Старинные русские загадки с ответами

Русская загадка – это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме, про описания предметов, явлений, заданный чаще всего в развлекательном ключе, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность.

Загадки имеют сходство с пословицами краткостью изложения, однако в отличие от последних, они дают представление о предмете в завуалированной, непрямой форме. Могут просто описывать предмет, не называя его или рассказывать о нем, посредством описания сходных черт других предметов или объектов. Представляют собой традиционную русскую забаву на внимание и смекалистость.

Русские народные загадки нечасто подаются в стихотворной форме, обычно это небольшое и лаконичное предложение со спрятанной за ассоциативными словами отгадкой.

Старинные русские загадки (с ответами)

Палят и варят, а не едят.
(Ответ: иʞнǝvɐʚ)

В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут.
(Ответ: ɐdɓǝʚ)

На одном месте мотков двести.
(Ответ: ʞоƍʎvʞ)

Жужжит, жужжит, а с места не улетит
(Ответ: онǝɯǝdǝʚ)

Сяду на хвост, а руками бороду дергаю.
(Ответ: ɐжʁdu)

Рыба в море — хвост на заборе.
(Ответ: ʞɐudǝҺ)

Без начала, без конца
(Ответ: оʞҺǝvоʞ)

В лесу снято, в дому гнуто, а посередке заплетено.
(Ответ: оɯǝmǝd)

В лесу родился, а в доме хозяйничает
(Ответ: ʞинǝʚ)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает.
(Ответ: ɐvɯǝw)

Кто дом стережет?
(Ответ: ʞоwɐε)

Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
(Ответ: ɐʞʚоʞdоw)

Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые.
(Ответ: ǹǝdʎɹо)

Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли.
(Ответ: хоdоɹ)

С виду — красная, раскусишь — белая
(Ответ: ɐʞɔиɓǝd)

Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот.
(Ответ: ɐʞuǝd)

Меня одну не едят, а без меня мало едят.
(Ответ: qvоɔ)

Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует.
(Ответ: оǹņʁ)

Гибкий лес на плечи влез
(Ответ: оvɔıqwоdоʞ)

Стоит копытце полно водицы.
(Ответ: ǹǝɓоvоʞ)

Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю.
(Ответ: ɐǹинqvǝw)

Красненький котик по грядочке ходит, крошечки ронит.
(Ответ: ɐниҺʎv)

Полна коробушка золотых воробышков.
(Ответ: ɐʞҺǝu)

Небо да земля, в середке огонь да вода.
(Ответ: dɐʚоwɐɔ)

Длинная бечева потянулась в облака.
(Ответ: wıqɓ)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.
(Ответ: qɓεоʚɹ)

Спереди носок, сзади рулек, по бокам ручищи, а внутри людищи
(Ответ: ɐʞɓоv)

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале.
Молод был — сто голов кормил;
Сделался стар — пеленаться стал.
Выбросили за окно, и собакам не надобно.
(Ответ: ʞоmdоɹ ņıqнʁниvɹ)

*
Синенька шубенка покрыла весь мир.

( Небо)

*
Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается.
(Небо и солнце)

*
Два быка бодаются — вместе не сойдутся.

(Небо и земля)

*
Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь.

(Горизонт)

*
Вся дорожка усыпана горошком.

( Млечный Путь)

*
Голубое поле серебром усыпано.

(Звёзды на небе)

*
Рассыпался горох на четырнадцать дорог.

( Звезды)

*
Красная девушка по небу ходит.

( Солнце)

*
Белая кошка лезет в окошко.

(Лучи солнца)

*
Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.

( Солнце и месяц)

*
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

( Месяц)

*
Идет лесом — не треснет, идет плесом — не плеснет.

( Месяц)

*
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.

( Ночь)

*
Конь бежит, земля дрожит.

( Гром)

*
Заревел медведь на все горы, на все моря.

(Гром)

*
Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

(Молния)

*
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

( Облако)

*
Крашеное коромысло через реку повисло.

( Радуга)

*
Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет.

( Град)

*
Шел долговяз, в землю увяз.

( Дождь)

*
С неба пришел, в землю ушел.

( Дождь)

*
Без рук, без ног, а ворота отворяет.

( Ветер)

*
Без рук, без ног — под окном стучится, в дом просится.

( Ветер)

*

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.
(Снег)

*
Белые мухи на поле сели.

( Снег)

*
Белая скатерть всю землю покрыла.

( Снег)

*
На дворе горой, а в избе водой.

( Снег)

*
Без рук, без ног, рисовать умеет.

( Мороз)

*
Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.

( Мороз)

*
Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

а пришла молода — весь мост размела.

( Мороз, весна)

*
Белая морковка зимой растет.

( Сосулька)

*
Гуляет в поле, да не конь; летает на воле, да не птица.

(Метель, вьюга)

*
Один льет, другой пьет, третий растет.

(Дождь, земля, хлеб)

*
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.

( Река)

*
Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала.

( Река)

*
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

( Берега)

*
Без поводка бежит.

(Ручей)

*
Между гор, между дол бежит белый конь.

(Ручей)

*
Что слаще на свете?

(Вода)

*
Кругом вода, а с питьём беда.

(Море)

*
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

(Болото)

*
Весной веселит, летом холодит, осенью питает,

зимой согревает.

(Лес)

*
Кого с земли плетью не сгонишь?

(Тень)

Загадки

И. А. Седакова. С.М. Толстая

Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого.
Т. 2. М., 1999, с. 233-237

Загадки — один из древнейших «малых» жанров славянского фольклора, сохранивший значительный пласт общего праславянского (и индоевропейского) наследия и вместе с тем испытавший сильное влияние средневековой слав. книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций. Примером загадки общеслав. распространения может служить загадки о звездах и месяце: рус. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат», укр. «Один чабан тисячi овець пасе», бел. «Поле не змерана, быдла не злiчана, пастух рагаты» и т. п. (общность приведенных загадок проявляется в тождестве семантики и образной структуры). Загадывание загадок — особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о некоем предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Диалогичности речевого акта загадывания соответствует двухчастность текста загадки, состоящего из иносказания (собственно загадка, вопрос) и его расшифровки (отгадка, ответ).

234

В своем происхождении загадки обнаруживают связь с архаическим ритуалом, моделирующим преодоление хаоса и упорядочение состава мира путем обозначения и именования каждого его элемента; с магией слова и мифопоэтической картиной мира; с явлениями языкового табу и тайных языков. Загадки являются одновременно и продуктом, и инструментом языковой категоризации и концептуализации мира, идентификации, сравнения и систематизации его элементов; имеют познавательную, магическую, аксиологическую, дидактическую, игровую функции.

Книжное влияние слав. загадки испытали прежде всего со стороны популярного в средневековье жанра вопросо-ответных произведений типа «Беседы трех святителей» (и далее — духовного стиха о Голубиной книге, ср. «Коя земля всем землям мати, которо море всем морям мати, кое возеро всем возерам мати…» — Стихи духовные. М., 1991:33), а также символико-толковательных книг (азбуковников, лунников, громовников, «Физиолога» и пр.) и других переводных и оригинальных памятников средневековой литературы, таких как «Пчела», «Толковая Палея», «Разумник», повести об Акире премудром, о Соломоне, об Александре Македонском и др.

Ритуальные истоки загадок прослеживаются в сохраняющихся иногда до наших дней регламентациях и запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Обычно оно происходило зимой, после Рождества, в мясоед и особенно — на масленицу (по серб. поверью, тот, кто на масленицу не загадает или не отгадает ни одной загадки, весь год не будет иметь успеха в делах); нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах (у сербов, например, на семейно-родовых праздниках «славы»); иногда этим занимались женщины, пришедшие за водой к источнику и т. п. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста (ср. запрет в это время на пение, танцы и др. увеселения). Сербы Левча и Темнича верили, что нарушившего запрет укусит змея-шарка, в Косово воздерживались от этого ради благополучия скота и мира в семье (загадывание загадок в пост грозило ссорами). Во многих местах юж. Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой; белорусы строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадки, когда овцы начинают котиться. Русские Пермской губ. не позволяли загадывать загадки днем, летом, в пост (иначе коровы не будут возвращаться домой или их задерет в лесу волк; сам заблудишься в лесу и т. п.).

Как правило, старшие загадывали загадки молодым, которые лишь постепенно приобщались к этому искусству; девушки часто вообще стыдились сами произносить известные им загадки и просили это сделать кого-нибудь из старших (серб.). Знатоку загадок приписывались особые способности к тайному знанию, сербы называли его враж, вражар или заумљив. Загадывание загадок нередко носило характер состязания, турнира или испытания: загадки адресовались какому-то определенному лицу, и никто другой не смел за него отвечать. За неумение отгадать загадку предусматривались разного рода наказания, в характере которых проступают следы древних инициационных ритуалов: например, проигравшего под специальные «отгонные» приговоры изгоняли «на мусорную кучу», «под юбку к какой-нибудь малопривлекательной особе», «постирать чулки женщинам села» и т. п., подвергали унизительным действиям (напр., брали сковороду и мазали ему сажей бороду и брови), выставляли на осмеяние или же «присуждали» заплатить штраф — поцеловать кого-то из присутствующих, «полаять на лампу» и т. п. (ю.-вост.-серб.). Ср. мотив награды за верный ответ и наказания за неверный в самом тексте загадки: «…Кто-сто отганет, тому сто рублей; кто не отганет, тому сто плетей».

Загадывание загадок входило в сценарий свадебного обряда, будучи одной из форм ритуального общения между партиями жениха и невесты (при этом загадывает всегда сторона невесты) или разновидностью «тайного» языка. У русских во время свадебного пира жених мог занять свое место рядом с невестой лишь после того, как дружка отгадает предложенные подругами невесты загадки; в первую брачную ночь молодого не пускали к невесте, пока он не разгадает загадок. В Пошехонском у. Ярославской губ. во время сва-

235
товства «продавец» невесты обращался к «покупателю» со словами: «Как ты у меня будешь торговать ~ на загадки или на золоту казну?» И если «покупатель» не умел отгадывать загадок, он должен был платить (КС 1889/27:290-291). В болг. свадебном обряде роль загадывающего загадки принадлежит прежде всего старшему куму, который в форме иносказаний, нередко пользуясь известными загадками, выражает свои желания и распоряжения и таким образом «испытывает» жениха (если жених не отгадывает загадок, его подвергают насмешкам); накануне свадьбы старшие загадывали загадки по очереди жениху и невесте.

В болг. традиции загадыванием загадок сопровождается также ритуал девичьих гаданий с колечком ладуване, совершаемый под Новый год, накануне Ивана Купалы или в др. праздник: в форме загадок девушкам объявляется предсказание судьбы, например: «Половин блюдо на стена виси» (обычная отгадка: «ухо») в данной ситуации означает, что к девушке посватается вдовец.

Загадывание загадок ставилось в один ряд с языческими обрядами и ведовством (ср. запрет Алексея Михайловича: «В бесовские сонмища сходитися… загадки загадывать…»), считалось делом «нечистым», к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки. По укр. верованиям, завлекая людей, они загадывают им загадки и не отгадавших «защекочивают», ср. в песне «Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала» (Чуб.ТЭСЭ 3:190).

В некоторых жанрах фольклора, прежде всего в сказках, обрядовых песнях (колядках, купальских, свадебных и др.), балладах загадки выступают как форма иносказательной речи в связи с мотивами испытания героев, решения «трудных задач» и т. п. Например, в старинной польской купальской («собутковой») песне поется: «Ой, постой, подожди, Касенька, / Ой, у меня есть загадка, я тебе ее загадаю, лелуя! / — Что же я за красная девица. / если загадку твою не отгадаю». При этом загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично; например, в укр., бел. и пол. песнях весьма популярны загадки типа укр. «Ой, шчо росте без кореня, а шчо бiжить без повода, а шчо цвiте без всякого цвiту? — Камiнь росте без кореня, вода бiжить без повода, папорот цвiте без всякого цвiту».

Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п.; единицы времени; растения, животные; человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит по преимуществу предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» — предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Значительно реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» — «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» — «Покойника несут»). Тематическая систематизация корпуса загадок строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной таксономии вещного мира.

Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных реалий, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде и др. присутствуют такие древние и.-е. космологические мотивы, как брачный союз неба и земли (ср. серб. «Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девоjка» — «Небо, земля, ветер, мгла /туман»), как мотив небесного скота и образ тучи-коровы (ср. укр. «Чорна корова небо лиже» — «Туча»), получающий подтверждение в других фольклорных текстах, в верованиях и обрядах вызывания дождя. Тексты загадок содержат мифологические образы мирового древа (ср. «Стоит столб до небес, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи зародышей» — «Год, месяц, недели, дни»), яйца как прообраза мира и источника жизни («Живое родит мертвое, а мертвое родит живое») и многие другие; в них постоянно проводится параллель между макро- и микромиром (ср. «По всей сковороде оладьи, посередке каравай» — «Небо, звезды, месяц»; «Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает» — «Смерть»; и т. п.).

236
Многие загадки, особенно имеющие форму вопроса, дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» — «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» — «Сон»; «Что ниже Бога, а выше царя?» — «Смерть» и т. п.

Структура загадок определяется семантикой и логикой «вопросной» части и отношением отгадки к загадке; для нее характерна несимметричность загадки и отгадки (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот), наличие подтекста, двойной смысл и т. д.

На уровне языковой прагматики различаются загадки-вопросы и загадки-«сообщения», однако это разделение достаточно условно, т. к. «вопросительность» ~ неотъемлемая черта загадки, и если загадка не содержит прямого вопроса, то так или иначе подразумевает вопросительную рамку («Что это такое?») и, следовательно, является косвенным вопросом, требующим ответа словом или действием. Загадки-сообщения» могут иметь разнообразные жанровые признаки: это могут быть побасенки, анекдоты, сказки, песни, игры, каламбуры, «ловушки», головоломки, задачи и др. Они могут иметь форму диалога, прямого обращения одного денотата к другому и т. п.

Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.

Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам. Например, в загадке «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» с отгадкой «небо, звезды и месяц» к обоим объектам (ряду объектов) применимы предикаты «не меряно» (небо, поле), «не считаны» (звезды, овцы), и только третий предикат «рогат» применим к загаданному объекту (месяцу) и не вполне применим к пастуху (в этом заключается необходимый для загадки сдвиг образа). Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.

Главным (но не единственным) приемом загадывания является метафора, которая может относиться как к конкретному предмету или явлению, так и к Целой ситуации, как в приведенном примере. Очень часто в метафорическом высказывании о загаданном предмете опускается упоминание заместительного объекта, например, «Дважды родится, ни разу не крестится, один раз умирает» — «Птица» (субъект не назван) или же оно заменяется местоимением (болт. «Без него не мой ни живия, ни умрелия» — «Имя»), обобщенным наименованием типа девица, молодей,, мужик, пан. баба и т. п. («Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил» — «Дождь»), антропонимом («Стоит Гаврило, замарано рыло» — «Овин»). В болг. традиции весьма распространены «я-загадки», представляющие собой высказывания «от имени» загадываемого предмета: «Я крив и извилист, а если выпрямлюсь, небо достану» — «Дорога, путь»; у вост. и зап. славян они встречаются реже.

В семантическом отношении выбор заместительного образа в загадке оказывается достаточно ограниченным. В частности, обращает на себя внимание преобладание «зоологических» метафор в загадках, относящихся как к предметам и явлениям, так и к живым существам. Например, «вол или бык может одинаково успешно обозначать землю и небо, восходящее солнце, ночь, мороз, гром, дым, огонь, трубу, колокол, сыр, сыворотку и даже… ощипанного
237
гуся! Корова бывает в загадке месяцем, поскольку имеет такие же, как у него, рога, но бывает и ночью, сохой, ружьем, наконец, сосудом с вином». Особое место во всех слав. традициях занимают загадки с двойным смыслом, один из которых обычно — эротический (при этом они предполагают вполне «приличную» разгадку).

Заместительный объект и другие компоненты загадываемой ситуации могут быть также обозначены паронимами («Кутька да Лайка да Пипупочек» — «Кут, лавка и приступочек») или словообразовательно-фонетическими модификациями их обычных названий, например, «Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтун, дву ухтырька» — «Корова»; «В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги» — «Горох и грибы». Для загадок характерна ритмическая организация, звукопись (нередко служащая подсказкой), рифмовка с загаданным словом («Что в избе за фигурки?» — «Печурки»), удвоение с элементами зауми (рус. чики-брики, укр. шайда-байда, серб. шакљец-макљец, болг. гънда-мънда и т. п.). Широко применяется в текстах загадок анаграмма, расшифровка которой и дает отгадку: «Черный конь скачет в огонь» — «Кочерга»; «Утром на четырех, в полдень на двух, вечером — на трех» — «Человек» и т. п.

Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами (известно немало текстуальных совпадений между ними); стилистические фигуры и тропы роднят загадки также с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *