Синдром возбуждения у новорожденных

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Другие способы лечения СНРВ

В качестве дополнительной терапии применяют:

  1. Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ. Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда. Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
  2. Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Эфирные масла обладают расслабляющим и успокаивающим действием. Но дозировать их следует аккуратно. Курс лечения начинают с 1-2 капель, постепенно увеличивая количество. При этом, лучше наливать их в специальные аромалампы, которые затем следует помещать в комнату, где спит ребенок. А вот добавлять их в воду при купании категорически нельзя! Младенец может получить ожог!

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками. Но учитывая, что в первый год жизни есть высокие шансы нормализовать функциональность ЦНС, проблему можно решить. Главное, это начать вовремя с ней бороться.

Признаки беды

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Читайте также: «Задержка психического развития у детей».

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями

Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.

  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Сон необходим детям для восстановления сил, выработки гормона роста и нормального развития. Многим родителям приходится прикладывать немало усилий, чтобы уложить малыша спать. Иногда ребенок не может уснуть, даже если сильно устал. Чтобы восстановить нарушенный сон, нужно выявить причину расстройства, наладить распорядок дня.

Почему возникают трудности при засыпании

Малыш, который сильно устал, трет глазки, зевает и капризничает, категорически отказывается лечь в постель по следующим причинам:

  1. Малыш хочет еще находиться в приятном ему обществе (с мамой, папой и другими взрослыми).
  2. Ребенок не желает бросать игру или увлекательное занятие.
  3. Крохе страшно засыпать. Страх взаимосвязан с кошмарными сновидениями и боязнью темноты.
  4. К бессоннице приводят различные заболевания (прорезывающиеся зубки, боли в животе, колики, отит, простуда и прочее).
  5. Расстройство сна возникает из-за дискомфортных ощущений (голода, жажды, позывов в туалет).
  6. Кроха испытывает дискомфорт от неудобного ночного белья либо постели, плохо отрегулированного температурного режима в комнате.

Кроме того, к нарушению сна приводит:

  • некорректный режим дня;
  • нарушение традиционных ритуалов, предваряющих отдых;
  • отрицательные эмоции от сна;
  • резкое изменение деятельности;
  • неподходящая атмосфера для засыпания (шум, яркий свет, духота);
  • слишком поздний отход ко сну;
  • сложности с учебой;
  • дефицит внимания.

Как помочь малышу уснуть

Если ребенок не может уснуть, необходимо наладить режим дня. У детей, укладывающихся спать ежедневно в одно и то же время, вырабатывается правильная привычка. Они легче и быстрее погружаются в сновидение в дневные и ночные часы.

Если у малыша, привыкшего к режиму, произошло нарушение сна, сначала исключают развитие заболеваний, а затем корректируют поведение.

Бессонница не возникнет, если создать комфортные условия для отдыха:

  • поддерживать в комнате влажность воздуха на нормальном уровне;
  • проветривать помещение перед сном;
  • следить за температурным режимом в комнате (20—22 ℃);
  • застилать постель приятным на ощупь бельем;
  • надевать на малыша пижаму из мягких натуральных тканей;
  • поинтересоваться, что вызывает тревогу и страх, устранить причину беспокойства;
  • убрать все внешние раздражители (свет, шум, предметы, отбрасывающие неестественные устрашающие тени);
  • давать перед сном легкую еду, не вызывающую несварение;
  • выстроить правильный режим дня и соблюдать его.

Детские врачи рекомендуют родителям сформировать ритуал отхода ко сну и выполнять его ежедневно. Позитивные традиции создадут благоприятную атмосферу.

Положительные эмоции у засыпающих детей вызывают:

  1. Прогулка. Вечернюю прогулку завершают за 2 часа до сна.
  2. Любимые мягкие игрушки. Пусть малыш засыпает с другом. Можно дать игрушке имя, ассоциирующееся со сном: Пижамный мишка, Лунный зайка.
  3. Питье. Теплое молоко и травяные отвары (с мятой или ромашкой) успокаивают, облегчают засыпание.
  4. Купание. Ванны с настоем лаванды, мелиссы, пустырника снимают напряжение и тревожность, расслабляют. В теплой воде не стоит перед отдыхом затевать возбуждающие игры. Они развеселят кроху, перебьют сон.
  5. Освещение. Если малыш боится засыпать в темноте, включают светильник, способный смягчить сумрак в комнате.
  6. Музыка. Колыбельные песенки быстро убаюкивают детей. Родители могут их спеть сами или включить на компьютере, телефоне или планшете.
  7. Чтение. Сказки, потешки и детские рассказы завершают сонный ритуал. Для прочтения выбирают произведения с благоприятным, известным сюжетом. В этом случае малыш нормально воспримет историю, его воображение не перевозбудится, в сознании не возникнут страшные ассоциации.

Конечно, сразу кроха не перестанет капризничать. Ему понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к ритуалу. Когда традиции дойдут до автоматизма, ребенок начнет их воспринимать как приятное действо перед погружением в сновидение.

Груднички

Новорожденному сложно заснуть, если он голоден. Младенец не способен выдерживать продолжительные интервалы между кормлением. Малыш не может уснуть, если ему не хватает грудного молока. Проблема решится, если подкармливать кроху детской смесью по рекомендации педиатра.

Инсомнию у детей до года вызывают различные патологии. Больной младенец страдает от плохого самочувствия. Его сон прерывается из-за заложенного носа, кишечных колик и прочих патологических состояний.

Расстройство сна у грудничков нередко взаимосвязано с неврологией, вывихами суставов, родовыми травмами. К бессоннице приводят режущиеся зубки.

Если кроха плохо спит, нужно обратиться к врачу. Педиатр выявит причину бессонницы, назначит соответствующие препараты. При неврологических заболеваниях грудничкам выписывают Глицин. Таблетки снимают перенапряжение, восстанавливают деятельность мозга, налаживают сон.

Нельзя использовать Глицин по своему усмотрению. Таблетки и схему лечения малыша может назначить только врач. Седативное лекарство способно спровоцировать аллергическую реакцию у детей со сверхчувствительностью к компонентам препарата, вызвать перевозбуждение нервной системы.

По мнению педиатра Комаровского, ноотропное воздействие Глицина не подтверждено. Детские врачи, назначая препарат, снимают с себя определенную долю ответственности. Родители, давая таблетки малышу, успокаиваются, считая, что облегчают его состояние.

Грудничкам медикамент не наносит вреда, но не устраняет бессонницу. Известный детский доктор, полагает, что эти таблетки назначают «на всякий случай».

Реклама:

Дети дошкольного возраста

Размеренный и упорядоченный режим дня нужно формировать с раннего возраста.

Благоприятное время для укладывания днем — 13:00, вечером — 21:00. В этот период происходит замедление обмена веществ, падает температура. Дети легче засыпают в указанные часы.

Подолгу не могут уснуть переутомленные малыши. У маленького ребенка в возбужденном состоянии вырабатывается гормон стресса. Этот процесс приводит к прерывистому сну или сомнамбулизму.

Если в дошкольном возрасте родители следят за режимом дня, у малыша вырабатывается психологическая готовность к событиям дня. Проведение определенных ритуалов указывает крохе на дальнейшие действия. Малыш знает, что за уборкой игрушек последует вечернее купание, укладывание в постель и чтение сказки на ночь. При выпадении какого-либо этапа ребенок начинает плакать, впадает в истерику.

Часто у детей в дошкольном возрасте вызывает сопротивление резкая перемена деятельности. Малыш не согласится идти спать сразу после подвижной игры или просмотра динамичного мультика. Сознание, насыщенное эмоциями, сильно возбуждено. Кроха не хочет спать в таком состоянии, ему сложно перестроиться, успокоиться. Малыш настаивает на продолжении шумных игр или приятных занятий.

Если бессонницу вызывают болезни или неврологические состояния, нужно обращаться к врачу. Педиатр после осмотра назначит необходимые для лечения лекарства, составит схему терапии, подберет оптимальную дозировку препаратов.

Недосып в дошкольном возрасте приводит к дефициту гормона роста. Из-за нехватки соматропина возникают нежелательные последствия:

  • замедляется рост;
  • малыш отстает в физическом развитии;
  • масса тела меньше нормы;
  • умственное и психическое развитие тормозится.

Школьники

Обширные знания и свежие впечатления, адаптация в социуме — основные причины бессонницы у детей в школьном возрасте.

К пароксизмальному расстройству сна приводят психоэмоциональные напряжения, вызванные:

  • конфликтами с ровесниками, родителями и педагогами;
  • первой влюбленностью;
  • повышенной физической активностью;
  • различными патологиями.

При бодрствовании ЦНС у детей находится в постоянном возбуждении. Недосыпание приводит к тому, что нервные ткани не успевают расслабиться и восстановиться. В результате нервного перенапряжения возникают негативные последствия:

  • реакция на окружающие раздражители замедляется;
  • дети совершают необдуманные действия (движения выполняются «на автомате»);
  • ослабляются умственные способности, возникают проблемы с успеваемостью;
  • подростку сложно обдумывать поступки, при принятии решений он впадает в ступор;
  • длительная инсомния приводит к депрессиям;
  • ребенок нервничает, тревожится, беспокоится;
  • возникают боли в голове, пропадает аппетит;
  • школьники страдают от головокружений.

Хроническая бессонница вызывает серьезные заболевания. У детей развивается сомнамбулизм, лунатизм, парасомния или пароксизмальный синдром.

Лекарственную терапию у детей резко ограничивают. Малышам до 3-летнего возраста не дают препараты с седативным эффектом. Дошкольникам и детям старшего возраста выписывают легкие медикаменты на основе успокоительных трав:

  • Тенотен;
  • Персен.

Самолечение седативными препаратами категорически запрещено. Все лекарства дают детям по назначению педиатра. В исключительных случаях врач выписывает успокоительное детям с 2 лет.

Инсомнию у детей от 0 до 12 месяцев, 2—6 лет и школьников лечат травяными чаями. Справиться с бессонницей помогают растения с успокаивающими свойствами: ромашка, мелисса, мята. Для каждого ребенка педиатр расписывает индивидуальный курс терапии.

Понять, что делать, каким способом лечить бессонницу у детей, можно только после установления причины расстройства. Если инсомния вызвана эмоциональными перегрузками, назначают курс психотерапии. Эффективно бороться с нарушением помогает ароматерапия. Метод применяют, если ребенок не страдает аллергией и легочными заболеваниями.

При бессоннице, вызванной какой-либо болезнью, назначают препараты для устранения первопричины. Сон восстанавливается после подавления симптомов патологии, приведшей к его расстройству.

Здоровый сон обеспечивает правильный режим дня, приятные вечерние ритуалы, рациональное питание, своевременное лечение сопутствующих патологий, забота и любовь.

Реклама:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *