в три с половиной — четыре года. Это нормально. Мама уже понимает, что так может быть, волнуется меньше.

Еще одна причина — расстройства аутистического спектра. Сейчас очень много таких деток, это правда. Но в большинстве случаев подозрения родителей напрасны.

Как правило, когда речь идет о двухлетнем (или чуть старше) ребенке, который не говорит, я спрашиваю: «Какие у вас планы на детский садик?» Это очень важно. Выход из микросоциума должен произойти. Три-четыре месяца ребенку необходимо пробыть не с родителями, а с другими людьми. Это станет индикатором: истинное отставание или задержка темпа речевого развития?

Здесь мы переходим к еще одной причине задержки речи — это материнская гиперопека. То, что в англоязычной литературе называют helicopter parenting. Например, я прошу ребенка в своем кабинете: «Мишенька, принеси, пожалуйста, пирамидку, она стоит на полочке». Даю задание, чтобы определить, насколько малыш меня понимает, слышит, обладает социальным интересом. Половина мам несутся впереди ребенка, показывают пальцем на пирамидку — точно так же они делают и дома. Нависают «плащом». Полностью ограничивают индивидуальную свободу, не дают малышу раскрыться. А в песочнице и в детском саду нужно самому сказать: «Дай ведро» или «На лопатку». Уже нет мамы, которая в любой момент произнесет: «Дай моему Мишеньке ведро». Поэтому три-четыре месяца в детском коллективе — это очень важный период. Одновременно я даю детям и родителям задания. Например, берете буханку хлеба, идете кормить лебедей и говорите своему ребеночку: «Мишенька, оторви кусочек хлебушка». Он отрывает. А потом нужно сказать: «Оторви меньше (больше)». Не пальцем тыкать и отламывать, а действительно разобраться, понимает ли вас человек.

Эти легкие задания помогают определить, что происходит с ребенком. Если малыш справляется, желаю здоровья, назначаю рыбий жир и советую показаться в два года девять-десять месяцев. Если же нет, нужно распутывать клубок дальше.

— Всегда ли молчание ребенка говорит о какой-то проблеме? Ведь много случаев, когда малыши не разговаривают, а потом как ни в чем не бывало догоняют сверстников.

— Очень часто дети молчат, когда не видят смысла в произношении слов. Представьте ситуацию. Ребенок дома, мама спрашивает: «Что ты будешь пить, сок или чай?» И (очень важно!) этого объекта нет перед глазами у ребенка. То есть он не может до него дотянуться или показать ручкой. Тогда, конечно, малышу выгодно начать говорить, ответить: «Сок». Он включен в речевой процесс. У ребенка действительно есть мотивация разговаривать. А иначе он может молчать.

— В какой момент стоит идти к врачу?

— Я бы посоветовала родителям, если что-то их беспокоит или пугает, поделить ответственность с теми, кто в теме. Например, ребенку почти два года, а он совсем молчит. В такой ситуации надо идти к неврологу. Чтобы дал какие-то задания, предложил понаблюдать за поведением и пониманием речи.

Я любимый доктор у многих бабушек (смеется. — Прим. Onliner), потому что повторяю: идеально воспитывать ребенка в формате «советское детство». Что я имею в виду? Абсолютное отсутствие гаджетов в руках, потому что их нет, не изобрели еще. Телевизор — очень дозированно: днем — мультфильм, вечером — «Калыханка». Бесконечное количество улицы: песочницы, самокаты, велосипеды… Песочницы и еще раз песочницы… Потому что они — тоже вариант социума. Это то, к чему я прошу родителей максимально приблизиться.

— Не наблюдаете ли вы сейчас обратную крайность в поколении молодых родителей: английский чуть ли не с рождения, научить читать — в три года? Как влияет на наше общество эта сверхидея о развитии?

— Я думаю, что все сейчас наблюдают эту крайность. Иногда это выглядит немного комично. «Развитие ребенка — это так важно!» — повторяют родители. А я спрашиваю: «Скажите, много ли у вас неграмотных знакомых — людей, которые не умеют читать и писать? Вот прям крестиком расписываются?» Отвечают: «Да как-то нет ни одного». Я продолжаю: «А есть ли у вас знакомые, которые плохо рисуют или с трудом подбирают рифму, испытывают проблемы с творческим началом?» — «Конечно, полно!»

Так вот, мозг, он умный. Не зря у человека два полушария: одно ведущее, а второе — творческое, вспомогательное. И формироваться они должны примерно одинаково, помогая друг другу. Если мы загружаем ведущее полушарие — английский в три года, китайский в пять лет (был у меня мальчик, уже иероглифы в этом возрасте писал), — то вторая часть мозга откажется работать. Закон сохранения энергии еще никто не отменял. Иногда мне приходится напоминать об этом родителям.

«В три года наш ребенок считает по-английски, но почему-то говорит по-русски с трудом». Естественно. В головном мозге за все отвечают свои центры: один — за моторику, второй — за калькуляцию, третий — за распознавание букв… Если один центр перегружен, второй имеет полное право отнестись к себе более бережно. Иногда мы такому ребенку делаем энцефалограмму, и она вся с признаками перевозбуждения, иногда даже крайнего возбуждения. То есть мозг работает не отдыхая. Я показываю родителям, говорю: «Поберегите человека. Пусть он лучше спит у вас да двигается больше, ибо вся моторика в одной извилине, в том числе речевая». Многие мамы и папы ведь отказываются: «Не надо нам днем спать! Будем учиться лишние два часа!» Так вот, дневной сон до шести лет — обязателен. Головной мозг должен днем отдыхать, особенно у детей. Когда мне говорят: «У нас музыкальная школа, и карате, и китайский, и английский, и еще всякое…», я вздыхаю. Мозг нужно беречь. Развивать его гармонично.

— Как разговаривать о задержке речевого развития с мамами и папами, чтобы не усилить их и без того большое чувство вины и стыда?

— Никогда в жизни я не вгоняю родителей в стыд и уж тем более не поддерживаю чувство вины. Хотя бы потому, что мы с мужем многодетные родители и прекрасно понимаем, что, если человек пришел в кабинет к врачу и говорит о своем беспокойстве, это уже хороший и ответственный родитель. Он молодец! Видит, что что-то не так, и хочет получить ответы на свои вопросы.

Чувство вины или стыда я растворяю сразу. Даже если мама (одна или при папе) начинает плакать: «Это я во всем виновата, потому что были сложные роды», я сразу отвечаю: «Вы вообще ни в чем не виноваты никогда! И должны гордиться собой. Вы молодец». Моя задача — вселить веру. Если родители хотели ребенка, все делали и делают для того, чтобы его родить и растить полноценным, то им надо помогать, а не винить!

Иногда сложно выйти из этой раковины вины и стыда. Папа и мама думают: «Может быть, наш ребенок не говорит, потому что мы полетели в отпуск на третьем месяце? Или потому, что я выпила бокал шампанского в Новый год, не зная о беременности?» Мы имеем право быть живыми людьми. Вина и стыд — точно не те слова, которые звучат в моем кабинете. Моя задача — помочь ребеночку и сделать родителей более счастливыми!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ЛОДЭ», УНП 100262226.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *