Религия фильм

Продолжаем наши зимние киноподборки, на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием.

«Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере.

«Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости.

«Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа.

Содержание

«Проблемные» фильмы

«Назарин»: Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст.

«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

«В твоих руках» Аннетт Олесен — мощное современное религиозное высказывание. Анна поступает на работу священницей в женскую тюрьму. Там она встречает Кейт — великую грешницу и… святую, чудотворицу. Фильм о «всамделишней святости» и «всамделишном» грехе. Фильм входит в проект «Догма 95» Ларса фон Триера. Помимо «актуальности» женского священства, этот фильм интересен вот чем: протиборством священника (священницы), как бы благочестивой, но на деле — грешницы, и святого (святой), как бы грешницы, а деле — собственно святой.

Священство и царство

«Царь» Павла Лунгина — история о противостоянии Грозного царя и святителя Филиппа, палача и жертвы, великого грешника и святого. Сколь бы много бессмысленных споров ни велось вокруг Грозного и вообще вокруг власти, Церковь здесь высказалась вполне однозначно: Церковь, Чей Глава невинно казнен Римской империей, канонизировала святителя Филиппа, но — конечно! — не его убийцу. Об этом — прекрасный фильм Лунгина.

«Бекет» Питера Гленвилла — главный герой фильма — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае со Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве. Фильм прекрасен тем, что показывает житие святого «в динамике» — от бурной и грешной молодости к святости. Замечательный, уже давно ставший классическим фильм.

«Жизнь за жизнь» Кшиштофа Занусси — фильм, основанный на реальных событиях. Священник-францисканец Максимилиан Кольбе, канонизированный Католической церковью, был узником Аушвица — символе того зла, что несет власть. Там он добровольно пожертвовал жизнью ради незнакомого ему человека.

Экранизации великих романов о священниках

«Дневник сельского священника» — экранизация романа Жоржа Бернаноса. Вероятно, лучший фильм Робера Брессона, один из величайших фильмов в мировой истории. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема фильма — борьба святости и пошлости — исполнена здесь поистине гениально. Ко всему прочему «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира — Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…

«Под солнцем Сатаны» — фильм Мориса Пиала, в роли аббата Донисса — Жерар Депардье. Фильм взял «Золотую пальмовую ветвь». Экранизация одноименного романа Бернаноса. «Под солнцем Сатаны» — ранний роман Ж. Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Донисса — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба добра со злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.

«Ключи от Царства Небесного» Джона Стала — экранизация главного романа Арчибальда Кронина, образца подлинно христианской литературы. История священника Фрэнсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).

«Беглец» — экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава». Режиссер: Джон Форд, один из выдающихся голливудских кинематографистов, один из классиков вестерна. Впрочем, своей «специальностью» (Дикий Запад) он тяготился и жалел, что мало снимал фильмов на другие темы. А вот «Беглеца» как раз он очень любил. К тому же в фильме играли лучшие актеры того времени. Экранизация получилась действительно достойная, во всяком случае фильм создавался более 50 лет назад и его до сих пор помнят (хотя надо признать, что образ главного героя «прилизан» по сравнению с книгой). «Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа. С. С. Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест.

Священники в жанровом кино

«Я исповедуюсь» — самый «христианский» фильм Альфреда Хичкока (берем в кавычки, так как сомнительно, что сам режиссер согласился бы с таким определением). Характерно, что этот фильм не пользовался признанием современников (хотя взял Гран-при в Каннах). Зритель насладится классическими для Хичкока саспенсом, тонкой психологией и напряженным сценарием. Священник исповедует убийцу и сам попадает под подозрение: но ведь он не может разгласить тайну исповеди… Опять же характерно, что, по первоначальной задумке режиссера, священника должны были казнить, но режиссеру пришлось изменить сценарий в сторону хеппи-энда.

«Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса — фильм 1938 г., общепризнанная классика. На первый взгляд, это обычный голливудский фильм, гангстерская драма, каких тогда было много (и чисто внешне опять же это шедевр данного жанра). В «Ангелах» мы, однако, видим, как, блестяще исполнив внешние черты жанра, создатели перевернули его суть, грубо говоря, «разоблачили» гангстерскую драму. Сюжет следующий: два подростка, Рокки и Джерри, совершают кражу, Рокки попадается. Вследствие этого он становится бандитом, а Джерри — священником. Это зачин. Бессмысленно рассказывать весь фильм, опишем лишь его гениальный финал. Пережив множество перипетий, Джерри оказывается приговоренным к смерти. Рокки, после той первой кражи сделавший делом своей жизни борьбу с криминалом и его популярностью в тогдашнем американском обществе, просит у Джерри невозможного: перед смертью не вести себя как герой, а унизиться, выглядеть «трусливой крысой», тем самым развенчав миф о «бравых бандитах». Так гангстерский фильм оборачивается историей про смирение, уничижение, про «быть посмеянием и позорищем миру».

«Отходная молитва» — не самый плохой пример «массового кино» с христианскими мотивами. «Драматический триллер» по форме (и вполне на уровне этого жанра), по сути — история раскаяния. Ирландский террорист случайно подрывает школьный автобус. В ужасе он решает покончить со своей прежней жизнью, но для этого он должен совершить еще одно убийство. Случайным свидетелем оного становится священник. Далее — история покаяния на фоне «драматического триллера». Режиссер: Майк Ходжес. В главных ролях: Микки Рурк, Боб Хоскинс, Алан Бейт.

«Пастырь» Левина Уэбба — типичный детективный триллер. Здесь мы его предлагаем как образчик «мейнстрима», но с христианской тематикой и не без «глубины». Ловкому и вполне «светскому» отцу Дэниэлу поручено загладить скандал: другого священника обвиняют в убийстве. Здесь начинается собственно «детектив» и «триллер». Детектив — прекрасная метафора поиска истины, триллер — стояния над бездной (Честертон и Достоевский с разных сторон показали, как все это можно использовать в христианском искусстве). «Пастырь» — неплохая попытка в этом духе: отец Дэниэл, все больше погружаясь в грязь и ужас в поисках истины, вспоминает, кто он: Божий служитель.

«Крест и нож» Дональда Мюррея — христианский проповедник обращает членов подростковых банд Нью-Йорка к Богу. Фильм «Крест и нож» создан по мотивам книг пастора Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и его друга бандита Никки Круза «Беги, малыш, беги». Обе книги повествуют об обращении подростковых банд к Господу. Книги и соответственно фильм основаны на реальных событиях.

«Город мальчиков» Нормана Таурога — классика кино. Пять номинаций на «Оскар» (два — приза). Своего рода христианская «Республика ШКИД» — католический священник создает приют для трудных детей. Эта идея пришла священнику после исповеди приговоренного к смертной казни. «Город мальчиков» в действительности существовал, как и его создатель отец Эдвард Дж. Флэнэгэн, и существует до сих пор. Воспитанники говорили о священнике: «он не суровый отец, а брат».

Под конец — экранизации рассказов об отце Брауне — одном из самых обаятельных образов священника в мировой культуре; сами рассказы — классика детектива и прекрасная литература:

— Британский телевизионный сериал в лучших традициях прекрасных английских ТВ-экранизаций классики.

— Английский фильм 1954 г. Священник-детектив в исполнении Алека Гиннесса многими до сих пор считается лучшим. Экранизация рассказа «Сапфировый крест».

— «Паршивая овца» и «Пагубная страсть» — две немецкие экранизации.

— Советский (литовский) двухсерийный фильм «по мотивам новелл Г. К. Честертона». Источником послужил не только «отец Браун», но и «Хорн Фишер».

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • Фильмы, в которых мистика преобладает над кровавыми сценами расправы, часто наводят больше страха, чем истории о сумасшедших маньяках. В список лучших всегда включают киноленты, снятые в жанре триллер. Издавна человечество пугало неизведанное – сверхъестественные силы, призраки и духи, которые живут в старинных вещах, заброшенных домах, а порой и в душах людей. Если вы хотите пощекотать нервы перед сном без откровенной чернухи и агрессивных сцен насилия, интересные мистические триллеры станут лучшим выбором!

    «Мертвая зона» / The Dead Zone (реж. Дэвид Кроненберг, 1983)


    Стивен Кинг создал невероятное количество талантливых произведений, из которых получились самые крутые мистические триллеры века. «Мертвая зона» – фильм, снятый по одноименному роману Кинга и вышедший на широкие экраны в 1983 году. Сюжет фильма повествует об учителе начальной школе Джоне, который попадает в страшную автомобильную аварию и пять лет находится в состоянии комы. Постепенно Джон возвращается к нормальной жизни, проходит реабилитацию, но неожиданно понимает, что смертельная авария принесла ему необычные способности и открыла новую, неизведанную, сторону жизни.

    «Адвокат Дьявола» / The Devil’s Advocate (реж. Тейлор Хэкфорд, 1997)


    Ни один рейтинг мистических триллеров не может обойтись без этого культового кино. В главных ролях – Киану Ривз, Аль Пачино и Шарлиз Терон. Главное здесь – гениальный сценарий и невероятная игра актеров. Эти составляющие подарили миру потрясающий фильм, который смотрится на одном дыхании. Сюжет киноленты повествует о жизни и профессиональных успехах молодого адвоката Кевина Ломакса, который после выигрыша очередного громкого дела получает предложение переехать в Нью-Йорк. Там его ждет роскошная квартира, баснословная зарплата и должность в большой юридической конторе Джона Милтона. Кевин сближается с Милтоном, уверенно шагает по карьерной лестнице вверх, в то время как его молодую красавицу-жену преследуют ужасные видения, в результате которых она сводит счеты с жизнью. Убитый горем Кевин узнает правду о своем рождении и происходящем вокруг, но уже ничего не может сделать, чтобы все вернулось на свои места…

    «Шестое чувство» / The Sixth Sense (реж. М. Найт Шьямалан, 1999)


    Знаменитый фильм о сверхъестественных силах – венец мистических триллеров всех времен. Несмотря на давность выхода киноленты, она держит в напряжении и страхе по сей день. Малкольм Кроу – специалист в области детской психологии и психиатрии. В день награждения за выдающиеся успехи в профессии он становится жертвой нападения своего бывшего пациента Грея, который кончает жизнь самоубийством. Малкольм тяжело переживает случившееся и ищет причины трагедии внутри себя.Его отношения в семье разлаживаются, и сама жизнь катится под откос. Спустя год врач знакомится с новым пациентом, мальчиком Коулом, который страдает расстройством, схожим с диагнозом Грея. Доктор пытается помочь Коулу, не подозревая, что в его состоянии кроется тайна самого Малкольма.

    «Сонная лощина» / Sleepy Hollow (реж. Тим Бёртон, 1999)


    Тим Бертон и Джонни Депп – лучшая компания для создания мистического и загадочного триллера в духе детектива XVIII века. Кинолента рассказывает о событиях, произошедших в деревне Сонная Лощина. Массовые таинственные смерти заставляют констебля Икабода Крейна посетить местных жителей, чтобы найти виновных. Детектив Крейн обладает острым умом и необычным подходом в расследованию убийств. Его главный помощник – логика, которая помогает найти нужную ниточку и осторожно тянуть за нее. Крейн полагает, что преступником является обычный человек, но местные жители поведали ему легенду о гессенском кавалеристе, который рубил головы противникам в бою, как и жертвам в Сонной Лощине. И хоть в это сложно поверить, но мистические события не заставляют долго ждать, усложняя расследование Икабода Крейна.

    «Другие» / The Others (реж. Алехандро Аменабар, 2001)


    Наша подборка мистических триллеров не могла не включить легендарный фильм с Николь Кидман в главной роли. Сюжет фильм рассказывает о событиях Второй Мировой войны. Грейс Стюарт – крайне набожная и религиозная молодая женщина, которая живет в отдалении от других людей на Нормандских островах с двумя детьми. Муж Грейс уже два года находится на фронте, от него никаких вестей. В один из странных дней из поместья уходит вся прислуга, и дом окутывается непроглядным туманом. В доме появляются новые слуги, которые должны выучить жесткие правила: никакого дневного или яркого света, все двери должны быть заперты, а окна – занавешены плотными шторами, а также запрещается громко разговаривать, шуметь и играть на рояле. Дети Грейс больны странной болезнью, и все в доме подчинено соблюдению заведенных законов. Но кто-то упорно пытается пробить созданный Грейс заслон и начинает свою игру со странной семьей.

    «Видок» / Vidocq (реж. Питоф, 2001)


    Лучшие фильмы хит-парада включают и этот яркий триллер. Захватывающая детективная мистика рассказывает о французском сыщике по фамилии Видок. Париж XIX века охвачен паникой в связи со зловещими деяниями серийного маньяка. На тропу войны выходит гениальный детектив Видок, который идее по следу таинственного преступника, все ближе подбираясь к страшной разгадке.

    «Пиджак» / The Jacket (реж. Джон Мэйбери, 2004)


    Ветеран войны Джек Старкс является пациентом психиатрической лечебницы. Ежедневно на нем испытывают новые препараты и методы лечения душевнобольных. В процессе лечения герой триллера все глубже погружается в свои фантазии и мистику, уходит от реальности и попадает в собственное будущее, на 15 лет вперед. Джек знает дату собственной смерти, но не знает, как это произойдет. В грезах Джек встречает девочку из своего прошлого и помогает ей изменить жизнь, написав письмо матери малышки. Одновременно он пытается изменить трагический конец своей жизни и нарушить планы судьбы. Этот фильм является ярким образцом психологического триллера с элементами мистики и участием сверхъестественных сил.

    «Ключ от всех дверей» / The Skeleton Key (реж. Иэн Софтли, 2005)


    Данный триллер напоминает известную всем сказку про Синюю бороду, поэтому он входит в топ фильмов в жанре мистика. Молодая девушка Кэролайн нанимается сиделкой к парализованному старику и поселяется в одном доме с ним и его женой. Девушке вручают ключ от огромного особняка, который открывает все двери, кроме одной. Хозяйка дома Вайолет рассказывает девушке историю про бывших жильцов этого дома, богатых банкиров, и его чернокожих слуг, которые подозревались в увлечении древним культом худу. По мере развития сюжета Кэролайн раскрывает загадку дома и понимает, что заклятие колдунов было запущено, и ищет спасение от него. Вера в африканский культ усугубляет положение девушки и приводит к череде страшных событий, которые навсегда меняют ее жизнь.

    «Сайлент Хилл» / Silent Hill (реж. Кристоф Ганс, 2006)

    Как и многиелучшие триллеры, данный фильм ужасов основан на популярной компьютерной игре в жанре мистика. Шерон – девочка, которая страдает приступами лунатизма, во время которых ей приходят видения о странном городе Сайлент Хилл. Мама девочки, Роуз, решает отправиться в заброшенный город, чтобы раскрыть загадку таинственных видений. В дороге их машина попадает в аварию, после которой Шерон бесследно пропала, и мать отправляется на поиски девочки. На туманных улицах Сайлент Хилла Роуз встречается с жуткими монстрами. Чтобы найти Шерон и выбраться из заброшенного зловещего места, женщине предстоит разгадать страшную тайну и победить мистических существ.

    «Предчувствие» / Premonition (реж. Меннан Япо, 2007)

    Еще одна запутанная картина в числе лучших мистических триллеров с загадочным сюжетом и блестящей актерской игрой. Главная героиня фильма – молодая женщина Линда, у которой есть прекрасный муж Джим и две очаровательные дочки. В один день ее жизнь переворачивается с ног на голову после известия о страшной смерти мужа в автокатастрофе. Линда не понимает, что с ней происходит. Она живет разрозненными днями, события в которых не имеют никакой хронологии. Для окружающих женщина выглядит сумасшедшей.В ее же сознании действительность выглядит запутанно и необъяснимо: она знает, что ее муж должен умереть. Изо дня в день с Линдой происходят странные вещи, незримо связанные между собой и ведущие к разгадке гибели Джима. Как девушке спасти свою семью и доказать, что она не сумасшедшая, когда все вокруг говорит об обратном?Этот фильм можно смело заносить в список»лучшие мистические триллеры»!

    «Комната 1408» / 1408 (реж. Микаэль Хофстрём, 2007)

    Рейтинг лучших мистических триллеров не может не включать этот фильм. Лента снята по одному из лучших мистических рассказов Стивена Кинга, от которого волосы встают дыбом не только на затылке. Главный герой истории – писатель и журналист Майк Энслин, а его конек – необычные отели и гостиницы, полные призраки и странных явлений. Он обожает расследовать загадочные смерти и запутанные дела, связанные с номерами отелей, разбросанных по стране. Майкл не верит в существование сверхъестественных сил и ставит главной задачей разоблачение мистических баек, придуманных для привлечения клиентов.
    Однажды Майк получает открытку с изображением отеля «Дельфин», которая запрещает входить в номер 1408. Писатель воспринимает послание как вызов и отправляется в отель. Прибыв на место, Майк сталкивается с нежеланием персонала пускать его в указанный номер, и узнает, что за время существования отеля там погибло 56 человек. Тем не менее настойчивый мужчина добивается своего, но он даже не подозревает, какой ужас скрывается за дверью с надписью «1408»…

    «Один пропущенный звонок» / One Missed Call (реж. Эрик Валетт, 2007)

    Еще один американский мистический триллер в ряду кинолент, снятых по мотивам японских фильмов ужасов. Как японские «Проклятие» (2004) и «Звонок» (2002), этот фильм впервые вышел на востоке, после чего сценарий перекочевал в сюжет ремейка мистического триллера, представ на экранеперед американской публикой, и вошел в список лучших фильмов. Главная героиня мистического триллера– девушка по имени Бэт, которая при загадочных обстоятельствах теряет один за другим четырех друзей. Двое из них уходят из жизни у нее на глазах, причем всех молодых людей связывает одно – таинственный телефонный звонок, поступающий незадолго до смерти. Бэт делится своими подозрениями с местной полицией, но ее поднимают на смех. Один полицейский – Джек Эндрюс – принимает слова девушки за правду, ведь он тоже потерял сестру, которая ответила на мистический телефонный звонок…

    «Дело №39» / Case 39 (реж. Кристиан Альварт, 2007)

    Социальный работник Эмили приходит в семью Салливанов для урегулирования ситуации с десятилетней девочкой, которая подвергается насилию со стороны родителей. Когда девочка чуть не стала жертвой убийства от руки собственных матери и отца, Эмили берет малышку под свою опеку. Лилит посещает групповые занятия с другими детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, где довольно быстро начинают развиваться ужасающие события со смертельным исходом детей. Эмили заподозрила неладное и отправляется в психиатрическую лечебницу на разговор с матерью Лилит, где та говорит, что ее дочь – демон во плоти, и именно она виновна во всех произошедших трагедиях.

    «Исходный код» / Source Code (реж. Дункан Джонс, 2011)

    Главный герой фильма – капитан армии Колтер Стивенс. С ним происходят странные вещи: неожиданно Стивен оказывается в поезде, причем не в своем теле. После разрушительного взрыва капитан пробуждается в капсуле времени, внутри программы «Исходный код», которая позволяет вселяться в тело человека в последние восемь минут жизни. Колтеру предстоит разгадать загадку взрыва в поезде, чтобы предотвратить гораздо большую и ужасающую катастрофу – взрыв «грязной» бомбы в Чикаго, который приведет к радиоактивному поражению и гибели миллионов людей.

    «Окулус» / Oculus (реж. Майк Флэнеган, 2013)

    Сюжет киноленты повествует о событиях, по традиции происходящих после переезда счастливого семейства в новый дом. Покупка загадочного зеркала становится причиной начала странных событий: супруги видят страшные галлюцинации, сходят с ума, в доме поселяется ужас, и наступает разлад. С членами семьи Алана происходят жуткие вещи, которые приводят к смертям. Спустя годы сын программиста Тим выходит из психиатрической лечебницы, куда попал в детстве после ужасных событий. Он возвращается домой к своей сестре и пытается убедить ее, что зеркало ни при чем. Вот только Тим даже не подозревал, как сильно заблуждается…

    Ни для кого не секрет, что Пасха — это праздник, который люди в основном встречают и проводят дома, в кругу семьи. Да и в городе в этот день обычно не проходит никаких громких концертов или шумных мероприятий. Vgorode решил найти интересные фильмы на тему веры и религии, которые просто необходимо посмотреть в этот день.

    мама!

    Год: 2017

    Режиссер: Даррен Аронофски

    В главных ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер

    Как и все фильмы Даррена Аронофски, «мама!» очень тяжелая для просмотра лента. Во-первых, далеко не все сразу поймут, о чем этот фильм, поскольку все, что происходит в доме главных героев — это отсылки к различным библейским сюжетам. А во-вторых «мама!», как и любая другая картина Аронофски, своим визуальным рядом буквально издевается над зрителем, заставляя его переживать всю гамму эмоций — от отвращения до восхищения.

    Страсти Христовы

    Год: 2004

    Режиссер: Мэл Гибсон

    В главных ролях: Джеймс Кэвизел, Майя Моргенштерн, Христо Живков, Франческо Де Вито

    Без преувеличения один из лучших фильмов снятых на основе библейских сюжетов. Картина повествует о последних двенадцати часах жизни Иисуса Христа и делает это настолько детально и правдоподобно, что порой становится не по себе от мучений Сына Божьего.

    Интересный факт: Все герои фильма говорят на тех языках, на которых они говорили два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне — на «вульгарной латыни». Лента идет с субтитрами.

    Иисус Христос — Суперзвезда

    Год: 1973

    Режиссер: Норман Джуисон

    В главных ролях: Тед Нили, Карл Андерсон, Ивонн Эллиман, Бэрри Деннен

    Киноверсия легендарной рок-оперы Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса. Отлично подойдет для просмотра людям, которые любят хорошую музыку. Сюжет киноленты основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

    Интересный факт: Фильм снимали в Авдате, архитектурном заповеднике в пустыне Негев на месте древнего набатейского города в южном Израиле.

    Ной

    Год: 2014

    Режиссер: Даррен Аронофски

    В главных ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон

    Еще один фильм от Даррена Аронофски. История Ноя и всемирного потопа поставленная с голливудским размахом и серьезным сюжетом. Ной в этом фильме показан обычным человеком, со своими страхами, надеждами и сомнениями, которому, помимо прочего, приходится бороться с человеческим злом, и воспитывать сыновей.

    Интересный факт: Даррен Аронофски с детства был очарован персонажем Ноя, он представлял его себе как «мрачного, сложного персонажа, который испытывал глубокое чувство вины».

    Догма

    Год: 1999

    Режиссер: Кевин Смит

    В главных ролях: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Линда Фиорентино, Сальма Хайек

    Один совет перед просмотром — не воспринимайте этот фильм слишком серьезно. Отличная комедия для тех, кто не лишен самоиронии. Здесь есть и забавные падшие ангелы в исполнении Бен Аффлека и Мэтта Дэймона и пра-пра-пра…пра племянница Иисуса Христа, и тринадцатый апостол по имени Руфус, и даже Муза, которая подрабатывает на Земле стриптизершей. Ну и конечно куда же в фильме Кевина Смита без Джея и Молчаливого Боба.

    Интересный факт: В фильме содержатся ссылки и намеки на различные комиксы. Например, один парень из Адской тройки одет в майку с изображением Хеллбоя; Бартлеби говорит: «Не злите меня. Я вам не понравлюсь в гневе», — что является ссылкой на Халка, а игрушку Мэдмана можно заметить в детском мире.

    Последнее искушение Христа

    Год: 1988

    Режиссер: Мартин Скорсезе

    В главных ролях: Уиллем Дефо, Харви Кейтель, Барбара Херши, Гарри Дин Стэнтон

    Одна из наиболее значительных работ в творчестве Мартина Скорсезе, которая расколола верующих на два лагеря. Одни считали фильм гениальной работой, другие посчитали его оскорбительным. Иисус представлен в картине обычным плотником из Назарета, призванным Богом, который вынужден нести все тяготы своего предназначения. Последним его искушением стало видение будущей жизни с Марией Магдалиной, если бы он не был распят на кресте.

    Интересный факт: «Последнее искушение Христа» — экранизация одноименного романа Никоса Казандзакиса.

    Остров

    Год: 2006

    Режиссер: Павел Лунгин

    В главных ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов

    Фильм повествует о старце Анатолии, которого почитают за праведную жизнь и чудотворную помощь, которую он оказывает приехавшим на остров людям. Однако на душе у него тяжелый груз вины за совершенный им в молодости поступок.

    Молчание

    Год: 2016

    Режиссер: Мартин Скорсезе

    В главных ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано

    Еще один фильм Мартина Скорсезе. Лента рассказывает о двух священниках-иезуитах, которые прибыли в XVII веке в Японию с целью найти своего наставника и распространять христианское учение. Из-за своей миссии и веры мужчины подвергаются преследованиям и насилию.

    Интересный факт: По словам продюсера фильма Эммы Тиллинджер, из-за неблагоприятной погоды и ограниченного бюджета съемки картины оказались для нее и Скорсезе самыми изнурительными и суровыми за всю его карьеру.

    Докудрама Франсуа Озона «По воле божьей» о жертвах священника-педофила, требующих справедливости, продолжает целую линию фильмов. Массовые растления детей в церковных стенах стали широко известны миру лишь в 1990-е. С тех пор такие истории — а в подавляющем большинстве случаев речь идет о реальных событиях и людях, — остаются одной из самых нервных тем современного кинематографа.

    Предлагаем вспомнить художественные фильмы о священниках католической церкви, издевательствах в монастырях, педофилии и журналистских расследованиях растления малолетних.

    «Дурное воспитание» / La mala educación, 2004

    Классический фильм Педро Альмодовара остается одной из немногих картин на эту тему в материковой Европе. Случай растления одного мальчика в интернате, его последующей судьбы и гибели, пропущен через несколько фильтров. Это одновременно неверное, далекое воспоминание реальной истории и художественный фильм, который делает его друг. Лирика детства, дружбы, первого чувства буквально уничтожается преступлением директора интерната. Один мальчик жертвует собой в защиту другого, тот растет с чувством вины, пока не являются оба призрака прошлого: и друга, и «святого отца».

    Альмодовар вплетает в повествование любимые темы гомосексуальности и трансвестизма, а также наркомании, злых двойников, деградировавших семейных связей. Совращенный мальчик вырастает карикатурным «демоном», меняющим личины, лгущим, обкрадывающим храм и свою семью. Прошлое не отпускает, герои воспроизводят его в своем искусстве, в своей жизни, и их тянет в место, трагически изменившее их. Прошлое убивает, пока жертвы продолжают винить себя, а насильники живут без чувства вины.

    «В центре внимания» / Spotlight

    Реж. Том МакКарти, 2015

    Кино, получившее «Оскара» явно благодаря конъюнктуре. И все же хороший фильм — журналистское расследование, настоящий детектив, а также своего рода «производственный роман» о редакционной машине. В основе картины Тома МакКарти — реальное расследование The Boston Globe, которое в одном только Бостоне вывело на чистую воду десятки священников-педофилов, а также покрывающих их юристов и высших клириков.

    Добросовестная работа ведет к правде и справедливости, а халатность и леность сердца уничтожает и человека, и общество. Это понятная трудовая американская мораль, журналисты-герои в отсутствие злодеев в кадре разыгрывают конфликт хорошего с лучшим. Тем достовернее страх этих хороших людей, осознавших, какого масштаба тайну они открыли. Внезапный стук в дверь, вид ночной улицы срабатывают здесь как в триллере. Но рассказы жертв растлителей, в обилии приведенные здесь, гораздо страшнее.

    «Сестры Магдалины» / The Magdalene Sisters, 2002

    Одну девушку изнасиловал двоюродный брат, и отец отправил ее в монастырь, чтобы защитить «честь семьи». Другая родила внебрачного ребенка — то же самое. Третью отправили под надзор монашек из детского приюта за то, что девушка переговаривалась с парнями на прогулке. Это Ирландия 1960-х годов, где запрещены аборты и процветает рабский труд — в так называемых исправительных приютах Магдалины. В фильме Питера Муллана во всех красках показан монастырь, где издевались над девушками.

    Девочки работают в прачечных, подвергаются избиениям и психологическому насилию годами, порой всю жизнь. Несколько сильных духом хотят бежать, только не так сложно выбраться за территорию учреждения, как переступить через себя. Нравы в женских монастырях, судьбы послушниц были красочно описаны еще Дени Дидро. Но и взгляд в сравнительно недавнее прошлое открывает перед нами архаическое общество, где церковь — еще одна власть в стране, где хулиганы боятся многолетних сроков за кражу яблок у монашек, где даже вызволяя родную сестру из заточения в приюте, брат инстинктивно уступает священнику дорогу.

    «Филомена» / Philomena, 2013

    Вновь приют-прачечная в Ирландии, где происходит нечто еще более жуткое, чем принудиловка и побои. «Порочные» воспитанницы, родившие детей, по мнению монахинь, недостойны их растить. Потому детей буквально продают в чужие семьи, наскоро оформляя усыновление богатым американцам. Как ни жутко, и это реальная история, основанная на документальной книге Мартина Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли». В картине Стиве Фрирза Престарелая героиня Филомена Ли в исполнении Джуди Денч с помощью высокомерного журналиста (Стив Куган) ищет и находит отнятого у нее полвека назад ребенка. Сын стал большим человеком в Америке, но его с матерью прошлое остается похороненным в маленьком монастырском дворе в Ирландии.

    Заросшие травой безымянные могилы, которых слишком много — таковы многочисленные секреты древней закрытой церковной организации. Монахини открыто лгали потерявшим детей матерям и в XXI веке, уничтожая архивные документы. Кто прав, беспечный журналист-интеллектуал, возненавидевший церковь на основании увиденного, или кроткая старая женщина, чье оружие — прощение? Фильм-расследование церковных преступлений, основанный на реальных событиях, который стоит посмотреть.

    «Сомнение» / Doubt, 2008

    Мерил Стрип в роли старой перечницы, инквизитора в юбке, сухой монашки, которую боятся и школьники, и коллеги. Филип Сеймур Хоффман в роли всеми любимого пастора-бонвивана, от которого у детей нет секретов. Но если дети ведут себя странно после разговора со священником, легко предположить худшее. Фанатичка-монахиня, вооруженная добродетель, не выбирая средства, не считаясь с чужим мнением, намерена добиться увольнения священника-педофила. Ее не поддерживают даже родители предположительно совращенного чернокожего мальчика. Хуже того, мать ребенка полагает, что сыну необходим взрослый покровитель в расистской Америке, а ласки священника могут парню даже нравиться.

    Но кто сама невеста христова, принципиальная христианка или ханжа, решившая сжить со свету невиновного человека — ведь тот много смеется, любит чай с сахаром и вообще либеральничает? Клевета во имя превратно понятой справедливости часто поражает целые общества. Целая сеть сомнений пронизывает сюжет фильма Джона Патрика Шэнли. Истина неизвестна даже членам церковной организации, а почти мистический страх перед преступлениями католической церкви во многом проистекает из их зловещей таинственности.

    «Избавь нас от лукавого» / Deliver Us from Evil

    Реж. Эми Берг, 2006

    Один из первых документальных фильмов о совращении детей католическим священником, также один из самых важных и признанных. Конкретно лента посвящена многочисленным преступлениям отца О’Грейди, который «орудовал» в США, был осужден, но бежал в Ирландию. В Европе пожилой насильник-педофил охотно рассказывает про эпизоды насилия и про свою «любовь» к детям. Не молчат также ни бывшие жертвы, ни семьи, на чьих жизнях навсегда остался отпечаток пережитого кошмара.

    Номинированный на «Оскара» скандальный фильм о педофилии в католической церкви кажется нестерпимо длинным, поскольку свободен, насколько возможно, от художественных украшательств. Он сделан из одних только разговоров, судебных допросов, тихих слез. Все это только приоткрывает завесу над одной из катастроф нашего времени. Обвинения брошены покрывавшему педофила кардиналу Махони, который благополучно сохранит свой пост. Жертвы пытаются осмыслить произошедшее, некоторые из них — сохранить свою религию. В конце делегация отправляется в Ватикан, который на момент выхода фильма хранил неприступное молчание о своих секретах.

    «Праздник святого Иоргена», 1930

    Вернувшийся в Советскую Россию из эмиграции Яков Протазанов снял едкую сатиру на католическую церковь в условно-европейской стране. В основе сюжета — роман датчанина Харальда Бергстедта. Сценарий немой, а затем озвученной картины писал самый загадочный советский писатель Сигизмунд Кржижановский, а также Ильф и Петров. В звездной команде фильма — легендарные комики Ильинский и Кторов.

    Вымышленный святой Иорген очень популярен в народе и помогает епархии собирать пожертвования. Настоятель храма Иоргена даже финансирует съемки фильма о мученике, выводя религиозную пропаганду на новый ультрасовременный уровень.

    В дела церкви случайно вмешиваются скрывающиеся от преследования жулики, один из которых переодевается в святого Иоргена на празднике, а другой изображает исцеленного. Католики настолько недовольны тем, что плата за чудеса и исцеление грехов проходит мимо их кармана, что замышляют убийство «святого». Фильм Протазанова метит не только в древний религиозный бизнес на индульгенциях и «чудесах», но и в очевидное сходство организованной религии со всякой массовой идеологией.

    «Аминь» / Amen, 2001

    Нонконформист Коста-Гаврас рискнул высказаться на мрачную тему сотрудничества Ватикана с нацистами и бездействия церкви во Вторую мировую войну. Главный герой фильма реальный человек офицер СС Герштейн, который на свой страх и риск пытался рассказать миру о массовом уничтожении людей в лагерях смерти. Он пытается докричаться и до католической церкви, но единственный, кто ему верит — молодой иезуит Фонтана (персонаж вымышленный).

    Монах доходит до святого престола и бросается в ноги Папе Римскому, но тот, как и все высшие иерархи, отказывается публично выступить против Гитлера. Сказывается в том числе древнее предубеждение христиан против евреев и отношение Ватикана к коммунистам. Изображение Пия XII, вынужденного в годы войны лавировать между различными силами, возможно, не слишком достоверное. Зато в художественном фильме подробно описано, почему старый церковный механизм оказывается бессилен в борьбе со злом, и насколько святее Папы и всего Ватикана окажется один отвергнутый монах, добровольно разделивший муки с жертвами машины смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *