Слова на звук м

Звук М

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Постановка звука

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

1. Повтори слоги.

Ма — мо

Ма — мо — му

Ам — ом — ум — ым

Мо — ма

Му — мы — ма

Ум — ом — ам — ым

Му — мы

Мо — ма — му

Ым — ом — ам — ум

Мы — му

Му — ма — мы

Ом — ум — ым — ам

2. Повтори слова.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

3. Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

4. Повтори чистоговорки.

Ма — ма — ма — дома я сама. Му — му — му — молоко кому? Мы — мы — мы — погуляли мы. Мо — мо — мо — едим эскимо.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега — много хлеба. Много воды — много травы. Москва — всем городам мать.

6. Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

7. Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

8. Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? — Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

9. Игра «Подскажи словечко»

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки

Целый день могли…(мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой…(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на…(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый — (мудрый)

Много — (мало)

Большой — (маленький)

Сухой — (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См.звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя — ме — мю

Мя — мя — мя

Мя — мю — ме

Ямь — ямь — ямь

Ми — мя — мю

Ми — ми — ми

Мю — ме — ми

Ме — ме — ме

Мё — ми — мя

Имь — имь — имь

Мю — мю — мю

Емь — емь — емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Звук в середине слова:

3. Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

4. Повтори чистоговорки.

Ми — ми — ми — я пою ноту ми. Ми — ми — ми — идём сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

6. Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

7. Выучи стихотворение.

Мячик.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый… (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

9. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

Война — (мир)

быстро — (медленно)

Ссориться — (мириться)

твердый — (мягкий)

10. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Дифференциация звуков М – МЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков М — МЬ

1. Повтори слоги.

Ма — мя

Му — мю

Мы — ми

Мя — ма

Мю — му

Ми — мы

Ма — мя — ма

Му — мю — му

Мы — ми — мы

Мя — ма — мя

Мю — му — мю

Ми — мы — ми

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения

Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария — красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка — мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.

4. Повтори чистоговорки.

Ма — мя — ма — я пишу сама.

Ми — мы — ми — мы читаем сами.

Му — мю — му — я иду к дому.

Мя — ма — мя — у тебя красивое имя.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Доброму и добрая память. Миром и горы сдвинем. Мало хотеть, надо уметь.

6. Повтори скороговорки.

На мели мы налима поймали.

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

7. Повтори загадки.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

8. Выучи стихотворения.

Мой конь.

Язалез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня, —

Я поехал к маме.

(М. Клокова)

Март месяц,

А метель, мороз…

Купили маме мы мимоз. Умники!

(Е. Благинина)

9. Игра «Доскажи фразу»

Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.

Конь ржет, а корова… (мычит). Собака лает, а кошка… (мяукает). Луна светит, а звезды… (мерцают).

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Маша — мед

Марк — мяч

Мила — магазин

Мама — мясо

Маня — домино

Мила — дом

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла большую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», — сказала девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кустиком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина, наполнилась грибами. Мила показала корзинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедобные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не расстраивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», — сказала мама.

Звук Н

Артикуляция звука

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ: на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги.

На — но — ну — ны

Ан — он — ун

Ны — на — ну — но

Ын — он — ун

Но — ны — ну — на

Ун — ан — он

Ну — на — ны — но

Он — ун — ын

На — на

Ну — но

Но — на

Ну — ны

Но — ну

Ны — ну

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Звук в середине слова:

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

3. Повтори предложения.

Вон Ната и Нонна. У Наты батон. У Нонны банка. В банку налили суп. У Антона унты. У Наты бант. Ната несет банан. Нина и Нонна у окна. У Наты грязные ноги. Ната носит воду. Она моет ноги. Антон поет по нотам. Нина видит канавы. У Нонны апельсины. У Нины мандарины. Лена носит бантик. У Нонны пенал. У Наты длинные ноги. Нонна и Ната подруги. Настя носит платье. Нонна носит юбку. Ната у Насти дома. У Насти новая юбка. У Нонны новый дом. Нонна моет окно. Антон надел новые носки. У Антона белый телефон. Воин несет вахту. Кот надел на ноги сапоги. У Нины ботинки. У канала — Нонна. Нонна моет банку. Нина носит очки. Ната и Нонна едут в новый дом. Нонна носит куклу на руках. Антон и Настя живут в новом доме. У Антона новая игрушка.

4. Повтори поговорки.

На.- на — на — Ната у окна. .

Ну — ну — ну — идет Ната к окну.

Но — но — но — моет Ната окно.

Ны — ны — ны — Нате снятся сны.

Но — но — но — в нашей комнате темно.

Ан — ан — ан — папа чинит кран

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега — много хлеба.

Гость не много гостит, да много видит.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Наделано наспех — и сделано насмех.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Один в поле не воин.

6. Повтори скороговорки.

Пан пану дал бананы.

Наш Полкан попал в капкан.

Дон, дон, дон — загорелся кошкин дом.

7. Повтори загадки.

Одна нога и та без сапога.

(Гвоздь)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Луна)

Но морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет.

(Волна)

Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.

(Ноги)

Меж двух светил посередине один.

(Нос)

На пальце одном ведерко вверх дном.

(Напёрсток)

8. Выучи стихотоворения.

Старый слон.

Спит спокойно

Старый слон,

Стоя спать

Умеет он.

(С. Маршак)

Сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

В переулке ходит слон

Старый, серый, сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

(И. Токмакова)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Часовщик, прищурив глаз,

Чистит часики для… (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (Носорог).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым… (ножиком).

10. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука Н.

Налево — (направо)

Высушить — (намочить)

Под — (над)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.

Около села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина — у ели. Алёна — у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.

Звук Нь

Артикуляция звука

См. звук Н. Разница в том, что при произнесении звука НЬ кончик языка опущен за нижние резцы.

Постановка звука

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Н. В момент произнесения звука Н логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука НЬ

1. Повтори слоги.

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Звук в середине слова:

Звук в конце слова:

Конь, дань, день, тень, пень, Вань, Тань, Тонь, Сонь, осень, песнь, лень, очень.

Стечение согласных в слогах и словах:

Нька, ньки.

Дынька, Ванька, Манька, Танька, Данька, доченька; коньки, маленький, удаленький, тоненький.

3. Повтори предложения.

Нина не виновата. Нюся немая. Няня нянчит Нину. Няня моет Нину. Нюся несет сани. Няня несет нитки. Никита не умеет ходить. Незнайка не умеет писать. У Нины болит нёбо. У Нины нет ниток. Нюси нет дома. Нюся едет на коне. Нина несет сумку на спине. Кони унеслись от волка. Недавно Никита видел коней. На небе нет облаков. Никита несет коньки. Нюра несет маленькую дыньку. Нюра поет песни. В небе несется самолёт. Нина не любит дыни. Недотепа не хочет работать.

4. Повтори чистоговорки.

Ня — ня — ня — я веду коня.

Ню — ню — ню — воду дам коню.

Ни — ни — ни — не пьют кони.

Не — не — не — едем на коне.

Нём — нём — нём — мы идём с конём.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Взглянет — лес повянет.

День, как день, да год не тот.

Не бросай друга в несчастье.

6. Повтори скороговорки.

У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.

У маленькой Сани сани едут сами.

7. Повтори загадки.

Голубая простыня весь свет покрывает.

(Небо)

Не пух, не мех, а оденет всех.

(Хлопок)

Слаще меда, легче пуха.

Отдохни! — всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить.

(Лень)

8. Выучи стихотворение.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

И сказала няня Нине:

«Видишь солнце на картине?

И в такой весенний день

Пень отбрасывает тень».

(О. Егорова)

9. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребёнку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Нитка — (ниточка)

день — (денёк)

Няня — (нянечка)

Даня — (Данечка)

Дыня — (дынька)

Анюта — (Анюточка)

10. Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребёнку составить предложение по следующим опорным словам:

Никита — конь

Небо — самолет

Тоня — нитки

Соня — песня

Ваня — коньки

Аня — дыня

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком НЬ, которые в нём встречаются.

У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся.

Дифференциация звуков Н – НЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Н, НЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Н — НЬ

1. Повтори слоги.

На — ня

Ну — ню

Ны — ни

Но — не

Ня — на

Ню — ну

Ни — ны

Не — но

Ня — на — ня

Ню — ну — ню

Ни — ны — ни

Не — но — нё

На -ня -на

Ну — ню — ну

Ны — ни -ны

Но — не -но

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Нюся моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину. Нюся разговаривает по телефону. Даня нарисовал картину. Надя катается на коньках. Ваня катается на санках. Соня убирается в комнате. Надя несет дыню. Наф — Наф и Ниф — Ниф — поросята. Лена спешит на занятия. Дина смотрит в небо.

4. Повтори чистоговорки.

Ни — ны — ни — маленькие пони.

Ны — ни — ны — красивые сны.

Ну — ню — ну — вижу Лену.

Не — нэ — не — иду к Ване.

На — ня — на — наступила весна.

Ня — на — ня — поет няня.

5. Повтори пословицы, поговорки.

В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать — не страшно, страшно — не узнать. Одна пчела немного меду наносит.

6. Повтори загадки.

Пять ступенек — лесенка,

На ступеньках — песенка.

(Ноты)

Укого днем один глаз,

А ночью много?

(У неба)

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это?

(Конь)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

7. Выучи стихотворение.

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я,

Как бы нос

К банке с медом не прирос.

(Ф. Бобылев)

8. Игра «Твердый-Мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ — зеленый квадратик.

Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Надя — песни

Нюся — сон

Маня — зонт

Алена — коньки

Витя — санки

Нюра — темнота

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он — Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается. Надулся Никита.

— Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Г.Юдин)

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М — Н

1. Повтори слоги.

Ма — на

Ма — на — ма — на

На — ма

Мы — ны — мы — ны

На — ма — на

Мо — но — мо — но

Ма — на — ма

Му — ну — му — ну

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма — на — ма — идет дама.

Ма — на — ма — наступила зима.

На — ма — на — поет Лена.

Мы — ны — мы — мы моем рамы.

Ны — мы — ны — мы едим бананы.

Ми — ни — ми — мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог — всем полон.

Умение — половина дела.

Однажды солгал — навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М…

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Нина — дом

Комар — нос

Маша — сон

Ната — мыло

Рома — ноты

Таня — морковь

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Конспект НОД по речевой деятельности.

Тема: «Звуки и буква М м»

Форма организации: проблемная ситуация.

Интеграция ОО: познавательное , социально- коммуникативное, речевое.

Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Цель: совершенствовать умение различать на слух звуки м и мь, произносить слова и словосочетания, формирование фонетического слуха.

Задачи: Формировать у детей умения выделять первый согласный звук в слове; определять место звука в слове ,познакомить с буквой Мм; находить слово с этим звуком и обозначать их буквой «М» ; развивать интонационную выразительность речи; развивать речь, внимание , память,мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет); упражнять в отгадывании загадок; воспитывать умение аккуратно работать в прописи.

Оборудование: схемы, кружки синего и зеленого цвета, презентация, карандаши синего цвета, прописи О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно», счетные палочки.

Ход НОД

1.Мотивация детей к деятельности.

— Ребята, отгадайте загадки:

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда —

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов? (Матрос)

-Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Что это?… (Машина)

-Над рекой, поперёк,

Великан врастяжку лёг.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (Мост)

-Вспомните, какие были отгадки? Назовите слова отгадки.

-Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук )

— Теперь отгадайте другие загадки:

-Он зимой лежит в берлоге,

Под сосною в близ дороги.

И чтоб сон хороший снился,

Чтобы враг не появился,

Не добавил груз забот,

Лапу он свою сосёт. (Медведь)

-Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

-Как у бабы у Яги

Костяной ноги

Есть замечательный

Аппарат летательный. (Метла)

2.Постановка цели детьми.

-Какие были отгадки? Назовите отгадки.

— Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук )

2.Постановка цели детьми.

Какие новые звуки вы сегодня услышали? А какие это звуки ? (согласные) А вы хотите узнать какой буквой они обозначаются? А чтобы узнать мы с вами поиграем .

4.Совместная деятельность.

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и , а так же с буквой «М”, которая обозначает эти звуки. При произнесении звука м на пути потока воздуха стоит преграда- губы . т.к. есть преграда. То этот звук согласный.

  1. Д/И «Произнеси тихо-громко»

Произношение, характеристика звуков:

Давайте мы произнесём звук : сначала тихо, а теперь громко.

Что нам помогает произнести звук ? (губы)

Дайте характеристику звуку : согласный, твёрдый, губной.

А теперь произнесём звук : тихо-громко.

Дайте характеристику звуку : согласный, мягкий, губной.

  1. Дидактическая игра «Будь внимателен!»

(М, а, ть, п, мь, кь, к ….)

— А теперь усложняем – я буду произносить слоги, а вы будьте внимательны.

(Па, ма, му, ти, мю, ми, ки, мё, мо…)

  1. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? (Да).

Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой «М».

Посмотрите, на букву «М”.

-Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!

А между тем

получилась буква М.

Выкладывание буквы «М» счетными палочками.

  1. Слоговое чтение.

Воспроизведение звуковых рядов и определение порядка звуков в сочетаниях: МА, АМ, ОМ, ИМ, МИ

Посмотрите – это малыш и он только учится говорить.

Вот так он просит кушать АМ. Сколько звуков он сказал? Какой первый звук? Какой второй?

А сейчас он произнёс МО:

А теперь ИМ:

Малыш останется послушать и посмотреть как вы правильно произносите звуки.

  1. Определение места звуков в словах:

А мы с вами сейчас будем определять место звуков и в словах: альбом, малина, дом, панама. (Работа со схемами)

Физкультминутка «Муха».

Муха целый день летает, (махи руками)

Всем она надоедает,

Ночь в квартире настаёт, (присесть, руки вниз)

Она летать перестаёт.

Знакомство с буквой «М».

  1. Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

7) Работа в тетрадях.

О. С. Гомзяк «Я буду писать правильно» стр. 14 № 3,5

5.Рефлексия.

Как вы думаете вы научились различать звуки м и мь? Какие это звуки?

Вам было трудно? Или легко? Какое у вас настроение?

6.Подведение итога.

С какими звуками мы познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

Знакомство со звуком

Тема: знакомство со звуком .

Цель: познакомить детей со звуком .

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук ;
  2. Научить детей дифференцировать звук на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука . Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука : вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.



III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

V. Итог.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук «.

II. Работа по теме занятия.

III. Физкультминутка.

Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.


Редкий ребенок знакомится с алфавитом только в школе. Современные родители стремятся показать малышу буквы и научить различать их как можно раньше. Как это можно сделать? Конечно, в развлекательной форме! Об играх для изучения алфавита для дошкольников рассказывает педагог-психолог Самира Филатова.


Знакомство с буквами

Все способы изучения алфавита я бы условно разделила на упражнения «за партой» (они обычно даются в учебных пособиях), подвижные игры и те, которые направлены не только на запоминание букв, но и на , креативности, творческих способностей. И каждому ребенку в разное время могут подойти все эти способы.

Первое, что нужно сделать для знакомства с буквами, — повесить на стену алфавит. Чаще всего можно встретить варианты с изображением предметов, названия которых начинаются на указанную букву. Еще лучше — алфавит со звуковыми эффектами. Желательно, чтобы произносились не буквы алфавита, а именно звуки, которые они обозначают, то есть не «Ка», а . Считается, что благодаря такому подходу ребенку будет проще научиться читать.

Итак, знакомство с буквами произошло, теперь можно приступать к их запоминанию. Лучше всего для этого подойдет игра. Ведь игра — это ведущая деятельность . Обучение через игру эффективно и при правильном подходе не будет утомлять ребенка.


Упражнения «за партой»

Можно приобрести специальные пособия, распечатать их из интернета или даже нарисовать буквы самим. Какие можно придумать задания?

Найти нужную букву среди других букв . Расположите буквы хаотично на листе бумаги. Назовите любую из них, а задача ребенка — ее найти. Бывает, что дети сами называют букву, которую хотят найти. В таком случае не отказывайте им.

Найти нужную букву на рисунке . Задание отличается от предыдущего тем, что буквы как бы встроены в рисунок. Например, изображен домик, деревья, цветы, качели. Буква «П» может быть створками окон или качелями; буква «М» — травой; буква «К» прячется в ветках деревьев. Более сложный вариант этой игры — найти на рисунке предметы, начинающиеся на нужную букву.

Найти буквы одинакового цвета, размера, назвать их. На листе бумаги «разбросаны» буквы разных размеров и цветов. Ребенку необходимо и назвать их. Усложненный вариант — изменение ориентации буквы в пространстве. Тогда вариант задания может быть таким: «Найди все буквы, которые легли на левый бок».

Собрать букву как мозаику . Напишите букву так, чтобы она занимала весь лист, раскрасьте и разрежьте ее на квадраты, треугольники, любые формы. Можно поручить это и малышу, если он уже умеет пользоваться ножницами. В этом случае нужно сделать разметку пунктиром, чтобы ему было проще вырезать. Задача ребенка — сложить из этих фигур букву обратно.

Что еще можно делать с буквами на бумаге? Раскрашивать их, обводить по пунктиру — вариантов действий множество.

В эту группу бы я еще отнесла игру «Мемори» , в которой надо находить одинаковые буквы. Можно ее усложнить: называть не только совпавшие буквы, но и слова, которые с них начинаются. Лото с картинками также прекрасно подойдет для изучения алфавита.

Те, кто уже освоил буквы, могут пробовать . Для изучения слогов очень полезна будет «Касса букв и слогов» . Ее можно приобрести в магазине или распечатать самим из интернета. Как с ней играть?

Подготовьте картинки с изображением животных и предметов, подберите карточки с буквами и слогами и попросите ребенка соотнести их. В дальнейшем можно усложнить задачу: давать детям слоги в неправильном порядке (например «Ка» и «Мыш», которые он должен сопоставить с изображением мышки, для этого ему придется переставить слоги). Я бы отметила это задание как одно из самых полезных. Педагоги рекомендуют обучать детей не только через выбор правильного решения, но и через поиск несостыковок, нелогичностей, неправильных ответов. Это развивает способность к анализу, а в дальнейшем — .


Творческие игры, помогающие развивать мелкую моторику

Здесь малышу предстоит делать буквы самостоятельно : лепить их из пластилина или теста, украшать заготовки из картона монетками, пуговицами и бусинками, мастерить из подручных средств (конструктора, веточек, листиков, ватных палочек, конфет).

Предложите ребенку рисовать буквы на песке (можно использовать кинетический). полезна для развития мелкой моторики, а также для оптимизации психоэмоционального состояния. Разрешите малышу самостоятельно выбрать то, что он хочет рисовать. Покажите на собственном примере, что нужно делать: начните писать короткие слова или имена на песке, можно добавить красивый орнамент и сами буквы писать особым изящными почерком.

Детям нравится играть с магнитными буквами . Попробуйте оставлять друг другу короткие послания, выкладывая их на холодильнике или магнитной доске, или соревноваться: кто составит самое длинное слово или больше всех коротких.

Можно совмещать эти варианты: зарывать пластиковые буквы в кинетический песок, а затем, выкапывая, называть их. «Продвинутый» вариант — придумывать сказочные истории про эти буквы.

Используйте интерактивные книги , в которых ребенок и слышит соответствующий звук. Но прежде чем принести такую книгу домой, убедитесь, что звуки в ней произносятся корректно.


Подвижные игры

Распечатайте буквы на листах бумаги и расклейте их на мебели и стенах. Задача ребенка — отыскать букву , которую вы назовете.

Используйте кубики с буквами , которые наверняка уже есть в вашем доме. В эту игру интересно играть сразу с несколькими детьми: ведущий кидает кубик, а игроки называют и изображают животное или предмет на выпавшую букву.

Поделюсь собственным опытом, как я играла со своими дочками. Сначала девочки выкладывали в хаотичном порядке на полу большие мягкие пазлы с буквами . Затем я по очереди называла им буквы, на которые они должны встать. Выигрывает тот, кто не ошибается. Эта игра интересна еще и тем, что буквы могут быть расположены как угодно: на боку, вверх ногами. Дети при этом учатся узнавать очертания буквы независимо от ее ориентации в пространстве.

Какие бы игры вы ни выбрали, важно, чтобы они были интересны ребенку. Если он не хочет в них играть, отвлекается — нельзя настаивать. Ищите другие варианты игр или ждите более подходящего случая.

Ирина Родина
ННОД «Знакомство со звуками П, П, и буквой П».

«Знакомство со звуками П , П, и буквой П «.

Пермский край, п. Звездный

МБДОУ ЦРР д/с «Звездочка»

Цель :

I. Познакомить детей со звуками П , П, и буквой П . Упражнять в подборе слов со звуками «П» , «П,» . Упражнять в чтении слогов, слов из 3-х, 4-х букв . Продолжать формировать умение детей составлять слова из 3-х, 4-х знакомых букв

1. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова , находить ударную гласную. Упражнять в придумывании предложения с заданным словом. Находить букву П , среди других букв развивать мелкую моторику, обводить букву по контуру .

2. Воспитывать у детей усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развивать звуковую культуру речи , фонематический слух.

Предварительная работа : чтение рассказа Г. Юдина «День поросёнка» . Дидактическая игра «Доскажи словечко» , «Живое предложение» , проговаривание чистоговорок, чтение слогов, слов, графические упражнения.

Материал к занятию : буква «П» из строительного материала (ворота, сюжетные картинки с изображением буквы «П» , пенал с фишками, карточка для звукового анализа , лист бумаги с разными буквами , простой карандаш, разрезная азбука на каждого ребёнка.

Методы и приёмы : сюрпризный момент : азбуковед, стихи, загадки, шарада.

Словарная работа : повторение чистоговорок со звуком «П» .

Воспитатель : — Посмотрите сколько много у нас сегодня гостей.

Давайте поздороваемся.

Дети : — Здравствуйте.

Воспитатель : — К нам сегодня пришёл в гости профессор Азбуковед и хочет с вами поиграть.

Азбуковед : -дзынь, дзынь, дзынь звенит звонок, начинается …

Дети : — Игра-урок.

Азбуковед : — Садитесь на стульчики.

Начнём игру-урок с зарядки для язычка

Мы прижмём язык зубами та-та-та,

А теперь прижмём губами па-па-па,

Как пищат птенцы?

Дети : — Пи-пи-пи.

Азбуковед : — Как пыхтит каша?

Дети : — Пых, пых, пых.

Азбуковед : — А теперь повторите за мной :

Из под пилки, сыплются опилки.

Дети : (повторяют) .

Азбуковед : — А теперь повторите быстрее.

Дети : (повторяют быстрее) .

Азбуковед : — А теперь ещё быстрее.

Дети : (повторяют ещё быстрее) .

Азбуковед : — Молодцы, а сейчас поиграем в игру «Кто внимательный» (Петрушка, паутина, пароход, плач, помидор, подушка) .

На какой звук начинаются эти слова.

Дети : — На звук «П» .

Азбуковед : — Произнесите звук «П» , вы его произносите свободно или вам что-то мешает.

Дети : — Мешают губы.

Азбуковед : — Значит звук «П» какой?

Дети : — Согласный.

Азбуковед : — Шапка, платок, пол – как звучит звук «П» .

Дети : — Твёрдо.

Азбуковед : — Петух, пирамидка, перо – а здесь как звучит звук «П» ?

Дети : — Мягко.

Азбуковед : — твёрдый звук «П» в каком домике будет жить?

Дети : — В синем.

Азбуковед : — А мягкий звук «П» в каком домике?

Дети : — В зелёном.

Азбуковед : — Придумайте слово с твёрдым звуком «П» .

Дети : (Придумывают слово со звуком «П» .

Азбуковед : — А теперь с мягким звуком «П» .

Дети : (Придумывают с мягким звуком «П» , идут и проходят через ворота, садятся за столы).

Азбуковед : — А сейчас пойдём мы по тропе,

И дойдём до буквы «Пэ» .

Подходящие ворота,

проходи кому охота.

На что похожа буква «Пэ» .

(сюжетные картинки с изображением буквы «П» .

Дети : (Ответы детей) .

Азбуковед : — Возьмём первое бревно,

необычное оно,

на нём слоги и слова,

прочитайте детвора.

Дети : (читают слоги :

па, пу, по, пы, пи,

ап, уп, оп, ып, ип,

пух, пых, пол, пила.

Азбуковед : (физкультурная минутка) .

«Мы сейчас бревно распилим,

пилим, пилим, пилим, пилим,

раз, два, раз, два.

Будут на зиму дрова.

Ой пропали все слова,

Ну-ка дети все садитесь,

И немного потрудитесь,

Буквы разные возьмите ,

И в слова их превратите.

Составьте слово ПУХ, ПОЛ, ПИЛА.

Дети : (Составляют слова) .

Азбуковед : — Вот ещё одно бревно,

да с загадкою оно,

Вы загадку отгадайте,

Кто здесь спрятан угадайте. (шарада «паук» ).

Дети : (Угадывают шараду : паук) .

Азбуковед : — А паук зимою спит,

Пауку чтоб не мешать,

Надо слово Паук разобрать.

(Идёт звуковой анализ слова ) .

(какой I зв., II зв., III, IV) .

(Сколько звуков в этом слове ?

сколько слогов, сколько гласных звуков , назовите их, сколько согласных звуков назовите их , на какой звук падает ударение . Придумайте предложение со словом «паук» ).

Азбуковед : — Возьмём третье бревно, на нём гадание дано (читаю, коль вы бревно разобрали, букву «П» вы поломали,

Вы меня скорей найдите и по контуру обведите, чтоб меня не забывали и в словах не пропускали).

Возьмите листочек с буквами ,

внимательно рассмотрите буквы ,

найдите букву «Пэ» и обведите её по контуру.

Дети : (Дети выполняют задание) .

Азбуковед : -Дзынь, дзынь, звенит звонок и закончилась игра-урок.

До новых встреч.

Воспитатель : (Делает анализ занятия) .

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы (см. цветную вклейку).

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы (см. цветную вклейку).

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, «счетных палочек и толстых ниток.

Сегодня мы продолжим изучать буквы русского алфавита и познакомимся с новой буквой — это буква «Е».

Предлагаю Вам распечатать и выполнить простые задания об этой букве русского алфавита. Задания по буквам предназначены как для личного использования, так и для групповых занятий.

Перечислю, что нужно будет сделать ребенку:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Е». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Е” в красный цвет.
  • Написать маленькую букву «е” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву «е”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку, узнать кто на ней изображен, вставь букву » е” в слове ”Емеля”.

Скачать бесплатно задания с буквами можно здесь:

  • Учимся писать букву «Е”- нужно обвести буквы е разноцветными карандашами, а потом
  • помочь крошке еноту съесть ежевику. Найти ее на картинке и провести линию от енота до ежевики.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы «Е”.

  • Раскрасить детёныша единорога и вставить букву «е» в слове «единорог».

Видео

Азбука-малышка от тетушки Совы про букву «Е»

от детского канала Умачка

От детского канала Капуки Кануки

Снежана Аглетдинова
Звуки –. Буква М.

Цель: формирование понятия о согласном звуке, о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;

2) обучать выделению звука — из состава слова;

3) познакомить с буквой М;

Коррекционно-развивающие:

1)развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.

Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела.Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом,не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).

— Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.

2. Знакомство со звуком .

— У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова — длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, — иду я на луга.

— Как мычит корова? Произнесите звук .

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).

Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук гласный или согласный? Почему?

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.

Звук звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука .

— Звук обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит», что звук звонкий.

— Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука . Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука из состава слова. Игра «Поймай звук».

Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

— Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком .

— М-м-м — корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь.

— Какой же звук ?

Звук согласный, звонкий, мягкий.

— Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.

— А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков — .

— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко.А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).

Мук любит продукты со звуком в названии, а Мик — со звуком .

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук твердый)

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки: твердый — , а мягкий — .

8. Знакомство с буквой «М»

— Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).

– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

— Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук ? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук (согласный, звонкий. мягкий)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *