Тест керна йирасека

Полное описание

Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека).

Этот тест широко распространен и может применяться психологами, педагогами, родителями и другими заинтересованными лицами. Инструкция разработана Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, но актуальность теста сохраняется до сих пор.

Ориентационный тест Керна-Йирасека применяется для обследования 6-летних детей.

До проведения теста на листе бумаги записывается имя, фамилия ребенка, возраст и дата проведения теста. Также готовятся образцы письменной фразы и точек.

1 задание. Рисование фигуры человека.

Ребенку дается лист нелинованной белой бумаги и набор цветных карандашей (либо простой карандаш).

Предлагается следующее задание: «Здесь (показывается где) нарисуй какого-нибудь дядю в полный рост, так как ты умеешь». Других пояснений ребенку не дается. Вмешиваться в процесс рисования, комментировать, помогать взрослому не разрешается. Если ребенок говорит: «Я не умею», взрослый ободряет: «Я понимаю, что ты не художник. Но нарисуй как умеешь!» Если ребенок хочет нарисовать кого-либо другого (например, тетю), разрешите ему это сделать, но потом настаивайте на том, чтобы он нарисовал дядю.

Для наблюдательного человека, либо специалиста и сам процесс рисования вызывает интерес, подбираемые ребенком цвета, а также размеры и расположение фигуры на листе. Если цвет противоестественный (допустим, волосы синие или зеленые, или красные) и т.п. – это повод для дополнительного изучения особенностей ребенка.

Оценка результатов теста:

1 балл. У нарисованной фигуры должна быть голова (с глазами, ртом, носом), на голове волосы, либо шапка, нарисованы уши. Голова не должна быть больше туловища и соединяется с ним шеей. На руках прорисованы по 5 пальцев. Ноги пропорциональны туловищу; нередко подготовленные к школе дети прорисовывают обувь. Присутствуют признаки мужской одежды. Конечности не подрисовываются ребенком, рисунок имеет некую цельность и даже объемность.

2 балла. Имеется голова, туловище, руки, ноги, но изображение не цельное («синтетическое”). Отдельно рисуется голова, туловище, к туловищу прикрепляются руки и ноги. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла. Есть голова, туловище, конечности (руки и ноги должны быть нарисованы между двумя линиями). Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни (либо обувь) на ногах.

4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем и конечностями. По принципу «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек”.

5 баллов. Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей («каракули”).

Интерпретация результатов:

1 балл: высокий уровень интеллектуального развития;

2 балла: средний уровень;

3 балла: ниже среднего;

4 балла: низкий уровень;

5 баллов: очень низкий уровень.

2 задание. Написание фразы.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое.» Обычно ребенку предлагают скопировать фразу, написанную письменными буквами: «Он ел суп», либо «Ей дан чай», иногда предлагают фразу на иностранном языке.

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла. Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. «Каракули».

3 задание. Срисовывание группы точек.

Третье задание можно представить следующим образом: «Посмотри на точки на картинке и нарисуй тоже самое рядом».

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки (.) от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое.

2 балла. Число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более 3 точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7 (если в образце дается 10 точек). Допускается любой разворот – даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. «Каракули».

После завершения тестирования вычисляется суммарный итог по 3 заданиями. Развитие детей, получивших в сумме по 3 заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12-15 баллов как ниже нормы. Детей, получивших от 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые дети.

Удовлетворительный результат ориентационного теста школьной зрелости является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой успеваемости.

Как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в 1-2 классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом, но уже к концу 2 класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и мелкой моторики руки. Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста – низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки.

Другие статьи по подготовке к школе:

Определение уровня умственного развития дошкольников и младших школьников (тест Э. Ф. Замбацявичене) >>>

Характерные черты «неподготовленного» к школе ребенка >>>

О развитии словесно-логического мышления дошкольника >>>

Краткое описание теста Йерасека

Ориентационный тест школьной зрелости керна-йирасека имеет несколько существенных для первоначального обследования ребенка достоинств:

  • непродолжительное время для проведения;
  • использование для одного ребенка и для обследований групп детей;
  • наличие нормативов, разработанных по большой выборке;
  • отсутствие необходимости в специальных средствах и условиях для проведения.

Ориентировочный тест Я. Йерасека может являться модификацией теста А. Керна. Тестовое задание включает несколько этапов:

  • рисование мужской фигуры по представлению;
  • подражание письменным буквам;
  • срисовывание нескольких точек.

Замечание 1

В модификации теста Йерасек вводит дополнительное задание, в котором необходимо дать ответы на 20 вопросов.

Рисунок мужчины ребенок выполняет в соответствии с представлением. При подготовке срисовывания написанных слов важно обеспечить одинаковые условия, как и при срисовывании нескольких точек, которые формируют геометрическую фигуру. С этой целью каждому испытуемому выдаются листы бумаги с образцами для выполнения 2 и 3 заданий. Все 3 задания касаются требований тонкой моторики руки.

Оценка решения теста Йерасека

Задание 1. Рисунок мужской фигуры

Рисунок 1. Таблица балльной оценки результатов теста-рисунка

Детскую изобразительную деятельность в настоящее время исследовали относительно широко. Ученые сформировали ее стадии и информативные признаки. Исследователи М. Д. Баррето, П. Лайта, К. Маховер. И. И. Будницкой, Т. Н. Головиной, В. С. Мухиной, Π. Т. Хоментаускаса показали, что особенности графических изображений в соответствующей степени коррелируют со степенью умственного развития ребенка. Например, Π. Т. Хоментаускас полагал, что психолог должен обратить внимание на несколько моментов графических презентаций:

  • детали тела и их количество, включая присутствие головы, волос, ушей, глаз, зрачков, бровей и ресниц, рта и носа, рук, ладоней и плеч, пальцев, ног, ступней;
  • декорирование, которое включает детали одежды и разнообразные украшения, в том числе наличие шапки, воротника, галстука, карманов, пуговиц и др.

Информацию может нести и абсолютная величина фигур:

  • фигуры больших размеров рисует ребенок, который склонен доминировать и уверен в себе;
  • маленький размер фигуры человека можно связать с тревожностью, отсутствием уверенности, чувством небезопасности.

Если дети в возрасте от 5 лет пропускают в рисунках определенные детали лица (например, нос, рот), то это часто свидетельствует о серьезных нарушениях в области общения, включая отгороженность или аутизм.

Вывод 1

Таким образом, чем выше степень детализации рисунка в первом задании, тем более высок общий уровень психического развития испытуемого.

Можно рассмотреть и закономерности: более старшие дети обогащают рисунок человека новыми деталями. В 3 года дети обычно изображают «головоножку», тогда как к 7 годам презентируют богатую схему тела. По этой причине следует обратить внимание, если в этом возрасте ребенок не изображает одну из важных деталей тела.

Отметим, что тест не обладает самостоятельным диагностическим значением, поэтому не стоит ограничиваться при исследовании ребенка только этой методикой. Рассматриваемый тест допустим только в качестве определенной части обследования.

Задание 2. Расшифровка подражания письменным буквам

Рисунок 2. Таблица балльной оценки результатов теста подражания

Задание 3. Расшифровка задания срисовывание группы точек

Рисунок 3. Таблица балльной оценки результатов теста срисовывания

После выполнения субтестов, исследователь собирает листки и осуществляет первичную группировку бланков в соответствии с результатами тестирования. На этом этапе происходит отбор детей и их разделение на уровни готовности к обучению (слабый, средний и сильный уровень готовности к обучению).

Полученные результаты способны характеризовать ребенка с позиции общего психического развития. Они свидетельствуют о формировании моторики, умении выполнять заданные образцы, характеризуя произвольность психической деятельности. Если рассматривать развитие социальных качеств, которые связаны с общей осведомленностью и мыслительными операциями, то эти свойства довольно четко диагностирует опросник, разработанный Я. Йерасеком.

Опросник ориентировочного теста, определяющий школьную зрелость состоит из вопросов, представленных в таблице.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Таблица 1. Опросник Йерасека

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0

Неправильный ответ = – 5

2. Утром человек завтракает, а днем…

Обедает. Ест мясо, суп = 0

Ужинает, спит и прочие ошибочные ответы = – 3

3. Днем светло, а ночью…

Темно = 0

Неправильный ответ = – 4

4. Небо голубое, а трава…

Зеленая = 0

Неправильный ответ = – 4

5. Яблоко, черешня, груша, слива – это…?

Фрукты = 1

Неправильный ответ = – 1

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускают шлагбаум?

Для того, чтобы избежать столкновение поезда и автомобиля. Чтобы человек не попал под поезд (и др.) = 0

Неправильный ответ = – 1

7. Что такое Санкт-Петербург, Москва, Ярославль?

Город = 1

Станция = 0

Неправильный ответ = – 1

8. Сколько сейчас времени (показать на часы)?

Хорошо показано = 4

Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3

Не знает часов = 0

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …., маленькая овца – это…?

Щенок, ягненок = 4

Только один ответ из двух = 0

Неправильный ответ = – 1

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? В чем похожа? Что общего у них?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0

На кошку (не приводя знаки подобия) = – 1

На курицу = – 3

11. Почему во всех автомобилях предусмотрены тормоза?

Две причины (тормозить с гор, тормозить на поворотах, остановиться в случае опасности, совершить остановку по окончанию езды) = 1

Одна причина = 0

Неправильный ответ = – 1

12. Чем похожи друг на друга топор и молоток?

Два общих признака (они из дерева и железа, есть рукоятки, это инструменты, ими забиваются гвозди, с задней стороны они плоские) = 3

Одна подобная черта = 2

Неправильный ответ = 0

13. Чем похожи друг на друга кот и белка?

Определение, что это животные или приведение 2 общих признаков (у каждой 4 лапы, хвост, шерсть, они умеют залезать на дерево и др.) = 3

Одно подобие = 2

Неправильный ответ = 0

14. В чем отличие между гвоздем и винтом? Как бы ты узнал их, если бы их положить перед тобой?

У них есть разные признаки: винт с нарезкой (резьба в виде закрученной линии, вокруг зарубки) = 3

Винт завинчивают, а гвоздь забивают (или у винта – гайка) = 2

Неправильный ответ = 0

15. Баскетбол, футбол, плавание, теннис – это…?

Спорт, физкультура = 3

Игры (упражнения), гимнастика, соревнования = 2

Неправильный ответ = 0

16. Какие бывают средства транспорта?

Три вида наземного транспорта, самолет или корабль = 4

Только 3 вида транспорта или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после разговора о том, что транспорт – это то, на чем куда-то добираются = 2

Неправильный ответ = 0

17. Чем молодой человек отличается от старого? В чем разница между ними?

3 признака (седые волосы, лысина, морщины, отсутствие здоровья и возможности работать, плохое зрение или слух и др.) = 4

Менее 2 различий = 2

Неправильный ответ = 0

18. Почему человек занимается спортом?

2 причины (для здоровья, закаляется, подвижность и сила, похудение, достижение результата или рекорда и т.д.) = 4

Одна причина = 2

Неправильный ответ (чтобы что-то уметь) = 0

19. Почему это плохо, когда кто-то уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать, лень и другие ответы = 2

Неправильный ответ = 0

20. Почему на конверт приклеивается марка?

Оплата за пересылку, перевозку письма = 5

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2

Неправильный ответ = 0

После того, как опрос проведен, исследователь определяет результаты по количеству баллов. Количественный результат этого задания можно распределить по пяти группам:

Таблица 2. Расшифровка теста Йерасека

Группа

Количество баллов

1

от 24

2

14-23

3

0-13

4

1-10

5

Менее 11

В соответствии с классификацией положительным считается результат первых трех групп. Детей, набирающих от +24 до +13 баллов, можно считать готовыми к школьному обучению.

Вывод 2

Готовым к школе считается ребенок, получивший по первым 3 субтестам 3-6 баллов. Те дети, которые получили 7–9 баллов, относятся к среднему уровню развития готовности к школе. Дети, получающие от 9 до 11 баллов, требуют дополнительных исследований для того, чтобы получить более надежные данные. Особенное внимание здесь важно уделить той группе детей, которые набрали от 12 до 15 баллов (развитие ниже нормы). Эта группа нуждается в тщательном индивидуальном обследовании интеллектуального развития, включая личностные, мотивационные качества.

Основы готовности детей к обучению в школе

Можно сказать, что методика Керна – Йерасека способна дать предварительную ориентировку по уровню развития готовности ребенка к школьному обучению.

Психологическая готовность детей рассматривается с позиции формирования основных предпосылок и основ учебной деятельности. Готовность к школьному обучению рассматривалась Г. Г. Кравцовым и Е. Е. Кравцовой, которые подчеркивали ее комплексный характер. Структурирование этой готовности не идет по пути дифференциации общего психического развития детей на эмоциональную и интеллектуальную сферу. Исследователями рассматривались различные виды отношений ребенка и окружающего мира с выделением показателей психологической готовности к школе, которые связаны с развитием взаимоотношений ребенка и окружающего мира. Здесь основные стороны психологической готовности представлены 3 сферами: отношением к взрослому, к сверстникам и к самому себе.

Отношение к взрослому

Общаться ребенок и взрослый могут в соответствии с важнейшими изменениями, которые характеризуют наступление готовности к школе. Они представляют собой развитие произвольности, специфическими чертами которой считается подчинение поведения и действий детей определенным правилам и нормам с опорой не на наличную ситуацию, а на все содержание, включая контекст, понимание позиции взрослых и условного смысла вопросов.

Совокупность этих черт требуется детям для принятия учебной задачи. Исследования В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина показали, что учебная задача является важнейшим компонентом учебной деятельности. Основой учебной задачи можно считать учебную проблему, представляющую собой теоретическое разрешение противоречий.

Учебную задачу дети и подростки решают посредством учебных действии, которые представляют собой следующий этап учебной деятельности. Учебные действия концентрируются на поиске и выделении общих способов решения определенных задач.

Третий компонент учебной деятельности включает действия самоконтроля и самооценки, при которых дети направлены как бы на самих себя. Результатом этого можно считать изменения самого познающего субъекта.

Произвольность в общении со взрослыми используется детьми с целью успешного осуществления учебной деятельности, в первую очередь, для принятия учебных задач.

Отношение к сверстнику в виде создания определенного уровня общения со сверстниками играет для ребенка не менее важную роль в смысле дальнейшего учения, чем формирование произвольности общения со взрослыми. Во-первых, определенный уровень развития общения детей со сверстниками дает возможность им адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Во-вторых, общение со сверстниками тесно связано с развитием учебных действий.

Исследователи Кравцы подчеркнули, что процесс овладения учебным действием дает детям возможность усвоить общий способ для решения определенных учебных задач. Ребенок, не владеющий общим способом, научается решать лишь одинаковые в соответствии с содержанием задачи.

Связь между развитием общения со сверстниками и развитием учебных действий характеризуется тем, что ребенок, имеющий развитое общение со сверстниками, имеет способность смотреть на ситуацию задач как бы «другими глазами», становясь в позицию своего партнера (учителей). В этом случае они более гибки, не привязываясь жестко к ситуации, что позволяет сформировать ребенку общий способ решения задач, овладевая определенными учебными действиями и решая разнообразные задачи. Ребенок, который с легкостью справляется с двумя типами задач, может выделить общую схему решения, обладая относительно высоким уровнем общения со сверстниками.

Отношение к самому себе представляет собой последний компонент психологической готовности детей к школе. Для учебной деятельности необходима высокая степень контроля, основанного на адекватной оценке собственных действий и возможностей. Так, для дошкольников характерна завышенная самооценка, которая преобразуется с помощью развития способностей «видеть» других, умений переходить с одной точки зрения на другую в процессе рассмотрения одной и той же ситуации.

По причине выделения в психологической готовности детей соответствующих типов отношений, воздействующих на развитие учебной деятельности, имеет смысл диагностика детей, которые поступают в школу с помощью показателей психического развития. Исследователями Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгером, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сушковой в качестве подобной диагностической процедуры был предложен комплекс методик, характеризующих несколько механизмов:

  • развитие предпосылок для учебной деятельности в виде умения внимательно и точно исполнять последовательные указания взрослых, самостоятельно действуя по их заданию и ориентируясь на систему условий задачи. Здесь происходит преодоление отвлекающего влияния побочных факторов (например, методика «Ерафический диктант», «Образец и правило»);
  • развитие наглядно-образного мышления (в первую очередь, наглядно-схематического), являющегося основой дальнейшего развития логического мышления, степени овладения учебным материалом (например, методика «Лабиринт»).

Все рассмотренные методики важно осуществлять при групповом обследовании. Это обусловлено тем, что они концентрируются на умении ребенка следовать указаниям взрослого, которые адресованы классу или группе.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека

Краткая история
Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация существующей методики А. Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.
К сожалению, некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки «неуспевающий”, «отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому «не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.
О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: «Он ел суп”.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.
1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: «Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: «He eats soup”.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.
Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.
Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития.7-11 – средний показатель.
12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Считаем баллы
По первому заданию
* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы «растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа «головоножка” и обеих пар конечностей.
По второму заданию:
* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
* 5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
* 5 баллов – каракули.
ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем..
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
3. Днем светло, а ночью…
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4. Небо голубое, а трава…
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это…?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это…, маленькая овечка — это…?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,
уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,
чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = Обаллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *