У ребенка 7 месяцев запор, что делать?

Сабитова Василя ИльясовнаВрач-гастроэнтеролог 21.06.2019

Запоры широко распространены как среди взрослых, так и детей (5-30% в зависимости от критериев диагностики). Симптомы становятся хроническими более чем у 30% пациентов, доставляют не только дискомфорт и болевые ощущения самому ребенку, но и нарушают качество жизни его семьи.

ЗАПОР – состояние, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематически замедленным, затрудненным и/или недостаточным опорожнением кишечника. К запорам относят и стул «кашицей”, но после того, как дефекация отсутствовала до 3 сут.

Запоры могут быть связаны с функциональными или органическими причинами (аномалии, воспаление). У детей в 90-95% запор — функциональный. Пик заболеваемости функциональными запорами приходится на 2-4года, когда начинают приучать ребенка к горшку/туалету.

Основные причины функциональных запоров

  • Боль
  • Лихорадка
  • Обезвоживание
  • Неправильный режим питания кормящей матери
  • Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании
  • Недостаточный питьевой режим ребенка на естественном вскармливании при введении прикорма
  • Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание
  • Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее, чем за 7дней)
  • Нерациональное питание ребенка (длительное время ребенок получает питание с большим количеством белков, жиров и недостаточным содержанием пищевых волокон, злоупортебление напитками, содержащими большое количество вяжущих веществ – чай, кофе, какао)
  • Чрезмерное использование средств детской гигиены или развитие аллергической реакции кожи перианальной области
  • Последствия перинатальных повреждений нервной системы
  • Рахит, дефицит витамина Д
  • Анемия
  • Нарушение функции щитовидной железы (недостаточность – гипотиреоз)
  • Пищевая аллергия, прежде всего аллергия к белку коровьего молока
  • Принудительное приучение к горшку, период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад)
  • Гиподинамия – малоподвижный образ жизни
  • Психическая травма или стресс
  • Систематическое подавление позывов на опорожнение кишечника, связанное, например, с началом посещения детского сада, школы и т. п.
  • Прием некоторых препаратов
  • Запоры у членов семьи

Частота дефекций у детей разного возраста

Возраст Число дефекаций в неделю Число дефекаций в сутки
0 – 3мес
грудное вскармливание
искусственное вскармливание
5 — 40
5 — 20
2,9
2,0
6 — 12мес 5 — 28 1,8
1 — 3года 4 — 21 1,4
4года и старше 3 — 14 1,0

Помимо частоты стула следует обращать внимание на его характер. Для более объективной оценки удобна «Бристольская шкала форм кала”, так как именно форма кала, а не частота стула, в большей мере соответствует времени кишечного транзита.

Бристольская шкала форм кала

В соответствии с этой шкалой 3 и 4 форма кала расценивается как норма, а 1 и 2 свидетельствуют о замедленном транзите (запор). Довольно часто на практике бывают ситуации, когда у ребенка частота дефекации укладывается в пределы нормальных значений, но стул плотный, фрагментированный, в скудном количестве. Эти признаки указывают на неполное опорожнение кишечника и рассматриваются как проявления запоров.

По консистенции у новорожденных и младенцев стул должен быть кашицеобразным. С 6 месяцев до 1,5 – 2 лет кал может быть как оформленным, так и кашицеобразным. С двух лет стул должен быть оформленным.

Признаки и симптомы запора

  • боли в животе, часто распирающие, ноющие, иногда коликообразные
  • вздутие живота
  • изменение формы и консистенции стула
  • чрезмерный метеоризм
  • неприятный запах газов и стула
  • могут быть боли при дефекации
  • натуживание при дефекации
  • может быть кровь в стуле – на поверхности каловых масс или в виде следов на салфетке (свидетельствует об анальной трещине)

Если не устранить запор и не наладить опорожнение кишечника, то имеется риск копростаза (образование каловых камней) и каловой интоксикации:

  • потеря аппетита
  • недостаток энергии
  • общее недомогание
  • депрессия, раздражительность
  • тошнота, рвота
  • кожные симптомы – сухость, сыпь, шелушение
  • недержание кала, мажущий стул
  • задержка и недержание мочи вследствие давления переполненным отделом кишечника на мочевой пузырь
  • кровотечения из трещин, геморроидальных узлов

Лечение запора предусматривает достижение следующих целей:

1. Нормализация консистенции стула (мягкий безболезненный стул)

2. Регулярность опорожнения кишечника (профилактика повторного скопления каловых масс)

Лечение запоров – процесс последовательный, комплексный, индивидуальный и состоит из нескольких этапов:

  • обучение ребенка и родителей
  • проведение коррекции питания и питьевого режима
  • устранение с помощью медикаментозных средств имеющегося копростаза
  • поддерживающая терапия

Необходимо исключить факторы, провоцирующие и способствующие запорам (нормализация двигательного и пищевого режима, прекращение приема лекарственных препаратов, которые могут вызывать запор, выявление пищевого аллергена, исключение или подтверждение нервно-мышечного заболевания, целиакии и т. п.).

Нормализация стиля жизни включает в себя:

  • выработку условного рефлекса
  • подвижный образ жизни
  • гимнастика
  • обучение навыкам легкого массажа живота
  • для маленьких детей – выкладывание на живот, подгибание ног к животу.

Обучение является первым этапом лечения функциональных запоров. Необходимо помнить, что эпизоды каломазания и энкопреза (недержание кала) не являются произвольными и не следует в этом винить ребенка, который и так может быть напуган и дезориентирован. В некоторых случаях, когда внутрисемейная обстановка сложная, может понадобиться помощь семейного психолога.

Важно понимать, что лечение функциональных запоров может быть длительным, основано на доверии врачу, партнерстве и требует терпения. Современные слабительные, разрешенные у детей, не сделают кишечник «ленивым”, не вызовут «привыкания”, они попадают в кровоток в минимальных количествах или вообще не всасываются и безопасны при длительном приеме.

Коррекция поведения ребенка с запором основывается на выработке режима посещения туалета, с целью добиться регулярной дефекации. Дефекация должна быть каждый раз в одно и то же время. В основе позыва к дефекации лежит гастроцекальный рефлекс, который проявляется утром через 1час после еды. Ребенку с запором необходимо проводить в туалете 3-10 минут (в зависимости от возраста). Высаживать ребенка на горшок или предлагать посетить туалет надо после каждого приема пищи.

Обязательное условие эффективной дефекации – обеспечить хороший упор для ног (низкая скамейка, на которую ребенок может поставить ноги), что способствует повышению внутрибрюшного давления.

Если дефекация не удалась, ребенка ни в коем случае нельзя наказывать и наоборот. Ежедневную частоту дефекаций можно отмечать в дневнике, который может быть проанализирован при плановом посещении врача.

Лечение запора необходимо начинать с изменения образа жизни, что включает в себя коррекцию питания, питьевого режима и физической активности.

Расчет объема жидкости для здоровых детей

Дети в возрасте до 1 года должны выпивать не менее 100 мл воды в сутки.

Для здоровых детей с весом от 10 до 20 кг потребность в воде рассчитывается по формуле:

100 мл (объем воды для детей до 1 года) + 50 мл на каждый кг при массе тела свыше 10 кг.

Например, при массе 12 кг: 100 мл + 2 х 50 мл = 200 мл.

Ребенок с массой 20 кг должен выпивать воды: 100 мл + 50 х 10 = 600 мл

Для детей массой выше 20 кг предлагается следующая формула для расчета:

600 мл (объем воды для ребенка массой 20 кг) + 20 мл на каждый кг при массе свыше 20 кг.

Для детей старше 3-5 лет можно воспользоваться расчетом количества воды: 30мл / кг массы

Принципы диетотерапии запоров:

  • удовлетворение физических потребностей в пищевых веществах и энергии
  • исключение избыточного потребления белков и жиров, которое может тормозить моторику кишечника
  • обогащение рациона пищевыми волокнами
  • нормализация кишечной микрофлоры с помощью про- и пребиотиков

Если ребенок на грудном вскармливании, то проводится коррекция питания мамы (ограничение продуктов, способствующих газообразованию). При искусственном вскармливании показаны специальные смеси. При запорах, связанных с аллергией к белку коровьего молока, назначаются лечебные смеси если ребенок находится на искусственном вскармливании. Если же ребенок на грудном вскармливании, из рациона матери полностью исключается коровье молоко и продукты на его основе.

После введения «густого” прикорма – кипяченая вода необходима всем детям, независимо от вида вскармливания.

Для детей более старшего возраста рекомендуется употреблять пищу, богатую растительными волокнами. Не рекомендуется «пища-размазня”, пюреобразная, «перекусы”, «еда на ходу”. Пища должна быть рассыпчатая, мясо/птица/рыба – «куском”. Обязателен «объемный” завтрак для стимуляции «гастроцекального рефлекса”.

Основным источником грубоволокнистой растительной клетчатки, содержащей в большом количестве пищевые волокна, являются отруби злаковых, ржаной хлеб, а также ряд овощей и фруктов. Согласно принципам доказательной медицины, продемонстрировано статистически достоверное учащение стула и улучшение его консистенции при использовании клетчатки по сравнению с плацебо.

Отруби, как основной источник растительной клетчатки, рекомендуется добавлять во вторые и третьи блюда, предварительно заливая крутым кипятком и отстаивая в течение 20 мин. Отруби можно применять и в промежутках между едой, запивая большим количеством жидкости. Для детей школьного возраста общее количество жидкости при приеме отрубей должно быть не менее 1,5-2х литров в сутки, иначе они выполняют, преимущественно, роль сорбентов, поглощая жидкость из кишечника, тем самым усиливая запор. Доза подбирается индивидуально, рекомендуется начинать с 1 чайной ложки 2-3 раза в день, с постепенным увеличением до 40 г в сутки. При достижении эффекта – доза снижается и ограничивается до одного приема.

Американская академия педиатрии (2009) рекомендует потребление клетчатки 0,5 г/кг/день (максимум 35 г/день) для всех детей. Потребление клетчатки ниже минимального рекомендуемого значения доказало, что является фактором риска развития хронического запора у детей.

Однако длительный прием большого количества растительных волокон вследствии ферментации кишечной микрофлорой закономерно сопровождается вздутием и метеоризмом.

Детям с запорами показан прием прохладной жидкости натощак (питьевой и минеральной воды, сока, компотов, кваса), для усиления послабляющего эффекта возможно добавление меда, ксилита или сорбита. Очень полезно для работы кишечника увеличение потребления соков, содержащих сорбит/сорбитол, таких как сок из сливы, груши, абрикоса, персика и яблок,

При «вялой” работе кишечника (гипомоторный запор) применяется прохладная минеральная вода средней и высокой минерализации, такие как, Ессентуки 17, Баталинская, Арзни, Донат Магния и др; при спастическом запоре (гипермоторный запор, форма стула чаще тип 1) – теплая и малой минерализации (Ессентуки 4). Расчет минеральной воды – 3-5мл/кг в сутки.

Следует ограничить молоко в чистом виде и в блюдах, так как может возникнуть метеоризм с появлением или усилением болей в животе. Лучше цельное молоко заменить кисло-молочным продуктами – кефир, ацидофилин, простокваша, йогурты и др.

В диету детей с запорами включают блюда, богатые растительной клетчаткой — салаты из свежих овощей, зелени 2-3р в сутки, печеные яблоки, овощи в тушенном виде, разбавленные овощные и фруктовые соки с мякотью. Пища готовится преимущественно в неизмельченном виде, на пару или отваривают в воде.

Предпочтителен прием овощей и фруктов в сыром виде (при отсутствии противопоказаний). Особенно рекомендуются томаты, кабачки, тыква, морковь, свекла, лиственный салат, цветная капуста, яблоки. Сухофрукты (чернослив, курага, инжир) дают в размоченном виде и в составе приготовленных блюд. Капуста белокочанная, молодая стручковая фасоль, зеленый горошек разрешаются при хорошей переносимости. Зелень петрушки, укропа, сельдерея хорошо добавлять к различным блюдам и салатам.

Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы или Вы не понимаете как применить рекомендации в Вашем конкретном случае, приглашаем Вас с ребенком на осмотр детского гастроэнтеролога в ДДЦ. Для удобства родителей записаться на приём детского гастроэнтеролога в Детском диагностическом центре можно и в будний день и по субботам.
Будем рады помочь!

Возврат к списку

С проблемой запора у ребенка рано или поздно сталкиваются, пожалуй, почти все семьи. Это может случиться и при грудном вскармливании, и при искусственном, через месяц после рождения или через год. Сайты для родителей изобилуют советами, как бороться с запорами у новорожденных. Но все ли интернет-ресурсы действенны и безопасны?

Давайте разберемся, что такое запор, почему он возникает и как помочь малышу.

Как понять, что у грудничка запор

Задержку или затруднения при дефекации называют запором. При этом кал становится тверже, что может вызывать неприятные ощущения в процессе опорожнения. Запор у новорожденного — действительно частая проблема, но важно учитывать индивидуальные особенности. Например, если один малыш пачкает в день шесть подгузников, а другой едва ли пару, то это необязательно нарушение. Частота стула у младенцев меняется в зависимости от возраста и питания.

В среднем у новорожденных опорожнение кишечника бывает четыре и более раз в день. Первый стул после рождения, так называемый меконий, темный и плотный. Он образуется еще внутриутробно. Затем малыш начинает питаться грудным молоком (или смесью), и стул становится более светлым и жидким, может быть похож на гороховый суп или горчицу.

До года здоровый ребенок при кормлении материнским молоком опорожняет кишечник от двух до четырех раз в день, на искусственном вскармливании стул более редкий. Так как грудное молоко, особенно молозиво, обладает легким слабительным эффектом, то у грудничков в первые месяцы частота дефекаций может совпадать с частотой кормлений. Но если ребенок пачкает памперсы реже, это вовсе не означает, что у него запор. Главное — регулярность.

С точки зрения педиатрии признаки запора у ребенка — это отсутствие дефекации на протяжении двух или трех дней сверх обычного, а также затруднения или боль при опорожнении кишечника. Но такие симптомы проще определить у деток постарше, способных сказать, что им больно, и приученных к горшку.

Новорожденный малыш не может объяснить, что его беспокоит, и маме нужно ориентироваться на другие признаки. Как понять, что у ребенка запор:

  • отсутствует стул (или появляется реже, чем обычно);
  • кал более плотный и сухой, могут появляться прожилки крови;
  • ребенок беспокоится, плачет, плохо спит;
  • при испражнении малыш краснеет и тужится;
  • после кормления младенец плачет и прижимает ножки к животу;
  • ребенок проявляет беспокойство при смене подгузника и обработке кожи (если в результате запора возникли трещины ануса).

Почему у ребенка запор: причины нарушения стула у новорожденного

В 95% случаев причины запора у детей относятся к функциональным . То есть проблемы вызваны нарушением питания или психогенными факторами и часто проходят самостоятельно. Обычно функциональные запоры возникают у детей на трех этапах жизни:

  • при введении в рацион прикорма и переходе на твердую пищу;
  • во время приучения к горшку;
  • при серьезных стрессах (поступлении в детский сад или школу).

На заметку
Статистически девочки страдают от запоров, вызванных функциональными причинами, чаще, чем мальчики.

Для того чтобы кишечник опорожнялся правильно, важны два компонента — консистенция кала и синхронные сокращения кишечной стенки. У новорожденного малыша кишечник только учится правильно выполнять свою работу, потому несинхронные движения, или атония кишечника, встречаются практически у каждого. Чаще всего к этому приводят сбои в нервной регуляции, они могут быть спровоцированы испугом или стрессом.

Густота кала напрямую зависит от питания и пищеварения. Так, с пищей должен поступать необходимый объем клетчатки и воды. Кроме этого, нужно достаточное количество пищеварительных ферментов и кишечных микроорганизмов. У новорожденных на искусственном вскармливании запоры могут быть из-за неверно подобранных или неправильно разведенных смесей. Запор у грудничка встречается реже благодаря слабительным свойствам материнского молока.

С запорами тесно связано и нарушение баланса кишечной флоры. Микрофлора малыша формируется с самого рождения под влиянием питания и взаимодействия с окружающей средой. Полезные микроорганизмы участвуют в переваривании пищи и усвоении питательных веществ, а также помогают развивать иммунитет.

Позднее прикладывание к груди, питание смесями — все это может нарушать естественный механизм формирования микрофлоры. Дисбиоз может возникать после перенесенных инфекций и лечения антибиотиками. Нарушение микробного баланса способно привести к самым разным расстройствам стула, диарее и запорам, но и сами по себе запоры и их лечение могут усугубить дисбиоз.

Иногда запор у младенца может быть вызван каким-либо заболеванием. Такие запоры называются органическими и встречаются у 5% детей. Подобные случаи могут требовать специального лечения или срочной помощи. Вот лишь некоторые вероятные причины:

  • болезнь Гиршпрунга — врожденное нарушение тонуса толстой кишки: стенки кишечника плохо сокращаются и происходит застой каловых масс;
  • другие врожденные пороки развития и анатомические особенности (например, расщелина позвоночника, аномалии мышц брюшной стенки, пороки ануса или долихосигма);
  • нарушение обмена электролитов (повышение кальция или низкий уровень калия) — влияет на передачу нервных импульсов и мышечные сокращения;
  • пищевые аллергии и непереносимости (аллергия к белкам коровьего молока, целиакия);
  • гипотиреоз;
  • отравление токсинами (например, свинцом) или лекарственными препаратами (витамином Д, опиатами).

К сожалению, на начальном этапе бывает трудно различить — функциональный это запор или органический. В помощь маме можно привести список тревожных симптомов. Так, ребенка нужно обязательно показать врачу, если:

  • в течение одного–¬двух дней после рождения не отходит меконий;
  • ребенок слабый, вялый, отсутствует аппетит;
  • у малыша плохая прибавка в весе или, наоборот, потеря веса;
  • в стуле присутствует кровь;
  • у младенца высокая температура, рвота.

Что делать, если у ребенка запор: принимаем срочные меры

Лечение запора зависит от его причин. Органические запоры, равно как и тяжелые функциональные, требуют участия врача, и домашним лечением дело не обойдется. В случае сильного обезвоживания или при отравлениях отсутствие профессиональной помощи может быть опасно, поэтому не затягивайте с обращением в больницу!

Однако если запор протекает в легкой форме, то мама может справиться с ним на дому. Помощь младенцу при запоре можно разделить на три этапа:

  • изменение питания;
  • влияние на нервную систему;
  • применение специальных средств.

Питание

Изменения в питании касаются в первую очередь малышей на искусственном вскармливании и детей постарше. Возможно, молочная смесь не подходит по составу или неправильно, слишком густо, разводится. Есть смысл попробовать гипоаллергенные смеси без лактозы, глютена и белков коровьего молока. Для детей постарше нужно добавить в питание побольше простой жидкости, а также овощных и фруктовых соков без сахара. Прекрасно помогают грушевый, сливовый и яблочный соки с мякотью. Возможно, в рационе ребенка слишком много молока, сыра, яиц или не хватает клетчатки.

Уменьшение стресса

Сильный стресс или нервное напряжение тоже могут спровоцировать запор. Поэтому в такие моменты очень важно, чтобы мама не нервничала и не усугубляла беспокойство ребенка. Во время приступа малыша нужно успокоить, прижать к себе, погладить: тепло и тактильный контакт снижают тревожность. Можно с этой же целью использовать теплую ванну. Для профилактики желательно обеспечить младенцу спокойную и безопасную атмосферу, без резких звуков и криков. Кроме этого, рекомендуется поддерживать в комнате постоянную комфортную температуру, соблюдать режим сна и кормления.

Специальные препараты

Если изменение питания и налаживание режима не помогают, то приходит очередь аптечных средств. Для начала нужно освободить прямую кишку от кала. С этой целью у малышей можно использовать глицериновые свечи. Затем к лечению добавляют средство для размягчения стула, например лактулозу. Назначение таких препаратов и их дозировку нужно согласовывать с лечащим врачом. Цель приема — добиться минимум одного мягкого стула в день. Если необходимый эффект достигнут, то постепенно слабительное средство отменяют.

Профилактика

Помимо лечения запора, важно предотвратить его повторение. В первую очередь необходимо наладить питание малыша и психоэмоциональный режим. Кроме того, стоит поддержать кишечную микрофлору ребенка в период расстройств пищеварения. Для восстановления баланса микробной флоры применяют пробиотики — полезные микроорганизмы, и пребиотики — вещества, которые помогают полезным бактериям расти и размножаться.

Одними из самых распространенных и изученных пробиотиков являются лактобациллы и бифидобактерии, в частности Lactobacillus rhamnosus и Bifidobacterium longum . Их можно обнаружить в материнском молоке. Совместно эти бактерии помогают переваривать пищу, подавляют рост болезнетворных бактерий в кишечнике и укрепляют защитные силы маленького организма. Кроме того, Bifidobacterium longum улучшают кишечную перистальтику, что естественным образом помогает при запоре. Пробиотик можно давать и при запорах, и в восстановительный период.

В заключение нужно сказать, что, если у ребенка начались запоры, от родителей потребуется много терпения. Это касается в первую очередь налаживания питания малыша и психоэмоционального режима. Следующим важным этапом будет приучение ребенка к горшку, и тут важно учесть естественную физиологическую зрелость организма. В среднем нервная и мышечная системы малыша достигают необходимого уровня развития только к 18–24 месяцам, и более раннее конфликтное приучение только усугубит ситуацию. Но если действовать бережно и осторожно, учитывая естественные механизмы развития пищеварительной системы и поддерживая их, то в дальнейшем это поможет избежать множества проблем.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме не решает большинства проблем. Нарушения функционального состояния толстой кишки или запор довольное распространенное заболевание в детском возрасте. В медицинской литературе в последние годы оно получило название «Синдром раздраженного кишечника». Запор встречается у детей самого разного возраста, но особенно часто у младших школьников и ребят, посещающих детские дошкольные учреждения. В большинстве случаев это заболевание не всегда приносит болезненные ощущения ребенку, посему этой патологии уделяется явно недостаточное внимание. Родители довольно поздно узнают об этом заболевании у ребенка, тем более, если ребенок стеснительный, скрытный.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме не решает большинства проблем. Дети с хроническими запорами становятся вялыми, раздражительными, пугливыми, быстро снижается их успеваемость в школе. Многие дети из страха болезненных ощущений при акте дефекации замыкаются, самостоятельно подавляют естественные позывы, тем самым усугубляя течение заболевания, образуется так называемый «порочный круг».

Таким образом, хронические функциональные запоры у детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школу, приобретают социальную значимость; поэтому педиатры практически всегда надеются на помощь и поддержку в реабилитации детей именно родителей. Только родительский уход и доброжелательная обстановка помогают получить стойкие результаты.

Запорами называется ненормальная работа толстой кишки, которая проявляется редкими дефекациями у ребенка (реже одного раза в два дня) или их полным отсутствием в течение длительного времени (что весьма часто встречается), затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула (сухого и твердого характера), отсутствием физиологического чувства полного опорожнения кишечника.

Толстая кишка человека является местом формирования каловых масс, она имеет приблизительно П-образную форму. Длина всей толстой кишки у ребенка старше 3 лет составляет в среднем 1-1,5 метра. Каловые массы формируются из непереваренных и неосвоенных остатков пищевых масс. Это происходит путем частичного их обезвоживания и различных видов перистальтических движений кишки, формирующих и продвигающих каловые массы к выходу. Значительная часть каловых масс составляет огромное количество микробных тел. По данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.

Причины запоров многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры, прежде всего, связаны с нерациональным питанием или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.

Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также врожденные аномалии толстой кишки такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула в детском возрасте.

В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога, оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.

Длительная задержка каловых масс ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм ребенка (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у него могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.

Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.

В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.
Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.
Кстати замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой неописуемым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.
Подобному явлению способствуют непривычная для ребенка окружающая обстановка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.

Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор?

Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.

Организация рационального питания — основа излечения. Родители в большинстве случаев считают пищевые рекомендации малозначимыми, требуя назначения новейших препаратов, способных ликвидировать запор в течение нескольких дней. Следует сказать сразу: таких препаратов не существует! Поскольку расстройства двигательной функции толстой кишки в подавляющем большинстве случаев связаны именно с нарушениями питания в семье, организация пищеварительного рациона — главнейшая задача лечения.

Следует изменить рацион питания ребенка таким образом, чтобы в нем было больше овощей, содержащих грубую растительную клетчатку и пектины, т.е. компоненты, стимулирующие моторику кишки. Это свежая морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. В огурцах, помидорах, яблоках клетчатки недостаточно.

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде (свежем или после термической обработки). Во время обеда больным детям овощи следует предлагать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств растительным маслом. Жирные сорта майонеза и сметану лучше не использовать, так как жиры тормозят работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощной или крупяной суп.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств:
— отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
— в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нервную систему;
— отруби способствуют выведению из организма токсинов, аллергенов, их применение целесообразно в комплексном лечении многочисленных аллергических заболеваний;
— отруби выводят из организма избыток холестерина и тем самым способствуют предупреждению атеросклероза.
Пшеничные отруби могут применяться в любом виде. Чаще мы рекомендуем использовать пшеничные отруби таким образом.

Приобретенный продукт (обычно продается на мелькомбинатах и в аптеках) разложите тонким слоем (1-1,5 см) на металлическом поддоне и прокалите в духовом шкафу при температуре 100-150 С в течение 10-15 минут. После остывания отруби переложите в герметично закупоренную банку, так как продукт гигроскопичен. Три-пять столовых ложек отрубей, т.е. то количество, которое потребуется на день, залейте 1/2 стакана крутого кипятка и выдержите 15-20 минут. При этом образуется густоватая светло-серая или светло-коричневая масса.
На вкус отруби совершенно безвкусный продукт, и дети в большинстве случаев решительно отказываются от приема их в натуральном виде. Для улучшения вкусовых качеств разовую дозу отрубей (обычно начиная с 1 чайн. л. 3 раза в день, постепенно доводя до 3-10 стол. л. в сутки, в зависимости от степени задержки стула) добавьте к 1/2 стакана фруктового или овощного сока, к стакану кисломолочного продукта, в кашу, суп, гарнир. Длительность приема отрубей не ограничена и может исчисляться годами без всякого вреда для организма.
Ежедневно в питании должны быть кисломолочные продукты (простокваша, ряженка, варенец, одно- или двухдневный кефир и др.), их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Кисломолочные продукты могут быть обогащены бифидум-флорой.

Первые блюда в рационе питания обязательны, супы преимущественно овощные или из серых круп (гречка). Мясо лучше употреблять сваренным куском. Хлеб серых и черных сортов, с отрубями, вчерашней выпечки. Свежие булочки и пирожные при запорах противопоказаны.
При наличии запоров нужно исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике: цельное молоко, сладкие блюда, бобовые.

Для нормальной работы всей мускулатуры и кишечной, в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий. Это печёный картофель, сухофрукты, курага, чернослив, инжир, компот из них. Родители могут поступать следующим образом: 10-20 ягод чернослива или кураги (или все вместе) накануне вечером залить кипятком, утром порцию разделить на 3 части и дать ребенку в школу, где он с удовольствием съест эти ягоды. А вечером дома ребенок выпьет полученный настой от ягод.
В качестве десерта мы рекомендуем давать детям с хроническим запором смесь хорошо промытых, распаренных кипятком и хорошо «разошедшихся» сухофруктов:
чернослив — 1 весовая часть,
инжир — 1 весовая часть,
курага — 1 весовая часть,
грецкие орехи (сердцевина) — 1 весовая часть.

Продукты смешиваются в равных количествах, нарезают мелко ножом из нержавеющей стали, добавляется 1-1,5 весовой части меда, вся смесь вновь перемешивается, раскладывается в банку и стерилизуется при 80 С 15 минут. Доза обычно составляет 1-2 чайн. л. 3 раза в день после приема пищи. Следует помнить, что такая смесь может вызвать аллергические реакции у детей с предрасположенностью к подобным реакциям.
Важно, чтобы в течение суток ребенок употреблял большее количество жидкости: не менее 4-5 стаканов в день в виде чая, компотов, бульона, соков, воды и т.д., а также прием прохладных напитков утром натощак (100-200 мл). Газированные напитки исключаются.

Режим дня при запорах.

Несмотря на значительную роль диеты, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время, лучше утром (6-9 часов). Такую привычку следует вырабатывать и закреплять. Для этого сразу после подъема утром ребенок натощак выпивает 0,5-1 стакан холодной воды или овощного сока.

Если позыв на стул есть, то больной максимально опорожняет кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к физической зарядке, завтраку и через некоторое время направиться в туалет. Принимается поза на корточках, с поджатыми к животу ногами. Акту дефекации помогает самомассаж живота руками, ритмичное втягивание заднего прохода, надавливание между копчиком и анусом. Ребенку должны быть созданы соответствующие условия. Если ребенок маленький, то его лучше высаживать не на унитаз, а на горшок (предварительно чисто вымытый и согретый несколько выше температуры тела). Восстановление акта дефекации — длительная задача, и она должна решаться родителями и взрослыми, контактирующими непосредственно с ребенком, упорно, без эмоциональных всплесков.

Физическая нагрузка при запорах у ребенка.

При хронических запорах необходима ежедневная дозированная физическая нагрузка — прогулки пешком, утренняя гимнастика, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, плавание. Во время занятий в школе, на уроках непременно следует проводить физкультурные паузы. Большинство упражнений должно быть направлено на стимулирование мышц передней брюшной стенки. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений.

  1. Свободное проветривание комнаты. Ходьба на месте 30 сек
    2. И. п. (исходное положение): сидя на стуле, руки к плечам. Поднять руки вверх, наклонить туловище назад — вдох. Руки к плечам, туловище слегка наклонить вперед — выдох 2 — 8 раз
    3. И. п.: сидя на стуле. Разведение рук в стороны — вдох. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать к животу — выдох. Тоже с левой ногой 2 — 8 раз
    4. И. п.: сидя на стуле. Поочередное подтягивание вверх и отведение в сторону прямой ноги 2 — 8 раз
    5. И. п.: стоя. Глубокое дыхание 2 — 4 раза
    6. И. п.: сидя на стуле, упор руками сзади, ноги согнуты. Разведение ног в стороны 4 — 8 раз
    7. И. п.: стоя, руки в стороны. Отведение ноги вперед, в сторону, назад, поочередно то правой, то левой 2 — 8 раз
    8. И. п.: стоя, руки на поясе. Полуприседание с отведенными назад руками 2 — 6 раз

Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры. Например, мы рекомендуем такое упражнение. Рассыпьте на полу 20-30 штук мелких игрушек и попросите ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2-3 раза.

Кроме описанных процедур, врач выпишет ребенку некоторые лекарственные средства. Принимать их следует строго в том объеме, который рекомендует специалист. Не занимайтесь самолечением и не пользуйтесь слабительными средствами без рецепта врача. Только правильное и последовательное выполнение наших рекомендаций поможет избавиться детям от хронических заболеваний. И дети будут радовать вас веселым смехом, отличными успехами в школе, прекрасным аппетитом и отменным здоровьем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *