Сказка про смелость

читать эту сказку с картинками >>

В домике на холме жила бабушка с внучкой Милой. Каждый вечер перед сном бабушка рассказывала девочке сказки и разные небылицы. Больше всего Мила любила историю о волшебном Цветке Храбрости, который в безлунную ночь расцветал в глубине Бессмертного леса.
— Тот, кто сорвет этот цветок, станет самым смелым и никогда ничего не будет бояться, — говорила бабушка. — Он растет в самой дремучей чаще, где по ночам ухает старый филин. Только Дух Леса знает дорогу к этому месту. Многие отправлялись на поиски заветного цветка, но никому так и не удалось его сорвать.
Этими словами бабушка всегда заканчивала сказку, затем тушила свет, желала внучке спокойной ночи и уходила к себе.
Мила оставалась одна в своей комнате и долго не могла уснуть. Она очень боялась темноты и пряталась с головой под одеяло. «Вот бы мне найти этот цветок. Я бы тогда ничего не боялась…» — мечтала девочка.
Однажды бабушка заболела, и к ночи у нее поднялась высокая температура. Мила очень разволновалась и решила пойти в деревню за доктором. Она быстренько собралась и вышла из дому.
На улице было совсем темно, и ей стало страшно. Но она твердо ре-шила привести бабушке врача.
Путь предстоял неблизкий. Чтобы попасть в деревню, нужно было спуститься с холма и перейти большое кукурузное поле с чучелами для отпугивания птиц. Ночью пугала выглядели зловеще. Они колыхались на ветру и размахивали пустыми рукавами. Местные фермеры ставили их для того, чтобы отгонять ворон от своих полей.
Мила посмотрела на небо. Оно было усеяно звездами, но ни луны, ни месяца на небе не было. От этого ночь была еще темнее.
«Не в такую ли ночь расцветает волшебный цветок? — подумала Мила. — Как бы он мне сейчас пригодился! А что если пойти в лес и найти его? Тогда я стану самой храброй и по дороге в деревню мне будет ни капельки не страшно».
Недолго думая, девочка свернула в лес. Где-то там, в дремучей глуши рос заветный цветок. А еще в лесу было маленькое озеро, бабушка называла его Ведьминым Глазом. Вода в нем была настолько темной, что даже лесные звери не приходили к нему на водопой. У этого озера была своя тайна: в нем жила Туманная Жуть. Жуть боялась света, поэтому днем всегда пряталась на дне озера, и люди даже не знали о ее существовании. Зато по ночам она выходила погулять и наводила страху на лесных обитателей. Когда Мила вошла в лес, Жуть как раз рыскала в поисках, кого бы напугать.
— У-у-у, как мне повезло-о-о, — прошелестела Туманная Жуть и поплыла за девочкой.
Мила пробиралась сквозь густые ветви в ту сторону, откуда слыша-лось уханье филина. Она заходила все глубже и глубже в лес. Ночью огромные деревья казались девочке страшными голодными чудовищами…
Вдруг рядом что-то хрустнуло.
— Кто здесь? — испуганно вскрикнула Мила и обернулась. Ей показалось, что кто-то прячется в темноте.
Туманная Жуть изо всех сил шуршала листвой большого кустарника. От страха по спине девочки побежали холодные мурашки, а сердечко забилось так сильно, будто хотело выпрыгнуть из груди. Туманная Жуть веселилась! Она издавала страшные звуки и хлопала по листьям деревьев. Когда она сняла с куста липкую паутину и бросила ее девочке на лицо, Мила не выдержала и бросилась бежать.
— Угу-гу-гу… Ш-ш-ш-ш… — шипела довольная Жуть, догоняя беглянку. Ей нравилось, когда ее боялись.
Туманная Жуть стала хватать девочку за ноги, и Мила, споткнувшись, упала. Она собралась уже заплакать от страха, но вдруг передумала.
— Хватит! Больше ничего не буду бояться! — твердо решила Мила. — Эй ты! Выходи и покажись! Тебе меня не напугать — так и знай! — крикнула она невидимому страху.
Туманная Жуть не ожидала такой смелости от девочки. Она ведь и сама была большая трусиха, поэтому, увидев, что ее больше не боятся, поспешила раствориться во мгле.

Теперь филина не было слышно. Мила осмотрелась и поняла, что заблудилась. Она присела на поваленное дерево… «Какая же я глупая, — подумала девочка. — Вместо того чтобы пойти в деревню и привести доктора, я заблудилась в лесу. Как там моя бабушка? Ведь кроме меня ей некому больше помочь! Что же мне теперь делать?»
Неожиданно из-за деревьев появился худой старичок. На плече у него сидел большой филин, на голове была шляпа из мухомора, а густая длинная борода была заправлена в штаны.
— По-моему, мы ее нашли, — сказал он птице.
— Ух-х, ух-х, — заухал старый филин и улетел.
— Здравствуй, Мила. Я знаю, что ты ищешь. Идем, я тебя проведу.
Дедушка взял Милу за руку и повел через лес только ему известной тропинкой туда, где цвел цветок храбрости.
Вы, наверное, догадались, кого в лесу встретила девочка?..

Вскоре Дух Леса и Мила вышли на поляну. И тут девочка увидела маленькое чудо: на трухлявом старом пне пророс небывалой красоты цветочек. Он был не больше мизинчика и светился нежным сиреневым светом. В восторге Мила затаила дыхание.
— Ты очень смелая девочка. Цветок Храбрости — твой. Можешь его сорвать, — сказал старичок.
— Никакая я не смелая. Я очень боюсь темноты, — грустно ответила Мила.
— А разве ночью в лесу не темно и не страшно? — удивился дедушка. — Но ты победила свой страх!
— А если я сорву цветок — стану еще храбрей? — спросила девочка.
— Думаю, что нет. Но та смелость, которая у тебя есть, навсегда останется с тобой!
— Зачем же тогда я буду срывать волшебный цветочек? Пусть рас-тет, — решила Мила. — Вдруг кому-нибудь еще понадобится смелость.
— Ты не только отважная, но еще и бесконечно добрая девочка, — улыбнулся старичок. — Только таким я и показываю, где растет Цветок Храбрости.
— Ой, я совсем забыла про бабушку! Мне нужно идти за доктором, — спохватилась Мила…
Дух Леса вывел ее к самой деревне. Она обернулась, чтобы поблагодарить дедушку, но его уже не было.

Храбрая девочка быстро зашагала к дому доктора. Она рассказала ему о том, что бабушка заболела, и они поспешили домой. Взволнованная бабушка встретила их на крылечке.
— Бабуля, с тобой все в порядке! — обрадовалась внучка.
— Мила, ты не представляешь, как я за тебя переживала, — сказала старушка и крепко обняла девочку.
Доктор осмотрел бабушку и сказал, что она уже выздоровела. И они все вместе пошли пить чай.
За столом Мила рассказывала о своих ночных приключениях.
Бабушка слушала и загадочно улыбалась. Она вспоминала, как давным-давно, еще маленькой девочкой побывала в ночном Бессмертном лесу. Помнила она и крошечный сиреневый цветочек, который, как и Мила, оставила цвести на старом пне…

Порой бывает сложно избежать чувства беспомощности или гнева, и еще труднее чувствовать оптимизм по отношению к будущему. К счастью, у нас есть книги, которые помогут не только убежать от реальности, но и вселить в тебя надежду. Я собрала 10 книг, которые научат тебя быть храброй, сильной и доброй, несмотря ни на что.

5. «Рассказ служанки» — Маргарет Этвуд

Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?

Эта книга — рассказ об ужасе, угнетении и мизогинии и, что важнее, о храбрости. В новом футуристическом мире Галаад только одна из ста женщин способна иметь ребенка, поэтому женщин из простого народа отправляют в специальный лагерь, чтобы подготовить к будущему сексуальному рабству и воспроизводству потомства. Главная героиня, попавшая в такой лагерь, начинает записывать автобиографию, подчеркивая, что не хочет оставаться в тени. По ее воспоминаниям становится ясно, что везде на территории Штатов Америки вспыхивают восстания, и несмотря на опасность, грозившую женщине, она яростно борется за свои права. Любой акт мужества, каким бы незначительным он ни был, может быть толчком к тому, чтобы другой человек смог изменить ситуацию. Насколько темным бы ни стал мир, ты не одинока.
По книге также снимают сериал. Вчера «Рассказ служанки» завоевал «Эмми» как лучший драматический сериал, а также получил награды за лучшую главную женскую роль в драматическом сериале (Элизабет Мосс) и лучшую женскую роль второго плана (Энн Дауд).

7. «Я — Малала» — Малала Юсуфзай

Некоторые люди боятся привидений, другие — пауков и змей. Но, как это ни печально, наиболее реальную опасность для человека представляют другие люди. В Священном Коране нигде не говорится, что мужчины могут ходить, куда им вздумается, а женщины обязаны сидеть дома и заниматься хозяйством.

Малала Юсуфзай начала блог о жизни в Талибане в 2009 году, когда ей было 11 лет. Ее вызов шариату привел к тому, что в 2012 боевик зашел в школьный автобус и выстрелил ей в голову. Ей было всего 15, и она выжила. Вместо того, чтобы быть в ужасе от нападения, Малала пообещала бороться еще сильнее, и сейчас самая молодая из всех лауреатов Нобелевской премии мира путешествует по свету, выступая от имени каждой девочки и каждого мальчика в мире. Она требует для них равного образования и не остановится, пока все его не получат. Имя Малалы стало синонимом свободы, гендерного равенства и храбрости. Книга —правдивая история о необыкновенной жизни девочки, которая говорит о нашей истинной силе, исходящей изнутри. Говори за тех, у кого нет голоса.

9. «Маленькие женщины» — Луиза Мэй Олкотт

Хотеть нравиться другим – совершенно естественное и вполне невинное желание, если только оно не становится всепоглощающим и не ведет человека к глупым или нескромным поступкам. Учитесь узнавать и ценить похвалу, которая заслуживает того, чтобы ее получить, и вызывайте восхищение хороших людей тем, что вы настолько же скромны, насколько и красивы.

Эта книга была написана в те времена, когда женщины должны были быть мягкими и покорными, чтобы их брак был «хорошим». Главные героини — четыре сестры семейства Марч — заботятся о доме во времена Гражданской войны в Америке, сообща справляются с трудностями и следуют своему сердцу. Эта книга и о храбрости, и о силе доброты, и о том, как любовь направляет девушек. Сестры жертвуют свой рождественский обед бедному семейству по соседству, возвращают свои подарки, чтобы купить подарок матери и даже преодолевают собственную застенчивость, чтобы играть на пианино для одинокого соседа. Как результат, семья Марч всегда окружена людьми, которые их любят и уважают в ответ.

Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость»

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они — Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак — погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.

Валерия Пронина

Смелость и трусость. Примеры из литературы (Итоговое сочинение)

Смелость и трусость — это два разных, противоположных качества, проявлений характера, которые, между тем, тесно связаны между собой. В одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак. В литературе эта проблема поднималась часто.

Так, настоящий героизм и мужество проявили девушки в произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Все действующие лица повести — пять хрупких девушек: Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и старшина Васков — изображены в борьбе, отдающие все силы во имя спасения Родины.

Именно такие люди приблизили победу нашей страны в этой страшной войне.

Ещё литературный пример, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а именно третья его часть — легенда о Данко. Он был смелым и бесстрашным юношей, пожертвовавшим собой ради народа. Он решил помочь своему народу и взял главенство над ним для того, чтобы вывести из непроходимого леса. Путь был нелёгким, и когда люди, потеряв силу духа обрушились на Данко, он вырывает из груди свое сердце, чтобы осветить путь и подарить людям теплоту и добро, которые исходили от пылающего сердца. А когда цель была достигнута, никто даже и не заметил его смерти и что «пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце». В помощи людям Данко видел смысл жизни.

И второе, это проблема трусости. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат из-за страха, боязни осуждения совершает ужасный поступок, он отправил на казнь невинного человека — философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор не послушал свой внутренний голос. И трусость в принятии нужного решения стала наказанием для Пилата. Он будет искать оправдание в своем поступке, но не найдёт его.

Также не лучшее качество показал и герой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» — Андрий. Ради любви к женщине он оказался способен отречься от всех. Не простив сыну предательства и трусости, Тарас Бульба сам убивает его. Расплата для Андрия оказалась слишком дорогой — собственная жизнь.

>Слова о смелости в художественной литературе. Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость

Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?

Пример итогового сочинения по направлению: Смелость и трусость, 2017-2018 (согласно ФИПИ).

Смелость и трусость — по смыслу противоположные понятия, при этом они полны нюансов, многоаспектны, краеугольны.

Вроде бы нет ничего проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Способный рискнуть своей жизнью, конечно же, — смельчак, человек не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего, он малодушен и труслив.

Однако не всё так очевидно. Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как зовёт её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Аргументы для сочинения по теме «Смелость и трусость».

Обосновывая выбор направления итогового сочинения важно понимать суть понятий смелость и трусость .
Смелость и трусость сосуществуют на в контекстве восприятия понятия «страх».
Смелость — это не отсутствие страха, смелость — этот способность совладать со страхом.
Трусость — это неспособность справиться со страхом чего или кого-либо.
Смелость без страха — это глупость и неоправданный риск.
Трусость — не всегда просто страх, иногда это свойство основано на более глубоких характеристиках личности, таких как нерешительность, эгоизм и просто равнодушее к проблемам окружающих.

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
«В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.»

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению «Смелость и трусость»

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой «Война и мир» Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», — сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

Толкование понятий. Цитаты. Фразеологизмы. Из истории, аргументы для комментирования, примеры сочинений.

«Как отличить трусость от благоразумия…»

Пример итогового сочинения 2017-2018: «Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?»

Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…

Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир «. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по направлению»

Сочинение по направлению «Смелость и трусость».

Каждый из нас воспринимает смелость по-своему. Для кого-то она является возможностью без особого труда преодолевать всевозможные трудности, для кого-то смелость – это бесстрашие во всех сферах жизни. Кто-то начинает считать себя смелым после обычной уличной драки, а иногда даже самому бесстрашному человеку не хватает сил просто признаться самому себе в совершенных им же ошибках. И все же, какими качествами должен обладать смелый человек? Как мне кажется, первым и самым основным показателем смелости является абсолютная и непоколебимая решимость. Только по-настоящему смелый человек, проникшись ситуацией, не станет нагонять на самого себя страх и придумывать какие-то оправдания. Смелость помогает человеку быстро и решительно действовать, выбирая короткий путь к результату. Иначе говоря, какой смысл бояться того, что и так случится?

Герой романа М.А. Шолохова «Судьба человека» является по-настоящему сильным и смелым человекам. Он обладает таким качеством, как вера в собственные силы, и потому до последнего сражается на поле боя, слушая свист пуль, звук взрывающихся гранат, но вырывая победу из рук врага. К тому же, Андрей Соколов уважает себя и свой выбор, и потому отлично понимает, что трусость приведет к неуважению как со стороны однополчан, так и со стороны его самого. Поэтому герой идет на разговор с Миллером с четким пониманием того, что результатом станет либо смерть, либо пощада, но не трусость и не предательство. И, действительно, некая отчаянная дерзость и бесстрашие русского солдата вызвали уважение даже у немцев, и те в свою очередь выразили это, дав Андрею Соколову немного еды. И, наконец, самым ярким показателем смелости героя была его решительность во время крайнего побега из плена. Поняв, что действовать нужно очень быстро, Андрей забирает форму у пьяного унтера и подготавливает гирю, которой позже оглушает немецкого майора и привозит «гостинец» на фронт к своим солдатам. За свою смелость герой был представлен к государственной награде.

Этими же качествами обладает и герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в Белогорскую крепость, Петр с первых же дней становится «своим», влюбляется в капитанскую дочку и обретает врага в лице Швабрина, который так же желал расположения Марии. Испугался ли Петр соперничества? Конечно, нет, он прекрасно понимал, что все в руках него самого, и потому, когда Швабрин вызвал нашего героя на дуэль, Петр без промедления согласился, потому как страх смерти был гораздо слабее желания показать свою смелость. Её Петр показал и в тот момент, когда в крепость ворвался Пугачев со своими людьми. Увидев, как погибают самые близкие, Петр, казалось бы, прекрасно понимал, что от верной гибели его может спасти лишь переход на сторону врага, но уважение к самому себе не позволило ему так поступить. Между предательством и смертью он с уверенностью выбирает второе, в отличие, например, от трусливого Швабрина. Самым главным показателем смелости Петра служит, конечно, его решение в одиночку спасти любимую из лона врага. Выбравшись за подмогой в соседнюю крепость, Петр не находит единомышленников, желающих вместе с ним ворваться в крепость к Пугачеву, после чего берет коня и в одиночку скачет через все преграды, не боясь ничего, кроме того, что Мария может пострадать.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что смелый человек должен уважать себя и свой выбор, верить в собственные силы и не бояться действовать напрямую, а также уметь принимать быстрые и правильные решения.

Просмотр содержимого документа
«Темы для соч. Смелость и…»

Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — Смелость и трусость.

    Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс

    Смелость — начало победы. Плутарх

    Когда можно оправдать трусость?

    На самом ли деле удача сопутствует смелым?

    Когда нужно быть смелым?

    Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций.

    Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость?

    В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес.

    Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков.

Просмотр содержимого документа
«slovar_trusost_i_smelost»

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Смелость

Трусость

Определение

Это готовность к решительным поступкам;

Это умение трезво оценить ситуацию и себя в ней, и взять верх над эмоциями;

Нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Это стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций;

Поведение труса, робость, боязливость;

Неспособность преодолеть страх и противостоять ему

Синонимы

бесстрашие, геройство, мужество, неустрашимость, отвага, присутствие духа, решительность, храбрость, подъем духа, бесстрашие, героизм, дерзость

трусость, боязливость, робость, малодушие, нерешительность, колебание

Антонимы

робость, трусость

бесстрашие, геройство, мужество, неустрашимость, отвага, присутствие духа, решительность, храбрость, подъем духа, бесстрашие, героизм, дерзость

Фразеологизмы, поговорки и пословицы со словами

    Не хватило смелости

    Взять на себя смелость

    Иметь смелость

    Набраться смелости

Пословицы

    Смелый там найдет, где робкий потеряет

    Смелым Бог владеет

    Смелость города берет.

    Труса праздновать.

    Поджать хвост

    Овечье сердце

    Не храброго десятка

    Прятаться за спины

    Показывать кукиш в кармане

    Молодец против овец

Пословицы

    Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом.

    Героем упадёшь — поднимут, трусом упадешь — раздавят.

    Волков бояться — в лес не ходить.

    Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

    Трусливому зайке и пенек — волк.

    Трус и таракана принимает за великана.

    За очи горда, а в очи раба.

    У страха глаза велики.

    Герой умирает однажды — трус тысячу раз.

    Дома петух, а на улице цыпленок.

    За одного смелого семь несмелых дают, да и то не берут.

Сочетание прилагательных со словами

Безграничная смелость

Безрассудная смелость

Безудержная смелость

Безумная смелость

Беспредельная смелость

Беспримерная смелость

Большая смелость

Исключительная смелость

Невероятная смелость

Отчаянная смелость

Потрясающая смелость

Удивительная смелость

    отъявленный трус

    порядочный трус

    потрясающий трус

по направлению «Смелость и трусость «

Тема: Может ли смелый человек бояться?

Принято считать, что смелый человек не боится ничего. Но так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что значит смелость и какой она бывает. В словарях смелость — это положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Действительно, смелость обычно связывают с хождением по краю, с угрозой жизни, но ведь она может проявляться и в повседневных ситуациях. Храбрецы бывают не только на войне, они встречаются нам повсюду. Смелым можно назвать того, кто не боится высказать свое мнение, кто имеет храбрость отличаться от большинства, способен воспринимать новое. Предполагает ли смелость страх? На мой взгляд, не боится только глупец. Бояться не стыдно, но только человек, преодолевающих страх, может называться смелым.

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева — пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь — это сражение со страхом, и каждая ее победа — это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг — это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, она достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонами в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения делает то, чего боится. Повзрослев, Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын. Кажется, что все страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание: начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, своего сына, будущее страны, но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы внести свой вклад. К сожалению, ее муж погибает, и Гуле приходится бороться в одиночестве. Она уходит на фронт не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет «четвертую высоту». Она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но преодолевает свои фобии.

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор — главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции «Отреченных», чтобы стать «Бесстрашной». Она опасается реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе «Бесстрашных», ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ужасается от мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.

Борьба со страхами — одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, справедливость, мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.

Завершить свои размышления я бы хотела высказыванием М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие». Действительно, не нужно бояться страха и ассоциировать его с трусостью, нужно бороться с ним, преодолевая не только внешние обстоятельства, но и разрешая внутренние конфликты.

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» — наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Люськины рассказы. Про смелость

— Лёха, ты не поверишь, я вчера такую страшную книгу читал, — начал я.
Мы сидели на лавочке возле нашего подъезда и наслаждались теплом заходящего солнышка, было легко и приятно вот так сидеть, зная, что уроки на завтра делать не надо, и что ещё несколько дней и наступят летние каникулы. Как долго мы их ждали, и вот дождались, остался последний рывок и можно утром не вставать и гулять столько, сколько душе твоей угодно.
— Какую книгу, — спросил Лёшка, но без особого интереса.
— Страшную, я даже спать потом не мог без света…
— Колька, таких книг не бывает…
— Как не бывает, если я читал…
— Это ты просто спать не хотел, — усмехнулся Лёшка, глядя на меня. – Ты же большой, если б ты был маленьким, тогда понимаю, бабки Ёжки там какие-нибудь, Бабайки под кроватью, ну как можно бояться спать без света, такого не бывает, — он похлопал меня по плечу, — про что хоть книга-то?
— Про мертвяков, — ответил я почему-то шёпотом.
— И что тут страшного, — улыбнулся Лёшка, — это же не по настоящему, это в книге мертвяки, короче, ерунда всё это, — махнул рукой мой приятель.
— Это тебе так кажется, что это ерунда, — не унимался я, — там знаешь, как страшно написано, там они, эти мертвяки колдунами были, и прям из могил вылазиют и кричат, ни как не могут они в этих своих могилах лежать, им душно там, а ночью…
— О чём разговариваем, — это Люська, наша с Лёшкой приятельница незаметно подкралась. Мы вообще-то с девчонками не дружим, с девчонками дружить могут только нюни, — говорит Лёшка, а мы-то настоящие мужики, поэтому у нас свои игры, мужские. Плавать на скорость, нырять, кто глубже, я, если честно, уступаю Лёхе, зато я держусь на воде дольше, это Лёшка так сказал, и на спине могу лежать и не тонуть. А ещё на мечах и с копьями. У меня щит есть, я его сам сделал из толстой фанеры, и меч, правда он деревянный, но зато выглядит как настоящий. Вот это игры, вот это я понимаю, мы с Лёшкой на мечах бьёмся как настоящие дружинники. Девчонки разве так могут, им только в куклы играть. Но Люська, она совсем другая, она как пацан, она смелая, и плавает зашибись, а ныряет как, а по деревьям как ловко лазает, даже не подумаешь, что девчонка так может. Короче, с Люськой дружить не стыдно, тем более у неё отец военный и иногда он берёт нас с собой в гарнизон, пострелять в тире из мелкокалиберной винтовки. Я уже наловчился стрелять даже лучше, чем Лёшка и Люська, ещё немного и буду совсем как снайпер. Не всегда конечно, иногда у Лёшки лучше получается, иногда у Люськи, но последнее время я чаще попадаю в десятку, а Лёшка нервничает.
— Так о чём разговариваем, — повторила Люська, — чего молчите, или секреты какие?
— Да так, — махнул рукой Лёшка, — ерунда, Колька книжку рассказывает…
— Какую, — Люська вопросительно посмотрела на меня.
— Страшную, — ответил я, — про мертвяков, там колдуна похоронили, а он ночами вылазил из могилы и кричал, что ему там душно, крови хотел…
— Про мертвецов, — переспросила Люська, — я, кажется, читала, там такой колдун страшный, руки гнилые тянет к небу и стонет – душно мне, бррр, так страшно было…
— Вот вот, — подхватил я, — не мне одному страшно было, даже ей…
— Да ладно тебе, — махнула рукой Люська, — это раньше мне страшно было, в прошлом году, я тогда ещё маленькая была, а сейчас я не боюсь. Мертвецы и колдуны только в сказках бывают. Сейчас, даже совсем и не страшно, сейчас я свободно могу на кладбище сходить и не забоюсь…
— Да днём, любой дурак может сходить на кладбище, днём даже Колька сходит. – Лёшка посмотрел на меня, улыбнулся, потом ударил меня по плечу и спросил, — что Колька, сходишь на кладбище? Или мертвяков забоишься?
— А зачем я туда должен идти? Что я там забыл?
— Аааа, забоялся, — засмеялся Лёшка, показывая на меня пальцем.
— Почему это забоялся, — возмутился я, — ничего я не забоялся, просто туда идти может целый километр, и потом, что я там не видел?
— А ничего, вон, возьми этот камень и отнеси, — Лёшка поднял с земли камень и протянул его мне, — а там положи его на какую-нибудь могилу, а завтра мы вместе сходим туда, да Люсь, и глянем, как ты не забоялся…
Я стоял и смотрел на своего друга и не понимал, шутит он или нет. Люська вообще молчала и о чём-то думала. А если честно, мне туда идти совсем не хотелось, не потому что я боюсь, просто совсем не было желания, ну и чуточку страшно, всё-таки кладбище, а уже вечереет. Да и идти далеко, это надо пройти через парк, потом мимо вокзала и вдоль железнодорожных путей, а там, через пустырь выйти прямо к кладбищу. И это, если напрямки, а если по дороге, то это вообще почти полгорода пройти, пока до кладбища доберёшься, и ради чего, ради того, что б доказать, что я не боюсь. И кому доказывать? Своему другу…
— Я не пойду, — ответил я.
— Аааа, забоялся, — опять засмеялся Лёшка, — Люська, Колька забоялся даже днём, думает, что там Бабайка бродит…
Я молча смотрел, то на Лёху, то на Люську, было очень неприятно слышать такие слова от своего друга, тем более, когда девчонка рядом. Она хоть и компанейская, но она всё равно девчонка…
— Вовсе он и не забоялся, — вступилась за меня Люська. – Во-первых, туда идти далеко, во-вторых, скоро стемнеет, а идти через пустырь одному нельзя, там собаки, мы там всегда вместе ходим, и то они бросаются, а в третьих, вечером на кладбище делать нечего, вечером ворота запирают на замок…
— Всё равно он забоялся, — не уступал Лёшка, — если б не забоялся, он бы давно уже сходил, во всяком случае, уже дошёл бы туда…
— Если ты такой быстрый и смелый, сходи-ка сам, — Люська смотрела на Лёшку и улыбалась. – Сходи, а завтра мы все вместе посмотрим, был ты на кладбище или нет. Или ты боишься?
Было видно, что Лёшка опешил от такого предложения, он не ожидал, что Люська так ловко переведёт стрелки на него, ухмылка постепенно сползла с его лица, и вот он уже стоит в нерешительности, идти ему или нет. Идти явно не хотелось. Через пустырь точно было нельзя, там собаки. А по дороге – далеко, и уже вечерело и солнышко, которому ещё совсем недавно мы подставляли свои лица, клонилось к закату.
— Колька, ты особо не переживай, я тебя понимаю, — Люська повернулась ко мне лицом и хитро улыбнулась, — я когда прочитала этот рассказ, мне за каждым кустом мерещились мертвецы, я тогда даже без света не могла заснуть. Это потом мне папка объяснил, что это всё сказки и такого в жизни не бывает. А ещё он сказал, что надо живых людей бояться, а не мёртвых. А мне всё равно страшно было, даже сейчас, если честно. Скажи, страшный рассказ? Особенно когда там главный колдун вылез из могилы и как закричит » душно мне…», у меня тогда даже душа в пятки ушла, когда я это представила. Брррр…
— Ну, что Лёха, понесёшь камень на кладбище, — мы с Люськой ждали его ответа, и не сводили с него глаз. Лёшка стоял в нерешительности, не зная, что сказать, но на лице было явно написано – идти не хочу.
— Что, забоялся, — подначивала его Люська, — Колька, Лёшка забоялся идти, как ты думаешь, он струсил или нет.
Вот, если честно, сейчас мне стало жаль моего друга, он даже побледнел после этих Люськиных слов, но промолчал. И тут я не выдержал, всё-таки он мой друг.
— Нет Люсь, я думаю, что Лёшка не забоялся, просто туда далеко идти. Да Лёха? И потом, пока он туда дойдёт, то совсем стемнеет, ну положит он камень, а в темноте разве упомнишь, куда положил. Когда темно, то ничего не видно. Я думаю, ему не стоит туда идти, может в следующий раз как-нибудь…
— Думаешь, в следующий раз, — спросила Люська, лукаво улыбаясь.
— Да, я думаю, что лучше в следующий раз, и лучше днём. Ночью на кладбище вообще делать нечего. И потом, скоро каникулы, гуляй — не хочу, хоть на речку, хоть в лес, можно новый шалаш построить и котелок из дома принести, что б еду готовить на костре, будем жить как настоящие дикари.
— А что, — оживился Лёшка, — давай новый шалаш построим, большой и просторный, что б на троих, я молоток и гвозди из дома принесу. А про котелок, Колька, это ты здорово придумал, а что в нём готовить можно? Я, например не умею, Люсь, а ты умеешь готовить на костре?
— Можно чай заваривать, — сказала Люська, — я тоже больше ничего не умею…
— А можно раков варить, — добавил я, — но их сначала поймать надо. А вода в речке пока холодная…
— Да ладно вам, — улыбнулась Люська, — вы сначала шалаш постройте, а там видно будет. Пошли домой, а то уже совсем стемнело?
— Пошли, — ответили мы с Лёшкой в один голос.
— Колька, ты это, прости меня, — мы стояли около двери Лёшкиной квартиры.
— За что?
— Ну, как за что, за это…
— За что, Лёш?
— Ну, про кладбище, я смеялся, не хорошо поступил, не по-дружески, и ещё это, спасибо тебе…
— Да ладно тебе Лёха, мы же друзья, а друзья должны выручать друг друга…

Санька очень боялась собак. Но в одно воскресное, зимнее утро, девочка встречает одинокого пса с раненой лапой. И что делать, когда страх перед собакой превышает желание помочь несчастному? Прослушать |

Как только Санька проснулась и выглянула в окно, ей захотелось схватить санки и выбежать на улицу.

Воскресенье, красота! Гуляй, сколько хочешь! Пока не замёрзнешь, правда. Быстренько управившись с завтраком, Санька нацепила сапоги, смешную полосатую шапку и тёплую куртку. Уф, до чего же она неподъёмная.

– Санёк, только не поздно, ладно? – донёсся голос мамы. Через секунду она показалась в коридоре. – К трём часам жду обедать, – добавила она, поправляя шапку на Санькиной голове.– Куда?! Шарф забыла!

Наскоро повязав шарф, девочка взяла санки и весело спустилась по лестнице на первый этаж.

– Ой, – девочка замерла на месте, увидев сидящую на лестничной клетке собаку. Лохматый пёс зализывал рану на лапе.

Увидев девочку, он тихонько заскулил и протянул лапу, как будто просил, чтоб она, Санька, помогла. Да, она бы и помогла, только боится очень! Собака-то и укусить может. Вон, Машке мама всё время запрещает к собакам подходить.

Что же делать? Можно было подняться обратно домой, но этого девочка не хотела. Мама тогда точно на горку не отпустит.

Пока собака зализывала ранку, Санька быстро выскочила за дверь. Однако пёс не остался сидеть в парадной, а хромая на раненую лапу, с трудом пошёл за девочкой в полосатой шапке.

– Фу, – говорила Санька, оглядываясь на собаку. – Уйди от меня!

Получалось неубедительно. Но в какой-то момент собака отстала, оставшись за углом соседнего дома. Санька то и дело оглядывалась, проверяя, бежит ли пёс ещё за ней. Впереди виднелась горка, на которой уже собрались Санькины друзья. Мимо пронёсся Вовка, а за ним и Тёмка. Они лихо съезжали с горки и весело смеялись. Но Саньке почему-то расхотелось кататься. Она всё время вспоминала ту собаку, что сейчас мёрзнет где-то с раненной лапкой.

– Привет, Санёк, – весело поздоровался Вовка, возвращаясь с санками на горку. – Ты с нами?

– Да, сейчас, – тихо сказала девочка и вдруг спросила. – Слушай, а собаку можно на санках увезти?

Вовка удивился и поинтересовался, зачем девочке понадобилось собаку на санках катать.

– Ну да. Вон, Костик с Бубом так и катаются, – ответил мальчик. – Сначала Буб Костика возит, а потом тот пытается Буба катать. Так, а тебе зачем? У тебя, что, собака появилась?

Девочка рассказала о хромой бедняжке, которая шла за ней буквально только что.

– Так идём скорее! – добрый Вовка сразу принялся за дело. – Найдём этого пса!

Отправившись на поиски несчастного животного, ребята оббежали все места, где, по их мнению, могла быть собака. Однако найти её так и не удалось, и домой Санька вернулась расстроенная.

– Что случилось, Санёк? – поинтересовался папа, когда девочка, не сказав ни слова, села за стол. – На горке снег растаял?

– Очень смешно, папа, – строго сказала Санька. – Я просто крыса.

– Ого! – папа удивился такой самокритике. – А где хвост?

Девочка снова строго поглядела на папу.

– Я не помогла собаке. Трусиха!

Санька сглотнула слёзы.

– Она просила помочь, а я испугалась! – громко сказала девочка, разрыдавшись.

Сквозь слёзы Санька рассказала всё, как было. Папа вздохнул. Он не знал, что сказать, а просто выслушал дочку.

Следующее утро выдалось не таким радостным. Был понедельник, и Санька отправилась в школу. А после занятий девочка решила немного сократить путь – пойти по тропинке, между гаражами.

– Ой! – Санька замерла на месте. Выйдя к дому, она увидела того самого пса с больной лапой, которая совсем опухла. Завидев девочку, он снова заскулил и еле-еле заковылял к Саньке.

– Сейчас, сейчас! – Санька забежала в свой подъезд и быстро поднялась на третий этаж. И когда папа открыл дверь, она, торопясь, потянула его за руку.

– Стой, Санёк, – папа быстро сунул ноги в ботинки и снял с крючка пуховик. – Дай хоть куртку надену.

На этот раз пёс никуда не делся – он медленно шёл к Санькиному подъезду.

– Где ж тебя угораздило? – ласково сказал папа, оглядев опухшую собачью лапу. – Заноза, видать, большая попалась. Теперь только к врачу, братец.

Лапу несчастному псу вылечили быстро. А Санька и её родители так сильно привязались к нему, что решили приютить собаку.

– Назовём тебя Диком, – сказал папа, когда они всей семьёй выбирали имя для нового друга.

А когда ранка на лапе полностью затянулась, Санька взяла Дика на горку. Вместе с Бубом им кататься будет гораздо веселей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *