Родительские собрания в 8 классе

Родительское собрание с участием детей «Шаги навстречу», 7 класс

Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие.

Задачи:

  1. Учиться понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
  2. Узнать и осознать на сколько хорошо мы друг друга знаем;
  3. Развитие умения чувствовать группу и отдельных ее членов, доверять;
  4. Развитие эмпатии и самосознания;
  5. Раскрыть внутренние резервы для развития;

Формы работы: групповая с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующих взаимодействия.

Оборудование:
— анкеты для детей и родителей;
— плакаты с пословицами;
Оформление. Высказывания.

«Любовью и уступками достигается все» Жан Поль

«Понимание – начало согласия» Спиноза

2.По центру доски большое сердце, в центре маленькое сердечко с надписью «7 Я», и фотографии семей класса в полном составе. Вокру по всей доске следы, с обратной стороны с надписи шагов:

-взаимопонимание

-эмоциональный контакт

-безусловное принятие

-доверие

-взаимодействие

Этапы работы:

Введение.

Каждый из участников собрания получает бейджик в виде следа, на котором необходимо написать свое имя.

Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (дети с родителями).

Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и я классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, чтобы лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т.д.

В определенный возрастной период, мы на какое — то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом (показ на стенде). И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Саша Е.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая это семья!”
Лангер М.
Учитель: — Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
Наташа К. в роли журналиста:

— Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?

Сценка 1.

Действующие лица: мама, папа, сын.( Женя Б., Паша К., Витя К.)

В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.

Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).

Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…

Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.

Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился)

Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!

Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).

В.»Отец! Мы здесь живем в Крыму,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»

О.»Куда?»

Р.»На Карадаг встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

О.»Нет!»

В.К.»Отец! Ты видишь склоны гор.

Там хорошо разжечь костер,

Он будет сверху виден всем…»

О.»Зачем?»

В.С.»Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

О.»Потом!»

В.»Отец! Есть бухта за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

О.»Нельзя!»

Р.»Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать, наконец,

Скажи, отец?»

О.»Вы дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов».

В.К.»Отец! Ты прав, все это так,

Но мы идем на Карадаг

Твоим советам вопреки…»

О.»Да как вы смеете мальки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я в ответ

От папы моего лишь «не…»

А впрочем… Что-то понял я…»

ВСЕ:»Идем мы вместе, папа?» О.»Да!»

Учитель: Главное папа и дети поняли друг друга. А это так важно, когда мы можем понимать друг друга. И не только понимать, но и прощать. В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить и наш выбор характеризует нас самих.

Упражнение «Письмо».

Очень часто в нашем стремительно развивающемся мире мы не всегда находим время, чтобы подумать о себе, о своих близких.

Сейчас вам предлагается написать небольшое послание, состоящие из 7 предложений, начинающихся с буквы «Я».

Все эти послания были нами опущены в почтовый ящик, но к сожалению, мы их забыли подписать- не отметили на них ни адресата, ни автора письма.

Сейчас мы попробуем разобраться, кто же был автор письма- чей родитель его писал или чей подросток – поочередно происходит чтение писем, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а те наоборот своих детей.

Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу (переворачивается название первого шага). В этом нам помогло «Взаимопонимание».

Упражнение «Какие МЫ».

В предыдущем шаге, мы увидели какие мы разные, что иногда нам не хватает времени, чтобы лучше понять тех людей, которые рядом с нами.

Сейчас мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.

Вопросы друг другу- «Какие у нас родители?»- детям- «Какие у нас дети? кто больше сможет назвать характеристик друг друга.

Вот мы и сделали 2-ой ШАГ по направлению друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают! В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Эмоциональный контакт» (-2-ой след).

«Счастье – это когда тебя понимают» — знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Какая она?

Учитель: — Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем я радую своих родителей?
3. Чем огорчаю?
4. Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
5. Что для тебя главное в семье?
6. Что бы ты хотел изменить в своей семье?
Анкета для родителей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем вас радует ребёнок?
3. Чем огорчает?
4. Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
5. Что для вас главное в семье?
6. Чтобы вы хотели изменить в своей семье?
Решение педагогических задач.( дети решают пока родители отвечают на анкеты)

1. Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице около участка. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и красный зонтик. Прибежали дети домой с находкой.

— Мама! Папа! – запыхавшись, кричали они. – Вот какие подарки мы нашли вам!

Учитель: Какие качества личности проявились у этих детей?

2. В летний лагерь к детям приехали родители и привезли гостинцы. В комнате, где жили 6 девочек, к 5-ти приехали из дома, а к одной нет. Вечером перед сном девочки ели разные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Учитель: Какие качества проявились у всех девочек?

3. Лида с Соней дружили. У Лиды тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их сверстнице Оле. В разговоре Оля с Соней рассказывали страшные истории о кладбище.

Лида попросила Соню перестать, но та отмахнулась. Лида ушла, а ночью дома плакала, что у нее теперь нет подруги.

Учитель: Какие качества девочек проявились в этой ситуации?

Дети: В поведении человека проступают нравственные качества характера.

Учитель: Важно внимательно оглядываться вокруг себя. Ведь кругом люди. Им может быть очень неуютно и даже плохо от вашей черствости, равнодушия и невоспитанности.

Дети: Давайте будем внимательны друг к другу. Человек становится сильнее даже от маленькой победы над собой.

«Мое место в семье».

Родители высказываются поочередно об обязанностях детей в их семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем классный руководитель знакомит родителей с тем, что написали в своих анкетах дети.

Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.
Учитель: — Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: «Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или «Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.

Наташа К. в роли журналиста:

— Получали ли вы в детстве двойки?

— Как к этому относились ваши родители?

Сценка

Учительница Витя, скажи-ка мне, сколько будет 7*8?

Витя: 64?

Учительница: Сколько?

Витя: Ну, 58!

Учительница: Сколько?

Витя: Ну, 49!

Учительница: Так, мне уже надоело! Ставлю тебе, Судочаков, «двойку», таблицу ты не выучил!

Витя (лег на стулья): Умираю!

Учительница: Ну, пожалуйста, не умирай! Ладно, поставлю тебе «тройку».

Витя лежит.

Учительница: Ну, ладно, «четверку».

Витя лежит.

Учительница: Ну ладно, «пятерку» (плачет).

Витя : Людмила Юрьевна! А говорили, я таблицу не выучил. (Встает гордый).

Сценка

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Наташа К. в роли журналиста:

— Наказываете ли вы своих детей? За что и как?

Сценка ( Катя К.и Настя К.)

Папа вазу опрокинул,

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» —

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я?!

«Ты разиня, ты растяпа» —

Скажут про меня.

Наташа К. в роли журналиста:

— Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?

— Можете ли вы пообещать ребенку, исполнить его желание в обмен на хорошее поведение или учебу? Были ли у вас такие случаи?

Сценка .(Витя К. и Витя С.)

Действующие лица: сын, папа.

Папа: Если ты перейдешь в 8 класс, то я куплю тебе велосипед.

Уходят, потом возвращаются.

Папа: Ну, что перешел в 8 класс?

Сын: Перешел. А ты купил мне велосипед?

Папа: Извини, сын, я пошутил и не купил тебе велосипед.

Сын: Я тоже пошутил, я не перешел в 8 класс.

Реклама.(Витя К., Витя С., Саша Е., Паша К.)

Инсценируют мальчики.

Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).

Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).

Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).

Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).

Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)

Мы такие, какие мы есть.

Учитель:- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)

сердце матери
родители детям

лучше солнца греет
счастья не найдёшь
лучше матери
обидишь отца-мать
плохо не скажут
друга не сыщешь
* Сердце матери лучше солнца греет.
* Отец сына на худо не учит.
* Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
* Лучше матери друга не сыщешь.
* Родители детям плохо не скажут.

Песня «Сочиненье о весне»

Упражнение «Какие разные руки».

Давайте попробуем узнать, насколько мы внимательны друг к другу, насколько замечаем происходящие перемены не только внутренние, но и внешние. Подростки становятся в линию показывают взрослым свои ладони, по которым те должны угадать своего ребенка с закрытыми глазами.

Это упражнение нам помогло понять, что наши родители замечают все перемены происходящие в нас, внешние и внутренние, а нам было важно почувствовать внимание и принятие со стороны родителей. Таким образом, мы сделали следующий шаг навстречу друг другу- «Безусловное принятие»

Упражнение «Тропа доверия».

  1. «Говорящие ладошки»

Ведущий. Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?
Обсуждение домашнего задания: какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?

2.»Номерки» Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг.
Ведущий. Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. Начали!

Итак, вы сами убедились в том, что как необходимо общение, построенное на доверии и четком «взаимодействии» для совместного итогового Шага навстречу.

5. Заключение.

Я благодарю участников сегодняшнего собрания за активное, конструктивное взаимодействие, желаю терпения, взаимопонимания, доверия на пути НАВСТРЕЧУ друг другу.

— В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрания помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг друга. В качестве решения собрания каждая семья получает памятку, Кодекс истинного родителя. Пусть она помогает всем вам трудные минуты непонимания и отчаяния.

  1. Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  2. Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  3. Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  4. Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам).
  5. Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  6. Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Памятка для детей

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, — их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестренке, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
  5. И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

— Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Буду рада, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
— Любите и понимайте друг друга!

Итог песня «Родительский дом».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи

  1. разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
  2. повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания

  1. Вступление. Информационная часть

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая — это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста — учеба, для подростков – общение.

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться? Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью — учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация — близкий результат — вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

  1. Сравнительный анализ анкет учеников и родителей/

В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 20% , позитивно — ситуационно 20%, индифферентному — 42%, негативному — 20% учащихся.

Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 5% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 28%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 44% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 23% детей.

Третья позиция — общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 44% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 18% учащихся.

Первая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 33% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 34% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а — 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

  1. Подведение итогов. Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей

  1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
  2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
  3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
  4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
  5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.
  6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
  7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.
  8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
  9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
  10. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
  2. Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
  4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
  5. Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
  6. Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
  7. Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  9. Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

  1. Решение родительского собрания.
  1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
  2. Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
  3. Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям(Приложение 1)

Приложение 1.

Памятка для родителей

  1. Установить контакт с ребенком.
  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
  4. Иметь четкий распорядок дня.
  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.
  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить контакт с ребенком?

  1. устранить все, что порождает конфликт;
  2. перестать читать нотации;
  3. не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  4. нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  5. относиться сдержанно к школьным неудачам
  6. интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  7. постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  8. выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  9. совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  1. ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  2. создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  3. никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  4. родители должны сами предлагать помощь;
  5. помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  1. добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  2. относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  3. нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  4. добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  5. добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  6. не позволять отвлекаться на посторонние дела.

Приложение2. Раздаточный материал к собранию

Итоги анкетирования учащихся (родителей) по классу

Число баллов

Уровень развития

Тип отношения школьника

к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

Приложение 3. Справочный материал.

Отношения ученика к процессу обучения

Отношение к целям учебы — то, что побуждает ученика учиться, какие цели он умеет ставить и реализовать.

Эмоциональное отношение к учению – положительное (уверенность, удовлетворение, радость) и отрицательное (скука, неуверенность, беспокойство).

Общее отношение к учению – успеваемость и посещаемость уроков; активность ученика на уроке; добровольность и ответственность за выполнение домашних заданий; сосредоточенность на теме учебного материала; устойчивость интересов к различным сторонам учебной деятельности.

Типы отношений школьника к учению

Позитивно-творческое отношение характеризуется умениями ставить цели и преодолевать трудности при реализации перспективных целей. Учебная деятельность школьника характеризуется любознательностью, пониманием значимости изучения всех школьных предметов, поиском нестандартных способов решения учебных задач, переходом к творческой деятельности; высокими результатами в учебе.

Позитивно- ситуативное отношение характеризуется относительной устойчивостью мотивационной сферы учащегося. Но в зависимости от ситуации учебно-познавательные и эмоциональные мотивы могут изменяться. В учебной деятельности появляются элементы творчества, самостоятельный поиск новых способов решения учебных задач. Результаты учебной деятельности отличаются некоторой нестабильностью (наряду с отличными и хорошими оценками могут встречаться и удовлетворительные).

Индифферентное отношение характеризуется невысоким уровнем развития любознательности и интереса к учебе; предпочтением одних учебных предметов другим; пониманием целей, поставленных учителем.

Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу, простых видов самоконтроля и самооценки (также по образцу). Результаты в учебе – средние.

Негативное отношение характеризуется бедностью мотивов школьника; познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату; не сформированы умения ставить учебные цели и преодолевать трудности; эмоциональное отношение к учению отрицательное. Результаты в учебе – низкие.

Родительское собрание.

Тема: Особенности обучения в 8 классе.

Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты

• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной

• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании

Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?

За то, чтобы перестать быть ребёнком.

За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

За утверждение среди сверстников.

Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы.

Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей

Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»

Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.

Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)

Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника

Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)

Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Рекомендации для родителей

Будьте всегда чуткими к делам своих детей

Анализируйте с детьми причины их удач и неудач

Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко

Старайтесь не ограждать подростка от трудностей

Научите преодолевать трудности

Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед

Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»

Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)

Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно

Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка

Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте

Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию

Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)

Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии

Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной

Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.

Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.

Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.

Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

Помните: недоверие оскорбляет!!!

Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *