Полное описание
Состав числа (до 10). Как объяснить ребенку. Часть 2. >>>
Основные условия для обучения по этой теме:
— ребенок должен уметь считать (как бы «присваивать номера предметам»);
— желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);
— ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);
— будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ ВЗРОСЛОМУ: обучение по этой теме нужно проводить постепенно, анализируя предыдущие результаты.
Для того, чтобы объяснить ребенку состав числа, удобно использовать пуговицы, фишки, каштаны или монеты, также необходимы лист бумаги и ручка.
Состав числа 2.
Положите перед ребенком 2 пуговицы и спросите – как можно разложить эти две пуговицы на 2 кучки?
Ответ ребенка: «В каждой кучке будет по одной пуговице».
Подтвердите это и сделайте на листе такую запись:
Покажите эту запись ребенку и скажите, что так мы записали состав числа 2.
Из этой записи видно, что в каждой кучке у нас оказалось по одной пуговице.
Состав числа 3.
Вопрос к ребенку: «На какие две кучки можно разложить три пуговицы?»
Ответ: «В одной кучке одна пуговица, в другой — две».
Можно их также поменять местами.
Сделайте запись на листе и покажите ребенку:
Так мы записали состав числа 3. Поскольку записи повторяют друг друга (просто кучки поменяли местами), вычеркиваем лишнюю запись.
Объяснять эту запись надо так: «Для того, чтобы получить число 3, надо к двум прибавить один. И это нужно запомнить».
Самые простые задания на состав чисел 2 и 3:
Число на крыше здесь указывает, сколько точек должно быть на каждом «этаже». Значит, в левом задании нужно дорисовать одну точку и вписать единицу, в среднем задании нужно дорисовать две точки и вписать двойку, а в последнем задании ребенок должен дорисовать одну точку и вписать единицу.
Если ребенок имеет понятие о сложении и вычитании, из записи состава числа 2 можно сделать такие выводы:
2 = 1 + 1
2 – 1 = 1
2 – здесь целое, 1 и 1 – части.
Для числа 3 – аналогично.
3 = 2 + 1
3 = 1 + 2
3 – 2 = 1
3 – 1 = 2
Здесь 3 – целое, а 1 и 2 – части.
Знание состава числа может помочь и в решении примеров «с окошками».
1 + □ = 2
2 + □ = 3
1 + □ = 3
2 — □ = 1
3 — □ = 2
3 — □ = 1
Материал желательно повторить на следующем занятии. При правильных ответах ребенка можно «двигаться дальше».
Состав числа 4.
Вопрос ребенку: «На какие две кучки можно разложить 4 пуговицы? Давай будем с тобой откладывать по одной пуговице и делать запись состава числа 4».
Записи в первом столбце и последнем столбце повторяют друг друга. Надо вычеркнуть лишнее:
Эту упрощенную запись числа 4 и нужно запомнить. Из этой записи можно сделать такие выводы:
3 + 1 = 4
2 + 2 = 4
4 – 1 = 3
4 – 2 = 2
4 – 3 = 1
Предложите ребенку выполнить задание и примеры аналогичные рассмотренным ранее:
Напомним, что число на крыше обозначает сколько точек должно быть нарисовано на каждом «этаже». В левом примере нужно нарисовать 3 точки и вписать число 3.
Числа справа внизу обозначают то количество точек, которое дорисовал ребенок.
На основании состава числа 4 ребенок может решить следующие примеры «с окошками»:
3 + □ = 4
2 + □ = 4
□ + 1 = 4
4 — □ = 3
4 — □ = 1
4 — □ = 2
Если ребенку трудно самостоятельно решать такие примеры, даже имея перед собой подсказки, попробуйте задать ему такие вопросы:
Сколько нужно добавить к трем пуговицам, чтобы стало четыре?
Сколько нужно отложить от четырех пуговиц, чтобы их стало три?
Знания по теме «состав числа» можно закреплять и на прогулке или в других в других обстоятельствах вне учебных занятий.
Продолжение: Состав числа (до 10). Как объяснить ребенку. Часть 2. >>>
Воробьева Нина Федоровна
www.strana-znaek.ru
Другие статьи по обучению математике:
Переход к статье: Как подготовить ребенка к школе по математике (Часть 1. Методика Л.Г. Петерсон) >>>
Переход статье: Как подготовить ребенка к школе по математике (Методика интенсивного обучения Воробьевой Н.Ф.) >>>
К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 — это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.
Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 — это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу. Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.
Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой – это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 — это 3 и ? 5 это 2 и ?
Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками. Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях. Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.
Содержание
Когда начинать объяснять дошкольнику, что такое состав числа?
В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:
- прямой устный счет до 10;
- обратный счет от числа 10 до 1;
- пересчет и отсчет предметов;
- состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).
Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.
Что пригодится для домашних занятий?
Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:
- палочки для счета;
- игровые кубики;
- карточки с изображениями цифр;
- разноцветные камешки или пуговицы;
- счеты;
- домики для чисел.
Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.
Эффективные методики
Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.
Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1
Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:
- Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
- Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
- Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
- Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.
Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.
Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:
- 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
- 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
- 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.
По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.
Задание 2: числовые карточки
На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:
- Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
- Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
- Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.
Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.
Задание 3: числовые домики
Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.
Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.
Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.
Как построить ход занятия:
- Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
- Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
- Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
- Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.
Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.
Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.
Изучение второго десятка
Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:
- 6+5 – это 6+4 и еще 1;
- 6+4=10;
- последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.
Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:
- попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
- теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
- под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
- попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
- для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
- правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.
Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.
Как помочь ребенку?
Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:
- Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
- Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
- Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
- Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.
В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.
Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:
- Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
- Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
- Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.
Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.
Рекомендации родителям
Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:
- У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
- Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
- Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
- Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
- Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.
Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:
- Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
- Совместно находите и анализируйте ошибки.
- Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
- Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.
Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.