Рефлекторная возбудимость

3 мая 2018

Синдром повышенной возбудимости у детей

Синдром повышенной возбудимости (синдром гипервозбудимости) — это комплекс симптомов, проявляющихся повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью и сомато-вегетативными расстройствами.

Признаками синдрома повышенной возбудимости у детей раннего возраста могут быть:

  • недостаточный, беспокойный сон ребенка, плач без видимых причин, несмотря на получение правильного ухода и питания;
  • выраженный тремор подбородка и конечностей;
  • вздрагивание при резких звуках, двигательное беспокойство при перемене положения тела;
  • запрокидывание головы, выгибание туловища при плаче;
  • спонтанный рефлекс Моро;
  • в сочетании с симптомами повышенной возбудимости:
    • частые и обильные срыгивания, иногда с недостаточной прибавкой веса, расстройствами со стороны желудочно-кишечного тракта;
    • выраженная мраморность кожных покровов;
    • акроцианоз, повышенная потливость.

Синдром повышенной возбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, токсико-метаболической, инфекционной), или других заболеваний детей раннего возраста. Наиболее частыми причинами повышенной возбудимости у детей является неблагополучное течение беременности, приводящее к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС: токсикозы, инфекционные и/или соматические заболевания матери, фетоплацентарная недостаточность, прием алкоголя и курение в период беременности, неконтролируемый прием лекарственных препаратов, стрессы, также причиной развития синдрома может стать неблагополучное течение родов: преждевременные роды, запоздалые роды, стремительное или затяжное родоразрешение, кесарево сечение, родовые травмы.

Симптомы преходящей гипервозбудимости могут появиться у детей с кишечными коликами, дисбактериозом, прорезыванием зубов, рахитом, а также вследствие реакции на стрессовую ситуацию. К повышенной возбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерический тип).

Диагностика

Для диагностики синдрома повышенной возбудимости требуется тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр ребенка специалистом. При необходимости назначаются дополнительные обследования: нейросонография, электроэнцефалография и прочие.

Лечение

Выбор лечения будет зависеть от установленных причин возникновения синдрома. Детям до года в подобных случаях может быть рекомендован массаж, назначаются физиотерапевтические процедуры. Успокоительным действием обладает принятие хвойных, солевых ванн, плавание. При необходимости врач может порекомендовать прием лекарственных препаратов: седативных, ноотропных, сосудистых, мочегонных.

Прогноз

В случае благополучного течения синдрома проявления исчезают к 4-6 месяцам жизни или к 1 году. В других случаях может развиваться легкое отставание в психомоторном и речевом развитии. Возможно развитие синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ), нервных тиков, заикания, энуреза , энкопреза, нарушений сна, вегетативно-сосудистой дистонии, тревожных расстройств.

Профилактика

Профилактика синдрома повышенной возбудимости заключается в предупреждении перинатальных повреждений ЦНС: важны правильная подготовка к беременности, своевременное обследование в течение беременности, лечение выявленных заболеваний и устранение причин, приводящих к гипоксии плода.

Рекомендации

Детям с синдромом повышенной возбудимости следует создать комфортную, спокойную обстановку, при общении избегать повышенных тонов, разговаривать ласково, спокойно. Дети нуждаются в четком соблюдении режима дня, сна, приема пищи. Им будут полезны длительные прогулки на свежем воздухе. Нужно не пренебрегать своевременными медицинскими осмотрами и соблюдать рекомендации врача.

все новости

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет . Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами . Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) . До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует . Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы . Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) . Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты . Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС . Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов .

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены . Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) .

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения .

Литература

На приёме, как правило, выясняется, что у мам таких детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов.
Грубые нарушения неврологического статуса у детей встречаются не так часто, к тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше «легких» поражений на первом году жизни, незаметных для родителей и, иногда, для специалистов. И среди «неумех» детского сада и неуспевающих школьников, таких детей много.
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками ПЭП (перинатальная энцефалопатия) – перинатального поражения ЦНС (центральной нервной системы).
Перинатальные поражения центральной нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения.
Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода. В дальнейшем у ребёнка в медицинской карте могут появиться диагнозы: СПНРВ (синдром повышенной нервно–рефлекторной возбудимости), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания).
Самыми характерными признаками детей с такими диагнозами являются изменения в поведении ребенка, трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций (нарушение сна, страхи, тики, энурез, энкопрез, заикание, повышенная тревожность), эмоциональная неустойчивость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Изменения поведения таких детей сводятся к чрезмерной активности, причем она не имеет определенной цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекается. Таким детям также свойственны быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. В любую минуту у него может возникнуть ярость, злость.
Они предпочитают играть с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда отрицательно относятся к окружающим. Дети потом трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счету), но это связано не с задержкой развития или снижением интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений. Некоторые дети долго не могут научиться читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы. Например, «п» и «т», «и» и «у», «б» и «д» и т.п.
Есть и другой вариант, когда мама приходит на приём к специалисту, оказывается что у ребёнка высокий уровень интеллекта, а он делает «глупые» ошибки, не пишет с «красной строки», «залезает» на поля, не может запомнить, сколько клеточек надо отступить, не может выучить таблицу умножения.
У значительного числа таких детей выявляются нарушения функции речи, чаще всего задержка ее развития. Они дефектно произносят отдельные звуки, с трудом строят фразу, речь у них медленная или взрывная (ребёнок говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов). Наряду с речевыми нарушениями у детей часто встречаются нарушения координации движений. В анамнезе у детей обычно удается установить задержку или опережение развития двигательных навыков. Когда ребёнок начинал ходить, он постоянно спотыкался, часто падал. Неловкость движений сохранилась и в более старшем возрасте.
При ходьбе дети часто пошатываются, задевают окружающие предметы, с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении даже мелких движений – при застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами, плохо раскрашивают картинки, не могут провести прямую линию, нарисовать круг или другие геометрические фигуры. В более старшем возрасте они, освоив письмо, пишут, как правило, неразборчиво. Из глазодвигательных нарушений особенно часто наблюдается сходящееся косоглазие, недостаточность конвергенции (ребёнок не может свести глаза к переносице), ребёнку сложно следить за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости. Это создаёт определённые трудности, т.к. обучаясь чтению, ребёнок должен следить за строкой, не теряя её, не перескакивая на другие.
У таких детей наблюдается леворукость, иногда у них вообще невозможно определить ведущую руку, они плохо различают правую и левую части тела. Ребёнок может иметь повышенный или пониженный тонус.
Некоторые дети до года состояли на учёте у невролога, но после достижения ребёнком одного года они исчезали из поля зрения докторов, так как в этом возрасте проявления таких нарушений «стираются».
К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода жизни ребёнка в три года. Большинство детей в этом возрасте идут в детский сад. Там они постоянно на что-то отвлекаются, не слушают сказки, ломают игрушки, носятся без цели. Такие дети неловки, не вписываются в дверные проемы, постоянно спотыкаются. Они, как будто, не слышат обращённую к ним речь. Такого ребёнка трудно воспитывать, он становится непослушным, взрослому, как правило, даже не удаётся его чем-то увлечь. В результате проблемы расцветают пышным цветом. А впереди ещё один кризис – кризис семи лет.
И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, ребёнок рыдает, учитель опускает руки. Учителя можно понять, ведь таких детей в его классе больше половины. Ребёнок на занятиях всё время отвлекается, всем мешает. При письме у него напрягаются мышцы руки, шеи, он не замечает то, что написано на доске. Сбросить это напряжение он не может, его организм работает как пружина, которая постепенно сжимается в течение дня, а к вечеру с силой разжимается, и ребёнок «разряжается» через агрессию и плач. Дома он без взрослого, который сидит рядом и говорит: «Внимательнее, сосредоточься, проверь ещё раз, что ты отвлекаешься…» – самостоятельно работать не может.
И если школьник постоянно срывает урок, или не может учиться из-за повышенной отвлекаемости – понятно, какое отношение будет к такому ученику.
Когда родители принимают свои, жёсткие меры воздействия на ребёнка, ребёнок иногда может стать более успешным. Но, к сожалению, во-первых, слишком часто такой способ приводит к психосоматическим заболеваниям: к ранним головным болям, проблемам желудочно-кишечного тракта и т.п. Во-вторых, снижается самооценка ребёнка. А это очень важная в обучении, но очень хрупкая характеристика. Если ребёнок постоянно неуспешен, а оценивает себя адекватно, и периодами вполне сообразителен, то в дальнейшем уже не пытается учиться лучше – «всё равно не получится».

Одним словом, в каждом конкретном случае приходится распутывать клубок накопившихся проблем.
Ваш ребёнок пришёл в этот мир, чтобы быть здоровым, счастливым и успешным!

проблемы со сном — период бодрствования длиннее, чем у малышей этого же возраста, сон прерывистый, с периодическим вздрагиванием ручек и ножек; беспричинный плач, во время крика нередко дрожит подбородок, учащается сердцебиение, усиливается потливость, дыхание поверхностное; кожные покровы часто имеют мраморный рисунок, иногда синюшность; беспокойное поведение у груди: малыш захватывает сосок, но в скорости бросает его, отвлекаясь на посторонние шумы; прибавка в весе ниже нормы, есть склонность к срыгиваниям, запорам или поносам.

У ребенка с признаками гипервозбудимости нередко наблюдается гипертонус мышц, клонусы стоп (выражаются быстрыми и ритмичными сокращениями мышц стопы), рефлекс Моро, возникающий спонтанно. Еще один симптом — повышенная психическая истощаемость — дети с данным синдромом очень эмоциональны, а потому быстро устают.

У недоношенного младенца существует риск возникновения судорог, особенно при повышении температуры (таким детям рекомендуют сбивать температуру даже при отметке 37,5 °C), перегреве или сильном эмоциональном истощении, например, при долгом плаче.

Как повышенная нервная возбудимость в младенчестве может сказаться на взрослой жизни? В будущем подросший ребенок может страдать эмоциональной нестабильностью, тревожными расстройствами, гиперактивностью. Дети реагируют на перемены погоды головной болью, нередко при перевозбуждении наблюдаются нервные тики (даже если эмоции были положительные) и разные формы заикания. Иногда развивается недержание мочи, кала, при тяжелых формах поражения ЦНС — эпилепсия.

Диагностика

Безусловно, подобные диагнозы устанавливают не родители, а врач-педиатр совместно с неврологом. Если мамой и папой было замечено проявление вышеперечисленных симптомов у малыша, его следует показать специалистам в ближайшее время.

Проблема установки правильного диагноза при физикальном осмотре заключается в том, что зачастую практически все дети раннего возраста ведут себя беспокойно в новой для них обстановке (кабинет врача), особенно когда их раздевают и прикасается незнакомый человек. Беспокойство и плач в данном случае мешают адекватно оценить состояние малыша.

Также может понадобиться проведение следующий диагностических исследований:

нейросонография (УЗИ через незакрытый родничок); электроэнцефалография; рентген и УЗИ шейного отдела; дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Опять-таки обследование должно проводиться в спокойной обстановке. Ребенок должен быть сытым и выспавшимся, иначе плач во время исследования повлияет на искажение результатов.

Выбор лечения будет зависеть от установленных во время диагностики причин возникновения гипервозбудимости. Детям до года часто назначают следующие процедуры:

Массаж и ЛФК. Помогает снять мышечный тонус. Лучше всего курсы массажа проходить под руководством специалиста, который подскажет, сколько необходимо курсов и с каким интервалом их делать. Он же поможет подобрать необходимый комплекс лечебных упражнений.

Плавание. Издавна известно о благотворном воздействии воды на нервную систему. Главное, чтобы во время занятий ребенок не пугался из-за случайного заглатывания воды или ее попадания в носик.

Физиолечение. В комплекс физиолечения включаются амплипульстерапия, электрофорез, лечение парафином. Подобные процедуры нормализуют обмен веществ и улучшают мозговое кровообращение.

Успокоительным действием обладает также принятие солевых и хвойных ванн, а также травяные чаи с седативным эффектом.

Медикаментозное лечение. Детям первого года жизни при необходимости прописывают прием препаратов с успокоительным эффектом (например, Глицин), ноотропные средства (улучшают мозговую и умственную деятельность), такие как Ноофен, Пантогам, иногда мочегонные, противосудорожные медикаменты.

Безусловно, детям с повышенной возбудимостью требуется соблюдение особенного режима. Для них как никогда важно часто гулять на свежем воздухе, регулярно проветривать помещение, постараться выработать режим сна и принятия пищи. Грудное вскармливание позволяет давать ребенку самую лучшую пищу и телесный контакт с матерью, столь нужный для эмоционального равновесия. Рекомендуется чаще брать кроху на руки, ограждать его от громких пугающих звуков, насколько это возможно.

Профилактические мероприятия в первую очередь сводятся к тому, чтобы вовремя обследоваться в период вынашивания малыша и своевременно устранять симптомы гипоксии. Кроме того, важна правильная тактика ведения родов с избежанием, по возможности, внутричерепных родовых травм.

После рождения ребенку важно как можно скорее установить режим дня, режим кормлений, закаливающие процедуры. При мышечном тонусе назначается профилактический курс массажа и ЛФК. Ну и, конечно, следует вовремя посещать невролога и педиатра.

В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Соматопатии считаются выражением невропатической конституции . Этот вопрос частично обсуждался в разделе V «Психосоматические расстройства».

Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных преимущественно для младенческого возраста. Наряду с этим термином в разное время использовались и такие определения как «врожденная детская нервность», «конституциональная нервность», «эндогенная нервность», «невропатическая конституция», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость».

Вышеуказанными терминами обозначались врожденные болезненные формы реагирования детей, в основе которых лежат конституциональные аномалии.

Т. П. Симеон (1929, 1961) предположила, что невропатии раннего детского возраста могут представлять собой форму функциональных психических нарушений. Т. П. Симеон, так же как и E. Kraepelin, указывала на ведущее значение наследственных факторов в генезе этих расстройств, но в то же время ею была выделена группа детей с экзогенной невропатией. Среди экзогенных причин автор указывала на острые детские инфекции, туберкулез, сифилис, недостаточность органов слуха, физическую травму и др., которые обусловливают недоразвитие или повреждение отдельных систем мозга. Но она не исключала и роль особой психологической ситуации, особенно такой, когда ребенок становится центром внимания.

В более поздних работах Г. Е. Сухаревой (1959), С. С. Мнухина (1968), Г. В. Козловской, Е. И. Кириченко (1982) было показано, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические факторы, действующие в перинатальном и раннем постнатальном периоде. Большой вклад в изучение вегетативно-висцеральных дисфункций в результате гипоксически-травматического поражения ЦНС у детей раннего возраста внесли детские неврологи — Ю. А. Якунин (1979), Л. Т. Журба (1982), Е. М. Мастюкова (1980). Эти авторы показали, что синдром вегетативно-висцеральных дисфункций — постоянный спутник раннего поражения головного мозга. И если при конституциональных формах невропатии он отражает неспособность вегетативной нервной системы новорожденного в силу ее врожденной «неполноценности» относительно быстро адаптироваться к существованию вне организма матери, то в случаях церебральной, перинатальной патологии этот же синдром указывает на поражение нервной системы.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Об определенной роли наследственных факторов в генезе невропатий свидетельствуют наблюдения, сделанные еще E. Kraepelin, а затем и Т. П. Симеон. Ими было отмечено, что в семьях детей-невропатов обнаруживается накопление лиц с психопатией, истерическими и другими психическими личностными расстройствами, а родители этих детей часто отличаются тревожностью, эмоциональной лабильностью и неадекватностью аффективных реакций.

Среди экзогенно-органических факторов первое место отводится перинатальному сочетанному гипоксическому и травматическому поражению нервной системы, особенно гипоталамической области мозга и лимбической системы, отличающихся повышенной чувствительностью к гипоксии и обусловливающих нарушение функций вегетативной нервной системы. Вследствие тесной связи лимбических структур мозга с эмоциогенными зонами у детей-невропатов отмечены снижение порога индивидуальной, эмоциональной и вегетативной чувствительности и ее дисфункции.

К факторам риска, обусловливающим гипоксию плода, относят заболевания матери, вызывающие нарушения маточно-плацентарного кровообращения (сердечно-сосудистые, бронхолегочные, эндокринные заболевания, кровопотери, патология пуповины и др.).

Психосоциальные факторы могут закреплять патологический, дисфункциональный, эмоционально-вегетативный стиль и уровень реагирования.

Распространенность невропатии в детской популяции относительно невелика — 0,6 % (в сельской местности еще меньше).

Выделяют 3 основных вида невропатии: истинную или конституциональную, органическую и смешанного типа . Проявления органической невропатии практически аналогичны синдрому вегетативно-висцеральной дисфункции, являющейся выражением резидуального состояния при перинатальной церебральной патологии. Г. Е. Сухарева (1959) дополнительно выделяет астенический и возбудимый варианты невропатии.

При конституциональной (истинной) невропатии физический статус детей отличается астеническим, грацильным сложением, малыми ростом и массой тела. Дети и рождаются с низкой массой, часто недоношенными, а в последующие месяцы жизни они плохо ее прибавляют. У них отмечаются снижение иммунитета и повышенная склонность к аллергическим реакциям, экссудативным и простудным заболеваниям, кожным высыпаниям. Однако нервно-психическое развитие этих детей, как правило, протекает не только своевременно, но нередко и с опережением в двигательном и психическом развитии. Но уже с 2—3-месячного возраста без видимых причин ребенок начинает постоянно плакать, плохо брать грудь, вздрагивать от малейшего шума, беспокоиться при смене пеленок; одновременно с этим возникает тремор рук и ног. Эти явления не прекращаются до 10—12-месячного возраста, характеризуя общую повышенную возбудимость ребенка. Диффузной реакцией с общим тремором, размахиванием руками, вокализациями такие дети реагируют даже на положительные стимулы, а в момент отрицательного аффекта они испуганы, у них расширены зрачки, отмечаются яркие вазомоторные реакции и гипергидроз. Внимание ребенка с невропатией неустойчивое, быстро истощающееся. Особенно выраженными бывают расстройства сна. Сон становится беспокойным, прерывистым с частыми пробуждениями и затрудненным засыпанием; нередко перед сном наступает возбуждение. Длительность дневного и ночного сна укорачивается. Соматовегетативные дисфункции представлены также расстройствами пищеварения (потеря аппетита, упорные срыгивания, запоры, поносы и т. д.). Эмоциональные реакции обычно бурные, лабильные и истощаемые. Поведение в целом отличается постоянной возбужденностью, плачем, капризами.

При неврологическом обследовании симптомы очагового поражения нервной системы, как правило, не обнаруживаются, но отмечаются яркий, быстро появляющийся дермографизм, задержка редукции рефлекса Моро и другие вегетативные дисфункции. Ориентировочные реакции сопровождаются резким вздрагиванием, испугом, вазомоторными реакциями, плачем.

На 2-м и 3-м годах жизни вегетативная и эмоционально-реактивная лабильность у детей сохраняется (крики по ночам и пробуждения с психомоторным возбуждением). Наряду с этим появляются более определенные признаки пониженного настроения — склонность к грусти, ипохондрические жалобы (болят руки, голова и т. д.), а также повышенная пугливость, страх перед новым, болезненная впечатлительность. Если ребенок сталкивается с психической травмой, то у него очень легко возникают невротические реакции и реактивные состояния. В этом возрасте могут быть обнаружены и рудиментарные личностные черты тормозимого типа: чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в новой обстановке, установления начального контакта со взрослыми и детьми, элективный мутизм и др.

В дошкольном возрасте недостаточность вегетативной регуляции и эмоциональная реактивная лабильность сглаживаются и еще более отчетливо выступают личностные особенности в виде повышенной тормозимости или, напротив, возбудимости, сочетающейся с быстрой истощаемостью.

Органическая невропатия возникает в первые дни после рождения в виде синдрома вегетативно-висцеральных нарушений. Сопутствующие им психопатологические и неврологические синдромы определяются характером и тяжестью раннего поражения нервной системы. Для органической невропатии очень характерны такие вегетативные проявления, как преходящие сосудистые пятна (симптом Арлекино), цианоз, расстройства терморегуляции, желудочно-кишечные дискинезии с явлениями пилороспазма, повышением перистальтики кишечника, срыгивания, рвоты, а также лабильность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (аритмия, тахикардия и тахипноэ, сменяющиеся приступами брадикардии и брадипноэ). Типично также нарушение биологического ритма сон — бодрствование. Отмечаются гиперчувствительность (особенно тактильная), гиперакузия. Рефлекс Моро в первые месяцы ярко выражен, нередко сопровождается плачем. Указанные проявления в большинстве случаев наблюдаются в сочетании с нарушением сна, повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, склонностью к фобическим реакциям. В неврологическом статусе — рассеянные неврологические знаки и иногда симптомы очагового поражения ЦНС.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций при органической невропатии редко бывает изолированным, может сочетаться с гипертензионно-гидроцефальным и судорожными синдромами, задержкой психомоторного развития, а у детей старше 1 года возможно развитие гипердинамических, церебрастенических и других резидуальных церебральных синдромов. Личностные же изменения выражены меньше, чем при конституциональной невропатии.

При невропатии смешанного генеза, когда имеется сочетание признаков конституциональной невропатии и симптомов перинатальной энцефалопатии, отмечается большая тяжесть клинических проявлений, которые могут быть выявлены с первых дней жизни. Особенно четко выступают признаки реактивной лабильности, склонность к реакциям испуга, тревога, изменяющие поведение детей. В этих случаях у детей очень рано на первый план в клинической картине выступают личностные особенности (как и при истинной невропатии). Но это не столько черты тормозимости, сколько возбудимости, эгоцентризма, капризности, требовательности, на фоне которых возникают реакции протеста и аффективно-респираторные пароксизмы.

Ни одна из форм невропатий не сопровождается интеллектуальным снижением. По данным Л. А. Бударевой (1982), IQ при них достаточно высок: при истинной — 96—110, при органической — 85—115, при смешанной — 85-130.

Прогноз невропатии еще недостаточно изучен. С одной стороны, ее проявления с возрастом нивелируются, с другой — невропатия становится базой для формирования личностных аномалий. Есть также наблюдения о том, что невропатии с выраженной реактивной лабильностью и нестабильностью вегетативных функций могут предшествовать детской шизофрении и раннему детскому аутизму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *