Рост мальчика 3 года

Содержание

Что такое центили

Для лучшего понимания принципа, опишем как составляются эти таблицы в понятной форме. Детей одного возраста измеряют, а затем ставят в один ряд по убыванию роста, как это делают на уроке физкультуры. Естественно, что выстраивают детей не буквально, а на бумаге, на основе собранных данных. Затем, получившуюся ширенгу делят на несколько групп: средние, низкие, высокие очень низкие, очень высокие.

Так вот, центилями называют пограничные значения роста, которые отделяют одну группу детей от другой. Именно эти значения приведены в таблицах. Центили традиционно обозначают в виде цифр со знаком: –3, –2, –1, 1, 2, 3, в соответствии с правилами статистики и теории вероятностей.

Центили подобраны так, чтобы в интервал значений роста между границами –1 и 1 попадали примерно 70% детей, а между 1 и 2 приходилось 13% детей и т.д. Такое распределение дает основание считать нормой рост между центилями –2 и 2, поскольку именно в этом интервале находится рост подавляющего большинства здоровых детей (96%).

Таблица для детей до года

Антропометрические данные ребенка являются одним из основных показателей физического развития и состояния здоровья детей. Значительные отклонения от нормальных значений роста и веса у ребенка практически всегда свидетельствуют о развитии или наличии тех или иных заболеваний. Так, если ребенок до года при достаточном питании плохо набирает вес, то это может быть одним из симптомов рахита, анемии, иммунодефицитных состояний, заболеваний эндокринной или центральной нервной систем.
Существенное отставание в росте может свидетельствовать о недостатке в организме гормона роста соматотропина, а явный избыток веса при нормальном росте и правильном питании может говорить о нарушениях в работе надпочечников, щитовидной железы и даже о развитии опухоли головного мозга.

Для того чтобы вовремя обнаружить и начать лечить столь грозные заболевания, врачи тщательно следят за антропометрическими показателями детей с самого рождения. Нормы развития составлены Всемирной Организацией Здравоохранения на основе многолетних исследований. Помимо среднего нормативного показателя для каждого возраста высчитаны еще и границы норм. Вес и рост выше такой границы считается высоким, а ниже – низким. Именно за такими детьми врачи начинают наблюдать особенно пристально.

В этот период, как и в младенчестве, следует учитывать врожденные патологии развития, генетическую предрасположенность и перенесенные заболевания. Также на этом этапе развития важны образ жизни, питание и индивидуальные особенности молодого организма

Важно обращать внимание на соотношение роста и веса ребенка

Возраст Низкий, г Ниже среднего, г Средний, г Выше среднего, г Высокий, г Слишком высокий, г
1 год 7000 7900 8900 10100 11500 13100
2 года 9000 10200 11500 13000 14800 17000
3 года 10800 12200 13900 15800 18100 20900
4 года 12300 1400 16100 18500 21500 25200
5 лет 13700 15800 18200 21200 24900 29500
6 лет 15300 17500 20200 23500 27800 33400
7 лет 16800 19300 22400 26300 31400 38300
8 лет 18600 21400 25000 29700 35800 44100
9 лет 20800 24000 28200 33600 4100 51100
10 лет 23300 27000 31900 38200 46900 59200
Возраст Низкий, г Ниже среднего, г Средний, г Выше среднего, г Высокий, г Слишком высокий, г
1 год 7700 8600 9600 10800 12000 13300
2 года 9700 10800 12200 13600 15300 17100
3 года 11300 12700 14300 16200 18300 20100
4 года 12700 14400 16300 18600 21200 24200
5 лет 14100 16000 18300 21000 24200 27900
6 лет 15900 18000 20500 23500 27100 31500
7 лет 17700 20000 22900 26400 30700 36100
8 лет 19500 22100 25400 29500 34700 45000
9 лет 21300 24300 28100 33000 39400 48200
10 лет 23200 24700 31200 37000 45400 56400

Проводя измерение величины чада, нужно понимать, что до двух лет речь идет о длине малыша – потому что он не умеет ходить, стоять, после 3-4 – о росте

Обращается внимание на многие факторы. Детские параметры ­по месяцам первые 12 месяцев жизни изучает медработник

Он учитывает:

  • пол малыша;
  • физические данные при рождении;
  • наследственность;
  • перенесенное заболевание (если было);
  • наличие патологий;
  • социальные условия;
  • вскармливание (искусственный или грудной прием пищи).

Если имеет место недоношенность или маловесость, таблица роста и веса ребенка будет отличаться от детей с нормальными показателями. Годовалый кроха за 12 месяцев набирает определенную массу тела. Усредненный вариант весового показателя – 6-7 килограмм. Основная прибавка приходится на первые 6 месяцев жизни крохи.

Родители должны понимать, что приведенные в таблицах данные могут иметь отклонения примерно на 2-3 килограмма, пару сантиметров в разные стороны. Это не будет считаться нарушением нормы. Однако если имеет место неправильная организация питания, перекармливание, гормональный сбой, изменение режима дня, то отклонения будут значительными. Это серьезный повод обратиться к врачу-педиатру, пройти обследование, чтобы диагностировать верное заболевание.

Рост по месяцам­

Вес по месяцам­

Данный калькулятор оценивает вес и рост ребенка в соответствии с его возрастом с точностью до дня. В отличие от упрощенных таблиц, данный калькулятор даёт комплексную оценку веса в строгом соответствии с ростом и возрастом ребенка.

Диапазоны значений, методики и рекомендации составлены на основе методических материалов, разработанных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая провела обширное исследование развития здоровых детей разных национальностей и географических зон.

Пожалуйста, помните, что наш калькулятор формирует результаты исключительно на основе тех данных, которые вы указали. Если вы произвели измерения с большой погрешностью, то результат окажется неточным. Особенно это касается измерения роста (или длины тела).

Если наш калькулятор показывает вам наличие какой-либо проблемы, то не спешите паниковать: измерьте рост заново, и пусть измерения сделают два разных человека по очереди и независимо друг от друга.

Рост или длина тела

У малышей до двух лет принято измерять длину тела в положении лёжа, а с двух лет измеряют рост, соответственно, в положении стоя. Разница между ростом и длиной тела может достигать 1 см, что может повлиять на результаты оценки.

Поэтому, если для ребенка до 2-х лет вы укажете рост, вместо длины тела (или наоборот), то значение автоматически преобразуется к необходимому для правильного расчета.

Рост является важнейшим показателем, который следует контролировать ежемесячно (см. центильные таблицы роста). Получение оценок «низкорослый» и «очень низкорослый» может быть следствием недоношенности, заболевания, отставания в развитии.

Большой же рост редко является проблемой, однако оценка «чрезвычайно высокий» может указывать на наличие эндокринного расстройства: такое подозрение также должно возникнуть в случае, если у очень высокого ребенка оба родителя имеют обычный средний рост.

Соотношение роста и веса дает наиболее осмысленное представление о гармоничности развития ребенка, оно выражается в виде числа и называется Индексом Массы Тела, или сокращенно ИМТ. По этой величине объективно определяют проблемы, связанные с весом, при их наличии. А если таковых нет, то убеждаются, что показатель ИМТ в норме.

Обратите внимание, что нормальные значения индекса массы тела для детей кардинально отличаются от таковых показателей для взрослых и очень сильно зависят от возраста ребенка (см. центильные таблицы ИМТ). Естественно, что наш калькулятор оценивает ИМТ в строгом соответствии с возрастом ребенка.

В частности, если у одного из родителей есть ожирение, то с вероятностью 40% ребенок будет набирать избыточный вес. Если ожирение у обоих родителей, то вероятность возникновения избыточного веса у ребенка возрастает до 70%.

Возможные причины отклонений

Отклонения от нормы показателей окружности головы могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях. Своевременное обнаружение способствует скорейшему разрешению проблемы. От этого может зависеть дальнейшая жизнь и здоровье ребенка.

Патологические причины:

  • микроцефалия (уменьшение массы головного мозга);
  • макроцефалия (увеличение массы головного мозга);
  • внутричерепная гипертензия (повышение внутричерепного давления);
  • гидроцефалия (водянка).

Помните: каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на физиологические показатели. Расхождение с нормой не всегда говорит о наличии патологии! Грамотные специалисты помогут вам разобраться в проблеме, ориентируясь непосредственно на историю развития вашего ребенка.

Окружность головы у мальчиков и девочек в 4 года

Согласно данным ВОЗ, нормальные показатели размера головы ребенка четырех лет в целом находятся в диапазоне от 49,3 см до 50,2 см. Все, что выше или ниже нормы, должно восприниматься родителями как отклонение, и требует консультации врача. Даже если это индивидуальная особенность вашего чада, убедиться, что поводов для беспокойства нет и патология исключена, не помешает. Окружность головы мальчиков в 4 года в среднем должна составлять 50,2 см, девочек – 49,3 см. Допустимые границы:

  • для мальчиков – от 48,8 см до 51,6 см;
  • для девочек – от 48 см до 50,7 см.

Нормальный рост мальчиков в зависимости от их возраста: таблица, нормы и паталогии

С развитием современных технологий мама может отслеживать темпы роста своего малыша еще в тот момент, когда он находится в ее утробе. Посещение УЗИ-кабинета для будущих родителей всегда завершается получением протокола, в котором указаны параметры развития малыша на данный период времени.

Одним из ключевых показательней, есть рост мальчиков или девочек, его, а также другие значения, полученные при помощи ультразвукового исследования. Индивидуальные замеры сравнивают с усредненными данными.

Именно такой метод (сравнение с приблизительными нормами) будет использоваться в качестве оценочного состояния развития малыша на протяжении его вынашивания и последующего взросления.

В этой статье мы рассмотрим то, как должны развиваться будущие мужчины. Таблица роста и веса мальчиков наглядно продемонстрирует, какие показатели считаются нормой для той или иной возрастной группы, также коротко расскажем о том, когда нужно обратить внимание на слишком маленький или большой рост ребенка.

Что такое норма?

В нашей стране совсем недавно нормы развития детей по тем или иным показателям были пересмотрены. Министерством здравоохранения было решено отказаться от устаревших советских разработок и вооружиться современными данными, которые соответствуют общемировым тенденциям.

Стоит отметить, что ВОЗ имеет утвержденное стандарты для каждого отдельного региона планеты, они основаны на антропологических и генетических исследованиях населения, проживающего на той или иной территории.

Люди разных национальностей, существующие в отличных друг от друга климатических условиях, не могут выглядеть сплошь одинаково, тем более рост мальчиков и девочек, их вес и темпы развития также отличаются.

Сравнивая своего ребенка с параметрами других малышей, следует обращать внимание на многие факторы (генетика, состояние здоровья, образ жизни, физическая активность, питание).

Как видите, рост и вес мальчиков, приведенный в таблице, могут иметь существенный разброс. В любом случае, каждый ребенок развивается сугубо индивидуально, и в случае недобора по определенным параметрам в одном возрасте спустя полгода или год ребенок может сделать существенный скачек в физиологическом развитии либо, наоборот, приостановить темпы своего роста.

Против генов нет приема?

Внешний вид человека закладывается на генетическом уровне еще в тот момент, когда яйцеклетка встречается со сперматозоидом и происходит ее оплодотворение.

Именно тогда становится ясно какого пола будет малыш, какие у него будут глаза, цвет кожи, комплекция.

Однако это не значит, что заложенное природой изначально, не поддается корректировке или будет в неизменном виде на протяжении всей жизни.

Да, глаза и волосы, оттенок кожи можно будет изменить посредством стороннего вмешательства, но голубые очи таковыми и останутся до глубокой старости. На рост мальчиков, их вес и комплекцию прямо влияют образ жизни, условия, в которых они растут и развиваются.

У невысоких родителей вполне может быть сын выше среднего роста, тем более нельзя отметать тот факт, что гены передаются через несколько поколений, и ни одни ребенок не может быть точной копией своих биологических мамы и папы.

Однозначно можно утверждать то, что человеку легче ухудшить свой внешний вид и состояние здоровья, нежели его улучшить.

Если родители замечают, что их ребенок существенно отстает от сверстников, или наоборот (рост мальчиков, вес и общее развитие часто перегоняют среднестатистические показатели) – это повод для обращения за консультацией к врачу.

Прежде, чем искать генетиков и лучших светил мировой медицины, достаточно записаться на прием к семейному врачу или участковому педиатру. В медицинской карте любого малыша, за состоянием здоровья которого наблюдают родители, есть данные о динамике его развития, на их основе квалифицированный врач может сделать определенные заключения касательно темпов роста ребенка.

Проблемы могут наблюдаться в таких случаях:

  • гормональные всплески в связи с половым созреванием;
  • нарушения уровня «гормона роста»;
  • задержки в развитии;
  • сложности, связанные с неправильным внутриутробным развитием;
  • генетические расстройства.

Теперь вы знаете, какой рост должен быть у мальчишки в определенном возрасте.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка).

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Размер ноги ребенка в 5 лет

Важным моментом для родителей, учитывая скачок роста, становится размер обуви у ребенка в 5 лет. Как и с показателями роста в целом, в размере ноги у детей могут быть колебания, поэтому, покупать обувь только по возрасту не стоит – можно ошибиться с размерами. Важно правильно определить размер ноги в 5 лет у девочки или мальчика.

Нужно измерить длину стопы ребенка, в пятилетнем возрасте она может составлять примерно 17-19 см. Самым правильным же вариантом, учитывая разнообразие размерных сеток у производителей, будет подбор размера обуви в 5 лет на девочку или мальчика прямо в магазине, примеряя обувь на ножку. Зачастую одни и те же размеры обуви разных фирм могут быть маломеркими или свободными, кроме того, важна и полнота стопы, подъем и просто удобство.

Антропологические факторы и их влияние на развитие ребенка

На физиологическое развитие детей влияют следующие факторы:

— питание ребенка (в каком количестве получает он белки, жиры, углеводы, витамины и другими необходимые микроэлементы);

— наследственность;

— гормональный фон.

Также на рост ребенка в 3 года оказывают влияние такие факторы, как хороший уход, физические нагрузки, длительный сон, благоприятная психологическая атмосфера, окружающая ребёнка.

В процессе взросления на физическое развитие детей положительно влияет спорт, который сопровождается частыми прыжками (волейбол, баскетбол).

Кроме того, рост ребенка в 3 года интенсивно увеличивается в процессе сна, особенно утреннего (когда ребёнок постоянно не высыпается или рано встаёт, это негативно сказывается на его развитии).

Размер одежды детей

Обычно размеры одежды в детских магазинах для простоты определяют по возрасту и росту. В среднем, размер одежды мальчика в 5 лет подбирается на рост в 110-116 см. по таблицам стандартных детских размеров это составляет 30-32 размер. Аналогичным образом определяется размер платья на девочку 5 лет. С мальчиками подобрать одежду проще, брюки можно взять с запасом, равно как и рубашки и футболки. А вот девочке 5 лет более принципиально, какой размер одежды она носит. Висящие и болтающиеся платья на вырост будут смотреться нелепо.

Рост ребёнка, таблица роста ребёнка в возрасте от 2 до 10 лет, разработанная ВОЗ

Рост – это увеличение количества массы и размеров тела. Рост является одним из основных проявлений жизни.
Особенно в первое время, мы наблюдаем, как быстро растет наш малыш. Мы замечаем, что тот плащик, который был «как раз в пору» становится маленьким, или любимое платье стало тесным, а наш ребёнок растет. Размеры одежды сменяются друг за другом в быстрой последовательности, и малыш становится уже большой.

Таблица роста мальчиков от 2 до 10 лет

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий

Таблица веса мальчиков от 2 до 10 лет

Хочется отметить, что данные таблицы показывают усредненные значения. В случае, если ваш ребёнок не вписывается в средние показатели, не стоит переживать: существует множество факторов, которые влияют на рост ребёнка.

Таблица роста девочек от 2 до 10 лет

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий

Таблица веса девочек от 2 до 10 лет

Ребёнок в первые четыре года жизни растет быстрыми скачками. В последующие годы, рост и развитие обретает последовательность. Для нормального роста и развития необходимы питательные вещества, такие как витамины и минералы. Здоровое и разнообразное питание имеет большое значение для ребёнка.

Родители являются примером для своего ребёнка. Начиная с одного года, малыш может кушать ту же пищу, что и остальные члены семьи. Важно приучать малыша к здоровым предпочтениям в еде с раннего детства. Дети впоследствии научатся делать правильный выбор в пользу здорового питания, когда они повзрослеют.

Три важные вещи, которые помогут вашим детям приобрести здоровые предпочтения в еде: регулярность, разнообразие и вкус.

Вычисление роста мальчиков и девочек

Речевое развитие ребенка 2 лет

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Сколько должно быть зубов у ребенка в 4 года?

Обычно уже к трем и, уж тем более, к четырем годам, дети обзаводятся полным набором молочных зубов, а их, к слову, 20 штук. Вариация нормальной ситуации – 16 зубов. Родителям давно следует учить кроху самостоятельно чистить зубки и объяснить, почему это важно. Бывает, дети пренебрегают этой процедурой или вовсе отказываются от нее.

Тут придет на помощь родительская смекалка, настойчивость и игра. Ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают информацию и осваивают новое. Коренные зубы появляются на шестом году жизни ребенка, но бывают и нестандартные ситуации – раннее прорезывание. Если у вас есть подозрение, что у вашего ребенка в 4 года лезут коренные зубы, советуем обратиться к стоматологу для точного диагноза и совета, как облегчить этот непростой период в жизни малыша.

Сколько должны весить мальчик и девочка в 4 года?

Отвечая на этот вопрос, снова обратимся к официальному источнику – международным таблицам, разработанным ВОЗ. Так, вес девочки в 4 года может колебаться в пределах от 14,1 кг до 18,4 кг, при этом средним весом считается 16,1 кг. Вес четырехлетнего мальчика в норме должен составлять от 14,5 кг до 18,5 кг, среднее значение – 16,3 кг.

Общее среднее значение веса ребенка в 4 года (норма) — от 14,1 кг до 18,5 кг. Не спешите предаваться панике, если ваш малыш чуть пухлее или миниатюрнее, чем среднестатистический ребенок. Помните, эти цифры — лишь ориентиры, помогающие вовремя выявить начинающиеся отклонения. И не забывайте проводить аналогию с телосложением членов вашей семьи.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

Масса новорожденного является одним из основных факторов для оценки правильного развития. При нормальном протекании беременности могут быть отклонения в весе при рождении. Когда педиатр осматривает малыша, прибавка в весе важна не меньше, чем его спокойное дыхание. Главные показатели физического развития используют для ежемесячного мониторинга:

  • вес (с точностью 0.001 кг);
  • рост;
  • обхваты головы, грудной клетки.

Масса грудничка является неустойчивой характеристикой. Замечено, что даже в течение одних суток эта величина непостоянна. Среднесуточный вес в возрасте до 6 месяцев зависит от многих факторов:

  • детского питания;
  • количества выпитой воды;
  • температуры малыша.

По массе новорожденного делают объективную оценку его состояния в настоящий момент времени. Вес чутко реагирует на любое изменение в здоровье ребенка, по сравнению с ростом.

Нормальная масса и рост в 6 месяцев

Параметры при рождении находятся в интервале 2500-3800г., рост определяется между 48 и 55 см. Не нужно пугаться потери веса в первые дни жизни. Это физиологическая норма, которая зависит от:

  • Потери жидкости в организме. С появлением на свет идут потери влаги через кожу и дыхательные органы при вдохе – выдохе.
  • Изменения типа питания. Первые дни в рационе у грудничка небольшие порции молозива до постоянного грудного кормления.
  • Родового стресса. Ребенок в новом для него мире тяжело привыкает к среде обитания.

Уменьшение веса при выписке достигает до 6-10% от начального. Эту величину считают базовой для контроля привеса. В первые три месяца увеличение веса особенно заметно. Обычно к 1 месяцу оно составляет более полкило, последующие две тридцатидневки дают увеличение массы около 800 граммов. С учетом того, что начальный вес был в районе 3-3.3 кг, скачок массы впечатляет (прирост почти наполовину от стартового значения). Последующие месяцы характеризуются снижением темпа. Каждое очередное взвешивание фиксирует уменьшение прироста около 50 г.


Правильное взвешивание

Ребенок в полгода существенно отличается от новорожденного, как в физическом развитии, так и эмоциональным состоянием. Он многое может и умеет. Начинают прорезываться первые молочные зубики, он активен, может наблюдать за движением людей, предметов.

За 6 месяц жизни набор веса в среднем 650 г., рост вытягивается примерно на 2 см. При нормальном развитии масса тела в два раза превышает вес после выписки. Увеличивается объем легких, они работают с большей отдачей. Сколько должен весить здоровый ребенок в полгода? Существуют определенные усредненные нормативные показатели.

Нормы для мальчиков и девочек

Для оценки весовых характеристик анализируют значения показателей. Принимая во внимание индивидуальность каждого малыша, нельзя опираться только на нормы. Чтобы сравнивать значения набора массы для возраста от рождения до полугода, используют разные рекомендации:

  • нормативы Организации Здравоохранения (ВОЗ);
  • усредненные значения;
  • показатели роста.

Значения веса ребенка до года чаще для наглядности используют для составления центильных таблиц. Таким образом, для измерения роста или массы тела используют определенную шкалу. По ней берут значения от минимальных до наиболее больших из возможных.


Рост и вес девочек до года

В 2006 году ВОЗ приняла для практического применения таблицу прибавки в весе и росте детей 1го года жизни. Данные приведены в зависимости от:

  • типа питания;
  • стартового веса;
  • индивидуальных характеристик.

По рекомендациям Всемирной Организации, усредненный вес ребенка к 6 месяцев должен быть в интервале от 6.5-11 кг у мальчиков, девочкам нормируют массу 5.7-10.6 кг.

Рост 6 месячных детей

При рождении усредненные значения роста для девочек – 49 см, мальчиков – 50 см. Это важный параметр нормального физического взросления и развития. Он является индивидуальным показателем, зависящим от причин:

  • наследственная предрасположенность – если у родителей высокий рост, их ребенок будет значительно опережать сверстников;
  • сбалансированное питание – достаточное поступление микроэлементов, витаминов;
  • отсутствие врожденных патологий, тормозящих увеличение роста.

Внимание! Даже если у ребенка меньше рост, чем того требуют нормативные показатели, нельзя поддаваться панике. Для любого правила существуют объективные исключения. Требуется более внимательный контроль параметров нестандартного младенца.

Чтобы узнать рост крохи, можно измерить его дома. Нет смысла ждать очередного визита к педиатру. Какой алгоритм действий:

  • положить малыша на детский столик или любую подходящую поверхность;
  • положение головы – упор в стену;
  • выпрямить одну ножку, при этом стопа под прямым углом к горизонтали;
  • мелом или маркером зафиксировать отметку;
  • замер расстояния до вертикали.


Измерение окружности головы

В таблице приведены значения роста, длины окружности головы помесячно до полугодовалого возраста по нормативам ВОЗ, без разбивки по полу.

Рост от 0 до 6 месяцев

Родителям нужно помнить, что для здоровья малыша необходимы качественное кормление, сон, прогулки и точное соблюдение режима питания мамы (если ребенок на грудном вскармливании). При переходе на искусственные смеси и каши лучше проконсультироваться с педиатром о возможном изменении питания.Если у малыша чуть не хватает сантиметров, не нужно сильно переживать. Показатели роста здорового ребенка в 6 месяцев могут отличаться. Возможно, он догонит своих сверстников чуть позже, когда прибавит в развитии.

Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам:
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Здоровье под присмотром

Дети — цветы жизни, и, как за всякими цветами, за ними нужен правильный и любящий уход. Забота о здоровье подрастающего поколения — основная родительская функция.

Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего крохи, мы решили поговорить о критериях, по которым можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.

Чаще всего в 3 года малыш впервые знакомится с детским садом. Он приходит в него с медицинской картой, которая заводится на весь срок его пребывания в дошкольном учреждении. Карта заполняется профильными медицинскими специалистами при прохождении обширной диспансеризации. Даже если ваш ребенок не поступает в дошкольное учреждение в 3 года, ему не мешает пройти масштабное обследование для вашей уверенности в том, что малыш развивается в пределах возрастной нормы.

Медицинское обследование ребенка в 3 года при поступлении в сад:

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Следующее за плановым осмотром в 3 года посещение поликлиники состоится у ребенка в 4 года, его осмотрят педиатр, хирург, попросят сдать кровь и мочу.

При наличии показаний к дополнительному обследованию педиатр даст необходимые направления к профильным специалистам. Дети, посещающие детский сад, часто проходят обследование на территории дошкольного учреждения: врачи приходят к ним сами.

Согласно графику прививок, возраст от 3 до 4 лет у ребенка — время отдыха от насыщенной вакцинации первых 2 лет. До 6 – 7 лет, когда начинается вторая волна вакцинации и ревакцинации, ребенок раз в год проходит обследование на туберкулез (реакция Манту).

Таблицы здоровья

Как разобраться, достаточно ли быстро растет ваш ребенок? Есть специальные таблицы, которым вы можете доверять. Если у вашего малыша показатели на границе нормы, лучше посоветоваться с врачом.

Физические показатели детей 3 и 4 лет (по данным, принятым в России)

3 года

Мальчики рост 96,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,5 см

Девочки рост 95,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,3 см

4 года

Мальчики рост 103,3 см вес 16,3 кг окружность головы 50,2 см

Девочки рост 102,7 вес 16,3 кг окружность головы 48,5 см

Рост и вес малыша

Для расчета роста ребенка можно воспользоваться этой примерной формулой (она актуальна для возраста от 1 года до 7 лет): для мальчиков — (число лет * 7) + 75, а для девочек — (число лет * 7) + 74

Если рост отстает от нормы на 10 %, нужно обратить внимание на факторы, определяющие нормальное развитие малыша. Тут важно все: экология, климат, питание, режим дня, физические нагрузки, психологическая атмосфера в семье и детском коллективе, который посещает ребенок.

Каким должен быть вес ребенка?

Массу тела в кг для детей 3 – 4 лет можно рассчитать по формуле: 2х + 9, где х — годы жизни.

Если вес отклоняется от нормы на 20 %, нужно посоветоваться с детским эндокринологом и диетологом. Стоит помнить, что здесь все субъективно, и понять, насколько гармонично развивается ребенок, можно только соотнеся вес с ростом.

Специалисты по здоровому питанию предлагают разбивать дневной рацион на 5 – 6 приемов пищи и питаться небольшими порциями. Родителям деток с избыточной массой тела стоит обратить внимание на эту рекомендацию. На вечернее время лучше оставить легкую пищу: кисломолочные продукты, овощи (кроме крахмалистых), несладкие фрукты.

Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет

В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.

Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.

Как заботиться о сохранении зрения?

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.

Важно, чтобы малыш начинал знакомство с книгами только с крупного шрифта. Даже когда ребенок уже освоит чтение, наличие крупного шрифта должно оставаться для вас одним из главных требований к книге, которую вы покупаете своему юному читателю.

Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.

Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.

Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.

  • Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
  • Полноценное питание — необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др. В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
  • Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей — они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
  • Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
  • Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
  • Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).

Вы можете помочь глазным мышцам малыша расслабиться — для этого нужно просто сместить фокус зрения на линию горизонта. Еще один способ — поиграть с ребенком в разгадывание фигур, которые рисуют в небе облака.

Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.

Следим за здоровьем дыхательных путей

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у маленьких детей очень нежные, поэтому в возрасте 3 – 4 лет так часто встречаются проблемы с ними. Из носа инфекции попадают в полость глотки и дальше, а это нередко приводит к отитам.Чтобы уберечь органы дыхания и речи от заболеваний, необходимо приучить ребенка:

  • Правильно дышать через нос (пока воздух проходит через извилистые носовые пути, он очищается от примесей, пыли и микробов, а также согревается и увлажняется);
  • По возможности не допускать резких колебаний температур (не пить холодное после горячего, не кричать на улице, избегать сырости);
  • К спокойной, без напряжения и крика, манере речи.

Если ребенок постоянно дышит через рот, не стоит оставлять это без внимания — покажите его врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.

Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо:

  • Лечить насморк;
  • Оберегать уши от сильного или длительного воздействия внешнего раздражителя (резкий звук, постоянный шум);
  • Избегать наушников — вибрация барабанной перепонки в конечном итоге приводит к ухудшению слуха;
  • В профилактических целях раз в год посещать отоларинголога.

Важно со вниманием относиться к жалобам ребенка на боль в ушах и вовремя обращаться к лору.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале. Теперь важно заботиться об их здоровье.Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Работаем над осанкой

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела.

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным.

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства.

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка?

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Дошкольник без психологических проблем бодр, весел, активен и предприимчив. И уверен, что его ждут великие свершения. Поддержите ребенка своим доброжелательным отношением, верой в его способности, подбодрите кроху, если у него возникли какие-то затруднения.

Больше движения

Самый главный гарант физического здоровья и крепкого иммунитета — движение, физическая активность, особенно на свежем воздухе. Маленьких детей не надо заставлять двигаться, а вот разнообразить физическую активность, предлагать разные ее варианты — забота взрослых.

Установите дома спортивный комплекс, выходите на прогулку в парк с велосипедом, отправляйтесь на детскую площадку с мячом, скакалками, ракетками и другим простым детским спортивным инвентарем. Если малыш испытывает затруднения в самостоятельной организации двигательной активности, вовлекайте его в игру личным примером, предложите трехлетнему ребенку поиграть на детской площадке в прятки, а четырехлетнему — в вышибалы, присоединившись к другим детям.

Виды спорта для детей 3 – 4 лет

К 4 годам, помимо «развлекательной» двигательной активности, ребенок готов и к умеренным спортивным нагрузкам. Если вы подумываете о том, какой вид спорта выбрать, перед тем, как отправить ребенка в спортивную секцию, убедитесь в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультируйтесь с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом.

Плавание, восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, фитнес и танцы — виды спорта, уже доступные для детей в возрасте 3 – 4 лет. Плавание, пожалуй, самый универсальный вид спорта, одинаково любимый и мальчиками, и девочками: обеспечивается работа всех групп мышц, снимаются мышечные и суставные зажимы, повышается общая двигательная активность, закаляется организм. Кроме того, занятия в воде действуют успокаивающе на нервную систему.

Что умеет ребенок в 3 – 4 года?

На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.

Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно — навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности.

Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?

Словарный запас трехлетнего ребенка — более 1000 слов, к 4 годам — 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки и ); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.

Отсутствие или искажение в речи ребенка суффиксов, окончаний, падежей, предлогов, неправильное звукопроизношение, использование предложений менее чем из 3 – 4 слов, неспособность ответить на самые простые вопросы («где?», «кто?») — повод обратиться к логопеду.

В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:

  • Он понимает простые причинно-следственные связи;
  • Долго сосредотачивается на одном занятии;
  • Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
  • Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
  • Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
  • Ему интересен окружающий мир.

Обогащаются и социальные навыки:

  • Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
  • Начинает осознавать, что не похож на других людей;
  • Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
  • Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
  • Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
  • Уже не может обходиться без сверстников;
  • Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
  • Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).

Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:

  • Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной — моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
  • Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
  • Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
  • Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например шнурков), вешает и складывает на место одежду;
  • Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
  • В детском саду ведет себя послушно.

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

Для крепкой памяти, кроме запоминания, необходимо уметь правильно воспроизводить усвоенную информацию. Для тренировки этой способности спрашивайте малыша о том, какие события из прошлого он помнит, показывайте ему семейный фотоальбом, просматривайте вместе с ним поздравительные открытки и письма родственников, вспоминайте, что́ ребенок получил в подарок на дни рождения, и т. д.

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни.

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *