Тренажер для начинающих. Простые слова.
Книга — это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.
Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.
А сколько их — слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.
Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.
То есть в словах есть только одна гласная буква.
ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.
На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.
При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.
Продолжаем отрабатывать навыки чтения.
На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.
В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .
Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.
В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.
Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.
- Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
- Раскрасить.
- Подписать предметы на картинке.
Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, — слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.
Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .
Содержание
Как подготовить тексты для чтения по слогам?
Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.
1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.
2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.
3. Слоги выделяются снизу дугами.
Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.
Тексты для чтения по слогам
Э-то кот Ку-зя.
По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.
По-том кот спал на ди-ва-не.
А мы-ши си-де-ли в нор-ке.
- Имя кота?
- Каковы его действия?
- Почему мыши сидели в норке?
Рыбалка.
У Са-ни бы-ла у-доч-ка.
Са-ня на-ко-пал чер-вей.
Он по-шёл на реч-ку.
В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.
Са-ня ло-вил ры-бу.
- Имя мальчика?
- Чем он занимался?
- Сколько рыбы наловил?
Де-ре-во.
Э-то де-ре-во.
У де-ре-ва ствол.
У де-ре-ва лист.
У де-ре-ва вет-ки.
Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.
Ко-ро-ва.
Ко-ро-ва ест се-но.
Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.
Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.
Ма-ша лю-бит ка-шу.
У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.
Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)
В ле-су.
Де-ти по-шли в лес.
Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.
Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.
Де-ти ис-пу-га-лись.
А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.
Всем ста-ло ве-се-ло.
- Куда ходили дети?
- Что они делали в лесу?
- Кто напугал детей?
Ле-то
Ле-то крас-но-е.
По-че-му о-но крас-но-е?
Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.
Зе-лё-ны-е ле-са.
Го-лу-бо-е не-бо.
Яр-ки-е цве-ты.
Кра-со-та.
На-ри-суй ле-то.
- Почему лето красное?
- Какие леса?
- Какое небо
- Какие цветы?
- Почему тебе нравится лето?
Ко-ло-коль-чи-ки
Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.
По-че-му о-ни по-ле-вы-е?
По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.
Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е
Ли-за гу-ля-ет на лугу.
Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.
У Ли-зы до-ма ва-за.
Там ко-ло-коль-чи-ки.
На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.
- Почему колокольчики полевые цветы?
- Какого цвета колокольчики?
- Где гуляет Лиза?
- Куда Лиза поставит колокольчики дома?
Полное описание
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:
1) для обучения чтению;
2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;
3) для корректировки ошибочных навыков;
4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;
5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)
В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
Возможные варианты:
вариант 1: Б, В, Ж
вариант 2: Г, Д, Ш
вариант 3: З, К, Ц
вариант 4: Л, М, Ж
вариант 5: Н, П, Ш
вариант 6: Р, С, Ц
вариант 7: Т, Ф, Ж
вариант 8: Х, Ч, Ш
вариант 9: Щ, Й, Ц
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Таблица 1 (Б).
Таблица 2 (В)
Таблица 3 (Г)
Таблица 4 (Д)
Таблица 5 (Ж)
Таблица 6 (З)
Таблица 7 (Й)
Таблица 8 (К)
Таблица 9 (Л)
Таблица 10 (М)
Таблица 11 (Н)
Таблица 12 (П)
Таблица 13 (Р)
Таблица 14 (С)
Таблица 15 (Т)
Таблица 16 (Ф)
Таблица 17 (Х)
Таблица 18 (Ц)
Таблица 19 (Ч)
Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.
В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
Так, Н. С. Жукова в своем «Букваре» иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью «бегущего человечка». Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы». Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».
Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой «Обучение детей 5-6 лет чтению». В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:
Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы,
Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,
Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:
Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. «Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ». Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким «длинным» способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).
Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.
Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения — слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память «на движения», комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).
Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
Многократное называние слога взрослым;
— поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
— самостоятельное называние — «чтение» слога.
Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют «песенки» — слоги. Согласная буква может «отправиться в лес за грибами», может «кататься на лифте», может «ходить в гости к подружкам — гласным буквам» и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и «за ручки берутся и поют вместе песенку» (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи — по замыслу авторов пособий.
После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:
Попросите привезти на грузовике «кирпичик» КА, или КО, или КУ и т. д.;
— «превратите» листочки со слогами в конфетки, угостите куклу «конфеткой» КИ, или КЕ, или КО и т. д.;
Разложите слоги на полу, «превратите» ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог ПУ!», а сразу после показа — «Скажи ему, какой это слог»).
Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.
Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не «Прочитай, что написано! «). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: «Это ГО или ГУ?», «ЛЕ? BE? СЕ?». Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога («Г и О, будет… Будет… Будет…»), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают «видеть» в слоге отдельные буквы и пытаются их «складывать», часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, «складывание» слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.
Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!
Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет «строить» сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить «каркас» дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут «стоять на балкончиках»). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги — «кирпичиках» — напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого «кирпичика» в доме (по горизонтали — «этаж», по вертикали — «подъезд»), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.
Фактически Слоговой домик — аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).
Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:
Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);
Чтение цепочек слогов — по гласной (МА — НА — РА — ЛА — ПА -…), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-…);
Чтение слогов с договариванием до слова (КА — каша, КУ — курица,…);
В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых «кирпичиков» — ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.
Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.
При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой… Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.
Слог + картинка
На этапе самостоятельного чтения используется упражнение «Слог + картинка». Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.
Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.
ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово «вата» годится, а «вода» нет, т.к. произносится «вада»).
В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.
Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.
Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов — обратный слог (AM, АН…), закрытый слог (СОН, КОН…), слог со стечением согласных (СЛО, СКО…). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.
Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов — слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА — AM, МУ — УМ, МИ — ИМ и т. д.).
При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ — ВАС — ВАК — ВАР — ВАН и т. д.) или по «причитываемому» согласному (ВАС — MAC — ПАС, МОС — МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА — СКО — СМУ — СПО, СКА — МКА — РКА — ВКА — ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО — скоро, МОС — мост…). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.
Итак, при обучении чтению слога помните!
Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.
Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.
Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.
Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.
Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.
Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.
Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.
В данной статье Вы найдете самые простые карточки для чтения по слогам , в них есть лишь короткие предложения, которые содержат до 5 слов.
Как правильно читать по карточкам: вначале Вы сами читаете по слогам, водя пальцем по читаемому слову, а как только дойдете до слова-картинки , дайте ребенку назвать его. Так ребенок будет все время прикован к картинке и тексту. Это значительно ускорит его обучение чтению по слогам.
Карточки «Читаем по слогам» можно распечатать.
Правила обучения ребенка чтению
Не забывайте поддерживать интерес ребенка к чтению постоянно, но без лишнего давления. Если читаете вслух, читайте ребенку ежедневно небольшие истории, предлагая прочесть вместе то или иное слово , затем фразу , а потом уже и целое предложение .
Читайте названия на банках и упаковках: пусть это станет постоянным занятием — тогда вы очень быстро заметите плоды ваших трудов — ребенок автоматически захочет читать все, что видит: вывески, названия плиток шоколада, названия улиц, надписи на этикетках и ценниках, названия магазинов и так далее. Такое бытовое чтение, с одной стороны, ненавязчиво, а с другой стороны заставляет мозг ребенка активно работать и постоянно искать новые надписи для прочтения.
После занятий чтением и вообще любых уроков устраивайте ребенку разрядку : смех, салки (игра в лова), положительные эмоции, щекоталки, игры в ладошки на скорость, кувыркания и другие подвижные игры должны идти после умственных трудов. Поэтому смело устраивайте час «подвижного дурачества» после уроков.
Если у ребенка нет желания заниматься, предложите ему на выбор 1 задание из 5 разных. Например, в случае с чтением:
- чтение по слогам слов,
- чтение только слогов,
- чтение коротких фраз,
- чтение букв,
- чтение по карточкам.
Если ситуация посторяется несколько раз, посмотрите, что ребенок выбирает чаще: возможно ему трудно даются другие задания? Не торопите его, учите играя.
Запомните! Ребенок всегда будет брать с вас пример, поэтому если вы будете читать книги для себя, а не только для него, он заинтересуется чтением еще больше.
Как слоговая таблица помогает в обучении чтению? Вы спрашивали.
Такой простой прием, как применение слоговых таблиц поможет вашему ребенку научиться читать и развивать технику чтения. Недавно я получила вопросы от моих читателей и теперь отвечаю на эти вопросы. Сегодня мой ответ бабушке, которая при обучении внука столкнулась с такими трудностями:
Знает буквы, умеет складывать слоги, но часто читает машинально, не вдумываясь.
Простые слоги и слова из 3-4 букв освоил, а вот слоги, в которых встречаются несколько согласных подряд, мягкий и твердый знак, й — вызывают затруднения.
Переход от коротких слов к длинным очень трудный. Сбивается и читает медленно.
Наверняка, с такими трудностями столкнулись многие родители на этапе обучения чтению. Как же преодолеть эти трудности и помочь ребенку научиться читать словами и хорошо понимать прочитанное?
Начнем с того, что все в обучении идет от простого к сложному. Поэтому не стоит бросаться сразу в карьер и давать ребенку для чтения длинные слова или тексты. Даже, если он и прочитает слово, то понять смысл будет очень трудно. Не забывайте, что на этапе обучения чтению, ребенок прикладывает массу усилий на прочтение букв и слияние их в слог и слово. Поэтому на понимание у ребенка сил не остается.
И здесь нашему ребенку помогут таблицы, но не простые, а слоговые таблицы. Мы составляем таблицы слогов и ребенок отрабатывает навык чтения по этим таблицам. Сейчас компьютер есть почти в каждом доме, так что больших трудностей не возникнет. Но если вдруг у вас нет компьютера или принтера, то лист бумаги и ручка всегда под рукой. Ребенку не так важно, в каком виде сделаны таблицы слогов, как важно, что они есть и их используют.
Давайте разберем по шагам, как мы будем делать слоговые таблицы.
Таблица простых открытых слогов. Составляем слоги из 2 букв и читаем: МА, ЛУ, ТЫ. Читать можно, как правильно, так и задом наперед, т.е. справа налево, как Вреднючка. Причем, один и тот же столбик слогов читаем не один раз, а несколько дней. Можно повесить таблицу слогов на стену и прочитывать несколько раз в день в разных направлениях.
Таблица закрытых слогов. Составляем таблицу закрытых слогов из 3 букв: ЛОТ, ДЕН, РОБ, ТЫС. Читаем несколько раз в день. Сделать несколько таблиц с разными согласными и периодически таблицы менять.
Делаем таблицы слогов из 4 букв с разным сочетанием согласных: ПАРК, СТОЛ, ТРАВ, МДАЖ. Действуем аналогично. Тренируем умение быстро прочитывать слоги в разном направлении. Не страшно, если у Вас получится слог, который в русском языке не встречается. Пусть ребенок тренируется читать буквы в разном сочетании.
Составляем таблицы трудно читаемых буквосочетаний: СМАЛТ, ТВУРК, ДЖУНК, ТОЛВУ, ЧВАШУ, АРТОЖ и т.д.
Делаем таблицы слогов с Ь, Ъ, Й: ЛЬЁ, СЪЕ, ДЬЯ, ТОЙ, ЛИЙ.
Таким образом, читая такие трудные слоги и буквосочетания, ребенок отрабатывает необходимые навыки, автоматизирует процесс прочтения букв и чтение идет намного легче и лучше. Соответственно, ребенок понимает текст лучше.
Как уговорить или заставить ребенка читать таблицы слогов? Это очень важный вопрос. Если все время принуждать ребенка, то выполняя эту работу без желания, хорошего результата добиться труднее.
Расскажите ребенку о музыкантах и объясните, что для того, чтобы так хорошо играть, музыкант всегда сначала играет гаммы. Так он тренирует пальчики и готовит их к игре. Покажите тренировку по футболу, где спортсмены сначала делают разминку, а потом уже начинают игру. А потом объясните, что для того, чтобы хорошо и быстро читать, нам надо тренировать язычок. Вот давай, мы с тобой будем делать зарядку для язычка. Можно пойти на разные хитрости, чтобы ребенок думал, что он не читает, а тренирует язычок, учит зайчика или мишку, тренирует голос и т.д.
И еще один нюанс. Первый раз читаем вместе с ребенком. Если ребенок забыл, как читаются буквы, не может прочесть слог, не надо напоминать буквы по-отдельности, лучше просто прочитать ему тот слог, на котором он застрял.
Такая работа проводится на начальном этапе обучения чтению. Если Вы думаете, что таблицы потом уже не нужны, то ошибаетесь. Эти таблицы пригодятся вам и позже, когда ребенок уже будет читать для развития техники чтения и внимания. Только работать со слоговыми таблицами будем по-другому. Об этом на вебинаре «5 секретов для продвинутых родителей»
Использование слоговых таблиц для профилактики нарушений письменной речи
Использование слоговых таблиц Лукашенко М. Л. и Свободиной Н. Г. для профилактики нарушений письменной речи в период обучения грамоте
В ряду речевых нарушений учащихся младших классов дисграфия остается наиболее сложным и трудно поддающимся коррекции нарушением.
Количество детей, имеющих проблемы в становлении письменной речи с каждым годом увеличивается. В настоящее время около 50% детей, поступающих в 1-й класс, имеют предрасположенность к дисграфии и дислексии. Дети с ОНР, фонематическим и ФФН испытывают особые трудности в период обучения грамоте. Этим детям не хватает того времени, что отводится программой на знакомство со звуком и буквой, гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими звуками. У этих детей слабо сформировано фонематическое восприятие. Отсюда трудности в овладении письмом и чтением.
Самыми распространенными и трудно поддающимися коррекции видами дисграфии является акустическая (на основе нарушений фонемного распознавания) и дисграфия, связанная с нарушением звукового анализа.
Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме. Частыми ошибками являются замены гласных, даже в ударном положении. Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется в пропусках гласных и согласных, добавлениях и перестановках букв.
В настоящее время, возникновению дисграфии, на мой взгляд, способствует и слишком быстрый темп обучения. Первоклассники слишком рано переходят к написанию сложных слов и предложений. Зрительный образ буквы еще не закреплен, а по программе дети уже должны писать слова и со стечением согласных, и с гласными 2-го ряда, и с разделительными Ь, Ъ.
Диагностическая работа, которую мы проводим с 1 по 15 сентября позволяет нам выявлять детей, имеющих предрасположенность к дисграфии и дислексии уже в начале учебного года. Поэтому работу по профилактике нарушений письменной речи мы начинаем практически с первых дней обучения ребенка в школе.
Слоговые таблицы.
В период обучения грамоте для профилактики нарушений письменной речи мы применяем слоговые таблицы Лукашенко М. Л. И Свободиной Н. Г.
Работа по слоговым таблицам это только часть коррекционной работы по профилактике дисграфии. Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия, обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза и т.д. Т.е. работа по слоговым таблицам это дополнение к основной коррекционной работе.
Следует отметить, что слоговыми таблицы названы условно, т.к. в них представлены не только слоги, но и изолированные буквы, сочетания букв, целые слова.
Работе с каждой слоговой таблицей можно посвятить как отдельное занятие, так и часть занятия. Многие таблицы мы применяем в том виде, в котором они представлены авторами, некоторые из них мы изменили. Таблицы мы применяем и на индивидуальных и на групповых занятиях, и даже успешно проводили эту работу на классе (по просьбе учителя), потому, что встречаются классы, где большая часть детей имеют предрасположенность к дисграфии. Ежедневно в начале урока вместе с учителем проводили 10-минутки письма.
Особенности работы
Слоговые таблицы используются во многих методиках по обучению письму и чтению. Основной особенностью работы с таблицами Лукашенко М.Л. и Свободиной Н.Г. является обязательное обучение ПРОГОВАРИВАНИЮ при письме.
Причем используется исключительно утрированное ПРОГОВАРИВАНИЕ.
На начальных стадиях формирования письма роль орфографического проговаривания
очень велика. По мнению ряда исследователей, даже первостепенна. Именно этот принцип и лежит в основе работы по данным таблицам. Письмо с ПРОГОВАРИВАНИЕМ это не новшество, оно использовалось всегда. Но как бывший учитель начальных классов могу сказать, что специального обучения именно ПРОГОВАРИВАНИЮ при письме никогда не проводилось и в настоящее время не проводится. Учитель может только сказать: «Диктуем себе при письме» и все, дальше дети сами, кто, как может диктуют. Но сам навык ПРОГОВАРИВАНИЯ не вырабатывается и не отрабатывается на последующих уроках. То есть ПРОГОВАРИВАНИЮ, оказывается, нужно специально обучать, потому, что дети этого делать не умеют (вы можете в этом убедиться, если попросите детей диктовать себе при письме, вы заметите, что все диктуют по разному: кто-то по слогам, кто целыми словами, кто по одной букве) Но единых правил дети не знают, в классе их этому не учат. На это у учителя, конечно, есть свои причины: и времени на это программой не предусмотрено, и научить 27 детей проговаривать так, чтобы ребенок слушал только себя, а не соседа по парте тоже сложно (хотя возможно и мы это уже пробовали на всем классе). Для детей, имеющих предрасположенность к дисграфии ПРОГОВАРИВАНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ просто необходимо. В группе, где 5 – 6 человек учителю-логопеду проще задать единый темп работы: на коррекционных занятиях мы не только читаем
хором
, мы еще теперь и пишем
хором.
Темп работы выбираем средний и дети при письме, слушая друг друга, стараются не забегать вперед и не отставать. Это, кстати, положительно влияет на каллиграфию, потому, что обычно небрежно пишут те, кто торопятся. Такие «торопыги» в группе всегда есть и заданный темп письма их сдерживает. При письме с
проговариванием
пропуски, перестановки, замены букв крайне редки.
Как показывает практика, если проговаривания при письме
нет
, то, не смотря на проводимую работу по развитию фонематического восприятия, по звуковому анализу, специфические ошибки все же возникают, потому, что методики, которая бы на 100% помогла избавиться от дисграфии, не существует.
Навык проговаривания при письме можно сформировать только в 1- м полугодии 1-го класса, когда дети еще только знакомятся с письменными буквами и пишут МЕДЛЕННО.
Второй особенностью работы с таблицами Лукашенко и Свободиной является и то, что все звуки авторы разделили на две группы: те, которые можно тянут и петь, — «интонированные», и те которые петь нельзя — «неинтонированные». Причем это касается и гласных, и согласных. Все слоговые таблицы составлены с учетом этого деления. На одном из первых занятий уточняется, что знают дети о звуках, чем отличаются гласные от согласных. Здесь делается акцент на том, что гласные звуки это не только те звуки, которые умеют хорошо петь, (петь умеют и многие согласные), гласные звуки – ртораскрыватели. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает ни каких преград, а когда мы произносим согласные, воздуху мешают губы, или язык, или зубы. Для наглядности сразу детям демонстрируем, как поют гласные звуки: громко, красиво, протяжно и как умеют петь согласные звуки: какие-то рычат, какие-то свистят, какие-то шумят. Многие согласные звуки тоже умеют петь, не так красиво, как гласные, но все же умеют (главное набрать побольше воздуха): РРР, ЛЛЛ, ЖЖЖ, ССС, ВВВ……даже ХХХ, ФФФ.
Буквы «поющих» и «непоющих» звуков не рекомендуется заучивать наизусть.
Ребенок определяет интонированные и неинтонированные звуки только на уровне собственных слуховых ощущений.
Третья особенность – отработка написания слогов и частей слова. Согласна с авторами методики в том, что на начальных этапах обучения грамоте необходимо больше времени уделять написанию и отработке именно слогов и сочетаний букв. Слог в отличие от слова не несет в себе смысловую нагрузку, и ребенку при письме слогов приходится опираться лишь только на свои слуховые ощущения: какой звук слышу — такую букву пишу. Это даже в какой-то степени сложнее, чем писать целые слова (по крайней мере, когда им диктуешь слово, все пишут особо не задумываясь, а когда диктуешь часть слова, дети постоянно переспрашивают: «Вы сказали ТЯ или ТЬЯ? ТРО или ДРО? ОШК или УШК? И т.д.) Т.е. ребенку волей-неволей приходится вслушиваться в звуковые сочетания, а это развивает фонематическое восприятие, что нам и нужно для профилактики дисграфии. В таблицах Лукашенко и Свободиной представлены, как правило, такие сочетания букв, которые являются частями каких-то слов. И мы обязательно оговариваем, в каких словах могут встречаться такие сочетания звуков? И уж если будет отработано написание частей слов, то слово впоследствии ребенок напишет уже без труда.
Методические рекомендации.
—
Ребенок, имеющий нарушения письменной речи или имеющий предрасположенность к нарушениям письменной речи не должен выполнять большие по объему задания, как устные, так и письменные. Рекомендации «больше читайте и больше пишите» ему не подходят. Если заданы большие по объему тексты для письма или чтения, то выполнять задания нужно порционно, с перерывом на отдых;
— Желательно, чтобы ребенок, страдающий нарушением письма, как можно дольше пользовался тетрадью в косую линейку;
— При выполнении домашних заданий нельзя заставлять ребенка сначала писать в черновик, а затем переписывал в тетрадь.
Методические рекомендации:
1. Занятиям по данным таблицам должна предшествовать работа по постановке звуков, если это возможно (либо берутся только неконфликтные звуки). 2. При работе с таблицами параллельно ведется работа по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа. 3. Важно соблюдать системность и последовательность в работе с таблицами. 4. Не завершив работу по одной таблице, нельзя переходить к другой. 5. При чтении всех таблиц начиная с первого занятия одним из основных требований должно быть четкое, даже утрированное артикулирование звуков. 6. Как только начинается обучение письму с проговариванием, все домашние работы (под контролем взрослых) ребенок должен выполнять именно так. 7. Нельзя оставлять без внимания проговаривание с вялой артикуляцией, лучше задержаться на этом этапе и довести навык до автоматизма.
Перед работой по данным таблицам отрабатываются темы:
— Речь. Речь устная и письменная. — — Звуки. Звуки речевые и неречевые. — Звуки речи и буквы. На следующем занятии мы изучаем звуки гласные и согласные. Уточняем, чем они отличаются друг от друга. Какие звуки состоят только из голоса, какие из голоса и шума, какие только из шума, какие звуки умеют петь, какие не очень и т.д.
Известно, что в процессе чтения и письма участвуют анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный. У детей, имеющих предрасположенность к дисграфии, есть сбой и в работе самих анализаторов и в связях между ними. Поэтому особое внимание мы обращаем на артикуляцию. У наших детей и в устной речи, и при чтении артикуляция вялая, нечеткая. Это не способствует установлению прочных связей в системе работы анализаторов. Поэтому при работе с таблицами мы пользуемся исключительно утрированной артикуляцией
ТАБЛИЦА 1
В 1-й таблице представлены буквы интонированных звуков.
Та же самая таблица 1 (рисунок) представлена в виде ряда нот, в которые вписаны буквы. Почему ноты? Потому что буквы интонированных звуков можно произносить длительно, интонированно, «петь».
При назывании звуков нужно следить за тем, чтобы они все произносились длительно, не затухали к концу, а, наоборот, акцентировались по окончании произнесения.
Перед тем как начать обучение письму с проговариванием, необходимо предупредить родителей и учителей, что вначале эти занятия покажутся утомительными малоэффективными и, даже, бесполезными. Но пройдет всего несколько дней, и проговаривать при письме ребенок уже будет легко, а результаты будут видны сразу.
Это действительно так. Элементы автоматизма письма с проговариванием появляются уже на 3—4-м занятии. Самое главное, чтобы ребенок понял принцип такого письма с самого начала. Если он пишет, неправильно проговаривая, лучше задержаться на этом этапе, но добиться полного понимания и правильности письма.
На эту таблицу рекомендуется отводить от 1 до 3-х занятий, но мы всегда останавливаемся немного дольше, потому, что я стараюсь подстраиваться под школьную программу по письму.
Задачи:
1. Уточнение понятия гласных и согласных звуков.
2. Интонированное проговаривание и гласных и согласных звуков за учителем.
(Объяснение необходимости утрированного артикулирования.)
3. Чтение букв в различном порядке с усиленной артикуляцией хором и по одному.
(по столбикам и по строчкам)
4. Объяснение необходимости проговаривания при письме.
5. Проговариванием букв и слогов и написание их в тетрадях.
Порядок работы по таблице:
1. Уточняем, чем отличаются гласные и согласные звуки.
2. Учимся интонированно проговаривать и гласные и согласные звуки за учителем.
(Объяснение необходимости утрированного артикулирования.)
3. Читаем буквы в различном порядке с усиленной артикуляцией хором и по одному.
( по столбикам и по строчкам)
4. Пишем гласные — А, О, У, И, Ы, Э;
Инструкция:
— Сейчас ты будешь писать ту букву, которую я назову. Слушай, как я проговариваю, и говори так же. Как только твой карандаш коснется бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью.
- Пишем согласные — М, Н, С, 3, Р, Ш, Ж… Если ребенок страдает нарушением произношения, берем только неконфликтные звуки.
- Пишем закрытые слоги — АС, ОМ, УЛ, ИН, ЫР…
Инструкция:
— Проговариваешь ту букву, которую пишешь. Пока ее не написал, не начинай проговаривать следующую.
- Пишем открытые слоги — СА, МО, ЛУ, РЫ, ШО…
В этой таблице мы видим гласную букву И. С этой гласной, на данном этапе мы прописываем только закрытые
слоги. Написание открытых слогов с гласной И отрабатывается позднее, так как согласная в этом случае становится мягкой и правила проговаривания здесь немного отличаются, хотя по школьной программе на данном этапе дети уже пишут слово ЛИМОН.
Не следует писать слишком много слогов. Задача данного этапа — понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих таблиц.
Если ребенок испытывает затруднения, нужно проговаривать вместе с ним, пока он не поймет принцип такого письма.
ТАБЛИЦА 2.
Чем эта таблица отличается от первой?
Если в первой были только те звуки, которые при произнесении можно петь, интонировать, то в этой таблице неинтонированные звуки. Их мы произносим четко, отрывисто, с утрированным артикулированием, как будто «Шарик лопнул». Вначале показываем ребенку, как это надо делать.
Здесь представлена таблица, которую рекомендуют использовать авторы. Когда я только начинала работать, я пользовалась ей. Позднее я для себя решила, что лучше сначала отдельно остановиться на буквах неинтонированных согласных звуков, а уже потом – на гласных второго ряда – их мы называем ОПАСНЫЕ ГЛАСНЫЕ. Хотя принцип произношения и тех и других при письме одинаковый.
Порядок работы следующий.
1. Читаем буквы в различном порядке из определенной строки или столбика.
2. Пишем согласные.
Инструкция:
как только ручка касается бумаги, четко и отрывисто произносишь звук и дописываешь букву до конца. Демонстрируется образец: Г, Б, Ц, П…..
3. После того, как в классе будут пройдены письменные буквы Е,Ё,Ю,Я, пишем эти гласные.
Почему буквы Я, Е, Ё, Ю мы при чтении не «поем»? (если их произносить медленно нараспев, то наша рука напишет 2 буквы)
Очень часто дети делают ошибки в написании слов с йотированными гласными. Если обычный подход, когда учитель дает фонетический разбор этих гласных, не помог, значит, надо идти другим путем. При письме в момент проговаривания ребенок не тянет эти гласные, произносит их так же отрывисто, как и неинтонированные согласные. Таким образом, он избегает провокационной ситуации и ошибок типа: ЛЮУБА, МЯАЧ.
Инструкции те же, что и при написании согласных.
4. Пишем слоги в следующем порядке:
- АК, ОТ, УД, ЭГ, ЫТ…
- ЯМ, ЕС, ЁР, ЮН…
- ЯЦ, ЕК, ЁТ, ЮЧ…
- КА, ТО, ДУ, ГЭ, ТЫ…
Инструкция:
как только начинаешь писать слог, проговаривай его полностью.
Необходимо избегать попыток детей тянуть согласный или несколько раз его проговаривать: ДДДО.
- КОТ, ТОК, ГОД, ДУБ, ….
Открытые слоги с йотированными гласными (МЯ, ВЕ … ) мы на этом этапе не пишем. Эта работа впереди.
У детей очень часто встречаются ошибки в написании мягких согласных, поэтому эти упражнения прорабатываются отдельно и более углубленно. Эта работа будет проведена позже.
ТАБЛИЦА 3.
Это смешанная таблица. В ней буквы как из 1-й таблицы, так и из 2-й. На базе этой таблицы закрепляется навык письма с проговариванием отдельных букв.
Задача: правильно назвать букву, с усиленной артикуляцией. Мы не заучиваем наизусть, какие звуки тянем, какие — нет. Добиваемся, чтобы ребенок понял это на уровне ощущений.
Порядок работы.
1. Называем буквы в любом порядке;
- указывается столбик или строчку;
- «вслепую» — куда попадет палец;
- по типу игр с фишками, дети называют ту букву, на которую выпадет ход;
- Если ребенок правильно называет все буквы, переходим к письму.
Здесь нет нужды писать слоги. Проверяем, насколько точно усвоил ребенок написание букв с проговариванием.
На эту таблицу уходит часть занятия 10—15 минут.
ТАБЛИЦА 4.
В этой таблице представлены закрытые слоги самых разнообразных слов. Отработка написания этих слогов с утрированным проговариванием является одним из элементов коррекционной работы не только при дисграфии, но и при дизорфографии.
Когда мы доходим до 4-й таблицы, то детям я раздаю их только для чтения
, потому, что большинство детей печатные буквы знают, читать умеют. Мы читаем по столбикам, по строчкам, учимся проговаривать. Прежде, чем приступать к письму таблицы собираю и диктую выборочно, потому, что к тому времени, когда мы начинаем работать по этой таблице, не все письменные буквы пройдены.
Порядок работы
1. Читаем слоги по строчкам, не спеша, четко и утрированно проговаривая все звуки. Особенно нужно делать упор на последний звук. Не оглушать звуки. Читать так, как написано.
Количество строчек, прочитанных без ошибок, — рабочая «единица чтения» в этой таблице. Обычно это составляет 2—4 строчки. Большее количество материала для работы давать нецелесообразно.
Во втором варианте этой таблицы выбираем рыбок.
- После чтения приступаем к письму. Под диктовку ребенок пишет с проговариванием серии по 7—10 слогов (количество слогов зависит от тяжести нарушения и работоспособности).
Затем предлагаем отгадать — от какого слова могли «оторваться» эти две буквы.
Записываем только односложные или двусложные слова без стечения согласных и без мягких согласных.
- Теперь можно записать те слова, где эти две буквы стоят в середине. ОВ — сОВа.
- Термин «слог» специально не употребляется на стадии поиска и записи слов, потому что совсем не обязательно эти две буквы будут в слове слогом.
Например:
АБ — крАБ, ОВ — сОВа.
На эту таблицу уходит 3—5 занятий. Если ребенок почти не делает ошибок при чтении и письме, можно значительную часть упражнений давать для домашних заданий (но под контролем взрослых).
ТАБЛИЦА 5.
В таблице открытые, прямые слоги. К этому занятию ребенок уже должен понять принцип письма с проговариванием и в основном правильно писать слоги.
Таблица разделена на две части. Вначале работаем по первому варианту таблицы.
В первой — слоги с интонированными согласными, которые можно «пропеть». Во второй — с не интонированными согласными, которые «петь» невозможно.
Порядок работы.
1. Отработка чтения и письма слогов из первой части таблицы.
Читаем по одному слогу, по строчкам. Затем пишем эти слоги (частично эта работа уже велась). Следим за правильностью проговаривания.
- Задание: найти спрятанные в первой части таблицы слова и записать их с проговариванием: ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ…
- Предлагаем вспомнить слова, частью которых являются слоги из данной таблицы (слова только двусложные). Например: ЛЫжи, фаРЫ, ЛУжи, Зубы, ШУра, РУка.
- Задание: найти картинки, в названии которых «спрятались» наши слоги.
- В такой же последовательности проводится работа по второй части таблицы. Делается это уже на следующем занятии.
Убедившись, что написание с проговариванием слогов и двухсложных слов усвоено, переходим ко второму варианту таблицы ее «дикарскому варианту».
У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, часто нарушена слоговая структура слова, им трудно воспроизвести ритмический рисунок слова. Они не чувствуют ударения в слове, а значит, впоследствии неизбежны ошибки в написании безударных гласных. Чтение часто носит «угадывающий» характер. При выполнении определенных упражнений «угадывание» исключается. Ребенок вынужден удерживать свое внимание на читаемом «слове» до конца. А также, что немаловажно, включить свое воображение.
— Представим себе, что мы, например, папуасы. Наш язык непонятен окружающим, но мы-то с вами понимаем друг друга прекрасно. Вначале потренируемся. Собираем папуасские слова из двух слогов. Читаем слова на папуасском языке с ударением на первый слог: СЫмо, НУлы, СЭжу… (дети читают по образцу по очереди или хором) В данном случае угадывание при чтении, действительно, невозможно, т.к. так называемые слова не имеют смысла.
Затем меняем ударение. Можно увеличивать «слово» до трехсложного.
Также можно эти «дикарские слова» писать (но только из двух слогов). При этом следим за правильностью проговаривания.
Затем мы учим дикарей нашему родному русскому языку: составляем из слогов русские слова: ШАРЫ, СОМЫ .
ТАБЛИЦА 6.
Эта таблица, как и третья, является контрольной.