Указы президента об образовании

Активисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) сообщили о нарушениях исполнения майских указов президента в сфере обеспечения доступности дошкольного образования. Группы в российских детских садах переполнены в 15% случаев — таковы данные мониторинга, проведенного ОНФ. Также среди выявленных проблем активисты называют нехватку подготовленных кадров, обучающих материалов, игрушек и оборудованных площадок для прогулок.

ОНФ провел мониторинг исполнения майских указов президента в сфере обеспечения доступности дошкольного образования, по результатам которого представители «Народного фронта» заявили, что поручения президента можно считать выполненными лишь формально.

Правительство РФ отчиталось, что на 1 апреля доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет в среднем по стране составила 98,73%. По информации кабинета, средняя наполняемость групп в дошкольных организациях составляет 25,3 человека. Однако по итогам опроса ОНФ, в котором участвовали 500 воспитателей из 63 регионов, в 15% случаев в группах занимаются 30–39 воспитанников (согласно нормативам СанПиНа, максимальное количество человек в группе не может превышать 20 детей до трех лет и 25 — старших дошкольников). Самыми переполненными по результатам мониторинга оказались детские сады в Башкирии: в одной из групп занимаются 52 дошкольника.

По мнению экспертов «Народного фронта», о недоступности дошкольного образования свидетельствуют и другие данные. Так, больше половины воспитателей сообщили, что вынуждены регулярно приобретать на свои деньги учебные материалы, материалы для творчества и игр, а 53% педагогов просят об этом родителей. Половина опрошенных воспитателей отметили, что детский сад, в котором они работают, не обеспечен развивающими игрушками.

Более 37% воспитателей сообщили, что детский сад требует капитального ремонта, а 1% педагогов рассказали, что здание садика находится в аварийном состоянии.

Эта информация подтверждается данными Росстата на апрель 2017 года, согласно которым здания 111 детсадов являются аварийными.

«Для достижения необходимых показателей регионы вынуждены уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады. В этих условиях говорить о доступности, которая не только учитывала бы всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала бы наличие свободных мест, не приходится»,— заявила зампред комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

Результаты мониторинга подтверждает президент межрегиональной общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова. «Анализ обращений родителей в общественную организацию показывает: зачастую главной целью распределения детей по детским садам становится сокращение очереди, даже если оно идет вразрез с потребностями детей и родителей»,— говорит госпожа Зимова.

Самой актуальной проблемой детсадов эксперт называет неукомплектованность профессиональными кадрами. Опрос ОНФ показал, что не все детские сады обеспечены необходимыми специалистами: только 8% респондентов указали, что с ними работают музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дефектолог, социальный педагог, хореограф. Более 8% сообщили, что в детсаде нет других специалистов, кроме воспитателей.

Ранее Счетная палата констатировала: задача по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет, поставленная в указе президента РФ, в полном объеме пока не выполнена. Аудиторы также отметили, что сокращение очередей происходит не за счет создания новых мест, а за счет увеличения числа детей в группах и эксплуатации зданий детсадов, требующих ремонта.

Галина Сахаревич

Необходим Указ Президента Российской Федерации об обеспеченностью детей от года яслями

ПРАВО НА ЯСЛИ И ДЕТСКИЙ САД

По оценке нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана, на один доллар, вложенный в программы раннего развития, приходится 8 долларов прибыли. Окупаемость инвестиций в дошкольное образование выше, чем в профессионально-техническое и даже университетское образование. С экономической точки зрения проблемы человеческого развития гораздо выгоднее предотвращать, нежели исправлять. Чем дольше общество не вмешивается в жизненный цикл ребенка, особенно из неблагополучной семьи, тем дороже обходится исправление последствий, — утверждает он.

Прибыль выражается в гораздо меньших затратах государства, в том числе, на предотвращение и ликвидацию последствий преступности, а также на коррекцию развития человека на протяжении всей жизни.

В России дошкольное образование детей в возрасте младше трех лет практически уничтожено, хотя, например, в Швеции детские сады доступны всем детям в возрасте старше года.

Между тем в России семья при рождении ребенка оказывается отброшенной глубоко назад в финансовом положении: пособия по уходу за ребенком не покрывают реальных нужд на жизнедеятельность семьи. Воспитание ребенка до трех лет в семье становится самым настоящим подвигом. Семьи, которые в силу жизненных обстоятельств оказались неполными, при рождении ребенка оказываются за чертой бедности, на грани выживания.

Обеспечение местами в бесплатных детских садах детей всех желающих открывает невероятные перспективы для экономического развития общества. Молодые мамы получают возможность возобновить занятость с минимальным перерывом, строить свою карьеру, что приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, к повышению качества жизни.

Социологические опросы показывают, что 90% родителей в России готовы определить детей младше трех лет в государственный или муниципальный детский сад с выходом мамы на работу, если только такая возможность им будет предоставлена. Экономические вызовы диктуют необходимость развивать сеть дошкольных групп для детей самого раннего — от одного года — возраста.

Считаем, что наступила жизненная необходимость в обеспечении реальной общедоступности дошкольного образования для детей в возрасте старше одного года, для чего необходим Указ Президента Российской Федерации:

— об обеспечении в течение трех лет всех желающих местами в государственных и муниципальных детских садах по месту жительства, начиная с возраста ребенка от одного года,

— о принятии Государственной программы “Право на детский сад” с необходимым финансированием из консолидированного бюджета Российской Федерации,

— о внесении в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” упоминания об обязательности исполнения данной Государственной программы, о недопустимости закрытия ребенку доступа к бесплатному дошкольному образованию по месту его проживания вне зависимости от его места жительства,

— о внесении в строительные нормы и правила обязательности обеспечения местами в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях из расчета 70 мест на 1000 жителей с увеличением норматива в случае превышения фактического спроса над предложением, об обязательном предусмотрении при строительстве многоквартирных домов помещений в них для государственных или муниципальных дошкольных образовательных организаций,

— о внесении в санитарные нормы и правила обязательности пешеходной доступности дошкольных образовательных учреждений не далее 1 км от места проживания ребенка, недопустимости предоставления ребенку места в государственной или муниципальной дошкольной образовательной организации вне ее пешеходной доступности без согласия его родителей (законных представителей).

Игнорирование хотя бы одного из этих требований приведет к провалу всей Государственной программы.

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики
постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
внесение в июле 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
проведение до конца декабря 2012 года мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
разработку и реализацию до конца декабря 2012 года мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
повышение до конца июня 2012 года размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
разработку к июню 2012 года комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
утверждение в июле 2012 года федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
осуществление к июню 2013 года перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчет нормативов осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ;
разработку и утверждение до конца октября 2012 года плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:
увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;
утверждение в декабре 2012 года программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:
увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;
увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;
увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к сентябрю 2012 года меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить до конца ноября 2012 года предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 года предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
7 мая 2012 года
N 599
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Российская газета,
N 102, 09.05.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *