Ребенок не идет в садик истерика


Лиана Хазиахметова

Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл — «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Игровая комната

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик — это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!


В садиках часто устраивают дни открытых дверей. Обязательно посмотрите комнату, в которой будет находиться ваш ребенок. Источник

Некоторые родители говорят детям, что садик — это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные!

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

  • Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
  • Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное — договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
  • Оставить игрушку на ночь в саду. А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Что советуют в детском саду

Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).

Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми — кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.


Подарки для ребенка вы вполне можете создавать сами. Источник

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».


Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Екатерина делится и другими лайфхаками.

  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка. Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома. И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы, чтобы ребенок не так сильно скучал.


Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду». Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики — «Эмоциональный интеллект ребенка», «Ребенок-оптимист», «Ваш ребенок может все».

Роль воспитателя

Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉

«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад — это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель — люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».

Обложка поста: unsplash.com

Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя

  • Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
  • Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
  • Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Инесса Смык

Ребенок плачет в детском саду, не хочет оставаться

Подробности Категория: Психическое развитие

Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда их ребенок категорически отказывается идти в детский сад и остается там со слезами. Разумеется, ни одна мама не сможет чувствовать себя спокойно и комфортно, если она вышла из садика под звуки плача и криков своего малыша. Но в большинстве случаев подобных ситуаций можно избежать, если не игнорировать ребенка, а помочь ему справиться с проблемой.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Если ваш кроха только собирается в детский сад, очень важно правильно подготовить малыша. Примерно за месяц до предполагаемой даты начала посещения детского сада очень полезно будет сходить на экскурсию в детский сад. Ребенка наверняка заинтересуют другие детки, играющие в детском саду.

Расскажите малышу, что такое детский садик и поставьте его в известность, что очень скоро он сам пойдет в детский сад. Старайтесь, чтобы маршрут ваших прогулок пролегал мимо садиков и каждый раз напоминайте малышу об этом.

Думаю, рассказывать о том, что первые дни необходимо оставлять ребенка в саду всего на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания, не стоит. Это и так всем известно. Хотелось бы обратить внимание на один момент – многие психологи и воспитатели советуют маме уходить, когда ребенок отвлекся и не следит за мамой.

Однако подобное действие может привести к самому страшному – к потере доверия ребенка. И в последующем малыш, который будет опасаться, что вы в любой момент снова оставите его, будет повсюду ходить за вами, словно тень, опасаясь упустить из виду хоть на секунду.

Мой вам совет – прежде чем уйти – скажите об этом малышу и пообещайте, что вскоре вы вернетесь и заберете его домой. Конечно же, ребенок может поплакать, но эти слезы высохнут очень быстро, так как ребенок будет уверен, что мама обязательно вернется!

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Спокойное утро.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Типичные ошибки родителей

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Если же ребенок, который ранее всегда с удовольствием ходил в садик, начинает плакать и отказываться вновь туда идти, родители должны насторожиться. Обратите внимание, что изменилось.

Возможно, ребенок стал позже ложиться спать и банально не высыпается? Либо же в садике поменялись воспитатели? А возможно, появился новый бойкий малыш, который обижает вашего ребенка?

Поговорите с воспитателями в детском саду. Возможно, стоит незаметно понаблюдать за детьми и воспитателем, например, на прогулке. Порой это может прояснить ситуацию. Обязательно поговорите с ребенком. Но не используйте никаких наводящих вопросов. Так, например, услышав вопрос о том, не обижает ли его воспитательница, может стать для ребенка соломинкой, за которую он уцепится в надежде, что ему разрешать не посещать детский сад.

Мне также очень часто помогает обыкновенная ролевая игра. Предложите ребенку поиграть в детский сад и внимательно понаблюдайте за его действиями и словами во время игры. Очень часто ребенок полно раскрывает имеющуюся проблему и тщательно обыгрывает её.

Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?

Ребенок плачет.

Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?

Ребенок разучился делать то, что раньше умел.

Например, он категорически отказывается есть самостоятельно, ложкой или вилкой, хотя еще вчера вполне успешно это делал. Он сообщает вам, что еще маленький, и предлагает покормить его с ложечки — ведь малышам не нужно ходить в садик! Или, например, ребенок вдруг разучился одеваться, путается в штанинах и рукавах, не может сам надеть носки. Могут появиться «туалетные» промахи или сосание пальца. Конечно, он не издевается и не делает это специально, просто в состоянии стресса действительно происходит регресс. Постарайтесь не обращать на такое поведение внимания, не ругать и не стыдить за него.

Ребенок дерется.

В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.

Он отказывается рассказывать, что было в садике.

Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.

У него не появились друзья.

Ребенок ходит в садик уже около двух месяцев, но, похоже, так и не обзавелся там компанией. По крайней мере, когда вы спрашиваете, с кем ему нравится играть, он может буркнуть «ни с кем» или «со всеми», но не называет никаких конкретных имен. Когда вы забираете его с прогулки, вы можете заметить, что он и правда играет в стороне от других детей, а утром одногрупники не прибегают его поприветствовать.

Ребенок стал часто болеть.

Конечно, осень. возрастает риск простуд, но, похоже, у малыша что-то с иммунитетом: он часто простужается, у него постоянно то насморк, то кашель. Дома он жалуется на боль в животе, голове, ноге, выглядит при этом бледным и утомленным. Приходится часто оставлять его дома — похоже, это именно то, к чему он и стремится? Скорее всего, он не притворяется, а правда легко простужается, для периода адаптации это нормально, дети «обмениваются» вирусами и бактериями. Но и стресс от новых остоятельств тоже играет важную роль.

Ребенок стал хуже спать.

Вы стараетесь придерживаться режима, класть его спать в одно и то же время, но это не помогает: малыш стал хуже засыпать, просит подольше посидеть с ним перед сном, а утром встрает с большим трудом. Он может жаловаться на плохие или «странные» сны, приходить к вам в постель среди ночи. Возможно, его пугают тени или «монстры» — так выражается неосознанная тревога.

Что делать?

Иногда достаточно будет попросить воспитателя уделить ребенку больше внимания. Например, привлекать его к подготовке занятий — раскладывать материалы для творчества, наливать воду для занятий рисованием. Вовлекать малыша в общие игры, стараться его заинтересовать — это тоже задача воспитателя: он может предложить групее детей какую-то совместную игру, но убедиться, что ваш ребенок тоже в ней задействован и не остался в стороне. Если воспитатель замечает, что малыш загрустил — он тоже предложит ему какое-то занятие, игру, или, скажем, нарисовать для мамы рисунок.

Попросите воспитателя наблюдать, как ведет себя ребенок в течение дня, какие занятия ему нравятся, а в какие периоды он особенно расстроен. Может быть, стоит вернуться к сокращенному дню в детском саду, или, например, приводить ребенка во время прогулки, чтобы он мог сразу включиться в игру.

Привлеките садовского психолога: попросите его провести диагностику и дать рекомендации по адаптации.

Дома задавайте ребенку вопросы про детский сад. Лучше не спрашивать «Кто тебя обижает?» или «А воспитательница строгая?», а, например, «Что у вас обычно делает воспитательница, если Миша и Витя дерутся?».

Если адаптация и правда затянулась, и улучшения ситуации вы не замечаете, возможно, стоит сделать перерыв, или сменить группу или детский сад.

/О детях/Детский сад

Я думала, что в детский сад сынишка пойдет легко. Со мной он уже умел расставаться, хорошо играл с другими родственниками и детишками – веселый и коммуникабельный ребенок. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее…

Мама двухлетнего мальчика узнала на своем опыте, кто такие «несадовские дети» и как сделать так, чтобы ребенок посещал детский сад и оставался здоровым.

Можно ли превратить «несадовского» ребенка в «садовского»?

В детский сад мы пошли в 2,4. Нужно было выходить на работу, и я видела, что должен начаться новый этап и в его жизни. Мне казалось, что сыну скучно и тесно со мной, хоть и хорошо – мама всё-таки. Видела, как он с удовольствием играет с другими детками, в общем, созрел для вступления в социум.

Итак, решено было с сентября его вести в сад. Если бы была возможность выбора, я начала бы с лета (всё же инфекций летом меньше), но до сентября новые группы не запускают набирают – поэтому осень.

Сама адаптация прошла хоть и не совсем гладко, но сравнительно быстро. Он по началу хныкал (дня 2-3), а потом начал быстро отвлекаться на игрушки, ребятишек. Потом появились друзья, потом начал спать хорошо днем, кушать всё.

Проблема была в том, что он сразу начал болеть. Тут же, в сентябре, потянулись кратковременные периоды температуры. Дальше – больше: больницы, антибиотики… Мы не сторонники радикальных методов лечения, но он очень тяжело болел. Это длилось с сентября по январь.

За этот чудовищно сложный для нас с малышом период. Я прошла много педиатров, беседовала с иммунологом, «подняла на уши» знакомых врачей. Для меня было важно, чтобы этот кошмар кончился, и мой сынок снова стал здоровым и здоровым оставался. Врачи, по сути, разводили руками – дескать, со всеми так бывает. Объясняли, почему могло так происходить, но на вопрос «что делать?» толком так и не ответили. Советовали подождать, пока подрастёт, и рекомендовали лекарства, которыми следует кормить «в случае чего». Тогда первый раз я услышала про «несадиковских детей» – я имею в виду именно тех, кто сами по психологическим причинам запускают процесс болезни. Но я не хотела верить, что это имеет к нам какое-либо отношение. Ведь он уже не плакал, когда шёл в сад, у него есть там друзья, он с удовольствием играет в саду, учится новому. С чего бы ему быть «несадиковским»?

В январе нас выписали, посоветовали посидеть после выздоровления полтора месяца дома. Мы посидели. Итого в сад не ходили 2,5 месяца. Он за этот период ни разу не чихнул. Отдохнули мы все. Сынок даже округлился, а то худющий был.

На этот раз я уже с опаской повела его в сад после отдыха. Специально подождали до апреля, уточнили, нет ли карантинов, все ли здоровы. И пошли. Неделю почти отходили хорошо, он сразу влился в группу после долгого перерыва. Но в пятницу … опять.

Мне всё чаще приходила мысль, что сын может сам запускать болезнь, но после этого случая так стали думать все мои близкие. Потому что больных детей в группе не было, иммунитет был силён, он отдохнул, мы его подлечили. Он не потел и не промокал, никто их специально не морозил, не простужал.

Как уговорить ребенка, который не хочет в садик

Сперва я попыталась проанализировать, что не нравится сыну. Возможно, ему не хочется вставать рано утром, он это не любит (да кто вообще любит?). Возможно, не хочет тут же одеваться и торопиться. Он любит проснуться сам, поваляться, чтобы мы пообнимались, спокойно поиграли, не торопясь покушали. А тут всё наоборот.

Затем побеседовала с психологом в детском саду. Действительно, дети сами способны «нагнетать» болезни. Помню, как сама поступала таким образом, не желая идти в школу. Мы анализировали ситуацию и со стороны медицины, и со стороны психологии. У меня буквально открылись глаза на многие вещи: моему ребёнку сад не нужен, ему и дома хорошо. Ведь там ему всё позволено, что хочет, то и делает, ни за что не отвечает, а в саду режим. Очевидно, что и дома нужно было вводить дисциплину, соблюдать определенные правила – хотя бы приучить убирать игрушки.

На повестке дня оказался другой вопрос: что же теперь делать? Пришлось обратиться за советом к специальной литературе.

Мой ребёнок с самого вечера твердит, что не хочет идти утром в садик. Он с утра спит, сонный встаёт, зевает, а тут я его одеваю, тащу по улице. Поэтому важно, чтобы малыш захотел с утра туда идти. Чтобы процесс пошёл в обратную сторону: хочу идти в сад, для этого нужно быть здоровым.

Для этого можно использовать, например, следующие методы:

  • Я просила сына помочь нам быть спокойными за него. Объясняла, что нам будет очень приятно, если он будет здоров, если ему будет хорошо в садике. От этого мама и папа будут очень счастливы. Эти беседы помогли нам, но можно попробовать и другие способы.
  • «Замещение». Предложите ребенку какую-нибудь малень­кую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы она будет ее заместителем, поэтому, когда малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней. Мама обязательно об этом узнает, но не обя­зательно сразу вернется — она вернется, как только сможет.
  • «Роль в семье». Перед тем как ребенок начнет ходить в дет­ский сад регулярно, расскажите ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Родители пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело. Последнее очень важно, ведь если ребенка с детства приучают, что работа — это только способ добыть деньги, то невозможно создать положитель­ный образ такого рода активности. По этому параметру ребе­нок еще долго будет отличаться от родителей, так как заработать он не может. Понимание же того, что на работу ухо­дят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребен­ку и для формирования адекватного представления о роли се­мьи в обществе, своей роли в семье и для осмысления важно­сти посещения детского сада как собственного вклада в благо­получие семьи и общества. Обязательно скажите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значи­мости его нахождения в детском саду для семьи (он там вы­полняет определенную миссию, а не просто оставлен на хра­нение, как какая-то ненужная вещь) также будет способство­вать эмоциональному комфорту ребенка в нем
  • «Внимание и любовь». Необходимо продумать свое поведе­ние после возвращения ребенка из детского сада. Стоит так распределить время, чтобы кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он не­обходим своим близким, как они соскучились по нему.
  • «Приключение». Маме загодя или с утра обыграть поход в сад как приключение.

​Одна мама рассказывает: чтобы отвести своего карапуза в детский садик, им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.

  • Кроме разговоров, есть способы по-иному заинтересовать ребенка утренними прогулками. Женщина, о которой мы писали выше, разрешала своему карапузу во время дождя бегать по лужам и даже прыгать по ним в резиновых сапогах. Это нравится почти всем детям, и ожидание предстоящей прогулки помогает им быстрее проснуться.
  • Иногда мама старалась заинтересовать ребенка каким-то чрезвычайно ответственным делом. К примеру, можно отнести своей воспитательнице конфетку, или прийти в садик быстрее всех, чтобы успеть покататься на любимой всеми детьми группы машинке. Дайте ребенку новую игрушку, и скажите, что будет замечательно, если он покажет ее остальным детям. Увидите, ваш малыш будет с нетерпением бежать в садик, ведь там можно похвастаться перед другими маминым подарком.

Мне очень понравилась вот эта история:

Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Однажды настал день, когда ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Но мама нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик, чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок поспешил в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги завтрак детей. Кстати, в погоню он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик.

Придуманная история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока мама с мальчиком ехала в садик, они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она хотела не кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик. Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.

Конечно, все эти психологические приёмы нужно использовать, если малыш здоров. Если он только что переболел или ещё болен, то нужно лечить, укреплять иммунитет.

Как справиться с частыми болезнями «несадиковских» детей

Вот что пишет по поводу таких деток доктор Комаровский:

Си­ту­а­ция, при ко­то­рой ре­бе­нок ста­но­вит­ся час­то бо­ле­ю­щим лишь пос­ле то­го, как на­чи­на­ет по­се­щать дет­ский сад, — аб­со­лют­но ти­пич­на. До трех лет прак­ти­чес­ки не бо­лел, за­ка­ля­ли, ни­ког­да и ни­чем не ле­чи­ли. В три го­да по­шел в дет­ский сад — и за зи­му пять ОРЗ… Вы уже по­ня­ли, кто ви­но­ват? Од­но­знач­но не ре­бе­нок. Ког­да про­из­но­сит­ся фра­за «до трех лет не бо­лел», так этой фра­зой утверж­да­ет­ся — име­ем аб­со­лют­но нор­маль­но­го, здо­ро­во­го ре­бен­ка. Из­ме­ни­лась окру­жа­ю­щая сре­да — на­ча­лись бо­лез­ни.

Что де­лать? Во-пер­вых, при­знать тот факт, что не­воз­мож­но на­чать ак­тив­но об­щать­ся с деть­ми и не за­бо­леть. Да вы, собст­вен­но, бы­ли к это­му го­то­вы, но не ду­ма­ли, что бо­лез­ни бу­дут по­сто­ян­ны­ми. По­сто­ян­ные бо­лез­ни — зна­чит, ли­бо вы то­ро­пи­тесь с воз­вра­ще­ни­ем к де­тям пос­ле бо­лез­ни, ли­бо что-то прин­ци­пи­аль­но не­вер­но в са­мом дет­ском са­ду (при­ни­ма­ют боль­ных де­тей, не про­вет­ри­ва­ют, ма­ло гу­ля­ют и т. д.).

Име­ем ли мы воз­мож­ность по­вли­ять на дет­ский сад? Как пра­ви­ло, не име­ем. Мо­жем ли не отвес­ти ре­бен­ка в дет­ский сад, если на­чальст­во на ра­бо­те нас тре­бу­ет, да и врач не на­ме­рен про­дле­вать боль­нич­ный лист? Не мо­жем.

Отво­дим. За­бо­ле­ва­ем. Выз­до­рав­ли­ва­ем. Отво­дим. За­бо­ле­ва­ем. И тог­да кто-то из окру­жа­ю­щих про­из­но­сит фра­зу: ваш ре­бе­нок «не­са­ди­ков­ский». И все вдруг ста­но­вит­ся по­нят­ным. Ра­бо­ту бро­са­ем. В са­дик хо­дить пре­кра­ща­ем. И дейст­ви­тель­но че­рез 1-2 ме­ся­ца пе­ре­ста­ем быть час­то бо­ле­ю­щим ре­бен­ком.

Мы пе­ре­ста­ли хо­дить в дет­ский сад по­то­му, что мы не смог­ли най­ти нор­маль­ный дет­ский сад.

Мы пе­ре­ста­ли хо­дить в дет­ский сад по­то­му, что мы не име­ли воз­мож­нос­ти вос­ста­но­вить ре­бен­ка пос­ле бо­лез­ни.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: «мы не смог­ли…», «мы не име­ли воз­мож­нос­ти…».

Вы­вод: не бы­ва­ет не­са­ди­ков­ских де­тей. Бы­ва­ют не­са­ди­ков­ские ро­ди­те­ли.

Мы не на­шли нор­маль­ный дет­ский сад по­то­му, что его прос­то не су­щест­ву­ет.

Мы не име­ли воз­мож­нос­ти вос­ста­но­вить ре­бен­ка пос­ле бо­лез­ни, по­то­му что та­кой воз­мож­нос­ти не пре­дус­мат­ри­ва­ют ин­струк­ции на­ше­го пе­ди­а­тра и ко­декс за­ко­нов о тру­де.

Вы­вод: не бы­ва­ет не­са­ди­ков­ских ро­ди­те­лей. Бы­ва­ет не­са­ди­ков­ское об­щест­во.

Но на са­мом де­ле все во­все не так дра­ма­тич­но. По­сколь­ку да­же очень ча­с­тые ОРЗ при пра­виль­ном ле­че­нии со­вер­шен­но не от­ра­жа­ют­ся на здо­ровье ре­бен­ка.

За­бо­лел. Увлаж­ни­ли, про­вет­ри­ли, на­по­и­ли, за­ка­па­ли в нос. Выз­до­ро­вел. По­хо­дил два дня в дет­ский сад. За­бо­лел. Увлаж­ни­ли, про­вет­ри­ли, на­по­и­ли, за­ка­па­ли в нос. Выз­до­ро­вел. Мы ни­че­го опас­но­го, пло­хо­го, вред­но­го не де­ла­ли.

Но если каж­дый чих — по­вод для на­зна­че­ния де­сят­ка си­роп­чи­ков-таб­ле­то­чек, для из­де­ва­тельств под на­зва­ни­ем «отвле­ка­ю­щие про­це­ду­ры», для инъ­ек­ций ан­ти­био­ти­ков, для тща­тель­но­го об­сле­до­ва­ния, для кон­суль­та­ции де­сят­ка спе­ци­а­лис­тов, каж­дый из ко­то­рых счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ба­вить к ле­че­нию еще па­роч­ку-дру­гую пре­па­ра­тов, — та­кие ОРЗ од­но­знач­ное и оче­вид­ное ЗЛО и та­кие ОРЗ бес­след­но не про­хо­дят и без­бо­лез­нен­но не пе­ре­рас­та­ют­ся. И для та­ко­го ре­бен­ка дет­ский сад опа­сен. И ро­ди­те­ли опас­ны. И вра­чи…

Если ре­бе­нок бо­ле­ет ОРЗ час­то, пусть да­же очень час­то, но выз­до­рав­ли­ва­ет не с по­мощью ле­карств, а ес­тест­вен­ным об­ра­зом — так пусть бо­ле­ет, пусть хо­дит в дет­ский сад, пусть во­об­ще де­ла­ет, что хо­чет. Это не вред­но — так бо­леть и так выз­до­рав­ли­вать!

Для себя я поняла, что решать проблему нужно комплексно:

  • Заранее готовить ребёнка к саду. Как бы я раньше ни утверждала, что ребёнок в два года никому ничего не должен, теперь не могу так сказать. Если бы мне удалось тогда приучить его к какой-либо дисциплине, ответственности, сейчас бы всё было по-другому.
  • К режиму тоже нужно заранее приучать. Я упустила этот момент. Верила, 2 недели буду будить пораньше, потом сам вставать будет. Оказалось, что у меня не было этих 2 недель. Он заболел через несколько дней.
  • Не нужно создавать дома парниковых условий. Зачем ему иначе из такой оранжереи выбираться в суровую реальность. Нужно закалять малыша.
  • Можно и нужно пытаться заинтересовать ребёнка детским садом. Сделать это, как оказалось, не так и сложно.
  • Нужно наблюдать, комфортно ли ребенку в детском саду. Беседовать с воспитателями: есть ли друзья, не обижают ли, как кушает, как спит, чем увлечён. Если что-то идёт не так, решать ситуацию.

Дорогие родители, желаю каждому, кому знакома подобная ситуация, найти для себя выход из неё. И к этому выходу прийти, победить.

Сил нам всем, здоровья и терпения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *