Роль определений в тексте

Разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке). Разговорные слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны офи­циальными отношениями, или в официальной обстановке.

Разговорная лексика представляет преимущественно разговорный стиль речи. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, хотя ей свойственна известная свобода в выборе средств. Например, вместо выра­жений промокательная бумага, читальный зал, сушильный аппарат часто употребляют слова промокашка, читалка, сушилка (вполне допустимые в разговорной речи, они неуместны при официальном, деловом общении).

В разговорной лексике также встречаются слова положительные: дочурка, голубушка, бутуз, смешинка и выражающие отрицательную оценку называе­мых понятий: мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

бо?льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас , здравствуйте );

разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

употребление частиц, междометий;

частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

употребление односоставных и неполных предложений;

отсутствие сложных синтаксических конструкций;

бессоюзие сложного предложения;

частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

употребление обращений.

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля черт возьми,

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,

– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

– лексический повтор слова скверный,

– обращение,

– наличие вопросительного предложения,

– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

– употребление глаголов в настоящем времени,

– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что нам невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами письменной речи. Однако этого делать не следует, потому что разговорный стиль подчиняется своим собственным нормам и то, что не оправдано в книжной речи, вполне уместно в непринужденной беседе.

Разговорный стиль выполняет основную функцию языка — функцию общения, его назначение — непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Языковые черты разговорного стиля определяют особые условия его функционирования: неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, автоматизм речи, обыденность содержания и диалогическая форма.

Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация — реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывание, в котором могут отсутствовать отдельные компоненты, что, однако, не мешает правильно воспринимать разговорные фразы. Например, в булочной нам не кажется странной фраза: Пожалуйста, с отрубями, один; на вокзале у билетной кассы: Два до Одинцова, детский и взрослый и т.д.

В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер выражения. Отсюда неупорядоченность, фрагментарность речевых форм и эмоциональность стиля.

Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу применения, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся погода, здоровье, новости, какие-либо интересные события, покупки, цены… Возможно, конечно, и обсуждение политической обстановки, научных достижений, новостей в культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю, хотя в подобных случаях лексика разговоров обогащается книжными словами, терминами.

Для непринужденной беседы необходимым условием является отсутствие официальности, доверительные, свободные отношения между участниками диалога или полилога. Установка на естественное, неподготовленное общение определяет отношение говорящих к языковым средствам.

В разговорном стиле, для которого устная форма является исконной, важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация: именно она (во взаимодействии со своеобразным синтаксисом) создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи. По звучанию можно легко отличить полный (академический, строгий) стиль произношения, присущий лектору, оратору, профессиональному диктору, вещающему по радио (все они далеки от разговорного стиля, их тексты представляют собой иные книжные стили в устной форме речи), от неполного, свойственного разговорной речи. В нем отмечается менее отчетливое произношение звуков, их сокращение (редукция). Вместо Александр Александрович мы говорим Сан Саныч, вместо Марья Сергеевна — Марь Сергевна. Меньшая напряженность органов речи приводит к изменениям качества звуков и даже порой к их полному исчезновению («здрасьте», а не здравствуйте, не говорит, а «грит», не теперь, а «терь», вместо будем слышится «буим», вместо что — «чо» и т.д.). Особенно заметно такое «упрощение» орфоэпических норм в нелитературных формах разговорного стиля, в просторечии.

В радио- и тележурналистике особые правила произношения и интонации. С одной стороны, в импровизированных, не подготовленных текстах (беседа, интервью) закономерно и естественно следование произносительным нормам разговорного стиля, однако не просторечным вариантам, а нейтральным. В то же время высокая культура речи говорящего требует точности произнесения слов, постановки ударений, выразительности интонационного рисунка речи.

Лексика разговорного стиля делится на две большие группы: 1) общеупотребительные слова (день, год, работать, спать, рано, можно, хороший, старый); 2) разговорные слова (картошка, читалка, заправский, примоститься). Не исключено также употребление просторечных слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, то есть разнообразных внелитературных элементов, снижающих стиль. Вся эта лексика преимущественно бытового содержания, конкретная. В то же время весьма узок круг книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и малоизвестных заимствований. Показательна активность экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, иронической). Оценочная лексика обычно имеет здесь сниженную окраску. Характерно использование окказиональных слов (неологизмов, которые мы придумываем на случай) — открывалка, хорошунчик, щелкунчики (вместо ореходавы), увнучить (по образцу усыновить).

В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств», поэтому вместо названий, состоящих из двух и более слов, употребляется одно: вечерняя газета — вечерка, сгущенное молоко — сгущенка, подсобное помещение — подсобка, пятиэтажный дом — пятиэтажка. В иных случаях преобразуются устойчивые сочетания слов и вместо двух слов употребляется одно: запретная зона — зона, ученый совет — совет, больничный лист — больничный, декретный отпуск — декрет.

Особое место в разговорной лексике занимают слова с самым общим или неопределенным значением, которое конкретизируется в ситуации: вещь, штука, дело, история. К ним близки «пустые» слова, обретающие определенное значение лишь в контексте (волынка, бандура, драндулет). Например: А куда эту бандуру денем? (о шкафе); Знаем мы эту музыку!..

Разговорный стиль богат фразеологией. Большинство русских фразеологизмов носят именно разговорный характер (рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода и др.), еще более экспрессивны просторечные выражения (дуракам закон не писан, у черта на куличках и т.п.). Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность; от книжных и нейтральных фразеологизмов они отличаются не значением, а особой выразительностью и сниженностыо. Сравним: уйти из жизни — сыграть в ящик, вводить в заблуждение — вешать лапшу на уши (втирать очки, высосать из пальца, брать с потолка).

В области морфологии разговорный стиль выделяется особой частотой глаголов, они здесь употребляются даже чаще, чем существительные. Показательно и особенно частое использование личных и указательных местоимений. Как замечает профессор Г.Я. Солганик, «личные местоимения широко употребительны из-за постоянной необходимости обозначать участников» разговора. «Любой диалог (а это основная форма разговорной речи) предполагает я — говорящего, ты — внушающего, который попеременно берет на себя роль говорящего, и он — того, кто непосредственно не участвует в беседе. В формулу я — ты — он можно вложить любое содержание. Указательные же местоимения и другие нужны разговорному стилю благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. Их конкретизирует жест, и это создает условия для весьма сжатой передачи той или иной информации (например: Это не здесь, а там). В отличие от других стилей только разговорный допускает употребление местоимения в сопровождении жеста без предварительного упоминания конкретного слова (Я это не возьму; Такой мне не подходит).

Из прилагательных в разговорной речи находят применение притяжательные (мамина работа, дедово ружье), зато краткие формы используются редко. Совсем не встречаются здесь причастия и деепричастия, а для частиц и междометий разговорная речь — родная стихия (Что уж говорить! Вот так штука! Упаси бог об этом и вспоминать-то! На тебе, сюрприз!).

В разговорном стиле отдается предпочтение вариантным формам существительных (в цеху, в отпуску, на дому; стакан чаю, меду; цеха, слесаря), числительных (пятидесятъю, пятистами), глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не видать, не слыхать). В живой беседе часто встречаются усеченные формы глаголов, имеющие значение мгновенного и неожиданного действия: хвать, прыг, скок, стук и т.п. Например: А этот хвать его за рукав; А кузнечик прыг — и в траву. Используются разговорные формы степеней сравнения прилагательных (получше, покороче, труднее всех), наречий (поскорей, поудобней, вероятней всего) и варианты окончаний местоимений (саму хозяйку, в ихнем доме). Даже просторечные формы здесь встречаются в шутливых контекстах (ейный ухажер, евонные товарищи). В разговорной речи закрепились нулевые окончания в родительном падеже множественного числа таких существительных, как килограмм, грамм, апельсин, помидор и т.п. (сто грамм масла, пять килограмм апельсин).

Под действием закона экономии речевых средств разговорный стиль допускает употребление вещественных существительных в сочетании с числительными (два молока, две ряженки — в значении «две порции»). Здесь обычны своеобразные формы обращений — усеченные существительные: мам! пап! Кать! Вань!

Не менее самобытна разговорная речь и в распределении падежных форм: здесь господствует именительный, который в устных репликах заменяет книжные управляемые формы. Например: Он построил дачу — станция рядом; Купила шубу — серый каракуль; Каша — посмотри! (разговор на кухне); Дом обуви — где выходить? (в автобусе); Поверните налево, переход и магазин спорттоваров. Особенно последовательно именительный падеж заменяет все остальные при употреблении в речи числительных: Сумма не превышает триста рублей (вместо: трехсот); с тысяча пятьсот тремя рублями (с тысячью пятьюстами тремя); имел три собаки (трех собак).

Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен, что обусловлено ее устной формой и яркой экспрессией. Здесь господствуют простые предложения, чаще неполные, самой разнообразной структуры (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и другие) и предельно короткие. Ситуация восполняет пропуски в речи, которая вполне понятна говорящим: Покажите, пожалуйста, в линейку (при покупке тетрадей); Таганку я не хочу (при выборе билетов в театр); Вам от сердца? (в аптеке) и т.д.

В устной речи мы часто не называем предмет, а описываем его: В шляпе здесь не проходила? Они любят смотреть до шестнадцати (имеются в виду фильмы). В результате неподготовленности речи в ней возникают присоединительные конструкции: Надо ехать. В Санкт-Петербург. На конференцию. Такое дробление фразы объясняется тем, что мысль развивается ассоциативно, говорящий словно припоминает подробности и дополняет высказывание.

Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других употребляются бессоюзные: Уеду — тебе будет легче; Ты говори, я слушаю. Некоторые бессоюзные конструкции разговорного типа не сопоставимы ни с какими «нижними фразами. Например: А там что, богатый выбор или вы не были?; А к следующему разу, чтоб, пожалуйста, и этот урок и прошлый!

Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило, самое важное в сообщении слово: Компьютер мне купи; Валютой расплатился; Всего ужаснее это то, что ничего уже нельзя сделать; Дворцовая площадь, выходите?; Вот эти качества я и ценю. При этом иногда переплетаются части сложного предложения (главное и придаточное): Я и так воды не знаю где достать; И голод знаю, и что такое холод; Вы спрашиваете о ней и что я сделал? Как замечает профессор Н.С. Валгина, «контаминировать могут простые и сложные предложения, когда придаточные включаются в состав простого предложения в качестве его членов». Например: Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель (Свет.); Киж-озеро — это где раньше рыбаки семь лет рыбу ловили, а другие семь лет на том же месте траву косили (Пришв.). Придаточные включаются в перечисленный ряд однородных членов простого предложения (Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них (Дост.)).

Для типичных разговорных сложных предложений характерно ослабление функции придаточного, слияние его с главным, структурная редукция: Ты могла бы поговорить о чем захотела; Будешь работать с кем прикажут; Зови кого хочешь; Живу как придется.

В ряде разговорных типов предложений могут совмещаться вопросно-ответные построения и отражаться структурные черты диалогической речи, например: Кого я уважаю на курсе, так это Иванова; Кто мне нужен, так это ты.

Следует отметить и такие черты разговорного синтаксиса:

Употребление местоимения, дублирующего подлежащее: Вера, она поздно приходит; Участковый, он это заметил.

Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части: Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.

Употребление слов-предложений: Ладно; Ясно; Можно; Да; Нет; Отчего же? Конечно! Еще бы! Ну да! Да нет! Возможно.

Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение: Я думал (тогда я был еще молод), он шутит; А мы, как известно, всегда рады гостю; Коля — он вообще добрый человек — хотел помочь…

Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как говорится, так сказать, скажем так, знаете.

Широкое распространение лексических повторов: Так-так, вот-вот, еле-еле, далеко-далеко, быстро-быстро и т.п.

В заключение отметим, что разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Он может служить убедительным доказательством того, что стилистическая норма принципиально отличается от литературной. Каждый из функциональных стилей выработал свои собственные нормы, с которыми следует считаться. Это не значит, что разговорная речь всегда вступает в противоречие с литературными языковыми правилами. Отступления от нормы могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения разговорного стиля. В нем есть разновидности сниженной, грубой речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров, и т.д. Но разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне литературна, и в то же время она резко отличается от книжной, связанной строгими нормами других функциональных стилей.

Автор работы: Тихомирова Елена Анатольевна

Место работы: МОУ СОШ № 4, г. Оленегорск

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема: Стилистическая роль определений в поэтических текстах

Цель: расширять и углублять знания обучающихся об изобразительно – выразительной роли определений в поэтических текстах;

Задачи:- совершенствовать речь и навыки самостоятельной работы обучающихся;

— развивать творческие способности и художественный вкус обучающихся;

— воспитывать любовь к родным и близким, малой и большой Родине, активную гражданскую позицию.

Оборудование урока: — мультимедийный проектор;

— карточки с текстами;

— карточки со словами: медвежий, волчий, львиный, крокодиловый, мышиный, лебединый;

— карточки – помощники для работы со слабоуспевающими обучающимися;

— карточки с деформированными текстами.

Источники информации:

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к учебной деятельности

УЧИТЕЛЬ: Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть. У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь мне, пожалуйста.

II. Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ: Писатель А.И. Герцен сказал: М/М(слайд 1)

«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

Итак, у нас сегодня урок развития речи и тема нашего урока: М/М(слайд 2)

«Стилистическая роль определений в поэтических текстах».

Записываем число и тему урока.

? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(мы сегодня обратим внимание на стилистическую роль определений в поэтических текстах, понаблюдаем над ролью эпитета в художественном тексте, почему именно этот эпитет из многих возможных выбирает автор текста, какое настроение он этим хочет передать).

? Назовите известные вам стили речи.

? В каждом ли стиле речи будут употребляться определения?

? Одинакова их роль в художественном, публицистическом стилях и в научном, деловом? Какова роль определений в каждом из этих стилей?

? Что такое эпитет? Приведите пример «говорящего», «оценивающего» эпитета.

III. Работа по теме урока

Вы помните, что не каждое определение – эпитет. Есть логические определения: деревянная кровать, серебряная ложка, заячья лапа. Но эти же определения будут нести смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, если мы отнесем их к другим предметам: деревянное лицо, серебряный ручей, заячья душа, и станут эпитетами.

Задание по рядам: подберите существительные к данным прилагательным, чтобы в первом случае это прилагательное было определением, а во втором случае – эпитетом.

Работа со словами (класс работает со словами, написанными на доске):

I ряд — медвежий, волчий,

II ряд — львиный, крокодиловый,

III ряд — мышиный, лебединый.

Карточка для слабоуспевающих обучающихся (эта карточка лежит на столах):

медвежий (услуга, лапа),

волчий (аппетит, след),

львиный (доля, шкура),

крокодиловый (слезы, зубы),

мышиный (возня, нора),

лебединый (стая, песня).

? Объясните орфограмму в прилагательных: львиная, мышиная, лебединая – одна Н.

? Какие прилагательные являются эпитетами? (Слова, несущие на себе какую-то эмоциональную и смысловую нагрузку).

Если мы посмотрим определение термина эпитет в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» под редакцией Д.Розенталя, то мы увидим: М/М(слайд 3)

Эпитет (от греч. – приложение) – художественное, образное определение (веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска);

«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова дает такое лексическое значение этого термина:

Эпитет (в поэтике) – определение, прилагаемое к названию предмета для большей изобразительности (синее море).

Я предлагаю поработать с текстом поэта Серебряного века Н.Гумилева. Перед вами стихотворение, в котором описан портрет мужчины.

Задание: «Рассмотрите» его и ответьте на вопросы: о чем стихотворение? Каковы композиционные части этого стихотворения? М/М(слайд 4)

Картина в Лувре работы неизвестного (карточка с текстом лежит на каждом столе)

Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.

? О чем это стихотворение?

? На какие две смысловые части делится стихотворение и почему?

? С помощью каких эпитетов автору удается создать внешний и внутренний портрет человека?

Для ответа на этот вопрос вам нужно распределиться на две группы.

Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление знаний

Работа по группам: выписать эпитеты с определяемым словом М/М(слайд 5)

Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.

(I группа — первая часть стихотворения (зеленый цвет);II группа — вторая часть стихотворения (синий цвет). Для защиты работы группы к доске выходит один человек.

Ответ первой группы: пурпуровая рана, печальные уста, к непознанным усладам, бледный мрамор полнолуний, кровавые распятья М/М(слайд 6).

Кто из группы хочет дополнить ответ?

Вопрос к первой группе: почему вы не выписали «подземные озера»?

Ответ второй группы: страшный жребий, кровавая комета, столетние обиды, атласной кожи М/М(слайд 7).

М/М(слайд 8)Он злобен, но не злобой святотатца…

Он злился, но не злобой святотатца…

Вопрос ко второй группе: почему поэт употребил краткую форму прилагательного «Он злобен», а не «он злился»?

Вопрос к обеим группам: почему так много цветовых эпитетов? Перечислите их:

М/М (слайд 9) пурпуровая, бледный, кровавые, кровавая — это поэтический портрет.

Картина в Лувре работы неизвестного М/М (слайд 10)

Его глаза – подземные озера,

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом.

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался страшный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта.

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,

В его душе печали без названья.

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать… плакать больше он не может.

?Обратите внимание на название стихотворения «Картина в Лувре работы неизвестного», поэтому для создания образа картины (передачи содержания картины) так много цвета.

? Какова роль эпитетов в этом стихотворении? (Эпитеты помогли создать образ человека).

?Какого человека?

Вывод: эпитет играет определяющую роль в создании художественного поэтического образа.

Задание: Перед вами отрывок текста Н.Заболоцкого (карточка с текстом лежит на каждом столе). М/М(слайд 11)

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль не чиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

?Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? (Метафора, олицетворение, эпитет).

? Какую риторическую фигуру использует автор в тексте? (Инверсия).

М/М(слайд 12) Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль не чиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

? Какова роль ее в тексте?

? А почему именно «взъерошенный»? Как вы это представляете? Нарисуйте.

Вывод: таким образом, эпитет помогает в создании инверсии, несущей смысловую нагрузку фразы.

Недаром говорил известный литературовед – пушкинист Ю.М.Лотман: М/М(слайд 13)

«Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты…относят к золотому фонду национального языка».

Эти слова Лотман сказал в XIX веке, но они актуальны и в XXI. Забота о языке, о его чистоте, образности – приоритетное направление развития современного русского языка. Сегодня 8 апреля… Учебный год заканчивается… Наш урок – мизерный вклад в развитие «великого и могучего»… Но капля и камень точит…

Употребление свежих, удачных эпитетов – обогащение родного языка. Давайте посмотрим, как это делают поэты Мурманской области: Н.В.Колычев, М/М(слайд 14) с которым мы встречались в 6-ом классе на его поэтическом вечере в Центральной Детской библиотеке, и А.С.Рыжов, М/М(слайд 15) в 5-ом классе мы присутствовали на его поэтическом вечере в Музыкальной школе. Стихотворения Колычева и Рыжова, с которыми мы работаем на уроке, из их первых поэтических сборников «Цветы и люди» и «Снег пречистый».

V. Включение в систему знаний

М/М(слайд 16) Перед вами деформированные поэтические тексты, отсутствуют эпитеты (карточка с текстами лежит на каждом столе).

Н.Колычев.

Уже почти неразличимы краски

И близок час __1______ темноты,

Но, солнце помня, светятся, не гаснут

В ___2______ травах____3____ цветы.

Я вижу их за____4____ кустами,

Тепла их отразившая вода…

Слова мои да прорастут цветами,

Такими же, светящими всегда!

Пусть в сумрак душ прольются ______5_______ светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть…

А.Рыжов

Я вернусь непременно, мама!

Не печалься же ни о чем.

Слишком крепко вцелован в память

Наш 1 на сосны дом.

Осень. Облако ___2____ лапой

Щёки ____3_____ трёт луне.

«До сви-да-ния!» — цокот капель

Возвращенье пророчит мне.

Край___4____! В этой жизни__5____

Ощущаю, не став грубей,

Как из семени расставаний

В сердце всходит любовь к тебе.

Задание: Попробуйте(I вариант – стихотворение Колычева, II вариант – стихотворение Рыжова) восстановить текст, подставив подходящие по смыслу эпитеты (я записываю на доске подобранные учениками эпитеты, цифры записаны на доске заранее).

Обратимся к оригиналам.

А.Рыжов М/М(слайд 17)

Я вернусь непременно, мама!

Не печалься же ни о чем.

Слишком крепко вцелован в память

Наш глядящий на сосны дом.

Осень. Облако серой лапой

Щёки зябнущей трёт луне.

«До сви-да-ния!» — цокот капель

Возвращенье пророчит мне.

Край родной! В этой жизни рваной

Ощущаю, не став грубей,

Как из семени расставаний

В сердце всходит любовь к тебе.

Н.Колычев М/М(слайд 18)

Уже почти неразличимы краски

И близок час угрюмой темноты,

Но, солнце помня, светятся, не гаснут

В остывших травах желтые цветы.

Я вижу их за тёмными кустами,

Тепла их отразившая вода…

Слова мои да прорастут цветами,

Такими же, светящими всегда!

Пусть в сумрак душ прольются добрым светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть…

Учащиеся сравнивают подобранные ими эпитеты и эпитеты авторов-поэтов на экране М/М(слайд 19).

? Почему именно такие эпитеты использовали авторы? (Это их видение образа).

Я зачитываю стихотворения, акцентируя внимание на фразах из стихотворения Колычева: «Я знаю, что не лишний в этом мире, но хочется необходимым быть…» и из стихотворения Рыжова: «Край родной!… В сердце всходит любовь к тебе».

Мне хочется, чтобы каждый из вас вырос достойным гражданином своей страны, любящим маму, малую и большую Родину, свято исповедующим фразы «не лишним» и «необходимым быть»,тогда ваши души будут всегда наполнены «добрым светом»!

М/М(слайд 20)

Пусть в сумрак душ прольются добрым светом,

В сердца, уже готовые остыть…

Я знаю, что не лишний в мире этом,

Но хочется необходимым быть… (слова мигают)

VI. Рефлексия деятельности

? Что нового узнали на уроке?

Выводы: эпитеты помогают создать яркий образ, используется в инверсии, в поэтической речи, в художественном и публицистическом стилях. Эпитеты для характеристики одного и того же предмета у каждого человека могут быть свои, разные. Эпитеты в поэтическом тексте отражают индивидуальность каждого человека.

VII . Домашнее задание М/М(слайд 21)

Дифференцированное домашнее задание: на уроке вы работали в тетрадях по развитию речи, в них выполните домашнее задание и мне сдадите. При выборе задания оцените свои возможности:

  1. Написать четверостишие с использованием эпитетов (тема любая).

  2. Подобрать эпитеты к пяти явлениям или предметам (большее количество – приветствуется!).

VIII. Подведение итогов

Разрешите оценить вашу работу на уроке.

Оценка бывает словесная и балльная, т. е. отметка. Словесная – молодцы!

Сейчас встаньте, кто сегодня оценил свою работу на уроке хотя бы одной «галочкой»! Здорово, сразу видно, на уроке работали все. Попрошу сесть ребят, которые поставили себе за работу на уроке менее четырёх «галочек». Вот самые активные обучающиеся. Поднимите руку, у кого 4 «галочки», если вас устраивает 4, я поставлю эту отметку в журнал, если нет – сядьте. Остались, кто набрал 5 и более баллов, и вы получаете за урок заслуженную отметку «5».

Каждый из вас получит отметку за работу на уроке после проверки домашнего задания.

? С каким настроением вы уходите с этого урока? Хочется творить?

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *