Рюкзаки-кенгуру получили популярность благодаря тому, что они являются достаточно простыми в надевании. Производители рекомендуют использовать слинги кенгуру даже для новорожденных. На самом деле делать этого не следует, лучшим решением является традиционный слинг. А вот кенгуру даже нельзя назвать полноценным слингом. Детская переноска для детей должна быть не только удобной и комфортной, но и что самое важное — безопасной для малыша.
Разберемся во всех особенностях двух видов переносок, определим отличия слинга от кенгуру. К первым мы также отнесем эргономичный рюкзак.
Содержание
- Длительность использования слингов и переносок-кенгуру
- Физиологичность положения ножек ребенка
- Положение «лицом к миру» вредно ребенку и неудобно родителю
- Легкость надевания
- Подведем итоги
- Что такое эргономический рюкзак? Конструкция слинга-рюкзака
- В чем основное отличие рюкзака от слингов?
- Поддержка позвоночника и шеи малыша в эргономическом рюкзаке
- Кормление в слинге-рюкзаке
- Ширина спинки рюкзака и разведение ножек
- Слингоалфавит: буква М и буква П
- Симметричность посадки в слинге-рюкзаке
- Как определить, что рюкзак вам подходит?
Длительность использования слингов и переносок-кенгуру
Кенгуру можно использовать нечасто и недолго, такие переноски подходят для относительно нетяжелых детей (весом до 8 кг). Это связано с тем, что кенгуру неравномерно распределяет массу малыша по телу взрослого из-за узких лямок, отсутствия дополнительной поддержки в районе поясницы или ее неполноценной имитации. Ребенок в кенгуру буквально подвешивается за промежность. Центр тяжести взрослого смещается, мама вынуждена напрягать спину, чтобы сохранить равновесие. Вес ребенка при этом приходится на ее плечи, а узкие лямки давят и натирают кожу.
Слинг можно использовать с рождения до 2-3 лет, с подросшими малышами, вес которых достиг 16-25 кг. Слинг равномерно распределяет массу тела ребенка по спине и плечам взрослого, малыш с помощью слинга хорошо притягивается к маме, так что образуется единый центр тяжести. Расправленные по плечам и спине полотнища слинга не давят и не врезаются в тело по причине большей площади, в сравнении с рюкзаком-кенгуру. Благодаря этому вес даже тяжелого малыша практически неощутим.
Физиологичность положения ножек ребенка
В кенгуру ножки расположены нефизиологично: основная нагрузка приходится на промежность малыша. Это чревато дополнительной нагрузкой на тазобедренные суставы, что мешает их правильному развитию.
У подросшего ребенка свисающие ноги кроме прочего еще и мешают маме во время ходьбы и причиняют беспокойство самому малышу (поэтому более 9 кг в кенгуру носить тяжело и неудобно как для взрослого, так и для ребенка).
В слинге ножки малыша располагаются физиологично, ортопедически верно. Незрелые тазобедренные суставы младенца должны быть согнутыми в коленях и разведенными на комфортный для ребенка угол. Такое положение не только удобно при ношении как в слинге, так и на руках, но и служит профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
Положение «лицом к миру» вредно ребенку и неудобно родителю
Возможность носить ребенка в кенгуру «лицом вперед» нередко является основной причиной выбора этих переносок. Однако такое положение не оправданно для детей до 3-4 месяцев (в этом возрасте малыш не способен фокусировать взгляд на предметах вдали, максимум — 20-30 см от его лица) и сложно применимо на практике после 5-6 месяцев, когда ребенок уже достаточно тяжелый — носить его «лицом к миру» заметно труднее, чем «лицом к маме».
Кроме прочего, такое положение не рекомендуется психологами, поскольку в этом случае нервная система ребенка перегружается лишним потоком информации. Не говоря уже о том, что ребенку невозможно спать, а спят детки в первые месяцы жизни очень много.
В слинге «лицом к маме» у ребенка отличный обзор по сторонам, но он всегда может спрятаться на груди у мамы и поспать. А после 3 мес. его можно носить на бедре и за спиной — прекрасная альтернатива для активных и любознательных деток.
Легкость надевания
Скорость и простота надевания рюкзака-кенгуру на самом деле просто кажущаяся, ведь кроме того, что его нужно накинуть на плечи, требуется отрегулировать все ремни и пряжки. В среднем время надевания — около 1 минуты.
Эргономичный рюкзак надевается также быстро, как и кенгуру. Освоение слинг-шарфа намного проще, чем кажется, он наматывается примерно за 1.5 минуты даже неопытными слингомамами. Май-слинг — отличная альтернатива шарфу для тех мам, которые боятся намоток.
Подведем итоги
Каждое отличие переноски-кенгуру от слинга может показаться не таким существенным, но все вместе они образуют набор качеств, который умных родителей заставляет отказываться от переносок, не рекомендованных профессионалами для новорожденных.
Слинг превосходит переноски-кенгуру по ряду параметров. Такая переноска является:
- более удобной для ребенка и мамы,
- физиологичной,
- безопасной.
Различные переноски-кенгуру могут отличаться друг от друга, некоторые модели имеют возможность расширения спинки, но и в них ножки ребенка располагаются максимум буквой «П», а не «М». А различные жесткие шлемы и подвески просто опасны для малыша!
Закажите бесплатную консультацию по выбору слинга для вашего ребенка!
Что такое эргономический рюкзак? Конструкция слинга-рюкзака
Физиологичный рюкзак (синонимы – эргономичный рюкзак, слинго-рюкзак, эрго-рюкзак) – это переноска для детей, имеющая ряд конструктивных особенностей и позволяющая разместить ребенка в правильном (физиологичном) положении.
Конструкция эргономического рюкзака:
- жесткий пояс, который берет бОльшую часть нагрузки на себя, распределяя вес ребенка на бедра (или талию) мамы.
- плотные «плечевые» лямки, застегивающиеся либо параллельно, либо крест-накрест на фастексы.
- широкая и мягкая спинка, обеспечивающая физиологичное положение ребенка (ср. с «кенгурушками»).
- капюшон, который позволяет зафиксировать голову уснувшему ребенку или прикрыть его от дождя и ветра.
В чем основное отличие рюкзака от слингов?
Основное отличие рюкзака от слинга в том, что он представляет собой совершенно определенную конструкцию с заданными «техническими параметрами», в то время как слинг — это по большому счету полотно ткани, позволяющее варьировать намотки и подстраивать ее под вашего малыша. Конструкция рюкзака по определению не может быть столь же гибкой и подстраиваемой под ребенка, как слинг. Фиксированные высота и ширина спинки, а также глубина посадки задают определенные требования к физическому развитию ребенка. В свою очередь слинги (слинг-шарф, слинг с кольцами и некоторые май-слинги) легко подстраиваются именно под вашего малыша.
Для того, чтобы физиологично расположить ребенка в рюкзаке ( да и слинге) необходимо обратить внимание на два ключевых параметра:
- равномерная поддержка позвоночника и шеи малыша
- соответствие физического развития ребенка ширине спинки рюкзака и глубине его посадки (вес, объем попы, длина ножек)
Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.
Поддержка позвоночника и шеи малыша в эргономическом рюкзаке
Возможность равномерной поддержки всех отделов позвоночника и головки малыша является важным условием физиологичности переноски. Все мы знаем, что до того, как ребенок научится самостоятельно сидеть, он не способен сам удерживать позвоночник в вертикальном положении. Поэтому при ношении малыша в каких-либо переносках важно, чтоб они давали возможность равномерной фиксации всех отделов позвоночника и шеи ребенка (если он еще не держит голову). Это важно для незрелого позвоночника ребенка, так как при отсутствии должной поддержки будет создаваться чрезмерная нагрузка на его слабо притянутые отделы и шею. Регулярное и продолжительное ношение в таких положениях может привести к проблемам с позвоночником в будущем, в частности к уплощению межпозвоночных дисков, соскальзыванию позвонка вперед по отношению к нижележащему (спондилолистез).
Давайте сравним возможности регулировки слинга и рюкзака.
Слинг-шарф и слинг с кольцами позволяет регулировать натяжение полотна в любой точке соприкосновения с телом малыша независимо от его возраста. Вы можете подтянуть и отрегулировать буквально каждый сантиметр. Май-слинги шьются из разных тканей, не все они пластичны и способны хорошо облегать и поддерживать малыша. Для того, чтобы май-слинг имел приближенные к слингу-шарфу и слингу с кольцами возможности регулировки, он должен быть сшит из мягкой пластичной ткани, лучше всего — диагонального или саржевого плетения, легко присобираться по ширине и не топорщиться на спинке ребенка. В противном случае он будет более похож на рюкзак, нежели слинг.
Рюкзак, к сожалению, не имеет столь же широких возможностей регулировки. У него есть только стропы, которые притягивают середину спины малыша и опосредованно — верх. Даже если вы в 1 месяц (к примеру) идеально «вписали» малыша в рюкзак (а такая вероятность есть), это не дает вам никакой гарантии, что через пару недель он также идеально будет там расположен.
Ваш малыш растет, и его параметры изменяются. Рюкзак при этом не меняется, он не может адаптироваться под вашего ребенка также гибко, как слинг. Это своего рода формочка, куда ребенок либо вписывается либо нет. Поэтому рюкзак, имеющий четко заданный «объем» посадки, ширину и высоту спинки не может идеально подходить разным детям одного возраста и более того, одному и тому же ребенку в разный возраст.
Один из самых ярких признаков не подходящего по размеру рюкзака — складки ткани. Если ткань топорщится, это означает, что рюкзак малышу велик и не может обеспечить ему должной поддержки.
Рекомендуемая производителями максимально возможная утяжка строп не всегда приводит к нужному результату. Обычно недостаточно фиксируются верхний и нижний отделы позвоночника ребенка. Очень часто при ношении малышей в рюкзаках встречается «эффект гусеницы или жужелицы»: в надежде плотнее притянуть верх спины, мамы сильнее утягивают стропы, в результате чего излишне утянутые лямки создают посередине спины ребенка поясничный прогиб. Поясничный прогиб (=поясничный лордоз) формируется у ребенка тогда, когда он учится сидеть. Если же он еще не сформирован (т.е ребенок не сидит самостоятельно), нельзя прогибать спину малышу, она должна сохранять естественную дугообразную форму.
Кроме того, излишнее притяжение поясничного отдела прижимает попу ребенка к маме, тем самым заставляя малыша разводить ножки гораздо шире, нежели должно быть, исходя из физиологической нормы (об этом см.ниже).
Для того, чтобы сократить лишний объем рюкзака, и притянуть малыша плотно по всей поверхности спины, многие производители рекомендуют подкладывать пеленку или вставку-матрасик: мол, это уменьшит объем рюкзака. Это действительно позволяет убрать лишний объем и более плотно притянуть малыша, но!! Нам важно не просто приплющить ребенка к маме, а расположить его правильно, сохранив дугообразный изгиб позвоночника и поддерживая его в его естественном виде. Сделать это с помощью вставки, одинаковой по толщине во всех местах, малореально. Поэтому если производитель вам демонстрирует плотное притяжение ребенка при помощи разнообразных вставок и подкладок, помните, что это не дает гарантии того, что позвоночник ребенка находится в естественном положении и поддерживается должным образом, а не просто приплюснут к маме.
Кормление в слинге-рюкзаке
Малыши очень часто что называется «висят на груди», и это нормально, ведь грудное молоко не просто источник пищи, это своего рода общение с мамой, способ успокоиться и найти утешение, ощутить безопасность и надежность окружающего мира.
При кормлении малыша в слинге в вертикальном положении вы можете приспустить малыша пониже на необходимый вам уровень, при этом сохранив плотность притяжения и равномерность поддержки тела ребенка. В рюкзаке многим мамам приходится ослаблять лямки, чтобы дать грудь. А это означает, что распределение нагрузки на тело малыша моментально меняется, большая часть ее теперь приходится на тазовую область и нижние отделы позвоночника. Это не имеет большого значения для самостоятельного сидящего малыша, но критично для ребенка помладше, особенно если кормление получается длительным. Если вы кормите не умеющего сидеть малыша, постарайтесь свести ослабление строп во время кормления к минимуму.
Ширина спинки рюкзака и разведение ножек
Еще один важный момент — это ширина спинки рюкзака/слинга и возможность ее регулировки. Вспомните, как выглядит новорожденный малыш. Под влиянием врожденного тонуса он напоминает своего рода орешек с поджатыми ручками и ножками. Именно в таком положении он находился у мамы в животике, поэтому эту позу обычно называют позой эмбриона. На период действия врожденного тонуса малышей часто носят с ножками внутри слинга, располагая их при этом в позе эмбриона. Действительно, некоторые рюкзаки за счет особенностей кроя позволяют относительно комфортно разместить младенца в этом положении (опять же, далеко не любого).
В подавляющем большинстве случаев рюкзаки, даже если они позиционируются «с рождения», не подходят для ношения младенцов. Отсутствие равномерной поддержки всех отделов позвоночника и шеи, чрезмерное прижатие и выпрямление позвоночной дуги, нефизиологичное положение ножек — самые часто встречающиеся проблемы.
За исключением случаев сильного гипертонуса ножки малыша с самого рождения лучше располагать снаружи с тем, чтобы избежать излишнего давления на стопы. Кроме того, опора ногами в пояс рюкзака провоцирует у ребенка рефлекс Бауэра, он может начать «выпрыгивать» из рюкзачка, а между тем его ножки еще недостаточно окрепли для подобного рода упражнений, а позвоночник — для вертикальной нагрузки. Если же мы пробуем расположить ножки младенца в рюкзаке снаружи, возникают другие проблемы.
Спинка рюкзака имеет совершенно определенную ширину, а жесткий пояс не дает возможности присобрать ткань спинки так, чтобы разведение ножек малыша соответствовало его физиологической норме. Почему это так важно?
Тазобедренный сустав новорожденного ребенка является незрелым, он образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. Cуставная впадина ТБ сустава ребенка уплощена, она расположена более вертикально, в сравнении с «взрослым суставом», а связки сустава излишне эластичные. При нарушении развития сустава (дисплазия) избыточно эластичные связки и суставная капсула не способны удерживать головку бедренной кости в суставной впадине, она смещается и может выйти за пределы вертлужной впадины. Такое состояние сустава называется «подвывих». При тяжелой форме дисплазии тазобедренного сустава головка бедренной кости полностью выходит за пределы вертлужной впадины, такое состояние называется «вывих бедра».
Как отмечает новосибирский профессор Яков Леонтьевич Цивьян, одним из первых в России занимавшийся проблемой заболеваний тазобедренных суставов, «при отведении бёдер головка бедра центрируется в вертлужной впадине. Благодаря ранней и постоянной центрации головки бедра в недоразвитую вертлужную впадину, последняя под влиянием такой центрации начинает правильно развиваться, и в конечном итоге устраняется бывшее недоразвитие впадины. Следовательно, условия для возникновения вывиха исчезают. И к моменту, когда ребёнок становится на свои ножки, вывих возникнуть не может — условия для его возникновения ликвидировались».
Поэтому очень важен угол, под которым головка бедренной кости вставляется в вертлужную впадину. Угол разведения бедер малыша относительно вертикальной оси тела должен приближаться к прямому (90градусов): это обеспечивает равномерную нагрузку на головку и вертлужную впадину и нормальное развитие этих структур.
Когда ребенок развивается нормально, это разведение ножек происходит естественным образом. Если же вы носите ребенка неправильно (в кенгурушке с болтающимися ногами или же в рюкзаке со слишком широко разведенными ногами), то бедренная кость не вставляется в вертлужную впадину под нужным углом. Так в рюкзачках носить нельзя:
При длительном и/или регулярном ношении ребенка для правильного формирования тазобедренного сустава важно обеспечить малышу физиологичное разведение бедер, соответствующее возрасту ребенка.
Отметим еще один нюанс. Существуют некоторые модели рюкзаков, позволяющие уменьшать размер спинки. Однако возможность уменьшить ширину спинки, подогнав ее под вашего ребенка, не дает гарантии физиологичности посадки. Важно, чтобы второй критерий «равномерная поддержка позвоночника и шеи малыша» был также соблюден, а для этого размер спинки рюкзака должен соответствовать объему тела малыша в целом.
Слингоалфавит: буква М и буква П
Итак, для того, чтобы разведение ножек ребенка в рюкзаке было правильным, ребенок должен подрасти, иметь определенный вес тела, «объем» попы, а также длину ножек.
К сожалению, возраст в 4 заветных месяца, рекомендуемый многими производителями для начала ношения в рюкзаках, не является гарантией правильной посадки! Причина в том, что физическое развитие, вес и рост у разных малышей в 4 месяца могут быть очень разными. Вот очень частый случай неверной посадки в рюкзачке:
Причин такой посадки может быть несколько, начиная от особенностей конструкции конкретной марки рюкзака до недостаточного веса и объема попы малыша. Даже если спинка рюкзака заканчивается строго под коленками, ребенок может не иметь достаточного веса, чтобы заполнить весь объем рюкзака своим телом. В результате попа находится на одном уровне с коленками малыша, разведение бедер излишне широкое, а нагрузка приходится на тазовую область и нижние отделы позвоночника. В таком положении носить несидящих самостоятельно детей нельзя.
Для того, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на тазовую область и нижние отделы позвоночника ребенка, посадка должна напоминать букву М. Если буква М расплющенная, это может означать, что градус разведения бедер гораздо больше физиологичного и на нижние отделы позвоночника приходится больше нагрузки нежели при ярко выраженной М.
А так как спинка рюкзака не регулируется, то добиться грамотной посадки в рюкзаке для несидящего ребенка не всегда так просто, как кажется.
Чтобы исправить посадку, необходимо приподнять колени малыша, тогда его попа автоматически опустится. Если угол между коленками больше рекомендуемого, то в конце надевания рюкзака всегда стоит дополнительно просаживать попу малыша, приподнимая голени (не разгибая коленок) или подталкивая вверх под пяточки.
При этом ножки следует сводить друг к другу до достижения угла между коленками 90 градусов, следить при этом за правильной округлостью спинки и «поджатым хвостом» — таз должен быть «подвернут» к вам.
Симметричность посадки в слинге-рюкзаке
Важным моментом при ношении как в рюкзаках, так и в слингах является симметричность посадки. Для равномерного развития мышечного корсета и правильной поддержки позвоночника малыш должен располагаться симметрично. Если ножки ребенка находятся на разном уровне, поправьте положение ребенка так, чтобы позвоночник малыша не был искривлен, а колени и стопы относительно друг друга были на одном уровне. Край спинки рюкзака должен приходиться на подколенную область (см.критерии правильной посадки ниже).
Как определить, что рюкзак вам подходит?
При ношении в слинге-рюкзаке следует учитывать, что это наименее пластичная конструкция из всех физиологичных переносок. Она не может обеспечить правильность позы новорожденного или ребенка, не достигшего веса 7,5- 8кг и не способного заполнить своим телом объем рюкзака. Поэтому рекомендации по ношению в ней с рождения или с двух недель Лига Слингоконсультантов дать не может. Вставки для новорожденных также не являются физиологичными, так как не дают гарантии правильности расположения ребенка в рюкзаке.
Допускается ношение в эргономичном рюкзаке с возраста, когда ребенок уверенно держит голову и в положении лёжа на животе может приподняться с опорой на предплечья. Как правило, это возраст 4 месяца, вес ребенка — не менее 7,5кг. В этом возрасте допускается ношение животом к животу при условии соблюдения критериев правильной посадки (см.ниже). Ношение в этом возрасте в рюкзаке на бедре не рекомендуется из-за выраженной асимметрии в этом положении в рюкзаке. Ношение за спиной в этом возрасте в рюкзаке не рекомендуется, поскольку маловероятно, что взрослый в случае такого ношения сможет в достаточной мере контролировать положение ребенка, просаженность попы, скругленность спинки.
Рекомендованный возраст для начала ношения в эргономичном рюкзаке — возраст самостоятельного сидения (вы сажаете ребенка БЕЗ ОПОРЫ, отпускаете руки, а он не падает и продолжает сидеть какое-то время). Как правило, это возраст 6-9 месяцев. С этого возраста Лига Слингоконсультантов может рекомендовать ношение в рюкзаке во всех положениях — животом к животу, на бедре и за спиной.
При ношении в рюкзаке убедитесь, что все критерии правильной посадки соблюдены:
- Верхний край пояса не упирается ребенку в промежность, ребенок не должен на нем сидеть. Попа ребенка как бы нависает над поясом, немного перекрывая его.
- Колени ребенка, еще не умеющего ходить, обязательно подняты выше попы и поддерживаются боковыми краями спинки в подколенной области на нужной высоте. Посадка малыша напоминает четкую букву М, а не П. Если ребенок умеет ходить, боковые края спинки могут не достигать подколенной области.
- Спинка рюкзака хорошо натянута по спинке ребенка, нигде не топорщится, не имеет каких-либо складки и излишков, под попой не образуется «пузырь» из ткани.
- Спинка рюкзака не распирает ножки в стороны, а заканчивается строго под коленками. Попа просажена вниз, таз «подвёрнут». Угол отведения бедер составляет 90-110 градусов от бедра до бедра
- Верх спинки проходит по плечам ребенка, ручки спрятаны внутрь. Либо у большого ребенка — под мышками, ручки снаружи. Следите за тем, чтобы верх спинки не опускался на уровень поясницы ребенка.
- Лямки проходят по плечам у мамы параллельно и соединяются специальной дополнительной стропой либо перекрещиваются у мамы на спине без перекрутов и стропой не соединяются.
- Стропы затянуты плотно и симметрично, но не перетянуты. В области поясницы спинка ребенка в расслабленном состоянии (во время сна) скруглена, прогиба в пояснице нет.
- Ребенок в целом расположен симметрично.
Если эти условия выполнены, с большой долей вероятности можно утверждать, что ваш малыш дорос до рюкзачка. Поздравляем:))
В заключение хочется сказать, что нет плохих и хороших рюкзачков, хотя несомненно бывают более и менее удачные модели. Часто в один и тот же рюкзак даже одна и та же мама может расположить малыша и правильно, и неправильно. Однако зная критерии правильной посадки и на что обратить внимание, мы уверены, что вы успешно справитесь с этой задачей! :). Желаем активной слингожизни!
При написании статьи были использованы следующие текстовые и фото источники:
Рекомендации школы ClauWi, Германия
Исследования Др. Шелбергера, Германия
Шапошников Ю. Г. (ред.) Травматология и ортопедия. Руководство для врачей. т3, 1997
«Porter mon bébé» , авторы Cécile Cortet и Céline Guerrand-Frénais