Ребенок в 15 месяцев

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку. а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать. В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов. а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.

Мальчик и девочка – есть разница?

В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.

Вот уже и Вашему малышу исполнился 1 год и 3 месяца! Кроха переходит из младенческого возраста в период раннего детства. Обычно к 15 месяцам ребенок уверенно ходит и к 1,5 годам может самостоятельно перемещаться в разных направлениях. Создайте ребенку благоприятную среду для движений, об этом читай здесь.

Развиваем равновесие. Для этого во время игры попросите пройти ребенка по «мостику» (положенной на пол доске), или попрыгать по кочкам (листы бумаги, разложенные на полу на небольших расстояниях). Хорошо развивают равновесие лошадки-качели или обычные качели.

Продолжаем развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. В этом Вам помогут игры: «шнуровка «, «бусы».

В лексиконе малыша появляются новые слова. Если к году малыш может произносить около 10 слов, то сейчас их количество возросло. Причем некоторые слова выступают в качестве обобщенных. Например, ребенок может назвать словом «мяу», как кошку, так и пушистую как кошка бабушкину шаль. Т.е. ребенок использует первые обобщения предметов по схожим признакам!

А это уже огромный шаг в развитии ребенка. К полутора годам ребенок сможет заметить сходство и различие между двумя игрушками.

Малыш гораздо лучше понимает обращенную к нему речь, и начинает повторять услышанные слова. Существует нормы развития, по которым ребенок к 1,6 г. может воспроизвести около 30 – 40 слов. Однако, понимает он в 10 раз больше! А овладение разговорной речью, как раз и начинается с ее понимания. Постепенно расширяйте свой словарный запас обращений к малышу, как и раньше, называйте предметы окружающие Вас и действия с ними.

Также следует побуждать ребенка отвечать Вам, вводя в его лексикон простые слова. Старайтесь вести диалог с ребенком, используя все доступные средства общения, такие как показ, мимика, лепетные слова и жестикуляция.

Развиваемся — играя!

В развитии ребенка от 15 до 18 месяцев, как и раньше большое значение играют предметные игры. Вы заметите, что действия малыша с игрушкой усложнились, появились действия с предметами, с учетом их функциональности. Например, машинку ребенок катает, куклу – кормит и укладывает спать и т.д. Ребенок глядя на игрушку, теперь хочет не просто знать «что это?», но и «что с этим можно делать?» Т.е. ребенок хочет познать все свойства предмета (игрушки), даже те которые скрыты. Тем не менее, это еще не полноценная ролевая игра, а пока только лишь действия, которые ребенок копирует.

Поэтому Ваше общение с ребенком обязательно, ему необходимо каждый день показывать действия с предметами быта и игрушками, вместе проводить время за играми, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

  1. Развитие наглядно-действенного мышления. Т.е. формируйте в понимании крохи обобщения предметов (суп, яблоко, каша – это еда и т.д.)
  2. Расширяйте сенсорный опыт ребенка. Давайте ребенку дидактические задания на выбор предметов по принципу: такой же и не такой. Например, по величине «большой — маленький», или по форме «шарик — кубик».
  3. Совершенствование ориентировочной реакции на слух. Можно уже просить ребенка найти предмет по звуку (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты).

Кроха не сидит на месте и постоянно лезет во все шкафчики, ящики, сумки? Это повод для радости, ведь кроха развивается правильно! В него заложена природой программа на накопление сенсорного (чувственного) опята. Относитесь к этому с пониманием, не лишайте кроху радости познания всего нового, конечно же, мудро руководя процессом.

Как контролировать стихию детского любопытства? Только вводить определенные правила поведения. И каким бы не был импульсивным малыш он постепенно усвоит эти правила. Главное, чтобы их придерживались все члены Вашей семьи. Правила не должны противоречить друг другу. Ну и конечно взрослые должны подавать крохе положительный пример.

Например, ребенок упрямо идет в лужу, несмотря на Ваши запреты. Самый лучший способ – это отвлечь ребенка: «Давай покидаем в лужу камушки или попускаем кораблики». А не физическое наказание или скучные нотации!

Помните, что запретов в воспитании ребенка должно быть гораздо меньше, чем разрешений.

В итоге, при правильном воспитании, у ребенка пройдет плаксивость, тревожность, свойственная началу второго года жизни. Вы воспитаете в нем доверие к окружающему миру.

О развивающем видео, методиках и проч.

Сейчас продается множество развивающих видео. покупать их, а тем более давать смотреть ребенку категорически нельзя! Так же ограничьте ребенка от просмотра телевизора. Об этом читайте в статье «Можно ли малышу смотреть телевизор «.

Если хотите узнать о гимнастике и интересных играх читайте статью «На зарядку становись! «

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

развитие ребенка 15 месяцев

Помните, как рос ваш малыш на первом году жизни, утроив свой вес при рождении за какие-то 12 месяцев? Что ж, приготовьтесь к тому, что его рост в физическом плане значительно замедлится. На втором году жизни ваш ребенок может поправиться на 3-5 килограмм и вырасти на 1,5-2 см. это абсолютно нормально.

С другой стороны, его внешний вид изменится, т. к. его круглый животик и мягкие ручки и ножки, которые так хорошо подходили для ползания, уступят место более подтянутому телосложению, необходимому для ходьбы и лазания.

На 15-ом месяце ваш юный атлет может испытать свои обретенные силы, покорив мини Эверест (ваша лестница), взяв штурмом песочницу и замучив своих тренеров Маму и Папу.

Социальное развитие ребенка в этом месяце

Дети любят играть, часто даже говорят, что игра это детская работа. Как еще они могут узнать о причинно следственных связях (построишь слишком высокую башню из кубиков, и она вся развалится), о законах физики (столкнешь чашку со стола она упадет на пол), или о мире взрослых (посмотри, что будет, если надеть папину шляпу и представить, что рулишь в папиной машине)?

Хотя в этом возрасте дети еще не умеют играть вместе. Их общение представляет собой параллельную игру, то есть они играют бок о бок, не взаимодействуя между собой. Однако нельзя сказать, что малышей этого возраста не интересуют сверстники.

Просто они еще не научились совместной игре, эмпатии и желанию делиться игрушками. Все же, дети учатся общению, просто находясь в компании детей, и их стремление к сверстникам есть не что иное, как часть их социального развития.

Интеллектуальное развитие ребенка в этом месяце

Никогда не рано начинить читать ребенку. Обычная картонная книжка с красочными картинками может его заинтересовать, так же как книги про людей, животных и привычные предметы. Чтение перед сном, до обеда и в любое время, когда у вас есть настроение увлекательное занятие для вас и вашего малыша.

Кроме того, это стимулирует любознательность ребенка, его воображение и любовь к языку. К 15 месяцам в словаре вашего ребенка может быть около 10 активных слов и гораздо больше тех, что он понимает.

Он так же может выполнять простые просьбы, такие как «принеси книжку» или «иди к маме». Но самое важное то, что он набирает свой словарный запас со скоростью 2-3 слова в неделю и чтение в значительной мере способствует этому процессу.

Большинство малышей в этом возрасте начинают играть с мягкими игрушками. Они полезны и интересны детям. Именно мягкие игрушки станут для малыша не только ближайшими друзьями, охраняющими по ночам его кроватку, но и друзьями для игр на многие годы.

Они будут гостями на обедах, пассажирами на поездах из стульев, покупателями в магазине. Именно на мягкие игрушки ребенок будет «переносить» отношения с родителями, разнообразные конфликты с внешним миром. Поэтому не удивляйтесь, увидев, как ребенок наказывает их, ругает, шлепает, ставит в угол.

Неоценимое значение для развития речи ребенка оказывает ваш разговор. Для того чтобы ребенок заговорил или улучшил «качество речи» вы должны вести с ним постоянный разговор. Даже если вам кажется, что он односторонний (скорее всего так и будет), и малыш не обращает внимания на ваши слова.

Сейчас малыш не только чувствует интонацию, но и понимает смысл слов, поэтому ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, не искажайте слова. Это может помешать освоению правильной речи. Ясно и четко называйте предметы, повторяйте их названия по несколько раз.

Разговаривайте с ребенком обо всем, ведь его любопытство не имеет границ. Солнце, ветер, деревья, животные, играющие дети

В этом возрасте детки любят книги с большими, яркими картинками. И для развития речи нужно не только читать малышу, но и рассказывать по картинке, описывать ее. Старайтесь, чтобы ребенок принимал в этом участие. Можно попросить его, например, показать собачку. А после того, как малыш покажет ее пальчиком, несколько раз повторить: «правильно, это собака, собака». Можно немного рассказать про нее: «она черная, бегает на 4-х лапах и лает».

Поощряйте попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Если вы поняли желание вашего малыша, обязательно выразите его словами. Например, если кроха принес вам мячик, спросите его: «ты хочешь поиграть?». Если он тянется к тарелке: «ты хочешь есть?». Даже если вы ничего не поняли из сказанного малышом, ответьте: «давай поиграем» или «да, это интересно».

Задавайте больше вопросов: «тебе дать зайку?», «что ты хочешь?» и др. Ничего, если он ответит вам кивком головы или лепетом, главное, что малыш вас понял.

Учите малыша общепринятым нормам поведения. Он должен здороваться при встрече, прощаться, благодарить. Но помните, что малыш копирует взрослых, учится, глядя на них. И если в вашей семье нет заботы и внимания, любви и ласки, малышу будет сложно запомнить эти простые истины. И наоборот, если вы внимательны друг к другу, заботитесь друг о друге, малыш будет говорить «спасибо» просто потому, что так говорят его мама и папа.

12-15 месяцев: развитие и игры.

?К 15 месяцам расширяется словарный запас ребенка (до 10-30 слов), ребенок хорошо и долго ходит не присаживаясь, наклоняется, может пятиться назад, поворачивается, может самостоятельно есть густую пищу, начинает повторять ранее видимые действия в игре и различает предметы по величине с разницей в 3 см.
?Исходя из вышеописанного, кратко напишу об играх, в которые можно играть с ребенком от года до 1г3месяцев. Ранее я писала об играх с ребенком до года; все те игры остаются, конечно, в силе.

?Все игры и занятия с детьми в этом возрасте можно разделить на несколько групп: развитие речи?, мелкой моторики и логики?, ролевые игры??, крупной моторики ?, музыкальных способностей? и творчества?.

1⃣Развитие речи ?:

✅учить звуки животных, которые ребенок может увидеть и которые легко произнести (корова-мууу, гуси-гага, собака-афаф, лягушка-ква-ква, курица-коко, мышка-пипи, кошка-мяуу, сова-у-у)

✅введение самых простых слов в быт: ам-ам; кака; бах; пока; куп-куп; кач-кач; пипи; бобо и тд. Это не должно быть сюсюкание не искажение слов, а упрощение, то есть звуки-аналоги к самым частым действиям. Это позволяет ребенку начать коммуницировать с родителем до того, как он сможет произнести полноценные слова. Это не замедлит развитие правильной речи, зато ускорит коммуниционные навыки.

✅показывать части тела (на ребенке; на куклах/животных; на родителях)

✅произносить действия (поднимай ручки; отнеси папе; садись, и тд)

✅игры в прятки с произнесением «куку»

2⃣ Развитие мелкой моторики и логики:

✅засовывание крупных предметов в отверстие (мячики\фломастеры в трубочки\тубус)

✅простые сортеры по форме: засовывание 2-3 разных предмета (кубик\шарик\фломастер) в самодельные коробочки с отверстиями и прорезями (предмет должен проникать обязательно с усилием)

✅тренировка пинцетного захвата (втыкать зубочистки в пластилин; палочки в отверстие)

✅ стаканчики (разбирание и собирание; разрушение),

✅пирамидка (нанизывание без сортировки)

✅сортировка по 2-3 самым простым цветам

✅перекладывание предметов руками\ложкой\ковшом из одной емкости в другую

✅песок и кинетический песок: прятать в песок игрушки, класть лопаточкой в ведерко

✅сенсорные коробки под присмотром родителей (манка, крупы, фасоль, макароны, кинетический песок; пересыпание/складывание в ведерко)

✅подбор 2-3 разных простых крышек к баночкам

✅юла

✅сопоставление разных крышек

✅рвать салфетку, бумажку

✅большой лабиринт (как в Икеа продается)

✅молоточек стучит по шарикам (тоже как икеевский)

3⃣ Ролевые игры (разумеется, приведены примеры игр; конечно же, допускается и игра девочек в машинки, и игра мальчиков в куклы):

?Девочки: куклы, животные, чаепития, приготовление пищи, укладывание спать, катание в коляске, одевание, расчесывания и тд

?Мальчики: катание машинок, копание экскаватором, игры в животных, поезда и тд

4⃣Крупная моторика

✅прыгание и бег (с поддержкой)

✅самостоятельное катание с горки

✅залезание по вертикальной лестнице (с поддержкой и со страховкой)

✅обучение хождения по лестнице за ручку с постановкой одной ноги на одну ступеньку

✅хождение по различным сенсорным дорожкам

5⃣Творчество и музыкальное развитие

✅пальчиков краски или рисование крупными кистями (гуашь)

✅крупные мелки

✅соленое тесто или пластилин: раскапывать спрятанный предмет, втыкать пальчик в шарик из пластилина

✅толстые (смывающиеся) фломастеры

✅предлагать музыкальные инструменты (колокольчик, ксилофин, бубен, марокасы) и ставить песенки слушать; танцевать с ребенком используя самые простые понятные ребенку движения (топать ногами, ручки на бока, кивать головой, подпрыгивать (лично я рекомендую песенки Железновых)

✅книжки с картонными страничками и четкими рисунками; с окошками или сенсорные книжки (без сюжета)

?Игрушек должно быть не много. Разные игрушки должны быть выставлены в зоне доступа детей, но без нагромождения. Остальные игрушки-убраны. Недели через 2 вынимается и выставляется новая порция забытых игрушек, а старые убираются на 2-3 недели.

?Также можно попробовать предложить ребенку любые пособия для 1-2 лет (Школа семи гномов, и т.д)

Календарь развития ребенка: что должен уметь малыш в 15-18 месяцев

Нет таких родителей, которые бы не переживали, хорошо ли развивается их малыш. Мамочки делают все возможное, чтобы любимое чадо не отставало от соседских Маши и Пети, которые, по словам гордых бабушек, уже в 10 месяцев начали хорошо разговаривать, а в год уже писали буквы. Но не стоит сравнивать своего ребенка с рассказами подруг и знакомых! В предыдущей статье о навыках детей в 12-15 месяцев мы перечислили основные возрастные особенности годовалых карапузов. Теперь поговорим о тех, кому вот-вот стукнет полтора года.

Необходимо изучить календарь развития ребенка и узнать, какие умения должны уже быть у малыша на определенном этапе развития, чтобы не переживать попусту.

Малыш к 18 месяцам уже очень хорошо ходит, практически не спотыкаясь и не падая. Сам встает, приседает, наклоняется. Сидит на стуле, залазит на него сам. Бросает мяч – вперед, вверх, вниз (если ему покажут). Катает колясочку и тянет машинки за веревочку. Поднимается по лестнице, но с опорой. Хорошо ест ложкой густую еду. Пьет из чашки, сам берет ее и ставит на место.

В 15-18 месяцев ребенок сам может снимать тапочки, перчатки и шапку. Расстегивает застежки (хотя бы пытается), стягивает с себя колготки перед купанием. С помощью мамы может надеть перчатки, шапочку, ботинки.

Карапуз может по просьбе выбросить мусор в мусорное ведро, принести по просьбе предметы из одной комнаты в другую. Закрывает за собой дверь. Дает знать, если сходил в туалет. Можно начинать учить малыша чистить зубы.

Психологическое развитие детей тоже происходит быстро в этот период. Ребенок наконец может играть сам, без присутствия мамы. Строит башенки из нескольких кубиков, мостики и поезда из кубиков. Естественно, после того, как его этому научат. Собирает пирамидку в 3-5 колец (размер могут еще не учитывать). Начинает различать геометрические формы, продолжает игры-вкладыши (квадраты, треугольники и круги – в соответствующие отверстия).

Важно обратить внимание на развитие речи на втором году жизни. Инструкции может выполнять уже и двойные («пойди в комнату и принеси книжку»). Знает 3 части тела (50% детей 1,5 лет показывают не меньше, чем 3 части тела на себе и других). Знает основные цвета. Узнают на картинках не менее 1-2 объектов (кошка, птица, машина и пр.), сопоставляя, что нарисованная машина аналогична настоящей.

Развитие ребенка после года в плане активной речи – один из самых важных этапов. В 18 месяцев карапуз должен говорить 8-9 слов, а может и намного больше. С 1,5 до 2 лет активнее всего копится словарный запас. Вместо облегченных слов «ту-ту», «би-би», «ам-ам» в 1,5 года малыш уже называет настоящие слова. Может начать произносить первые простые фразы из 2-х слов.

Главное – помните: каждый малыш индивидуально развивается, и поднимать панику из-за малейших несоответствий не стоит. К тому же, никогда не поздно начать активнее заниматься с ребенком, и скачок в развитии может быть очень быстрым.

Елизавета Радванская

Мышление, навыки и физические возможности малышей развиваются очень быстро. Подумайте, 12-13-месячный ребёнок будет лишь сосать ложку, тогда как 15-месячный уже будет зачёрпывать ею воображаемую еду, хотя разница между ними составляет всего 2-3 месяца. К 15 месяцам малыши начинают осознавать символическое значение вещей и действий. Ковыряя невидимую еду, ребёнок даёт понять, что он голоден. Воспользуйтесь возможностями мозга своего 15-месячного ребёнка, чтобы одновременно развлечь его интересной игрой и поспособствовать его развитию.

Ролевые игры.
В 15 месяцев ребёнок уже понимает, что у разных предметов различное назначение. В этом возрасте он начинает видеть связь между действием и его последствиями и учится думать наперёд. Участие в ролевых играх будет стимулировать его воображение и покажет, как отображать жизненные ситуации посредством придуманных сценариев. Чтобы не смутить ребёнка, начинайте со знакомых ситуаций, например, кормления. Он уже должен понимать элементарные команды. Дайте ему простые инструкции и простые же кухонные принадлежности, такие как большая миска и деревянные ложки. И ваш малыш будет отыгрывать свою роль, делая вид, что он повар.

Купите набор детской посуды, покажите, что кукол и плюшевых зайчиков тоже можно покормить. А Собачке и кошке дать еду в мисочке на полу.

Малыши любят подражать взрослым. Для того, чтобы ребенку было интересно играть и он научился сам организовывать свои игры, купите ему соответствующие игрушки. С набором доктора он «полечит» членов семьи. А если дадите ребенку настоящий фонендоскоп (не нужный или испорченный), он будет просто счастлив!

В поездке на автомобиле, дайте ребенку игрушечный руль, пусть помогает взрослым «вести машину». Разумеется, детские автокресла не должны стеснять движения, малышу должно быть удобно не только спать в автокресле, но играть с игрушками.

Если вы предложите своему ребенку маленькую метелку и совочек, он будет с удовольствием «помогать» вам в уборке квартиры.

Если у вас есть дача, то обязательно приобретите детскую леечку и лопатку, пусть малыш приучается к труду с малолетства. Разумеется, не надо ждать от него серьезного отношения к работе на огороде. Пока для него это игра и познание окружающего мира.

И, самое главное, не забывайте разговаривать во время игры с ребенком, поясняйте все действия, называйте предметы и действия с ними.

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

В возрасте 15 месяцев ребенок говорит все более связно и все лучше понимает речь других. Он знает имена отдельных людей, с которыми чаще всего общается, и названия привычных окружающих предметов. Если он не знает слова, которое обозначает то, что ему нужно, то пытается объяснить свое желание звуками и жестами. Он может имитировать звуки, которые издают животные, выговаривает до дюжины слов и может сказать простую фразу, например: «Хочу пить», хотя воспринимает ее как одно слово. Вы можете помогать развитию речи у ребенка, показывая ему предметы в доме, на улице и в книжках и дополняя его слова, таким образом переходя к диалогу. Если он говорит что-то, похожее на какое-то слово (например, «кошка»), вы можете ответить ему: «Да, это хорошая, ласковая кошка». Ему очень понравится, если вы будете повторять за ним — и звуки, которые он произносит, и действия, которые он совершает.

У ребенка в этом возрасте уже проявляется настоящее чувство юмора, и он начинает сам делать что-то забавное (а иногда и запрещенное), чтобы привлечь к себе внимание. Он может бурно проявлять свою любовь к вам и хочет, чтобы вы все время были рядом для поддержания в нем уверенности; в присутствии других людей он может стесняться, а если чужой человек возьмет его на руки или даже просто улыбнется ему — расплакаться. Не переживайте из-за этого, ведь некоторые дети не так доверчивы к людям, как другие, но это лишь вопрос привычки. Ребенок может выбрать для себя «заветный» предмет, с которым практически никогда не будет расставаться. Вопрос безопасности все еще очень актуален, так что для ребенка на пользу его желание быть поближе к вам.

Однако в этот период он может начать проверять границы дозволенного и свои возможности и показывать, например, громкими криками, на что он способен. Малыш может настойчиво требовать, показывая пальцем на предметы, которые не может сам достать. Он может проявить несговорчивость — с этим нужно все так же бороться спокойно и терпеливо и использовать прием отвлечения внимания.

Обычные домашние предметы могут вызывать у малыша большой интерес. Дети обожают кастрюли и миски, которые можно складывать одна в другую или стучать одна об другую или об пол.

Ребенок может начать помогать вам — протягивать ножку, чтобы на него надели носок или ботинок; он уже понимает, что для чего служит — например, полотенцем вы обтираете ему лицо и руки. Он сам держит чашку и пьет из нее, хотя еще может и опрокинуть ее, так что лучше выбрать вариант с двумя ручками и на прилипающем основании.

Малыш может подолгу разглядывать различные предметы, чтобы разобраться, что они собой представляют, особенно если они как-то необычно движутся, как, например, подвешенные игрушки на ветру. Возможно, ему нравится играть в кубики; мелкие предметы он берет уже очень точно и аккуратно и левой, и правой рукой. Он может носить за собой повсюду игрушки, хотя и не очень бережно и постоянно роняя их на пол.

Хотя он уже перемещается весьма шустро, но на ногах держится еще не совсем уверенно и нередко может натыкаться на предметы; скорее всего, пока еще он ходит, широко расставляя ноги. Многие дети с удовольствием катают тележку или игрушечную коляску; некоторые увлекаются играми с преследованием, например «прятками».

Здравствуйте друзья.

Проходит время, и я понимаю, что мои мечты работать дома за компьютером остаются мечтами. Ребенок забирает все время на себя. И я подумала, раз так получается, значит так и надо. Тем более, что возникли проблемы со здоровьем и писать в блог нет никакого желания.

Вот и наслаждаюсь общением с малышом. И наблюдая за его развитием думаю, неужели все дети такие? И вообще, что может или что умеет ребенок в 15 месяцев?

Сейчас я попробую описать, что умеет наш малыш. Может, это замечаю только я?

1. Словарный запас постоянно пополняется. Если не может повторить, то говорит первый слог «я» — яблоко», «ба» — банан. И очень злится, когда его не понимают.

2. Вылазит на большой стул и сидит за общим столом.

3. Хорошо ест ложкой, особенно картошку. Любит есть вилкой, так аккуратно берет с нее еду. Но мы пока не рискуем давать вилку ребенку.

4. Меня поражает, как он в одну ладошку берет 2 телефона или 2 маленьких мячика

5. Проявляет интерес к книгам и рисованию, говорит «писши». Но усидчивости нет.

6. Любит бегать. Очень нравится одевать чужие тапки. Я вообще не могу понять – откуда у ребенка такое страстное желание носить чужую обувь? А когда ходит, в тапках старается, чтобы она стучала по полу.

7. Дорос до дверных ручек и теперь у нас проблема. Сам открывает двери, заходит в ванную и закрывается там. Я просто в шоке! Там темно, хотя небольшое количество света проникает сквозь вытяжку – ему хватает пошарить по шкафчику или закрыть с размаху двери гидробокса. Что делать? Неужели везде липучки ставить?

8. А, еще одно любимое занятие. У нас несколько шухлядок на маленьких замочках. Мы их позакрывали. И если вдруг забуду убрать ключ, будет засовывать ключ в замок и пытаться закрыть или открыть. Если не получается – страшно злится, до истерики, а забрать ключи – тоже истерика

9. И самое главное – научился отодвигать мой стул, выпазит на него и просит включить ноутбук, там у нас детские песни записаны. Стул тяжелый даже для меня, а он, упираясь, его двигает.

10. Любит играть в прятки. Прячется за диван, за штору или за угол, а затем выскакивает с криком «ку-ку» и хохочет от радости.

Неужели ВСЕ дети такие?

В результате и невестка, и я, и даже бабушка – все при деле и постоянно. Нельзя оставить без присмотра ни на минуту. Вот я и «забила» на мечту о домашнем ведении блога.

Ведь ребенок вырастет – не заметишь. Лучше наблюдать, как он развивается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *