Трескино Пензенская область

Село Трескино Колышлейского района известно верующим со всей России. Здесь в Свято-Рождественском мужском монастыре служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет даже от рака. Возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. К нему идут, как в поликлинику, с болезнями и бедами, с проблемами и за советом.

Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время отчитки им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице.

Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнанию нечистой силы, которая поселилась в человеке.

Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту и трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей.

Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются.

Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел.

По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться.

Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — отчитке. На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз. Двери в храм закрывают на крепкий засов. Журналистов «11 канала» также попросили удалиться.

В епархиальном управлении утверждают, что уникальные способности некоторых священников — это дар Божий. Но прибегать к такой серьезной мере надо только в крайнем случае. И только если вы глубоко верующий, соблюдающий посты и заповеди человек.

По словам игумена, ответственного секретаря Епархиального управления Пензенской области Серафима (Домнина), большинством болезней все-таки занимается традиционная медицина. И именно к врачам нужно идти в первую очередь. Отчитка, или экзорцизм может помочь людям с душевными расстройствами.

Игумен Кронид (Карев). Внутреннее делание в условиях новообразованной обители

Опубликовано: 29.01.2016

Доклад игумена Кронида (Карева), настоятеля Свято-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 26–27 января 2016 года).

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры, позвольте представить вам свои скромные рассуждения на тему «Внутреннее делание в условиях новообразованной обители».

В первую очередь надо сказать, что цель – как в новооткрытом монастыре, так и в монастыре с большой историей, да и вообще цель всех христиан – едина: попасть в Царство Небесное. Это задача-максимум – стать действительно причастным Богу и впустить Бога как Царя в свое сердце.
У Псалмопевца есть такие слова: приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог (Пс. 63:7–8). Архимандрит Софроний (Сахаров), обращая внимание на эти слова, говорит, что именно там, в глубоком сердце, и происходит сокровенная духовная жизнь, встреча с Богом.
Так что именно эта основная цель – сокровенной и тесной встречи с Богом в своем сердце – должна быть поставлена во главу угла и ей должны быть подчинены все задачи в устроении и жизни обители.
Приступая к строительству дома, мы не сразу начинаем копать котлован и возводить стены, но сначала долго и внимательно с карандашиком в руках прикидываем, что именно мы хотим возвести, какое у будущего здания будет назначение: будет ли это завод, музей или детский сад. Так и при устроении монастыря надо внимательно размыслить, чтобы не случилось по евангельскому слову про человека, над которым все начали смеяться, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить (Лк. 14:30). Продумать надо до мелочей, какой будет план жизни монастыря: сколько мы будем молиться, как будем питаться, как будем мыться – вплоть до самых мелочей. Потом жизнь внесет свои коррективы, что-то отпадет, что-то добавится.
И основные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание, следующие: молитва, взаимоотношения между братиями, труд и степень устраненности монастыря от мира.

О молитве

Где совершается молитва? В первую очередь (именно в первую очередь!) – в келье, потом, конечно, в храме, и при возможности надо не оставлять молитву и на послушаниях, но это задача максимум. Почему молитва в келье должна быть поставлена на первое место? Потому что это в первую очередь место для самостоятельного молитвенного труда, это сакральное пространство твоих сугубо личных взаимоотношений с Богом. Кроме того, можно говорить и о той разнице, которую святые отцы подчеркивали между собственно молитвой и стихословием – но это тема отдельного разговора.

О внимании и терпении между братьями

Основывая обитель, мы не знаем, кто придет. Кому-то нами выбранный устав будет по силам, кому-то тяжел, кому-то слишком легок. И если под второго-третьего-четвертого новопришедшего брата еще реально как-то подстраивать режим, то тот, кто приходит уже десятым, должен и обязан сам подстраиваться под остальное братство.
Здесь как раз проявляется специфика маленького или новооткрытого монастыря. Когда мы приходим в большой монастырь, то приходим в уже сложившуюся семью, и мы обязаны принять те законы, которые сложились до нас – надо внимательно смотреть, делать выводы. Естественно, что всего не поймешь, но уважение к традиции – это требование при поступлении в монастырь. А в молодой обители среда еще живая и мягкая, и тут кажется неразумным и практически невозможным требовать строгого соблюдения еще неокрепшей традиции. Младшая братия не имеет права ломать и переделывать под себя обитель, но и игумену необходимо тонко соблюдать баланс между идеальным уставом и реальными немощами, чувствовать грань между пастырским снисхождением и потаканием прихотям.

Труд

Организовывая время для молитвы, надо организовывать, конечно, и время для труда и для отдыха. Труд должен быть посильным и доступным для братии, и, как мне представляется, должна быть возможность что-то еще узнавать, чему-то новому научаться: искусству пения, написания икон, тем или иным рукоделиям. И тут, конечно, игумен должен внимательно смотреть, насколько человек утомляется, насколько послушание создает ему сложности в монастырской жизни. Труда, по возможности, не должно быть много. И это тоже момент, который надо продумывать при основании обители. Сколько паломников мы в состоянии принять: поселить, накормить, уделить внимание? Какое количество земли мы можем обрабатывать, да и будет ли это экономически целесообразно – может быть, дешевле будет купить продукты в ближайшем магазине? Какое количество зданий и техники мы в состоянии поддерживать в рабочем состоянии? Хотим ли мы, чтобы у нас трудились наемные рабочие – ведь в таком случае братии придется принять на себя должности завхозов, прорабов, агрономов и т. д.? И это опять возвращает нас к вопросу: хотим ли мы, чтобы братия научалась держать молитву во время несложных трудовых послушаний?
Есть ведь обители, как маленькие, так и большие, в которых нет постоянных наемных рабочих – только время от времени привлекают консультантов и экспертов, когда не хватает своих знаний.

О степени устраненности монастыря от мира

И последний пункт, о котором я хотел сказать. Мое убеждение, что монастыри сейчас обязаны быть закрыты. Степень закрытости может быть разной: час в неделю, день в неделю, шесть дней в неделю – но у братии должно быть время на отдых, на сидение в келье – чем уж там он будет заниматься: молиться, читать, просто спать – это не самое важное. Недаром же говорится: «Сиди в келье, и она тебя всему научит». Должно быть время у каждого монаха, когда он не трудится на послушаниях, не ездит по ответственным заданиям, не общается ни с паломниками, ни с братией, а просто сидит в келье. Келья должна быть сладка и вожделенна для монаха, это его и крепость, и свидетельница подвигов, и утешение. Открывая ворота монастыря нараспашку, мы создаем сквозняк и в братских кельях, который вытягивает монахов сначала в коридоры, во двор, а потом и за ограду монастыря.
Итак, вот те основные моменты, на которые стоит обращать внимание при организации жизни новой обители: молитва, взаимоотношения внутри братства, труд и отстраненность от мира. Благодарю за внимание.

04.02.2018г., РИА Пензенской области, Колышлейский район, Марина Федяшина. В Советское время происходило разрушение храмов и полное искоренение религиозности людей. Эти события настигли и села Колышлейского района. Казалось бы, они должны были навсегда утратить свою духовность. К большой радости, этого не случилось.

Духовное возрождение села Трескино началось с 1990 года, когда остатки деревянной Рождество-Богородицкой церкви, закрытой в 1934 году, а в последствии бывшей сельским клубом, колхозным общежитием, передали Пензенской епархии в лице Владыки Серафима (Тихонова). Конечно, возрождение проходило нелегко, требовало больших сил и терпения. Все пришлось начинать с нуля: не было ни средств на покупку церковной утвари, ни должных условий для богослужений в бывшем общежитии. Была лишь вера в Бога.

Поднимать приходскую жизнь в селе начали первые священники отец Димитрий и отец Сергий Ширяев (игумен Христофор), а также верующие прихожане Валентина Гришина, Елена Полищук, Нина Верхова и многие другие. В этот трудный период село неоднократно посещал Владыка Серафим, вел службы, наблюдал за развитием прихода. Визиты его в Трескино были большой радостью, ведь для всех Владыка был настоящим отцом. Получить его благословение, помолиться с ним стекалось множество людей из окрестных селений. Это был период настоящего торжества Православия.

В сентябре 1995 года назначение в Трескино получил совсем молодой священник Константин Александрович Петров, с деятельностью которого связан основной период восстановления церковноприходской жизни. Отец Константин происходит из простой верующей семьи с. Трескино. Еще восьмилетним мальчиком он стал прислуживать вСердобском соборе – оплоте духовной жизни епархии в советские годы. Становление его как пастыря происходило при Владыке Серафиме и под руководством духовного пастыря схиархимадрида Михаила (Кожевникова), который и назначил молодого священника в родное село. Нелегок был путь возрождения церковной жизни села.

Как стало известно, к строительной работе и приходской деятельности о. Константином были привлечены многие верующие люди, а потерявшие веру – вновь обретали ее. Так, к примеру, одна из коренных жительниц Раиса Васильевна Лебедянцева с самого начала и на протяжении долгих лет трудилась при храме. А сколько еще было таких самоотверженных верующих людей в селе, и все они вносили посильную помощь в возрождении святости на селе.

Трудами священника и прихожан деревянный полуразрушенный храм был превращен в изящную церковь в честь Рождества Богородицы. Именно в этом храме о. Константин — принявший монашество с именем Кронид — взял на себя труд служения водосвятных молебнов за страждущих душевными и телесными недугами.

С начала 2000-х годов о. Кронидом при помощи паломников и прихожан началось восстановление обезображенного каменного Рождество-Богородицкого храма. Вскоре он был возведен в еще больших, по сравнению с прежними, размерах, приобрел величественный вид.

В 2003 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) новый храм стал центром духовной жизни Колыщлейского благочиния. Настоятелем храма был назначен о. Кронид, возведенный в сан игумена за труды на благо Святой Церкви. 29 августа 2007 года Владыка Филарет во время своего визита в Трескино архиерейским чином совершил освящение вновь построенного храма в честь Рождества Христова. В 2009 году игумен Кронид был награждён Патриаршей наградой – Палицей, а в 2016 году награждён – Крестом с украшением.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к группе исторических кладбищ Пензенского края. Здесь были похоронены представители многих дворянских фамилий – владельцы крепостных или недвижимости в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Здесь покоятся Михаил Григорьевич Акимов, министр юстиции и Петр Николаевич Дурново, министр внутренних дел Российской империи. На трескинском погосте преданы земле Захарьины – выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой четверти XVII в.; Орловы – родоначальник которых, Владимир Лукьянович, в начале XVII в. был губным старостой Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых Василий Васильевич служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейств-коллегии и был возведен в потомственное дворянство а также Добронравовы, Симзены, Кротковы, Гагены и князья Чегодаевы.

Сегодня игумен Кронид (Константин Александрович Петров), иерей Роман Турецких, дьякон Виталий Зинич несут послушания по дальнейшему обустройству и благоукрашению храма, приему и окормлению многочисленных паломников, притекающих в это святое место. Здесь находятся святыни: чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары, праведного Симеона Верхотурского, преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, Святыни Горы Синай, камень с каплями крови мученика Василиска Каманского.

В настоящее время в храме проходит Божественная литургия по средам, четвергам, субботам, воскресениям и, конечно же, праздничные службы по всем священным двунадесятым праздникам.

Святое пение церковного хора, глубоко прочувствованные проповеди настоятеля о спасении душ в наше нелегкое современное время создают в храме благоговейную молитвенную обстановку, затрагивают глубины человеческой души, оставляя в ней тихую радость и свет.

Единожды побывав в этом священном месте, вам захочется снова приехать сюда и почувствовать на себе благодать Христорождественского храма.

«Врачи не помогают? Да ведь вам не лечиться — вам на отчитку надо!», «Несчастье за несчастьем? Это вам всё «сделали”, тут вся надежда на батюшку Кронида» — в больничных палатах, в очередях в коридорах поликлиник сарафанное радио и «диагноз» поставит, и «рецепт» пропишет, и информацией о том, куда ехать, снабдит. А доведенный до отчаяния своими проблемами человек — это уже не просто человек, а готовая «целевая аудитория».

Чаще это женщины, чем мужчины. Чаще — в летах, хотя есть и молодые. В общем — люди разные. И проблемы разные: у той — муж ушел, у этой — ноги не ходят… Общее, пожалуй, одно: решимость обратиться «к кому угодно, лишь бы помогло». Это если вы спросите воцерковленного человека, зачем он идет в храм, к батюшке, ответы будут разные: молиться, покаяться в грехах, причаститься, получить духовный совет… У целевой же аудитории, о которой мы говорим, скорее всего ответ будет один: «Лечиться»!. Отчаянным отчаявшимся одинаково всё равно, кто избавит их от проблем: экстрасенс, священник или колдун вуду. Они — крайне неблагодарная аудитория для тех, кто пытается их вразумить (рискнете останавливать — вообще сделаетесь врагом номер один). Зато — просто идеальная для тех, кто делает бизнес.

Те, кто делают бизнес, отлично знают, что нужно целевой аудитории. Пообещайте ей и то, и это, причем «всё и сразу» — всё, что она хочет! Как это сделать? Легко: читайте и учитесь: «Паломническая поездка на комфортабельном автобусе по святым местам, монастырям. К ясновидящему Батюшке Крониду на лечение под г. Пензу. Лечение святыми источниками, болезни головы, сердца, крови, ноги, кости, суставы, сах. диабет, женские заболевания, купание в святых источниках (закрытие купели), снятие порчи». Далее — дата отъезда, стоимость, телефон. Орфографию и пунктуацию подлинника — рекламной листовки, которую можно увидеть на вокзалах, рынках и автобусных остановках,— мы сохранили в ее, так сказать, первозданном виде. Сильно, правда? Что ни строчка — то перл. Тут вам и «святые источники» аж два раза (в одних, как следует из объявления, лечатся — а в других, вероятно, «купаются» после загадочного «закрытия купели»), и «сах. диабет» через запятую со «снятием порчи»… Ну, а уж «ясновидящий Батюшка» — это вообще без комментариев. Кстати, пусть не смущает вас, что слово «батюшка» с большой буквы написано. Это как раз очень логично. Потому что для тех, кто стоит за этим объявлением, «Батюшка Кронид» — не усталый священник из села под Пензой, а раскрученный товарный знак, хорошо продаваемый бренд.

Рассказывают, что отец Кронид — молодой сельский батюшка. Монах. При храме — небольшое хозяйство. А еще — много цветов. Вот только ухаживать за ними практически некогда: пыльные «газельки» подвозят всё новые и новые порции страждущего люда. Как-то одна городская приезжая попросила: «Давайте, батюшка, помогу чем, вот хоть за цветочками присмотрю!» — да и общипала по незнанию все бутоны с розовых кустов. Да что ж сделаешь — с приезжего люда какой спрос?

Приезжие «кормят» не только организаторов «чартеров на отчитку» — всё село переориентировалось под обслуживание гостей. Жилье здесь сдают не комнатами — койками, и за те в разгар «сезона» чуть ли не драка. В сельском магазине бойко идет торговля: большинство приезжих остаются здесь не на день-другой, а живут по месяцу, а то и дольше — а на такой срок разве продуктов с собой привезешь? Бывает, правда, если у гостей совсем кончаются деньги, хозяева и крупы, и овощей с огорода дадут. О деньгах: этот вопрос для тех, кто сюда стремится, достаточно болезненный. Помощи здесь ищут не от хорошей жизни, а от проблем — в том числе и материальных. Поэтому на поезд­ку в основном копят долго и трудно, собирают буквально по сотне — на оплату дороги, на оплату жилья. Многим приходится на время поездки бросать кому работу, кому приработок — по нынешним временам брешь в бюджете ощутимая. А приехав на место и глядя на ухоженные сельские грядки, большинство чуть не со слезами вспоминает собственные брошенные дачи и огороды, понимая, что в нынешнюю зиму останутся без овощных заготовок.

И все-таки они едут. Несмотря на увещевания родных и близких. Несмотря на разъяснения Православной Церкви о том, что отчитка — это особое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми. Таковых, к счастью, не очень много — в любом случае не те поля, заполненные народом, что собираются под Пензой; обычному же, не одержимому бесами человеку отчитка не только не принесет пользы, но может серьезно навредить — в нашей газете мы не раз подробно писали об этом.

В начале апреля Епископ Саратовский и Вольский Лонгин направил Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, одно из рекламных объявлений о «паломнических поездках» к отцу Крониду. Вот какой ответ пришел из соседней епархии:

«Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Лонгину,
Епископу Саратовскому и Вольскому

Ваше Преосвященство!

На Ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.

Прошу Вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.

С любовью во Христе
Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий».

Мы приводим ответ полностью — специально для всех, кто исчерпал в споре с родными и близкими из числа тех, кто собирается «на отчитку к Крониду», все аргументы. Не спорьте. Просто покажите им. Прочитайте. Обратите их внимание на слова ДАНО УКАЗАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОТЧИТКИ. Без благословения правящего архиерея священник совершать такое чинопоследование права не имеет.

Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 8 (388) за 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *