Слепые дети

Особенности обучения слепого ребенка

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок, направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенка навыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Портал педагога

«Опыт интеграции незрячих дошкольников в группу сверстников в условиях

образовательного учреждения для детей с нарушениями зрения.»

Шатунова Елена Владимировна

директор

Шадрина Ирина Борисовна

учитель-дефектолог

МАОУ «Начальная школа – детский сад

для слабовидящих обучающихся № 152″ г. Перми

Пермский край

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с

ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей). Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования

гарантирует обеспечение равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места

жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических

и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В каждом ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия,

обеспечивающие развитие слепого и слабовидящего ребенка дошкольного

возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными

возможностями и интересами.

Задача педагогов ДОУ — создать развивающую образовательную среду,

способствующую физическому, социально-коммуникативному,

познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию

незрячего и слабовидящего ребенка и сохранению его индивидуальности.

Мы хотим поделить опытом интеграции незрячих дошкольников в группу

детей с функциональными нарушениями зрения.

С детьми с тяжелыми нарушениями зрения мы работаем с 2010 года.

В 2010 году на базе нашего учреждения была организована группа

кратковременного пребывания «Вместе с мамой, вместе с папой» для

семей, воспитывающих детей от рождения до 3 лет. Эта группа была

организована для нормально развивающихся детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья. Группу кратковременного

пребывания посещали 2 тотально слепых ребёнка.

С Варей М. мы познакомились в возрасте 1 года 4 месяцев. Девочка только

что начала сидеть, по кроватке самостоятельно не передвигалась, игрушки не

обследовала, уровень развития речи ребёнка не соответствовал возрастным

нормам.

Артём Ш. пришёл в «Мамину школу» в возрасте 3лет 10 месяцев. Мальчик

самостоятельно передвигался в пространстве, но неуверенно; спрашивал,

что где находится, поддерживал диалог о себе и о своей семье. Предметы и

игрушки обследовать не умел и не хотел, величину и форму предметов с

помощью осязания не определял, употреблял в речи слова, смысл которых

не знал.

На начальном этапе работы с семьёй Вари М. мы использовали патронаж,

который осуществлялся учителем-дефектологом.

Работа тифлопедагога строилась по следующим направлениям:

1.Организация и проведение консультаций, бесед с родителями и членами

семьи воспитанника.

2.Проведение практический занятий с ребёнком, направленных на

стимуляцию основных линий его развития.

Патронаж осуществлялся 1 раз в неделю в течение 6 месяцев.

В возрасте 1 года 10 месяцев Варя М. была включена в работу подгруппы

зрячих детей своей возрастной группы (3-4 человека). Индивидуальные

коррекционные занятия с ребёнком проводились уже в детском саду 1 раз в

неделю.

Работа с семьёй мальчика (3года 10 мес.) строилась немного иначе. На

начальном этапе индивидуальные коррекционные занятия проводились

сразу в детском саду (1 раз в неделю), через 2 месяца индивидуальной

работы ребёнок начал посещать и подгрупповые занятия с нормально

видящими детьми.

Перед подгрупповыми занятиями с детьми в обязательном порядке

проводилась работа пропедевтического характера. Дети знакомились с

игрушками, которые будут использоваться на подгрупповом занятии,

обследовали их, выполняли различные игровые упражнения с ними.

Знакомились с музыкальными и художественными произведениями. Такая

подготовительная работа позволяла детям на подгрупповом занятии быть

более активными, способствовала повышению интереса на занятии. Все

занятия с детьми проводились в присутствии родителей и с их активным

участием.

Дети посещали музыкальные и познавательно – речевые занятия, которые

организовывались малыми подгруппами с нормально видящими детьми 2

раза в неделю на протяжении всего учебного года. Дети также посещали

совместные праздники и развлечения.

Методической базой для диагностической и коррекционной работа с детьми

стали «Специальные коррекционные программы для дошкольников с

тяжелыми нарушениями зрения» под редакцией В.А.Феоктистовой и

методическое пособие «Обучение и коррекция развития дошкольников с

нарушенным зрением» под редакцией Л.М. Шипицыной.

На индивидуальных коррекционных занятиях стимулировались основные

линии развития слепого ребёнка: развитие слухового и осязательного

восприятия, развитие общих движений, ориентировки в пространстве,

мелкой моторики, предметно-игровой деятельности, развитие речи,

общения и коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие

навыков самообслуживания.

На начальном этапе работы с семьями уровень педагогической компетенции

родителей был очень низкий, родители не знали основных особенностей и

закономерностей физического и психического развития слепых детей, не

умели адекватно с ними общаться, о коррекционно-развивающей работе с

детьми не имели никакого представления. Радовало главное – родители

любили своих детей и хотели им помочь.

В конце 2011- 2012 учебного года уровень нервно-психического развития

Вари М. в основном соответствовал возрасту. У ребёнка отмечалась высокая

познавательная активность.

У Артёма динамика нервно – психического развития была менее выражена,

так как коррекционно – развивающая работа с ребёнком была начата

достаточно поздно (3 года 10 мес.) и продолжалась только 5 месяцев.

Уровень нервно – психического развития ребёнка был ниже возрастной

нормы.

В 2012 – 2013 учебном году Варя М. и Артём Ш. стали воспитанниками

нашего ДОУ (младшая, средняя возрастные группы). Дети быстро и успешно

адаптировались к детскому саду, так как были уже знакомы с основными

педагогами, помещениями детского сада. Дети имели достаточный уровень

нервно – психического развития для того, чтобы педагоги могли начать с

ними работу по «Специальным коррекционным программам для

дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения» под редакцией

В.А.Феоктистовой, согласно своему году обучения. С семьями этих детей уже

был налажен контакт, родители адекватно воспринимали своих детей и

умели оказывать им необходимую помощь.

В 2012-2013 учебном году в детский сад поступил ещё один незрячий

ребёнок старшего дошкольного возраста Максим С. Ребёнок имел низкий

уровень нервно-психического развития, семья ребёнка не имела навыков

адекватного взаимодействия со своим незрячим ребёнком.

Педагоги нашего ДОУ в прошлом не имели опыта работы с тотально

слепыми детьми. С целью повышения профессиональной компетенции

педагогов «Творческая мастерская», которая функционирует в нашем ДОУ с

2005 – 2006 учебного года, взялась за решение проблемы интеграции

дошкольников с тяжёлой зрительной патологией с группу сверстников с

амблиопией и косоглазием.

Работа творческой мастерской организовывалась в форме консультаций,

семинаров – практикумов, открытых занятий с детьми, круглых столов,

деловых игр и т.д. Периодичность заседаний творческой мастерской — один

раз в месяц.

Содержание работы педагогической мастерской (2012-2013 уч.год):

— Интеграция дошкольников с тяжёлой зрительной патологией в группу

сверстников с амблиопией и косоглазием. Методическое обеспечение.

( консультация для всех категорий педагогических работников)

— Основные направления коррекционно-развивающей работы с

дошкольниками, имеющим тяжёлую зрительную патологию. Программа

индивидуального сопровождения. (консультация для учителей –

дефектологов)

— Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с

тяжёлой зрительной патологией. Особенности общения. (семинар –

практикум для всех категорий педагогических работников)

— Особенности работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с тяжёлой

зрительной патологией. ( консультация из опыта работы для всех категорий

педагогических работников)

— Открытые просмотры индивидуальных коррекционных занятий

( для учителей – дефектологов):

Развитие навыков ориентировки у дошкольников с тяжёлой зрительной

патологией.

Развитие тактильного восприятия у дошкольников с тяжёлой зрительной

патологией.

Социально – бытовая ориентировка дошкольников с тяжёлой зрительной

патологией.

— Реализация планов индивидуального сопровождения дошкольников с

тяжёлой зрительной патологией (в конце уч. год) – круглый стол

Содержание работы педагогической мастерской (2013- 2014 учебный год):

— Адаптация предметно – развивающей среды для незрячих детей.

Изготовление специальных дидактических игр и пособий.

— Организация коррекционно – развивающей работы с детьми.

Написание сопряженных программ.

— Физическое воспитание незрячих дошкольников

— Организация продуктивных видов деятельности детей с тяжёлой

зрительной патологией.

— Работа с тактильной книгой.

В 2012 – 2013, 2013-2014 учебных годах в нашем ДОУ также был организован

родительский клуб для семей, воспитывающих слепых детей «Мамина

школа». Участниками клуба стали мамы 3 наших слепых воспитанников и

мамы 5 неорганизованных детей дошкольного возраста из других районов

города Перми.

Работа в «Маминой школе» строилась на диагностической основе,

учитывались конкретные проблемы, с которыми сталкивались родители,

при воспитании своих незрячих детей. Один раз в 2 месяца с родителями и

членами семьи организовывались встречи, на которых обсуждались

основные линии развития слепого ребёнка дошкольного возраста. После

каждой встречи родителям предлагался печатный материал по

обсуждаемому вопросу.

Содержание встреч в «Маминой школе» ( 2012 – 2013 учебный год):

-Семья незрячего ребёнка (встреча – знакомство).

— Психофизическое развитие незрячего ребёнка дошкольного возраста.

— Как научит незрячего ребёнка навыкам самообслуживания, личной гигиены

и культуре поведения (семинар – практикум).

— Слепой ребёнок, природа и окружающий мир (семинар – практикум).

— Как научить слепого ребёнка играть (семинар – практикум).

— Слепой ребёнок вне дома ( круглый стол из опыта семейного воспитания).

Содержание встреч в «Маминой школе» ( 2013 – 2014 учебный год):

— Здоровье слепого ребёнка.

— Обучение ориентировке слепых дошкольников.

— Развитие компенсаторных функций слепого ребенка.

— Подготовка слепого ребёнка к школе.

Таким образом, интеграция незрячих детей дошкольного возраста в группу

детей с функциональными нарушениями зрения прошла успешно, так как:

— дети посещали группу кратковременного пребывания на базе нашего ОУ,

— для незрячих детей была адаптирована предметно – развивающая среда

групп,

— на хорошем уровне была организована коррекционно – развивающая

работа с детьми,

— работа педагогической мастерской позволила повысить

профессиональную компетенцию педагогов в вопросах обучения и

воспитания незрячих дошкольников,

— работа семейного клуба «Мамина школа» значительно повысила

педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и

обучения их незрячих детей.

Наш опыт интеграции слепых детей в группу зрячих сверстников можно

считать результативным. Наши незрячие воспитанники усвоили

«Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми

нарушениями зрения» под редакцией В.А.Феоктистовой и на сегодняшний

день успешно обучаются в школе-интернате для слепых и слабовидящих

обучающихся г. Перми.

> Не бойтесь темноты

С чистого листа

Это сейчас инклюзивным образованием, предполагающим обучение детей-инвалидов в одном пространстве со здоровыми сверстниками, особо никого не удивишь. Только в школы Татарстана, по данным Минобрнауки РТ, ходит около 11 тысяч таких ребят.

А в 2011 году, когда в ДОУ N203 решились открыть группу для незрячих, это был смелый эксперимент. Все началось с инициативы нескольких родителей. Они очень хотели, чтобы их дети пошли в садик по месту жительства. Городские власти не отказали. Но, как выстраивать занятия с незрячими детьми, не знали ни педагоги, ни родители.

— Мы боялись, они боялись, — вспоминает заведующая Гульнара Шагимуллина. — Очень трудно было найти тифлопедагогов. Не было никакого методического сопровождения. Начинали с чистого листа. Все методом проб и ошибок.

Время шло, постепенно в спецгруппе сложился свой педагогический коллектив, появились методики. С пособиями и тактильными книгами детсаду помогла Республиканская специализированная библиотека для слепых и слабовидящих. Большинство ребят первого выпуска теперь успешно учатся в коррекционной школе N172. А на их место пришли новые воспитанники.

С повязкой на глазах

Мы знакомимся с уже преобразившимся детским садом. Полгода он находился на капремонте, а совсем недавно открылся вновь. Сейчас все здесь адаптировано для незрячих детей. Поручни и резиновые коврики, «подсказывающие» малышам дорогу.

Но мы начинаем не с экскурсии по светлому отремонтированному зданию, а с… погружения в темноту. Такой вот мастер-класс. Повязка на глаза — и ты мгновенно превращаешься в беспомощного растерянного человека. Задания дали нехитрые. Сначала прокрутили короткий видеоролик и предложили по звуку воссоздать «картинку». А потом попросили на ощупь определить, что изображено на рельефном рисунке. Справился с трудом. Когда снял повязку, испытал облегчение.

Незрячих детей темнота окружает всегда. И это сковывает их как физически, так и психологически и интеллектуально. Задача педагогов коррекционной группы — достать ребенка из этого «кокона» и научить жить ярко и интересно.

— Большая часть информации у незрячих детей выпадает, — поясняет тифлопедагог Валентина Агафонова. — Поэтому необходимо развивать так называемые сохранные анализаторы: слух, обоняние и, конечно, тактильную чувствительность.

Фасоль, печка и кукла Брайлина

Обучение здесь начинается с раздевалки, где каждый шкафчик украшен рельефной фигурой. Свою дверку любой ребенок узнает на ощупь. Все игрушки в группе тоже тактильные. Их тут огромный выбор: от деревянных пирамидок Монтессори, заставляющих решать задачки, до риса, фасоли и песка, куда просто приятно запустить пальцы.

Развитие мелкой моторики для таких детей имеет особое значение. По словам Валентины Агафоновой, в будущем это поможет не только манипулировать предметами, но и овладеть рельефно-точечным шрифтом Брайля. Его азы осваиваются уже здесь. Любимая игрушка ребят — кукла Брайлина, пуговки которой воспроизводят шеститочие, лежащее в основе алфавита.

Предмет особой гордости — тифлопечь. Она в буквальном смысле выпекает рельефные рисунки. Достаточно нанести специальным маркером изображение на особую бумагу и пропустить ее через аппарат.

Очень важно приучать незрячих с ранних лет к самостоятельности. Казалось бы, такие дети требуют особой опеки. И родители, как правило, ее обеспечивают с лихвой. Но это медвежья услуга.

— Нельзя вечно кормить ребенка с ложечки и менять ему подгузники, — говорит воспитатель Елена Старовойтова, — Нужно помочь ему войти в жизнь. Детки часто приходят к нам со сбитым режимом, не понимая, когда день, когда ночь. У них нет навыков самообслуживания. Мы учим их самостоятельности и объясняем родителям, как это делать. Порой приходится отгонять их от собственных детей, чтобы те сами оделись.

Тропинка к душе

А как непросто решиться пойти без посторонней помощи! Тифлопедагог Валентина Агафонова учит ребят не бояться пространства, использовать защитные техники. Помогают в этом сюжетно-ролевые игры. Развивают они и топографические представления. Ведь прежде чем куда-то пойти, нужно выстроить путь в голове. На магнитных досках дети геометрическими фигурками прокладывают простейшие маршруты: от кроватки до выхода, от шкафчика до двери. Многие уже научились добираться от группы до своего участка на улице самостоятельно.

На личное развитие незрячих очень благотворно влияют уроки музыки.

— Главное найти тропинку к их душе, — говорит музыкальный руководитель Ирина Матвеева. — На занятиях с этими детьми я не требую, чтобы они танцевали в соответствии с мелодией. Когда ребенок подпевает, а иногда и просто мычит или качает головой, это уже радость.

Педагогу удалось раскрыть у многих ребят талант, а потом создать ансамбль и оркестр. Есть у коррекционной группы и своя звезда: выпускница детсада Олеся Мошейко стала финалисткой шоу «Голос. Дети». Сейчас она учится в музыкальной школе. В общем, есть кем вдохновляться.

Подружку находила по запаху

А как выстраиваются отношения у таких детей с другими воспитанниками детского сада? Скажем так, коррекционная группа стоит несколько особняком, но ребят ни в коем случае не изолируют. Часто проводят совместные праздники, спортивные игры, концерты. Я сам наблюдал, как они, взявшись за руки, исполняли танцевальный номер. Это очень ценный опыт как для одних, так и для других.

А еще была трогательная история, вспоминает воспитатель Елена Старовойтова, когда невидящая девочка подружилась со зрячей. Она сама приходила в группу к подруге и находила ее там по запаху. При этом общение детям никто не навязывает. Педагоги понимают, что далеко не все ребята морально готовы к этому.

Психолог Марина Рюмина уверена, что даже короткие встречи с незрячими являются важными нравственными уроками.

— Мы иногда просим младших школьников, чтобы они помогли нам вскопать грядки, — рассказывает психолог. — И вот как-то раз пригласили их после работы на чай, чтобы ребята увидели, для кого это делали. Они заходят такие шумные, немного развязные. А им навстречу, слегка покачиваясь, идет Эмиль и спрашивает: «А кто пришел?» И вы бы видели их реакцию! Это немая сцена! И ничего не надо объяснять.

Запастись терпением

Педагогам коррекционной группы в родителей приходится вкладываться не меньше, чем в детей, а порой и больше. Да, они тоже своего рода воспитанники. Их необходимо научить, как правильно подготовить своего ребенка к жизни, а значит, и сломать какие-то их стереотипы. Но прежде надо еще найти с ними контакт.

— Они как в панцире поначалу находятся. Это связано с психологической травмой. И достучаться до них по-настоящему очень тяжело, — делится впечатлениями Марина Рюмина. — Я специально собрала мам в спортзале, мы закрылись и говорили о них как о женщинах. Включила музыку, пригласила массажиста для лица. Для них это было просто волшебство. Вот только ощущение, что рядом нет детей и можно не дергаться, приходит не сразу. Но в конце они все расслабились.

По словам воспитателя Елены Старовойтовой, когда родители начинают водить незрячего ребенка в детский сад, они немного отвлекаются от своих проблем. Видят, что и другие сталкиваются с подобными трудностями, находят близких по духу людей и, главное, обретают надежду.

Трем мамам заведующая помогла трудоустроиться в садик, чтобы быть поближе к детям. Одна из них, Лилия, работает младшим воспитателем в коррекционной группе.

— Детский сад нам очень помог, — рассказывает она. — Когда я только привела сюда Диляру, то многого не знала. Например, что ребенок должен сам уметь есть и обслуживать себя. Я стала более требовательной к ней. И со временем ее поведение улучшилось, появился режим. Главное, запастись терпением. Ты вроде годами учишь-учишь, но ничего не получается, а потом все-таки видишь результат.

Как незрячие люди воспринимают мир?
(2 фото)

Погружение во тьму
Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?
Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.
Тактильные сны
Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.
Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.
Эхолокация
Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.
Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.
Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.
Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.
Мир на ощупь
К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.
Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации
Считывая вибрации
Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Слепой ребенок: развите адаптивных возможностей и пути социализации

К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора — например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.

Влияние слепоты на общее развитие ребенка

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями. Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

За работу – с первых недель

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается в материнской любви, ее внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

  • С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.
  • Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношения и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями.
  • Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях — на животе, на спине или на боку. Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).
  • Познакомить с различными текстурами ребенка можно также с помощью развивающего коврика.
  • Очень важно проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам — свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки, постукиванием по предмету.

Налаживаем эмоциональный контакт со слепым ребенком

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И, конечно же, тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.

Развиваем вестибулярный аппарат

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать это отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.

Знакомство слепого ребенка с окружающим миром

У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. Поисковое поведение и игры с мамой — это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку. Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий как «там», «далеко», «тут», малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, «это такого же размера, как твоя рука». Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты

Развитите слепого ребенка: поможет музыка

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать — подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков — голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

Вместе со всеми

Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже. Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

Внимание – физическому развитию

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру. Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка. Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Навыки самообслуживания слепого ребенка

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание. Основной прием, на котором строится обучение, — управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

Выходим в мир с улыбкой

Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких. Пора расширять жизненное пространство, получать свежие впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но как определить, что такой момент настал?

Своеобразным «тестом» на готовность к социальному контакту с другими людьми становится… улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее — доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям. Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении), и в школе (в большинстве случаев, специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, — то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться, главным образом, с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие незрячего ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится незрячему ребенку в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит ему почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо, или кого-либо опасаться. А возможно, научит «предвидеть» межличностный конфликт, от которого никто не застрахован. Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии со знакомыми и постороннми людьми и, наконец, умение ребенка вести диалог — вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях, и наконец, брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И, напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы — так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.

Детский сад. Обучение. Работа

Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия — например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина). Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки. Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нерв- ной системы (в первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется. Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить соостветствующие вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудо- ванных брайль-клавиатурой и синтезатором речи). Также слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых, в зависимости от степени сохранности зрения, сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками — при условии предварительного обучения на рабочем месте. Кроме того, незрячие также отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и.т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное – не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался.

Помоги слепым и слабовидящим детям! Поддержи проект по созданию 3D-книги!

‘И зрячие иногда бывают слепцами,
это зависит от того, какое сердце у каждого из нас..’

3D-изображения, 3D-рисунки на асфальте, 3D-фильмы, 3D-очки, 3D-кинотеатры…

Прогресс не стоит на месте, и всё большую популярность приобретают 3D-принтеры.
Я, Александр Хомовичев — молодой предприниматель из Ростова-на-Дону. Весь мой небольшой бизнес связан с использованием компьютерных технологий. И, конечно же, я не мог пройти мимо такой перспективной новинки, как 3D-печать.
Сама идея напечатать на принтере любой предмет, который можно не только потрогать, но и использовать в различных целях – гениальна! Люди уже печатают на принтерах бытовые предметы, оружие, автомобили, сувенирную продукцию и даже дома.

Но мне бы хотелось принести людям реальную пользу, применить новую технологию для чего-то действительно важного.
Изучая материалы по этой теме, обучаясь печати на 3D-принтере, я обратил внимание на статью о ребятах из московского Политеха, которые с помощью 3D-печати изготовили объемные изображения и теперь делают книгу для слабовидящих детей.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Вот же она, реальная польза от современных технологий — помощь детям!
Ведь все мы вместе можем помочь слабовидящим и слепым детям!
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Суть проекта:
3Д книга для слабовидящих и незрячих детей.
Тактильная книга, которая поможет маленьким детям обучаться и познавать мир! Для них это очень важно и далеко не просто.
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, максимально приближенными к оригиналу. Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.
Развитие тактильных ощущений и моторики – обязательное условие в обучении слепого ребенка. Исследования показывают, что изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук.
Только представьте себе, если в книге нарисовано дерево, то ребенок своими ручками сможет его почувствовать, узнать, что оно из себя представляет, какая у него крона, какие плоды… так же и с животными, с персонажами сказок… это новый уровень осязания для деток.
Кроме того, с медицинской точки зрения: постоянное соприкосновение с твердыми предметами, да и осязание в целом, развивает мелкую моторику, которая в свою очередь развивает деятельность мозга, способствует улучшению визуализации.
С чего все началось.
Началось все, как я и говорил, со статьи про московских ребят, воплотивших такой проект в жизнь. Огромное спасибо им за их неравнодушие и за помощь детям! Я считаю, что если есть возможность, то нужно действовать.
Я задался целью узнать, насколько это востребовано в нашем регионе, и обратился в «Ростовскую специальную библиотеку для слепых».
Оказывается, существует очень много методик печати, изготовления книг для слабовидящих. Например, с применением ткани или пленок, создающих рельеф.

Однако те образцы, которые показал я, вызвали большой интерес. Директор библиотеки, Ирина Александровна Грищук, отметила, что это лучшее предложение из всех, что к ним поступали!

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
А всё дело в том, что с помощью 3D-принтера изображение можно напечатать объемным именно настолько, насколько это нужно для лучшего восприятия. Мы будем печатать образцы, пока не подберем оптимальную их ‘выпуклость’, цвет, форму и размер.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Сотрудники библиотеки во главе с заместителем директора Элеонорой Александровной Васильченко с радостью согласились нам помочь и принялись за разработку книги для детей от 6-8 лет. На разработку уйдет примерно месяц, поэтому пока я покажу пример на рисунке, распечатанном на 3D-принтере, который использовали ребята из Москвы.
В нашей книге мы применим не только 3D-печать, но и ещё две технологии изготовления книг для слепых.
Вот так выглядит стандартная книга для слепых, напечатанная шрифтом Брайля:

Так выглядит комбинированная книга: Вот так выглядит книга для слабовидящих детей, которую делают ребята из московского Политеха http://3dtoday.ru/blogs/1617db764a/help-visually-impaired-children-together-with-picaso-3d/А наша книга будет вот такой: Смысл таких изменений понятен: шрифт Брайля, т.е. выпуклый текст, необходим незрячему ребенку; плоский текст, т.е. обычные буквы, к которым мы все привыкли – родителям, чтобы проверять, правильно ли ребенок читает; ну и, конечно, сами модели изображений.
Планируется выпуск 30 таких книг. И это только начало. Если моя задумка осуществится, то следом я планирую выпустить такие книги для детского сада для слепых детей в г. Батайске Ростовской области.
К сожалению, я не располагаю всей необходимой суммой. Поэтому обращаюсь к Вам:
Помогите детям открыть новые ощущения от чтения книг! Вы, я и современные технологии сможем сделать этот мир более доступным для слабовидящих и слепых детей! Вместе!
Книга, которую мы разрабатываем, выходит по себестоимости дорогой за счет того, что в ней мы сочетаем три технологии. Одних только 3D-изображений в ней будет около 100! Зато мы получим продукт, который ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полезен для слепых детей!
Средства, собранные с Вашей помощью, пойдут на:
1) закупку специальной бумаги для печати шрифтом Брайля;
2) закупку пластика ABC для 3D принтера;
3) закупку картона для основы страниц книги;
4) оплату услуг типографии;
5) изготовление вознаграждений для спонсоров;
6) налоги и сборы.
Плюс к этому, я обязательно поддержу проект ребят из Политеха и распечатаю для их книги несколько комплектов изображений.
Аренда помещения, затраты на электроэнергию, доставка материалов – это все я оплачу из собственных средств.
Библиотека займется разработкой книги.
Я понимаю, что сумма большая, но совместными усилиями, уверен, у нас получится её собрать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *