Школа России отзывы

Как выбрать школьную программу и что ожидать от школы — тема весьма актуальная, особенно перед первым сентября.

Разберемся с программами, по которым работают школы Екатеринбурга, выявим нюансы, чтобы лучше понимать к чему готовиться.

Все учебные программы начальной школы работают по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и одобрены Министерством образования РФ.

Тем не менее, программы очень отличаются между собой: и подачей материала, и организацией учебного процесса.

Программа «Школа России» (под редакцией А. Плешакова)

Главная идея программы: создается в России и для России. Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Цели обучения:

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.;
.
Многие школы Екатеринбурга работают по этой программе.

Отзывы родителей

(Стилистика, синтаксис и путнктуация сохранены)

  • Школа России больше всего похожа на ту программу, по которой учились мы во времена СССР. По моему мнению, простая, вменяемая программа.
  • У нас Школа России — легко сыну даётся. Простая и понятная, минус, на мой взгляд, один — постоянное перескакивание с темы на тему, без упора на закрепление материала.
  • Очень простая логичная программа, я как учитель начальных классов, ребенка именно на нее отдала.

Программа «Начальная школа ХХI века» (под редакцией Н. Виноградовой)

Основная цель программы научить ребенка учиться. Программа призвана соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности. Авторы программы уделили особое внимание адаптационному периоду первоклассника. Приоритет на поисково-исследовательскую деятельность. В структуре средств обучения используются задания «Найди ошибки», «Проверь себя».

  • Занимаемся по этой программе. Программа не айс! Прописи правда ужасные! Строчки широкие, наклон соблюсти невозможно. Окружающим мир тоже составлен по дурацки — не совпадают темы в тетрадях и учебниках.
  • Программа 21 век — кошмар!!! С ошибками в учебниках, «сырые» учебники.
  • В учебнике «Русский язык» правила размазаны по тексту, в глаза не бросаются, ребенку трудно их выискать и выделить для запоминания.
  • Я в шоке!!! Как можно первокласснику задать такое? Кошке, собаке и попугаю вместе 9 лет. Кошке и собаке вместе 6 лет, а Кошке и попугаю вместе 7 лет. Сколько лет кошке, собаке и попугаю?

Программа «Начальная перспективная школа».

Акцент делается на логику и развитие аналитического мышления. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Учебная деятельность организовывается таким образом, что ребенок попадает в различные учебные ситуации то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Работа в парах и малыми группами.

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов Федотовой О.Н. и др. исключены из перечня приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. N 1529.

  • Ходим во 2-й класс по этой программе. Есть, конечно, некоторые плюсы, но, в основном, вижу одни только минусы. Задачи по математике иногда так написаны, из подвыподверта, что и сам с 15-го раза врубаешься, что требуется сделать. Ни правил, ни описания темы нет, приходится лезть в интернет, чтобы самому вспомнить и объяснить ребёнку. Тексты и стихи по чтению, большая часть, тихий ужас, написаны тяжелым языком. Самому не запомнить. Нет лёгкости. Постоянно запинаешься на следующем слове. У нас столько замечательных авторов и поэтов из классики, где и читается и учится всё легко.
  • Программа ужасная!!! Страдает и ребёнок и родители! Впервые увидев учебник первого класса по русскому, мы пришли в шок … Всё сплошным текстом, непонятно где заканчиваются и начинаются абзацы, рисунки какие- то устрашающие, летучие мыши и всё в таком роде, цвета почти черно-белые. Только представьте формат А4- на всю страницу сплошной текст! Это что? Учебник для первого класса?
  • В целом программа неплохая, но, по-моему, маловато математики (слишком просто) и тяжело на русском.
  • Мне очень нравится ПНШ. Удивительное чтение (у детей глаза горят), содержательный русский язык, доступный окружающий мир (основанный на жизненном опыте детей) и математика, где учат думать, а не зубрить, где одно логически вытекает из другого. Жаль, что многие этого не видят. А черно-белые рисунки позволяют детям раскрасить скучное в яркое и создать свой мир знаний.

Программа начальной школы «Перспектива»

В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания. Учебный материал выстроен так, чтобы у ученика формировался интерес к изучению последующего материала.

  • Русский, литературное чтение и окружайка перспективы — нелогичный ужас и каша. Скачут с темы на тему. Не поняла на кой ляд в первом классе четверть убили на прописывание элементов печатных букв, потом за четверть галопом прошлись по прописям и все привет обычные тетради и тексты. По тем же звукам тоже поверхностно прошлись, перешли на правила. Начался второй класс, а опять знакомство со звуками, именно не повтор, а знакомство.
  • Окружайка вообще мешанина из всего, с темы на тему скачут.
  • В Перспективе все изучение шло галопом по Европам, ничего в памяти не оседало.
  • Почему современные школьные буквари и прописи не учат элементарным навыкам письма и чтения, почему в них все сделано шиворот-навыворот (поперек законов психофизиологических законов формирования навыка и письма, и чтения).
  • «Технология» по программе Перспектива — шедевральна!!! На какой уровень подготовки рассчитана программа? Детям одним сделать поделку не по силам!!! Делаем всей семьей. По нескольку часов!!!

Планета знаний

Главная отличительная особенность программы — целостность и единство структуры учебников и рабочих тетрадей по всем предметам. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области программы «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

  • Мне нравится учебник математики и литературного чтения. Но в 1 классе я хваталась за голову, как научить читать? Букварь рассчитан на читающих детей, а что делать с остальными? Пока я не скачала с интернета слоговые таблицы, процесс не пошёл. Да и читающим было скучно. Учебник русского языка для первого класса опять же сложен для нечитающих детей. Для письма подобраны многосложные слова. Нам бы научиться «Мама мыла раму» без ошибок написать.
  • В учебниках «Планеты знаний» красивые, добрые рисунки. Гоблинов и пугающе-агрессивных текстов я не заметила. Но в учебнике по русскому языку правила не выделены. Глаза разбегаются даже у взрослого. Эта программа по-проще.
  • Программа безобразная, задания в прописях даже меня ставили в тупик. А вот задачка по математике: Матроскин снял 3 литра сливок, а 7 литров поставил на простоквашу. Из остального молока сделал масло. Вопрос: Сколько литров молока пошло на масло?
  • Ребенку задание в рабочей тетради к букварю «Нарисуйте Фюся и Кракузябру» о которых НИЧЕГО не известно.
  • Мало классической русской литературы, старых добрых сказок… Вместо этого «крендель-мендель-колбаса» и другой ширпотреб.
  • В тетради на печатной основе по литературе написано» Золотая рыбка» индийская народная сказка.

Программа Эльконина-Давыдова

Обучение по этой программе считается развивающим. Также систему называют «безотметочным оцениванием», ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.

Достаточно редкая программа в школах Екатеринбурга, например, по ней работают 69 школа и 40 гимназия.

  • В основе обучения по всем предметам лежит исследование. Поэтому, прежде всего, у детей формируется творческое мышление.
  • Интересная программа. Но ломающая мозг родителям. Дети хорошо воспринимают.
  • Считаю, что программа Давыдова неоправданно заумная. Она для детей, которых родители научили читать-писать-считать до школы. Ни к чему ребенку в начальной школе двоичная система счисления, ничего от этого не развивается.
  • Не понимаю, почему прилагательное-существительное-глагол сразу нельзя назвать своими именами. Обидно, что в программе по чтению привычные Чуковский, Маршак, Барто заменены на Бальмонта.
  • Программа, на мой взгляд, отличная. Но родителям к ней нужно привыкнуть. Дело в том, что в нашем школьном детстве всё шло через зубрежку: «слева направо число переносим с противоположным знаком». Не понимай, просто запомни. Детей учат ко всему подходить логически, они уже в первом классе понимают, почему именно плюс изменяется на минус. В русском — то же самое: сначала фонетика, понятие транскрипции, и уже — глядишь — не нужно зубрить, почему ЖИ-ШИ пишется через И. И вот еще что: у меня, воспитанницы советской образовательной системы, есть в голове некоторые схемы, которые я упорно пытаюсь применять для решения проблем/задач. Только уже известные мне схемы. Дочь не зашорена, она легко сама выдумывает пути решения — те, которых раньше не применяла. Думаю, в определенной степени это тоже эффект от программы Эльконина — Давыдова. Жаль, что она рассчитана только на начальную школу…
  • Отличная программа, но не для всех, нужен строгий отбор детей с определенным складом мышления, выше среднего умственными способностями.

Школа 2100, Гармония, Ритм, Система Занкова, Диалог, Начальная инновационная школа

Учебники по этим программам, а также учебники математики Петерсон для 1-4 классов либо больше не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования либо исключены из него.

Елизарова Наталья 3667 просмотров

Выбор учебной программы – серьезный вопрос для родителей будущих первоклассников. Понять разницу между программами обучения в перечне Минобрнауки России могут не все.

Начинаются обсуждения между знакомыми, поиск ответа в интернете. Следует помнить, что все дети разные и единого выбора для всех быть не может.

Поговорим сегодня о плюсах традиционной программы «Школа России», которая является самой популярной и востребованной в нашей в стране:

  • во-первых, потому что существует уже десятки лет и по ней выучилось ни одно поколение советских и российских школьников. Она претерпевает изменения и дополнения, совершенствуется, «идет в ногу со временем»;
  • во-вторых, «Школа России» — это база предметных знаний, умений и навыков, которые важно получить при переходе в основную школу.
  • в-третьих, это классика обучения, проверенная временем и дополненная новыми технологиями (проекты, презентации и др);
  • в-четвертых, система заданий в учебниках позволяет обучаться детям с разными способностями и подготовкой. При поступлении в школу ребенок может быть и не подготовлен.
  • в-пятых, доступный и понятный язык в учебных пособиях, позволяет освоить необходимый объем предметных знаний и получить универсальный учебные действия для успешной сдачи ВПР в 4 классе;
  • в-шестых, в рамках УМК «Школа России» предусмотрена программа подготовки будущих первоклассников (шестилеток) – «Преемственность».

Набор учебников для 1 класса УМК «Школа России»

Минусом программы «Школа России» называют ее простоту, репродуктивных характер заданий (повтори, спиши), минимум логических заданий развивающий кругозор детей.

Но следует помнить, что идеальной программы обучения нет, а «Школа России» — это база, к которой «хороший учитель» добавит любую другую учебную программу начальной школы.

Отзывы родителей сводятся к следующим высказываниям:

— … это самая упрощённая программа обучения, ее будет легко освоить детям, без заморочек.

— … плюс в том, что если вам придется переехать куда-либо по России или городу, то классы с данной программой будет найти легче всего, т.к. она наиболее распространена…

— … Это самая простая программа из всех имеющихся в РФ. Вам будет легко помочь ребенку, так как по этой программе учились и мы с вами.

— литература просто замечательная, нет никаких тупых сказок, рассказов без смысла, а проверенные: Пушкин, Блок, Тютчев, Крылов, Толстой и т.д.

— … все зависит от педагога! Гоняются нынче не за программами, а за учителями.

Плюсы и минусы УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

Акинтеева Е.П.

В нашей школе реализуется программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. В связи с этим у нас возникает много вопросов, которые мы рассматриваем и решаем, как в рамках работы школьного МО, так и в рамках проводимых семинаров районного уровня.

Начиная свою работу по УМК «Начальная школа XXI века» многие учителя боялись, что будет трудно преподавать, боялись, что не сможем выдать весь материал и задать все задания, что есть в учебнике. Но авторами в концепцию заложен объёмный материал по принципу «мини-макси», т.е. дать детям максимум, а они возьмут тот минимум, который они сами смогут освоить.

В данном УМК большим плюсом мы считаем то, что в нём заложены идеи развивающего обучения, уместно сочетающиеся с традиционными принципами.

Конечно, приоритетные цели начального обучения остаются те же: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире. Но при использовании УМК «Начальная школа XXI века» процесс обучения ориентирован на развитие воображения и мышления ребёнка, что принципиально изменяет позицию ученика. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Так же мы считаем большим плюсом то, что изменилась сущность дифференциации обучения от принципа «больше – меньше» к принципу «труднее – легче». В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Предлагаемые задания устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности.

Так же плюсом является использование приёма опережения в подаче программного материала, что даёт возможность сильному ученику повысить свой потенциал, а слабому – принять материал в ознакомительном виде.

Ещё одним плюсом мы считаем наличие педагогической диагностики, которая позволяет сделать обучение наиболее успешным. Нами регулярно проводится диагностика успешности усвоения учебного материала учащимися. Например, в 1 классе была проведена педагогическая диагностика и её результаты отражены в данной диаграмме. Проведённая работа позволила учителям выявить количество учащихся, усвоивших учебный материал на высоком, среднем и низком уровнях и скорректировать свою работу. Результаты диагностики качества знаний учащихся в конце 2 класса, вы видите на следующей диаграмме. Сравнительный анализ этих диаграмм позволяет сделать вывод о повышении качества знаний учащихся и об успешности реализации программы «Начальная школа XXI века» учителями нашей школы.

По всем предметам авторами УМК предусмотрена творческая деятельность учащихся, т.к. именно воображению принадлежит особая роль в интеллектуальном развитии младшего школьника. Все творческие задания по различным предметам объединяет общая дидактическая цель – развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать известные образы, придумывать новые.

Плюсы данной программы, которые помогают нам сделать процесс обучения более результативным можно перечислять бесконечно. Но хочется остановиться и на минусах, т.е. на тех трудностях, с которыми столкнулись учителя нашей школы, ведущие преподавание по данному УМК и на путях их решения, которые мы выработали совместно с коллегами на заседаниях МО.

Работа в 3 классе с рубрикой «Вспомни материал 2 класса» на уроках русского языка затрудняется тем, что учащиеся не помнят изученные во 2 классе правила, т.к. в учебнике нет их чёткого выделения. Путь решения: самим создать сборник изучаемых правил по темам или приобрести сборник правил за курс начальной школы.

В учебнике «Математика» задачи, которые предлагаются, не имеют системы по видам. Путь решения: осуществлять подбор задач и работать с ними в системе.

Так же минусом мы считаем то, что все виды письменных приёмов вычитания и сложения даются в рамках одного урока без знакомства с особенностями каждого вида.

Путь решения: давать каждый вид (каждый приём вычитания и вид уравнения) на отдельном уроке, не смешивая их в рамках одного занятия. Что вы и видели сегодня на моём уроке.

Но, не смотря на указанные трудности, с которыми мы столкнулись в своей работе, данный УМК нам нравится, т.к. работая по нему, мы получаем нового ученика, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптированную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества.

Каша из букваря

Главное отличие: первый год обучения включает в себя два класса. С сентября по декабрь ты первоклассник, а после новогодних каникул — уже ученик второго класса. Конечно, если перед началом учебного года пройдешь собеседование, а потом, в декабре, справишься с заданиями независимой диагностики. Проще говоря, сдашь мини-экзамен.

Ребенку, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается, — признается мама

— По уровню знаний нас определили в класс, который учится по программе «1-3», — рассказывает Анастасия, мама Сережи, которому этим летом исполнится 7 лет. — В нашей школе можно учиться и по обычной четырехлетней программе: выбор за родителями. Вся нужная информация есть на школьном сайте. Я не против. Сын уже прошел собеседование. Проверяли умение читать, писать, считать, английский язык, а еще дали несколько логических задач.

Вот что говорят официальные сайты школ: «Эффективная начальная школа позволяет освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников». Эффект — не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. То есть если в обычном первом классе за урок походят две страницы учебника, то в классе «1-3» — четыре, а то и шесть. Правда, учебных часов больше. Если в обычной началке предельная учебная нагрузка на ученика в неделю — от 19 до 21 часа, то в эффективной может доходить и до 23. Кому подходит такой темп?

— Есть дети, которых, образно говоря, нельзя держать на манной каше, — говорит заслуженный учитель РФ, директор школы N 109 Евгений Ямбург. — У таких ребят прекрасная память, великолепное развитие, с ними сидеть на одном букваре бесполезно — заскучают, потеряют интерес к учебе. У них уже есть «мускулы», если их не тренировать — ослабнут.

Домашка для мамы

Но как понять, насколько «накачан» ребенок? Кто-то ходит на подготовишки и к детсадовскому выпускному уже вовсю читает, кто-то занимается с родителями. Кто-то вовсе в сад не ходит, но играет с папой в шахматы. Кому будет легко? И нужно ли делить детей на условно одаренных и обычных?

Учитель начальных классов Ирина Королева предупреждает: эффективная началка может вернуть нас к делению детей на сильных и слабых, причем в самом начале школы.

— Мы забываем, что ребенок не всегда раскрывается сразу. Вроде и не читал, не писал до школы, а вместе со всеми научился и даже обогнал в развитии, — комментирует Ирина Николаевна.

Бывает так, что ребенок от уроков в восторге, а вот родители еле дышат: как ни крути, а домашку приходится делать вместе. — Моя семилетка после новогодних каникул как раз пошла во второй класс, — делится Елена Скобеева. С дочкой они до школы занимались дома самостоятельно. — На мои вопросы Аня только отмахивается: «Легкотня, мам!». Ей, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается.

Еще бы: к началу февраля маме вместе с Аней пришлось изучить распространенные и нераспространенные предложения, метры-дециметры, решать математические задачи на 2-3 действия и искать в стихах средства изобразительной речи.

— У нас по пять уроков в день, а в пятницу — четыре. На дом задают: одно упражнение по русскому, одно — по математике, по литературе — сказку прочитать или выучить стих, — у мамы второклассника Саши голос бодрый, настрой боевой. — Окружайка (предмет «Окружающий мир») — без всяких проектов и дневников о погоде. Английский ребенок делает сам — на выходные учитель практически ничего не задает. Все тридцать учеников с удовольствием бегут в школу.

А вот в другой школе, где тоже работают по трехлетней программе, дети учат уроки до ночи. «Задают писать по пять страниц, упражнения по математике — оптом. В день 6-7 уроков — это в первом-то классе! А учитель говорит: иначе не успеем освоить программу», — возмущаются родители на форуме. По словам этих пап и мам, дети не всегда выдерживают такую нагрузку.

Главное — учитель

Для некоторых педагогов, работающих по программе «1-3», действительно проблема — вовремя переключить скорость. Это понятно: по официальным данным, учителя работают 40 часов в неделю, а тут еще надо ускоряться, чтобы программу четырех лет упаковать в три года. Ведь до последнего времени специальных учебников для эффективной начальной школы не было: как хочешь, а за второе полугодие 1-го класса нужно дать уже и таблицу умножения, и сочинение с изложениями.

Все родители, и сторонники, и противники эффективной началки, сходятся в одном: главное — учитель. Если он сильный, то и дети спокойно освоят программу в ускоренном темпе.

— Дочке было тяжело в первый год, я даже хотела перевести ее на четырехлетку, но она отказалась. Не хочу, говорит, к другому учителю! Сейчас учимся уже второй год — все в порядке, — рассказывает Ольга, мама третьеклассницы.

В любом случае выбор за родителями. Эксперты уверены: отдавать ребенка в эффективную началку просто ради экономии времени — неразумно и негуманно по отношению к ребенку.

Важно: все дети, которым предлагают пойти по программе «1-3» после тестирования, должны пройти также собеседование с психологом. И только после этого можно принимать решение. Кроме того, надо помнить две вещи. Первая: у мальчишек, поступивших в эффективную началку и успешно ее прошедших, будет запас по времени между окончанием школы и призывным возрастом.

Второе: если вдруг малыш не потянет школьный экспресс, не пройдет диагностическую работу, то его могут перевести в обычную четырехлетку, где он будет на год младше одноклассников. Психологи считают, что в этом возрасте такая разница существенна, и об этом нужно помнить.

Мнения

Наталья Виноградова, завлабораторией начального общего образования РАО:

— Ребенок младшего школьного возраста может все. В нем можно сформировать любое знание и умение. Но каких нервно-психических затрат это ему будет стоить? И когда настанет «расплата»? Дело не в скорости обучения, а в том, чтобы ребенок «созрел». Поэтому я категорически против массовой трехлетней началки, какой бы эффективной ее ни называли. Все трудности вылезут классе в 6-7-м. Это доказано.

Ведь был у нас уже период, когда в начальной школе учились три года. И было большое исследование на эту тему с участием физиологов, психологов, дефектологов, логопедов. Оно показало: для ребенка более успешна и комфортна именно четырехлетняя началка. Можно ли открыть отдельные ускоренные классы для одаренных? Безусловно. Некоторые дети и правда очень бегут вперед. Не надо их искусственно тормозить. Но, на мой взгляд, даже здесь ускорение лучше отложить на несколько лет. И еще момент. Как только ребенок попадает в особые условия, пропадает так называемый интеллектуальный фон. Когда неуспевающий ученик тянется за отличником, а отличник помогает условному двоечнику. Так у детей развивается критическое мышление. Это важно.

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы N 548 «Царицыно»:

— Хорошо, что есть такая опция — получить начальное образование за три года. У нас были такие случаи в школе, при том, что у нас четырехлетка. А был случай, когда девятиклассник сдал полный курс средней школы по математике. Все индивидуально. И, конечно, в идеале, каждому ученику желательно держать свой персональный темп. Есть 7-летние дети, которые успешно решают задачи для 6-го класса. Бывает, паспортный возраст не совпадает с возрастом биологическим и психосоматическим. Появление подобных программ позволит сделать более комфортным и более эффективным образовательный процесс для тех, кто несколько опережает сверстников. Время — это ресурс, и жалко его терять. Ведь когда мы говорим про учебный план школы, забываем, что он в первую очередь адресован детям. Это их временной ресурс мы расходуем на уроках.

Сегодня между ребенком и школой появился мощный и могущественный посредник — интернет. Я недавно подарил своему другу — третьекласснику Севе книжку Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» в переводе Чуковского. Потом спрашиваю: а ты знаешь, что автор был английским разведчиком? «Конечно, — отвечает Сева. — Я в Википедии посмотрел». И в начальной школе, тем более эффективной, учителям нужно об этом помнить.

Официально

«По закону школы автономны и самостоятельны в определении содержания образования, — сообщили «РГ» в пресс-службе московского департамента образования и науки. — Школы сами разрабатывают и утверждают образовательные программы и выбирают образовательные технологии. При этом они несут ответственность за качество образования и обязаны обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *