Если в магазине нет сдачи, то не нужно никуда идти, а достаточно напомнить кассиру о письме Минфина России от 30 августа 1993 г. N104, где в пункте 3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», директор (заведующий) предприятием, либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. Таким образом, это магазин должен иметь сдачу в кассе, а не покупатель должен иметь более мелкие купюры. Об этом сказано в п. 4.7. Типовых правил. Именно кассир должен разменять деньги и предоставить покупателю сдачу. Если же кассир этого не делает, значит, он отказывается от продажи товара, а это является серьезным нарушением прав потребителя и можно смело требовать жалобную книгу, где все подробно изложить. Ну, и в довершении можно подать жалобу в Роспотребнадзор или в Общество защиты прав потребителей.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что розничная купля-продажа относится к так называемым публичным договорам (ст. 492 Гражданского кодекса РФ). Это значит, что коммерческая организация, занимающаяся розничной торговлей, при наличии возможности предоставить потребителю свои товары не вправе отказывать своим клиентам. Проще говоря, продавец обязан продать товар любому обратившемуся к нему покупателю.
Сошлитесь на это в магазине, поговорите с администратором или старшим менеджером. Если вам не пойдут навстречу, то можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также пострадавший покупатель вправе обратиться в суд и потребовать компенсации причиненных ему убытков (ст. 445 ГК РФ).
Отсутствие сдачи не является основанием для отказа продать товар, об этом говорится в ст. 426 Гражданского кодекса РФ: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается”.
Покупателю необходимо зафиксировать факт отказа продать товар в книге отзывов и предложений. А затем обратиться с письменной жалобой в Роспотребнадзор. Несговорчивому продавцу грозит штраф по статье 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
КоАП РФ содержит несколько оснований, по которым предприятие торговли может быть привлечено к ответственности за нарушения правил торговли.
Так, согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,… — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
А в соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обратите внимание, что в случаях отказа покупателям в магазинах в сдаче, ссылаясь на ее отсутствие, такие действия работников магазинов следует расценивать как одну из форм обмана и обсчета покупателей.
Итак, у продавца нет сдачи, и он отказывается производить расчет за товар и продавать товар.
- требуйте книгу жалоб и предложений и делайте запись об отказе продавца продать вам товар по причине отсутствия сдачи;
- если книгу не предоставили (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме;
- если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи, покупателю причинен существенный моральный, материальный ущерб или нанесен вред его здоровью, а продавец отказался удовлетворить требование потребителя возместить ущерб добровольно, смело подавайте иск в суд. Суд будет на вашей стороне.
Подготовлено по интернет-ресурсам
Что делать, если кассир говорит, что у него нет сдачи, и имеют или право давать сдачу жвачкой или шоколадкой, АиФ.ru узнал у специалистов.
Вопрос-ответ Что делать, если расходятся стоимость товара на ценнике и на кассе?
«По закону магазин-продавец должен иметь разменные деньги. Это его обязанность — обеспечить покупателю сдачу. И магазин должен любыми средствами это сделать, то есть разменять у себя и предоставить человеку. Что касается замены сдачи другим товаром, то закон прямо это не запрещает. Это компромиссное решение. Если оно устраивает покупателя, если он добровольно идет на это, то можно согласиться на замену сдачи товаром», — рассказал юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев.
Адвокат Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Алишер Захидов добавляет: «Когда-то были разработаны методические рекомендации организации розничной торговли. Их никто не отменял, они действуют. В этих ведомственных торговых документах четко сказано, что в магазине на протяжении всей торговой сессии должна быть сдача к любой сумме с купюры любого достоинства. Даже если вы покупаете всего два пакета молока и протягиваете кассиру пятитысячную купюру, то на все возмущения или возражения кассира, что у него нет денег, человек вправе твердо стоять на своем: это рабочая ситуация для магазина».
Если нет размена в кассе
Управление Роспотребнадзора по Курганской области разъясняет. В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчетах с потребителями.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Дело в том, что при получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (п. «в» ч. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ).
Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Примечание. Административная ответственность за обсчет покупателя (ст. 14.7 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — штраф от 20 000 до 40 000 руб.