ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять гласные звуки в словах;
• обозначать звук буквами У и у;
• научатся грамотному слого-звуковому анализу слов;
• познакомятся с буквой у как целым словом;
• научатся выделять ударный слог; классифицировать предметы по их признакам.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какие гласные звуки мы изучили? Какой звук мы узнаем сегодня? К какой группе звуков он будет относиться, узнаем на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте пословицу: При солнце тепло, при матери добро. Как вы её понимаете? Читаю первую часть: При солнце тепло. (Когда светит солнышко — вокруг тепло, радостно, весело, всем хорошо. Всё кругом растёт, цветёт, зреет.)
Читаем вторую часть: при матери добро. (Когда дома мама, всем тепло, хорошо, будто солнышко в дом заглянуло. Солнышко и мама очень похожи.)
Какие буквы в пословице мы уже знаем? (Буквы а, о, и, ы.)
Какие звуки они обозначают? Назовите слова, в которых вы нашли знакомые буквы.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию (с. 36-37). Кто это? (Утята.) Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог. Мы знакомы с этим звуком? Потяните его. Какой это звук? Докажите, что он гласный звук.
Кто у этих деток мать? (Утка.)
Посмотрите справа на рисунок и схемы. Сравните, как слышится звук в ударном и безударном слогах. (Утка, куры, утята.)
Какой буквой обозначается на письме звук ? (У, у.)
Послушайте стихотворение В. Берестова.
Выделим слоги-слияния со звуком .
Как слышатся согласные звуки с гласным ? (Согласные произносятся твёрдо.)
Назовите, кто изображён на иллюстрации (с. 36). (Утки, гусь, утята, индюк, петух, курица.)
Как их всех можно назвать одним словом? (Это птицы.)
Все ли птицы, изображённые на картинке, одинаковые? В чём вы видите их различие? (Одни птицы могут плавать в воде, а другие нет.)
Кто умеет плавать в пруду, в озере, в реке? Как называют таких птиц? (Водоплавающие птицы.)
Назовите птиц, не умеющих плавать. Как называют птиц, не умеющих плавать? (Неводоплавающие птицы, сухопутные.)
Кто из вас знает, к какому произведению выполнена иллюстрация (с. 36)? («Гадкий утёнок»).
Кому из вас читали эту сказку? Кто смотрел мультфильм? Вспомните отрывок из сказки «Гадкий утёнок». Для чего собрался весь птичий двор? (Они хотели посмотреть на утку с утятами.)
— Зачем утка привела своих детей на показ высшему обществу? (Она хотела, чтобы их приняли в это общество, приняли в общество птичьего двора.)
Все ли утята понравились высшему обществу? Почему? (Не понравился один утёнок. Он был очень некрасивый.)
Утка жалела гадкого утёнка, и она защищала его. Чем же закончилась эта сказка? (Гадкий утёнок превратился в красивого белого лебедя.)
Есть животное, у которого нос очень похож на утиный, и прозвали его… (Утконос.)
В каких словах мы слышали сегодня звук ? (В словах утята, утиный, утконос).
А вот ещё одна птица прилетела к нам — удод. Живёт она на болоте. Произнесите первый слог, обратите внимание на своего друга, как он произносит этот звук? (При произношении звука губы вытянуты трубочкой вперёд. Язык прогибается. Воздух выдыхается свободно.)
Напечатайте буквы, обозначающие звук . (Две — заглавная и маленькая.)
Если будем писать слова утка, утята, утконос. Какую букву возьмём? (Маленькую у.)
Обратите внимание на других птиц. Есть ли в их названиях звук ? В каком слоге? (Петух — во втором слоге, курица — в первом слоге, гусь — слышится в середине слова.)
Произнесите слоги-слияния из всех слов, (ту, ку, гу)
Какая буква понадобится нам для написания её в середине слова? (Маленькая буква у.)
Как слышатся согласные звуки, если после них идёт буква у? (Согласные читаются твёрдо.)
Как вы думаете, на какой этаж ленты букв мы поселим букву у? (На верхний, так как согласные с ней читаются твёрдо.)
Перечислите все гласные верхнего этажа, (а, о, у, ы.)
Дети по очереди читают пословицы из «Азбуки» (с. 36).
— Что вы можете сказать? (Первая пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать. Вторая пословица хвалит работящих людей. Четвёртая пословица учит людей делать хорошие добрые дела.)
Выберите пословицу, которая подходит к данной иллюстрации. (Умный себя винит, а глупый — своего товарища.)
Почему эта пословица хорошо подходит ко всем жителям птичьего двора? (Они не приняли в своё высшее общество утёнка, который был на них не похож. Они невзлюбили его, щипали, обижали. А себя они не видели.)
Составьте предложения по схеме. (Утята гуляют гуськом.)
Составьте предложение из пяти слов. (Утята и гусята гуляют гуськом.)
Назовите маленькое слово. (Слово и.)
А может ли звук быть самостоятельным словом? Составьте предложение. (У утят красные лапки…)
Составьте схему предложения.
Как воет зимой ветер в трубе? (У-у.)
Как кричит заблудившийся человек в лесу? (Ау!)
Как плачет маленький ребёнок? (Уа.)
В каком слоге слышен звук в слове азбука? Может ли звук образовывать слог? (Да. A-у! У-тята. У-дод. У-литка.)
Дайте характеристику звука . (Звук — гласный, в слоге-слиянии согласные читаются твёрдо.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 37).
С каким новым звуком вы познакомились? Приведите примеры, где звук входит в слог-слияние. Приведите пример, где звук образует целое слово. Приведите пример, где звук образует целый слог.
Тема 1: «Звук и буква «А». Лепка «Малыши и малышки».
Цель:
Коммуникация: познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением – красный квадрат; учить определять место звука «А» в словах; учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат; познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука «А»; учить писать печатную букву «А», использую образец;
Продуктивная: закрепить способ лепки фигурки человека из конуса.
Материал: рабочая тетрадь Е.В.Колесникова «От А до Я» 5-6 лет лист 1; красный карандаш; демонстрационный материал «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет листы 1 – 2; диск «Уроки тетушки Совы», буква А; пластилин, стека; клеенка; дощечки; салфетки.
-
Звук «А», обозначение на схеме гласных звуков дем. материал
Назовите предметы. (Аист, рак, лиса)
Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов. («А»)
Назовите слова еще раз, произнося звук «А» более протяжно. (Аааист, раак, лисааа)
Объясните детям, что звуки слышатся, произносятся. Звук «А» произносят плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Звук «А» называется гласным.
Обратите внимание детей на схемы. Объяснить им, что слова которые они назвали, обозначены здесь прямоугольниками. Звук «А» в них изображается красным квадратом, так в дальнейшем будут обозначаться все гласные звуки. Звук «А» может находиться в начале, в середине или в конце слова.
Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в начале. (Аист)
Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в середине. (Рак)
Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в конце. (Лиса)
Покажите схему слова, соответствующую картинке «аист», «рак», «лиса».
-
Игра «Определи место звука в слове» задание 2
Слова на рисунке обозначены прямоугольником. Звук «А» будем обозначать красным квадратом.
Назвать нарисованные предметы. (Флаг, арбуз, белка)
Назвать предмет, в названии которого звук «А» в начале слова. (Арбуз) Нарисовать красный квадрат в прямоугольнике на месте, где слышится звук «А» (в начале).
Назвать предмет, в названии которого звук «А» в середине.(Флаг). Нарисовать красный квадрат в прямоугольнике на месте, еде слышится звук «А» (в середине).
Назвать предмет, в названии которого звук «А» в конце.(Белка). Нарисовать красный квадрат в прямоугольнике на месте, еде слышится звук «А» (в конце).
-
Буква «А» дем.материал.
Объяснить детям, что у каждого звука есть свой письменный знак, есть он и у звука «А». Это буква «А». Букву видят и пишут, в отличие от звука, который слышат и произносят. Показать детям букву «А». Прочитайте про нее стихотворение И. Блюмкина.
«А» шагает по дорожке, Буква может убежать –
Широко расставив ножки, Нужно ноги ей связать.
Назовите изображенные предметы. (Аквариум, белка, шар)
Объяснить детям, что в схемах слов звук «А» обозначен теперь не красным квадратом, а буквой «А». Акцентировать их внимание на том, что буква «А», как и звук, может находиться в начале, в середине, в конце слова. Покажите схемы, которые соответствуют картинкам «аквариум», «белка», «шар». Для закрепления материала включить диск «Уроки тетушки Совы. Буква «А»».
-
Физкультминутка. Игра «Аист»
Аист,аист длинноногий, Снова – правою ногой,
Покажи домой дорогу! Снова – левою ногой,
Аист бодро отвечает: Потом – правою ногой,
— Топай правою ногой, Потом – левою ногой,
Топай левою ногой, Вот тогда придешь домой.
-
Пишем букву «А» задание 3.
У каждого есть свой письменный знак. Здесь это буква «А». Она написана в левом уголке, а в правом уголке – ее шуточное изображение. Нарисовать матрешек, как показано на рисунке, сначала по точкам самостоятельно. Написать букву «А», как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно.
-
Лепка «Малыши и малышки».
Воспитатель предлагает детям слепить человечком. Показывает две формы, раскатанные из пластилина: конус и цилиндр с шариком наверху. Спрашивает, чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. Просит детей подсказать, как
лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно
слепить две ножки.
Затем воспитатель показывает цилиндр и показывает, как надо лепить мальчика: «Вот цилиндр, вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала».
Предлагает детям самим слепить фигурки малышей и малышек по выбору.
Тема 2: «Звук и буква «О». Рисование «Веселое лето».
Цель:
Коммуникация: познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красный квадрат; учить определять место звука «О» в словах; учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат; познакомить с буквой «О» как письменным обозначением звука «О»; учить писать печатную букву «О», использую образец. Продуктивная: создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений; способствовать развитию графических навыков.
Познание (ФЦКМ): обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.
Материал: рабочая тетрадь Е.В.Колесникова «От А до Я» 5-6 лет лист 2; цветные и простой карандаши; демонстрационный материал «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет листы 3-4; диск «Уроки тетушки Совы», буква «О»; альбомные листы бумаги.
-
Звук «О». Схемы слов дем.материал.
Назовите предметы. (Ослик, дом, ведро).
Назовите звук, который слышится в каждом слове. (Звук «О»)
Назовите слова еще раз, произнося звук «О» более протяжно. (Ооослик, дооом, ведрооо)
Повторить с детьми, что звуки слышатся и произносятся. Можно ли назвать звук «О» гласным? (Да) Почему? (Произносят плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).
Как обозначают схемы слов? (Прямоугольниками) Какие звуки на схеме обозначаются красным квадратом? (Гласные) Обратить внимание детей, что звук «О» может находиться в начале, в середине, в конце слова. Назовите предмет, в названии которого звук «О» может находиться в начале. (Ослик) Покажите на листе схему слова «ослик».
Назовите предмет, соответствующий схеме слова «дом».
Назовите предмет, соответствующий схеме слова «ведро».
Педагог одновременно показывает схемы указкой.
-
Игра «Определи место звука в слове» задание 2.
Слова на рисунке обозначены в виде прямоугольника. Звук «О» будем обозначать красным квадратом. Звук «О» может находиться в словах в начале, в середине и в конце.
Нарисовать красный квадрат в прямоугольнике там, где слышится звук «О» в названии этих предметов. Назвать слово, в котором звук «О» слышится в конце слова (пальто).
-
Физкультминутка. Игра «Слушай, делай».
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.
Руки в стороны, вперед.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали
И на месте побежали.
-
Рисуем мячи, пишем букву «О» задание 3.
У звука «О» есть свой письменный знак. Она написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение. Нарисовать мяч, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно. Написать букву «О» сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Просмотр диска «Уроки тетушки Совы»
-
Игра «Схема, слов» задание 4.
Назвать предметы, интонационно выделяя звук «О». Соединить схему слова с предметом, к которому она подходит (ослик – с прямоугольником, где буква «О» в начале, дом с прямоугольником, где буква «О» в середине, ведро с прямоугольником, где буква «О» в конце).
-
Рисование «Веселое лето».
Воспитатель ведет беседу с детьми о летнем отдыхе и предлагает нарисовать картинки на тему «Веселое лето». Дети выбирают сюжет для рисования, рисуют. В конце занятия педагог организовывает выставку.
Тема 3: «Звук и буква «У». Лепка «Наш пруд».
Цель:
Коммуникация: познакомить с гласным звуком «У» и его условным обозначением – красный квадрат; учить определять место звука «У» в словах; учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат; познакомить с буквой «У» как письменным обозначением звука «У»; учить писать печатную букву «У», использую образец. Продуктивная: познакомить детей со скульптурным способом лепки; развивать мелкую моторику рук.
Познание (ФЦКМ): расширять знания детей о водоплавающих птицах.
Материал: рабочая тетрадь Е.В.Колесникова «От А до Я» 5-6 лет лист 3; цветные карандаши; демонстрационный материал «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет лист 5; диск «Уроки тетушки Совы», буква «У»»; пластилин; бусинки для глаз; стеки; салфетки; карточки с изображением водоплавающих птиц.
-
Звук «У» дем.материал.
Назовите предметы. (Улитка, жук, кенгуру).
Какой звук слышится в каждом слове? (У)
Где находится звук «У» в названии каждого предмета? (В начале, в середине, в конце).
Сказать детям, что звук «У» согласный, произносится плавно и протяжно, воздух изо рта, не встречает преград.
-
Игра «Слово, схема» задание 2.
Определить место звука «У» в нарисованных предметах и соединить схемы с картинками, к которым они подходят. (улитку – с прямоугольником, где квадрат в начале, жука – в середине, кенгуру — в середине и конце).
-
Физкультминутка. Игра «Паровоз».
Дети медленно и ритмично двигаются. Ходьба с продвижением вперед, согнутыми руками делая движения вперед – назад имитируя движения оси.
Вот поезд наш едет, Чу-чу-чу-чу-чу!
Колеса стучат, Бежит паровоз —
А в поезде нашем Далеко — далеко
Ребята сидят. Ребят он повез.
-
Буква «У». Место буквы в слове дем.материал.
Объяснить детям, что у гласного звука «У» есть гласная буква «У». Показать ее. Прочитать про нее стихотворение И.Блюмкина.
Жираф так сильно удивился Он вдруг увидел букву «У»
Когда в пруду воды напился. В этом маленьком пруду.
Акцентировать внимание детей на том, что букву видят и пишут, а звук произносят и слышат.
Показать детям схему слова «жук» и предложить назвать предмет, соответствующий этой схеме.
Показать детям схему слова «улитка». Покажите на листе соответствующую схему.
Показать детям схему слова «кенгуру». Назовите предмет, подходящий к этой схеме.
-
Игра «Соедини правильно» задание 4.
Назвать букву в квадрате.(У)
Провести линии к букве «У» от предметов, в названиях которых есть звук «У» (утюг, удочка, стул)
-
Лепка «Наш пруд».
Воспитатель показывает картинку «Уточки на пруду». Предлагает детям слепить свой пруд для уточки. Показывает, как лепить водоплавающую птицу. Уточняет, в чем особенности скульптурного способа лепки, и предлагает детям лепить этим способом свою птицу и пруд, где она будет плавать.