Ребенок и папа

Подготовка к отцовству

  • Пройти вместе через беременность жены, быть опорой и поддержкой;
  • Общаться с малышом еще до его рождения, прикладывая руку к животу мамы и разговаривая с ним;
  • Посещать ультразвуковые исследования и наблюдать за развитием своего будущего ребенка;
  • Ходить вместе с женой на курсы по подготовке к родам, знать, каким малыш будет при рождении, ознакомиться с процедурами ухода за новорожденным: как купать, менять подгузники, ухаживать за кожей, утешать младенца;
  • Завершить все сложные семейные проекты до рождения малыша (ремонт в доме, например), высвободив время и силы для самого главного проекта — ребенка;
  • Активно участвовать в партнерских родах: помогать жене во время схваток, дышать вместе с ней, делать ей массаж спины, выполнить почетную обязанность во время родов — перерезать пуповину, в случае необходимости первым взять ребенка на руки и быть с ним все время, пока мама восстанавливается;
  • Взять на себя ответственность за семью и помочь маме и ребенку мягко войти в новую для всех жизнь.

Когда малыша ждут и готовятся к его рождению, и мама и папа могут войти в новые роли без психологического напряжения. Такие родители и нужны малышу — ощущающие себя в новом качестве, способные к осознанному родительству, готовые принять ответственность.

Стать папой

Большинство мужчин, представляя себе свое будущее родительство, мечтают о том, как вместе с ребенком они будут ходить в походы и на рыбалку, ремонтировать машину и делать пиццу воскресным утром. Воображение рисует яркие картины того, как ребенок смог поехать на двухколесном велосипеде или выиграл соревнования, и будущий отец заранее ликует вместе со своим маленьким триумфатором, покорившим очередную вершину, ведь без его активного участия в этом деле не обошлось. Но картин смены подгузников и бессонных ночей с орущим младенцем в воображении будущих пап обычно нет.

Реальность может сильно разойтись с фантазиями, и это не пойдет на пользу никому. Поэтому мужчине необходимо быть готовым к жизни, где нет места мечтам и планированию отложенного во времени будущего: жизнь с младенцем — это здесь и сейчас, когда в ответ на потребности малыша от взрослых ожидаются конкретные действия.

Что может сделать женщина для того, чтобы помочь своему мужчине вжиться в новую для него роль?

  • Создайте атмосферу доверия и спокойствия в доме: для первых контактов папы и его малыша это очень важно.
  • Папа впервые берет новорожденного на руки — поддержите его морально, не осыпайте его замечаниями вроде «не так взял», «не то говоришь», дайте своему супругу возможность насладиться первой встречей с малышом.
  • Предоставьте мужчине полную свободу действий, чтобы он мог спокойно узнать своего малыша, доверьтесь ему и позвольте общаться с ребенком так, как он хочет.
  • Контакт «кожа к коже» может помочь пробудить в мужчине отцовские чувства — пусть новорожденный полежит у папы на животе.
  • Если мужчина чувствует неуверенность в своих действиях и паникует из-за того, что малыш плачет у него на руках (а малыш плачет, потому что чувствует, что папа паникует), — не торопитесь принять младенца обратно в свои руки, вселите в мужчину уверенность в том, что он справится; как только к папе вернется сила духа, ребенок это прочувствует и перестанет беспокоиться.
  • Познакомьте папу со всеми правилами ухода за младенцем или просто делайте всё вместе в первое время; скоро вы сможете ему доверить уход за малышом без вашего неусыпного контроля.
  • Давайте папе конкретные и четкие поручения: покормить из бутылочки, искупать, подержать на руках, убаюкать, выйти на прогулку.
  • Чаще привлекайте отца к уходу за ребенком и чаще хвалите его за это.
  • Помните, что чем папа отец будет брать на себя обязанностей по уходу и воспитанию ребенка, тем сильнее он будет к нему привязываться.
  • Цените то, что глава семьи делает для вас с ребенком; чтобы и ваш муж, и малыш искренне верили, что «папка — самый лучший», в этом не должны сомневаться и вы сами.

Что папа может делать для малыша?

В первое время в обязанности папы может входить:

  • Уход — купание, смена подгузников и одежды, кормление из бутылочки;
  • Ношение на руках, утешение, разговоры, чтение книжек, простые игры, легкий массаж;
  • Прогулки с ребенком в коляске.

Возможно, в первое время папе будет проще общаться с малышом наедине, без посторонних глаз. Пусть у него будет такая возможность. Маме не нужно стоять над душой и оценивать действия мужа, лучше передохнуть в соседней комнате. Не все мужчины умеют легко выражать свои чувства к малышу. Минуты «с глазу на глаз» могут помочь папе раскрыться.

Бывает, что женщина так поглощена своим материнством, что взваливает всю заботу о ребенке на свои плечи. В результате у нее нет возможности перевести дух, а у папы — проявить себя. Особенно часто это случается в семьях, где женщина до рождения первого ребенка строила карьеру и привыкла во всем полагаться на себя.

Это может оказаться непростой задачей, но сейчас маме лучше перестроиться. Помня о том, как важны крохе оба родителя, будет разумным распределить обязанности между папой и мамой так, что они оба принимали участие в уходе и воспитании ребенка.

В идеале папа может заботиться о малыше вечером, давая жене возможность немного передохнуть, потому что не исключено, что впереди ее ждет бессонная ночь. Но современный ритм жизни, особенно в крупных городах, не всегда располагает к этому. В ситуациях, когда папа проводит много времени на работе и возвращается домой поздно и без сил, можно организовать жизнь так, чтобы заботу о малыше он брал на себя в выходные.

Важно, чтобы это время папа посвящал не только уходу, но и общению с малышом: другой запах, крепкие мужские руки, низкий спокойный голос — все это расширяет вселенную ребенка, давая ему понимание того, что у него есть мама и папа, такие разные, но при этом каждый из них по-своему так важен!

Трудности раннего отцовства: ревность и послеродовая депрессия

Бывает, что новоиспеченные отцы начинают ревновать маму к ребенку. До появления в семье третьего человека центром вселенной женщины был ее мужчина. Теперь все ее внимание поглощено существом, интимность и глубина взаимоотношений с которым могут сильно задевать самолюбие того, кого «потеснили в рейтинге». Если не осознать вовремя это чувство покинутости и не поработать с ним, глава семьи может впасть в настоящую послеродовую депрессию. В основном к этому склонны молодые мужчины, не успевшие подготовиться к новой роли.

  • В зависимости от психологической зрелости самого мужчины, проявления депрессии могут быть различными: одни представители сильного пола начинают критиковать женщину за ее чрезмерную привязанность к ребенку, могут проявлять недовольство и гнев, требовать к себе повышенного внимания; другие, наоборот, отстраняются, начинают больше времени проводить на работе, общаться с друзьями и коллегами, находить много важных и неотложных дел вне дома.
  • Мужчине бывает сложно разобраться в своих чувствах, поскольку этой стороне жизни он по природе своей уделяет недостаточное внимание. Еще чаще ему трудно говорить вслух о своих чувствах, особенно если это чувство обиды, которая всегда возникает от незнания, непонимания и замалчивания.
  • Если молодому папе сложно признаться супруге в своих смешанных чувствах, попробуйте включиться в процесс ухода за малышом. Мама не просто почувствует вашу поддержку. Благодаря вашему участию в семейных заботах она сможет выкроить немного времени для себя, отдохнуть, восстановить силы и — о чудо! — вернуть их вам своим вниманием, прежней лаской и любовью.

Роль мамы и папы в воспитании ребенка

С раннего возраста у детей начинает формироваться представление о социальных ролях женщин и мужчин, а также о модели семейных взаимоотношений. Видя с малых лет, что мама и папа ладят друг с другом, в самостоятельной жизни выросшие дети будут строить свои семьи по достойному образцу семейной модели родительских взаимоотношений.

На примере мамы и папы малыш учится пониманию различий в физической и психологической природе полов, расстановке сил внутри семьи и общества в целом.

Как бы ни менялась современная жизнь, какие бы требования к гендерным ролям она ни предъявляла, все же обычно мама является хранительницей очага. Женщина отвечает за внутрисемейную психологическую атмосферу, комфорт и уют, учит детей сосуществовать со всем вокруг в гармонии и ненасилии. Мама для ребенка является жизненным гарантом, она дает пищу, безусловную любовь, демонстрирует принятие и заботу.

Мужчина оберегает семью от враждебных влияний внешней среды, защищая ее от финансовых невзгод и социального давления, учит детей решительности, благородству, великодушию. Папа, не менее мамы любящий и заботливый, помогает малышу расти целеустремленным, настойчивым, смелым, не сдаваться. Подрастая, сын будет все больше походить на своего отца, особенно если его пример оказался удачным, а сам папа — социально успешным. Дочь бессознательно будет искать себе в пару такого же мужчину, как ее отец.

Участие папы в воспитании малыша в разные периоды детства

С первого дня папа может наравне с мамой заботиться о малыше, общаться и играть с ним. Довольно часто, однако, отец не принимает участия в заботах и — особенно — в играх с младенцем, находя их для себя неинтересными. Но дело в том, что общение с самым маленьким ребенком важно для более легкого и естественного установления контакта между крохой и папой. И самоисключение поледнего из мира ребенка в ожидании его взросления может привести к тому, что малыш не будет воспринимать его как близкого и понятного ему человека. Налаживать отношения, завоевывать доверие ребенка в более позднем возрасте будет уже сложнее.

Если отец общается и играет с сыном или дочерью с раннего младенчества, малыш привыкает к тембру папиного голоса, к его манере говорить и вести себя, отец становится более предсказуемым для ребенка, а весь его образ — более дружелюбным.

В свою очередь, через общение и игру папа учится понимать своего малыша, его лепет, мимику, настроение, читать сигналы и потребности. Так строятся основы будущего взаимопонимания между отцом и ребенком.

Итак, какое участие в жизни малыша может принимать папа?

  • 0 – 6 месяцев: поменять подгузник, искупать, покормить из бутылочки, пройтись по парку с коляской, потрясти погремушкой, сделать массаж.
  • 6 – 12 месяцев: играть в простые игры, читать книги, помогать малышу осваивать все расширяющееся пространство, учиться преодолевать неуверенность и не сдаваться, пока на физическом уровне.
  • 12 – 24 месяца: продолжать помогать в развитии координации движений; обеспечивать надежную защиту, моральную и физическую поддержку, давать малышу пробовать свои силы; обогащать опыт социального взаимодействия ребенка с ближайшей для него средой — это пригодится ему в дальнейшем для выстраивания его взаимоотношений с друзьями, воспитателями, учителями.
  • 24+ месяца: сейчас, когда доступна практически любая физическая активность без специфических навыков, можно оттачивать движения и развивать ловкость, а также вводить ребенка в социум в парках, развлекательных центрах, на игровых площадках.
  • Это также и возраст партнерства, теперь становится возможной передача навыков, обучение, взаимодействие через любую активность: футбол, велосипед, плавание, готовка блинчиков на завтрак, починка покосившейся табуретки. Отец сейчас связь с внешним миром, мост из мира ребенка в мир взрослых — рассказы о работе, о том, что есть за пределами маленькой и уютной реальности мамы и малыша, дают подрастающему человеку представление о богатстве и разнообразии мира и о том, что у каждого члена семьи есть в нем свое место.
  • 36+ месяцев. У мальчиков и девочек наступает непростой период — «Эдипова стадия» развития личности, когда ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола. Мальчики и девочки влюбляются в маму и папу как в лучших представителей всех мужчин и всех женщин, могут проявлять ревность к другому родителю.

Задача папы сейчас — отстоять и утвердить социальные роли всех задействованных лиц: сын никогда не женится на своей маме, девочка не выйдет замуж за отца, их роли незыблемы — они дети, а у мамы и папы свои роли и отношения — они муж и жена, родители. Папа обозначает границы и помогает детям справиться с ревностью, а также с тем фактом, что они исключены из партнерских взаимоотношений родителей.

Это — важный социальный урок, который может преподать детям только отец, причем он сделает это с любовью и демонстрируя свою полную поддержку ребенку. Когда дети смогут перерасти эту фазу своего психического развития, они почувствуют уверенность в том, что могут получать обратную эмоциональную связь от своих партнеров.

Многоликий папа

В более старшем дошкольном и раннем школьном возрасте у отца и ребенка появляется множество общих интересов. Важно, чтобы в этом взаимодействии папа выступал и как учитель, и как партнер по играм и другим социальным и предметным взаимодействиям, давая ребенку возможность ошибаться и исправлять ошибки.

Известно, что ребенок быстрее осваивает те навыки, которые до этого приобрел в совместной деятельности с взрослым. При возникновении похожей ситуации в самостоятельной жизни нам легче справиться с ней, если мы заранее прошли через нее в прошлом в формате игры. Помогут преодолеть жизненные трудности знания и навыки, полученные от отца, а также положительные эмоции и моральная поддержка, которые сопровождали это обучение.

  • Важный аспект отношений папы и ребенка — взаимное доверие. Хорошо, когда отец является моделью справедливого и честного поведения. Несколько раз подорвав доверие ребенка, можно отбить у него охоту обращаться к отцу за помощью, советом и поддержкой.
  • Также детям крайне важно понимание того, что папа является самым сильным и лучшим защитником интересов ребенка и всей семьи, ее опорой, умеет находить справедливое решение вопросов любой сложности. Глава семьи в любой ситуации должен быть на стороне детей и их матери, всегда и во всем отстаивать их интересы.
  • И конечно, все дети ищут дружеских отношений с отцом, хотят понимания от главного мужчины в их детском мире. В отце им важно видеть живой интерес к себе, от него они ожидают не только советов и подсказок, но и участливого выслушивания рассказов о детских буднях и, конечно, дружеского подбадривания. Здесь папе важно не удариться в общение на равных, а оставаться для ребенка авторитетом, мудрым и добрым советчиком.
  • Авторитет отца завоевывается не нравоучениями и строгостью, а любящим, чутким, заботливым и справедливым отношением к близким людям. И любить папа должен не за достижения, что очень часто случается. Ребенок в такой ситуации будет все время доказывать отцу свою состоятельность, искать его одобрения, но также всегда будет оставаться неудовлетворенным и недооцененным. Конечно, глава семьи настраивает детей, особенно сына, объясняя, как важно уметь ставить цели и добиваться желаемого. В этом и заключается его воспитательная функция. Но любовь отца, как и матери, к своему чаду — безусловная, только она и дает силы и желание вкладываться в ребенка, в его воспитание.
  • Зрелость и авторитет не приходят в один день, отцу предстоит много внутренней работы, но оно того стоит. Мужчина, выполняющий каждый день подобную работу над собой, становится человеком, достойным уважения, которому хочется подражать. Рядом с таким отцом дети чувствуют себя в безопасности, мальчики вырастают в сильных духом мужчин, девочки — в уверенных в себе и нежных женщин.

Проходя через разные возрастные этапы и взаимодействуя друг с другом на основе любви и поддержки, папа и ребенок формируют теплые, доверительные и эмоционально близкие отношения.

Папа и сын

Мальчикам на всех этапах своего развития папа необходим как модель поведения. Такие важные качества, как сила воли, целеустремленность, умение брать на себя ответственность, уважение к женщинам, сдержанность, формируются именно в процессе общения сына с папой.

Взаимодействуя с сыном, отец преподносит ему урок мужского поведения в различных жизненных ситуациях. Под чутким, направляющим руководством мальчик будет учиться самообладанию, эффективным коммуникациям с людьми, адекватной оценке себя и других, практическим навыкам и умениям (обращаться с инструментами, выполнять по дому различные работы, включая ремонтные), традиционному набору специфических мужских увлечений (охота, рыбалка, спорт).

Отец вводит сына в мужскую субкультуру, прививая ему нормы и правила мужского поведения в социуме, давая определенную направленность его интересам и способам их реализации, помогая ему в осознании себя как мужчины. Так сын знакомится с распределением ролей и обязанностей между полами, учится соответствовать ожиданиям общества.

Во взаимодействии с сыном папа будет обязательно проигрывать жизненные ситуации, в которых от мальчика ожидается типичное мужское поведение. Поэтому, например, игры с сыновьями носят особенный характер: в них очень велика двигательная составляющая — бег, борьба, состязания.

При этом хорошо, если отец дает сыну уроки поведения в ситуациях, когда необходимо психологически и физически защищать себя и других.

Эти навыки впоследствии будут перенесены в личную социальную среду ребенка в детском саду, школе. Соперничество, умение отстаивать себя является едва ли не главной составляющей мужского общения, поэтому мальчика необходимо готовить к жизни в условиях постоянного соревнования с себе подобными.

Если отец сможет построить игры на соперничество с сыном так, чтобы у мальчика накапливался опыт реального (но не жесткого) противостояния, борьбы и, самое главное, побед, он внесет ожидаемый от него вклад в формирование самооценки будущего мужчины.

Папа и дочь

Дочь для отца — его идеальная женщина, любящая его беззаветно, абсолютно и безусловно.

Отец чрезвычайно важен для гармоничного развития и воспитания дочери именно как девочки. Дочки не могут подражать папам, моделью для них является мама. Но одобрение и поддержка отца крайне важны девочкам для выработки самоуважения и уверенности в себе. Именно папа способен воспитать в своей принцессе чувство собственного достоинства, уверенность в себе как в будущей женщине, поскольку женственность дочери является продолжением мужественности отца.

  • Любовь к дочери идет у отца от его любви к ее матери: восхищаясь женой, мужчина восхищается дочерью, и через восхищение собой дочь улавливает отцовское восхищение матерью. Если отец ценит женские качества своей супруги, матери девочки, то он поощряет их и в дочке.
  • Когда девочка вырастет, она вступит в мир взрослых отношений между женщинами и мужчинами. Ориентиром для выбора себе партнера, мужа, отца своих будущих детей станет ее собственный папа. Любящие взаимоотношения дочери и ее отца послужат основой для строительства теплой и доверительной атмосферы в ее собственной семье.
  • Таким образом, именно через отца девочка получает представление о том, каким должен быть мужчина и как он должен относиться к женщине. Это чрезвычайно важно осознать папе, и в первые годы, когда основы этих представлений только формируются, ему обязательно следует участвовать в жизни и воспитании дочери.
  • Психологи считают, что самооценка девочек больше зависит от мнения папы, чем от мнения мамы или других людей. Вера отца в привлекательность дочери, ее способности и таланты формирует ее собственное восприятие себя. Девочка, которую называют красавицей и умницей, растет с ощущением того, что она достойна восхищения и успеха.
  • Лучшим вариантом поддержки для девочки будет внушение ей уверенности в собственных силах, а не критика действий, особенно со стороны отца (неосторожные высказывания мамы или подруг могут остаться незамеченными, отцовское неодобрение поселит в душе сомнения и неуверенность).
  • Если отец придерживается традиционных гендерных моделей поведения, то он будет поощрять все женские проявления в характере и активности своей дочери — восхитится мягкостью нрава, красотой прически и платья, чистотой и порядком в комнате. Папа может знакомить девочку и с «мальчиковыми» занятиями, если она проявляет к ним интерес, но не настаивать на них, особенно в случае, когда он мечтал о сыне.

Быть хорошим родителем — непростая задача, и ее нельзя решить раз и навсегда. «Настоящим» отцом мужчина становится, каждый день работая над собой и над отношениями с близкими людьми, за которых отвечает. Главное не сдаваться, набраться терпения и спокойно и уверенно выполнять свою самую главную работу — быть взрослым мужчиной и отцом.

Привязанность между папой и ребенком

В современном мире большинство мужчин относится к появлению ребенка не менее серьезно, чем мамы. Папы все больше занимают активную позицию по отношению к воспитанию ребенка, его развитию и сну. И часто папы справляются не хуже мам! Хотя стать папой и стать мамой – это разные пути осознания и действий. Папам все-таки нелегко это даётся, ведь у мамы связь более биологическая.

Стать папой и стать мамой – это разные пути осознания и действий. Папам все-таки нелегко это даётся, ведь у мамы связь более биологическая.

Особая связь между мамой и малышом формируется еще во время беременности. Папа знакомится с малышом, разговаривая с ним через живот мамы, поглаживая живот, целуя его.

Многие папы активно общаются с малышом еще во время беременности, это все равно другой уровень взаимодействия, чем у мамы. Именно мама чувствует все ощущения от малыша, тогда как папа воспринимает ребенка через маму, через ее мысли, ее описания физических ощущений. Хотя очень важно, когда

Исходя из особенностей мужской и женской психологии, женщинам свойственно придумывать образ малыша заранее, представлять своего будущего ребенка, тогда как мужчинам приходится развивать свои отцовские качества уже после появления малыша на свет. Поэтому часто у мужчин есть сомнения по поводу своих отцовских качеств. Вот именно в эти моменты маме важно поддержать папу, включать его активно в процесс взаимодействия и ухода за малышом.

«Послеродовая депрессия» у пап

С появлением малыша папа должен быть готов, что внимание супруги к нему на некоторое время уменьшится. Это естественно, ведь маленький ребенок требует много заботы, ухода, вовлечения эмоционального и физического. Первые месяцы супругу важно помочь жене и взять часть забот по дому на себя, тогда и женщина сможет уделить внимание любимому мужчине.

Часто, если мужчина ощущает груз забот о ребенке, с которым не знает, как справиться, у пап развивается депрессивное состояние (как у мамы послеродовая депрессия).

Папа может задерживаться на работе, под любым предлогом старается уйти из дома, раздражается, когда его просят побыть с малышом. Чаще всего это происходит по незнанию и отсутствию опыта, как обходиться с малышом. И чтобы папе быстрее освоиться, помогайте ему, поддерживайте, подсказывайте.

Эмоциональная связь между папой и малышом

Раньше научные исследования касались лишь взаимоотношений матери и ребенка. Но в последнее время все больше внимания уделяют эмоциональной связи и общению между папой и ребенком. Даже в раннем возрасте дети вполне могут поддерживать контакт с другими близкими, особенно с папой. Так становится крепче эта связь, формируется привязанность между папой и ребенком, малыш начинает легче успокаиваться с папой, легче засыпать. А это не только благоприятно сказывается на отношениях между папой и малышом, но и на восстановлении ресурсов мамы.

Помощь папы – очень важна

Некоторые мужчины удивляются «Я же не мама, что я могу сделать для малыша?». Давайте подумаем, что может дать папа, в отличие от мамы? Чему он может научить ребенка? Какие качества он может в него вложить? Почему так важна эмоциональная связь и с папой, привязанность между папой и ребенком? Какой это опыт для ребенка?

Мужчина может:

  • помогать купать малыша,
  • носить на руках, после того, как малыш поел (чтобы вышел воздух, ребенок срыгнул и успокоился),
  • во время колик (папа может положить к себе на живот малыша, при теплообмене уменьшаются болезненные ощущения).

Не волнуйтесь, если какое-то время малыш будет капризничать у папы на руках – это нормально, он больше времени проводит с мамой, привык к ее дыханию, сердцебиению еще в утробе. Но не забывайте, что но и голос папы малыш тоже слышал и узнает. Просто ему требуется чуть больше времени, чтобы привыкнуть.

В нас всегда есть и мужские и женские качества. Когда они в балансе, личность развивается гармоничнее. А в балансе они, когда есть внимание, забота, взаимодействие с обеих сторон родителей. Иначе, психика вытесняет свои черты от того родителя, с кем ребенок в конфликте. А это чревато печальными последствиями: зависимости, чувство вины, потеря внутреннего стержня, психосоматика, неуверенность, трудности в поиске партнера по жизни и другое. Поэтому так важно, чтобы и мама и папа были включены в воспитание и заботу о ребенке.

Основным фактором, оказывающим влияние папы на ребенка, является включение мужчины в уход за малышом и общение с ним с первых дней жизни. Доказано, что заботливые папы могут полноценно осуществлять уход (за исключением кормления грудью) за малышом и понимать его сигналы не хуже, чем мамы. А потому младенцы привязываются к папам в той же степени, как и к мамам: главное ведь в привязанности постоянство значимого взрослого, который удовлетворяет жизненные потребности ребенка (кормление, переодевание, согревание, укладывание спать) и его забота о малыше (а в раннем возрасте особенно значимым является тактильный контакт – поглаживания, объятия, массаж, прикосновения, купание).

Как отражается на малыше забота пап?

Таким образом, у пап, которые посвящают много времени заботе о ребенке в раннем возрасте, формируются прочные отношения привязанности с малышом, что важно как для отца, так и для ребенка. Это приносит пользу для ребенка и отражается:

  • в здоровом психическом развитии,
  • в общении с окружающими,
  • в построении устойчивых отношений с противоположным полом,
  • в доверии к себе и окружающему миру, а это про самопринятие и удовлетворенность жизнью.

И конечно же, это важно для пап:

  • внимательный папы имеют больше влияния на своих детей в будущем,
  • повышается уверенность в себе у пап,
  • заботливый папа становится значимой фигурой наравне с мамой, авторитетным лицом для своего ребенка,
  • на папу будет равняться мальчик, а девочка буде искать схожего с отцом спутника по жизни,
  • папины сильные стороны будут ценными для ребенка,
  • поведение папы будет являться ориентиром мужского поведения и норм для ребенка (взрослые своим примером обучают детей),
  • папам, вовлеченным в воспитание своего ребенка, легче понять, что хочет его ребенок,
  • такие папы знают, как и во что поиграть с малышом, как его отвлечь и успокоить,
  • папы развивают в детях такие мужские черты характера как уверенность, целеустремленность, настойчивость, лидерские и силовые качества,
  • папа способен лучше воспитать дисциплинированность ребенка.

Вовлеченность папы в процесс воспитания, ухода за малышом и заботы о нем очень важен как для малыша, так и для семьи в целом! Для установления позитивных отношений в семье очень важна и поддержка мужчиной женщины во время беременности и родов, поэтому так популярно сейчас вовлечение папы в процесс общения с малышом во время беременности. Всё чаще папы принимают участие в партнерских родах, чаще папам дают подержать малыша в первые минуты жизни (особенно, если у мамы нет такой возможности).

Отец и ребенок: этапы отношений

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • семейные отношения

Сейчас много пишут о том, что роль отца в воспитании ребенка очень важна, что отцовское участие в общении с ребенком обязательно чуть ли не с первых дней. Однако очень мало где сообщается о том, как это делать. А мужчины чаще все же «делатели». Им важна конкретика, каких действий от них ждут и хотят. Вот эту конкретику я и хочу вам предложить сегодня.

Итак, начинается все с беременности

С ребенком, живущим в теле жены, уже можно взаимодействовать. Пока через мать, через помощь и поддержку ей. С 6-7 месяцев ребенок воспринимает звуки из окружающей среды. И лучше слышит он как раз мужские голоса. Вот вам первая возможность познакомиться со своим крохой: разговаривайте с ним. Многим это кажется абсурдным: беседовать с животом. Но если вы сможете на некоторое время «отключить» критическое мышление и, положив руку супруге на живот, поговорить с малышом, вы ощутите, как изменяется его активность.

Малыш родился

Когда ребенок появляется на свет, весь семейный уклад меняется. К чему-то удается подготовиться заранее, но учесть особенности вашего малыша можно только после рождения. Но независимо от характера малыша, маме иногда нужно время на себя. И тут как раз ваши «беседы» с животом могут сослужить вам хорошую службу: поговорить с малышом, пока мама сбегает в душ. Ребенок, слыша ваш голос и вспоминая свое безмятежное прошлое, будет успокаиваться на ваших руках. Конечно, если он сухой и сытый и у него ничего не болит.

Многие папы опасаются брать на руки такого крохотного человечка. Женщины научаются этому за время пребывания в роддоме, а перед мужьями предстают уже овладевшими этим умением. Некоторые мамы сами очень тревожатся и не доверяют малыша отцу. Это обидно. И все же важно в этом месте не развернуться и сказать «делай все сама, раз так», а попросить супругу научить вас всем тонкостям обращения с малышом.

Ребенок от 1 до 3 лет

В этом возрасте часто еще сложно разговаривать с ребенком. Ведь его речь еще только формируется и не очень понятна. Однако говорить с ребенком необходимо. Чем больше с ним общаются, тем больше у малыша возможностей освоить речь.

Также папа может дать ребенку совсем другие игры, нежели мама. Отец может предложить ребенку отношения, в которых больше задора, напора, выдумки. Например, мамы привлекают детей к совместной деятельности по дому, а папа таскает на руках, на шее, устраивает ребенку «американские горки», то поднимая его вверх, то стремительно спуская вниз.

В это время малыш может оставаться с папой от нескольких часов до целого дня. Для ребенка это еще полезно тем, что он учится выстраивать другие отношения. То же самое действительно в отношении бабушек-дедушек. С каждым из них ребенок выстраивает особенные, новые отношения. Накапливает разнообразие способов общения, которые понадобятся ему в дальнейшем, в общении с воспитателями, учителями, другими детьми.

Еще одна важна функция отца в этот период — он представляет собой связь малыша с внешним миром. Рассказывая о нем, о своей работе, обязанностях, о том, что есть далеко за пределами дома и близлежащих площадок, где в основном бывают мама и малыш, папа помогает ребенку осознать, что мир огромен и у каждого в нем есть свои обязанности.

С 3 до 6 лет

В этот период ребенок вступает в эдипову фазу. Так называется период, в котором ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола. Мальчик влюбляется в маму как лучшую на его взгляд представительницу женского пола. Девочка — в папу как в лучшего представителя пола мужского. Некоторые дети так в этом возрасте и говорят: когда я вырасту, женюсь на маме/выйду замуж за папу. При этом появляется ревность к родителю своего пола и страх наказания за нее.

На этом этапе роль папы в том, чтобы продемонстрировать мальчику, что мама — это его жена и женой сына никогда не будет. А девочке, соответственно, что его жена — мама, а не дочь. На этом этапе ребенок должен справиться с ревностью и фактом, что его исключают из взаимодействия пары отец-мать. Таким образом, важная задача отца — обозначить для детей границы супружеской пары, внутрь которых им вход закрыт.

Тут важно не увлечься выстраиванием границ и не забывать давать также ребенку любовь, поддержку, заботу. Ведь в этот период ребенок должен с радостью переживать романтическое чувство. Отец, отвечающий на кокетство маленькой дочери, не забывая о границах, делает девочку увереннее в ее сексуальных возможностях в будущем. То же самое относится к матери и сыновьям.

Перерастая эту фазу, мальчик начинает подражать папе, а девочка — маме, чтобы понравиться такому же неотразимому человеку, как мама или папа соответственно. Это путь к взрослению и мощный стимул лучше учиться в школе, успешнее находить свое место в разных группах (в классе, во дворе, на спортивной площадке).

С 6 до 11 лет

Тут у отца и ребенка появляется множество общих интересов. Многие папы обожают собирать вместе конструкторы и делать с детьми всевозможные поделки. Тут очень важно не брать на себя роль учителя, а играть вместе, давая ребенку возможность ошибаться и позволяя ошибаться себе. Таким образом, это один из наиболее простых для совместной деятельности периодов.

Тут особенно ярко работают принципы зоны ближайшего развития, описанной Л.С. Выготским. Главный смысл происходящего состоит в том, что ребенок быстрее осваивает те навыки, которые до этого освоил в совместной с взрослыми деятельности. Например, когда сын пытается первый раз в жизни собрать макет самолета, для него очень важно участие отца в этом процессе, возможность обратиться за помощью в моменты, когда что-то непонятно, но и уважение к его способности разобраться. И тогда в следующий раз или через раз ребенок сможет сделать это сам. Его будут поддерживать знания, полученные от отца, и положительные эмоции, сопровождавшие обучение. Если отец быстро соберет модель сам, вряд ли ребенку это доставит радость, так же как и если оставит его с непосильной пока для него задачей наедине. Такие поступки скорее способны вызвать обиду и разочарование.

Когда все эти этапы пройдены с вниманием и любовью к ребенку, между ним и отцом постепенно складываются теплые доверительные отношения. И тогда любые вопросы могут быть заданы и любые ответы найдены.

Анастасия Уманская, психолог

Как научить пап играть с детьми

Расскажу я вам про папу –
Не раззяву, не растяпу.
Этот папа – молодец,
Расторопный удалец.

Вести с форумов интернет пространства ……

Lissa Девчонки, а как папы (ваши мужья) занимаются с малышами? Только что поругалась с мужем по этому поводу. Оба : папа и сын (Даньке 1 год 7 мес) не хотят играть вместе больше 2-х минут. Папу тянет к телевизору, газете, на диван и т.п. Даню ко мне, бабушке, дедушке, но только не к папе. Мне кажется всю эту ситуацию создает именно муж, не пытаясь заинтересовать, увлечь ребенка. Даньке просто скучно с ним.

Анна А мне кажется, папы других игр не знают 🙁 Наш папа дочку обожает — тискает, целует, дурачится с ней — а на мои просьбы поиграть во что-то полезное или просто интересное, смотрит непонимающими глазами: » Ну ей же и так интересно…» И все это — не больше 20 минут вечером. Ну я и не настаиваю — важно не количество, а качество проведенного времени, в конце концов. Вот и мы решили разобраться в этом вопросе……

Игра с ребенком – это не просто веселое проведение времени. Игра – это главное занятие детей. И играть с детьми не просто нужно, играть – необходимо. Ведь жизненно важная потребность детей от года до 3-х – это необходимость во взрослом человеке как в партнере по игре. А, как известно, потребности нужно удовлетворять. Ведь если ребенок скажет, что хочет есть, любой родитель, независимо от того, умеет он хорошо готовить или нет, накормит своего малыша. А потребность игры с взрослыми не менее важна для психологического здоровья малыша, чем еда. Через игру ребенок осмысливает реальную жизнь. В <игре он может быть кем угодно. Он моделирует ситуации, изучает все, что с ним произошло. С помощью игр ребенок снимает стресс, напряжение. В игре ребенок выражает все, что его угнетает, беспокоит. В некоторых играх малышу по сценарию нужен папа, а в некоторых — мама. И поэтому иногда родителям важно бросить свои дела и подыграть малышу. Игры бывают разными……

Для детей от года до 1,5 лет – визуально-манипуляционные (матрешки, пирамиды, игры с водой и сыпучими материалами и т.д.).

Ближе к двум годам малыши проявляют все больший интерес к ролевым играм – варим суп, кормим медвежонка, лечим зайчика, наряжаем куклу и т.д.

А после трех лет начинает развиваться сюжетно-ролевая игра – медвежонка кормим, идем в гости, а потом в магазин за покупками и т.д.

Итак, что же прячется под всем известным детским «Папа, поиграем!»? Это желание удовлетворить главные потребности возрастной категории от года до 3-х лет:

Потребность в доброжелательном внимании, которое чувствуют все дети. Ребенок даже может плохо себя вести, чтобы получить это внимание. И ждет он именно внимания, с объятиями, поцелуями, приятными словами, разными эмоциями, а не только присутствия взрослого человека. Очень важно, чтобы в момент общения внимание взрослого не рассеивалось (по привычке) на содержимое кастрюли, телевизор, телефон, а концентрировалась исключительно на ребенке.

Потребность в родителе как в партнере по игре. Хотим мы этого или нет, но ребенок видит в нас объект удовлетворения своих потребностей.

Потребность в совместной работе с взрослыми. Вместе посадить комнатные растения, сделать винегрет, развесить белье, помыть отцу машину. Да и какая разница, что – главное, вместе.

МАМА — самый близкий человек для малыша. Но ребенку не менее необходимы напористые, подвижные, энергичные «мужские» игры, игры С ПАПОЙ — с беготней, возней, визгом и хохотом. Это обогатит опыт крохи, подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления. Общение с папой и ощущение его мужской силы, дает малышу массу положительных эмоций. Отец для ребенка источник не только физической, но главное, психологической силы. Мальчики сравнивают себя с папой, хотят быть на него похожими во всем. Для сына отец является примером для подражания. А для девочки папа – это первый мужчина, которому она хочет понравиться. С папой она хочет чувствовать себя самой красивой, умной, привлекательной, и в будущем образ идеального мужчины будет складываться из лучших качеств отца. Любой отец должен понимать, что он не только кормилец, но и человек, который открывает для ребенка мир, в котором тот будет жить.

Учитывая, что папам чаще достается вечернее время для игр, помогите мужу распределить силы так, чтобы и он, и ребенок получили удовольствие от процесса общения. Безусловно, многие дети предпочитают больше подвижные игры. Но вечером, перед сном, предложите им поиграть в настольную игру или почитать книжку, собрать вместе конструктор. Просмотр мультфильма, слушание музыки, рисование – это далеко не полный перечень вечерних занятий с ребенком. Если вы видите, что им тяжело сблизиться и найти общий язык, осторожно внедритесь и будьте в игре третьей. Ведь для Вас главное, чтобы и папа, и малыш чувствовали себя комфортно, чтобы папа научился играть с ребенком, проводить с ним время. Будьте для них связующим звеном. И к тому же ребенок ощутит сплоченность семьи.

Когда малыш видит сотрудничество родителей, он чувствует себя более уверенным. И будучи уверенным в силе своей семьи, он начинает понимать, что близкие люди его во всем поддержат и помогут. И в будущем будет создавать такую же семью, дружную и любящую.

Не говорите мне, что… скажите, как поиграть……

Игра Рельсы, рельсы…рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:
Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы.)
Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы.)
Ехал поезд запоздалый. (Пробегаем пальчиками по всей спине.)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки.)
Пришли куры: поклевали, поклевали… («Клюем» пальчиками.)
Пришли гуси: пощипали, пощипали… (Щиплем спинку.)
Пришел слон: потоптал, потоптал, (Топчемся кулачками.)
Пришла слониха: потоптала, потоптала, (Толчемся, но не так сильно.)
Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками.)
Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку.)
Поставил стул, стол, пишущую машинку («Ставим» стол и стул четырьмя пальцами.)
И начал печатать: («Печатаем».)
«Дорогая моя дочка!» Вжик-точка, вжик-точка. (На слове «вжик» проводим легонько пальцами по бокам малыша.)
«Я купил тебе чулочки.» Вжик-точка, вжик-точка.
Заклеил письмо, поставил печать и отправил. (Ставим «печать».)
Письмо летел о-летел о, летело-летело… (Гладим спинку, показывая, как летело письмо.) И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой трусов.)

Справка. Как это работает: Для душевного и телесного здоровья человеку любого возраста необходим физический контакт с другими людьми. Если взрослого человека лишить возможности хоть как-то контактировать с внешним миром и получать из него всевозможные ощущения, это приведет к серьезным расстройствам его психики. Так что ношение малыша на ручках, объятия, поцелуи, массаж, нежные поглаживания, пощипывания и похлопывания, всевозможные пальчиковые игры и игры на коленках — это не просто забавы или способ выразить малышу свою любовь, это еще и необходимый для ребенка способ получения всевозможных тактильных ощущений. И чем младше кроха, тем больше таких прикосновений ему необходимо. Конечно, в течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. А какая самая лучшая тактильная игра? Конечно, веселый массаж! Папа может с удовольствием пощекотать и пощипать ребенка под веселый стишок. Это вызовет бурю положительных эмоций.

Куча-мала Это веселая возня, которая может принимать вид «кучи-малы», шуточной борьбы, бокса и т.п. воспользуйтесь обычной забавой, в каждой детской компании называется по-разному: «кошка и мышки», «домики» и т.п. Папа в роли кошки «спит» на диване, а малыш бегает вокруг и дразнится. Но вот кошка проснулась, и маленький мышонок должен поскорее спрятаться в кресле-домике. Если кошка его не поймала, игра начинается сначала. Если поймала — вот тут, мышонок, берегись! Сейчас тебя будут «кушать», щипать и щекотать. Одно условие: подобные игры лучше не затевать перед сном. После них малышу нужно некоторое время, чтобы успокоиться. Лучше потом полежать спокойно вместе, поговорить о чем-нибудь приятном или почитать спокойную книжку.

Справка. Как это работает: Одним махом вы убиваете сразу нескольких зайцев. Проводит время с малышом, причем обоим невероятно весело! Это раз. Сближается с ребенком, делает взросло-родительские отношения более гармоничными, доверительными. Ведь любой телесный контакт психологически связывается именно с доверием. Это два. И для самого папы польза огромная: снимается нервное напряжение, физическая и психологическая усталость, восстанавливается душевное равновесие. Происходит то, что мы часто называем одним емким словом «разрядка».

Всем нам иногда весьма полезно освободиться от привычной роли родителя и ответственного работника, отдохнуть от интеллектуальной работы и всяких ограничений, которыми мы вынуждены связывать себя, и вернуться на время в детство, почувствовав связь с прошлым. Это три.

А что же малыш? С помощью подобных игр кроха учится управлять своим телом, пытается осознать свои двигательные возможности, знакомится с новыми и разнообразными тактильными ощущениями.

Что будет, если поползать по гладкому полу? А если поваляться на пушистом ковре? И ползание на четвереньках в траве, и закапывание в песок на горячем пляже — все это новый тактильный опыт. Кроме этого, малыш учится определять границы своего тела, осваивается с пространством, разбирается, где верх и низ, где правая сторона, а где левая. В свою очередь, умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи.

Вот и выходит: игры простые, а значение имеют огромное! Такие игры обычно возникают спонтанно и не имеют никакого сюжета: просто беготня друг за другом и «ловишки», возня на полу или на кровати, щекотание или шуточная борьба, визг и хохот.

Мы играли в паповоз У А. Усачева есть замечательное стихотворение «Паповоз»:

Мы играли в паповоз,
В самый быстрый паповоз,
В самый лучший паповоз:
Ехал я, а папа вез.
Долго он не соглашался,
Не хотел пыхтеть всерьез,
А потом как разошелся —
И поехал, и повез!
Сбили шкаф, упало кресло.
Стало нам в квартире тесно…

Огромную радость и «паповозу», и маленькому пассажиру доставят всевозможные игры на коленках, «лошадки» на папиных плечах и прочие веселые забавы с подскоками. Поиграть можно, например, так. Папа усаживает малыша к себе на колени, подбрасывает его вверх, раскачивает из стороны в сторону, приговаривая:

Поехали с орехами на бочке, на бочке,
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух!

На последних словах колени раздвигаются, и малыш с хохотом «падает» в ямку. Конечно, при этом его нужно придерживать за ручки.

Справка Как это работает: катание на папе-«лошадке» — это еще и развивающая игра. Сидя на папиных плечах, малыш получает больший обзор, видит привычную комнату в совершенно новом, необычном ракурсе, что дает ему пищу для ума. Кроме того, для малыша — это своего рода урок веселой физкультуры, помогающий развить ловкость, координацию движений, научиться управлять своим телом. Ведь положение крохи на сильных папиных плечах не очень устойчивое. Следовательно, маленький всадник прикладывает усилия, чтобы удержать равновесие. А для папы — это прекрасная возможность пообщаться, доставить ему радость и удовольствие.

Играем в машинки Вот во что еще можно поиграть с папой, так это в машинки! Мамы совершенно не умеют играть в эту игру, хотя очень стараются. А папа сможет придумать множество разных сюжетов для игры: и гонки от одной стены комнаты до другой, и строительство гаражей, мостов и тоннелей из кубиков, стульев и диванных подушек — и даже придумает, как открыть дома настоящую автомастерскую. Но малышу будет интересно не только играть машинками, но и самому превратиться в машину. Малыш берет в руки игрушечный руль, а папа подает команды: «вперед», «задний ход», «быстрее», «медленнее», «стоп», «подать сигнал» и т. п. Шум мотора должен соответствовать размеру машины. Большая машина гудит громко, маленькая — тише.

Справка Как это работает: Стараясь имитировать звуки мотора и гудков разных машин, малыш тем самым будет тренировать свой артикуляционный аппарат. Даже просто рассматривать машинки с папой очень интересно. Папа может рассказать сыну или дочурке, как называется каждая часть машины и для чего она нужна. Машинки можно сортировать по цветам и размеру.

Забавное многоборье А не устроить ли нам смешные соревнования? Именно смешные, потому что серьезные состязания пока не для малыша. Он еще не умеет с достоинством проигрывать. И если у папы все время будет получаться что-то лучше, чем у него, непременно расстроится. Поэтому играем не ради выигрыша, а просто ради веселья. Итак, состязание первое. Ставим на пол банку с широким горлышком, выдаем каждому игроку по 10 горошин или фасолин. Задача игрока — стоя в полный рост над бутылкой, бросать горошины по одной вниз, стараясь забросить их в бутылку. Кто сделает это точнее: папа или малыш? Состязание второе: помещаем на некотором расстоянии от себя небольшую картонную коробку или любую другую подходящую емкость и бросаем в нее прищепки. Состязание третье: фрисби. Обозначим площадку на полу, расстелив полотенце. Стараемся метнуть одноразовую бумажную или пластиковую тарелку так, чтобы она приземлилась точно на полотенце. И, наконец, состязание четвертое: бег паучков. Покажите малышу, как можно в считанные секунды превратиться в паучка: сядьте на пол, обопритесь об пол руками за спиной, приподнимитесь на руках и ногах и… побежали! Сначала вперед, а потом и назад. А затем поучите малыша ходить на руках, держа его за ноги.

Справка Как это работает: любое подобное упражнение — это тренировка моторики, координации движений, глазомера, ловкости.

Веселые забавы. Можно сесть с малышом друг напротив друга и катать мячик друг другу. Можно учиться бросать и ловить мяч руками.

Умение бросать мяч — важный навык. Обратите внимание ребенка, что бросать мяч можно по-разному: из-за головы, от груди, снизу вверх, двумя руками, только левой или только правой. Постепенно осваивайте все способы и совершенствуйтесь в них. Не менее важно научить малыша ловить мяч. Начинайте с маленького расстояния, почти вкладывая мячик в руки крохи, потом увеличивайте расстояние. Важно подобрать подходящий мяч. Он должен быть достаточно большой, но при этом легкий. Хорошо подойдет немного спущенный пляжный мячик, который малышу будет удобно ловить и удерживать в ручках. А можно и в футбол поиграть. Эта игра нравится , не только мальчишкам. Девочкам тоже доставит немалое удовольствие толкать мяч ногой на радость папе. Такое упражнение хорошо развивает координацию и чувство равновесия. А воротами будут по очереди папины ноги и ноги малыша. Сначала малыш забивает мяч в папины ворота, а потом кроха играет роль ворот. В качестве ворот можно использовать стул или табурет или выложить ворота из кубиков. Еще интересно сыграть в импровизированный баскетбол, стараясь попасть мячиком в стоящую на полу или на диване картонную коробку. А что, если построить из кубиков фигурки наподобие городков и сбивать их небольшим мячиком? Причем, мячик можно как катить, так и бросать.

Справка Как это работает: Такая игра тренирует согласованную работу зрения и рук, развивает крупную и мелкую моторику и удовлетворяет присущую большинству малышей жажду «разрушений».

Попробуйте сыграть с малышом в игру, которую каждый из нас знает под названием «наперстки». Для игры нам понадобится три разноцветных кружки или маленькие мисочки. На глазах у малыша спрячьте под одной из мисок печенье, конфету, яблоко или небольшую игрушку. Затем начинаем передвигать миски по кругу. Сможет ли малыш после ваших манипуляций сообразить, где спрятан предмет? Если угадал, печенье можно съесть (не забыв разделить его с папой), а игрушкой — поиграть. Если малыш легко справляется с заданием, попробуйте взять мисочки одного цвета. Сможет ли малыш теперь запомнить ту миску, под которой хитрый папа спрятал печенье?

Справка Как это работает: потренируем умение малыша решать поставленную задачу и поразвиваем зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

Для самых крошечных карапузов подойдет такая забава. Пока мама занята, папа может помочь малышу лучше познакомиться с предметами, которые находятся в квартире. Возьмите кроху на руки и скажите: «Сейчас мы побежим с тобой к дивану. Побежали, побежали!» Подойдите к дивану и скажите: «Прибежали! Вот диван!» Теперь бежим к телевизору, холодильнику, на кухню, в ванную, к маме, к кошке, к часикам, словом ко всему, что найдется в квартире заслуживающего внимания.

Справка Как это работает: поможет запомнить много новых слов. Главное — произносите слова четко, делая выразительные движения губами.

Для ребенка такие минутки, проведенные вместе с близким и любимым человеком, запомнятся на всю жизнь.

И станут поводом для гордости: вот он какой, мой папа! Он может все!

Игры папы с ребенком

С папой — по-другому

Оказывается, на подсознательном уровне ребенок воспринимает маму и папу не одинаково. Мама для малыша — источник жизненного тепла. Папа — источник силы, старший друг, способный этой силой поделиться, защитить и уберечь от любых жизненных невзгод. Видимо, папы чувствуют такое положение вещей интуитивно. И потому их игры всегда такие энергичные, с беготней, возней, визгом и хохотом.

Именно в шумной, энергичной, «мужской» игре папа как бы передает ребенку свою силу, уверенность и чувство неуязвимости. Веселый мячик

Возможно, папе будет не слишком интересно собирать с малышом пирамиду или подбирать вкладыши к рамкам. Но вот поиграть с крохой в мячик папа вряд ли откажется.

Мячик-колобок. Сядьте с малышом друг напротив друга и катайте друг другу мячик. В эту игру можно играть даже с самыми маленькими карапузами.

Футбол. Эта игра нравится не только мальчишкам. Девочкам тоже доставит немалое удовольствие толкать мяч ногой на радость папе. А воротами будут по очереди папины ноги и ноги малыша. Сначала малыш забивает мяч в папины ворота, а потом кроха играет роль ворот. В качестве ворот также можно использовать стул или табурет, или выложить ворота из кубиков.

Другие чувства Малышу жизненно необходимы не только ласковые и нежные игры с мамой, но и напористые, подвижные, даже чуть-чуть агрессивные «мужские» игры. И даже если папа станет играть с крохой в привычные «прятки» или будет просто носить его на руках, он будет делать это совсем иначе, чем мама. По-своему, по-особенному, чем обогатит опыт ребенка, подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления…

Баскетбол. Почему бы не сыграть в импровизированный баскетбол, стараясь попасть мячиком в стоящую на полу или на диване картонную коробку?

Городки. А что, если построить из кубиков фигурки наподобие городков и сбивать их небольшим мячиком? Причем мячик можно как катить, так и бросать.

Волейбол. Воздушные шарики любят все без исключения малыши. Нужно только надуть пару шариков и протянуть веревку между двумя стульями. Теперь папа и малыш садятся по разные стороны импровизированной «сетки» и перебрасывают через нее воздушный шарик. Малыши могут шарик ловить, а ребятишки постарше пусть учатся его отбивать.

Дать по газам

Мамы совершенно не умеют играть в машинки, хотя и очень стараются. А папа сможет придумать множество разных сюжетов для игры: и гонки от одной стены комнаты до другой, и строительство гаражей, мостов и тоннелей из кубиков, стульев и диванных подушек и даже придумает, как открыть дома настоящую автомастерскую.

Малышу будет интересно не только играть машинками, но и самому превратиться в машину. В любую. В легковую или даже в пассажирский автобус. Малыш берет в руки игрушечный руль, а папа подает команды: вперед, задний ход, быстрее, медленнее, стоп, подать сигнал и т.п. Шум мотора должен соответствовать размеру машины. Большая машина гудит громко, маленькая — тише. Стараясь имитировать звуки мотора и гудков разных машин, малыш тем самым будет тренировать свой артикуляционный аппарат.

Бурю восторга вызовет у малыша игра в поезд. Выстраиваем поезд из стульев и табуретов, рассаживаем в вагоны игрушки и усаживаемся сами. Малыш — за машиниста. Ту-ту, чух-чух-чух! Поехали!

Забавное многоборье

А не устроить ли смешные соревнования? Именно смешные, потому что серьезные пока не для малыша. Он еще не умеет с достоинством проигрывать. И если у папы все время будет получаться что-то лучше, чем у него, непременно расстроится. Поэтому играем не ради выигрыша, а ради веселья.

Состязание 1. Ставим на пол бутылку с широким горлышком, выдаем каждому игроку по 10 горошин или фасолин. Задача игрока — стоя в полный рост над бутылкой бросать горошины по одной вниз, стараясь забросить их в бутылку. Кто сделает это точнее: папа или малыш?

Состязание 2. Помещаем на некотором расстоянии от себя пластиковую бутылку, обрезанную в виде стакана, или любую другую подходящую емкость и бросаем в нее прищепки.

Состязание 3. В качестве метательного снаряда выступают зубочистки. У кого получится метнуть дальше?

Состязание 4. Обозначим площадку на полу, расстелив полотенце. Стараемся метнуть одноразовую бумажную или пластиковую тарелку так, чтобы она приземлилась точно на полотенце.

Состязание 5. Покажите малышу, как можно в считанные секунды превратиться в паучка: сядьте на пол, обопритесь об пол руками за спиной, приподнимитесь на руках и ногах и… побежали! Сначала вперед, а потом и назад. А затем поучите малыша ходить на руках, держа его за ноги.

Не забываем о старых добрых подушечных боях. Это совсем не больно, но выход отрицательной энергии, негативных эмоций происходит «на ура». «Наперстки»

Попробуйте сыграть с малышом в игру, которую каждый знает под названием «наперстки». Потренируем умение малыша решать поставленную задачу и зрительно-двигательную координацию, внимание, память. Для игры нам понадобится три разноцветных кружки или маленькие мисочки. На глазах у малыша спрячем под одной из мисок конфету, яблоко или небольшую игрушку. Затем начинаем передвигать миски по кругу. Сможет ли малыш после таких манипуляций сообразить, где спрятан предмет. Если угадал, конфету можно съесть (не забыв разделить ее с папой), а игрушкой — поиграть. Если малыш легко справляется с заданием, попробуйте взять мисочки одного цвета. Сможет ли малыш теперь запомнить ту миску, под которой хитрый папа спрятал конфету?

Облегченный вариант

Для самых маленьких подойдет такая забава. Пока мама занята, папа может помочь малышу лучше познакомиться с предметами, которые находятся в квартире. Возьмите кроху на руки и скажите: «Сейчас мы побежим с тобой к дивану. Побежали, побежали!» Подойдите к дивану и скажите: «Прибежали! Вот диван!» Теперь бежим к телевизору, холодильнику, на кухню, в ванную, к маме, к кошке, к часикам, словом, ко всему, что найдется в квартире заслуживающего внимания. Такая игра не только повеселит кроху, но и поможет запомнить много новых слов. Главное, произносите слова четко, делая выразительные движения губами.

А еще здорово, если папа и малыш придумают какую-нибудь свою, особенную, игру и будут играть в нее время от времени. Для ребенка такие минутки, проведенные вместе с любимым человеком, запомнятся на всю жизнь. И станут поводом для гордости: вот он какой, мой папа! Он может все!

Роль отца в воспитании детей (Б. Спок)

Мальчику необходимы дружба и одобрение отца

И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.

Иногда отец стремится во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается.

Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его указания и поправки. Игра в футбол — прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом

Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.

Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Бурные игры

Отцы обычно любят бурные игры с детьми, и детям они тоже нравятся. Но дети легко возбуждаются от таких игр, что иногда приводит к ночным кошмарам. Необходимо всегда помнить, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Маленькие дети не очень четко отличают реальное от нереального. Если отец играет медведя, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его медведем. Это слишком сильное переживание для такого малыша. Поэтому бурные игры должны быть добродушными и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы бурные игры были не преследованиями или драками, а просто акробатикой. Но немедленно прекратите, если ребенок слишком возбудится.

Отец не должен насмехаться над ребенком

Иногда, рассердившись на сына, отец выражает свое раздражение в виде насмешек. Ребенок при этом чувствует себя униженным. Насмешки — слишком сильное средство для маленьких детей.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *