Список произведений ференца листа

Ровно 208 лет назад родился венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, один из крупнейших представителей музыкального романтизма Ференц Лист. До сих пор его творчество считается вершиной фортепианной виртуозности. За 75 лет жизни Лист написал 647 произведений. UMM рассказывает о пяти самых известных его работах.

Венгерские рапсодии

Композитор создавал их с 1851 по 1886 год. Так появилось 19 фортепианных произведений, основанных на национальных мотивах и мелодиях Венгрии. Листа подтолкнула к созданию попытка революции венгров в Австрии. Восстание в стране не одержало победы и Венгрия вновь стала частью Австрии.

«Фауст-симфония»

Первая симфония Ференца Листа. Композитор сомневался в ее достоинствах, поэтому впервые она прозвучала через три года после ее написания. В «Фауст-симфонии» три части, которые объединены общим философским замыслом и сквозными музыкальными темами.

«Divina commedia»

Листа вдохновило на эту симфонию «Божественная комедия» Данте. Две части симфонии носят те же названия — «Ад» и «Чистилище», а «Рай» заменяет большая хоровая кода на латинский текст католического славления Девы Марии «Магнификат». Также Лист вписал в партитуру две важнейшие дантевские строфы, подтекстовывая их в начале и середине первой части. Это прием, который ранее не применяли в программных симфониях.

13 симфонических поэм

Симфонические поэмы Листа считаются одними из ярчайших страниц европейской романтической музыки. В них проявило себя характерное для композитора стремление к синтезу с другими искусствами, к созданию программных произведений. В поэмах Лист использует образы античных мифов, шедевров мировой, изобразительного искусства и родины.

Соната си-минор

Одно из наиболее значимых фортепианных сочинений композитора Ференца Листа. Соната посвящена композитору Роберту Шуману. У нее сложная форма, философское содержание. Сначала критики отнеслись к ней негативно. Композитор Брамс даже заснул, когда она играла. Антон Рубинштейн тоже критически отнесся к ее исполнению, но потом включил сонату в свой репертуар.

Piano music

Композитор Жанр Страна Венгрия

Фортепианные произведения образуют лучшую часть творческого наследия Ференца Листа. В них гармонично сочетались художественные индивидуальности пианиста и композитора: один помогал другому пролагать новые пути в музыкальном искусстве.

«Лист, как виртуоз, феномен из числа тех, что являются однажды в несколько столетий»,— писал Серов. Свои самые сокровенные думы Лист поверял фортепиано. Красочно и образно он сам поведал об этом: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь,— больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей, и его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу».

Поэтому именно в области фортепианной музыки Лист раньше всего находил новые средства выразительности, новые методы композиции. Как гениальный пианист, своим исполнением убеждавший и увлекавший многие тысячи слушателей, Лист и в композиторской практике добивался рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую и неслыханную вещь — целый оркестр».

Симфоническая трактовка фортепиано — вот то новое, что привнес Лист в современное исполнительство и творчество. В двух взаимосвязанных аспектах проявляла себя его могучая фантазия: он разрабатывал оркестральную мощь звучания инструмента и одновременно обогащал его колористические возможности. В одном из писем Лист указывал, что цель его — «…приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в ограниченных пределах фортепиано сделать чувствительными разнообразные инструментальные звуковые эффекты и оттенки». Практически в своем творчестве Лист осуществил это, насытив фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом то медных или деревянных духовых инструментов, то скрипок или виолончелей, то громоподобных колоколов или серебристых колокольчиков и т. д.

Исходя из таких предпосылок. Лист небывало расширил выразительные ресурсы пианизма, на первый план выдвинув мощь, блеск и красочность звучания. Среди новых, открытых им приемов фортепианной техники выделим следующие.

Лист стремился использовать все регистры фортепиано: применял глубоко и сочно звучащие басы, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в «верхах» выявлял прозрачное, кристально-чистое звучание. Сопоставлению регистров в одновременности служили пассажи, словно одним броском охватывающие всю клавиатуру рояля (см. пример 107); он насыщал их аккордовыми комплексами, а сами аккорды давал в широком расположении (см. пример 108).

Для более выпуклой и броской передачи драматических или динамических моментов Лист широко использовал оркестровые эффекты тремоло, аккордовые трели или октавы martellato:

Особое внимание он уделял распределению звукового материала между двумя руками, их переносу и переброске в разные регистры фортепиано. Среди других излюбленных Листом технических приемов отметим пассажи октавами, двойными нотами, виртуозно используемую технику репетиций и т. п.

Все эти приемы способствовали разработке многослойной фактуры листовских произведений, развитие которых дается в нескольких динамических и колористических планах — подобно тому, как это имеет место в оркестровых сочинениях. Великий реформатор фортепианной игры учил пианистов, чтобы они «привыкали делать акценты и группировать мотивы, выставляли вперед то, что важнее, и подчиняли ему менее важное, одним словом, ставили себе нормою оркестр».

Конечно, не сразу оформились новые черты фортепианного стиля Листа. В его эволюции обычно устанавливают четыре этапа. Первый (20-е — середина 30-х годов) связан с изучением возможностей фортепиано, с подражанием бравурной манере современных виртуозов. Во втором (конец 30-х — 40-е годы) Лист вырабатывает индивидуальный стиль, обогащая свою технику и музыкальный язык новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоз, Шопен). Третий этап (конец 40-х — 60-е годы) — вершина мастерства Листа — характеризуется оправданностью всех технических приемов требованиями выразительности и содержательности, отсутствием виртуозных «излишеств». Последний этап (70—80-е годы) ознаменован новыми исканиями: отказ от монументальных замыслов, поиски более камерного звучания, тонкой колористичности, импрессионистских красок.

В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины — программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии.

М. Друскин

  • Транскрипции и парафразы →
  • Этюды →
  • «Годы странствий» →
  • Фантазия-соната «По прочтении Данте» →
  • Соната си минор →
  • Венгерские рапсодии →
  • «Мефисто-вальс» →
  • Фортепианные концерты →

  • Биография Ференца Листа →

Музыкальное наследие Листа огромно — оно насчитывает свыше тысячи двухсот произведений, из них примерно половина (шестьсот сорок девять) оригинальных, остальные — переложения и транскрипции сочинений других авторов. Своему любимому инструменту — фортепиано — Лист посвятил более пятисот произведений. Его литературное наследие также значительно (было опубликовано в начале 1880-х годов в шести томах).

Фортепианные произведения

Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция — около 1826, 2-я — 1838, 3-я — 1851)
Большие этюды по Паганини (1-я редакция — 1838, 2-я — 1851)
3 концертных этюда (около 1848)
2 концертных этюда (около 1862)
«Альбом путешественника» (1835—1836)
«Годы странствий» (1-й год: 1835—1854, 2-й: 1838—1859, 3-й: 1867—1877)
Фантазия-соната «По прочтении Данте» (1849)
«Поэтические и религиозные гармонии» (1845—1852)
«Утешения» (1849)
«Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
2 легенды (1863)
2 баллады (1848—1853)
Соната си минор (1852—1853)
«Мефисто-вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
Венгерские рапсодии (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885)
Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие

Транскрипции и обработки для фортепиано произведений

Произведения для фортепиано с оркестром

Симфонические произведения

Симфонические поэмы

Симфонии

«Фауст» (1854—1857)
«Данте» (1855—1856)

Оратории и мессы

«Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
«Христос» (1862—1866)
Гранская месса (1855)
Венгерская коронационная месса (1866—1867)

Литературные сочинения

«Письма бакалавра музыки» (1837—1839)
«Паганини. По поводу его смерти» (1840)
«Шопен» (1851, новая редакция — 1879)
«Тангейзер» (1849)
«Лоэнгрин» (1850)
«Письмо о дирижировании» (1853)
«Летучий голландец» (1854)
«Об «Орфее» Глюка» (1854)
«О «Фиделио» Бетховена» (1854)
«Об «Эврианте» Вебера» (1854)
«Золото Рейна» (1855)
«Берлиоз и его симфония «Гарольд»» (1855)
«Роберт Шуман» (1855)
«Клара Шуман» (1855)
«Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
«Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
«Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
«О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция — 1881)

Ференц ЛистFranz Liszt Подписка на обновления… подписались 2 человека

Кадры & Постеры & Обои

БоратBorat: Cultural Learnings of Am… ГотэмGotham СинистерSinister все обои

Кадры & Постеры & Обои

Отыграть назадThe Undoing
Дьявол отсчитал пятьPeopletoys
БоратBorat: Cultural Learnings of Am…
ВедьмыThe Witches
ПадениеFalling
Борат 2Borat: Gift of Pornographic Mon… Ход королевыThe Queen’s Gambit Последняя капляOn the Rocks Клаустрофобы: Квест в Мос…Follow Me все постеры

Кадры & Постеры & Обои

Отыграть назадThe Undoing

БоратBorat: Cultural Learnings of Am…

ВедьмыThe Witches

ПадениеFalling

Ход королевыThe Queen’s Gambit

Последняя капляOn the Rocks

Дедушка нелегкого поведен…The War with Grandpa

РебеккаRebecca

Король Стейтен-АйлендаThe King of Staten Island

ГотэмGotham все кадры Кинокасса США • $ Россия 1.Честный ворHonest Thief2 354 022 2.ДоводTenet1 300 000 3.Кошмар перед РождествомThe Nightmare Before Christmas577 000 4.Фокус-покусHocus Pocus530 000 5.Корпорация монстровMonsters, Inc.494 000 23.10 — 25.10 Кинокасса России • руб. США 1.Глубже!31 254 410 2.ДоводTenet19 196 170 3.Семейка БигфутовBigfoot Family16 691 381 4.Любовь без размера13 258 269 5.Стрельцов10 624 973 23.10 — 25.10 Результаты уик-энда Зрители593 112151 552 Деньги155 440 033 руб.40 095 848 Цена билета262,08 руб.0,50 23.10 — 25.10 Лучшие фильмы — Top 250 237. Реквием по мечтеRequiem for a Dream 8.029 238. Жизнь ПиLife of Pi 8.026 239. История игрушек: Большой побегToy Story 3 8.026 240. РусалочкаThe Little Mermaid 8.026 241. Мужики!.. 8.026 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 11. Веном: Да будет КарнажVenom: Let There Be Carnage 92.07% 12. Не время умиратьNo Time to Die 91.81% 13. King’s Man: НачалоThe King’s Man 91.19% 14. Тихое место 2A Quiet Place Part II 91.01% 15. Заклятие 3: По воле дьяволаThe Conjuring: The Devil Made Me Do It 90.60% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Глубже! 6.827 Дедушка нелегкого поведения The War with Grandpa 5.632 Лето’85 Été 85 промо 7.253 Удалить историю Effacer l’historique промо Довод Tenet 7.853 афиша Скоро в кинопремьера СияниеThe Shining29.10 Пока мы молодыWhile We’re Young05.11 8 с половиной8½12.11 Непосредственно Каха!12.11 Курьер26.11 премьеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *