Ребенок 5 лет не

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать

+10-10

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать?
И надо ли учить читать до школы?
Разговор начат на конференции «Детская психология», и мы говорим об обучении чтению старших дошкольников, детей 4-7 лет.
Конечно, читать надо учить! Кто с этим спорит? Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет.
Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к тому, чтобы самому учиться добывать знания. А ведь мы и стремимся к тому, чтобы ребенок умел учиться.
Исходя из своего многолетнего опыта, хотела бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, чтение, пожалуй, одна из самых деликатных областей.
Здесь важно всё: КТО учит, КАК учит, если это делают родители – обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает – значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет – «Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!» Вот это и есть одна из главных ошибок.
Если правильно подойти к делу, то в 4-5 лет научить читать гораздо проще, чем в 6-7, когда трудно преодолеть психологические барьеры, возникшие от неоднократных неудачных попыток в этой области.
Если ребенок не хочет учиться читать, то за этим почти всегда кроются большие ошибки взрослых:
— учили, не владея методикой обучения, поэтому научили неправильно и ребенок
по этой причине так и не овладел необходимыми навыками; а если при таком положении вещей еще и заставлять читать, а то и требовать, чтобы ребенок сам читал книги, то так и до нервного срыва недалеко.
— учили, потому что это нужно было самим взрослым, а не этому конкретному
ребенку, не учитывая психологических особенностей возраста. А ребенок никогда не будет с вдохновением что-то делать, если это нужно маме, няне, тете и т.д. Он будет продуктивно чем-то заниматься тогда и только тогда, когда это нужно ЛИЧНО ЕМУ.
Оля, вы ведь сами говорите, что вывески ваша дочка с удовольствием читает, но только если ее об этом не просить. А когда попросите – не захочет, а почему? Потому что тогда это уже нужно вам, а не ей, так?
Поставьте себя на место ребенка: читать он не умеет, еле-еле робко пытается соединить слоги, а взрослые начинают наседать, приставать и требовать что-то такое, что не получается, (да объективно он и не может еще этого сделать), а это, в свою очередь, вызывает его активный протест. Вот и думает ребенок: да ну его, это чтение, не хочу и не буду! И, согласитесь, с его точки зрения он прав.
Так что делать-то?
Прежде всего, проанализировать свои действия и с позиции методических принципов, и, что очень важно, поставив себя на место своего ребенка. Вам было бы интересно, если бы вас так приобщали к чтению, как это делаете вы ? Тут уже не пройдет аргумент, который часто приводят родители: меня никто не учил читать, я как-то сама научилась и уже в 3 года читала. Вы это вы, а ваш ребенок это ваш ребенок.
Если у ребенка уже стойкая неприязнь к процессу обучения чтению, то обучение «из-под палки» приведет только к нервному срыву. Значит, очень важно сделать этот процесс ИНТЕРЕСНЫМ.
Для детей «интересно» – это, кроме всего прочего, когда всё получается, причем получается не когда-нибудь в перспективе, а сегодня и сейчас, тогда — радость от самого процесса и желание продолжать это занятие.
Яся, для вас пока слово «интересно» пустой звук. Но ведь лучше вас никто не знает вашего ребенка и чтобы было интересно вашей дочке, важно идти в своих действиях от нее самой, исходя из ее сегодняшних интересов. Вам было бы интересно читать «мама мыла раму?» Наверное, никому это не интересно. Всегда продуктивнее работать по собственной программе, а не по навязанной. Интересуют ребенка сегодня динозавры – рассматриваем картинки и читаем названия. Завтра стали интересны музыкальные инструменты, значит, будем говорить и читать на эту тему. Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться буквально мимоходом, не ставя именно это главной целью бытия. При домашних занятиях, мне кажется, только такой путь и приносит результат. Принцип прост – учить читать, специально этому не уча, ЧТЕНИЕ НЕ РАДИ ЧТЕНИЯ, а как нечто прикладное. При таком подходе дети и не замечают, что их «учат» .
О принципе подобных занятий можно прочитать в моей статье «Учимся не на уроке» (журнал «Наш малыш», №5, 2000) или можно посмотреть .
ИДЁМ НЕ ОТ БУКВАРЯ И НЕ ОТ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗРОСЛОГО, А ТОЛЬКО ОТ РЕБЕНКА, ОТ ЕГО ЖЕЛАНИЙ, ЕГО ИНТЕРЕСОВ.
При этом важно не учить, не обучать, а вплести ваши действия в повседневную жизнь. Пусть ребенку зачем-то НУЖНО будет это прочитать – нужна та самая внутренняя мотивация, как говорят психологи. При этом можно не ждать, когда он захочет (может ведь долго не захотеть), а самим провоцировать такие ситуации. Хочется ребенку эту конфету – можно просто дать ее ему и всё, а можно ВМЕСТЕ искать ее по оставленным запискам, в которых всего-то 1-2 слова, но их нужно прочитать. Это, конечно упрощенный пример. Зная своего ребенка, каждый может создать множество таких ситуаций, опираясь на интерес сегодняшнего дня.
Выделяю слово ВМЕСТЕ. Именно вместе читаем: пока есть барьер неуверенности, важна наша помощь.
Трудно детально советовать, не зная особенностей ваших детей,
Даже, если имена всех кукол написать крупными буквами (или в Word»e крупным шрифтом 70-80 набрать), каким-то образом это все обыграть, придумать на эту тему короткую игру, типа регистрации при посадке в самолет – почему бы на этом фоне и не прочитать написанное?
Только нельзя, чтобы было четкое разделение: я взрослый, я учу, а ты – ребенок, ты делаешь то, что я тебе говорю. Постарайтесь играть на равных, ну вернитесь вы в детство, повеселитесь, поднимитесь до уровня вашего малыша. Не учите, поиграйте. Успех при домашнем обучении обеспечен тогда, когда вы играете на равных.
Игр можно придумать много, стоит только начать!
Прекрасно работают плакатики. На листе бумаги крупным шрифтом написано слово, словосочетание или короткое предложение (скороговорка, загадка), 2-4 строки из понравившегося стихотворения, из любимой песенки. Идешь по одной стороне коридора и читаешь вслух мимоходом; возвращаешься, а на другой стене другой плакатик . Ребенок сколько раз в день по коридору пробежит? Обязательно отложится в головке и, заметьте, без титанических усилий с вашей стороны. Главное, на первых порах, большие буквы и МАЛО текста (чтобы не пугать ребенка). Особенно хорошо работают плакаты, когда на них ребенок читае

Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям

Желание учиться новому заложено в детях от рождения

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.

Рисование развивает мелкую моторику и воображение

  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами

Штриховка, которая помогает натренировать руку

  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента

  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы

Помощь по дому — тоже учеба

Что делать, если ребенок не хочет писать: советы психолога

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.

Если ребенок не хочет учиться писать, показывайте ему пример

Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.

Иногда дети не хотят учиться из-за сильных негативных переживаний

Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать

Занятие для родителей: выразительно читаем вслух

  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко

Возможно, ребенок не хочет учиться читать из-за плохого зрения

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».

Ребенок не хочет учиться из-за психологического давления

Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.

Если малыш не хочет учиться, его всё равно нужно хвалить

Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль

Сидеть на задней парте не так уж весело

Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений

Возможно, ребенок не хочет учиться потому, что не понимает учителя?

Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.

Ребенок не хочет учиться потому, что не видит в этом смысла

Что делать, если ребенок не хочет читать

Родители бьют тревогу: ребенку пора поступать в первый класс, а он так и не научился читать. Или, хуже того, «он уже в 3-ем классе, а с трудом складывает слоги в слова!». Не говоря уже о том, чтобы читать в свободное время, вместо этого дети либо увлечены гаджетами, либо изнывают от скуки.

Сегодня читающие дети – редкость. Впрочем, если посмотреть на взрослых, можно понять, почему. Лет 30-40 назад дети видели своих родителей за чтением книг и газет буквально каждый вечер. Сегодня информационный голод утоляет телевизор и интернет. И даже если вы читаете новостную ленту или художественную литературу с экрана, ваши дети не связывают это действие с книгами.

Вместо чтения книги ваш ребенок, скорее, вымоет посуду или подметет пол? Вы каждый день просите ребенка сесть и читать вам книги по школьной программе? Очень сложно предпринимать какие-то действия, если ваш отпрыск ненавидит чтение, а еще труднее понять, как же его мотивировать к этому занятию.

Привить вашему ребенку любовь к чтению помогут следующие действия:

  • Читайте вслух. Кроме того, что это развивает мышление, обогащает словарный запас и понимание, вы с ребенком приятно проводите время вместе. Выбирайте детские книги, которые вы читаете с удовольствием, получайте радость от процесса. Не стоит делать это через силу. Дети очень тонко чувствуют ваше воодушевление и, таким образом, приобщаются к чтению.
  • Определите интересы ребенка, что его волнует или интригует. Например, моя племянница без ума от лошадей, а вот с чтением у нее небольшие трудности. Родители стали покупать ей книги про лошадок, по которым девочка и научилась с интересом читать. Таким образом, зная, что интересует ребенка, можно определить, какие типы текстов ему понравятся.
  • Начните самостоятельное чтение ребенка с малого – с небольших захватывающих сказок. Можно, например, придумать и записать сказку-историю про вашего ребенка, оформить его собственными иллюстрациями и распечатать. Как правило, дети очень любят истории про свои приключения и просят пересказывать их бесконечное количество раз. Какова же будет их радость и гордость за себя, когда они сами смогут прочитать эту самодельную книгу.
  • Подавайте положительный пример. Дети уделяют гораздо больше внимания тому, что именно родители делают, чем тому, что они говорят, поэтому пусть они видят, как вы читаете. Читайте перед сном, в свободное время, дома и в общественных местах. Мальчикам, к примеру, очень важно видеть, как читают другие мужчины. В любом случае пусть ребенок видит читающих взрослых и книги на полках. А если в доме нет книг, как вы думаете, он полюбит чтение?
  • Практикуйте совместное чтение. Такой коллективный опыт может быть организован в чтение вслух по очереди страниц, разделов или глав. Поддерживайте ребенка, когда он читает вам вслух, но не спешите исправлять неправильное произношение, это зацикливает его на ошибках, а ваша задача – создать ситуацию успеха. Когда ребенок станет старше, можно читать одну и ту же книгу, а затем ее обсуждать.
    К сожалению, совместное чтение недооценивается многими родителями, а на деле это хороший метод мотивации. Большинство детей действительно хотят проводить время со своими родителями, но как только они достигают 7 или 8 лет, взрослые, как правило, не рассматривают чтение вместе как вариант; они убеждены, что это подходит для дошкольников, в крайнем случае – для первоклассников.
  • Делитесь своими эмоциями и впечатлениями от прочитанного. Для идеального совместного опыта чтения выберите увлекательные тексты, которые обязательно приведут к обсуждению. Желательно читать книгу всей семьей, а затем устраивать общее обсуждение, дискуссии и даже дебаты.

Ключевым фактором является создание безопасных, комфортных условий, в которых организовывается свободное чтение и где дети настроены на успех.

Хотя, безусловно, на этот вопрос нет простого ответа, однако проявив внимание и терпение, вы можете помочь вашему ребенку повысить скорость чтения и понимания текста. Это не волшебство, но, поверьте, каждый маленький шажок помогает.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Консультация «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома?»

Алена Павлова
Консультация «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома?»

НЕСКОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Используйте игровые приёмы. Подключайте к занятию любимую игрушку, интерпретируйте любимые игры ребёнка.

2. Проявляйте свой собственный интерес, будьте образцом для подражания, будьте инициативны, используйте творческий подход. Помните, что если у вас нет мотива совместной деятельности с ребёнком, если вам самим не интересно, то и у ребёнка не возникнет этот мотив.

3. Используйте для занятий наиболее благоприятное время. Если ребёнок увлечен другой игрой или устал и хочет спать, то мотивации к занятию не будет. Понаблюдайте, в какое время дня ребёнок наиболее расположен выполнять домашнее задание. Лучше, чтобы занятие предвосхищало что-то приятное, например, просмотр мультиков, любимую игру, прогулку.

4. Для того, чтобы ребёнок мог ощущать временные границы занятия, можно использовать таймер или песочные часы. Тогда у ребёнка не будет возникать вопрос «Когда мы закончим?» Занятия не должны быть продолжительными.

5. Предоставляйте ребёнку выбор. Например: «Ты хочешь заниматься за столом или на полу? Мы будем заниматься сейчас или после того, как ты посмотришь мультфильм?» и т. п. Таким образом ребёнок будет ощущать себя полноценной личностью, мнение которого имеет вес.

6. Используйте «активное слушание». Если ребёнок жалуется, например, на нежелание заниматься, не игнорируйте это. Вместо привычных назиданий и критики, раздражающего многословия в виде нравоучений желательно использовать подобные фразы: «Тебе трудно. Давай попробуем вместе!»

7. Подкрепляйте мотивацию положительными эмоциями от результата.

8. Проявляйте терпение! Нужно осознавать тот факт, что вышеперечисленные советы не гарантируют моментального решения всех проблем. Только систематическое использования данных приёмов, настойчивость со стороны родителей дадут положительные результаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *