Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
— Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
— Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
Простые правила игры
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Как еще активизировать пальчики
- Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
- Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
- Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
- Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
- Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Пальчиковая гимнастика: пять комплексов упражнений
Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов – пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»).
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
ДЕТСКИЕ СТИХИ
ПРО ПАЛЬЧИКИ
Для малышей
Я на пальчиках считала
И ужасно хoxoтала:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот БОЛЬШОЙ – большой чудак!
Любит хвастать просто так.
Как дела? – спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: – Во!
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ поманит,
Погpoзит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
СРЕДНИЙ палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – сразу шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Хлоп – и в обмopoк комар.
БЕЗЫМЯННЫЙ дотемна
Выбирает имена:
Мальчик-с-пальчик? Фантомас?
Все уж было тыщу раз!
Солнце село, спать пора,
Лучше выберу с утра.
А МИЗИНЕЦ – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю..
***
Пальчик толстый и большой
В лес за сливами пошел
Указательный с порога
Указал ему дорогу
Средний палец самый меткий
он снимает сливы с ветки
Безымянный поедал
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросал.
***
Незаменимый первый пальчик
Придержит ложку и стаканчик.
Он из пяти один такой,
И называется – большой!
Наш второй по счету пальчик
Указательным зовут:
То укажут им на мячик,
То на кнопочку нажмут!
Третий слева, справа – третий,
Самый длинный – пальчик средний!
Можно с пальчиком большим
Научиться щелкать им!
Четвертый пальчик – безымянный:
Для новобрачных – самый главный.
Его никак не величают –
Зато колечками венчают!
Пятый пальчик – наш любимчик,
И зовут его – мизинчик:
Всех помирит и подружит,
Славно нам с тобой послужит!
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
У каждого пальчика своё имя:
Этот мальчик — Семён-большак.
Этот мальчик — Васька-указка.
Этот мальчик — Гришка-серёдка.
Этот мальчик безымянный.
Этот мальчик — крошка Тимошка.
А вот целая семья:
Вот этот пальчик — дедушка.
Вот этот пальчик — бабушка.
Вот этот пальчик — папочка.
Вот этот пальчик — мамочка.
Вот этот пальчик — деточка моя.
Вот и вся моя семья!
У каждого пальчика своя работа:
Большаку — дрова рубить.
А тебе — воды носить.
А тебе — печь топить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Наработались пальчики — устали:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать.
Этот пальчик — прикорнул.
Этот пальчик — уж зевнул.
Спит мизинчик до утра.
Утро! Всем вставать пора!
Шутка «Посчитай»
Один (палец загибается)
пальчик (второй загибается)
два (третий загибается)
пальчика (четвертый загибается)
три (пятый загибается)
с этим (шестой загибается)
пальчиком (седьмой загибается)
четыре (восьмой загибается)
пальчика (девятый загибается)
пятый (десятый загибается).
Стишки и потешки для детей
Стихи для малышей
Серия стихов «Игрушки» Барто
Потешки с картинками
Сергей Герасимов
Сказка для самых маленьких
(для машышей от полутора до трех лет)
(Припев песенки «листики зеленые» сочинила Аня Герасимова в возрасте 1 года и 11 месяцев; сказку о паровозике-трусишке сочинила она же, но уже совсем большая: в 2 года и 5 месяцев. Сказку о мандаринке и бананчике сочинила мама – Лена Герасимова)
Между полутора и двумя годами с ребенком происходит удивительное превращение: он начинает слушать сказки и понимать сюжет. Но сказок для этого возраста написано очень мало. Все, что сложнее «трех поросят», уже выходит за рамки понимания малыша. Конечно, можно рассказывать и разучивать стишки и песенки, но они не заменят сказки, потому что в них нет полноценного сюжета.
В этом возрасте сказки лучше рассказывать перед сном. Но от полутора до трех лет – это около пятисот дней, а если рассказывать по сказке и перед дневным сном и перед вечерним, то вам понадобится примерно тысяча сказок, как
Шехерезаде. К счастью, у малыша будут любимые сказки, которые можно повторять до бесконечности. Двухлетнему ребенку трудно рассказывать сказки, потому что его мир еще очень ограничен – в нем есть мама, папа, игрушки, зверюшки, маленкие детки и знакомые предметы – вот, пожалуй и все. Нет ни принцов, ни королей, ни волшебников, ни змеев-горынычей. Красная Шапочка едва-едва втискивается в этот мир, а вот Золушка уже никак.
Большинсово сказок, собранных в этой книге, лучше рассказывать, чем читать.
Рассказывайте, оставляя лишь сюжет, смело меняйте любые детали – делайте из девочек мальчиков, если нужно, из кошки – собачку, из стульчика – диван. Пусть малыш узнает те предметы, которые лично его окружают каждый день и понимает, что в этом прекрасном мире за каждой мелочью спрятана сказка. Пусть учится фантазировать и любить – в этой книге много сказок, но ни в одной сказке нет агрессии – только любовь, дружба и добро.
Все сюжеты оригинальны; в основном в них обыгрываются ежедневные схемы поведения маленького ребенка, – и малыш приучается сам решать, что хорошо и что плохо. Он сразу применяет это к себе, что можно слышать по коментариям, которые он вставляет тут и там: а я так не буду, а я тоже и пр. Сказки воспитывают, но не навязчиво, потому что не утверждают, а позволяют ребенку выбирать между хорошим и плохим.
В книге есть несколько песен. Их ноты и звучание помещены в MIDI-файлах.
Мелодии предельно упрощены – так, что их можно сыграть одним пальцем на любом инструменте, в том числе на игрушечном. Даже в этой форме удалось написать неплохие песенки. Вы можете сыграть их для ребенка, даже если вы никогда ни на чем не играли. Если у вас нет инструмента, то в магазинах всегда есть игрушки с элементарной музыкальной клавиатурой, и стоят они недорого. В два – два с половиной года ребенок уже может сыграть мелодию или ее отрывок сам. Он уже может правильно запомнить слова и правильно спеть.
1. Сказка о паровозике-трусишке
Паровозик был совсем маленький. Такой маленький, что даже боялся ездить по рельсам. Другие паровозики над ним смеялись. Мама-паровозик его уговаривала:
– Ну прокатись разочек. Смотри, как просто!
Папа паровозик приходил с работы, потом кушал уголька и начинал ругать маленький паровозик. Но ничего не помогало.
– Я боюсь, рельсы такие скользкие, – говорил паровозик, – я поскользнусь и упаду. А если упаду, то больно ударюсь, рельсы ведь такие твердые!
– Трусишка, трусишка! – начали дразниться братики и сестрички, тоже маленькие паровозики. Они все умели кататься по рельсам и ни капельки не боялись.
– Постелите мне на рельсы мягенькое одеяло, – сказал паровозик, – тогда я не буду бояться.
Тогда мама-паровозик постелила на рельсы одеяло. Паровозик осторожно подошел, попробовал одеяло колесиком и сказал:
– Все равно страшно. Все равно твердо. А вдруг я упаду? Постели мне три одеяла.
– Не выдумывай! Ты же не найдешь рельсы сквозь три одеяла! – рассердился папа-паровозик.
– Найду-найду! – сказал маленький паровозик, – скорее стелите.
Тогда мама-паровозик постелила на рельсы три одеяла. Паровозик попробовал одеяла колесиком и все равно нащупал твердые рельсы.
– Нет, я боюсь, – сказал он. – Постели мне десять одеял.
– Ну ты же не найдешь рельсы сквозь десять одеял! – засмеялись братики и сестрички.
– Найду-найду! – сказал паровозик.
Тогда мама-паровозик постелила на рельсы десять одеял. Маленький паровозик попробовал и не испугался, потому что было мягко. Он сделал один шаг, потом еще один и побежал.
– Я не боюсь ехать по рельсам! – кричал он и бежал все быстрее.
– Остановись! – кричала ему мама.
– Остановись! – кричал ему папа.
– Остановись! – кричали ему братики и сестрички, – там же нет рельсов, ты их потерял. Остановись, а то упадешь в болото!
Но паровозик не слушал и бежал до тех пор, пока не залез в болото. А в болоте было много лягушек. Они залезли на паровозик сверху и стали над ним смеяться:
– Ква-ква-ква! Какой смешной паровозик! Он даже по рельсам не умеет ездить!
Ква-ква-ква!
И вытаскивали паровозик из болота целых три дня. За это время он замерз, простудился, начал кашлять и чихать.
Когда паровозик выздоровел, он все таки научился ездить по рельсам. Рельсы были скользкие, вначале он падал и набивал себе синяки. Но он уже не плакал и не боялся, потому что не хотел снова попасть в болото где даже зеленые лягушки над ним смеялись.
2. Сказка о пальчиках
Пальчики жили в маленьком красном домике. На домике были черные и белые пятнышки и он назывался рукавичкой. Все пальчики жили дружно и вместе, только один пальчик не хотел жить со всеми. «Бу-бу-бу», говорил он, «я лучше сам без вас посижу». Был он тостенький и коротенький, а все его называли большим. В маленьком красном домике было очень чисто и не было никаких вещей – как только что-то появлялось, например, бумажка, или палочка, или гвоздик, пальчики сразу начинали с ним баловаться, а потом выбрасывали. Такие они были аккуратные.
Однажды пальчики решили выйти из своего домика. Они сначала выглянули, посмотрели по сторонам, а потом убежали. На улице было интересно играться, но мама их увидела и сказала вернуться. Но они не вернулись в рукавичку, они пошли в другой домик, в карманчик. В карманчике было много всяких интересных вещей: там лежал желудь, лежали каштанчик, старая бумажка, кусочек тряпочки, три цветных шарика и много мусора. Был даже сухой листик и засохший одуванчик.
Пальчики сразу стали баловаться с этими игрушками, а когда им надоело, они снова решили пойти погулять. Но в этот раз мама их не заметила и они гуляли долго.
Они гуляли пока самому маленькому пальчику стало холодно.
– Ой-ой-ой, – он сказал, – у меня замерз носик.
– Иди сюда, – сказали другие пальчики, – мы тебя согреем.
Они стали рядом с маленьким пальчиком и стали его греть.
– Ой-ой-ой, – плакал маленький пальчик, мне все равно холодно, у меня замерз бочек и спинка.
Тогда пальчики позвали своих друзей из другого домика. Другой домик тоже назывался рукавичкой и на нем тоже были черные и белые пятнышки.
– Ура! – сказал маленький пальчик, – я согрелся, – пошли играться и баловаться!
– Нет, – сказал самый длинный пальчик, – я замерз, я пойду домой.
– Нет, сказали другие пальчики, – мы тоже замерзли, мы тоже пойдем домой.
И только толстенький и коротенький пальчик совсем не замерз.
– Бу-бу-бу, – говорил он, – и совсем не холодно.
Но когда все пальчики пошли домой, он пошел вместе с ними.
Пальчики снова пришли в рукавичку. Большой пальчик поискал свою маленькую комнатку но не нашел и решил пока поиграть с другими пальчиками – и остался со всеми.
– Бу-бу-бу, – говорил он, – вместе веселее.