Учитель плохо объясняет

Фото: кадр видео vk.com

В одном из городских пабликов очевидцы выложили видео, на котором запечатлен разговор учителя и ученика. При этом учитель прилюдно отчитывает школьника и называет его тупым.

Очевидцы разместили в одном из кемеровских пабликов видео, на котором учитель отчитывает пятиклассника. Действие происходит в школе №15 областного центра. Как заявляет автор видео, учитель отчитывает ребенка за то, что тот прогулял урок. При этом рядом с мальчиком стоят еще педагоги.

«Ты и есть тупой»: Учитель кемеровской школы отчитывает ученика.

— Нельзя так обзывать ее, нельзя! – говорит один из учителей.

— Я сейчас возьму и назову тебя тупым! Нормальные дети себя так не ведут! – громко заявляет другой учитель, наклоняясь к школьнику. – Скажу, что ты тупой, глухой и бестолковый, а ты такой и есть! Тебя мать ничему не научила!

Примечательно, что комментаторы сразу разделились на два лагеря. Одни заявили, что ни в какой ситуации нельзя унижать и оскорблять детей. И что учитель должна была вызвать в школу родителей ребенка и провести беседу именно с ними. Более того, предлагают выгнать педагога из школы и обязательно написать заявление в полицию за унижение чести и достоинства человека. Некоторые вспоминают, как их самих когда-то унижали и даже били учителя, и это нанесло глубокую психологическую травму.

— А потом удивляются, почему дети с оружием в школу приходят и начинают стрельбу, — резюмирует пользователь соцсетей Эрик Гильминтдитон.

Другие же заступились за учителя. Один из очевидцев конфликта, учащийся этой же школы, рассказал, что мальчишка нередко прогуливает уроки, матерится и дерется, в общем «ведет реально пацанский образ жизни».

— Она потом посадила его на скамейку неподалеку и сказала читать параграф по истории и отвечать на вопросы по нему, — рассказал о завершении конфликта школьник. — Мол, не уйдешь, пока не сделаешь.

К слову, ученики и выпускники этой школы также отметили, что знают этого педагога как адекватного и справедливого человека, и уверены, что на пустом месте та не стала бы прилюдно ругать ребенка.

— Знаю эту учительницу, просто так она явно бы не стала на него такое говорить, — прокомментировала девушка Лидия. — А видя, как эти пятиклассники борзеют…

Как должна была поступить учительница, уроки которой срывал второклассник

Но что же тогда должна сделать опытный педагог, если у нее в классе попался вот такой неуправляемый восьмилетка? Совершенно точно понимаю – он хуже занозы. Он может встать посредине урока и начать носиться между рядами. Может устроить драку с соседом. Может – опять таки – ручкой баловаться так, что впору за сердце хвататься. И так он срывает каждое занятие! А если таких детей несколько? (подробности)

Евгений Ямбург: Когда ребенок взорвется и кого-то убьет, отвечать — учителю

Заслуженный учитель России, член-корреспондент Российской академии образования высказал «КП» свою точку зрения по поводу конфликта в Комсомольске-на Амуре, где учитель отлупила ученика, мешавшего ей вести урок. (подробности)

В начале июля областной суд отказался восстановить на работе учительницу калининградской средней школы №2, уволенную за физиче­ское насилие над учеником.

Эта сенсационная новость облетела все СМИ. Ещё бы! В последнее время только ленивый не выправил себе «лицензию на отстрел педагогов”. То, понимаешь, с высоких государственных трибун заявляется, что самые страшные коррупционеры в стране — школьные учителя. (Обошли-де по количеству получаемых взяток даже сотрудников ГИБДД! Не говоря уже о чиновниках.) То чей-нибудь обиженный родитель начинает живописать, как изгаляются «училки в климаксе” над его ребёнком — натурально, самым умным на свете… Ну, разве что несколько своеобразным (приметы своеобразия — в ассортименте). То политики сетуют: учит наша школа НЕ ТОМУ. Никакого, дескать, креатива. Сплошной разброд и шатание. Особенно по части истории. А тут — та-а-акой смачный повод!

15-летний балбес

Официальная версия событий такова: в октябре 2008 года в 9 «а” классе МОУ СОШ №2 проводилась самостоятельная работа по химии. Один из учеников «попросил педагога разъяснить непонятные ему вопросы”. Не получив ответа, он пересел за другую парту и обратился за помощью к однокласснику. Такое поведение возмутило учительницу, и она потребовала, чтобы подросток вышел из класса. Тот отказался. Тогда учительница схватила его за шиворот и потащила к двери. Он упирался, в процессе «схватки” ударяясь «различными частями тела о столы, стулья, шкаф”. Наконец, учительнице удалось выпихнуть его за дверь. И выкинуть следом портфель.

После этого происшествия ученики 9 «а” отказались посещать уроки химии. Учительницу уволили. Во-первых, у неё и раньше возникали конфликты с учениками. Во-вторых, по Трудовому кодексу РФ (ч. 2 ст. 336) даже ОДНОКРАТНОЕ применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, — достаточное основание для увольнения педагогического работника.

Учительница с решением руководства МОУ СОШ №2 не согласилась и попыталась восстановиться на работе через суд (а также взыскать зарплату за время вынужденного прогула). Районный суд в удовлетворении иска отказал. Областной — также. И, в сущности, правильно сделал. Потому что учитель не имеет права унижать ученика, бить его, тащить за воротник из класса…

Вот только… а на ЧТО сегодня учитель имеет это самое право? И как быть, если 15-летний балбес на контрольной (!) нагло пересаживается за парту к товарищу, и начинает «сдирать”? А на требование покинуть класс реагирует хамским «Не-а”?

Мобила

Сегодня школа переживает трудные времена. Зарплата учителей по-прежнему до неприличия низкая.

И ни подушевое финансирование, ни так называемые стимулирующие выплаты ситуацию не исправили. По-прежнему, чтобы заработать более-менее нормальные деньги, надо пахать так, как и не снилось тем, чей рабочий день продолжается «от” и «до” (шесть-восемь часов в школе плюс столько же — подготовка, проверка тетрадей, поход с детишками в кино или на выставку и т.д., и т.п.).

Средний возраст училок «45+” (как пишут на креме для увядающей кожи). А это значит — куча профессиональных болезней и нервы ни к черту.

Дети… они бы, может, и были ничего. Если отобрать у них мобильники с выходом в Интернет, запретить смотреть тупые сериалы и ругаться матом «Вконтакте” (шутка!).

На самом деле, дети — это единственное, что держит в школе нормальных учителей, как бы пафосно сие не звучало. А что касается мобильников… опять-таки, у учителя нет юридического права ЗАПРЕТИТЬ их использование. В США, Великобритании такое право есть. Сына моих приятелей отчислили весной этого года из дорогого и престижного колледжа в Бирмингеме за то, что два раза (!) он был задержан воспитателем в школьном коридоре с мобильником в руках. Там всё очень просто: переступил школьный порог — телефон выключил. Если что-то экстренное — сообщат через администрацию.

А у нас? У нас родители (!) звонят детям на мобильник во время урока.

«Горящая путёвка”

О, родители — это вообще отдельная песня. Они, отдавая детей в школу, в большинстве своём заранее настроены подозрительно. Крёстная мать моей младшей дочери как-то задумчиво сказала: «Ей же в школу через два года! Знаешь, я её училку уже ненавижу!”

Опять же, учтите, мамы и папы нынешних школьников — это поколение тридцати-сорокалетних. То есть многие из них — экс-челноки и палаточники, добившиеся успеха на ниве «дикого капитализма”, с искренним (пусть даже подсознательным) убеждением: «На х…я она вообще, эта школа! Я вон еле-еле на «тройки” закончил, а КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ стал!”

Многие (интеллигенты-бюджетники, или «офисный планктон”, или наёмные работники), на личном опыте убедившись, что «пятёрки” в аттестате и дипломе сами по себе ничего не гарантируют, перевели значимость школьного образования в разряд утраченных иллюзий…

А прибавьте сюда родителей-пьяниц, наркоманов и прочих обитателей «социальных низов”! Какая им, к чёрту, школа!

И главное — почти все современные родители, к какому бы социальному слою они ни принадлежали, уверены: в жизни есть куда более важные проблемы, чем школьная учёба их детей. Если подворачивается «горящая путёвка”, они срывают ребёнка с занятий посреди четверти. Если «в лом” вставать рано утром — спокойно спят. И плевать они хотели, что чадо этим пользуется и прогуливает первые уроки…

«Я тоже пиво пью!”

Моя подруга, учительница одной из школ Балтрайона, рассказывала: ученичок девятого класса повадился пить пиво на уроке. Приходит эдак с опозданием, громко вскрывает банку, опрокидывает… Из класса выходить отказывается: дескать, а зачем? Я ведь уже всё выпил.

Училка, не желая лишних неприятностей (типа медицинского освидетельствования несовершеннолетнего и т.д.) вызвала его маму. Та пришла. Макияж, маникюр, модный прикид, на пальце — ключи от машины… В общем, всё как полагается.

Выслушала. И возмущённо спросила: «И это всё? И вы МЕНЯ сорвали с работы из-за такой ерунды?! Я, между прочим, тоже пиво пью, а побольше вашего получаю!”

Окинула училку презрительным взглядом и удалилась.

В той же школе педагог на родительском собрании объясняла, почему у пятиклассников расписание «скачет”.

— Понимаете, у нас многие преподаватели работают в две смены, коллектив большой. Если кто-то заболел, стараются составить расписание так, чтобы учителям было удобнее осуществлять замену…

Молодой папа, сидевший за первой партой, шарахнул кулаком по столу: «Слушай, ты! При чём тут какие-то учителя? Проблемы индейцев шерифа не волнуют!”

И таких «приколов” — великое множество.

Оставит ребёнка в роддоме…

…Ухоженная мамочка, чья дочь прогуливает школу неделями, отвечает учительнице:

«Я дала ей полную самостоятельность. Я не обязана следить за её посещаемостью! Если она к ВАМ не ходит — значит, ВЫ ей неинтересны, не смогли найти индивидуальный подход”.

Потом эта девочка сменит три школы, в одиннадцатом классе родит от наркомана, оставит ребёнка в роддоме… Дальнейшие её следы затеряются. А мамочка — ничего, говорят, такая же холёная и моложавая.

Ещё одна мамочка (в элитной гимназии) называет всех учительниц «милочками”. Таким специфическим тоном, которым богатые дамы разговаривают с прислугой:

«Ирина, милочка, мой мальчик плохо спал сегодня ночью. Так что спрашивать его не надо. И вообще… нельзя ли пересадить его за другую парту? Мне не нравится его окружение… Представляете, милочка, его сосед по парте взял у него карандаш и не вернул!”

Мама-судья, папа-прокурор

А то ещё в одной из школ Московского района Калининграда зреет судебный процесс. Совсем свеженький, как прыщ на интересном месте. Получив результаты ЕГЭ по русскому и математике, завуч распечатала списки и вывесила их на доске объявлений.

Родителям одного из учеников это не понравилось: мальчик получил очень низкие баллы. И теперь семья пытается предъявить претензии школе: а) по поводу низкого качества обучения; б) по поводу нанесённой «ребёнку” психологической травмы. Дескать, его «неуспех” был выставлен на всеобщее обозрение, и от этого у мальчика произошёл серьёзный нервный срыв (справки от врача прилагаются). И предсказать судьбу иска, если он всё-таки подан, не возьмётся ни один юрист: семейка-то не из простых… А значит, отыграться на школе могут попробовать.

…О папах-прокурорах и прочих важных шишках, которые активно «рулят” учебным процессом, мы уже писали. В общем, старые добрые кнопки, подложенные на учитель­ский стул. Или принесённая на урок крыса — живая, дохлая, какая угодно… Сейчас все эти «шалости” нашего советского детства вспоминаются едва ли не ностальгически. Эдакая «классика жанра”. Потому что тогда, «в совке”, каждый, кто реализовывал своё право… ну, скажем, приклеить училку к стулу клеем «Момент”… знал: мало ему не покажется.

Сейчас же, увы, идёт игра в одни ворота: школа низведена до «сферы услуг”. А в этой сфере, как известно, клиент всегда прав. Даже если реально всё обстоит иначе.

Резиновые дубинки

Кстати, все эти печальные тенденции очевидны. Возвращаясь к инциденту в средней школе №2, можно сказать: в Интернете ситуация обсуждалась весьма оживлённо. И большинство откликов, как ни странно, — в ПОДДЕРЖКУ учительницы.

— В современной школе с современными школярами учителям надо резиновые дубинки выдавать.

— Ничего она не сможет сделать. Жаль. Но она не имела права его вышвыривать, за что сейчас и расплачивается. Свидетелей — целый класс!

— Бедный ребёнок. А таких учителей — даже если эта профессия «богом данная” — надо наказывать. Причем жёстко.

— А раньше учеников палками били, и ничего — все умные были!

— Это ж каким выр…дком надо быть, чтобы довести учительницу до такого поступка! А тем, кто пишет в защиту ученика, то вам я желаю не встретиться с такими учениками на узкой улице.

— Я был троечником, но не хамом — меня не вышвыривали, мою сестру не вышвыривали, моих друзей… Почему из всего класса вышвырнули именно этого ученика? На пустом месте, из-за ничего, мгновенно вряд ли у учителя возникла бы необходимость выволакивать ученика из класса! Если ученик знает, что есть такие понятия, как уважение к старшим, уважение к женщине, то процент того, что к нему применят такие действия, минимален!

Влепить хаму «кол”

— Это такое серьёзное нарушение — сесть за другую парту? Если у ученика возникают вопросы — на них надо отвечать, а не тащить его куда-то.

— Вопросы могут возникать, только не на контрольных! Пусть спрашивает на обычных уроках.

— А по-другому ученика нельзя было поставить на место, только вручную?.. Хорошо рассуждать, когда это чужой ребёнок. А если бы родного так волокли, любой бы родитель возмутился. Нет, как бы детки ни доводили — рукам волю давать нельзя!

— Насмотрелся я на таких вот «подростков” в своём собственном классе когда-то… Во время урока играли в карты на желания. А желанием было, например, выйти к доске и обнять учительницу. И ведь выполняли! И не раз за один урок! Ну что прикажете делать с такими обнаглевшими мордами? Они же не понимают слов, а присутствие товарищей ещё добавляет наглости! Конечно, надо было учительнице сдержаться, влепить ученику «кол”, вызвать родителей. Я не знаю, но всё-таки женщину жалко. Вы себя представьте на её месте…

— Я с 13 лет учился в платной школе (сейчас мне 28). Родители, мягко скажем, не богатые, просто хотели мне дать хорошее образование и из кожи вон для этого лезли. После полутора лет обучения я пришёл в свою старую школу к бывшим одноклассникам и посидел у них на уроке. Я не ожидал такого! Зрелище меня обескуражило: ор, гвалт, полное неуважение к учителю, какое-то хаотичное списывание друг у друга, несмотря на замечания преподавателя! В общем, простите, ссать они хотели на эту дуру-училку. Так что я на стороне учителя. Управлять тридцатью детьми, половина из которых хамы, тяжеловато! А теперь спросите себя: как быстро ВАШ ребёнок выводит вас из себя, что бы вы приняли серьёзные или даже радикальные меры? Их — 30, а она одна…

«Швырял носки мне в лицо…”

— Не могу сказать, что поддерживаю учителя. Однако многое сейчас говорит не в пользу детей. У большинства из них полностью отсутствует элементарное уважение к старшим. Наглые и дерзкие. Сами себе авторитеты… Много лет назад, после окончания университета, я пыталась преподавать в школе. Ученик 7-го класса швырял, извините, свои грязные носки мне чуть ли не в лицо. Как вы считаете, кто себя чувствовал униженным? К тому моменту я имела аттестат с отличием об окончании школы, диплом о высшем образовании (математик) и свою собственную семью. Из школы ушла и никогда больше не возвращалась.

— Если учитель, да любой человек, допускает, чтобы в его присутствии кто-то хамил — значит, ни о каком уважении и нормальном отношении речи быть не может. Дети — это наше лицо. Потом подростки, подражая взрослым, пытаются выместить злость на слабых.

— У меня такие ироды летали через весь класс по полу. Правда, потом приходилось в компании других учителей до автобуса идти. Деревня всё-таки была…

— Нельзя перекладывать процесс воспитания детей только на учителей. Это функция и родителей, и учителей. Если ребёнок ежедневно из уст родителей слышит, что учителя сплошь дураки, он никогда не научится уважению. Ни к кому! Сейчас же у многих родителей две крайности: либо никакого надзора за детьми, растут как придорожная трава, предоставленные сами себе, либо их чрезмерно балуют, не требуя ничего взамен. Помнится, в советские времена отцов-моряков отзывали из рейсов за плохое поведение детей в школе.

«Они у нас дикие!”

— Были в этой школе на уроке химии на педагогической практике несколько лет назад. Такого ужаса я нигде не видела — дикая распущенность детишек. Подошли к двери класса. Шум и гам. Робкий голос учителя звучал на уроке, как птичье пенье на оживлённой магистрали! Учительница сказала: «Не пугайтесь! Они у нас дикие!” Мы зашли. Оказалось, действительно дикие: весь урок скакали с места на место, прыгали по партам, кричали… Пожилую учительницу никто не слушал! Она, стараясь их перекричать, пищала: «Хлор… бром… йод…”

— Не представляю себе сиё действо — маленькая женщина тащит 9-классника… Было как-то раз, пробовал со своими 110 кг и спортивной подготовкой поставить на место 15-летнего «щенка” (извините, другого слова не нашёл). Попробуйте. (Или лучше пройти мимо и сделать вид, что не заметил?) Понимаю, что школа, что не педагогично. Но… слишком много «но”.

— Раньше детей в школах пороли, и никто не вякал! Я считаю, детей нужно не только любить, но и пороть!

— Педагог в школе — прежде всего, психолог! Он обязан знать, как воздействовать на подростка. Если против учительницы ополчился весь класс, то какая она на хрен педагог?!

— Не оправдываю ни ту, ни другую сторону… Но, по всей видимости, там не всё так однозначно. Дети сейчас тоже не ангелы. Полтора года назад в 23-м лицее второклассники вчетвером избили одноклассника — прямо у входа в школу. А тут 9-й класс… Ужас, что дальше будет.

Видеокамеры — во все классы

— Я оканчивала школу в 1980 году. На уроках НВП (проводил мужчина-майор) все играли в карты, запускали самолётики, ходили за мороженым и т.п. А вот на уроке литературы — все слушали учителя-женщину, открыв рот, и даже по звонку не спешили на перемену. Вот она была УЧИТЕЛЕМ! А сейчас только и слышно — мало платят. Будто все остальные — миллионеры.

— Не надо было девушке так напрягаться. Просто всем ученикам ставить реальные оценки по химии… и проводить дополнительные занятия за «бабки”.

— У меня подруга работает учителем. Теперь школьники в ответ на исправленные ошибки ей говорят: «А вы сначала докажите, что я неправильно тут написал!”

— Надо поставить видеокамеры во все классы и показывать родителям, какие у них чада — дебилы. Правда, и родители такие же.

— Остаётся только призвать — БЕРЕГИТЕ УЧИТЕЛЕЙ!

Что к этому можно добавить? Наверное, только одно: школа — зеркало общества. Так что неча на зеркало пенять, коли рожа крива… Не секрет, что сегодня преподают или те, кто вопреки всему свою профессию любит, — или те, кому просто некуда больше деваться. И вторые, увы, превалируют. Потому что, знаете ли, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

Когда вымрут педагоги…

Одна моя знакомая — учитель гимназии в финском городе Кимито. Её средняя зарплата (с позапрошлого года) 3.500 евро, не считая всевозможных социальных льгот и бонусов. На Кипре, насколько мне известно, профессия учителя — одна из самых престижных. Набирают на педагогические факультеты — как в космонавты. Зато за 20 лет работы в школе человек получает в собственность дом и уходит на пенсию обеспеченным (а его место зачастую передаётся по наследству).

Нет, конечно, деньги — далеко не всё (особенно в жизни учителя). Но, согласитесь, любой авторитет зависит, в том числе, и от платежеспособности. Опуская учителей на самые низкие ступеньки в социальной иерархии, наше государство обозначает своё реальное отношение к школе. Вот только… когда вымрут старые педагоги и состарятся нынешние «45+” — что будет с нашей школой? Школой, загнанной в тупик теми, кто СВОИХ детей учит не здесь?..

Кстати, если руководство МОУ СОШ №2, или тот ученик, над которым это насилие учинили, или свидетели данного инцидента захотят изложить свою версию происходившего — мы охотно представим им эту возможность. Нам почему-то кажется, что разговор ещё не закончен.

Д. Якшина

Вместо послесловия.

Четыре года назад в Калининграде произошёл совершенно дикий случай. Во дворе школы №20, на глазах у многих учеников, 16-летний Сергей Поднебенный напал на директора школы Олега Николаевича Косенкова. Юноша подбежал сзади и нанёс удар битой — целясь в голову Косенкова. От тяжёлого увечья (а может и смерти) педагога спасла реакция — услышав чьи-то быстрые шаги, он обернулся и успел среагировать. Так что бита ударила по плечу. Косенков сумел обезвредить нападавшего. А потом обратился с заявлением в милицию.

Однако Поднебенному всё сошло с рук. Директор школы не стал жаловаться в прокуратуру на бездействие правоохранительных органов. Дело в том, что ученик этот был не простым, его папа-подполковник служил в ФСБ. Видимо, чувствуя свою особенность, Сергей Поднебенный позволял себе многое — в связи, с чем сменил не одну школу. А причиной нападения стало элементарное замечание, которое сделал директор разнузданному сынку.

Олег Николаевич Косенков — не робкого десятка человек. Его не испугаешь битой. Но в школе у него работала жена, тоже учителем. И он прекрасно понимал, что «элитному ученику” (которого, кстати, никто даже и не подумал взять под стражу) может прийти в голову что угодно — если Косенков будет настаивать на расследовании и наказании виновного.

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

«В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *