Технология в школе для мальчиков

Для школьника уроки труда — всегда долгожданная радость. Ведь именно на таких занятиях можно найти в себе скрытые таланты и продемонстрировать педагогам неиссякаемый запас креативности.

Трудовое обучение в школьных стенах — это оригинальный способ самовыражения для всех представителей подрастающего поколения и возможность обрести практические навыки, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Для каждого класса на уроках труда предусмотрено следование определенной учебной программе, утвержденной департаментом образования. В начальных классах базовые основы труда удается освоить за счет создания эксклюзивных авторских подделок.

Краткое содержимое обзора:

Инструктаж по конструированию поделок

Четкие фото поделок на урок труда выступают в качестве своеобразного путеводителя школьников, благодаря которому можно рассмотреть инструкцию пошагового создания того или иного творческого шедевра.

Такие фото активно эксплуатируются опытными преподавателями на уроках, чтобы школьники имели перед глазами иллюстрированный пример выполнения задания.

На фотографиях можно рассмотреть последовательность операций, которые приведут к готовому результату.

Цели создания поделок в рамках трудового обучения

Самобытные поделки на уроках труда в 3 классе позволяют решить важные задачи, в частности:

  • раскрыть безграничный творческий потенциал;

  • расширить кругозор;

  • научить детей работать руками.

Нюансы организации уроков труда в начальных классах

Вступительная часть самого первого урока в 3-м классе проходит в ознакомительной форме. Учитель подробно рассказывает воспитанникам о неукоснительном соблюдении правил техники безопасности при обращении с разными материалами, в том числе:

  • бумагой;

  • деревом;

  • металлом;

  • пластиком.

Школьники должны быть полностью посвящены в теоретические аспекты использования инструментов, после чего могут смело приступать к практике.

Этапы создания поделок из деревянных материалов

Создавать поделки из дерева на уроках труда желательно из цельного массива. Следует избегать использования клееного щита, который может расслоиться под воздействием шлифовки.

Многоступенчатый процесс конструирования такой подделки проходит в несколько этапов:

  1. рисование на бумаге всей будущей поделки с четким разграничением на отдельные пронумерованные детали;

  2. разрезание рисунка по линиям на фрагменты;

  3. обведение каждого элемента с помощью карандаша;

  4. выпиливание обведенной фигуры;

  5. стесывание острых краев;

  6. обтачивание с применением шлифовального станка.

Вариации поделок на деревянной основе

Процедура выпиливания сопровождается привлечением стандартной дрели, которая присутствует в школьных кабинетах труда.

Ученику следует аккуратно придерживать рукоятку во время перемещения устройства по линиям намеченного рисунка. Мельчайшие детали композиции можно выпилить с помощью задействования тонкого сверла.

Дерево как натуральный материал придает поделкам добротный вид, благодаря чему такие изделия могут стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека.

Излюбленным фаворитом школьников стали так называемые «слоеные» поделки, которые умело сконструированы из нескольких слоев деревянного выпиленного щита, искусно уложенных друг на друга. Можно собрать деревянную корову или медведя.

Особенности изготовления поделок из бумаги

Восхитительные бумажные поделки на уроке труда в маленьких ручках могут превратиться в настоящий шедевр дизайнерского искусства. Особую актуальность приобретает создание поделок подобного формата с приходом новогодних праздников.

Из белоснежной бумаги, отличающейся высокой плотностью, дети делают потрясающие игрушки для ёлки, а также снежинки и игрушечные ангелочки. Именно так с юных лет у них развивается необыкновенный талант декораторов.

Бумажные материалы выступают в качестве подручного средства для изготовления своеобразного миниатюрного букетика-веера.

Бумагу складывают гармошкой и на ее верхнюю кромку аккуратно наклеивают розы или тюльпаны, вырезанные из цветного картона.

Из бумажных ленточек девочки на трудах плетут трехмерные корзиночки, которые можно впоследствии подарить мамам и бабушкам на 8 марта или любой другой праздник.

С помощью бумаги можно смастерить уникальные поздравительные открытки для всей семьи.

Детские поделки на школьные конкурсы

Талантливые школьники делают лучшие поделки на уроки труда, которые потом попадают на региональные и международные конкурсы, получая самые высокие оценки со стороны экспертов в сфере рукоделия и искусства.

Заслуженные победы на конкурсах удалось одержать:

  • роскошным картинам, нарисованным масляными красками;

  • изящным фигуркам, вылепленным из глины;

  • забавным зверушкам, сделанным из дерева и пластилина;

  • аппликациям и венкам из осенних листьев.

Рекомендации для родителей школьников

После окончания стандартного урока труда учитель дает ученикам домашнее задание, которое необходимо выполнить самостоятельно. Иногда задача оказывается слишком сложной и поделка детям в школу становится проблемой, которую приходится решать родителям.

Самодеятельность родителей и стремление помочь может оказаться медвежьей услугой. Поступая таким образом, мамы и папы лишают своего ребенка возможности проявить себя.

Ведущие педагоги и психологи со стажем рекомендуют родителям не делать всю поделку за ребенка. Достаточно просто давать подсказки, когда требуется помощь.

Создание поделок на уроках труда — это начало большого и длинного творческого пути для любого школьника, которому еще пригодится креативный талант в профессиональной жизни.

Фото поделок на урок труда

0 Пожалуйста, сделайте репост;) 0

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель — новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.

В последнее время родители ни раз отмечали, что уроки технологии в школах устарели. Жизнь идёт вперёд, а трудовое воспитание топчется на одном месте, в большинстве школ не обновляется оборудование, не внедряются более современные технологии.

«Черёмуха» решила выяснить, так ли это на самом деле? Что изменилось в уроках труда-технологии за последнее время кроме названия, как повлияли на них стандарты, в рамках которых живёт школа?

— реклама на сайте:медиакит|контакты —

ЧТО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

Чтобы дети вышли из школы в буквальном смысле универсалами.

Николай Соловьёв, папа 12-летнего Антона и 14-летней Наташи: «Девочки умели бы готовить не тривиальные блюда типа бутербродов и салатов, а более сложные, освоили бы кройку и шитьё, основы ведения домашнего хозяйства, были психологически готовы к созданию семьи. Мальчики знали бы дерево- и металлообработку, стали технически подкованными. Было бы хорошо, если б дети владели медицинскими знаниями».

С одним согласна – основы медицинских знаний в человека нужно закладывать с подросткового возраста. Но делать это должны специалисты. Но почему бы перечисленные выше знания не заложить в ребёнка родителям? Но реалии современности таковы, что почти половина детей в каждом классе – из неполных семей. Отсутствуют, как правило, папы. Девочкам основы ведения домашнего хозяйства мамы, бабушки ещё могут показать, объяснить. Как быть с мальчиками? Нагрузка падает на учителей технологии. А в полных семьях родители озабоченные зарабатыванием денег, практически не видят своих детей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Учителя технологии считают, что сегодня сложился стереотип относительно уроков технологии, который нужно ломать. Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. По крайней мере в тех школах, где удалось побывать во время подготовки этого материала. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений – черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Например, восьмиклассники в рамках региональной программы профессиональной подготовки школьников изучают современные отрасли и производства Ярославской области, вузы и учебные заведения региона.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков по усмотрению учителя.

Проблема как раз в том, кто будет продвигать современные направления в школах города? Средний возраст учителей технологии – порядка 45 – 50 лет. К тому же, молодых специалистов, желающих пойти работать в школу, не очень много. Сложился стереотип, что здесь мало зарабатывают. Но при хорошей загрузке учителя можно получать среднюю зарплату по городу. Плюс отпуск летом — 56 дней, три раза в учебном году каникулы. Есть и социальные гарантии. Существует региональная программа ипотечного кредитования для покупки жилья молодым специалистам.

Фото из личного архива Станислава Матчина

Педагоги уверены — нужно возрождать престиж профессии школьного учителя и как можно скорее, рассказывать о её плюсах, пропагандировать среди подростков и родителей. Может, и не стоит ждать молодых специалистов из педуниверситетов? В Рыбинске есть свой технический вуз. Почему бы не ввести педагогику в программу обучения студентов как курс по выбору? А после окончания учебного заведения привлечь их для работы в школы.

О том, что в современном мире уроки технологии меняются, рассказала и Галина Чепурина, учитель технологии средней общеобразовательной школы № 12 имени П. Ф. Дерунова: «Мы работаем по программе Ирины Сасовой, в основе которой лежит метод проектов. И дети выполняют свои работы от идеи до воплощения. Если раньше на уроках труда девочки шили салфетки, и у всех они получались практически одинаковые, то сейчас всё по-другому. Недавно мы выполняли проект по театральной кукле – и у каждого ребёнка она получилась своя, кто какую захотел и выбрал для себя».

Галина Алексеевна показала несколько проектных куколок – смешариков, другие сделаны из обычных ложек, третья похожа на планшетную куклу для настоящего театра кукол.

Галина Чепурина: «Выполнив проект, дети представляют результаты своей работы – кто-то просто рассказывает технологию изготовления, а кто-то готовит целый спектакль. Разве это не интересно»?

Одинаковой остаётся только технология изготовления вещей – снять мерки, освоить швы. Но главную роль играет именно творчество.

Лилия Гладкова, учитель технологии средней школы № 26: «Новые стандарты мне больше понравились, потому что дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей. И дети за проекты берутся с большим интересом. Наша цель как учителей – познакомить девочек с новыми веяниями прикладного искусства, расширить их кругозор. Мы сейчас изучаем интерьер дома, даже формирование семейного бюджета. И чем только не занимаемся – вяжем крючком, на спицах, шьём различные изделия, делаем картины в стиле батик. С появлением интернета у ребят сейчас больше возможностей – увидели что-то там, а на уроках мы это делаем. Даже щи варим виртуально. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии».

Фото из личного архива Станислава Матчина

А что же у мальчиков?

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 12 Станислава Матчина, который в этом году стал победителем рыбинского этапа конкурса «Учитель года». Подставки под цветы, планшеты и сотовые телефоны, записные книжки из устаревших компьютерных материалов – дискет, богомолы из «начинки» лампочек накаливания, наборы для ухода за комнатными цветами, часы из старых пластинок, модели самолётов, деревянные чёртики для Хэллоуина. Мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

С девочками осваивать азы кулинарии, изучать кройку и шитьё легче. В каком плане? Материалы не такие дорогостоящие. Не спорю, швейные машины, электроплиты, посуда тоже стоят денег, но это гораздо дешевле, чем приобретение металла, древесины и соответствующих станков, инструментов и приспособлений для уроков технологии у мальчиков.

Сергей Занин, учитель технологии у мальчиков средней общеобразовательной школы №26: «Уроки технологии в школах – удовольствие дорогое. Они «съедают» порядка 40% средств от всего предметного обеспечения. Сегодня стоимость школьного токарно-винторезного станка – примерно 240 тысяч рублей плюс в 50 тысяч выльется его установка и подключение. А ещё стоимость инструментов и приспособлений. Поэтому часы на работу с металлом сокращены. Стало больше времени уделяться декоративно-прикладному творчеству».

Сергей Николаевич показал образцы изделий из древесины и металла, которые они делали и делают с мальчиками на уроках технологии. У современных ребят изделия получаются более простые, чем у детей в 80-90-е годы. Причина — проблемы с материально-техническим обеспечением. Оборудование и инструменты изношены, а на приобретение новых средств, как всегда, не хватает. В своё время предприятия оказывали помощь школам и инструментами, и станками.

Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы, специалисты, в конце концов. Сегодня, к сожалению, нет преемственности среди педагогических работников. Ведь и учитель, прежде чем дать ребёнку знания, сам должен уметь работать на станках и руками. В настоящее время не хватает учителей технологии для мальчиков. В некоторых школах этот предмет у них ведут женщины. Чему они могут научить мальчишек? Да, теоретические знания по учебнику они дадут, но самое главное – практика, на которую по программе отдаётся 75% учебного времени.

Фото из личного архива Станислава Матчина

Сергей Занин: «Я считаю, что мы должны научить ребёнка работать руками и дать азы работы различными инструментами, на станках. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Если нам немного углубиться в историю. Вы знаете, что впервые трудовое обучение в немецких школах ввёл Бисмарк. И упор был сделан именно на ручной труд. После чего Германия стала быстрыми темпами развиваться, как индустриальная страна. И развивается до сих пор. По её примеру пошли Франция, Англия, США. Наша страна в начале XX века была одним из лидеров по ручному труду, в то время работало около 5 тысяч преподавателей».

После нашего разговора подхожу к мальчишкам, которые только что на уроке технологии осваивали электрическое дело. Судя по горящим глазам, им это нравится.

— Чем бы ещё хотели заниматься на уроках технологии? – допытываюсь у них. Ребята только заулыбались и побежали на перемену. Им на помощь пришёл Сергей Николаевич:

«Наша цель – привить любовь к труду, заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Но для этого нужны материалы, инструменты, станки, конструкторы».

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РГАТУ

Если отойти от стандартов, какими могут быть уроки технологии в школе? Этот вопрос «Черёмуха» адресовала одному из преподавателей Рыбинского государственного авиационного технического университета. У него своё видение, довольно оригинальное.

Андрей Печаткин, заведующий кафедрой радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТУ, кандидат технических наук: «На мой взгляд, можно пойти и в более интересные сферы, например, робототехнику, которая объединяет в себе многие области знаний. И заниматься этим могут как девочки, так и мальчики. На первом этапе ребёнок конструирует своего робота. Какую функцию он будет выполнять – зависит только от его фантазии. В данном случае дети обращаются к такой области знания как механика. Создали объект. Теперь в него нужно «вдохнуть» жизнь, чтобы робот смог выполнять простейшие команды – двигаться в разных направлениях, поднимать руки, брать что-то. Здесь уже «вступают» в дело такие науки, как программирование, информатика. После чего его можно сделать более изящным – с помощью 3D принтера придать форму. В данном случае дети уже осваивают системы автоматизированного проектирования. Робота можно сделать разноцветным».

Современная техника, которая, кстати, безопасна для ребёнка, позволяет это сделать. Кроме того, робот может быть радиоуправляемым. И пусть эти игрушки растут вместе с детьми. И можно устраивать соревнования – у кого робот быстрее преодолеет препятствия, доберётся из точки А в точку Б — фантазировать до бесконечности. Но можно создавать и более реальные устройства для нужд школы, например, тепловизоры — устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. С их помощью фиксировать, происходит ли утечки тепла в школе, исследовать тело человека и животных, растения, ответить на вопрос, что происходит с проводником, когда через него проходит электрический ток.

Что потребуется для создания роботов? Типовые наборы для их создания, компьютер и программное обеспечение, дизайнерские программы и 3D принтер – всё, к слову, сегодня возможно приобрести.

***

К чему приведёт сокращение часов на уроки технологии в школе? Наверное, к тому, что дети всё меньше будут работать руками. Всё, что нас окружает – создано трудом и руками. Труд – основа жизни человека. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребёнка человека.

  • Светлана Бакунина

Починить кран, повесить на стену полку, даже просто заменить перегоревшую лампочку самостоятельно сегодня могут далеко не все молодые люди. Почему этому не учат в школе?

Куда пропали скворечники?

Уроки труда, или технологии, не относятся к базовым предметам в школе – по ним не сдают экзамены, а в неделю на этот предмет уделяют около 2 часов. Однако знания и умения, которые дети получают на занятиях, пригождаются в жизни.

«Я до сих пор вспоминаю, как мы в школе уже в пятом классе сами себе шили юбки, которые с удовольствием потом носили, – рассказывает жительница Новосибирска Ольга Перова. – В старших классах учились варить борщ, делали винегрет и котлеты, пекли печенье, торты. А ещё вышивали и вязали крючком – до сих пор те салфетки украшают книжную полку».

Каково же было удивление Ольги, когда недавно для урока технологии учительница её сына попросила закупить цветные нитки, бисер и пяльцы. «Сказали, бисероплетением в четвёртом классе все должны заниматься – и мальчики, и девочки. Разве это правильно? Я думала, они скворечники строгать научатся или кормушки, как мальчишки во времена моей школьной юности, а они будут учиться стежки делать. Зачем?»

В другой школе города ученики четвёртых классов на уроках технологии тоже делают одинаковые задания. Но вместо бисера и иголок с нитками у них цветная бумага и пластилин. «В свои 10 лет сын возится с ним и в школе, и дома, – сетует мать мальчика Ирина Шмемлер. – Он лепит фигурки, делает какие-то картинки из пластилина. По-моему, это уровень старшей группы детсада, но никак не 10-летних мальчишек».

Логопед Анастасия Сердюкова опасений родителей не разделяет. По мнению специалиста, такие занятия младшеклассникам, наоборот, идут на пользу. «Сейчас очень много детей с нарушениями речи, – поясняет Анастасия. – Занятия лепкой, бисероплетением, аппликациями с мелкими элементами декора развивают мелкую моторику, что помогает сделать речь более чёткой».

Вместо молотка – роботы

Новость по теме Омбудсмены вступились за школьника, который подделывал оценки Традиционно раздельные уроки труда начинаются в школе с 5 класса. Девочек с этого возраста учат быть примерными домохозяйками, а мальчишек – мастерами на все руки. Но оборудование для мужских уроков технологии во многих школах не меняют десятками лет, и постепенно станки приходят в негодность.

«В прошлом году сын с одноклассниками в школе делал поделки из дерева: подставки под карандаши, вешалки, – рассказывает мама семиклассника Марина Михальчик. – Но потом у них сломался единственный станок, починить его не могут уже несколько месяцев. В этом году даже не знаю, что они делают на «трудах», по-моему, их просто заменили физкультурой».

Чем именно будут заниматься школьники на уроках технологии, определяют федеральные государственные стандарты школьной программы. В декабре 2018 года Министерство просвещения РФ утвердило новую концепцию. Теперь больше внимания на занятиях преподаватели будут уделять цифровым технологиям – например, изучению робототехники, а вот ручного труда станет ещё меньше.

Причин в пользу модернизации уроков технологии немало. Одна из них – в изменении отношения к детскому труду в обществе. Ведь ученики сейчас даже генеральную уборку в классе сами не делают.

«Завуч рассылает сообщения родителям с просьбой прийти помыть в школе панели и парты, – рассказывает мать четвероклассника Наталья Гамова. – Причём я должна выкроить время в середине дня, отпроситься с работы. Это просто перебор, я в детстве на генеральную уборку сама ходила».

Ещё одна причина заменить станок и молотки на роботов и компьютеры – техника безопасности.

«Сегодня учителя настолько запуганы мнительными родителями, что лишний раз стараются не рисковать здоровьем ребёнка, – признаётся учитель технологии одной из новосибирских школ Татьяна Скороходова. – Во втором классе моей школы на уроках труда мальчишки и девчонки учились пришивать пуговицы. Так через неделю в группе, где общаются родители, одна из мам написала: «Сын исколол иголкой все пальцы. Куда можно пожаловаться?» А если бы у ребёнка не иголка была, а дрель или молоток? Так что пусть с инструментами обращаться его дома отец учит».

Правда, чтобы на уроках труда дети осваивали новые технологии, школам потребуется новое оборудование, а учителям – новые знания. Кроме того, неизвестно, как отразятся перемены на школьниках. Возможно, в будущем молодёжь потеряет элементарные навыки домоводства.

Нажимать кнопки и так умеют

Сопредседатель регионального отделения движения «В защиту детства» Наталья Щетилова считает, что уроки технологии в школах нужно менять, но не в ту сторону, в которую предложили на федеральном уровне. «У современных детей, по-моему, и так проблема с чрезмерной увлечённостью компьютерами и гаджетами. Зачем их ещё дополнительно этому обучать? Нужно вернуться к прежней форме – урокам труда в школах и проводить их для мальчиков и девочек раздельно. Мальчишек нужно учить работать с инструментами, девчонкам преподавать домоводство. Это ведь те предметы, которые учат школьников вести домашнее хозяйство, готовят к семейной жизни. У нас и так многие мужчины не готовы работать по дому, чаще сидят и «технологиями» после работы занимаются – в игры компьютерные играют или пультом от телевизора щёлкают.

К молодому поколению у меня тоже немало вопросов. Посмотрите, как выглядят сегодня многие юноши-подростки и старшеклассники: на голове уложенная гелем причёска, одеты они в укороченные узкие штанишки и кеды, при этом даже в мороз ходят с голыми щиколотками. На такие «подвиги», в ущерб своему здоровью, раньше только девушки-модницы могли пойти, и то не каждая. Теперь парни тоже стали жертвами моды. Но у них другая функция в жизни – быть защитником, отцом и хозяином. Уроки труда в классическом понимании могли бы настроить их на нужную волну.

К сожалению, многие процессы, которые сейчас происходят в школьном образовании, иначе как диверсией не назовёшь. Те же уроки труда – зачем уравнивать мальчиков с девочками? Да и обучение девочек изменилось. Стало больше теории вместо практики. Например, недавно мне попал в руки современный учебник по технологии, рассчитанный на средние классы. Задания, которые там перечислены, обескуражили: написать творческий проект «Юбка» или проект «Блинчики лакомка». А приготовление блюд преподносится как нечто уникальное и сложное, а не как каждодневное занятие женщины».

С пользой для дома

Председатель Новосибирского регионального отделения «Всероссийского родительского сопротивления» Александр Коваленин высказал своё мнение: «Отдельно от родителей я начал жить вскоре после школы, в студенческие годы. Обустраивать квартиру приходилось самому. Помню, своими руками смастерил книжную полку. Этому меня научили ещё в школе, на уроках труда. Конечно, сейчас мебель покупают в основном в магазине, нет необходимости самому всё строгать, пилить и красить. Например, умение делать табуретки, которое мне дали в школе, в жизни не пригодилось. Но образование – не только прикладные навыки, оно должно давать некую базу знаний и определённое мироощущение. На «трудах» меня научили не бояться держать молоток в руках и привили потребность самому делать что-то нужное и полезное для дома. Так что занятия в такой форме для мальчишек-школьников просто необходимы».

По дороге в реальность

Уроки технологии в школе у мальчиков и девочек 5-8-х классов проходят в отдельном здании, оставшемся ещё от старой школы (а львовской школе, напомним, уже больше ста лет). Кстати, прошлым летом благодаря поддержке депутата ЗСК Андрея Куемжиева и выделенным из краевого бюджета средствам здесь удалось обновить кровлю и тем самым спасти помещения.

Отправляясь во Львовское, мы, конечно, знали о том, что министерство просвещения имеет серьёзные планы по обновлению содержания предмета «технология» в школах страны. От современного человека требуется, чтобы он не только владел трудовыми приёмами, но и имел представление о технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентировался в мире профессий, говорят разработчики проекта «Современная школа». Для этого нужно будет оснастить школы современным дорогим оборудованием, подготовить педагогов.

А пока реальность такова: не каждая школа может похвастать тем, что есть в той же львовской 27-й. Для многих детей перейти из виртуального мира образов в реальный мир объектов, которые они создают своими руками, — возможность не школьного профиля, скажем так. С другой стороны, простые навыки, которые, несмотря на наступление высоких технологий, необходимы в повседневной жизни, родители не успевают (или не хотят) прививать своим детям. А жизнь штука такая, она потом обязательно спросит. Педагоги спорят, каким должен быть урок технологии будущего. И многие убеждены, что, стремясь к качественному обновлению, нельзя просто взять и выбросить за борт школы трудовые навыки.

Мальчики — налево, девочки – направо

Сначала к мальчикам. С интересом осматриваемся в школьной мастерской. Здесь шумно, но не от разговоров ребят, а от работы инструментов и станков. Рабочее место у каждого — видавший виды, но вполне функциональный столярный верстак. Вспоминаю, как в школьном детстве несколько раз заглядывала в мастерскую к мальчишкам-одноклассникам. В такие моменты всегда с удивлением отмечала, что наши ребята, которые на математике, физике и литературе любили балбесничать, паясничать и бездельничать, здесь, в рабочем беспорядке, становились такими серьёзными. Глаза на мгновение поднимут, взрослые такие глаза: «И чего вам, девчонкам, здесь надо?». У них было дело. Да, этим делом могла быть, например, простая табуретка, щётка или ещё что-то. Но они за него отвечали. И ещё был хороший учитель.

И здесь каждый сосредоточен на своём деле — обтачивают, режут, выпиливают… Как рассказала директор школы №27 Оксана Владиславовна Замалядинова, их школа включилась в акцию «75 добрых дел» в честь юбилея Победы. И вот сейчас на уроках технологии мальчишки делают трости для пожилых людей.Детские работы размещены по всей мастерской, даже на потолке

Не первый год они своим трудом пополняют копилку добрых дел. «Авторами-изготовителями» выступают пятиклассники, а все остальные классы им помогают, говорит Сергей Васильевич Белоусов, учитель высшей категории. Надо обточить или обстругать заготовку, зачистить её наждачкой, потом украсить элементами резьбы по дереву или выжиганием, выпилить рукоятку. Резаки по дереву, стамеска, рашпиль, надфиль, лобзик и навыки работы с ними нужны, чтобы получилась эта вещь. И все ребята знают, что вещь попадёт в руки ветерана и будет служить ему добрую службу много лет. Это очень важно, подчеркивает учитель. У Сергея Васильевича, кстати, в этой школе много лет проработал его отец — преподавал ИЗО и технологию, и сам он здесь – по призванию.

На стенах и на потолке мастерской размещены работы учеников, которые они сделали на уроке и на кружке, сегодня и много лет назад: птицы из дерева, резные панно и рамки, разделочные доски, чеканка, лепка. Да и вход в само здание украшает детское творчество. «Мы ребят не ограничиваем — от чего глаза горят, над тем и работают, — говорит учитель. – Дома не у всех есть возможность своими руками что-то смастерить, а здесь каждый пробует себя, работает с желанием».

Вот скажите честно, уважаемые родители, разве не имеют для вас значение слова о ваших детях – «работают с желанием», в наш век виртуальных игрушек?

И про семейную экономику

Как на уроках технологии выйти на семейную экономику от бутербродов и фартуков? Да очень просто. У всего есть своя цена, и она должна увязываться с доходами семьи. Азам экономики учат девочек на уроках технологии в школе №27. Все родители мечтают о благополучии своих детей, при этом все понимают, что это благополучие не так часто удаётся преподнести своим дочерям и сыновьям на блюдечке с голубой каёмочкой. Путь к успеху зачастую оказывается тернист, и жизнь всегда приходится пробовать на вкус. Этому тоже учат в школе. Жаль, не в каждой.

Во львовской школе девочки учатся шить на машинках нового поколения

В кабинете технологии для девочек — современные швейные машинки, плита, микроволновка. Шьют фартуки, юбки. Готовят блюда с учётом их состава, калорийности, полезности. В первую и последнюю четверти работают на пришкольном участке.

На уроках технологии девочки не просто учатся делать сувениры и шить, они учатся понимать, какую роль их труд играет в семейной экономике

У восьмиклассниц идёт урок по электротехнике. Учитель Светлана Леонидовна Тимофеева прерывает тему и показывает нам работы учениц. Потом девочки по очереди рассказывают, из каких подручных, природных и бросовых материалов можно сделать поделку, которая не только свой дом украсит, но и станет приятным приобретением для других людей. А всего-то потребуется, например, папье-маше, обрезки ивовых веток, высушенные корочки лимона, кофейные зёрна, картон, клубочек ниток и кусочек ткани или рогожки.

Проектная исследовательская деятельность ведётся и в рамках предмета «технология». Всё начинается с того, что перед детьми ставится задача — придумать. По признанию самих педагогов, это самое сложное — разработать идею, но именно этот процесс доставляет ребятам удовольствие. После этого начинается приобретение практического опыта работы с различными инструментами и материалами — всё как в настоящей жизни. И вот оно, самое ценное — сделанная своими руками вещь, которую каждый может увидеть и потрогать.

Ну что, мы ещё раз убедились, что уроки технологии тесно связаны с основами химии, физики, а также с биологией, математикой, психологией, ОБЖ и другими науками и предметами. Что дело не в фартуках и не в табуретках. И в ожидании приезда в сельские школы мобильных «Кванториумов» пусть на этих уроках детям продолжают давать то, что им действительно нравится, — возможность исследовать и делать маленькие открытия.

Ирина Орлова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *