Ребенок бьет родителей 5 лет

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Самым правильным будет не ругать ребенка, а учить его распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он сейчас чувствует. Рассуждайте с ребенком, что значит та или иная эмоция. Предлагайте другие, альтернативные варианты проявления чувств: нарисовать обиду, представить грусть, побить подушки, покричать в окно.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая — естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Просмотры же мультфильмов, где Маша безнаказанно издевается над Медведем, фильмов-боевиков или игры, где нужно ударить, чтобы выиграть — все это только подкрепляет уверенность ребенка в том, что так можно делать, поэтому он позволяет себе ударить родителя, просто не задумываясь о том, что поступает неправильно.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам. Если ребенка наказывают физически (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным.

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

В случае, если вы сами используете физические наказания или «невинные» на ваш взгляд шлепки, щипки, оплеухи в качестве воспитания, то попробуйте пересмотреть варианты наказаний или проявления собственных эмоций.

6) Ребенку не хватает активности.

Физическая агрессия – способ выплескивания физической энергии. В силу возраста у дошкольника этой энергии много. Сдерживание ее в условиях детского сада, развивающих занятий, направленных на умственное развитие, может выражаться в желании «побороться».

Попробуйте увлечь ребенка занятиями спортом, активными играми на свежем воздухе, опять же поколотить боксерскую грушу, если ребенку хочется делать что-то руками. Свою энергию он также может выражать на детской площадке в кругу сверстников, в кружках, направленных на физическое развитие.

Этой части жизни ребенка должно быть уделено не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.

Как уже было сказано, это не исчерпывающий список причин, по которым дошкольник может поднимать руку на родителей, и, как вы видите, далеко не все из них свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Такое поведение нередко является нормой, но чтобы его прекратить, родителям нужно больше внимания уделять своему ребенку, чаще говорить с ним о его эмоциях и переживаниях, учить морали и расставлять границы дозволенного.

Если же ребенок продолжает вести себя агрессивно, дерется постоянно или причиняет вам боль преднамеренно, отрегулировать его поведение поможет специалист – детский психолог. Бесплатную психологическую помощь вы имеете право получать в образовательных учреждениях (детские сады, школы), в которые ходит ребенок, и в специализированных центрах по месту жительства. Чем раньше вы разберетесь в причинах такого поведения, тем легче его будет скорректировать.

Александра Султанова

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания. Пройти тест

Что делать, если ребёнок бьёт родителей

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

Здравствуйте. В данный момент с дочкой сижу я. Жена работает в офисе, я умудряюсь параллельно с воспитанием работать из дома. Прошли через многое. Дочери 2,5 года. Достаточно сообразительная, активная, опрятная. Научил убирать за собой, умываться, чистить зубы, одеваться, раздеваться, быть коммуникабельной и комфортно чувствовать себя в любой среде на людях. Это так, введение)
Но есть одна штука) Иногда различные действия воспитания проходят так: я говорю «не балуйся» или «убери за собой», а она говорит «не буду, сам убери» и почти всегда стукает меня))) Я не подаю вида что это забавно, а наоборот, говорю что папу бить нельзя. Говорить так и дальше? Сама поймёт? Или какие-то меры нужно принимать?

На вопрос о том, что делать, если ребёнок бьёт родителей, отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

На данный момент вы ставите дочь в двусмысленное положение, потому что ваши слова расходятся с делом. Вы говорите, что папу бить нельзя, в то время, как она именно это и делает. Ваше бездействие сообщает, что стукнуть вас и сказать вам грубость — допустимо.

Из текста вопроса я не могу знать наверняка всю суть вашей ситуации. Но похоже на то, что у вас сложился ритуал выражения определённого рода чувств. Его минусы в том, что он далёк от социально одобряемого и сами чувства в нём остаются не осознанными.

Происходит следующее: вы чего-то от дочери требуете. Это вызывает фрустрацию. Детям и не должно нравиться, что им устанавливают границы, но они в них всё равно нуждаются. Испытывать досаду, раздражение, злость, даже обиду, когда вас заставляют что-то делать, совершенно естественно. Даже после того, как вы создали дружелюбную к потребностям в развитии и к ребёнку домашнюю среду. В ней многие вещи дети делают с удовольствием как упражнение в самосовершенствовании, а не как повинность. Но всё равно вы будете вынуждены что-то от ребёнка требовать, и это будет в моменте вызывать неудовольствие.

При этом девочка не понимает, что чувствует, но выражает эмоциональный всплеск действием: словесной тирадой и каким-то образом вас ударяет.

Как реагировать, когда ребёнок бьёт родителей

Большинство детей 2—3 лет по тем или иным причинам бьют родителей. Они могут решать разные задачи этим способом. Обязанность родителей — в любом случае физически не допускать неприемлемого поведения. Но также важно понять, чего хотел добиться малыш, и предложить допустимые способы поведения. Это поможет удовлетворить потребности, которые стоят за гневом, протестом, обидой.

В вашем случае помощь состоит в том, чтобы дать название чувствам, которые дочь испытывает.

«Ты сердишься»

«Ты злишься, что пора убирать игрушки»

«Тебе досадно, что пора заканчивать игру»

Иногда самого обозначения достаточно, чтобы овладеть собой. Пока я не понимаю, что со мной, на обуревающие чувства накладывается тревога, но стоит дать состоянию имя, как пугающая неизвестность проходит, и остаётся только исходная эмоция. Бывает, что переживание слишком сильное. Тогда уместно выражение сочувствия, поддержки и настойчивость в сохранении границ.

«Жаль, что время на игры закончилось»

«Бывает очень досадно, что пора идти спать»

«Тебе трудно закончить бегать. Ты остановишься сама, или мне тебе помочь?»

Профилактика агрессивного поведения у детей

Невозможно избежать ситуации, когда малыш попробует ударить. Но лучше не доводить до того, когда ребёнок в свои два—три года бьёт родителей регулярно.

Любому человеку легче, когда необходимость не наступает внезапно и присутствует выбор.

Для первого полезно предупреждать даже самых маленьких — не повторять несколько раз одно и того же, а именно использовать предвестников.

«Скоро прозвенит будильник, и надо будет идти чистить зубы и готовиться спать»

«Ты можешь скатиться с горки ещё пять раз, и потом мы идём домой»

Для второго ищите опции для одного и того же требования, предлагайте разрешённые способы действовать.

«Пора собирать игрушки. Что сначала положим на место: куклу или мяч?»

«Давай я тебе помогу. Выбери, что ты понесёшь на полку, это или то, а я отнесу второе»

«Ты не можешь бегать здесь, но можешь вон там»

«Ты не можешь бить никого, когда сердита, но можешь топнуть ногой или громко сказать, что злишься».

Что для взрослого — «не баловаться», то ребёнку — беспредметная формулировка. Важно озвучивать требования, претензии к ребёнку в зримых, вещественных, наблюдаемых формах. Не «плохо обижать папу», а «я не хочу, чтобы ты ударяла меня». Не «перестань баловаться», а «иди шагом», «говори тише», «нельзя скидывать вещи с полок» и т. п.

Вы выступаете образцом и поведения, и языка, поэтому стремитесь сохранять корректность и доброжелательность. Говорите от своего лица: «не ударяй меня, мне не приятно / больно».

В большинстве случаев вдобавок ко всем конструктивным действиям, сердитого ребёнка полезно обнять, с его разрешения.

Каждый родитель может столкнуться с детской агрессией, направленной как на взрослых, так и на сверстников. Благодушный прежде малыш вдруг начинает кидаться игрушками, замахиваться на маму, кусать сестру или бить соседского мальчишку на площадке из-за места в песочнице. Любое препятствие на его пути вызывает гнев, чадо сердится, кричит и пытается доказывать свою правоту кулаками. Как действовать в такой ситуации? Почему ребенок дерется, как направить его в позитивное русло?

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя – не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Разбираемся с причиной

  1. Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
  2. Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
  3. Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
  4. Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
  5. Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
  6. Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
  7. Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
  8. Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок сосет пальцы?). Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессивный ребенок

Советы педиатров

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок грызет ногти: советы Комаровского

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

  1. Убираем негативные эмоции. Дети берут пример с увиденной картинки и услышанных слов. Часто малыш окружен мультфильмами с драками, то он может брать пример с любимых героев. Когда вы увидели агрессивный акт в мультфильме, который смотрит малыш, то нужно обязательно его обсудить. Основной вывод – зло наказывается, дерутся, ругаются только плохие герои. Покажите пример доброго поступка, выберите книгу или фильм с конструктивным решением проблемы.
  2. До 2-3 лет ребенок не может сдерживать свои эмоции, его чувства выражаются в поведении. Нет ничего удивительного, что малыши часто вырывают друг у друга игрушки и плачут, если им не удается добыть новый для них предмет (рекомендуем прочитать: что делать родителям, если ребенок плачет в детском саду?). В этом возрасте ребенок может замахнуться на маму или сказать ей «Уйди, ты плохая». Нужно рассказывать чаду, что так делать нельзя. Малыш устал, перевозбудился, иногда ему очень трудно удержаться от агрессивных эмоций. Обнимите его, скажите, что понимаете его обиду и хотите помочь.
  3. Применяйте метод активного слушания. Выражайте чувства иначе. Помогите ребенку разобраться в своих ощущениях. Вместо фразы: «Ты плохой мальчишка, я тебя сейчас накажу», стоит сказать: «Ты рассержен на Ваню, что он не дал тебе самокат». Удивительно, но проговоренные чувства могут свести на нет агрессивную вспышку. Для маленького человечка важно, когда понимают его чувства.
  4. Не стоит бояться показывать свое недовольство. К 4-5 годам дети понимают чувства родителей. Если ребенок подрался, то можно сказать «Я очень расстроена поступком, мне грустно, что мой сын решает проблемы таким способом». При выражении чувств не переходите на личность чада, говорите о своих чувствах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок кусается и дерется?

Дополнительные советы

  1. Не нужно кричать или опускаться до детского уровня. В самой сложной ситуации не стоит забывать о своей мудрости и опыте.
  2. Когда игра с малышом переходит в драку, отказывайтесь от нее. Твердо скажите «Стоп» или «Нет». Замахивания на вас продолжаются? Оставьте его одного. Расскажите малышу, что игра будет продолжена, но в спокойной обстановке. Сделайте акцент на том, почему именно вы не хотите так играть.
  3. Нельзя обзывать и бить в ответ ребенка. Ругайте за поступок, а не его самого. «Драчун», «плохой», «нехорошая девочка» и другие эпитеты необходимо вычеркнуть из общения с чадом при любой ситуации. Важно озвучивать только неприятие акта агрессии.
  4. Если началась истерика, то нужно настоять на своем (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка в 2 года?). Когда вы уже сказали, что это исключено, не стоит поддаваться на манипулирование. Умейте мягко отстаивать свою позицию, постепенно можно отучить ребенка драться.
  5. Не стоит угрожать, призывать на помощь «милиционеров, злых дядь и теть». Всем знакома фраза: «Заберите его, нам такой плохой малыш не нужен». Эта сильная психологическая травма для эмоционального развития.
  6. Необходимо отмечать хорошие поступки и поведение. Хвалите, когда сын или дочь поделились игрушкой с ровесником, удержались от удара, годовалый малыш не стал кусать брата или замахиваться на друга. Закрепляем положительное поведение!

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.

Здоровый двухлетний малыш – это, как правило, маленький ураган, которому нужно все и сразу, а выражать свои желания словами он пока не научился. Поэтому нередко любой конфликт заканчивается дракой и слезами, да и родителям периодически достаются довольно чувствительные удары от собственного чада.

Можно ли справиться с детской агрессией?

Конечно можно, но процесс займет некоторое время. Обязательно запаситесь терпением, чтобы не срываться на ребенке за то, что он не понимает с первого раза. Или даже с десятого. Это – нормально, и скоро пройдет.

Также важно задуматься об атмосфере в семье. В некоторых случаях дети начинают драться и кусаться, выражая таким образом свой протест или сбрасывая напряжение, созданное тяжелой семейной ситуацией. Если в доме принято разговаривать на повышенных тонах, наказывать детей физически, а уважение между младшими и старшими строится исключительно на страхе – будет очень трудно отучить ребенка от силовых методов решения любых проблем. Такое же поведение может наблюдаться, если в семье появился младенец, при разводе родителей, переезде или любом другом серьезном стрессе. Даже некоторые семейные тайны, с которыми малыша не сочли нужным познакомить (к примеру, умер кто-то из близких родственников), иногда приводит к агрессии у детей в возрасте около 2 лет. Они просто не умеют по-другому выражать свою внутреннюю боль и контролировать эмоции.

Если же ничего подобного в вашем доме не наблюдается, то можете выдохнуть и запомнить: период «драк в песочнице» и попытки ударить или укусить маму в данном случае – не более чем этап детского развития, и совсем скоро он пройдет без следа.

А теперь – немного практических советов, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Если ребенок бьет вас

Увы, так поступают практически все дети, причем буквально на ровном месте, когда мама спокойно играет с малышом или кормит его. Это своего рода проверка границ и оценка собственных возможностей, вполне характерная для периода, когда ребенок активно отделяется от мамы и перестает воспринимать ее как продолжение собственного тела.

Но такое поведение обязательно нужно пресекать. Схема примерно та же, что и в предыдущем случае – остановите маленького агрессора, если он уже замахнулся, и строго скажите, что вам это неприятно и больно. С первой попытки не все дети понимают, что бить маму категорически нельзя. Если в этот момент малыш сидит у вас на руках, то отстраните его, поставьте на пол и повторите, что маме больно. Снова не помогло? Отойдите от ребенка, показав ему, что именно так вы общаться с ним не будете.

Скорее всего, маленький упрямец закатит настоящую истерику – ведь «уход» мамы неприятен практически для каждого ребенка. Не спешите сразу брать его на руки, иначе весь смысл предыдущих действий будет потерян. Но выждав некоторое время, успокойте малыша, дав ему понять, что вам не нравится не он сам (его-то вы любите всегда!), а только некоторые его поступки.

Чего делать нельзя

Никогда не отвечайте ударом на удар и не учите этому вашего ребенка. Таким образом вы даете ему разрешение на агрессию в адрес других людей, в том числе и взрослых. А это очень вредная привычка, от которой будет совсем непросто избавиться!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *