Сопли и детский сад

Кому из молодых родителей не знакома ситуация — еще вечером малыш был здоров, а наутро внезапно проснулся с заложенным носом? И у мамы тут же появляется мысль: «Как некстати. Придется снова брать больничный. В детский сад с соплями ведь не поведешь».

А оказывается, детские сопли – это вовсе не повод, чтобы не ходить в детский сад. Во всяком случае так считает известный «теледоктор» Евгений Комаровский. И вот почему.

Во всем мире дети ходят в детсад с соплями

По словам доктора Комаровского, во всех цивилизованных странах, насморк у ребенка – это не повод сидеть дома. Поэтому, несмотря на сопли или кашель, дети там посещают школу и детский садик, гуляют, занимаются спортом, ходят в кафешки и на дни рождения. И никто из взрослых по этому поводу «не парится».

«Если ребенку с насморком запретить выходить из дома, то он не выйдет из него никогда. Потому что застоявшийся воздух –- самая лучшая среда для размножения всяких вирусов и бактерий» — считает Евгений Олегович.

Кстати, температура 37,5С, а иногда даже 38,0 С –- это для зарубежных малышей тоже не основание, чтобы не пойти в садик. Даже при поносе или рвоте ребенка оставляют дома только в первый день, а сутки нет поноса и рвоты –- шагом марш в детский сад. Такая же ситуация и при ангине или бронхите: пару дней попринимали антибиотики и –- вперед.

По нашим законам – с соплями нужно сидеть дома

«По нашим санитарно-гигиеническим нормам, детский сад может посещать только на 100% здоровый ребенок. И отправить малыша с насморком — это нарушение всех действующих законов. А если вы хотите, чтобы ваш сопливый ребенок пошел в детский сад, то вместе с сопливым ребенком вы должны предоставить документ, в котором черным по белому написано, что ваше чадо не представляет опасности для окружающих» — говорит Комаровский.

Да, действительно, если насморк у ребенка вызван вирусной инфекцией, то нет никакой гарантии, что на следующий день не засопливит вся группа. Ну и что? Ведь всем известно, что дети болеют вирусными инфекциями до 10 раз в год, и это считается абсолютно нормальным с точки зрения педиатрии.

«Вирусный насморк у одного малыша позволит всем детям обменяться инфекциями и переболеть ими в легкой форме. Но это при условии, что помещение группы будет часто проветриваться и в нем будут поддерживаться оптимальная температура и влажность» — уверен Евгений Комаровский.

Насморк-насморку рознь

«Прежде, чем запрещать сопливому ребенку ходить в детский сад, неплохо бы выяснить — а чем вызван его насморк. Потому что насморк-насморку — рознь» — говорит «теледоктор».

Ведь помимо вирусного (самого заразного), насморк может быть бактериальным (почти не заразным) или вообще аллергическим (не заразным на 100%). И если малыш сопливит и чихает от пыли, пыльцы или, например, запаха хлорки в садиковском туалете –- его что, тоже держать дома?

«Пора нам уже изменить отношение к детским соплям. И раз и навсегда запомнить, что сопли –- это неизменный атрибут детства. И сопливый ребенок не нуждается в наших охах и ахах. Потому что он не боится соплей, а боится того, что их будут лечить» — считает доктор Комаровский.

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются… насморк, кашель, температура.

Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующая педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

Реклама

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же… Что думают по этому поводу педиатры?

– Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных. Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму. И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями… Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

– Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще. Но как только пошел – болезни одна за другой. С чем это связано?

Реклама

– Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение. Ребенок начинает жить по новому режиму. Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим… Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе. Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий. Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути). Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего. Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее. Во-первых, он будет пропускать занятия, а во-вторых, заболевания, как правило, протекают сложнее.

Немаловажно и то, как быстро наполняется детьми новая группа. Если, скажем, в течение 10 дней собираются все дети, то процесс обмена вирусами и бактериями проходит быстрее. Если в группу с периодичностью ходят 7 – 10 детей, а потом через полгода начинают поступать остальные, адаптированные снова будут болеть. Поэтому важно наполнить группу одновременно.

– Часто родители считают, что болезни детей – результат недосмотра работников детского сада: то слишком легко одели, то слишком много одежды, в группе сквозняк или, наоборот, жара и сухой воздух…

– К учреждениям дошкольного образования предъявляются очень строгие санитарные нормы и правила, выработанные годами. Документально прописано все до мелочей: температура в группах и спальне, график уборки и проветривания помещений, режим питания, сна, игр и многое другое. Центр гигиены и эпидемиологии строго следит за соблюдением санитарных правил. К тому же, в садах есть медицинские работники, которые являются наблюдателями и гарантами качественного проведения уборки и соблюдения всех норм.

Чтобы избежать многих проблем, родителям стоит подготовить ребенка к детскому саду, привить хотя бы минимальные навыки самообслуживания: научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок, держать в руках ложку и, самое главное, уметь слушать воспитателя. Если ребенок всему этому научится дома, а не в детском саду, где он и так испытывает стресс из-за новых условий, адаптация пройдет быстрее и проще.

– Какая тактика лечения правильная: отправить ребенка в садик сразу после выздоровления или на какое-то время оставить дома, но тем самым растянуть и без того сложную адаптацию?

Реклама

– Обычно вопрос стоит иначе – родители торопятся на работу. Таковы реалии. Недельку ребенок поболел, вроде выздоровел, больничный лист приходится закрывать. И тут ребенок снова попадает в коллектив недолеченным, иммунная система не может вовремя отреагировать на новое заболевание, и потому оно будет длительнее и тяжелее предыдущего. Если в первый раз было достаточно промыть нос, дать теплое питье и оставить дома на пару дней, то в следующий раз, возможно, доктору придется назначать антибиотики и бороться с осложнениями. Если ребенок перенес тяжелейший бронхит или пневмонию, он вялый, анализ крови не очень хороший, то нужно обязательно продлить домашний режим до полного выздоровления. Видите, что малыш хорошо кушает, спит, хочет снова в детский сад, значит, пора возвращаться. Доктор Комаровский, которого, наверное, знают все родители, вообще считает, что если ребенок выздоровел и может за собой ухаживать (сморкать нос, например), то вперед в детский сад. Главное – позитивный настрой.

– Может ли ребенок болеть из-за того, что его настрой вовсе не позитивный?

– Конечно, это тоже важный фактор. Каждый ребенок хочет находиться рядом с мамой. Часто после болезни подсознательно формируется мысль «если я заболею, то мама будет рядом». Организм любыми способами пытается вернуться в комфортные условия. Да и родители допускают ошибку, чрезмерно оберегая и балуя ребенка во время болезни. Конечно, болеющего малыша бесконечно жаль, но не нужно создавать положительных ассоциаций с болезнью и исполнять все желания захворавшего. Наоборот, стоит подкреплять позитивными ассоциациями выздоровление, а не болезнь.

– Как помочь малышу в домашних условиях, можно ли как-то ускорить и облегчить выздоровление?

– Если вы о «волшебной пилюле», то ее нет. Нельзя заниматься самолечением и кормить ребенка иммуностимуляторами, надеясь избежать болезней. Если это будет действительно необходимо, участковый врач направит вас к иммунологу, и уже он будет решать, нужно ли назначать лекарства.

Очень важную роль играет микроклимат дома: температура воздуха не более 22 градусов, а лучше около 18 – 20, влажный воздух (особенно в отопительный период), частые проветривания. Эти простые правила значительно ускорят выздоровление и помогут избежать осложнений. А многие вирусы и вовсе обойдут вас стороной: они не любят влажную слизистую. Хорошо иметь дома увлажнитель воздуха, но если его нет, то можно развесить мокрое белье (постиранное без кондиционера), проводить влажную уборку чаще, обрызгать водой шторы и растения… Эти несложные меры особенно хорошо помогают при насморке и кашле.

– Можно ли вести ребенка в детский сад с насморком?

– Родители других детей, конечно же, против, однако сами нередко ведут своего ребенка в сад «с соплями». Мы, доктора, тоже хотели бы, чтобы все дети ходили в сад абсолютно здоровые. Но в наших условиях это вряд ли возможно. К тому же дети ясельного возраста более подвержены насморку из-за высокой проницаемости слизистой носа. Если ребенок чувствует себя удовлетворительно и это не начало болезни, насморк не помеха. Но если есть возможность оставить ребенка дома, то оставьте. Хотя бы потому, что недолеченный насморк чреват осложнениями.

Мы много говорим о медицине, но я хочу сказать о главном: своего ребенка надо уметь слушать и слышать. Будьте внимательны к его жизни, чувствам, мыслям, настроению и самочувствию. Не убегайте из садика, пока ребенок заигрался, отвлекся. Вы упрощаете расставание для себя, но ребенок не понимает, куда делась мама. Это негативная составляющая может потом сохранятся на долгие годы. Ребенок должен видеть, что мама уверенна и спокойна. Попрощайтесь, скажите, что обязательно его заберете, дайте с собой частичку дома – игрушку или носовой платочек, который пахнет мамой. Это все очень важно, в том числе и для сохранения физического здоровья.

Иногда истинная причина простуды – стресс, который испытывает ребёнок в саду. Как справиться с тревогой?

Наш эксперт – семейный психолог, арт-терапевт Ольга Заводилина.

Он не притворяется!

Оговоримся сразу, речь не идёт о детях, которые пытаются симулировать болезнь, чтобы не ходить в сад.

У чувствительного ребёнка на фоне стресса действительно может подняться температура или, например, случиться расстройство желудка – рвота, диарея. Кроме того, стресс ослабляет иммунную систему, поэтому различные инфекции к такому малышу так и липнут. То есть болезни, вызванные тревогой, никакие не мнимые, а самые настоящие.

Поэтому, если малыш упорно отказывается идти в сад, с трудом расстаётся с мамой, а воспитательница жалуется, что ребёнок всё время плачет, не стоит удивляться частым простудам или повышенной температуре.

Главное – подготовка

Начало посещения детского сада – это всегда стресс для ребёнка. Каким бы замечательным ни был сад, как бы хорошо ни ладил ваш малыш со сверстниками, оказавшись в незнакомой обстановке, ребёнок будет испытывать тревогу. И, для того чтобы уменьшить последствия стресса для здоровья малыша, нужно готовить его к походу в сад заранее – желательно хотя бы за полгода.

Как нужно

Заранее расскажите ребёнку, как интересно в садике, что там он сможет найти друзей и научиться полезным вещам, которые пригодятся ему, когда он вырастет и пойдёт в школу.

Гуляя на улице, почаще проходите мимо выбранного сада, показывайте, куда предстоит пойти малышу. Побольше рассказывайте о садовской жизни: «Посмотри, вон ребята играют в беседке. Они уже по­обедали и выспались и теперь отправились все вместе погулять. Скоро и ты так будешь».

Хорошо, если в выбранном саду есть группы кратковременного пребывания или занятия, куда дети ходят с родителями. Не игнорируйте их. Это поможет постепенно приучить ребёнка к саду и научить его играть с другими детьми без участия мамы. Ведь частенько дети просто не умеют общаться со сверстниками и придумывать игры самостоятельно. Особенно часто такая ситуация встречается в семьях, где родители чрезмерно контролируют ребёнка – если малыш совершает каждый шаг с оглядкой на взрослого, то, оказавшись без мамы, он просто не знает, что ему делать.

Как нельзя

Говорить ребёнку, что он скоро пойдёт в сад, чтобы мама могла отдохнуть. В этом случае малыш будет ощущать себя ненужным и воспринимать сад как место, которое помогает родителям хотя бы на время избавиться от него. Эти чувства будут на подсознательном уровне вызывать неприятие садика.

Рассказывать, что родители должны ходить на работу, чтобы покупать новые игрушки или конфеты, поэтому малышу придётся проводить целый день в саду. Такой посыл приводит к тому, что ребёнок начинает воспринимать детский сад как нечто неприятное, своеобразную расплату за удовольствия. Говорить, что, если мама не выйдет на работу, ребёнку будет нечего есть или негде жить, поэтому рано или поздно в сад идти всё равно придётся. Такие разговоры пугают малыша и создают дополнительный стресс.

Тяжёлое начало

К сожалению, заранее подготовить ребёнка к саду удаётся не всегда, поэтому на первом этапе малышу будет сложно. Родителям нужно морально подготовиться к тому, что поначалу ребёнок может часто болеть – время, которое вы сэкономили на подготовке к садику, по сути, будет компенсироваться на больничных. Но это не значит, что не стоит помогать ребёнку в процессе адаптации к саду.

Как нужно

Обязательно интересуйтесь, как ребёнок провёл день в саду – чем он занимался, с кем познакомился, во что играл. Малыш поймёт, что родители уделяют ему больше внимания, если в садике происходит много интересных событий. Ведь если ребёнок весь день просидел в углу и проплакал, рассказывать маме будет нечего. Так что ваш интерес станет дополнительным стимулом для малыша, чтобы начать активнее общаться со сверстниками и участвовать в играх.

Сами активно участвуйте в садовской жизни – ходите на утренники, разглядывайте поделки, которые ребёнок сделал в саду, старайтесь вместе с малышом разучивать стихи, готовить костюмы к празднику или печь пироги для садовской «ярмарки».

Почаще хвалите ребёнка за то, что он ходит в садик: «Молодец, что дождался, когда я тебя заберу!», «Здорово, что сегодня ты играл с другими ребятами!», «Хорошо, что ты не потерялся на прогулке и слушался воспитательницу».

Сделайте ребёнку специальный талисман, который будет защищать и поддерживать его в детском саду, пока мама далеко. Подойдёт любая игрушка, которую малыш может взять с собой. Можно придумать историю о том, что плюшевый кролик или мишка будет присматривать за ребёнком вместо мамы. Старайтесь забирать ребёнка в одно и то же время, не опаздывайте и заранее говорите, когда вы придёте – сразу после полдника или после второй прогулки. Не заставляйте малыша тревожиться в ожидании мамы.

Как нельзя

Окружать ребёнка чрезмерной заботой во время болезни, позволять ему то, что обычно запрещено. Это приводит к тому, что малыш начинает считать, что родители готовы уделять ему внимание, только если он болеет.

Пытаться создавать ребёнку некомфортные условия дома во время болезни – лишать его просмотра мультфильмов и игр, когда он уже идёт на поправку («Больным детям нужно лежать в кровати», «От телевизора ещё больше голова заболит»). Многие родители надеются, что, по­скучав несколько дней, ребёнок разлюбит болеть. Но такой подход усиливает стресс – ребёнок чувствует себя плохо не только в саду, но и дома. А значит, болезни будут лишь учащаться. Поэтому, если ребёнок болен, проведите этот день, как обычный выходной. Разумеется, какие-то ограничения, связанные со здоровьем неизбежны, но искусственно создавать запреты или, наоборот, превращать болезнь в праздник непослушания нельзя.

Торопить ребёнка. Если малыш стесняется, не заставляйте его общаться с детьми: «Обязательно сегодня поиграй с Петей, он хороший мальчик». Не просите воспитательницу, чтобы она слишком настойчиво вовлекала малыша в общие игры, если он не хочет. Многим детям необходимо время, чтобы привыкнуть к сверстникам и осмотреться в незнакомой обстановке. Дайте малышу это время, ведь спешка – это лишнее беспокойство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *