Умственная отсталость или аутизм?

Признаки аутизма

Что это такое аутизм и как он проявляется? Явный аутизм сразу обращает на себя внимание, но диагноз может быть поставлен лишь после тщательного наблюдения и обследования. Очень часто признаки аутизма являются косвенным признаком других органических расстройств или заболеваний, таких как шизофрения, синдром Дауна, эпилепсия и шизотипическое расстройство.

Аутизм у взрослых — признаки

Аутист — это человек, который сосредоточен вещах, в меньшей степени свойственных обычным людям. Аутизм у взрослых проявляется от незначительных нарушений в коммуникативных процессах, до слабоумия. Что такое аутизм взрослых можно заподозрить по признакам:

  • повышенная обидчивость;
  • плохая адаптация в социуме и самостоятельной жизни;
  • тщательно соблюдают созданные ими же самими правила и ритуалы;
  • замкнутость, часто сочетающаяся с гениальными способностями.

Признаки при тяжелых степенях аутистического расстройства:

  • социальная дезадаптация;
  • неспособность овладения элементарными навыками самообслуживания;
  • слабоумие.

Аутизм у детей — признаки

Ребенок-аутист — это погруженный в свой мир человек. Каждая личность имеет свои уникальные особенности и проявление аутистического расстройства индивидуально, но есть общие характерные признаки:

  • с младенчества отсутствие привязанности к матери;
  • визуальный контакт не поддерживается;
  • дети начинают говорить очень поздно и мало;
  • эхолалия;
  • предпочитает играть необычными предметами или с одной единственной игрушкой;
  • чрезмерная пугливость.

В возрасте от 5 до 10 лет преобладают следующие признаки:

  • речь состоит из обрывков фраз, услышанных от взрослых, из теле- и радиопередач;
  • смена одежды, изменение маршрута или обстановки в помещении вызывают сильнейшую тревогу;
  • для ребенка характерны стереотипии.

С подросткового возраста, если ребенок социализирован, устойчивыми могут оставаться:

  • стремление к одиночеству;
  • узкий круг интересов;
  • ритуальность в поведении;
  • частые вспышки агрессии.

Лечение аутизма

Терапия аутистов осуществляется в зависимости от тяжести протекания расстройства. Легкая форма аутизма корректируется с помощью психотерапии и программ социализации. С успехом используется анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия) – контакт аутиста с животными приводит к стабилизации психики. При тяжелых формах аутизма, сопровождающихся серьезными нарушениями используется терапия лекарственными препаратами.

Медикаментозное лечение аутизма

Специфического лечения аутизма не существует, есть лишь симптоматическое, направленное на устранение симптоматики. Коррекция осуществляется препаратами:

  1. Галоперидол (нейролептик). Нивелирует поведенческие нарушения, снижает гиперактивность убирает двигательное возбуждение, облегчая социальное взаимодействие ребенка.
  2. Препараты лития снимают приступы гнева и саморазрушающего поведения.
  3. Флуоксамин, флуоксетин (ингибиторы обратного захвата серотонина) – использутся при депрессивных состояниях аутиста и стереотипиях.

Лечение аутизма гомеопатией не является медикаментозным, но как вспомогающее средство успешно применяется. Препараты гомеопатии в лечении аутизма:

  • Baryta сarbonica (Барита карбоника)
  • Hellidonium (хелидониум).

Аутизм — лечение народными средствами

Диагноз аутизм – серьезная ответственность, ложащаяся на плечи близких, и самолечение здесь недопустимо. Народная медицина может являться дополнением к основному лечению, назначенному специалистом. Лечение травами заключается в стабилизации психоэмоционального состояния, для этого используются настои трав:

  • пустырника;
  • валерианы;
  • шикши сибирской;
  • ромашки.

Диета при аутизме

Заболевание аутизм – это расстройства не только психических, но и обменных процессов. Внимательные родители аутистов заметили, что их дети не переносят некоторые виды продуктов и, когда такого рода пища как злаки, соя, коровье молоко были исключены из питания – дети чувствовали себя лучше и становились более адаптированными к среде. Это натолкнуло на мысль о создании специальной элиминационной диеты при терапии аутистических расстройств, для этого из рациона должны быть исключены следующие компоненты:

  • казеин (содержится во всех молочных продуктах животного происхождения);
  • глютен (белок, присутствующий в злаках пшеницы, ржи, овса и ячменя);
  • аспартам (искусственный подсластитель использующийся в выпечках, газированных напитках, жевательных резинках);
  • глютамат натрия (добавка, усиливающая вкус продукта, в который добавлена).

Рекомендованы следующие продукты:

  • бобовые (фасоль, горох, нут, чечевица);
  • злаки, не содержащие глютен (гречка, пшено, кукуруза, амарант);
  • мясо нежирных сортов;
  • разнообразные овощи, фрукты;
  • рыба;
  • соевое молоко.

Художественные фильмы про аутистов

Многие талантливые режиссеры часто поднимают в своих картинах тему особенных людей. Что такое аутист и какие присущи особенности таким людям, можно узнать, посмотрев следующие замечательные фильмы:

  1. «Восход Меркурия/Mercury Rising». Американский триллер 1998 г. с Б.Уиллисом в роли сотрудника ФБР, который защищает мальчика Саймона, вскрывшего новый секретный код правительственной программы «Меркурий». Саймону 9 лет и умственные операции с цифрами и шифрами не представляют для него никакой сложности, он гений-аутист попавший под пристальное внимание спецслужб.
  2. «Меня зовут Кхан/My name is Khan» Фильм, отсылающий к событиям 2011 года, когда в сознании людей мусульмане становятся источником трагедий и террора. Ризван Кхан мусульманин, страдающий особой формой аутизма синдромом Аспергера сумел доказать, что среди любой нации и вероисповедания есть хорошие и добрые люди.
  3. «Человек дождя/Rain man». Дастин Хоффман в роли человека-саванта (аутиста с гениальными способностями) с феноменальной памятью и умением в несколько секунд производить сложные математические расчеты, при этом оставаясь на уровне развития маленького ранимого ребенка. Боится летать самолетами, так как держит в памяти огромное число погибших в авиакатастрофе людей.
  4. «Темпл Грандин/Temple Grandin». В основу фильма легла биография известной ученой-биолога и писательницы, которая в противовес диагнозу «аутизм» успешно реализовалась в обществе.
  5. «Адам/Adam». Фильм о трудностях социализации людей с аутистическими расстройствами и о важности нахождения своего призвания.

Известные аутисты

Легкая форма аутистических расстройств может «одарить» человека гениальностью в какой-либо сфере. Бен Аффлек аутист-бухгалтер в фильме «Расплата» сыграл такого одаренного гения-счетовода. В реальной жизни, действительно происходит такое, что природа, обделив одним, награждает человека другими способностями и талантами. В подтверждение этого факта, существуют люди, подарившие этому миру много открытий и изобретений. Известные люди с аутизмом:

  1. Леонардо да Винчи. Стремление художника и изобретателя к совершенству и избыточная фиксация на мельчайших деталях (губы Моны Лизы писались гением в течение 12 лет) предполагают в нем аутистического человека.
  2. Ким Пик. Реальный прототип героя фильма «Человек дождя». Ким родился с множественными патологиями головного мозга. В последующем оказалось, что мальчик обладает феноменальной памятью и запоминает до 98% прочитанной или увиденной информации.
  3. Темпл Грандин. Выход за рамки диагноза, позволил осуществить этой талантливой женщине-ученому множество социальных проектов и рассказать о своих внутренних личностных переживаниях, связанных с аутистическим расстройством. Она изобрела так называемую «обнимательную» машину, для успокоения аутистов при истериках.
  4. Лионель Месси. Известный нападающий «Барселоны» и по оценкам критиков лучший футболист мира Л. Месси аутист, что не мешает ему быть профи в своем деле.
  5. Донна Уильямс. Что такое детский аутизм, талантливая художница и автор австралийских бестселлеров знает не понаслышке. В детстве Донну считали глухой и умственно отсталой, пока не поставили правильный диагноз – аутизм.

Болели ли в древности люди синдромом дауна ,аутизмом и т.д ?

Ксения Козлова 54 3 года назад аспирант кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ, учитель-олигофренопедагог

Строго говоря, с-м Дауна и аутизм — это не болезни, а патологии развития. Взять и «заболеть» ими нельзя. Безусловно, перечисленные нарушения развития существовали и в древние времена тоже. Другой вопрос, что попытки их классификации стали возникать гораздо позже. Одна из первых, созданная Ф. Платтером — в начале 17 века. Соответственно, названий «с-м Дауна» и «аутизм» не существовало. Детей с аутизмом, с умеренной, тяжелой умственной отсталостью — считали либо одержимыми дьяволом, либо блаженными — в зависимости от культуры. В последние годы появляются сообщения об «эпидемии аутизма», что может быть обусловлено не только реальным ростом количества детей с этим нарушением, но и гипердиагностикой, и улучшением процедуры диагностики, увеличением осведомленности врачей и родителей (т.е. раньше такие дети тоже были, но им ставили ошибочные диагнозы или в легких случаях списывали особенности поведения на сложный характер). Надеюсь, мне удалось ответить на Ваш вопрос.

Дети дауны и аутисты: правильный подход

Рождение ребенка – огромная радость для всей семьи и близких. Малыша ждут с огромным нетерпением, видя в будущем человечке наследника рода и продолжателя дела всего семейства. Однако, не всегда результат оправдывает надежды. Согласно статистике, предоставленной Мировой Организацией Здравоохранения, в среднем по планете на 700 здоровых младенцев на свет появляется несколько малышей с серьезными заболеваниями – аутизмом и синдромом Дауна.

Невидимая опасность

Несмотря на достижения современной медицины, предупредить появление на свет таких детей достаточно сложно. В этом направлении определенные успехи достигнуты лишь в дородовой диагностике синдрома Дауна, да и то, даже самые продвинутые лаборатории не смогут предоставить вам стопроцентной гарантии.

Таким образом, от развития этих заболеваний застраховаться практически невозможно, остаётся уповать только на здоровую генетику. Что же остается делать родителям, которые все-таки попали в эту группу риска? Ответ очевиден – понять и принять.

Аутисты. Дети дождя

Аутизм – психическое расстройство, проявляющееся в нарушении коммуникативных способностей ребенка. Маленький аутист замкнут, не контактен, в отдельных случаях даже агрессивен. Его поведение крайне ограничено – малыш может часами просиживать на одном месте, не меняя своего положения, совершать однообразные повторяющиеся движения руками или головой. У 805 таких деток наблюдается замедление умственного развития, аутисты не могут долго находиться в коллективе, на равных общаться со сверстниками. При отсутствии должного ухода и специального воспитания такие малыши обречены на инвалидность и прозябание в изоляции. Однако, при правильном подходе в аутистах порой открываются специфические таланты.

Аутизм не приговор!

Основные симптомы и признаки аутизма проявляются до достижения трехлетнего возраста. При своевременной диагностике, то есть до 1,5 лет, шансы на выздоровление или сглаживание основных проявлений аутизма очень высоки. Если удастся распознать беду еще во младенчестве, к трем годам скорее всего ваш малыш не будет ничем отличаться от своих здоровых сверстников, нормально закончит школу, институт и заведет семью.

Выявить аутизм самостоятельно без специального медицинского образования практически невозможно, поэтому обязательно наблюдайтесь у опытного психиатра, который сможет легко диагностировать малейшие отклонения от нормы.

Синдром Дауна. Много Солнца не бывает

Под синдромом Дауна сегодня подразумевают одно из самых распространенных наследственных заболеваний (1 ребенок на 600-800 новорожденных). Болезнь вызвана сбоем в генетическом коде – в каждой клетке такого человека наблюдается одна лишняя хромосома. Как мы уже отмечали, диагностировать заболевание можно еще на этапе развития плода, при появлении ребенка на свет синдром Дауна не перепутать ни с чем – слишком уж характерные внешние симптомы.

Люди, страдающие синдромом Дауна или как их еще называют – солнечные дети, имеют плоское лицо, короткую шею, полуоткрытый рот, зубные аномалии, деформированную грудную клетку. Достаточно часто уже в детском возрасте у них развивается глазная катаракта, не редко диагностируется лейкоз. Маленькие дауны довольно контактны и общительны, однако значительно отстают в своем развитии от здоровых сверстников. При должном уходе и правильном воспитании такие люди способны получить среднее образование, ухаживать за собой и даже работать.

Каждый имеет право на счастье

Согласно российскому законодательству, уже при постановке диагноза родители имеют право отказаться от больного ребенка. Решаться на такой поступок или нет – дело совести каждого. Однако, не стоит забывать, что и такие солнечные детки имеют право на жизнь и могут доставлять немало радостных моментов своим родителям. Страдающие этим синдромом могут проявлять определенные таланты, достигать неплохих успехов в отдельных областях знаний. Дауны даже могут вступать в брак и иметь здоровых детей.

Воспитание такого ребенка – процесс сложный и трудоемкий, требующий от родителей безграничной любви и терпения. Главное – проявлять индивидуальный подход и окружить малыша постоянной заботой. Для того, что бы дитя органично вписалось в общество и нормально адаптировалось в этом мире, придется участвовать в реабилитационных программах, а позднее отдать ребенка в специализированный класс или школу, в которых работают профессиональные психологи и врачи, владеющие методиками воспитания солнечных детей.

Умственная отсталость и аутизм

Вопрос о том, что происходит с проблематичным ребёнком, волнует родителей, врачей и педагогов. Случаи могут быть самыми странными и атипичными, а ребёнок и есть ребёнок — «достучаться» до него не так уж и просто. Однако специалисты знают о том, что существуют нозологические единицы. Обособленны они в первую очередь для того, чтобы за постановкой диагноза появилась адекватная схема терапии или коррекции состояния. Диагнозы же ставятся по принципу «чего больше, что ярче, что смутно присутствует, а чего нет вовсе». Выявляются основные симптомы или признаки и уже они соотносятся с синдромом, болезнью или расстройством. Так, аутизм не только может быть, но непременно в какой-то мере присутствует при шизофрении, но это не означает, что у ребёнка аутиста шизофрения. Тем не менее, некоторые люди так странно устроены, что не только мамочки, но и учителя или воспитатели детских садов утверждают, что аутизм это шизофрения. Мнение совершенно не соответствует действительности, и говорить тут не о чём.

Детский аутизм не стоит путать с шизофренией

Основные проблемы

Возьмём три основные проблемы, которые вызывают путаницу. Про шизофрению просто забудем, поскольку детская шизофрения встречается крайне редко, редчайшие случаи. Чаще же всего на повестке дня вопрос:

  • задержки психического развития;
  • аутизма;
  • умственной отсталости.

Не нужно думать, что сами состояния так уж похожи, если описывать их особенности словами. Скорее — похожи дети с какими-то явными или подозреваемыми отклонениями. Молчать часами, быть малоконтактными, или вообще ушедшими в себя целиком, или, напротив, гиперактивными они могут в силу самых разных причин. Если за психическими и интеллектуальными отклонениями стоит какая-то явная, видная глазами, подтверждённая клиническими исследованиями болезнь, то тут, с точки зрения диагностирования, всё намного проще. Если же это нечто, что имеет черты аутизма, а при этом уровень IQ не высок, наблюдается неспособность ребёнка справляться с задачами, которые не составляют особого труда для сверстников, то диагносту может потребоваться изрядно потрудиться. Это может быть вообще всё, что угодно, хоть одни из симптомов детской эпилепсии. Мы не ставим перед собой целью написать практическое руководство по диагностике и лечению проблем интеллектуального и психического развития у детей. Поэтому сразу укажем на главное в этих трёх состояниях…

Детский аутизм — выражается преимущественно в самоотстранённости ребёнка от коллектива, построение стены отчуждения. При этом он стремится упорядочить всё вокруг себя, не любит новизны, может быть агрессивным. Даже если он активен, то преимущественно сам по себе. Общаются аутисты чаще всего с людьми, которым делают исключение. Обычно — один или двое, к примеру, мама и тётя психолог. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами. Существуют атипичные формы, при которых наблюдается умственная отсталость, однако есть и атипичные варианты без неё.

Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма.

Иногда аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга

Так в чём же разница?

Отличие аутизма от ЗПР в том, что в последнем случае чаще всего наблюдается инфантилизация, а не нежелание устанавливать контакт с кем-либо. Но возможны любые смешанные варианты течения. Устанавливать, что это — аутизм или задержка развития, искать отличия можно только в силу выработки адекватной схемы коррекции. К примеру, если имеются специфические расстройствами учебных навыков и задержка речевого развития, а всё это сочетается с задержкой развития интеллекта, то ребёнку нужны особые виды коррекции, включая занятия с логопедом. Ребёнок аутист при этом во всём том не нуждается. Он не общается со сверстниками или учителями, но прекрасно говорит дома и с его речью всё хорошо.

У ребенка аутиста обычно нет проблем с речью

Во всех случаях не следует ждать, что вот тут будет чёткий список признаков аутизма, а вот тут ЗПР, и будет видно в чём разница. Дети с ЗПР могут по внешним признакам быть такими же аутистами. Причина же может лежать в том, что они стесняются того, что плохо говорят или опасаются насмешек, неприятия коллективом. Аутистов же с ними роднит то, что они тоже могут иметь низкий или какой-то особый статус умственного развития. Чего-то они не понимают, не любят, а что-то готовы делать снова и снова. И это что-то может быть достаточно сложным для других их сверстников.

Всё то, что вмещает в себя понятие «задержка развития» может быть следствием различных соматических болезней, включая болезни матери до родов, во время беременности. И это более роднит ЗПР с олигофренией, а дети и взрослые с умственной отсталостью достаточно часто становятся аутистами по неволе.

Чистый аутизм можно было бы назвать сознательным выбором ребёнка, этим в основном и состоит отличие олигофрении, ЗПР. При задержке в развитии дети просто такие, но они хотели бы быть другими. Впрочем, далеко не факт, что стать такими же, как и все другие, не хотят аутисты в школьном возрасте.

Аутизм не следует путать с задержкой умственного развития

Практика показывает, что существует определённый водораздел. При необратимом поражении каких-то участков головного мозга не имеет никакого смысла пытаться добиться от ребёнка того, чтобы он стал таким же, как все, как будто бы у него нет и не было расстройства или болезни. В остальных случаях грамотные занятия, часто индивидуальные, могут серьёзно улучшить ситуацию. Ребёнка в состоянии имбецильности нужно воспринимать таким, каким он получился. А вот со многими аутистами, детьми с задержкой психического развития и подозрениями на умственную отсталость лёгкой степени очень даже нужно работать в плане их развития и коррекции ситуации.

Как связаны аутизм и умственная отсталость

Часто можно услышать утверждение, что аутизм обязательно сочетается с умственной отсталостью. Соответствует ли это истине? На самом деле дети с аутизмом так же, как и нейротипичные дети, могут обладать разным уровнем интеллекта, но умственно отсталых среди них — единицы. Откуда же тогда взялось такое мнение?

Дело в том, что детям с аутизмом плохо подходят те стандартные тесты, которые в большинстве случаев используются специалистами. Ребёнок может собирать сложнейшие конструкции по схемам, но не суметь справиться с пирамидкой или матрёшкой, потому что ему не понравилась шероховатая деревянная текстура. Может свободно говорить на двух-трёх иностранных языках, но отказаться на медико-психолого-педагогической комиссии отвечать на простейшие вопросы на родном языке — потому что ему неинтересна тема беседы, в кабинете горят некомфортные для него лампы дневного света, а у опрашивающего человека слишком резкий парфюм.

И ещё тысяча и одна причина, почему формально применённые методики обследования дают результат той самой «умственной отсталости». (И как здесь не вспомнить слова Альберта Эйнштейна: «Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».)

Другой неблагоприятный вариант — когда ребёнок, с которым вовремя не начали коррекционную работу, со временем обзаводится выраженной вторичной задержкой интеллектуального развития по схеме: аутизм мешает коммуникации и познанию окружающего мира, жизненное поле, на котором существует ребёнок, предельно сужено (в самых тяжёлых случаях — ограничено пределами квартиры), следовательно, ребёнок с каждым годом всё сильнее и сильнее отстаёт от нейротипичных сверстников.

Но и в этом случае изначально умственной отсталости нет! Не позволяйте никому убедить себя в том, что ваш ребёнок — «безнадёжный» и «глубоко умственно отсталый», только на основании того, что он не заинтересовался задачей вкладывания квадрата в квадратное отверстие, а круга — в круглое. Это не говорит о состоянии его интеллекта. Скажу честно, это вообще никак его не характеризует. Занимайтесь! Ищите те методики и педагогов, которые подойдут именно вашему мальчику или девочке.

Смотрите шире — почти у каждого человека с аутизмом есть свои сильные стороны: у кого-то — иностранные языки, у кого-то — математика, у кого-то — увлечение биологией: всем, что растёт, бегает, плавает, летает. Опирайтесь на эти способности, развивайте их максимально, постепенно подтягивая то, что отстаёт (в случае с аутизмом это стандартно эмоциональная и вербальная коммуникация).

В какой-то момент может показаться, что ребёнок слишком развит в своей «узкой» сфере и безнадёжно отстаёт в остальных. Со временем, если не прекращать работу, ситуация выправится, сильные и слабые стороны более-менее сбалансируются. А узкие интересы, в которых ребёнок успешен, станут тем самым крючком, который поможет социализироваться.

К чему я это? А к тому, что слушайте больше себя, чувства и интуицию, опирайтесь на свои повседневные наблюдения. Никто из нас, специалистов, не знает вашего ребёнка лучше, чем вы — родители. Независимо от того, что напишут в стандартных бланках, за каждого ребёнка имеет смысл бороться до конца. Потому что реальные случаи побед в этой битве — штука гораздо более важная, чем сухая статистика. Если у кого-то уже получилось — есть все шансы, что получится и у вас.

Надо ли бороться с аутостимуляциями при аутизме

Для детей с аутизмом характерны так называемые аутостимуляции: повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.

Аутостимуляции могут быть:

  • вкусовыми — засовывает в рот различные предметы (и пищевые, и непищевые), всё облизывает;
  • визуальными — ребёнок моргает, щурится, шевелит пальцами или машет кистью руки перед источником света, чтобы сделать его «мельтешащим», включает и выключает свет в комнате, ритмично нажимает на глаза и т.д.;
  • слуховыми — издаёт различные звуки, постукивает по ушам пальцами, бесконечно перезагружает компьютер, чтобы слышать звук заставки, и т.д.;
  • тактильными — трёт кожу предметами, пощипывает себя или находящегося рядом, «зависает» на определённой фактуре: часами гладит мех, дерево, кожу и т.д.;
  • вестибулярными — раскачивается на одном месте, кружится, подпрыгивает, трясёт руками и т.д.;
  • обонятельными — старается всё обнюхивать, ищет определённые запахи и надолго очаровывается ими (запах мыла, поездов, определённых духов и т.д.).

Аутостимуляции используются людьми с аутизмом либо для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Одна из гипотез предполагает, что аутичные дети постоянно нуждаются в стимуляции, и аутостимуляция служит для них средством возбуждения нервной системы. Согласно другой гипотезе, окружающая среда — источник слишком сильных внешних воздействий, поэтому дети прибегают к аутостимуляции с целью блокирования избыточных раздражителей и контроля за уровнем слишком сильного возбуждения.

Интенсивность аутостимуляции нарастает, когда другие люди пытаются намеренно направить активность ребёнка в другое русло либо когда он оказывается в непривычной, сложной для него обстановке.

Аутостимуляция характерна и для детей с другими нарушениями развития (ДЦП, глухота, слепота, выраженная умственная отсталость), для страдающих соматическими заболеваниями, для воспитывающихся в детских домах, для вынужденных много времени проводить в больницах и т.п. — для всех групп детей, у которых в силу врождённых особенностей развития или сложившихся жизненных обстоятельств ограничены способы общения с окружающим миром, есть недостаточность сенсорных ощущений от окружающего мира. Но наиболее часто аутостимуляция наблюдается и отличается особой стойкостью у детей с аутизмом.

Та или иная форма повторяющихся действий, начавшись в раннем возрасте, может сохраняться и в зрелом. Она может возобновляться даже после успешной коррекционной работы — в психотравмирующих ситуациях либо когда нагрузка чрезмерна.

Нужно ли бороться с аутостимуляциями? Часто родители и специалисты пытаются жёстко пресекать их, держат ребёнка за руки, одёргивают резким окриком, убирают из поля доступности «объект фиксации».

Я считаю, что всё нужно оценивать с позиции опасности аутостимуляции вашего ребёнка для себя самого либо окружающих. Если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т. д.), но смущает взрослых своей «неуместностью», тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих, — препятствовать ей не нужно.

Если ребёнка лишить доступных источников удовольствия и механизмов успокоения, это вызовет накопление напряжения вплоть до нервного срыва, а регулярное создание подобных ситуаций повлечёт невротическую реакцию, последствия которой вам вряд ли понравятся. (Если ребёнку без особенностей запретить грызть ногти https://www.7ya.ru/article/Kak-otuchit-rebenka-gryzt-nogti-sosat-palec-rvat-volosy-na-golove/, не устранив причину тревожности, он начнёт накручивать на палец волосы или обгрызать ручку при письме.)

Со временем вы сможете научить ребёнка «стимиться» менее заметно либо только в пределах дома (хотя в сильных стрессовых ситуациях, возможно, эта реакция будет возвращаться не один год, порой — пожизненно), подобрать те объекты, которые вы сможете возить с собой и которые будут позволять ребёнку совершать аутостимулирующие действия незаметно для окружающих: колючие шарики, кусочки ткани приятных ребёнку фактур, которые он сможет перебирать, и т.д. Но в любом случае упорная борьба с аутостимуляциями не должна быть первостепенной задачей коррекционной работы.

Как играют дети с аутизмом

Все виды деятельности у детей с аутизмом развиваются своеобразно. Аутичные дети увлечённо манипулируют предметами. Через этот этап познания предметного мира проходим в раннем возрасте все мы. Однако в норме на следующем этапе развития у ребёнка увлечённость миром вещей ослабевает и на первый план выступают социальные отношения.

В отличие от детей без особенностей развития у детей с аутизмом ведущим надолго остаётся именно этап изучения предметного мира. Основной мотив их манипуляций с предметами — привлекательные сенсорные свойства последних: цвет, фактура, звук при падении и т.п. Ребёнок с аутизмом часто использует предметы без учёта их прямого назначения: пробует на вкус зубную пасту и мыло, жуёт пластилин, обнюхивает игрушки и т.п.

Причём, в отличие от нормально развивающихся сверстников, он может настойчиво повторять эти попытки, его не останавливает боль от острых краёв предмета или неприятные вкус, запах. Действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением аутичный ребёнок часто упорно отказывается, социальное назначение предметов для него менее важно, чем понравившееся сенсорное свойство.

То же самое происходит и с игрушками: катает кольца от пирамидки, но не хочет собирать её; разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки; раскладывает брусочки пластилина в ряд, отказываясь лепить, и т.п. Аутичного ребёнка можно заставить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков и т.п.), но требовать от него осознанности без учёта этой «сенсорной очарованности» почти бесполезно.

Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определённой роли и действий в соответствии с ней, у аутичного ребёнка затруднено, а зачастую без специального обучения этот вид игры не формируется вообще. Ребёнок оказывается совершенно беспомощным в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли, договориться о совместных действиях.

Затруднено использование предметов-заместителей в соответствии с сюжетом игры: аутичному ребёнку очень трудно понять, как палочка может быть и ложкой, и градусником, и лопатой. Ребёнок использует предметы и игрушки в соответствии с собственной логикой и упорствует в этом. Ролевая игра, если и появляется самостоятельно, неустойчива, прерывается не обоснованными игровой логикой действиями, сменой роли, которая также не получает развития.

У аутичного ребёнка, как правило, есть любимые стереотипные игры — многократное повторение одних и тех же действий, в которых он может часами манипулировать предметами, порой совершая очень странные, с точки зрения окружающих, действия.

В стереотипных играх отсутствует видимый сюжет. При непродуманной попытке взрослого включиться в игру либо прекратить её ребёнок демонстрирует неудовольствие либо выраженную агрессию/самоагрессию.

Довольно часто дети с аутизмом игнорируют игрушки, получают гораздо большее удовольствие от манипулирования с неигровыми предметами — и это именно манипуляции, предмет не является заместителем (палочка в такой манипуляции не становится ложкой, песок — кашей в тарелке). Присутствие других детей игнорируется (то есть ребёнок как бы «застревает» на стадии «игры рядом», характерной для детей без особенностей развития до трёх лет).

Физкультура для ребенка с аутизмом: что лучше?

Двигательная сфера при аутизме тоже развивается своеобразно. Ребёнок может производить впечатление моторно неловкого, со слишком напряжённой или расслабленной мускулатурой, с очень плохо развитой мелкой моторикой. Но при этом может проявлять чудеса ловкости в тех областях, которые интересны и важны ему самому: запросто забираться на высокий шкаф, если ему полюбилось прыгать с высоты или нужно достать оттуда игрушку; разворачивать туго завёрнутую в фантик конфету, которую хочет съесть, и т.д. Однако для того чтобы уравновесить уровень моторики и научить ребёнка произвольно владеть своим телом (как общей, так и мелкой моторикой), обычно нужны дополнительные занятия.

Подбирать «физкультуру» для ребёнка лучше исходя из его интересов и предпочтений: очень неплохо зарекомендовали себя иппотерапия, детская йога, плавание, ритмика. Но, возможно, вашему ребёнку лучше подойдут восточные единоборства или танцы — единого рецепта здесь нет.

Работа над физическим развитием ребёнка с аутизмом не должна становиться единственным средством коррекции, но, если использовать эту область как вспомогательную, результаты будут очень хорошими, так как совершенно очевидна тесная связь развития физического и умственного, особенно когда мы говорим о таком комплексном нарушении развития, как аутизм. Кроме того, физическая активность напрямую воздействует на область сенсорики, помогая нормализовать её.

Интерес к социальному миру, как правило, не возникает спонтанно и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребёнка, хотя любой, кто имеет более-менее продолжительный опыт общения с аутичными людьми, видит и знает, что такие дети и взрослые скорее не могут, чем не хотят общаться.

Аутизм или не аутизм?

В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.

Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).

Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).

Задержка психического развития — это обобщённое определение комплекса нарушений высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. ЗПР может развиваться на фоне гиперактивности (неспособность ребёнка к концентрации, гипервозбудимость замедляет процесс его обучения и развития), так и выражаться в замедленности реакций ребёнка, апатичности, вялости мимики и реакций на внешние раздражители.

Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.

До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.

Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом «Об образовании в РФ».

Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.

Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).

Вот их общие черты:

  • сложность установления продолжительного контакта с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз (эхолалия);
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • неуклюжесть движений;
  • беспокойный сон, повышенная тревожность;
  • страх новизны;
  • моторная недостаточность;
  • задержка развития коммуникативной речи;
  • интеллект близкий к среднему, средний или выше среднего;
  • данный синдром встречается только у мальчиков (у девочек отмечается дефицит внимания, но без гиперактивности).

Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).

ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.

Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.

Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).

Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у «гиперов» всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.

У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.

Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.

Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).

Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.

Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:

  1. Сторонники нейробиологических теорий считают, что у таких детей существует проблема в выработке гормона серотонина, влияющего на нарушение поведения, нарушение обмена веществ;
  2. Сторонники нейропсихологических теорий полагают, что всё дело в нарушении механизма торможения в головном мозге;
  3. Нейроанатомическая теория придерживается гипотезы о дисфункции лобной доли, чему нет достаточного подтверждения, так же, как и…
  4. теории токсических веществ (влияние пищевых добавок, салицилатов, сахаров, свинца). Данные теории нуждаются в дополнительных исследованиях.

На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.

Представленные психологические нарушения коморбидны, т.е., к ним могут присоединяться симптомы других расстройств (ребёнок с СДВГ и ЗПР может иметь аутичные признаки, различные виды неврозов). Поэтому до окончания начальной школы нельзя настаивать на какой-то однозначности при постановке диагноза, можно лишь предполагать. Никто не знает, как проявит себя ребёнок через несколько лет. Бывает, что дети с серьёзными нарушениями, при грамотном подходе, показывают большой скачок в развитии!

Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье.

Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:

  • одержимая ритуальность и зацикленность на каком-то действии. Ребёнок всегда ходит в школу одной и той же дорогой, может часами совершать одно и то же действие, например, переставлять с места на место предметы, переливать воду из одной ёмкости в другую (в отличие от «гипера», которому всё быстро надоедает из-за нарушенной функции внимания и концентрации);
  • бедность мимики: чаще пустой, ничего не выражающий взгляд;
  • панический страх всего нового (перестановка мебели в комнате ребёнка с аутизмом может вызвать у него настоящий ужас и яркий протест);
  • отсутствие проявления эмоциональной реакции к членам семьи и даже протест при попытке родителя обнять его. Гиперактивный ребёнок тоже может плохо идти на контакт с другими людьми, но больше из неумения завязать общение, однако он любит играть с родителями, с братьями и сёстрами, проявляет к ним внимание и ласку;
  • стремление к схематизму (понимание предмета происходит в основном через схемы, рисунки);
  • невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность. В 15-20% случаев интеллект у аутистов сохранен, но всё же страдает вследствие особенностей поведения;
  • аутизм может встречаться чаще у мальчиков, но бывает и у девочек.

По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.

В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:

  1. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (психогенное происхождение аутизма);
  2. Поражения головного мозга (органическое происхождение аутизма);
  3. Генетическая предрасположенность.

Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.

Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?

  1. Медикаментозная терапия (назначается психиатром);
  2. Поведенческая терапия (научение детей социальным навыкам и навыкам самообслуживания);
  3. Арт-терапия;

Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.

Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.

Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.

Самостоятельно продиагностировать нарушения психического развития в раннем возрасте можно, воспользовавшись индикаторами в моей заметке https://www.b17.ru/blog/59158/

Скрининг-тест на диагностику раннего детского аутизма (с 16 до 30 месяцев) можно пройти, кликнув на ссылку:

http://аутизм-тест.рф/test

Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!

Приглашаю родителей детей с ОВЗ на консультацию, на которой вы узнаете, где получить бесплатную психолого-педагогическую помощь, информацию о правах вашего ребёнка в образовательной организации, о способах эффективного взаимодействия с ним, психологическую поддержку.

Запрос отправляйте личным сообщением!

Чем отличается аутизм от ЗПР

Четко разграничить признаки этих двух состояний не всегда возможно. Дело в том, что у аутиста могут присутствовать признаки задержки психического развития: трудности с учебой, например. В свою очередь, малыш с ЗПР может вести себя как аутист, избегая общения, предпочитая проводить время в одиночестве.

Но отличие аутизма от ЗПР все-таки имеется. Так, у ребенка с задержкой развития наблюдаются трудности с речью, у аутиста же таких проблем может не быть. Он просто не желает говорить. Более того, аутисты могут даже обгонять своих ровесников по овладению речевыми навыками. Но говорят они лишь о том, что им интересно, обращаясь к самим себе.

Аутист не хочет общаться, ему это просто не требуется и он ничуть не страдает от одиночества. Ребенок с ЗПР и рад бы играть и со сверстниками, но он просто не умеет завязать общение.

Приверженность определенным ритуалам и паника при любом нововведении характерны только для аутистов.

Аутисты остаются эмоционально безразличными к членам семьи, тогда как ребенок с ЗПР ищет ласки и одобрения родителей.

Обычно ребенок с ЗПР, если с ним планомерно заниматься, догоняет своих сверстников и в дальнейшем уже не отличается от них. От аутизма избавиться полностью нельзя, можно лишь научить ребенка лучше адаптироваться в окружающем мире.

Чем отличается аутизм от умственной отсталости

Умственная отсталость характеризуется стабильно сниженным интеллектом. У части детей-аутистов тоже наблюдается данное отклонение. Дети-олигофрены иногда подвержены стереотипным действиям, как и аутисты. Как же отличить аутизм от умственной отсталости?

Надо сказать, что при легкой форме аутизма умственно ребенок развивается нормально и может даже превосходить ровесников по интеллекту. При этом для аутистов характерна избирательность умственного развития. Так, они могут прекрасно усваивать отдельные предметы, например музыку или математику, но полностью не успевать по прочим дисциплинам.

Если же ребенок-аутист страдает умственной отсталостью, то при одном и том же уровне интеллектуального развития аутист окажется более сообразительным в отдельных предметах, нежели олигофрен. Правда, он гораздо хуже оказывается приспособлен к жизни.

Самое же характерное отличие ребенка-олигофрена от аутиста в том, что последний не идет на эмоциональный контакт.

Ребенок-аутист отгораживается от большого мира, замыкаясь в своем собственном, и таков его выбор. В этом его главное отличие от детей с ЗПР и с умственной отсталостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *